Как провести логопедическое обследование ребенка 5 лет
Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.
В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка).
1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).
Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.
2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).
Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.
3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).
Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?
Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?
Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки — шашки, вечер — ветер, глаза — гроза, коза — коса, чеснок — щенок, миска — мишка, малина – Марина, цветик – Светик.
4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).
Выделение заданного звука из слов.
Выделение [м] («мычание телёнка») или [р] («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.
5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).
Проверяем объем и точность понимания значения слов.
Понимание различных грамматических форм (по картинкам):
- дифференциация единственного и множественного числа существительных
Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи. - дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?
Понимание словосочетаний и простых предложений.
Покажи — палочкой карандаш, карандашом палочку.
Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.
6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).
- Активный словарь.
Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.
Назвать геометрические фигуры.
Глаголы. Что делает? (по картинкам)
(Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)
Прилагательные.
«Назови цвета».
Подбор определений к слову: еж — какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.
- Состояние словоизменения.
Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).
Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.
Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога.
У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.
- Состояние словообразования
Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.
7. Обследование связной речи (С 38-40).
Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.
Также по теме:
Источник
Пояснительная записка
Цель: логопедического обследования – выявление у детей нарушений речи.
Задачи:
· определение уровня речевого развития ребенка;
· разработка плана коррекции речевых нарушений;
Каждый ребенок, посещающий логопедическую группу, обследуется 2 раза в год по следующим параметрам:
• звукопроизношение;
• фонематические процессы;
• словарный запас;
• грамматический строй речи;
• связная речь.
При составлении логопедического обследования за основу взята методика С. В. Большаковой «Логопедическое обследование ребёнка», М.: А. П. О., 1995.
При проведении логопедического обследования детей для обеспечения объективной последующей оценки состояния ребенка соблюдаются следующие условия:
· создание в ходе всего обследования комфортности, установление эмоционального контакта с ребенком;
· чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
· предъявление заданий в игровой форме;
· учет уровня развития познавательной деятельности ребенка;
· учет работоспособности ребенка;
· четкое и доступное предъявление инструкции к заданиям.
Критерии оценки речевого развития:
Параметры | Уровни развития | Характеристика |
Звукопроизношение | Низкий | Нарушено несколько групп звуков. |
Средний | Нарушено произношение 1-2 звуков или звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков. | |
Высокий | Звукопроизношение в норме. | |
Фонематические процессы | Низкий | Не слышит данный звук в любой позиции. |
Средний | С заданием справляется, но допускает несколько ошибок. | |
Высокий | Фонематические процессы в норме. | |
Словарный запас | Низкий | Активный словарь ограничен бытовым уровнем. |
Средний | Использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами; при подборе синонимов испытывает затруднения. | |
Высокий | Активный словарь близок к возрастной норме. | |
Грамматический строй речи | Низкий | Речь резко аграмматична. |
Средний | Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении. | |
Высокий | Грамматический строй близок к возрастной норме. | |
Связная речь | Низкий | Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа по картинке, по серии картинок, пользуется вопросно-ответной формой при пересказе. |
Средний | При составлении рассказа и пересказе использует не более 2-3 предложений. | |
Высокий | Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции. |
План логопедического обследования
- Звукопроизношение.
Назови картинки:
С: сад, коляска, глобус
СЬ: беседка, василёк
З: замок, зонт, Незнайка
ЗЬ: земляника, обезьяна
Ц: цапля, кольцо, индеец
Ш: шашки, ошейник, вишни
Ж: живот, жук, лыжи
Щ: щит, щенок, площадь
Ч: печенье, свеча, мяч
Л: лось, колбаса, стол
ЛЬ: плита, поле
Р: рак, фартук, мухомор
РЬ: рябина, бревно
Й: Егор, лейка, друзья
К: куртка, скрипка, шкаф
Г: грелка, грядка, виноград
Х: хлеб, ткачиха, подсолнух
Повтори:
У сома усы. У Зины зонт. Кузнец куёт цепь.
Шапка и шубка – вот он наш мишутка. У ежа ежата.
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. Девочки и мальчики скачут, как мячики. Дятел долбил ель. К нам во двор забрался крот. Майя и Юля поют.
- Фонематическая сторона речи.
а) Фонематический слух.
Повтори:
С-Ц: сабля – цапля
С-Ч: сайка – чайка
СЬ-Щ: посёлок – щётка
Ч-Ц: чайка – цапля
Ч-ТЬ: чёлка – тёлка
Ч-Щ: чурка – щука
С-Ш: миска – мишка
З-Ж: зал – жало
Р-Л: рак – лак
б )Фонематическое восприятие.
1.Анализ звукового состава слова.
Назови первый звук в слове: Алик, утка, волк, банка.
Назови последний звук в слове: мука, шары, пух, нос.
2.Слоговая структура слова:
Назови картинки: портфель, крокодил, черепаха, балалайка, милиционер.
- Грамматический строй речи.
а)Образование множественного числа существительных.
Я буду говорить про один предмет, а ты про много предметов. Например: лампа – лампы.
Лист – листья Ведро — вёдра
Глаз – глаза Мост — мосты
Ухо – уши Утёнок — утята
Стул – стулья Дом — дома
Окно – окна Помидор – помидоры
б) Образование родительного падежа существительных множественного числа.
Скажи, чего не стало?
Листья – листьев Вёдра – вёдер
Глаза – глаз Мосты – мостов
Уши – ушей Утята – утят
Стулья – стульев Дома – домов
Окна – окон Помидоры – помидоров
в) Предложно-падежное управление. (по картинкам)
В: Куда идут девочки? (в школу) Где лежит лекарство? (в шкафу)
НА: Где висит одежда? (на вешалке) Где лежит торт? (на тарелке)
С: Откуда снимем пальто? (с вешалки) Откуда возьмём торт? (с тарелки)
ПОД: Где сидит ёжик? (под кустом) Где находится крючок? (под водой)
ЗА: Куда прячутся дети? (за дерево) Где сидит ученик? (за партой)
ИЗ-ЗА: Откуда выбегут ребята? (из-за дерева) Откуда встанет ученик? (из-за парты)
в) Согласование прилагательных с существительными
Назови картинки:
Синий чайник Красный трактор Жёлтый песок
Синяя рубашка Красная звезда Жёлтая корзина
Синее небо Красное платье Жёлтое крыльцо
Синие васильки Красные лыжи Жёлтые фонари
г) Согласование числительных с существительными
Посчитай:
Одна машина, две машины, три машины
Одна кукла, две куклы,…пять кукол
Одно дерево, два дерева,…восемь деревьев
д) Уменьшительно-ласкательная форма существительных
Скажи ласково:
Юбка – юбочка Женя – Женечка
Ёлка – ёлочка Саша – Сашенька
Заяц – зайчик Володя – Володенька
Шкаф – шкафчик Стул – стульчик
Лена – Леночка Дом – домик
е) Образование прилагательных от существительных
Шкаф сделан из дерева. Значит он какой? (деревянный)
Чемодан сделан из кожи…
Солдатик сделан из пластмассы…
Рюмка сделана из стекла…
Клещи сделаны из железа…
Книга сделана из бумаги…
Варежки сделаны из шерсти…
Сок сделан из моркови (капусты, огурцов)…
- Словарный запас.
а) Части предметов
Назови части предметов.
Чайник (крышка, носик, ручка, донышко)
Стул (спинка, сиденье, ножки)
Машина (руль, кабина, колёса, кузов)
б) Детёныши животных
Назови детёнышей животных.
Кошка, собака, лошадь, корова, свинья, лев, ёж, овца, заяц, белка, лиса, курица.
в) Слова-антонимы
Скажи наоборот (по картинкам):
Этот мальчик весёлый, а этот какой?…
День светлый, а ночь…
Это бельё сухое, а это бельё…
Эта девочка больная, а эта…
Этот день холодный, а этот…
Этот мяч большой, а этот…
Эта книга толстая, а эта…
Эта линия прямая, а эта…
г) Знание профессий
Назови профессии.
Кто водит машину?
Кто разносит письма?
Кто продаёт продукты, вещи?
Кто стрижёт волосы?
Кто шьёт одежду?
Кто летает на самолёте?
Кто готовит пищу?
Кто рисует картины?
Кто учит детей в школе?
Кто воспитывает детей в детском саду?
- Связная речь.
а) Составление рассказа по картинке.
б)Составление рассказа по серии картинок.
в) Пересказ.
Кот (для детей 5 лет).
В бидоне было молоко. Кот толкнул бидон. Бидон упал, молоко потекло. Кот лакал молоко.
Соня и собака (для детей 6 лет).
У дома сад. В саду сосна. Под сосной стоит скамейка. На скамейке сидит Соня. У Сони собака. Соня даёт собаке кусок хлеба.
Источник
Логопедическое обследование детей 4-5 лет необходимо для определения уровня их речевого, коммуникативного и эмоционально-волевого развития. Изучение проводится комплексно и состоит из обследования речевых и неречевых возможностей ребенка, анализа анамнестических данных и беседы с родителями и педагогами (если происходит в детском саду).
Тему дополнит наш предыдущий материал о логопедическом массаже для детей.
Логопедическая диагностика дошкольников
Логопедическая диагностика состоит из следующего:
- Заполнения карты анамнеза педагогом и родителями;
- Обследования мелкой, общей и артикуляционной моторики ребенка;
- Изучения объема словаря (пассивного — понимаемого, и активного — произносимого) малыша;
- Проверки состояния грамматического строя, фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез звуков) и связной речи.
Методика обследования речи Акименко
В современных детских садах для логопедического обследования детей с речевыми нарушениями используется методика Акименко В. М. Это автоматическая компьютерная программа, проводящая тестирование и обработку полученных данных. Диагностика проводится по 15 основным разделам, включает в себя задания для детей, подробные инструкции и методические материалы для логопеда.
Дополнительная информация! После проведения тестирования программа позволяет вынести логопедическое заключение, поставить точный диагноз речевого нарушения и обозначить процесс коррекционной работы.
Исследование состояния фонематического восприятия
Состояние фонематического восприятия проверяется игрой в «Попугая». Малышу дается задание — повторить два звука: ка — га; па — ба ; ба — на. Затем происходит усложнение — повторить нужно не звуки, а слова: миска — мишка, лак — рак.
Проверка соблюдения рисунка и звуко-слоговой структуры слова
Соблюдение рисунка — это порядок воспроизведения слогов в слове. Дошкольник может «обрезать» сложнопроизносимые звуки в своей речи (ка — мышка), или переставлять их местами (барелина — балерина). При обследовании дошкольников пяти лет можно использовать слова, состоящие из 3-4 слогов, а также материалы со стечением согласных.
Исследование произношения и воспроизведения речи
В исследование произношения и воспроизведения речи включают:
- изучение артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;
- состояние звукопроизношения;
- воспроизведения отдельных звуков и слов, а также связной речи.
В методике обследования артикуляционного аппарата особое внимание уделяется органам артикуляции: язык (длинный, короткий); зубы; мягкое небо (готическое, высокое, нормальное); губы (нормальные, заячья губа, тонкие, толстые). Немаловажную роль в произношении играет артикуляционная моторика. Основные упражнения: язык лопаткой и иголочкой, надуть щеки, улыбнуться и сделать трубочку губами.
Логопедическая диагностика, проводимая детям 3-4 лет, включает в себя большое количество упражнений, выполняемых по подражанию — логопед показывает, затем выполняет вместе с ребенком. В старшем дошкольном возрасте дошкольники выполняют задания по памяти и лишь новые упражнения отрабатывают с педагогом по подражанию (однако они не должны включаться в логопедическое обследование).
Дополнительная информация! Состояние произношения и воспроизведения речи проверяется по картинкам, методом заданий: «Покажи, где …». Картинного материала должно быть много, на каждый звук и слог.
Как проводится логопедическое обследование детей с нарушениями речи
На психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) проводится комплексное логопедическое обследование для детей с нарушениями речи с целью выставления правильного заключения и последующей коррекции в специализированном детском саду. Проведение обследования делится на этапы:
- Беседа с родителями и заполнение карты анамнеза (развитие ребенка до родов и первые 3 года жизни).
- Изучение моторики ребенка, его органов артикуляции. На данном этапе также отмечаются психические особенности ребенка (контактность, поведение) и вид дыхания, используемый малышом.
- Выявляется уровень нарушений звукопроизношения, грамматического и лексического строя речи.
- Диагностирование нарушений в связной речи, а также определение объема пассивного (понимаемого) и активного (произносимого) словаря.
Основные критерии обследования (тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха).
В логопедии у детей различают 3 типа дыхания: грудное (на вдохе грудь расширяется), диафрагмальное (нормальное) и ключичное (поднимаются плечи). Определяется в состоянии покоя, малыш должен сидеть, лежать или стоять.
Объем и сила воздушной струи выявляются при помощи упражнений на выдох — подуть на одуванчик (в весеннее и летнее время) или специальный логопедический материал (можно распечатать цветок, и «посадить» на него божью коровку, которую необходимо сдуть).
Плавность неречевого и речевого дыхания определяется логичностью остановок в речи ребенка. А длительность речевого выдоха — количеством слов, которые может произнести ребенок на выдохе (в четыре года это 5-7 слов в норме).
Дополнительная информация! Дыхание ребенка важно активно развивать в младшем дошкольном возрасте. Сделать это можно при помощи специальных упражнений из дидактических пособий по ФГОС.
Физиологические особенности и несовершенства в звукопроизношении у дошкольников
В возрасте 4-5 лет у малышей, как правило, стоят все молочные зубы. Несовершенства в звукопроизношении могут быть обусловлены малой подвижностью артикуляторных органов и особым строением артикуляционного аппарата.
Считается нормой, если у дошкольника к 5-и годам еще не стоят сложные звуки, такие как «р», «ш» и «л». Через год-второй они могут встать у него самостоятельно, без логопедической помощи.
Исследование состояния импрессивной (понимаемой) речи
Состояние импрессивной речи проводится на дидактическом материале и специальных пособиях. Педагог называет предмет: «Покажи мне самолет», ребенок должен указать на него.
Проверка неречевых психических функций
К проверке неречевых психических функций относят следующие исследования:
- состояние звукового восприятия (откуда идет звук, дифференциация музыкальных инструментов);
- состояние зрительного восприятия (показать определенный цвет, форму);
- полноты моторики (ручной, общей, мелкой, артикуляционной).
Анкета сбора данных анамнеза
В анкете сбора анамнестических данных основными вопросами являются следующие:
- характер протекания беременности;
- наличие хронических заболеваний у родителей и ближайших родственников;
- травмы во время родов;
- травмы в течение 3-х лет жизни;
- основные умения (во сколько ребенок поднял голову, начал сидеть, стоять и ходить, произнес первые звуки и слова).
Логопедическое обследование неречевого ребенка
Обследование должно нести ненавязчивый характер, т. к. неречевые дети зачастую подвержены агрессии. Нельзя говорить малышу: «Повтори, скажи». Вместо этого: «Покажи».
Например: Состояние фонематического восприятия неречевого ребенка проверяется по наборам картинок.
Задание: «Покажи, где миска? А где мишка?»
Материал для задания: миска, мишка, почка, бочка, рак, лак, глаза, гроза, коза, коса.
Для повышения интереса современных детей к занятиям, вместо обычных дидактических материалов в картинках можно сделать презентацию на электронных носителях.
Исследование состояния дыхательной и голосовой функций
В состоянии дыхательной и голосовой функции отмечается тип дыхания (грудной, ключичный, диафрагмальный), сила и плавность воздушной струи и количество слов, произносимое на выдохе (норма к 5 годам — 5-7 слов).
Изучение невербальных компонентов коммуникации
В качестве невербальных компонентов коммуникации неречевые дети чаще всего пользуются жестами (показывают пальцами, рукой), мимикой и звукоподражаниями или звуко комплексами (на один звук, например «та» может приходиться несколько определений — кукла, собака, машина и т. д.). Для развития речи не стоит углубляться в их изучение, а необходимо обратить внимание на упражнения, «запускающие» речь ребенка.
Дополнительная информация! Хорошим пособием для домашних занятий станет книга Ткаченко Т. А. «Логопедические упражнения», предназначенная для дошкольников 4-7 лет.
Логопедическое обследование — важная часть развития и становления речи детей. В процессе определяются возможные речевые нарушения и сразу же назначаются методы их коррекции (занятия с педагогом, или направление в специализированный детский сад).
Источник