Как проверить развитие мозга у ребенка

Часто в разговоре с мамами я слышу вопрос, суть которого попробую передать иносказательно: «Невролог сказал сделать ребёнку анализ мозга, некий  ЁКЛМН. Я обзвонила в одну клинику, у них ЁКЛМН стоит 5000 р., А в другой мне сказали — а зачем вам ЁКЛНМ, сделайте лучше у нас ЁПРСТ, это, мол, тоже самое, но стоит только 1500 р.. Так что мне делать?»

Давайте разберёмся, что за анализы мозга могут назначить неврологи, эпилептологи и психиатры и зачем, и можно ли что-то заменить на иное обследование, если назначенное невозможно пройти (например, на назначенное обследование большая запись, а вашему ребёнку нужно провести обследования срочно).

Нейросонография (НСГ) — ультразвуковое ис­следование головного мозга детей раннего возраста

Каждому ребёночку сейчас делают его первую НСГ ещё в роддоме. По нормативам НСГ делают ещё в 3 мес., а потом ближе к годику. НСГ делают только при наличии открытого большого родничка на черепе ребёнка. Через «акустическое окно» — большой родничок — врач при помощи ультразвукового датчика исследует строение головного мозга, размеры ликворопроводящей системы, определяет параметры кровотока. Можно увидеть кисты и псевдокисты, нарушения структур мозга, расширение или изменения  структуры мозга и его частей, заметить гидроцефальные проявления или  Этот безопасный и достаточно информативный ме­тод исследования позволяет вовремя выявить пато­логические изменения в головном мозге ребенка и оценить эффективность лечения в процессе динами­ческого наблюдения. НСГ не требует специальной подготовки к обследованию, однако перед исследо­ванием желательно успокоить малыша или прово­дить НСГ во время сна.

До 1 годика НСГ даёт исчерпывающую информацию, а так как обследование безопасно, его можно проводить с рождения.

В Саратове делают во всех родильных домах, 40% детских поликлиник, во всех коммерческих центрах (DI центр, Здоровье, Альфа-клиника, Авеста, S Class clinic, Будь здоров, клиника Парамонова, Сова, Семейный доктор и др), в больницах — областная, Клиника Миротворцева (3 Советская) и т.д.

Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) — метод ультразвуковой диагностики нарушений в головном мозгу, при помощи специального прибора — осциллоскопа, который регистрирует отраженные ультразвуковые сигналы, показывая их на своем экране.У детей до 1,5 лет, пока родничок не зарос, через него с помощью ЭхоЭг можно оценить все мозговые структуры. У детей постарше ЭхоЭГ позволяет диагностировать: диффузный и локальный отёк мозга, повышение внутричерепного давления, инсульт, гидроцефалию, вегето-сосудистую дистонию, сотрясение мозга, и позволяет судить о наличии и степени смещения мозговых структур при черепно-мозговой травм, абсцессы, опухоли мозга, нарушения кровотока вертебробазилярную недостаточность, зафиксировать последствия травм шеи ( в том числе и родовых травм), 

Процедура проста и безвредна, специальной подготовки не требует. ЭхоЭГ и УЗДГ являются взаимозаменяющими обследованиями по большинству параметров обследований.

В Саратове делают в основном в платных клиниках ( Авеста, Альфа, а также больницах (областная, 3 клиническая больница, Обл.больница, ж/д клиника, эпицентр)

УЗДГ (или УЗиДГ) — это ультразвуковая допплерография.  УЗДГ сосудов головного мозга используется для оценки кровотока в крупных и средних сосудах головы и шеи. Может использоваться как для первичного выявления патологий сосудистого русла, так и для контроля за проводимым лечением и состоянием больного. Что это такое? скажу простыми словами: УЗДГ позволяет наиболее точно определить, в каком именно участке головы нарушен кровоток. УЗДГ анализирует множество показателей: просвет сосуда; степень извилистости; состояние сосудистой стенки, ее целостность и наличие уплотнений; патологическое сужение (стенозирование); функциональную полноценность клапанной системы вен и наличие дефектов; выпячивания сосудистой стенки; облитерацию (закупорку) просвета сосуда тромбом или инородным телом; качество кровотока – наличие, скорость, турбулентность. Именно поэтому при наличии неврологических проблем могут назначать несколько УЗДГ за полгода, вплоть до 1 в неделю!  УЗДГ позволяет прослеживать динамику лечения и помогает неврологу более детально оценивать состояние пациента. На основе полученных сведений лечащий врач определяет оптимальный курс лечения.

Диагностика УЗДГ – безвредна для ребенка (нет радиационной нагрузки) , в процессе малыш не испытывает неприятных ощущений. Ультразвук, используемый при обследовании, является наиболее безопасным для организма человека. Возраст пациентов — не ограничен (в том числе, новорожденные) . Когда вы получили на руки результат УЗДГ и увидели там записи о нарушениях, подождите волноваться. Далеко не всякая ассиметрия кровотока является патологией, требующей вмешательства. Существуют и индивидуальные особенности пациента, о чём может судить только врач.

Процедура безболезнена и практически не имеет противопоказаний. Выполняется амбулаторно и не требует специальной подготовки.Исследования проводятся в реальном времени, заключение выдается сразу же.

В Саратове делают в : Авеста, Альфа-клиника, Первый детский медицинский центр, Семейный доктор, в отдельный детский поликлиниках.

Дуплексное сканирование мозга ( в народе- дупекс) — это исследование бассейнов экстракраниальных (шея) и интракраниальных (внутримозговых) сосудов. Этот метод диагностики нарушений мозгового кровообращения, позволяющий оценить не только особенности кровотока, но и анатомические изменения сосуда (проходимость, состояние стенки, изгибы, мальформации и др.). .

Термин «дуплекс» означает комбинацию двух ультразвуковых режимов: В-режима и допплеровского. Комбинация двух режимов позволяет получить важную информацию как по анатомии сосудов, их просвета, состояния стенки, оценить морфологические изменения, так и оценить влияние этих изменений на функцию кровообращения, гемодинамику. Например, этот метод позволяет выявить стенозы, окклюзии, атеросклеротические бляшки, сосудистые мальформации и др.Современные компьютеризованные системы позволяют также выстраивать цветную картограмму потока в интересующем сосуде — где цветом кодируется направление и интенсивность кровотока. Этот метод называют цветным допплеровским картированием(ЦДК). Для чего дуплекс назначают детям?

Цели дуплексного сканирования сосудов головного мозга

  • выявление ранних признаков сосудистой патологии
  • обнаружение  патологий сосудов головного мозга
  • выявление аномалий развития сосудов (аневризмы, артерио-венозные мальформации, гипоплазии, соустья)
  • оценка гемодинамической значимости сосудистой патологии ( т.е. если есть патология сосудав, отражается ли она и насколько на кровотоке)
  • выявление вазоспазма и нарушений венозной циркуляции. Вазоспазм — это  сужение просвета средней мозговой артерии. Вазоспазм приводит, например, к слабости мышц и расстройствам речи.
  • выявление комплекса нарушений, связанных с наличием системного сосудистого заболевания
  • оценка резервных возможностей системы мозгового кровообращения

​Аналогов среди обследований нет, так как тут можно исследовать работу комплекса сосудов мозга и шеи.

В Саратове  есть некоторые проблемы для обследование детей. можно сделать в Дорожной клинической, клинике Миротворцева (3-я Советская больница). О других местах мне не известно.

Рэоенцефалография (РЭГ) — метод исследования функционального состояния сосудов головного мозга, основанный на регистрации изменений полного электрического сопротивления ткани мозга, обусловленных пульсовыми колебаниями сосудов. Скажем проще — это это метод оценки кровообращения в мозге. С помощью  РЭГ  можно получить информацию о состоянии тонуса  сосудов   определенного участка  головногомозга и состоянии кровенаполнения, диагностировать характер и локализацию его поражений. РЭГ дает хороший результат при сосудистых заболеваниях, особенно при церебральном атеросклерозе, применяют при травмах головного мозга, его опухолях, эпилепсии, мигрени и др. Этот метод безопасен, поэтому применяется даже в исследовании гемодинамики плода во время родов. В остром периоде инсульта помогает установить ишемический характер расстройства кровообращения или тромбоэмболический инфаркт мозга.

Читайте также:  Создание благоприятной среды для развития ребенка в школе

РЭГ сосудов головного мозга проводится с помощью записывающего устройства- реографа. Для проведения  процедуры ребёнка кладут на спину с закрытыми глазами и накладывают металлические электроды, которые закрепляются на голове  с помощью резиновых лент, для улучшения чувствительности на диски-электроды  наносится специальная проводниковая смазка.  Потом через все электроды пропускают слабенький ток, при помощи этого тока фиксируют состояние сосудов головного мозга. То есть, провести эту процедуру можно или совсем малышу (что редко делают. так как есть другие способы обследования) или ребёнку лет с 5, если он понимает происходящее и не будет срывать с головы «шапочку». А также сложно провести аутистам с гиперчувствительностью. 

Отмечу, что метод исследования безопасен и ребёнка не может «дёрнуть током». так как прибор чисто физически не может продуцировать сильный ток. 

В Саратове РЭГ делают в основном в платных клиниках (клиника Музалевского, Авеста, Альфа, Лечебно-консультативный Центр, Первый детский медицинский центр, а также больницах (областная, 3 клиническая больница, Обл.больница, ж/д клиника, эпицентр). Учтите, до 4 лет РЭГ в Саратове не делают. Причина- нет подходящих по размеру шапочек.

Магнитно-резонансная томография (МРТ)  это сложный высокоинформативный неинвазивный диагностический метод. МРТ основана на явлении ядерно-магнитного резонанса. Сущность метода состоит в том, что сигналы, генерируемые в теле человека ядрами атомов водорода, при воздействии радиочастотными импульсами в магнитном поле принимаются в виде эхо-сигналов и используются для создания изображений внутренних органов в любой плоскости. Понимаю, что когда вы прочитали это определение, возникло ощущение, что я над вами издеваюсь, потом что понять смысл фразы крайне тяжело.

Попробую изложить понятнее. Грубо говоря, аппарат МРТ представляет из себя огромный магнит, сконструированный в виде трубы. Пациент помещается в трубу, внутри которой создается мощное магнитное поле. Под влиянием магнитного поля и электромагнитных волн молекулы воды в человеческом организме меняют свою ориентацию и излучают слабые сигналы. Эти сигналы ловятся особыми датчиками. И датчики преобразуют информацию в простое и понятное специалисту изображение.  Анализ этих изображений помогает установить правильный диагноз и назначить лечение. Рентгеновское или другие виды потенциально опасного ионизирующего излучения в МРТ не используются. МРТ применяется для обнаружения следующих состояний и заболеваний: опухли головного мозга, нарушения развития мозга и сильное отставание в возрастном развитии, сосудистые аномалии мозга (например. аневризмы), инсульт, серьёзные травмы мозга, заболевания гипофиза, некоторые хронические заболевания нервной системы (например. рассеянный склероз), патологические изменения в тканях головного мозга (например, после менингита), прогрессирующая гидроцефалия, некоторые генетические нарушения развития, приводящие к аномалиям черепа и мозга, также прояснение причин прогрессирующей потери слуха и зрения Почти всегда МРТ делают детям с серьёзными формами эпилепсии.

Для проведения МРТ есть противопоказания, о которых заранее проконсультируйтесь у врача. При МРТ ребёнок должен быть недвижимым, т.е. длительное время (около 20 мин) не шевелиться. Поэтому детям до 10 лет в большинстве случаев МРТ делается под наркозом ( в Саратове, по крайней мере пне не известно  случаев проведения детям до 10 лет МРТ без наркоза). А в отдельных случаях и в более взрослом возрасте МРТ делают с наркозом. Например. аутистам и в 17 лет будут настаивать на наркозе. Так что, проведение МРТ в раннем возрасте должно быть обосновано и учтены все риски, ведь наркоз не есть благо. Зато МРТ — абсолютно безопасный метод.

Кт и МРТ взаимозаменяемы.

 В Сартове МРТ делают в ЛДЦ МИБС-САРАТОВ,в DI-ЦЕНТРЕ, Авесте, 9 больнице

Компьютерная томография головного и спинно­го мозга (КТ) — это вид обследований часто путают с МРТ. Но это разные виды исследований. КТ — это исследование мозга сканирующим устройством, которое измеряет интенсивность пото­ка рентгеновских лучей после их прохождения через мозговую ткань, позволяет получать изображение срезов головного и спинного мозга в горизонталь­ной плоскости на различном уровне. Сканирующее устройство совершает оборот вокруг головы иссле­дуемого с величиной шага в 1 градус. Полученная информация вводится в компьютер, который быст­ро производит вычисления.   На основании регистра­ции мельчайших изменений в плотности мозговой ткани можно определить характер и местоположе­ние разнообразных патологических образований (кровоизлияний, опухолей, полостей, воспалитель­ных очагов, кальцификатов), выявить врожденные пороки развития, степень расширения ликворосодержащей системы головного мозга.

То есть, результат МРТ и КТ примерно одинаков! И там, и там получается объёмное изображение мозга! И тот, и другой способы позволяют с равной степенью чёткости распознать одни и те же нарушения! Главное отличие МРТ от КТ заключается в принципе работы томографов: МР-томограф основан на работе магнитного поля, а КТ – на рентгеновском излучении. КТ не требует наркоза, и вызывает у детей меньше сопротивления, так как больше открытого пространства и нет ощущения запертости.  При одинаковом результате, компьютерная томография несет потенциальный вред для здоровья человека, так как это — особого вида рентген. МРТ, в свою очередь, является абсолютно безопасным методом исследования (даже при беременности) если проводится без наркоза. По стоимости МРТ — всегда выше, порой раза в 3. Так что, вместо МРТ действительно можно сделать КТ, если вас не пугают рентгеновские лучи. А вот при необходимость многократных исследований для ребёнка старше 10 лет, лучше делать МРТ. 

В Саратове делают, например в Дорожной клинической больнице, Гор.клинич.больнице №12, Авесте, клин.больница Миротворцева (3 советская больница), клиника Парамонова, Городская клинич.больница №9.

Магнитно-разонансная ангиография (МРА) сосудов головного мозга — один из самых  современных видов диагностики, позволяющий оценить.анатомические и функциональные особенности кровеносного русла исследуемой  области. При этом врач получает возможность не только исследовать структурные и патологические изменения сосудистого русла мозговой ткани, но и оценить физико-химические, патофизиологические процессы всего головного мозга и его оболочек в целом или его отдельных структур. МРА сосудов головного мозга позволяет получить серию тонких срезов, построить трехмерную реконструкцию сосудистой сети в исследуемой области, выделить отдельные нервные стволы и сосуды, проходящие в проекции того или иного отдела головного мозга человека.

То есть, это способ очень детально оценить особенности сосудов и кровотока мозга, а также на основании МРА можно провести планирование оперативного вмешательства на сосудах (стентирования, ангиопластики). Область применения узка.

В Саратове делают в клинике Миротворцева.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод записи колебаний электрических потенциалов мозга, регис­трируемых с помощью специальных приборов -электроэнцефалографов. Биотоки мозга отводятся с помощью укрепляемых на коже головы электро­дов и регистрируются на бумаге или экране ком­пьютера. Анализ ЭЭГ позволяет выявить волны, от­личающиеся по частоте и амплитуде колебаний, форме, регулярности и выраженности на внешние раздражители (световые или звуковые). ЭЭГ прово­дится при наличии судорог, эпилептических припадков, за­держке психоречевого развития, травмах и др. При подозрении на эпилепсию ЭЭГ — обязательно, заменить его нечем! Для любого врача показательны только результаты свежего ЭЭГ — сделанного в течении последних 6 мес. 

Читайте также:  График динамики развития ребенка

Об­следование требует точного наложения электродов на кожу волосистой части головы и спокойного по­ведения ребенка в течение 30-40 минут, поэтому у детей до 3 лет ЭЭГ обычно проводится на фоне фи­зиологического сна. Современное оборудование поз­воляет проводить ЭЭГ-мониторинг — длительную запись биотоков головного мозга у больных с эпи­лепсией (от нескольких часов до суток).

Делают в Авесте, Альфе, Сове, клинике Миротворцева, клинике Парамонова. В большинстве клиник, где на сайте есть ЭЭГ, его проводят, увы, лишь взрослым. Поэтому- звоните и узнавайте!

Краниография (КГ)— рентгенография черепа в двух проекциях — профиль и фас. Используется для выявления врождённых дефектов и переломов костей черепа.Доза рентгеновского излучения минимальна и под­бирается индивидуально с учетом возраста и веса ребенка. Обычно карниографию проводят в стационаре при необходимости, и направление именно на карниографию от участкового невролога вы не получите. 

Рудова А.С.

к.э.н.,к.псх.н.. дефектолог, психолог, семейный консультант-психотерапевт, ген.директор Центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры, директор центра коррекции и реабилитации Арлекин

ВНИМАНИЕ: в статье приведена примерная информация о том, где делают те или иные обследования в Саратове. Так как клиники постоянно меняют перечень услуг, ориентируясь на спрос и свои возможности, то необходимо звонить и узнавать, если ли эта услуга или нет. Не используйте эту статью, как обещание, что именно там обязательно вот это обследование сделают. Учтите ещё, что аппараты периодически ломаются, а врачи-диагносты увольняются. уезжают на конференции и болеют. И ещё — все описанные обследования  выявляют органические нарушения мозга, а не аутизм или иное психиатрическое заболевание. Но ряд органических поражений мозга может вызывать аутизацию, как следствие патологичности процессов. А так же ряд нарушений у ребёнка, как может оказаться, совсем даже не по причине аутизма. Например, отсутствие речи может быть как следствием аутизма, так и органического поражения, например, лобных долей мозга. Поэтому ни одно из вышеописанных обследований не покажет и не опровергнет диагноз аутизм, но поможет более точно диагностировать причину задержек в развитии.

Источник: https://centr-razvitia.ucoz.ru/publ/drugie_narushenija/obsledovanija_mozga_rebjonka_kakie_i_zachem/20-1-0-176

Источник

Современная педагогика и психология обладает огромным арсеналом научных данных, среди которых особое место занимают нейронауки. Несмотря на то, что полного понимания процесса развития человеческого мозга у ученых пока нет, существует достаточное количество фактов, понимание которых может сильно облегчить жизнь родителей и специалистов, работающих с детьми. Сотрудники Монтессори центров «Созвездие» подготовили обзор основных фактов о работе детского мозга.

Развитие мозга до и после рождения. Почему будущая мама должна хорошо питаться и избегать стрессов, а уже состоявшимся родителям стоит серьезнее относиться к досугу малыша

Развитие мозга начинается ещё до рождения крохи, а полностью взрослым учёные считают мозг людей старше двадцати лет. Самый сложноустроенный орган человека претерпевает множественные изменения, невероятно чувствителен к внешним воздействиям, а также во многом зависит от наследственных факторов. Как же развивается мозг человека?

Что происходит до рождения?

В момент, когда ваш малыш сделал первый вдох, его организм уже проделал огромную работу и заложил основу для всего будущего функционирования крохи. Несмотря на то, что размер его мозга увеличится ещё в 4 раза до своего полного созревания, основная масса нейронов в нём уже существует, а биохимия его уже отлажена.

Тот факт, что мозг, управляющий нашими чувствами, мыслями и способностями, формируется ещё в утробе матери, накладывает большую ответственность на беременных женщин. Нельзя недооценивать научные данные о том, что образ жизни, качество пищи и даже эмоциональное состояние женщины во время беременности имеет огромное влияние на развитие малыша.

Так, например, существуют явные доказательства, что стресс во время беременности нарушает формирование структуры трактов лимбической системы, которая, в свою очередь, ответственна за эмоциональные реакции будущего человека. Прием различных лекарств, в том числе безобидного на первый взгляд парацетамола, ученым удалось связать с гиперактивностью детей, а злоупотребление сахаром во время беременности сказалось на когнитивных способностях детей.

Мозг новорожденного. Какой он?

Уникальность человека в том, что его мозг огромен относительно остального тела, поэтому для прохождения родовых путей ребенок рождается слегка недоразвитым, а почти полного размера (около 80%) мозг достигает уже к трём годам. Вы наверняка знаете о родничке, мягкой зоне на голове новорожденного. Именно эта зона ответственна за возможность рождения человека естественным путём и того самого быстрого роста детского мозга.

Итак, ребенок рождается, а перед ним огромный мир и безумно сложно устроенное общество, в котором ему необходимо научиться жить самостоятельно как можно быстрее. Мозг малыша буквально создан для выучивания огромных объемов информации, ведь синапсы (соединения нервных клеток, которые являются основой всех знаний и умений) формируются гораздо быстрее, чем у взрослых и даже подростков.

Принцип формирования синапсов простой. Чем чаще определенная информация попадает к ребенку, тем более значимой считает её организм, соединение крепнет, а навык и память в этой сфере улучшается. Так жизненно важные навыки (например, речь и ходьба) остаются с малышом на всю жизнь, а случайные события с возрастом забываются. Тот же процесс характерен и для мозга взрослых, но скорость освоения информации у них существенно ниже.

Мозг ребенка жаждет новой информации и учится сортировать её по категориям важной и неважной. Именно поэтому дошкольникам важно регулярно и много контактировать с разнообразной средой. Благодаря балансу между различными активностями (творческими и развивающими занятиями, общением со старшими и сверстниками, игрой в одиночестве, нахождении в городе и на природе, на улице и в помещении и так далее) происходит гармоничное развитие малыша, ведь его мозг регулярно встречается с разнообразными ситуациями и учится адекватно реагировать на разные стимулы и решать разноплановые задачи.

Как растёт мозг?

Структура мозга меняется не только за счёт синапсов. Целые зоны мозга и нервные клетки новорожденного ещё не до конца сформировались к моменту появления малыша на свет.

Зрительная кора

Всем известно, что зоркие глаза малыши приобретают не сразу, а рождаясь едва различают границы предметов и цвета. Это происходит из-за того, что клетки зрительной коры развиваются и учатся распознавать образы перед собой в течения первых шести месяцев!

Удивительно, что даже с такой незрелой системой зрения (даже фокусироваться новорожденные почти не умеют), они уже умеют различать самый важный образ – человеческое лицо. Именно во время визуального контакта с мамой новорожденные тренируют свое зрение и учатся видеть мир.

Развитие органов зрения и зон мозга, отвечающих за зрительную информацию, начинается с визуального контакта с матерью. Специалисты по раннему развитию рекомендуют как можно больше смотреть на ребенка и разговаривать с ним, особенно во время кормления грудью, ведь этим несложным действием вы стимулируете развитие младенца.

Мозжечок

Еще со школьного курса биологии многие помнят, что мозжечок отвечает за развитие движений, к тому же участвует в работе памяти, внимания, освоении речи и даже формировании эмоций. Несложно догадаться, что гармоничное развитие этой важнейшей зоны мозга во многом зависит от достаточной физической активности ребенка. Начиная с переворачиваний и ползания и заканчивая спортивными кружками и занятиями танцами, умеренная физическая активность стимулирует активное развитие мозжечка. Чтобы понять, насколько необходимым является движение для благополучия ребенка, следует лишь упомянуть, что мозжечок увеличивается в три раза только за первый год жизни младенца.

Мозжечок, участвующий в огромном количестве мозговых процессов, развивается только в условиях адекватной физической нагрузки. Именно поэтому родителям младенцев важно давать своим детям возможность двигаться, ползать и хватать предметы вокруг, непременно пробуя их на зуб.

Миелинизация нейронов

Если представить, что нейроны – это провода организма, то миелинизация – это их качественная изоляция. Покрытие отростков клеток специальном веществом (миелином) позволяет нервной системе быстрее и точнее передавать сигналы. Именно из-за незавершенного процесса миелинизации младенцам сложнее обрабатывать информацию и быстро реагировать на изменения в окружении. По этой же причине они не могут совершать тонкие и сложные действия.

Читайте также:  Особенности этнокультурного развития ребенка

От простого к сложному

Решение всё более сложных задач становится по силам молодому мозгу благодаря достройке всё более сложных цепочек нейронов, а также настройке и автоматизации совместной работы этих цепочек. Правило простое: чем больше отдельных операций включает в себя задача, тем позже она станет доступна мозгу. Именно поэтому малыши сначала учатся переставлять ноги, а уже потом могут использовать ходьбу для того, чтобы добраться до нужного места или предмета.

Как создать оптимальные условия для гармоничного развития мозга ребенка?

Как вы уже поняли, несмотря на роль наследственности в развитии нервной системы детей, грамотно организованная среда имеет гораздо большее значение. В данном разделе мы бы хотели уделить внимание основным характеристикам по-настоящему развивающей среды, положительно воздействующей на гармоничное развитие мозга ребенка с рождения.

Социальное окружение

Стремление быть среди других людей заложено в нас на уровне инстинктов, поэтому неудивительно, что для нормального развития ребенку просто необходим контакт с другими людьми. Наш мозг претерпел множество изменений именно благодаря появлению культуры (например, у человека особенно развиты лобные доли, ответственные за произвольность и сложную обработку информации), поэтому и для его нормального развития ребенку просто необходимо общение с себе подобными. Широкий круг знакомств и возможность общаться со взрослыми и ровесниками в различных условиях стимулирует зоны мозга, ответственные за развитие речи, самоконтроль и эмоциональный интеллект.

Исследователи, изучающие работу мозга людей, которые в детстве были изолированы от общества, отметили, что даже во взрослом возрасте их мозг сильнее реагирует на стресс, более остро реагирует на критику, а также хуже поддаётся осознанному контролю.

Посещение развивающих занятий, вечера в кругу семьи, совместные прогулки с другими семьями и любые другие формы общения необходимы даже самым маленьким детям, ведь они стимулируют развитие мозга ребенка, вследствие чего улучшаются его коммуникативные и когнитивные способности.

Сбалансированное питание

Родителям важно помнить один очевидный факт: являясь органом человеческого организма, мозг нуждается в разнообразном и сбалансированном питании. Даже взрослый мозг очень сильно зависит от качества питания, а для детского мозга здоровая диета критически важна. Мы говорим как о достаточном количестве витаминов и минералов, так и о балансе белков, жиров и углеводов. В настоящий момент неврологи активно изучают влияние различного вида диет на развитие мозга детей, но уже сейчас есть доказательства связи повышенного потребления сахара и когнитивных нарушений у детей, а также пагубного влияния ожирения на работу мозга подростков.

Многие родители ударяются в крайности и вместо разнообразной диеты начинают кормить детей целыми горстями витаминных и минеральных добавок. Помните, что любые пищевые добавки и лекарства следует давать детям только после консультации с врачом и по результатам анализов. Здоровый рацион, включающий овощи, крупы, зелень, животный и растительный белок, растительные и животные жиры в умеренном количестве, а также максимальное исключение ненатуральных добавок и полуфабрикатов вполне достаточно для здорового питания.

Физическая активность

Мы уже писали, что физическая активность критически важна для здоровья детей. Старайтесь прививать у детей любовь к движению уже с первых месяцев жизни, используйте гимнастику для младенцев, позволяйте малышу ползать и трогать разные предметы, знакомьте его с разными поверхностями. Чуть позже смело включайте в распорядок дня физкультминутки, прогулки на свежем воздухе, игры в детских городках, занятия танцами, гимнастикой и интересным для малыша спортом. Старайтесь быть для ребенка примером и не снижайте и собственную физическую активность!

Новые впечатления – залог здоровья!

Мы много раз писали, что для ощущения стабильности, развития чувства времени и улучшения контроля детям важен достаточно жесткий распорядок дня. Тем не менее важно понимать, что содержание занятий должно меняться. Используйте разные виды творческих материалов, посещайте разные детские площадки и парки, ходите в гости, приглашайте другие семьи к себе, разучивайте новые песни и стихи. Новая информация стимулирует образование связей в мозге: чем больше у малыша было позитивного и разнообразного опыта в раннем возрасте, тем легче ему будет справляться с новыми задачами в более взрослом возрасте.

В каждой новой задаче наш мозг ищет сходства со своим прошлым опытом, этим он похож на поисковые системы в интернете. Представьте, что в детстве у каждого человека складывается своя база данных, и именно от её обширности зависит качество работы поисковой системы. Новые впечатления расширяют кругозор ребенка и делают его более успешным и адаптивным в старшем возрасте.

Избегайте травмирующих ситуаций

Несомненно, трудности и разочарования также необходимы ребенку, как и позитивные эмоции, но только проблемы, которые малыш способен решить сам или с помощью родителей не травмируют его психику. Согласитесь, одно дело застать малыша рыдающим из-за того, что шнурки на ботинках не хотят завязываться сами, другое же дело успокоить ребенка, который преждевременно столкнулся с насилием, болезнями или недостатком в семье.

Сотни исследований доказали, что последствия детских травм затрагивают целые зоны мозга, нарушая их связи с другими участками и препятствуя нормальному процессу переработки информации, приводя к посттравматическим расстройствам, депрессии и другим нарушениям.

Выводы

Человеческий мозг – это самый сложный орган организма, неудивительно, что для его развития требуется не один год, а качество его функционирования зависит не только от генетических факторов, но и от особенностей окружающей среды. Понимание принципов развития мозга родителями, позволяет создать для ребенка оптимальную среду.

https://www.center-sozvezdie.ru/journal/razvitie-mozga-rebenka-chto-vazhno-znat-roditelyam.html

Источник