Как правильно заниматься с ребенком 5 лет
Как заниматься с ребёнком 5-6 лет
В возрасте 5-6 лет детям необходимо начать подготовку к школе. Психическое развитие ребёнка в этот период проходит активно, он готов учиться. Однако занятия пока лучше проводить в игровой форме.
Выбирайте книги с яркими картинками, крупным текстом. Лучше всего подойдут книги и материалы, которые будут немного сложными для вашего малыша. Тогда мышление стимулируется гораздо активнее, чем с задачками, которые решаются быстро и просто. Нет ничего плохого в том, чтобы подумать, поразмыслить над заданием.
Развитие мышления и логики в этом возрасте происходит быстро. Учёба детям даётся сейчас довольно легко, но нужно хорошо организовать распорядок дня. В первой половине дня лучше всегда заниматься математикой, письмом. Чтение и творчество оставьте на вторую половину дня, лучше всего после прогулки.
Дошкольный возраст
Если вы планируете развивающие занятия для детей 5-6 лет, то следует обратить внимание на:
- мышление;
- воображение;
- логику;
- знания об окружающем мире.
Сейчас у ребёнка должна идти активная подготовка к первому классу, а значит, необходимо заниматься в этом направлении. В этот период дети очень восприимчивы к занятиям. Особенно если они построены интересно. Вам понадобятся развивающие материалы, игрушки, наглядные пособия. Такова особенность психического развития ребёнка в этом возрасте — всё должно быть ярким, запоминающимся. Иначе мозг детей 5-6 лет просто пропускает скучную информацию мимо.
Для детей занятия на развитие мышления и логики должны строиться по подобию игры. Можно предложить им разбиться на команды и пообещать победителям призы. Если же вы занимаетесь один на один с малышом, то предложите ему небольшие поощрения за хорошо выполненные задания. Но не нужно ставить подарки и вкусности в роли единственного мотивирующего фактора.
Развитие мышления
На первое место выступает развитие мышления. Возраст в 5-6 лет считается идеальным для начала активных занятий. Время концентрации ребёнка уже доходит до 25-30 минут. Сейчас учимся считать в пределах сотни. Нужно знать простой счёт, счёт десятками. В пределах 20 складывать и вычитать по единицам, пятёркам и десяткам. Не стоит перегружать малыша знаниями, но и останавливаться только на простом не стоит. Скоро начнется школа, малышу будет гораздо проще адаптироваться, если он уже привык к занятиям.
Развитие мышления можно проводить в простой игровой форме. Для этого не нужно ничего особенного. В детском садике такие занятия обязательно проводятся, но дома с родителями заниматься тоже можно. Мышление включает в себя ситуационную логику. Старайтесь всё время занимать малыша какими-нибудь задачками. Даже во время прогулки предложите, например, считать столбы или деревья. Обращайте его внимание на цвета, размеры, формы предметов.
Как организовать занятия
Если вы решили заниматься с малышом самостоятельно, то это не так просто, как может показаться. Все занятия на развитие мышления и логики, изучение окружающего мира требуют систематизации и чёткого распорядка дня. Очень скоро начнётся школа, а там время уроков и перемен установлено строго. Приучайте малыша к такой форме работы. Сейчас ваши занятия с ним будут короче школьных, но это не беда. Переходить от вашего темпа работы к школьному будет проще, а адаптационный период не будет таким болезненным.
Рабочие материалы
Развивающие материалы для ребёнка 5-6 лет лучше всего искать в книжном магазине или в интернете. Обязательно обращайте внимание, для какого возраста составлены упражнения, для кого рекомендованы. Давать очень простые задачки — не самый лучший вариант. У ребёнка должен быть стимул развиваться. Пусть они даже будут немного сложными для его уровня. Перед тем, как дать материалы для изучения, проведите небольшую контрольную работу, чтобы проверить, что малыш знает на данный момент. Обычно в начале книги всегда есть подобный тест.
Для чтения подойдут сказки, детские рассказы. Подбирайте их по интересам ребёнка, выбор сейчас огромный. Опять же, старайтесь брать тексты немного сложнее, чем малыш привык видеть и читать.
Не лишним будет поинтересоваться, по каким книгам будут проходить занятия в школе, которую вы выбрали. Многие школы принимают детей с шести лет, а до этого можно подготовиться по учебникам первого класса. Не обязательно начинать по ним занятия, можно просто пролистать, показать малышу. Пусть он привыкнет к книге, обозначениям в ней.
Занятия на развитие кругозора можно комбинировать:
- книги и фото;
- фильмы;
- поход в музей.
Старайтесь проверять, как малыш запоминает материал. Тут дело даже не в том, хорошо он выучил или нет. Важно другое: какая форма занятий лучше подходит именно вашему малышу. Так вы сможете заинтересовать его получением знаний. Потом будет легче работать со школьной программой.
Распорядок дня
Для детей 5-6 лет идеальным вариантом будут занятия дома по 20 минут 3 раза в день. К этому необходимо добавить творческие задания по 30-60 минут. В творчестве время можно не ограничивать. Если ребёнку интересно рисовать или лепить — пусть занимается этим столько, сколько захочет. Больший интерес составляют занятия логикой, счётом, письмом, общим развитием.
К возрасту пяти лет у детей уже сформировалось осознанное запоминание. Раньше малыш запоминал стихотворение только после многократного повторения. Это механическое запоминание. Он не прикладывал особого труда, чтобы его выучить. К 5-6 годам он уже начинает делать умственное усилие для того, чтобы выучить материал. Это уже не так легко, поэтому занятия нуждаются в хорошей временной организации.
- Начинать занятия лучше всего через 30-40 минут после завтрака.
- Сначала занятия счётом, логикой, письмом.
- Во время перерыва — полностью свободное время, малыш может заниматься тем, чем хочет. Для перерыва между занятиями достаточно 15-20 минут.
- Второе занятие — на развитие кругозора. Привлекайте малыша к активному обсуждению.
- Следующий перерыв большой. Тут может быть обед, прогулка, свободное время.
- Последнее занятие может состоять из чтения или пересказа.
- После этого можно дать ещё время на творчество.
Не стоит ставить занятия в вечернее время и перед сном. Малыш должен отдохнуть от занятий, подготовиться ко сну. Перед сном лучше всего дать свободное время, игры, просмотр детского фильма или мультика.
Счёт
Задания разделите на:
- счёт в пределах десяти; в этих пределах стоит сконцентрироваться для изучения сложения и вычитания;
- изучение названий десятков и единиц, составление чисел от 10 до 100;
- счёт десятками по аналогии со счетом в пределах десяти;
- запись чисел под диктовку.
Показывайте всё на простых примерах, картинках, палочках (фасолинах, монетках и других мелочах). Сейчас для ребёнка очень важно видеть сам процесс. Для этого используются наглядные пособия. Через несколько уроков постарайтесь перейти непосредственно к записыванию известных чисел. Однако новый материал продолжайте объяснять на понятных и наглядных примерах.
Логические задачки
Сюда можно отнести небольшие кроссворды, лабиринты, поиски сходства и отличий предметов. Такие задания на логику и размышление всегда нравятся детям 5-6 лет, ведь воспринимаются как игра. Следите, чтобы задание давало возможность задуматься. Нет смысла в логических задачках, если они решаются с ходу, без размышлений. Только так реально задействуется ситуационная логика, используются предыдущий опыт и знания.
Творчество
Творчество однозначно должно быть свободным. Тут родители могут проявить небольшую хитрость. Давайте общее задание, которое подразумевает некие условия. Например, в рамках развивающего занятия вы побывали в музее или зоопарке. Предложите ребёнку нарисовать что-то конкретное. Например, трёх млекопитающих из зоопарка по выбору. Или представить себе, как выглядит жилище, нора или гнездо тех зверей, которые живут в жарком климате. Тут малышу придётся подумать, вспомнить то, что узнал во время экскурсии.
Этот рисунок можно использовать на уроке письма, предлагая потренироваться писать названия животных, цветов использованных фломастеров. Конечно, стоит оставлять время на творчество и без заданий. Так у ребёнка будет возможность отдохнуть, расслабиться. Это стимулирует развитие мышления не хуже, чем занятия по математике и логике. Рисование, лепка дают возможность представлять себе предметы объёмно, в пространстве.
Чтение
Важно научить малыша не просто разбираться с буквами, но и читать простые предложения. Развитие речи без чтения не будет нормальным. Предложите ему пересказать прочитанный текст. В возрасте 5-6 лет допускается чтение по слогам с соблюдением ударения. В день достаточно 1-2 абзацев с обсуждением прочитанного. Предлагайте разного рода работу с текстом:
- дополнить рассказ;
- пересказать;
- ответить на вопросы по тексту.
Если малышу пока тяжело читать самостоятельно, предварительно прочтите ему текст сами. При приеме в школу знания букв и умения читать по слогам обычно вполне достаточно.
Источник
Родители часто думают, как готовить сына или дочку к школе. Какие навыки должны быть у ребятишек, которым через год предстоит впервые сесть за парту?
Какие они?
Каждый год жизни для детей – определенная ступень. Это взрослые не меняются так стремительно, как они. Детство ведь — пора самого высокоинтенсивного развития человека. Ни в какие другие годы не приобретает он столь много, как будучи дошкольником.
За свои первые 5—6 лет ребенок из абсолютно беспомощного новорожденного превращается во вполне сложившегося человека. У него свои интересы и черты характера, индивидуальные взгляды на жизнь. Просто поражает эта быстрота успехов и проявление все новых способностей.
Вот исполнилось 5 лет ребенку. Он интенсивно растет – прямо на глазах. Необходима энергия такому мальчику или девочке. Поэтому качество питания – это важно.
Меняется и поведение ребенка. У него складывается оценочное отношение к себе и другим людям. Он довольно часто интересуется тем, что хорошо и плохо, очень хочет жить по правилам. Тех, кто это нарушает, он осуждает. Родители для него – идеал, предмет для подражания в каждой мелочи. Так что старайтесь, чтобы позитивным был ваш пример.
«Я все понял»
Что касается психологической составляющей, то в 5 лет ребенку много уже понятно. Он внимает вашим объяснениям и на все просьбы взрослых адекватно реагирует. Он может сам себя занять, если родители пока не в состоянии с ним быть.
Психологи говорят: личность на 90 % сформировывается от 5 до 7 лет. И за эти два в общем-то коротких года мамы и папы могут в свое чадо «вложить» те самые качества, которые они считают необходимыми, воспитать именно те привычки, без которых, по их мнению, не обойтись.
Все это нетрудно. Детишки в эти годы легко копируют тех, кого и любят, и уважают, и ценят. Их поведение – самое что ни на есть хорошее, верное, единственно возможное. Так что контролируйте свои поступки и слова. Ведь если вы будете говорить одно, а поступать совсем по-другому, то ничего хорошего от своего дитяти не ждите!
Пишут и читают
Общаться с пятилетними мальчиками и девочками – одно удовольствие. В 5 лет ребенку все интересно. Он необычайно открыт ко всем новым сведениям, знаниям, а также и к разнообразным умениям. Он хочет заниматься всем сразу, все перепробовать: и танцевать, и рисовать, и в теннис играть. Любопытно, что ему на самом деле легко даются как умственные навыки, так и физические.
Никого также не удивляет, что еще до первого класса многие детишки уже знают буквы, могут их писать, читают некоторые тоже довольно бегло. Простейшие арифметические действия малыши обычно тоже освоили, могут прибавить, вычесть. Словом, сейчас – наиблагоприятнейшее время, чтобы «впихнуть» в свое чадо побольше ценного и полезного. Минует совсем немного времени – и этот дивный, радующий маму и папу азартный интерес к окружающему миру потихоньку будет угасать. Так что не упустите столь хорошую пору.
За партой
Исследования психологов приводят такие интересные данные. Из всех шестилеток, которые идут в школу, только 30 % научились слышать, что говорит учитель, запоминать, выполнять то, что он велит сделать, и потом анализировать свои действия.
А 70 % этого не умеют, 25 % требуют, чтобы им повторили задание дважды и даже трижды. 30 % детей слышат, понимают, запоминают, но не умеют действовать самостоятельно. Сидит такой мальчик и водит ручкой по столу. Не работает, так сказать. Учительница должна подойти к нему и сказать: «Давай, пиши цифры». Иначе он до конца урока ничего не сделает и, значит, не выучит.
Отсюда проистекают все трудности первоклашки. И нежелание уже через неделю ходить на уроки. Однако, когда ребенок правильно прожил пять лет, все эти навыки у него сформированы.
Пусть играют побольше
Ребенок – это не взрослый. Он осваивает мир через игру. Все правила жизни, ее законы и нормы – только в игровой форме, а не через лекции или нотации. Учить поэтому его той же азбуке, чтению, арифметике надо только таким путем.
В это время детишки начинают задавать довольно сложные вопросы, что некоторых взрослых нервирует. И напрасно. Отмахиваться от сына или дочки нельзя! Например, как вы ответите на такое: «Почему листики – зеленые, а небо – нет, оно голубое?» Мамы и папы, как бы сильно ни были заняты по вечерам, на все это должны отвечать правдиво и понятно. И здесь развивающие игры для детей 4 — 5 лет – очень хорошие помощники, просто незаменимые. Конкурентов им пока нет.
Тесты и паззлы
Правда, ребятишкам придется очень хорошо подумать. Ведь задания не так просты. Зато будет прекрасная тренировка – для развития памяти, также воображения с вниманием, еще счета, иных нужных дошкольнику свойств.
Например, есть немало кроссвордов, рассчитанных на этот возраст. Можно еще складывать предложения из разных слов, перемешанных. А как увлекают ребятишек тесты! Те самые, где надо выбрать лишь верные ответы.
Любят детки и искать на рисунках всякие различия. Тут развиваются внимательность, усидчивость, упорство.
Есть немало и других видов времяпровождения из серии «развивающие игры для детей 4 — 5 лет». То же собирание паззлов не просто занятие, чтобы ребятенок затих дома и никому не мешал. Нет, это прекрасный способ формирования его творческих способностей.
Все знакомые литеры
Не будет ничего плохого в том, если взрослые расскажут малышу, какие есть буквы. Для детей 5 лет это будет интересно. Но как выучить их с ребенком?
Обычно девочки и мальчики сами начинают спрашивать: «А что это за значки?» — когда кто-то из домашних читает им книжку. Есть и специальная азбука для детей 5 лет. Этот красочно изданный алфавит – прекрасная книга. Она еще незнакома малышам. Так что самое время ее купить прямо сейчас и начать заниматься.
Главное при этом не требовать, чтобы малыш твердо все усвоил. Важнее поддерживать интерес к обучению. Достаточно такие занятия для детей 4 – 5 лет проводить по 10 – 15 минут в день. Хорошо учить буквы при помощи коротких слов. Но форма игры строго обязательна!
Угадайка
Как никогда пригодится сейчас фольклор – загадки для детей 5 лет. Они очень образные, лаконичные, легко запоминаются. Это своего рода для ума гимнастика. А как прекрасно развивается при этом и креативное мышление, те же смекалка да сообразительность. И что немаловажно для нашего времени, так это дар решать простые задачи очень нестандартно. Если вы хотите развивать ребенка умственно, не пренебрегайте «угадайками». Тем более детишки их очень любят. А составленные в поэтической форме, они гораздо любопытнее.
А вот загадки для детей 5 лет в стихах заставляют ребят обращать свое внимание на мелочи, которые прежде оставались незаметными, расширяют кругозор.
И какая же радость охватывает малыша и гордость за себя, когда он находит верный ответ! Причем дети могут играть так и без взрослых, сами, что дает им умение общаться друг с другом, жить в коллективе и считаться с другими. Все это пригодится не только в школе – вообще в жизни. Контактные люди, как замечено, легче продвигаются по службе, да и досуг их более содержательный.
Еще совет. Отгадывайте загадки вместе с детьми. Или попробуйте придумывать их сами. Даже на вашем бытовом, жизненном материале. Это очень весело! Не говоря уже о пользе для всей семьи, для доброй атмосферы в ней.
Новая затея
Занятия для детей 4 — 5 лет предполагают и тесное общение с книгой. То есть это умение ребенка читать, пусть немножко, хоть по слогам. И если он до поступления в первый класс будет это уметь, то обучение для него не станет столь тяжелым, как для некоторых других ребят.
Придумайте дома игру под названием «Учимся читать». Ребенку 5 лет она прекрасно подойдет, куда ж еще дальше это оттягивать? Как же конкретно это делать? Есть несколько методик.
Первое – мальчику или девочке сразу показывают цельные слова, просят запомнить их зрительно.
Второе – дошкольник выучивает и потом читает отдельные слоги.
Третье – вначале малыш учит названия букв. Тут хорошо поможет азбука для детей 5 лет. И в слова потом он их складывает.
Четвертое – это когда пятилетка слышит звуки, чувствует их в слове, учится сравнивать с буквами.
Каждый из этих способов имеет плюсы и минусы. Родители должны выбрать то, что больше подходит их чаду. Ведь уже «стукнуло» 5 лет ребенку. Пора браться за ум.
И еще одно. Никогда не сравнивайте своего ребятенка с соседскими. Мол, Петя уже давно умеет читать, а ты все еще нет. Во-первых, все дети разные, каждый развивается индивидуально. И потом, соседский мальчик преуспел в чтении, а ваш Димочка – в лепке из пластилина. И что из этого? Не формируйте у сына комплекс неполноценности.
Побольше хвалите детей за успехи в любом деле. Не ругайте за промахи. Разве у вас самих все идет на работе гладко? И не уставайте поддерживать в ребенке живой интерес к обучению, причем не только в области чтения.
Источник
На чтение 6 мин.
Хорошие родители знают, что нельзя упускать время в таком важном деле, как воспитание ребенка. До 6 лет дети могут приобрести знания, навыки и умения, которые станут отличной базой дальнейшего развития.
Многие родители самостоятельно проводят занятия с детьми и обучают их чтению, знакомят с окружающим миром.
Дошкольники обладают феноменальным потенциалом.
Поэтому взрослые часто стремятся не только дать элементарные знания, но и научить ребенка читать по-английски и самостоятельно составлять простые высказывания на этом языке.
Ориентиры развития в 5-6 лет
Развивающие занятия без определенной цели успеха не принесут. Нужно знать, чему учить детей. Например, в возрасте 5 лет ребенок может справиться с такими заданиями:
- рассказать о себе и своей семье;
- назвать время года, время суток;
- объяснить простейшие причинно-следственные связи (мама стирает потому, что…; папа взял зонтик потому, что…);
- пояснить назначение предметов обихода (зачем нужен стол, стул, кастрюля, ручка);
- назвать геометрические фигуры и предметы, похожие на них по форме;
- сосчитать несколько предметов с переходом через десяток;
- назвать цвета;
- рассказать, из каких частей состоят предметы мебели, быта;
- запомнить и произнести слова, фразы на иностранном языке;
- заштриховать контурный рисунок; вырезать ножницами полоски бумаги и сделать из них коврик; скопировать узор.
В 5 лет дети могут пояснить свои мысли, знают цвета, умеют считать
В 6 лет детям доступны более сложные действия:
- понимание сюжетной связи картинок и составление рассказа;
- пояснение смысла простых пословиц;
- выполнение элементарных арифметических операций;
- обобщение и деление на группы;
- объяснение значения слова (действия, признаки, конкретные предметы и абстрактные понятия);
- составление правил игры;
- ориентация в пространстве и времени;
- рисование человека, копирование узоров и геометрических фигур;
- выполнение игровых упражнений, повтор и составление простых диалогов на английском языке.
Умения в 6 лет зависят от количества домашних занятий и посещения детсада
Особые возможности домашних занятий
Развивающие занятия с ребенком в домашних условиях имеют много преимуществ.
Гибкий график позволяет учесть темперамент детей, скорость восприятия и мышления, особенности характера. На занятиях дома легко придумываются и выполняются разнообразные «ритуалы» (стихи, песенки, особые слова, веселые разминки), настраивающие ребенка на начало или завершение работы.
Домашние занятия очень удобны
Дома всегда под рукой необходимые принадлежности. На занятии могут понадобиться не только бумага и карандаши, но и конструкторы, кубики, игрушки для ролевых игр.
Даже мебель быстро превращается в элемент учебного оборудования. А если ребенок изучает английский язык, то по ходу занятия быстро изготавливаются необходимые карточки с буквами и словами. Это поможет родителям научить ребенка читать по-английски и подготовит к освоению письменной речи.
Подготовка к «уроку» дома
Чтобы правильно организовать развивающие занятия для ребенка 5-6 лет, нужно учесть определенные условия.
Очень важно иметь план цикла занятий, а также заготовки заданий для каждого из них. Нужно четко определить время проведения и длительность работы.
Совет: нужно разбивать занятия на несколько частей, не более 10-15 минут каждая, ведь малышу трудно высидеть 40-50 минут.
Занятия дома должны проходить весело и увлекательно
Занятия дома пройдут интересно и полезно, если правильно структурировать материал. Упражнения для активизации внимания детей должны чередоваться с увлекательными логическими головоломками, играми в слова, заданиями на развитие мелкой моторики и координации движений.
Восприятие заданий на слух и с помощью разнообразной наглядности, музыкальные паузы и физкультминутки, развивающие мультфильмы и придумывание забавных историй – все это украсит домашнее занятие с детьми.
Физкультминутка для маленьких проводится через 15 минут занятий
Важно разнообразие приспособлений и форм работы. Все необходимые принадлежности готовятся заранее.
Как строить занятие
Любое занятие должно иметь мотивирующую, основную и завершающую части. Привычка к логичной структуре сыграет положительную роль, когда малыш станет учеником и войдет в класс.
Содержание и форма зависят от возраста детей и целей домашних «уроков». Следует подбирать разнообразный материал. Но при этом занятие может быть тематическим. Например, совершенствование речи, тренировка памяти, обучение правилам общения, изучение английского языка.
Обучающее занятие должно быть посильным для малыша
Секреты успешного занятия с дошкольниками
Дети 5-6 лет могут хорошо проявить себя на домашнем занятии. Взрослые должны обеспечить благоприятные условия для этого, например:
- увлекательное начало с сильной мотивацией (что будем делать и зачем; научимся…, узнаем…; поиграем…);
- краткость в постановке задач (постепенно нужно добиться, чтобы ребенок удержал в памяти инструкцию хотя бы из 3-х пунктов);
- точность объяснения задания на доступном языке (для правильного выполнения нужно четко понимать, что делать);
- включение подвижных игр и упражнений в качестве физкультминуток между сложными заданиями и в виде отдельного блока в конце занятия;
- подведение итогов в конце «урока» (чему научились, что понравилось; награда за особые достижения); концовка может быть в виде веселого стихотворения, которое родители произносят вместе с малышом в конце каждого занятия.
Занятие по готовке также входит в перечень развивающих
Родителям следует быть очень внимательными, занимаясь дома. Нужно слушать, что говорит чадо, обдумывать свои слова, терпеливо ожидать завершения выполнения задания и предлагать «ученику» пояснить его действия. Это формирует самоконтроль, активизирует внимание и память. Такие качества пригодятся при поступлении в 1 класс.
Полезные советы для обучения малышей чтению английских текстов
Развитие детей до 6 лет происходит необычайно быстро. Этому способствует гибкая память, развивающееся внимание и укрепляющееся мышление. Очень важные качества для обучения чтению на английском языке!
Домашние занятия английским помогут ребенку быстрее адаптироваться к школе
Важно знать: в 3 года у малыша преобладает наглядно-образное мышление; с 5 до 6 лет начинает формироваться абстрактно-логическое.
Поэтому при обучении детей иностранному языку можно смело использовать фонетические, графические и словесные методы.
Дети в возрасте 5-6 лет легко воспринимают на слух слова и фразы на английском языке, запоминают и воспроизводят их. Старшие дошкольники в состоянии сопоставлять устные объяснения, звучание английских слов и фраз и их графическую форму.
Видео. Уроки английского для дошкольников
Основные этапы обучения детей чтению на английском языке
- Английские слова и фразы воспринимаются на слух и повторяются.
- Продолжение изучения слов и фраз на слух: ребятам предлагаются буквы и слова на карточках.
- Составление словосочетаний и чтение простых предложений (с помощью карточек с изображениями слова и соответствующего предмета).
- Чтение простых текстов (проза или стихотворение), составленных из известных ребенку фраз.
- Чтение более сложных текстов в соответствии с расширением лексикона, просмотр мультфильмов с субтитрами, чтение сказок.
Чудесные мгновения совместного познания
Домашние развивающие занятия – необыкновенно волнующий этап в отношениях родителей и детей. Совместные игры, поиски решения логических задачек, обсуждение забавных вопросов и ответов, радость наблюдения за малышом в процессе усиленной умственной или физической активности запомнятся навсегда.
Занятия с детьми – чудесные моменты близости
Прекрасные впечатления пополнят сокровищницу семейных радостей и сделают детей счастливее.
Источник