Как привить ребенку самостоятельность в 5 лет

Как привить ребенку самостоятельность в 5 лет thumbnail

Каждому ребенку с самого рождения дано стать самостоятельным. Правильное формирование этого качества полностью зависит от родителей и окружающих, с которыми контактирует малыш. По мнению психолога, начиная с трехлетнего возраста у ребенка нужно прививать ребенку самостоятельность.

Начинайте с элементарных вещей, постепенно усложняя задачу. Ведь именно в этом возрасте дети начинают активно копировать действия родителей и участвовать в повседневной жизни семьи.

На что обратить внимание, прививая ребенку самостоятельность

Не подавляйте инициативу у детей

Родителям и членам семьи, которые принимают участие в воспитании малыша, нужно запомнить одну вещь. Нельзя подавлять инициативу ребенка. И если годовалое дитя берет ложку и пытается самостоятельно кушать , дайте ему возможность насладиться процессом. А если подавлять инициативу, привить самостоятельность не получится.

Пусть завтрак растянется на 40 минут, и придется мыть не только малыша, но и кухню. Но через пару лет вам не придется удивляться, что ребенок ничего не хочет делать самостоятельно.

В дальнейшем ситуацию исправить будет намного сложнее, чем в раннем возрасте. Поэтому не допускайте, чтобы у ребенка выработалась уверенность, что можно не стараться. Зачем? Ведь за него все сделает мама. И если ребенок сам кушает или помогает вам мыть посуду, то пусть помогает. Это поможет привить ребенку самостоятельность

Хвалите ребенка

Каждый малыш нуждается в обязательном поощрении за выполненные им хорошие действия. Похвала, приятные, добрые слова всегда придают дополнительных сил и уверенности к новым действиям. Поэтому даже если выполненное действие далеко от идеального, не забывайте похвалить ребенка.

Не нужно сравнивать малыша с его одногодками, соседскими детками. Ведь такое сопоставление травмирует психику и снижает желание стремиться сделать лучше.

Не критикуйте малыша

Когда дети проявляют самостоятельность, они стараются угодить родителям. Хоть некоторые вещи ребенок еще выполняет не идеально, но он старается показать маме и папе свои способности. В этот момент больше всего дети боятся услышать от родителей критическое замечание. Воспитывая самостоятельного ребенка, забудьте о критике. Будьте терпеливыми и спокойными, даже несмотря на то, что проявленная инициатива малыша иногда приносит немало дополнительных хлопот.

Как воспитать самостоятельного ребенка:

Расширьте границы дозволенности

Дети, воспитанные в обстановке полной опеки, не могут долго научиться самостоятельности по вине родителей. Ребенка защищают от малейших неприятностей методом полной изоляции от реалий жизни. Постепенно малыш свыкается с ролью, что ему предоставят все  готовое. Ничто так не мешает прививать ребенку самостоятельность как гиперопека.

Приучайте ребенка к самостоятельности с самого раннего детства. Не ждите, пока он пойдет в садик или школу, где воспитатели и учителя будут обучат его элементарным вещам. Доверьте ему самостоятельно одеваться, кушать, собирать игрушки. Начиная с несложных задач, постепенно расширяйте границы его возможностей. И тогда вы будете спокойны, что ваш малыш сможет самостоятельно позавтракать, убрать в комнате, собраться в школу, не прибегая к помощи родителей или бабушки с дедушкой.

Подсказки родителям для развития самостоятельности у ребенка

Не бойтесь признаваться детям в своих неудачах

Иногда ребенок боится действовать самостоятельно из страха неудачи. Возможно, его отругали, когда он пытался что-то сделать самостоятельно, но у него не вышло.  Возможно, наказали, когда он пытался сам вылить пол и перевернул ведро. Это могло отбить у него желание делать что-либо самому. Но если вы признаете, что и у вас не всегда все получается сразу, это исправит ситуацию. Потому что избавит ребенка от страха неудач. Он будет знать, что неудачи случаются и у взрослых. Это нормально.

Придумайте таблицу вознаграждений за самостоятельность.

Составьте список дел, на которые способен ребенок и тех, которые он только осваивает. Напротив них ставьте плюсики, когда ребенок их выполняет или хотя бы пытается. Договоритесь с ним о вознаграждении, когда число плюсов достигнет определенной цифры. Если ребенок еще не силен в счете, просто проведите черту, к которой вы будете двигаться.

прививая ребенку новый навык,

давайте простые пошаговые инструкции. Один шаг — за раз. Если вы скажете ребенку: «Тебе надо сложить свои вещи, убрать игрушки, поесть и почистить зубы», скорее всего он запутается и ничего не сделает. Давайте одно задание за раз. И обязательно похвалите за его выполнение или даже за попытку. Если задание большое, разбейте его на части и просите ребенка выполнить одну часть. После этого переходите к следующей.

Используйте таймеры

когда ребенок выполняет необходимую задачу, которая не нравится. Например, чистит зубы или делает зарядку.

Инсценировка с игрушками

Такие задачи как еда, одевание или чистка зубов можно отработать сначала на игрушках. Пусть малыш поможет одеться своему медвежонку, покормит его, почистит ему зубы игрушечной щеткой. Игра увлечет ребенка, и потренировавшись на игрушках, ему будет проще сделать это самому.

доверяйте малышам простые задачи

Конечно, мы не возложим на маленького ребенка ответственность за мытье посуды. И не предложим его нарезать хлеб. Но мы можем доверить им  разложить на столе безопасные предметы. Например, салфетки и ложки, когда вы накрываете на стол.

И, конечно, будьте примером

Взрослые являются важными образцами для подражания; помните, что ваш ребенок следит за всем, что вы делаете. Подайте хороший пример.

«Чтобы стать независимыми, дети должны быть уверены в своих силах, иначе они будут чрезмерно полагаться на поддержку других взрослых или своих более уверенных сверстников», Алистер Брайс-Клегг

Если у вас есть свои лайфхаки на эту тему, делитесь ими в комментариях.

Шеко Алена

Читайте также:  Найти игру для ребенка 5 лет

использованы материалы журнала Forbes,   Сhilddevelopment.

Поделиться с друзьями

    Источник

    Самостоятельность приходит к детям сама по себе и выражается с того, что ребёнок начинает все узнавать, проявлять интерес к окружающим предметом. Ходить, кушать самостоятельно все это говорит о том, что малыш взрослеет. Он начинает стремиться к другим детям, ему интересны все более сложные игры. На этом этапе необходимо помогать ребёнку и способствовать его развитию.

    Конечно, не обойдётся становление личности ребёнка без таких слов как «не надо», «не буду» и «не хочу». В этом случае не стоит наказывать малыша и ругать. Надо значит найти другой подход.

    Самостоятельность в 3 — 5 лет

    В этом возрасте, конечно, не заставишь ребёнка самостоятельно шнуровать ботинки и мыть посуду. Но какие-то мелкие дела можно ему доверять или делать совместно.

    Мыть полы. Если малыш хочет помыть пол, то мама должна разрешить. Можно дать ему маленькую тряпочку и пусть моет рядом.

    Пылесос. Все дети проявляет интерес к этому прибор. Пусть ребёнок пылесосит, пусть он не сделает это хорошо, но это будет шаг к его самостоятельности.

    Помогать в магазине.

    Помощь при накрывании обеденного стола.

    В этом возрасте можно приучить ребёнка уже самостоятельно одеваться

    В этом возрасте, особенно после 4 лет, у детей появляется желание помочь. Не стоит запрещать ему, пусть он вытирает посуду, копается в машине с отцом, выкидывает мусор. Дети в этом возрасте любознательным, им это интересно. Разрешая это делать, родители приучают его к самостоятельности в будущем. Просто необходимо обговорить с малышом, если он берётся это делать, то он всегда будет помогать, когда его попросят. В этом случае у них появляется ответственность за дело.

    Самостоятельность в 5-6 лет

    В этом возрасте надо понаблюдать за ребёнком, в какие игры он играет. Обычно дети уже начинают играть, представляя себя взрослыми: в магазин, больница, дочки-матери и прочее. Так они познают взрослый мир.

    В это время игрушки должны быть соответствующими: наборы инструментов, кухня, стиральная машинка и другие бытовые приборы. Только мало просто купить ребёнку игрушку, надо ему показать пример как пользоваться.

    Что же можно доверять делать?

    Протереть обувь, сначала только свою затем постепенно добавлять членов семьи

    Постирать носочки руками, дети очень любят такое занятие

    Помыть блюда и ложки

    Помочь помыть машину

    На самом деле можно доверять все, что хочется малышу, достаточно только контролировать его и помочь. Не стоит расстраиваться и ругать, если не получается. Родители должны помнить, они тоже не родились сразу с навыком мыть посуду.

    Самостоятельность в 6-7 лет

    Начиная с этого возраста на детей ложиться дополнительная нагрузка. Появляются уроки, кружки, секции и все меньше времени остаётся на домашние дела. Сами родители тоже в это время пытаются оградить ребёнка от помощи по хозяйству. Это не является верным.

    Необходимо привлекать ребёнка и доверять ему более важные дела. С этого возраста у детей появляется желание заботы о ком-то. Отсюда появляются просьбы завести домашних животных, мышек, попугаев, рыбок. Некоторые просят брата или сестру.

    Можно пойти навстречу ребёнка и завести животное, только договориться, что ухаживать за ним все будут вместе.

    Также дети в этом возрасте могут самостоятельно погреть в микроволновке себе обед, нужно только заранее приготовить ему тарелки. Если в семье есть младший ребёнок, то пусть старший за ним ухаживает, играет.

    Кроме этого в этом возрасте можно просить ребёнка сходить за хлебом в ближайший ларёк, погулять во дворе на площадке.

    Родители не должны бояться самостоятельности детей. Потом им самим не будет страшно, если ребенок останется один дома или сам пойдёт в школу и погулять. У них будет уверенность, что их ребёнок самостоятелен и не совершит необдуманных поступков.

    Источник

    Самостоятельность ребенка напрямую связана с независимостью и свободой выбора, что придется признать и принять его родителям. Если вы хотите воспитать в сыне или дочери самостоятельность, будьте готовы столкнуться с решениями, которые они начнут принимать лично. Именно поэтому к таким переменам в жизни вашей семьи нужно ответственно подготовиться.

    Когда мы были маленькими, мир за окном не казался таким враждебным. Детей оставляли играть во дворе в компании сверстников, спокойно отпускали одних в школу и на секции, отправляли в магазин за молоком и хлебом. В современных реалиях самостоятельность прививают другими способами. Главное – не упустить момент и не взрастить в малыше инфантильность, нерешительность и тревожность.

    Да, вам будет страшно, ведь «он еще совсем кроха, у него мало знаний и опыта, без контроля взрослых он не обойдется». Ваши опасения имеют основания, поэтому у самостоятельности, которой вы хотите наградить ребенка, должны быть четкие рамки. Подчините свободу принятия решений правилам – и все будет хорошо.

    Для чего ребенку самостоятельность?

    Несамостоятельность равна зависимости. Дети, которых постоянно опекают, берегут и балуют взрослые, как правило, имеют заниженную самооценку. Они эгоистичны и не уверены в себе, что часто скрывается за агрессией, подхалимством или грубостью. Но случись что серьезное, они тут же побегут к взрослым, потому что внутри застенчивы, слабы духом, не приспособлены кжизни.

    Дайте ребенку шанс научиться преодолевать трудности и выстраивать нормальные отношения с окружающими людьми, чтобы он:

    • Обрел здоровую самооценку.
    • Был активным и любознательным, нашел цель в жизни.
    • Чувствовал себя нужным. Осознавал, что ему доверяют.
    • Мог сам спланировать свой день.
    • Терпеливо и спокойно занимался делом, которое ему нравится.
    • Брал на себя допустимую для его возраста ответственность.
    • Преодолевал препятствия, не теряя силу духа.
    • Умел постоять за себя и говорить «нет».
    • Активно участвовал в социальной жизни, имел друзей.
    • Всерьез воспринимал других людей, равно как и его воспринимают всерьез.
    • Чувствовал себя свободным, довольным и счастливым.

    ВАЖНО: Позволить ребенку быть самостоятельным – не значит позволить ему творить все, что вздумается. Детская самостоятельность – это необходимость и способность делать все, что можно и нужно в раннем возрасте, без помощи родителей.

    Читайте также:  У ребенка 5 лет болят ноги стопы

    Что мешает ребенку расти самостоятельным

    Ваш ребенок – личность. Да, вчера вы кормили его с ложечки и меняли подгузники, но он все равно отдельный от вас человек, у которого есть возможность вырасти успешным или переложить всю ответственность за свою жизнь на вас.

    Если вам больше нравится первый вариант, позвольте крохе уже с 1 года обрести самостоятельность, соответствующую его возрасту. Пусть исследует мир и пробует свои силы, а вы наберитесь терпения, забыв о том, что:

    • Вам некогда. Разумеется, одеть ребенка, собрать его игрушки по всей квартире, накормить или взять на руки, потому что он еле тащится по улице, исследуя каждый камешек, быстрее и проще. Но вам придется принимать условия игры. Если хотите воспитать самостоятельного ребенка, вот вам совет психологов: дайте ему столько времени, сколько потребуется на завязывание шнурков,уборку, питание, передвижение и т.д.
    • Это опасно. Падающие предметы, углы, разбивающиеся вазы – даже дома малыша подстерегает множество рисков. Ваша задача – обеспечить ему безопасную среду для реализации потребности в изучении всего подряд и снабдить необходимыми знаниями. Например: «Включенный в розетку утюг сильно нагревается и обжигает. Потрогай его сейчас, пока он теплый. Чувствуешь? Чтобы не получить ожог, никогда не трогай включенный утюг!». Личный опыт фиксируется в детской голове лучше, чем теоретические знания.
    • Он еще маленький. В любом возрасте ребенок сталкивается с проблемами, с которыми может справиться самостоятельно, наблюдая за последствиями своих действий и делая выводы. Покажите ему, куда ставить кроссовки после прогулки. У него получилось это один раз под вашим присмотром? Теперь он должен постоянно выполнять это действие без каких-либо отговорок. Сам.

    Как помочь ребенку стать самостоятельным, сохранив с ним гармоничные отношения

    • Уберите тревожность. Большую часть действий ребенок от двух лет совершает самостоятельно. Вы можете следить за каждым его шагом, но спешить к нему на помощь стоит только тогда, когда это действительно необходимо. Но и тут нужно задать предварительный вопрос: «Тебе нужна помощь?».
    • Не «негативьте». «Не беги быстро, упадешь». «Не ходи туда, а то злой дядя тебя заберет». «Сейчас порежешься». «Сейчас уколешься». «Ноги хочешь переломать?». Вы все делаете правильно, если хотите, чтобы ваш ребенок боялся всего на свете и прижимался к вашей юбке. Кстати, такие программы срабатывают мгновенно: ребенок бежит по дорожке и понятия не имеет, что может упасть. Но мама кричит: «Осторожно!». И вот уже малыш летит носом в асфальт.
    • Стимулируйте самостоятельность. При желании за ребенка можно даже играть и разговаривать. Этим вы лишаете его стимула к развитию. Поощряйте желание одеваться, есть, листать книгу, строить пирамидки и т.д.
    • Создайте атмосферу стабильности и безопасности. Дети моментально впитывают негатив и становятся маленькими параноиками, если их родители не соблюдают режим дня, негативно высказываются о мире, сами чего-то постоянно боятся. Окружите малыша добром, показывайте новые возможности, делайте его жизнь интересной.
    • Исключите шаблоны и стереотипы. Взрослый человек – это набор готовых сценариев, система ценностей и установок, полученных с личным опытом. Вы неосознанно передаете их ребенку, но вместо того, чтобы облегчить ему жизнь, они ограничивают его мышление. Процесс воспитания – это взаимный обмен. Вы учите малыша, а он учит вас. Подключите творчество, откройте разум, будьте готовы принимать его мысли, рассуждения и умозаключения.

    Любите, общайтесь, доверяйте, помогайте развиваться – и ваши дети вырастут благополучными, понимающими, цельными личностями.

    А ваш ребенок самостоятельный?

    Источник

    КАК ПРИВИТЬ РЕБЕНКУ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

    Детская самостоятельность – качество, которое доставляет хлопоты родителям, независимо от ее количества. Многие проблемы возникают из-за того, что под самостоятельностью понимается такое поведение ребенка, когда он без подсказки делает то, что нужно родителям. Каковы критерии самостоятельности, и как она проявляется в раннем возрасте?

    Что бы ни делал ребенок, ему важно одобрение родителей. Поэтому самое главное в воспитании самостоятельности – не столько развить ее, сколько не подавить. Часто родители, анализируя поведение ребенка, опираются на критерии зрелой самостоятельности, в то время как у детей она может маскироваться под другие свойства, например, негативизм или нетерпеливость. Пресекая подобное поведение, родитель оказывается в ситуации, когда, как говорится, с водой выплескивают ребенка. Выходом из нее может стать направление активности и инициативности детей в мирное русло.

    Даем разумную свободу

    Темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье существенно влияют на темп становления самостоятельности. В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя.

    Так, от 1 года до 3 лет такой ведущей деятельностью являются действия с предметами, с 3 до 7 лет – игра, с 7 до 14 лет – учебная деятельность, а с 14 до 18 – общение со сверстниками.

    Если ребенок свободно ориентируется, принимает решения и сам находит способы достижения своих целей в рамках ведущей деятельности, значит уровень его самостоятельности соответствует возрасту.

    Читайте также:  Ребенок 5 лет сосет большой палец

    Как известно, абсолютная свобода – это вседозволенность. Поэтому проявления самостоятельности не должны выходить за рамки принятых норм. Однако чем младше ребенок, тем сложнее ему опираться на какие-либо правила. Например, сын видел, как папа подарил маме цветы, и решил поступить так же, но сорвал цветы с клумбы. Как одновременно похвалить за благие намерения и осудить подобный акт вандализма? Можно выразить свою признательность за щедрость, но проявить огорчение из-за выбранного способа достижения результата. А затем обсудить, какие варианты решений были бы более приемлемы: например, сделать цветы из цветной бумаги, нарисовать их, вырастить своими руками, помочь папе выбрать букет. Только так ребенок усвоит одно из главных правил самостоятельного поведения: его действия должны завершаться таким результатом, который не нарушит принятых правил.

    Ставим цели и задачи

    Взрослые обычно полагают, что ребенок должен выполнять то или иное действие самостоятельно. Именно эту мысль они пытаются донести до своего чада и, в результате, сталкиваются с непониманием.

    Во-первых, ребенок не может действовать, как заводная игрушка, и механически выполнять указания родителей. Ему важно знать зачем, то есть с какой целью, он выполняет ту или иную просьбу.

    Во-вторых, малышу необходимо четко представлять себе алгоритм действий: как и что именно нужно делать.

    В-третьих, ребенку следует объяснить, почему он должен отрываться от игры и переключаться на скучное занятие, предложенное взрослым. Допустим, утверждение бабушки, что у нее «сломается спина», если она станет застилать за внука кровать, выглядит неубедительным, поскольку каждый раз после препираний с ним она весьма резво разворачивает покрывало.

    Некоторые дети применяют к словам родителей армейский принцип ПВО: «Подожди выполнять – отменят!». Эта привычка вырабатывается у них из-за отсутствия четких требований. Ребенок замечает, что взрослым гораздо важнее получить результат, чем добиться от него самостоятельности. Например, увидев, что он неторопливо возит губкой по луже разлитого молока, размазывая ее по всему столу, мама берет инициативу в свои руки и сама ликвидирует последствия аварии. У ребенка возникает закономерный вопрос: «ЗАЧЕМ напрягаться и делать что-то самому, если взрослый все равно рано или поздно сделает это за него?». Куда проще подстегнуть активность родителя, начав ныть или прикидываясь немощным. Ребенок только тогда начнет проявлять самостоятельность, когда будет определен круг его обязанностей, от которых можно будет уклониться исключительно в случае форс-мажора.

    Развиваем самостоятельность

    1. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не спешите покупать новый набор. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребенок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы пополнить запасы канцелярских товаров, так же вздыхайте в ответ и высказывайте сомнения: вдруг и новые фломастеры проживут недолго? В дальнейшем воспоминания об этом сложном периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей.

    2. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуйтесь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольник занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если он будет производить уборку после каждого такого промежутка, то станет похож на робота-уборщика Валли из одноименного мультфильма. Просьба разложить все по своим местам перед сном, чтобы не споткнуться об игрушки в темноте, будет более понятна ребенку.

    3. Объем и содержание обязанностей должны быть сформулированы максимально конкретно. Например: «после обеда нужно убирать со стола свою тарелку», а не «надо убирать за собой!».

    4. Объясняйте малышу смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что мама тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше расскажите о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поплескаться в ванной, наполненной пеной, и т.д.

    5. Если ребенок ленится и категорически отказывается покидать свое уютное местечко, попросите его рассказать о своих дальнейших планах. Эта просьба заставит ребенка задуматься о том, чем можно заняться. Согнать ленивца с дивана иногда помогает маленькая хитрость. Выразите радость по поводу того, что он лежит и никому не мешает. Затем попросите полежать там же еще часика два, чтобы вы могли заняться своими делами. Как правило, уже через несколько минут раздается вопрос: «А можно я слезу с дива-а-а-на?»

    Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, мамы и бабушки часто пресекают попытки девочки подмести пол, потому что знают, что вместо желанной чистоты в квартире будут клубы пыли. Выходит, еще один способ развития самостоятельности – тренировка конкретных навыков.

    Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих.

    Источник