Как развить концентрацию внимания у ребенка 3 года

Как развить концентрацию внимания у ребенка 3 года thumbnail

Последнее обновление статьи: 18.05.2019

Развитие внимания у детей 3-х лет — одна из наиболее важных задач родителей, так как от этого напрямую зависят способности ребенка к пониманию информации и ее запоминанию. Именно в 3 года у ребенка формируется умение переключать и распределять внимание, однако из-за его неустойчивости малышу довольно сложно сосредоточиться на одном занятии, поэтому помощь родителей будет очень полезна.

Особенности развития внимания у детей 3-х лет

В возрасте 3-х лет внимание ребенка чаще всего привлекают внешне интересные и яркие предметы, эмоциональные события. Сосредоточенным оно остается до тех пор, пока сохранен интерес к людям, игрушкам или действиям. Малыш легко отвлекается, может быстро бросить одно дело и начать заниматься другим. Средняя продолжительность времени, когда ребенок сосредоточен на одном виде деятельности, составляет примерно 6-15 минут. Внимание у ребенка 3-х лет проявляется в различных психических процессах – он всматривается в заинтересовавшую его картинку, вслушивается в интересный рассказ, увлеченно рисует карандашами или играет, пытается читать книжки. Распределение внимания между двумя разными действиями или объектами в таком возрасте практически невозможно.

В 3 года внимание у ребенка является непроизвольным, т.е. возникает непреднамеренно, само собой, и редко появляется под влиянием какой-либо задачи или цели. Дети такого возраста не могут долго концентрироваться на одном объекте. По мере взросления начинает формироваться произвольное внимание, которое является результатом волевого усилия. Его развитие происходит в процессе общения со взрослыми, во время игр и обучения.

Внимание детей 3-х лет переключить непросто, поэтому очень важно заранее сообщить малышу об окончании игры, так как ему необходимо некоторое время, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой. При этом внимание детей такого возраста очень сложно направить на какой-либо предмет с помощью словесных инструкций. Требуется несколько раз повторять просьбу, чтобы ребенок переключился на нужный объект.

Важно! Уважайте занятия ребенка – если он увлеченно чем-то играет, старайтесь не мешать и не отвлекать его. А если необходимо прервать занятие, предупредите кроху заранее, чтобы он имел возможность завершить игру.

Свойства внимания

Внимание обладает некоторыми особенностями и свойствами, которые характеризуют способности и возможности человека.

  • Концентрация – это удержание внимания на каком-либо действии или объекте. При недостаточно развитой способности концентрации внимания, малыш не может продолжительное время, не отвлекаясь, сосредотачиваться на определенной деятельности. У детей в 3 года развитие способности к концентрации находится на начальном уровне.
  • Переключаемость выражается в способности переносить внимание с одного объекта на другой. Развитие этого навыка у детей 3-х лет помогает им переключаться между разными видами деятельности.
  • Распределение – это умение одновременно выполнять сразу несколько действий либо удерживать внимание на нескольких разнородных объектах. Способность к распределению позволяет заниматься несколькими делами одновременно. В 3 года способность распределения практически отсутствует.
  • Устойчивость – это продолжительность времени, в течение которого человек способен удерживать внимание на каком-то объекте или действии. Степень устойчивости зависит от разнообразия выполняемых действий, причем действия или предметы могут меняться, а общее направление деятельности остается постоянным. Однообразные действия или предметы существенно снижают устойчивость внимания, особенно у детей в 3 года.
  • Объем внимания определяется количеством объектов, предметов или действий, которые человек способен воспринимать одновременно. У детей в возрасте 3-х лет он составляет не более 2-3-х предметов. Небольшой объем не позволяет удерживать в поле внимания несколько предметов.

Диагностика

Родители могут самостоятельно проверить, насколько правильно идет развитие внимания у ребенка, и в каких вопросах ему нужно помочь. Все занятия у детей в 3 года проходят в игровой форме. Вы можете предложить малышу следующие задания:

  1. найти на картинке одинаковые предметы и назвать их цвет;
  2. раскрасить по образцу простые геометрические фигуры;
  3. найти отличия на двух похожих картинках.

Такие простые задания и игры позволят выявить, какие задачи вызывают трудности у ребенка и в соответствии с этим подобрать наиболее полезные упражнения. 

Развивающие игры

Развитие внимания и мышления у детей в 3 года происходит преимущественно в игровой форме. При этом очень важно создать обстановку, в которой малышу будет проще сосредоточиться. Желательно убрать из поля зрения ребенка все игрушки и предметы, которые не пригодятся для занятия. Старайтесь не давать для обычных игр предметы, которые предназначены для занятий, иначе интерес к ним будет потерян.

«Найди одинаковый предмет»

Простая игра, в которой можно использовать практически любые предметы – это могут быть конфеты, игрушки, карточки с картинками. Суть игры в том, чтобы дети находили одинаковые предметы.

Читайте также:  Куда пойти на новый год с ребенком 3 года

«Общее и различия»

Хорошая развивающая игра, учит малыша концентрироваться и замечать мелкие детали. Для игры вам понадобятся похожие по форме или цвету предметы, а также карточки с рисунками. Попросите ребенка найти различия между двумя похожими предметами или картинками.

«Что изменилось»

Эта игра полезна не только для развития малышей 3-х лет, но и для детей постарше. Использовать можно различные предметы – игрушки, карандаши, книжки. Их нужно расположить в один ряд, а затем попросить ребенка закрыть глаза, поменять пару предметов местами или убрать какой-то из них, и спросить, что поменялось.

«Что звучит»

Игра, которая развивает слуховое внимание. Вам понадобятся различные звучащие предметы и музыкальные игрушки. Приготовьте необходимые предметы, а ребенка попросите отвернуться. Затем выберите какой-нибудь предмет и производите с его помощью звуки – позвените колокольчиком, постучите в барабан, подудите в дудочку или пошелестите страницами книжки. Ребенок на слух должен определить, что это за звуки и какой предмет их издает.

«Запомни и расскажи»

Предложите ребенку рассмотреть простой рисунок, например изображения фруктов, овощей или игрушек. Затем спрячьте картинку и спросите малыша, что он смог запомнить – сколько было предметов, какого они цвета и т.д. Когда ребенок адаптируется к игре, можно брать картинки с более сложным сюжетом и большим количеством деталей.

«Сделай так же»

Возьмите раскраску с изображением одного крупного предмета, например яблока или мяча. Закрасьте половину рисунка, а затем предложите ребенку докрасить предмет таким же цветом.

Помните, что занятия с детьми 3-х лет не должны быть утомительными. Их продолжительность — не более 10 минут. Обязательно чередуйте активные и пассивные игры.

На развитие ребенка большое влияние оказывает окружающая среда и домашняя обстановка, в которой он растет. Старайтесь больше общаться с малышом, постоянно обогащайте его знания, учите наблюдать и подмечать что-то новое и интересное на прогулке, дома или в поездке. Это очень важно, ведь от уровня внимания зависит способность ребенка к восприятию, пониманию и усвоению информации, а также продуктивность учебной деятельности в целом.

Источник

Как развить концентрацию у ребенка

Рейтинг
61

Плохая концентрация – плохая успеваемость, поэтому родителям важно научить ребенка концентрироваться

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Отсутствие концентрации – распространенная проблема среди детей. Их внимание настолько непостоянно, что даже новые игрушки привлекают их всего несколько часов.

Ситуация становится хуже, когда родители заставляют ребенка выполнять различную деятельность (например, учить уроки), которая требует умственных усилий и концентрации. Но, если ребенок не может сосредоточиться, это еще не значит, что он страдает какими-либо расстройствами обучения (такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Рассмотрим основные причины плохой концентрации у детей и попытаемся разобраться, как родители могут помочь ребенку решить эту проблему. Прежде всего, следует выяснить, действительно ли ребенок не может сосредотачиваться.

Признаки плохой концентрации у детей

У ребенка, имеющего проблемы с концентрацией внимания, могут проявляться некоторые из таких признаков:

  • ребенок не может усидеть на одном месте и легко отвлекается;
  • он часто теряет вещи и неорганизован;
  • он имеет трудности с обучением и запоминанием;
  • он не может сосредоточиться, чтобы выполнить домашнее задание;
  • он постоянно «витает в облаках»;
  • у него плохой почерк по сравнению со сверстниками;
  • он бывает агрессивным или капризным;
  • у него плохо развиты двигательные навыки (например, он плохо бегает или прыгает).

Причины низкой концентрации у детей

1. Недостаточный сон. Детям требуется 8–10 часов сна каждый день, в зависимости от возраста. Если ребенок привык ложиться спать поздно, измените эту привычку и установите для него распорядок. Помогите ребенку ложиться спать раньше, чтобы он получал больше времени на сон.

2. Стресс в семье. Что вызывает стресс у ребенка? Это может быть что угодно – от школы до семейных неприятностей. Чрезмерное давление на ребенка, наставления, чтобы он хорошо учился, занимался спортом и т. д., семейные ссоры и недостаток родительского внимания – все это может быть причиной стресса. Постарайтесь не давить на ребенка и избегайте споров в семье.

3. Неправильное питание. Плохое питание, в частности, употребление продуктов с высоким содержанием сахара и жиров, часто приводит к плохой концентрации. Ребенку хорошо подойдут яйца, цельнозерновой хлеб, молоко, курица, мясо, рыба. Не давайте ребенку кофе, энергетических напитков и вредной пищи.

Читайте также:  Рефлексотерапия ребенку 3 года

4. Сложные задачи. Ребенок обычно отказывается выполнять задачи, которые кажутся ему слишком трудными. Сложность задачи определяется возрастом ребенка. Поэтому не давайте своему ребенку слишком сложной работы или задач, которые он не в состоянии понять.

Отдых, здоровый сон и сбалансированное питание помогут решить проблему концентрации у ребенка.

Как развить концентрацию у ребенка

Рассмотрим еще несколько способов, которые помогут ребенку сфокусироваться:

1. Наблюдайте за ребенком

  • сядьте сбоку от ребенка и наблюдайте за ним, когда он играет, разговаривает или читает. Смотрите на выражение его лица и попытайтесь понять, что его интересует;
  • поговорите с воспитателем или учителем ребенка. Поскольку учитель часто взаимодействует с ребенком, он может дать вам много ценной информации;
  • не ругайте ребенка, будьте терпеливы к нему и постарайтесь его понять.

2. Сведите до минимума отвлекающие факторы

Дети не умеют фильтровать шум. Поэтому вам нужно создать подходящую атмосферу, чтобы дать ему сосредоточиться.

  • если ребенок занимается чем-то рядом с вами, не разговаривайте по телефону и не смотрите телевизор;
  • покажите ребенку хороший пример. Установите «спокойное время», во время которого вы читаете книгу или занимаетесь чем-то, пока ваш ребенок учит уроки. Ваш пример будет мотивировать его сделать свою работу лучше.

3. Уменьшайте время, которое ребенок проводит перед монитором

Вместо того чтобы позволять ребенку играть в компьютерные игры, лучше играйте с ним в традиционные игры:

  • покупайте ребенку игры, которые в веселой форме развивают творческое мышление;
  • выделите ребенку определенное время, когда он сможет смотреть телевизор или сидеть за компьютером. Так вы сможете контролировать время, которое он проводит перед монитором;
  • показывайте ребенку пример: меньше смотрите телевизор и меньше используйте мобильный телефон.

4. Устанавливайте цели

  • цели должны быть достижимыми;
  • разделите время учебы ребенка на несколько категорий;
  • создайте расписание для всех дел: игры, учебы, хобби и т.д.;
  • давайте ребенку символическое вознаграждение, когда он хорошо выполняет задания в течение недели или месяца.

5. Давайте ребенку ежедневные обязанности

  • давайте ребенку простые ежедневные обязанности, требующие от него порядка;
  • поручайте ребенку дела, соответствующие его возрасту (например, сервировка стола, помощь в приготовлении пищи, сортировка вещей после стирки и т. д.);
  • если у вас дома есть библиотека, попросите ребенка расставить книги в алфавитном порядке;
  • регулярно давайте ребенку новые задачи, чтобы он не потерял интерес.

6. Разделяйте большие задачи на меньшие

Иногда большие задачи пугают детей.

  • ребенку будет легче, если вы разделите большую задачу на несколько мелких;
  • ребенок не почувствует себя обремененным, если будет выполнять задачи, не занимающие много времени. Если ребенок выглядит растерянным, когда ему предстоит прочитать главу из учебника, давайте ему читать по странице или по нескольким абзацам.

7. Цените ребенка и давайте ему вознаграждение

  • ребенок должен быть мотивирован выполнять задачи;
  • он должен чувствовать себя способным выполнить задачу. Это сохраняет его мотивацию и сфокусированность на том, чтобы выполнить задачу как можно лучше;
  • когда вы видите, что у ребенка получается лучше выполнять свою работу, дружественно похлопайте его по плечу или придумайте какое-то символическое вознаграждение.

8. Обратитесь за помощью к школьному психологу

Школьный психолог, работая с ребенком во внеурочное время, может научить его концентрироваться. Вам также следует присоединиться к этим занятиям, чтобы из первых уст узнать способы развития концентрации.

9. Проверьте наличие у ребенка расстройств обучения

  • обратитесь к детскому психологу, чтобы он провел диагностику;
  • диагностика поможет понять причину плохой сосредоточенности ребенка, потому что последняя не всегда связана с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
  • для повышения концентрации одни дети нуждаются в медикаментозном лечении, другие – в консультациях психолога, а третьи – просто в благоприятной обстановке.

10. Поддерживайте физическую активность ребенка

Исследования показывают, что подвижные игры и занятия (бег, езда на велосипеде, футбол и т.д.) полезны не только для физического развития, но и для психики ребенка. Эти занятия помогают ребенку лучше концентрироваться на том, что он делает.

11. Выполняйте дыхательные упражнения

Достаточное количество кислорода помогает мозгу правильно функционировать. Для этого выполняйте вместе с ребенком дыхательные упражнения:

  • делать упражнения можно в комнате, возле окна, на террасе или в саду;
  • попросите ребенка лечь на спину. Положите ему на живот мягкую игрушку. Затем попросите ребенка сделать глубокий вдох и поднять игрушку настолько высоко, насколько он сможет, не касаясь ее руками. Если игрушка поднимается высоко, это означает, что в легких много воздуха.
Читайте также:  Головной мозг ребенка 3 4 года

12. Занимайтесь йогой

Некоторые упражнения из йоги способны повысить концентрацию у детей. Они также улучшают осанку, снимают напряжение и расслабляют ребенка.

13. Используйте веселые занятия, чтобы повысить сосредоточенность ребенка

Ребенок будет больше концентрировать внимание на тех занятиях, которые кажутся ему веселыми:

  • проводите свободное время и выходные, играя с ребенком в веселые игры;
  • ребенку хорошо помогает повысить концентрацию раскрашивание рисунков.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.69 из 5 на основе
13 оценок.

Развитие ребенка
14.06.2018

Источник

Навык сосредотачиваться и внимательно слушать то, что рассказывает учитель, является одним из главных для успеха в учебе. Под словом «внимание» понимается способность человека концентрироваться на определенных объектах и явлениях.

Огромное количество информации, обрушивающейся буквально ежесекундно, невозможно усвоить и обработать. В связи с этим следует научиться выделять только полезные и важные в данный момент сведения. Именно внимание помогает концентрироваться на значимом.

Свойства внимания

Прежде чем решить, как развить внимательность у ребенка, советуем разобраться со следующими свойствами этого понятия:

  • Концентрация – навык сосредотачиваться на нужном объекте и его составляющих, а также способность вникать. Дети с плохо развитой концентрацией отличаются рассеянностью и несобранностью.
  • Объем — количество объектов, которые ребенок или взрослый может одновременно воспринимать и удерживать в сознании. В норме, для первоклассников их количество составляет от 3 до 5. Объем внимания напрямую связан со способностью к логическому мышлению.
  • Устойчивость — возможность сосредотачиваться на конкретном объекте в течение длительного промежутка времени. Дети с устойчивым вниманием добиваются успеха в решении задач повышенной сложности, требующих длительной напряженной работы.
  • Распределение – способность уделять внимание одновременно двум или нескольким объектам при параллельном выполнении действий с ними. Ребенок с такими способностями хорошо справляется с несколькими делами одновременно.
  • Переключение внимания — перемещение внимания с одного вида деятельности на другой или с одного объекта на второй.

Развитие внимательности у детей: с чего начать

Прежде чем начать работу над развитием концентрации у ребенка, следует понаблюдать и выяснить, какое из свойств внимания у него развито меньше.

Внимание! Срок, в течение которого малыши разных возрастов могут концентрироваться на отдельном предмете, сильно различается. Для двухлеток он составляет 4–10 минут, для четырехлеток — 8–20 минут, для семилеток — 14–35 минут, а для восьмилеток — 16–40 минут.

Такой большой разброс показывает, что дети очень разные, и нельзя предъявлять ко всем ученикам в классе или малышам в группе детсада одинаковые требования.

Развитие внимательности: что нужно предпринять

Развитию внимания у детей способствует техника правильного дыхания. При «неправильном» дыхании в мозг поступает меньше кислорода. Для того чтобы развить этот навык, занимайтесь с малышом выдуванием мыльных пузырей, игрой на духовых инструментах, используйте свистульки и развивайте речевое дыхание с помощью специальных упражнений.

Внимание! Устраивайте игры на открытом воздухе. Установлено, что существует прямая зависимость между физическими упражнениями, успеваемостью и интеллектом. Особенно полезны упражнения на развитие координации движений и такие подвижные игры, как догонялки, футбол.

Занимайтесь с ребенком различными видами рукоделия: бисероплетением, вязанием игрушек. Такие разновидности ручного труда повысят зрительно-моторную координацию и научат решать проблемы.

Играйте в настольные игры. Такие забавы развивают стремление к победе и достижению результата, а также учат концентрировать внимание.

И наконец, приучайте ребенка к чтению. Начать читать малышу книжки необходимо с самого раннего возраста. При этом следует просить его пересказывать услышанное и хвалить, если он делает это максимально подробно. Полезно также предлагать ребенку придумывать свой финал рассказа или менять сюжет.

Отказ от ответсвенности

Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте
Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.

Эксперт: Евгения Булах Эксперт в области материнства, здоровья и правильного питания

Источник