Как проверить ребенка на аутизм в 5 лет

Как проверить ребенка на аутизм в 5 лет thumbnail

Сегодня в  мире аутизмом (расстройство аутистического спектра или РАС) страдает каждый 88 ребенок.  Этот болезненное состояние психики хорошо поддается лечению в раннем детстве. Ниже приведена информация, которая поможет понять причины возникновения аутизма. Специальные тесты в статье помогут оценить склонность ребенка в РАС. Однако надо помнить, что правильный и точный диагноз поставить может лишь детский психиатр.

Почему у малыша развивается аутизм?

Аутизм — болезненное состояние психики, погружённость человека в себя, стремление уйти от контактов с окружающим миром.

Ранее, когда аутизм был недостаточно изученным заболеванием, бытовало мнение, что его причиной являются психосоциальные факторы, которые влияют на ребенка в период его развития. Но со временем врачи и другие специалисты сферы психологии и психиатрии пришли к выводу, что основная причина, которая провоцирует аутизм – это биологические факторы.

Причины аутизма:

  • Врожденные нарушения обмена веществ, которые дебютируют у плода внутриутробно. В в этом случае на патогенетическом уровне отмечается несоответствие продукции некоторых нейромедиаторов и гормонов.
  • Аутоиммунные процессы, при которых происходит сбой в формировании нормальных нервных клеток и их соединений между собой. Подобные ранние внутриутробные нарушения становятся основой различных патологий головного мозга.
  • Дородовые или послеродовые осложнения. К таковым относят краснуху матери при беременности, перенесенный после рождения сифилис, менингит, ревматизм, энцефалит и другие тяжелые инфекционные заболевания.
  • Наследственные факторы.
  • Биохимические нарушения в организме, которые развиваются внутриутробно.
  • Нарушения познавательных функций и речи.
  • Нарушения эмоциональной сферы.
  • Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.

Какие признаки РАС у детей дошкольного возраста?

Таблица 1. Как проявляется аутизм у детей разного возраста?

Возраст ребенкаПризнаки проявления аутизма
От рождения и до годаОтсутствие реакции на громкий шум или зрительный раздражитель. Чрезмерная привязанность к одному предмету, отсутствие любви к различным играм. Наличие однотипных повторяемых движений (стереотипии). Отсутствие контактов «глаза в глаза» с окружающими. Нарушение мышечного тонуса, позднее начало самостоятельного стояния на ногах и ходьбы.
Малыши от 1-3 летОтсутствие тесной эмоциональной связи и привязанности к родителям. Вместо игры с детьми на площадке, любит играться каким-либо одним предметом в стороне от них. Резкие перепады настроения, частая агрессия. Отсутствие страха остаться в одиночестве без родителей. Отсутствие речи или же ее плохое развитие.
Дети от 3-6 летОтсутствие проявлений жестов любви к родителям и близким. Наличие необычных умений и способностей (музыкальных, математических и др.). Нанесение самоповреждений (укусы или удары головой о стену). Отношение к людям, как к неодушевленным предметам. Чрезмерная чувствительность к изменению своего привычного окружения.

Как родителям самостоятельно проверить ребенка на наличие аутизма по тестам?

Человеку без специализированного образования будет достаточно трудно выявить такое сложное заболевание как аутизм. Тем не менее, данная патология имеет некоторые своеобразные проявления, которые должны вызвать подозрения у родителей ребенка. Симптоматические проявления аутизма отличаются в зависимости от возраста ребенка. В преобладающем количестве случаев ранний детский аутизм диагностируется в возрасте 2-3 лет, поскольку именно в этот период более конкретно проявляется нетипичное поведение ребенка.

Аутизм у  малышей до года

У маленьких детей до 1 года симптомы РАС достаточно размыты и часто могут неправильно восприниматься. Для выявления нарушений у таких детей существует несколько тестов, которые могут провести родители. Результаты подобного тестирования не стоит самостоятельно интерпретировать, поскольку точный диагноз может поставить только квалифицированный специалист после подробной работы с ребенком.

Родителей  детей до 1 года может насторожить следующее:

  • отсутствие концентрации взгляда на матери, при этом ребенок может длительно задерживать взгляд на любых других объектах;
  • ребенок не смотрит в глаза, его взгляд «пустой»;
  • у малыша нет потребности в тесном контакте с матерью;
  • у ребенка присутствуют повторяющие монотонные движения;
  • ребенок поздно начинает держать головку или самостоятельно сидеть, присутствуют нарушения мышечного тонуса.

Более серьезная диагностика аутизма подразумевает выявление определенных маркеров, которые могут говорить о риске развития данного заболевания. Одним из таких маркеров является нетипичное увеличение головного мозга и объема спинно-мозговой жидкости у детей 6-9 месяцев.

Тест M-CHAT детей 1-3 лет

На сегодняшний день одним из наиболее распространенных тестов для диагностики аутизма у детей 1-3 лет является M-CHAT. Данный тест включает 20 вопросов, на которые родитель должен ответить «да» или «нет». Чем больше будет отрицательных ответов, тем выше риск аутизма.

Вопросы теста M-CHAT:

  1. Если вы укажете ребенку на какой-то объект, будет ли он на него смотреть?
  2. У вас когда-либо были подозрения на то, что ваш ребенок глухой?
  3. Играет ли ребенок в игры, разговаривая при этом с игрушками (игры «понарошку»)?
  4. Любит ли ребенок лазить по мебели или по конструкциях на детской площадке?
  5. Делает ли ребенок какие-то движения руками или пальцами перед глазами?
  6. Указывает ли ребенок пальцем на тот предмет, который он хочет получить (игрушку или лакомство)?
  7. Показывает ли ребенок пальцем на те предметы, которые привлекли его внимание (птица на дереве, большая машина на дороге)?
  8. Ребенок контактирует со сверстниками?
  9. Ребенок поднимает и приносит вам предметы, чтобы вы их увидели?
  10. Реагирует ли ребенок на свое имя?
  11. Ребенок улыбается вам в ответ?
  12. У ребенка начинаются истерики от громких звуков и шума?
  13. Ребенок умеет ходить?
  14. Когда вы говорите с ребенком, его взгляд сконцентрирован на ваших глазах?
  15. Ребенок пытается повторять ваши движения?
  16. Если вы резко поворачиваетесь, чтобы посмотреть на что-то, обращает ли ребенок внимание на объект вашей заинтересованности?
  17. Ребенок старается привлечь ваше внимание к себе?
  18. Понимает ли ребенок (без использования жестов), что вы ему говорите?
  19. Смотрит ли ребенок на вашу реакцию, когда случается что-то необычное?
  20. Ребенку нравится качаться на качели или раскачиваться на коленях матери?
Читайте также:  У ребенка 5 лет насморк и болит голова

Тест CARS для детей 2-6 лет

Для диагностики аутизма у детей 2-6 лет используют шкалу CARS. Шкала состоит из 15 сфер, которые подразделяются еще на 4 утверждения. Номер утверждения соответствует оценке (например, если утверждение №2, значит и оценка по данной сфере будет 2). Чтобы подсчитать результат, необходимо сложить сумму всех 15 оценок.

Вопросы для проведения  теста CARS:

І. Отношения с людьми.

  1. Нет затруднений во взаимодействии с людьми.
  2. Слегка нарушены (избегает взрослых, стеснительный).
  3. Нарушены в средней степени (игнорирует взрослых, внимание ребенка тяжело привлечь).
  4. Серьезные нарушения (полностью игнорирует любые контакты с людьми).

ІІ. Имитация (может ли ребенок имитировать слова, движения, звуки)

  1. Нормальная имитация.
  2. Легкое нарушение.
  3. Нарушение имитации в средней степени.
  4. Серьезные нарушения (совсем не имитирует звуки и движения).

ІІІ. Эмоциональный ответ (эмоциональная реакция на ситуацию или событие).

  1. Нормальный, соответствует ситуации.
  2. Слегка нарушен, иногда не соответствует ситуации.
  3. Нарушения средней степени.
  4. Серьезные нарушения эмоционального ответа (полностью не соответствует ситуации).

ІV. Владение телом.

  1. Нормальное (ребенок активный, движения скоординированы).
  2. Нарушено в легкой степени (иногда наблюдается неловкость в движениях).
  3. Нарушено в средней степени (ребенок делает странные нетипичные движения, такие как необычные скручивания пальцев,  наносит себе повреждения, ходит на пятках).
  4. Серьезные нарушения  (постоянные нескоординированные и нелогические движения).

V. Использование предметов.

  1. Соответствующее использование.
  2. Нарушено в легкой степени (проявление повышенного интереса к конкретному предмету).
  3. Нарушено в средней степени (неправильное использование, повышенное внимание к мелким деталям этого предмета).
  4. Серьезные нарушения (трудно отвлечь ребенка от предмета).

VI. Адаптация к изменениям (реакция на рутинные изменения, например использование фломастеров вместо карандаша).

  1. Нормальная адаптация.
  2. Слегка нарушена (несмотря на изменения, ребенок все равно пытается использовать предыдущий материал).
  3. Нарушена в средней степени (ребенок активно отторгает любые изменения).
  4. Серьезные нарушения адаптации (тяжелый ответ на изменения в виде недовольства или истерики).

VII. Зрение.

  1. Нормальный зрительный ответ.
  2. Нарушен в легкой степени (ребенок предпочитает интересоваться зеркалом, нежели играть с другими детьми).
  3. Нарушен в средней степени (избегание зрительного контакта).
  4. Серьезные нарушения зрительного ответа (полностью избегает зрительного контакта).

VIII. Слух.

  1. Нормальный.
  2. Слегка нарушен.
  3. Нарушен в средней степени (часто игнорирует некоторые звуки, неадекватно воспринимает определенный звук).
  4. Серьезные нарушения реакции на звук.

IX. Использование органов чувств.

  1. Нормальное.
  2. Слегка нарушено.
  3. Нарушено в средней степени (ребенок чрезмерно озабочен попытками пощупать, понюхать или попробовать что-либо).
  4. Серьезные нарушения (вместо использования предметов по назначению, пытается их понюхать, укусить, попробовать на вкус).

Х. Степень нервозности.

  1. Нормальная реакция.
  2. Реакция нарушена в легкой степени (ребенок периодично проявляет повышенный страх к чему-либо).
  3. Реакция нарушена в средней степени (проявляет повышенный или пониженный страх к чему-либо).
  4. Серьезные нарушения (не проявляет страха в опасных ситуациях или наоборот панически боится неопасных ситуаций).

XI. Речь.

  1. Нормальная.
  2. Нарушена в легкой степени (выраженная задержка речевого развития).
  3. Нарушена в средней степени (неосмысленное использование речи или же полное ее отсутствие).
  4. Тяжелые нарушения (отсутствие нормальной речи, воспроизведение странных звуков).

XII. Жесты.

  1. Нормальное использование.
  2. Легкое нарушение.
  3. Нарушено в средней степени (не понимает языка жестов).
  4. Тяжелые нарушения (использование странных жестов и полное непонимание жестикуляции других).
Читайте также:  Норма йода для ребенка 5 лет

XIII. Активность.

  1. Нормальная.
  2. Слегка нарушена.
  3. Нарушена в средней степени (ребенок чрезмерно вялый или активный).
  4. Серьезно нарушена.

XIV. Интеллект.

  1. Нормальный.
  2. Нарушения легкой степени (немного отстает от сверстников).
  3. Нарушения средней степени (нормальное функционирование интеллекта отмечается только в одной конкретной сфере).
  4. Серьезные нарушения (явное преобладание интеллектуального развития в одной сфере и отставание во всех остальных областях).

Подсчет общей оценки:

  • 15-30 – здоровый ребенок;
  • 30-36 – легкая форма РАС;
  • 36-60 – тяжелая форма заболевания.

К какому врачу обратиться при подозрении на аутизм?

Если у родителей возникли подозрения, что у ребенка аутизм, то для диагностики этого заболевания необходимо обращаться в детскому психиатру. Специалист сможет на основании осмотра и обследования поставить точный диагноз. При выявлении аутизма врач даст рекомендации, как лечить это заболевание.

Из книги детского психиатра О.В. Доленко «Аутизм в дошкольном детстве — откровенный разговор»:

Существует мнение, что люди, страдающие аутизмом, обладают феноменальными способностями, а не общаются потому, что не испытывают в этом потребности и предпочитают в одиночестве погружаться в свой собственный мир фантазий.
Наблюдая за аутичными детьми, каждый раз убеждаюсь, что специфика поведения при этом расстройстве не в том, что ребёнок не испытывает потребности в общении. В том то и драматизм ситуации, что дети с данным расстройством, так же, как и их сверстники, имеют  внутреннюю потребность в общении с другими детьми и близкими взрослыми. Именно неумение устанавливать нормальные контакты с людьми приводит к тому, что они либо избегают общения, так как испытывают огромное напряжение, либо применяют столь неадекватные и вычурные способы коммуникации, что смущают и шокируют своих родителей и отпугивают других детей.

Поделитесь с друзьями:

Источник

Здравствуйте, дорогие читатели. За последнее время был широко изучен аутизм у детей. Существует ряд методик и тестов для подтверждения диагноза. В этой статье вы сможете узнать, какой тест поможет проверить вашего карапуза, как можно в домашних условиях самостоятельно определить аутизм.

Тест на аутизм

Аутизм. Классификация

Аутизм у детей представляет собой нарушение психического развития, проявляется дефицитом взаимодействий в социуме и осложнёнными взаимосвязями с другими людьми. Таким деткам сложно понимать эмоции других, им трудно проявлять свои чувства.

Различают четыре типа аутизма:

  1. Синдром Аспергера. Такие дети практически не общаются, плохо владеют жестами, не проявляют свои эмоции мимикой. При этом у них сильно развито логическое мышление.
  2. Синдром Каннера. Деткам очень сложно находиться в обществе, они стараются изолировать себя от окружающего мира, замыкаются в себе. Речь у таких малышей слабо развита.
  3. Синдром Ретта. Характерен для девочек. Первичные признаки можно обнаружить ещё на седьмом месяце жизни. При этом синдроме наблюдается общая недоразвитость организма. Лечение практически не даёт положительных результатов.
  4. Атипичный аутизм. Данный тип свойственен деткам постарше (подростковый возраст) и взрослым. Развивается вследствие сильного травмирования головного мозга, или же после болезни, затрагивающей нервную систему. При этом нарушается речь, движения становятся беспорядочными, характерен пустой взгляд.

Определение у грудных детей — способ наблюдения

Первичная диагностика детей грудничкового возраста будет основана на наблюдениях за поведением ребёнка. Если родители замечают, что у малыша присутствует один или больше признаков, приведённых ниже — это сигнал, что необходимо обратиться за консультацией к психотерапевту:

  1. Ребёнок фокусируется на различных предметах и может долго на них смотреть, но при этом не может фокусировать свой взгляд на глазах мамы.
  2. Взгляд малыша кажется пустым, бесцельным.
  3. Ребёнок не тянется к родителям, у него нет желания находиться в тесном контакте с родственниками.
  4. Для малыша характерны повторяющиеся однотипные движения.
  5. Ребёнок значительно позже начинает самостоятельно удерживать головку, впервые садится, видимы нарушения тонуса мышц.
  6. Карапуз остро реагирует на различные звуки, яркий свет.
  7. Ребёнку не нравится находиться на руках.
  8. Нетипичное отношение к маме. Ребёнок или слишком привязан к ней и ни на секунду не может с ней расстаться, либо относится к ней без каких-либо эмоций.
  9. Малышей не интересуют игрушки, для своих игр может использовать предметы не предназначенные для этой цели.
  10. Ребёнок не пытается подражать увиденному, копировать звуки.

Диагностика на определение типа аутизма

  1. Диагностика Аспергера. Для подтверждения данного диагноза могут проводиться следующие методики:
  • метод наблюдения;
  • опрос родных и близких, а также воспитателя в детском саду;
  • проведение тестов нейропсихологического характера.
  1. Диагностика Каннера. Для подтверждения данного диагноза, используются следующие методы диагностики:
  • специальная шкала наблюдений ADOS;
  • ABS — опросник поведенческих характеристик;
  • ADI-R — адаптированный опросник;
  • РДА CARS — рейтинговая шкала;
  • ADOS-G — шкала, основанная на личных наблюдениях.
  1. Диагностика Ретта. Для диагностики данного типа заболевания, проверяют характерные признаки:
  • периодическое апноэ, даже во время бодрствования;
  • припадки, сопровождаемые судорогами;
  • гипотрофия ступней;
  • при проведении электроэнцефалограммы, выявляется временное замедление ритма, характерен медленный фоновый режим.
  1. Для атипичного аутизма характерно выраженное недоразвитие когнитивных способностей, сочетаемое с нарушением речевых навыков, в частности отсутствует понимание речи.
Читайте также:  Искривление шеи у ребенка 5 лет

Тестирование на аутизм

Для того, чтобы самостоятельно определить то, что у вашего малыша действительно аутизм, можно пройти онлайн тестирования. Для этого вам потребуется заполнить интернет-опросник, отвечать на все вопросы следует правдиво. После заполнения опросника будет подсчитано количество набранных баллов, которые смогут поставить определённый диагноз. Однако, не стоит быть уверенным на все сто, что это действительно так. Сначала нужно обязательно проконсультироваться со специалистом для подтверждения точного и окончательного диагноза.

Существуют тесты, подтверждающие данный диагноз:

  • скрининговые;
  • диагностические.

Скрининговые тесты

Такие тесты предназначены для диагностики и подтверждения необходимости обратиться за помощью к специалисту. Различают несколько видов таких тестов:

  1. Модифицированный скрининговый тест. Направлен на детей в возрасте от 1,5 до 2,5 лет. Проводится специалистом, с помощью него определяется предварительный диагноз. Данный тест состоит из опросника, включающего 23 специальных вопроса.
  2. Диагностическая шкала раннего аутизма у детей. Является самым распространённым тестом в США. С помощью данного исследования определяются признаки болезни и степень сложности течения. Основан на том, как малыш общается, играет, какое поведение. Данный тест больше всего предназначен для детей от двух до четырёхлетнего возраста, вопросы разделяются на 15 тематических групп.
  3. Тест ASSQ. Данное тестирование подходит для детей от шести до шестнадцатилетнего возраста. Состоит из 27 вопросов, включающих такие темы, как общение, в частности со сверстниками, игры и поведенческие качества.
  4. Тесты на определение развития логического мышления, умения правильно реагировать на события и эмоции окружающих, способностей самоконтроля.

Диагностические тесты

Данные тесты подходит для всех возрастов, используются для определения степени аутизма, выявление общего нарушения в развитии, отставании речевых навыков, когнитивных способностей.

  1. ADOS. Тест состоит из четырёх больших модулей, для выполнения каждого из них обычно требуется минут 40:
  • направленные на проверку детей, которые говорят отдельными словами;
  • для малышей, которые могут составлять предложения, используя несколько слов;
  • на деток, которые могут свободно общаться;
  • для подростков и взрослых без нарушения речи.

В период проведения модулей номер один и два, доктора вместе с малышом должны передвигаться по комнате. Данное тестирование проводится в игровой форме. Что касается 3 и 4 модуля, то они могут проводиться просто сидя за столом.

  1. ADI-R. Опросник, который выявляет характерные черты в развитии человека, свойственные для аутизма. Обязательно присутствие опытного психолога. Для того, чтобы полностью провести данное интервью и подбить результаты, потребуется до двух часов.
  2. ATEC. Данный тест направлен на выявление эффективности процесса лечения. Он может проводиться в онлайн режиме, состоит из четырёх тематических модулей: речевые навыки и коммуникативность, социальная приспособленность, сенсорика, здоровья и поведенческие навыки.

Тест с электроэнцефалографом

Данный тест основан на измерении уровня электрического потенциала активности головного мозга. При экспериментальных исследованиях детей с поставленным диагнозом аутизма, обнаруживались схожие показатели активности коры головного мозга. Для подтверждения диагноза аутизм на электроэнцефалографии будет выявлена сниженная связь между отдельными отделами головного мозга. Точность данного теста около 90%.

Для подтверждения диагноза аутизма можно заниматься, как самопроверкой, используя в частности онлайн тестирование и метод наблюдения, так и обращаться за помощью к психологу, который будет проводить уже специализированные тесты. Важно знать, что скрининговые тесты дают только предварительное заключение, тогда как диагностические методы более точно описывают сложившуюся картину. Помните, окончательный диагноз сможет поставить только специалист, основываясь ни на одно показание, а на полную картину в целом. Если вы подозреваете, что у вашего малыша аутизм, не стоит расстраиваться раньше времени, проведите первичное тестирование и при необходимости обратитесь за помощью к специалисту, знайте аутизм — это ещё не приговор.

Источник