Как повысить внимание и концентрацию ребенок 2 года

Как повысить внимание и концентрацию ребенок 2 года thumbnail

Яндекс. Картинки

⚠️ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!⚠️
У Вашего ребенка ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ!!!???? Родители сразу начинают оправдываться: «Да что Вы, доктор!? Мы и так всё своё время и внимание ему уделяем!!»

????Я, собственно, и не об этом???? ❗Синдром гиперактивности с дефицитом внимания, пожалуй, самый распространённый синдром при Резидуально-органическом поражении ЦНС. Но я о нем сегодня не буду говорить. (если Вам интересно, в конце будут ссылки на статьи о СДВГ).

Сегодня я хочу сделать акцент на диагностике и коррекции внимания вашего ребенка. Метод очень простой, С которым справится любой родитель.

⭕Итак, таблицы Шульте.

Эти таблицы вы можете скачать в интернете или сделать сами в любом текстовом документе (в крайнем случае, нарисовать рукой).

✅Для кого этот метод: для детей от 6 лет. Ребенок должен бегло считать до 25 и знать, как эти числа пишутся. Если вы практикуете на дошкольнике, то не стоит спешить с выводами, если он табличку делает дольше, чем положено по нормам ( о них ниже), у дошкольников познавательные процессы в большинстве своем непроизвольны и они не умеют организовывать себя и свое внимание. Но это не повод отказываться от таблиц, они отлично подойдут для тренировки произвольности внимания.

✅ Вам нужно иметь от 5 таблиц, в каждой из которых расположены в беспорядке числа от 1 до 25.

✅Ребенок должен НАЙТИ, ПОКАЗАТЬ И НАЗВАТЬ числа в возрастающем порядке, начиная с единицы.

✅У вас должен быть наготове секундомер. Измерьте время, за которое проходит ваш ребенок табличку до 25. Подряд вы даете 4 таблицы.

✅ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: в норме на каждую таблицу тратится не больше 60 секунд.

❗Если ребенок первую табличку сделал быстро, а на последующих таблицах затраченное время увеличивается — это говорит о быстрой утомляемости и истощаемости психических процессов. Важно запомнить, что истощаемость не лечится упражнениями на развитие внимания. Здесь нужно подключать невролога

❗Если все четыре таблички сделаны в одном темпе и затрачено приблизительно одинаковое время, тогда у вас все в порядке

❗Если первая табличка сделана за большее время, а на остальные ребенок затратил меньше времени, это говорит о хорошей обучаемости ребенка.

❗Если цифры колеблятся (то быстро, то медленно), это говорит о неустойчивости внимания, о колебаниях продуктивности, которые будут сильно влиять на успеваемость в школе. это дети из цикла «То пятёрка, то двойка» .

Это была диагностика. Теперь о том, как тренировать внимание. Таблицы Шульте — это универсальная и простая методика развития всех свойств внимания (концентрация, объем, переключаемость, распределяемость).

Если в течение месяца ежедневно в быстром темпе выполнять по 4-5 таблиц, то к тренировке внимательности Вашего ребенка бонусом Вы получите увеличение скорости восприятия информации, расширение периферийного зрения, увеличение скорости чтения.

А теперь я упрощу Вам задачу, не нужно искать таблички в просторах интернета, скачивайте и распечатывайте картинки прямо отсюда:

P.S. Если Ваш ребенок в силу возраста не готов к таким табличкам, Вы можете давать ему упрощенные таблицы Шульте с ячейками 3Х3 или 4Х4 (счет до 9 или до 16).

Ссылки на статьи о СДВГ:

Эти страшные буквы СДВГ

Простая диагностика гиперактивности

Позитивное воспитание спасет мир

Источник

Советы и упражнения, которые стоит знать родителям и учителям.

Как повысить внимание и концентрацию ребенок 2 года

Шамиль Ахмадуллин

Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru.

Основная деятельность детей младшего школьного возраста — обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе — результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание — понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание — это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Читайте также:  Форма грудной клетки у ребенка в 2 года

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания — недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность — результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или математической задачи, дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений — научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность — неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети — собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите домашнее животное и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти — залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

Например:

1 РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ

Правильный ответ: собаки — лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТОЫЕАРБРАЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь — лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

развитие внимания у детей: упражнение «Назови цвет»

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка — найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.

Читайте также

  • Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное →
  • 6 причин, почему домашнее задание бесполезно и даже вредно →
  • 10 фактов для родителей, которые помогут воспитать счастливых детей →

Источник

«Сосредоточься на том, что ты делаешь!», «Сколько раз тебе это повторять?» – родители говорят эти фразы своим детям миллионы раз. В конце концов, начинают думать, что с их ребенком, возможно, не все в порядке. Сомнения набирают силу, когда взрослые видят, что сверстники их малыша лучше справляются с поставленными заданиями, поскольку в состоянии на них сосредоточиться. Давайте поговорим о внимании и о его нарушениях. Когда ребенок должен сосредоточиться на задаче и насколько долго? Что должно вызывать беспокойство и что вообще с этим делать?

О концентрации внимания.

Концентрация внимания — это умение сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на другие раздражители. До 5-го года жизни внимание ребенка носит непроизвольный характер, о чем прекрасно знают все родители. Малыш концентрируется на том, что для него является новым, громким, привлекательным. Много задач оставляет незаконченными, о многом ему нужно постоянно напоминать: «Ты оделся?», «Я просила, чтобы ты почистил зубы». Типичное поведение, которое показывает, как пойти в комнату за пеленками для младшего брата (по просьбе мамы) и «потеряться» по пути, отвлекшись на совершенно другие действия.

Читайте также:  Эрсефурил ребенку 2 года

При правильном развитии ребенка изменения в сфере навыков концентрации внимания происходят между 5 и 7 годами жизни. Малыш уже способен сосредоточить внимание на времени, которое позволяет ему выполнять поставленные задачи, ему не нужно неоднократно напоминать, что он должен что-то делать, все чаще и чаще может сосредоточиться на двух действиях одновременно, не оставляя ни одного из них (например, смотрит сказку и надевает тапочки).

К сожалению, у многих детей эти изменения не происходят или происходят в очень медленном темпе. Тогда можно говорить о расстройствах концентрации внимания. Эта проблема является серьезной, поскольку сулит неудачи в период обучения в школе.

Нарушения концентрации внимания у ребенка: активно-импульсивный и пассивный типы.

Нарушения концентрации внимания у ребенка можно разделить на два типа. Первый из них — это тип активно-импульсивный. Ребенок отвлекается очень легко из-за внешних раздражителей. Эти дети очень нетерпеливые, работают быстро, грубо, постоянно подвергаясь при этом разочарованию. Часто мешают в группе, дразнят других детей. Кажется, что у них слишком много энергии, что не дает сосредоточиться. И хотя они очень сильно переживают свои неудачи (плачут, ругаются, оскорбляют), это не меняет их поведение.

Второй тип — это дети, которые, кажутся «мечтательными». У них пассивный вид. Это малыши, которые часто задумываются при выполнении задания, что мешает им его закончить. Сложные и самостоятельные задачи вызывают у них уныние. Часто задумываются, забывают что-то, им не хватает мобилизации и активности в принятии решений.

Например — шнуровка обуви. Ребенок из первой группы сделает это быстро, плохо и будет не доволен результатом. Ребенок из другой группы будет завязывать шнурки очень долго и, в конечном счете, не выполнит задание. Оба могут иметь проблемы в школе из-за нарушения концентрации внимания.

Как распознать нарушение концентрации внимания?

Ответьте себе на несколько вопросов:

1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?

2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?

3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?

4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?

5) Если ребенок работает быстро, неопрятно – у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?

6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?

Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.

Как тренировать концентрацию внимания у детей?

Требовать внимания.

Не разрешать ребенку отвлекаться. Пример – если малыш начинает рассказывать о том, что с ним происходило в детском саду, прервите его, сказав: «Сначала закончим одно дело. Наденем туфли, а потом ты мне расскажешь». Создайте правило, например: «Сначала нужно закончить то, что начали», которое вы будете часто повторять. Реагируйте всегда в ситуациях, в которых малыш отвлекается, например, когда начинает играть во время еды.

Слушайте внимательно.

Внимательно слушайте, что ребенок говорит, и задавайте ему различные вопросы. Если вы спросите, что было в детском саду на обед, а он говорит: «Не знаю» и меняет тему на «А сегодня на танцах…» — то мягко верните малыша к теме обеда.

Будьте точными и не делайте поблажек.

Распространенной ошибкой родителей является хвалить ребенка за любую работу. Ваш ребенок уже не совсем маленький и прекрасно знает, что его книжка должна лежать по-другому. Кроме того, если вы хвалите, а тетя в детском саду говорит: «Ты делаешь не так. Когда раскрашиваешь, то не выходи за эту линию», то ребенок теряется. Учитесь точности, скажите, например: «Я знаю, что ты старался, но посмотри – здесь есть пропущенные места. Давай попробуем закончить вместе, чтобы было все правильно».

Много практикуйтесь.

На рынке много разного рода книг для тренировки концентрации внимания. Книги на тему «найдите пять отличий» должны навсегда поселиться в вашем доме. Занимайтесь с ребенком и не позволяйте «Это мы оставим на потом, потому что скучно и сложно». Если через несколько месяцев эти действия не принесут результата, стоит обратиться с ребенком к психологу. Лучше всего еще до того, как начнет учиться в школе.

Источник

Сегодня рассеянный ребенок — это совсем не редкость. Есть дети, которые спокойно могут высидеть уроки в школе и дома без проблем продолжат заниматься, но… это реальность не для всех. Зачастую к дисциплине это вообще не имеет отношения. Причин того, почему школьник не может усидеть на месте на уроке, вечно крутится и отвлекается, конечно, много. Может уроки откровенно скучны, а может он просто не может иначе — вот такая особенность внимания. Я даже не говорю о синдроме дефицита внимания, который все больше набирает обороты.

Я сама столкнулась с ситуацией, когда ребенок не может сосредоточиться на уроках и постоянно отвлекается на все вокруг. Соответственно, это мешает учиться и ему и окружающим. Хотя в нашей ситуации этот фактор еще и сильно мешал становлению речи. Все ведь взаимосвязано.

Читайте также:  Что делать когда у ребенка 2 года испуг

Поэтому уже с дошкольного возраста мы делаем различные упражнения на развитие внимания и концентрации. Они не оригинальны, но работают практически всегда. Вот о нескольких из них моя статья сегодня. А еще есть ее продолжение вот тут.

1. Шифровка

Подходит для тех, кто уже умеет хоть немного читать. Можно использовать с любым возрастом от дошкольника до подростка. Нужно лишь правильно подбирать слова.

Практически, это упражнение на анаграммы. Можно взять любое слово или слова и поменять буквы местами. Слово КНИГА превратится в АНКИГ. Попросите ребенка составить слово из букв. Получилось?

Тогда усложните задачу — составьте хорошо известную фразу или пословицу, переставив букв в каждом слове.

емсь зар метьор идон зра рожеть. (Семь раз отмерь, один раз отрежь)

2. Логические шифровки

Это продолжение предыдущего упражнения, но тут мы добавляем построение логических рядов. Все же знают игру «Найди лишнее слово»? А тут каждое из этих слов нужно еще и построить правильно из букв. Задачка интересная и порою непростая. Ребенок не только тренирует наблюдательность, но и развивает мышление.

А еще прелесть ее в том, что слова вы можете брать из тех предметов, с которыми трудности или просто по текущей теме. Если ребенок уже постарше, то никаких проблем. Лишь сами слова будут значительно сложнее. Например:

чалпе-аупк-куж-ргач (пчела-паук-жук-грач… последнее явно не в тему)

тисоиря-лиобояиг-галерба-рожапкеб (история-биология-алгебра-пробежка… что же тут лишнее?)

Корректор

Тема развития внимания не обходится без методики корректурных проб. Вы точно их видели. Это массив из разных знаков (узоров, букв, цифр или символов). Обычно в задании необходимо за определенный промежуток времени обвести/ подчеркнуть или заполнить фигуры разными способами. Опять же для разного возраста просто разная сложность.

Например, в массиве из букв нужно найти и подчеркнуть одну букву, другую обвести, а третью — зачеркнуть. Или же в массиве разных фигур внутри одной нужно поставить плюс, в другой — минус, а в третьей -знак равно. Примеров таких проб в интернете вы найдете сотни.

В любом случае, это действительно здорово развивает концентрацию и внимание! А количество ошибок обычно отображает уровень проблемы. Но нельзя смотреть только по одному дню. Ведь и у детей бывают рассеянные дни. Это упражнение нужно делать регулярно, но не менее двух месяцев. Ведь только повторение приводит к хорошим результатам.

Филлворд (Fillword)

Это тоже известный способ, когда в массиве слов ребенку нужно найти заданные слова. Задание вроде бы простое и незатейливое. Вот только уровень сложности у таких таблиц разный. Представьте, что найти нужно 30 слов… справитесь? 🙂

Графический диктант

Метод ну очень популярный сегодня для занятий как дома, так и в школе. А знаете почему? Он развивает способность слушать, концентрироваться на словах окружающих. В моем случае это постоянная проблема, над решением которой мы работаем. Опять же, тут главное настойчивость и регулярность. А еще место для фантазии, когда над уже начерченным узором или рисунком можно поиграться еще и дорисовать что фантазия пожелает.

Это простые способы, но повторюсь, от этого не менее эффективные. О многих вы слышали и наверное как-то использовали. Многие скажут, что это не очень работает, но поверьте — они действенны. Дело в повторении и постепенном усложнении материала.

Иногда все это кажется скучным и однообразным, но можно рассматривать такие упражнения как небольшую зарядку для мозга. Тут уж все зависит от вашей подачи 🙂 Например, можно их делать с утра или перед тем как сесть за уроки. Они великолепно настраивают на спокойные занятия и помогают сконцентрироваться.

Все бы хорошо, но где взять столько материала. Ведь не будешь вычитывать одно и тоже. Я пользуюсь учебными пособиями для психологов. Это более серьезные книжечки, чем тоненькие сборники для дошколят. Еще составляю материал сама, использую разные онлайн-ресурсы и иногда приложения в телефоне. Не хочу рекламировать, поэтому если вам интересно, то напишите об этом в комментариях. С удовольствием расскажу подробнее.

Если эта тема для вас актуальна, то расскажите какие упражнения или игры вы используете с ребнком. Вдруг что-то пригодится и нам.

Дочитали статью? Не забывайте поставить лайк, если она вам понравилась или подписывайтесь на наш канал!

Источник