Как понять почему плачет ребенок 1 год

Как понять почему плачет ребенок 1 год thumbnail

Заинтересовало 15 531 раз с 7 февраля 2017

    Размер шрифта:

  • T
  • T
  • T

Ребенок в год постоянно плачет и капризничает

Закончились колики, прорезались первые зубки, малыш немного подрос, стал более подвижным, научился ходить. Казалось бы, с годовалым ребенком гораздо меньше сложностей, чем с грудничком, на самом же деле это не так. Все так же случаются истерики, плач, капризы, бессонные ночи. Годовалые детки иногда даже еще более капризны, чем грудные малыши. С чем это связано? Почему ребенок в год постоянно плачет и капризничает? Давайте рассмотрим на этой странице «Популярно о здоровье» все возможные причины такого поведения.

Почему ребенок постоянно капризничает и хнычет?

Плач и капризы – это основной и доступный способ привлечь к себе внимание взрослых, ведь годовалые детишки не умеют говорить. Так они сообщают родителям о собственных чувствах, требуют ласки, а также дают понять маме, что у них где-то болит. Итак, причины детского плача могут носить физический и психологический характер.

Ребенок плачет – физические причины

Даже если кроха уже освоил несколько слов к концу первого года жизни, вряд ли он станет ими пользоваться, если его что-то беспокоит. Выражать свои чувства плачем все еще привычнее и надежнее. Если ребенок заболел, он непременно сообщит о своем состоянии не словами, а именно плачем. Если видимых признаков заболевания нет, возможно, у крохи режутся зубки или воспалилось ушко. Возможно, плач свидетельствует о боли в животе. У детей, как и взрослых, может разболеться голова под влиянием перепадов атмосферного давления, но они ведь не понимают, что с ними происходит, и не могут рассказать об этом.

Совсем не обязательно нужно искать признаки заболевания. Может, все гораздо проще – крохе жарко или холодно. Возможно, ему доставляет дискомфорт влажный подгузник или вы надели неудобную одежду. Когда в домах работает отопление, воздух становится слишком сухим, тогда в носике у ребенка образуются корочки. Они мешают ему нормально дышать. Усталость – пожалуй, самая распространенная причина детских капризов и слез. В каждом из перечисленных случаев дети обычно плачут, поскольку не могут по-другому рассказать родителям о своем дискомфорте.

Психологические причины

Годовалые дети испытывают большую привязанность к маме. Они панически боятся остаться без ее внимания. Именно это чувство порой становится причиной плача и капризов. Если мама занята готовкой, уборкой, или к ней кто-то пришел, детишки всячески пытаются привлечь ее внимание. Сын или дочка повсюду перемещаются за мамой по пятам, цепляются за ноги, просятся на ручки и требуют ласки и совместных игр. Самостоятельно играть малыши в таком возрасте еще не умеют, а если и увлекаются чем-то, то ненадолго, а затем снова нуждаются в материнском внимании.

Малыши испытывают сильную эмоциональную перегрузку, когда подолгу находятся в обществе незнакомых людей, гуляют в людных местах или сопровождают вас в походах за покупками. Кроха просто не может справиться с большим наплывом впечатлений и выразить свое состояние иначе, как плачем и капризами. Отдельная тема – укладывание ребенка спать. Обычно это сопровождается слезами и требованиями «продолжения банкета», несмотря на сильную усталость. Малыши будут сопротивляться до последнего, пока хватит сил.

Если годовалый ребенок испытал какой-то стресс, он долгое время может вести себя неадекватно, слезы становятся почти постоянным явлением. Например, после нахождения на лечении в стационаре, где малыш натерпелся различных процедур, — уколов или капельниц. Примерно 2-3 недели после выписки он станет плакать по любому поводу и без него. Нужно немного потерпеть, проявлять к нему больше любви и внимания, и все пройдет.

Сильным эмоциональным потрясением для малыша может стать угроза родителей отдать его чужим людям. Это звучит очень страшно, детская психика воспринимает эти слова всерьез и в сердце крохи поселяется страх, что он останется совсем один или с чужими людьми. Никогда не угрожайте детям с горяча, чтобы не травмировать их психику. Дайте им понять, что они любимы безусловно, всегда, и вы никогда их не бросите.

Если у годовалого ребенка что-то не получается, раздражение и досада нарастают, снова появляются слезы. Не может достать игрушку или запретный предмет – истерика, не получается снять носочек – слезы, каша в ложку не набирается – снова плач. На детской площадке тоже неспокойно – отобрали игрушку, нет свободной качели, не дали мячик – опять повод покапризничать.

Годовалые малыши плачут почти так же часто, как меняется их деятельность. Допустим, дочка или сынок увлечены игрой, а вы собираетесь идти на прогулку. Конечно, свое недовольство вам будет выражено в полной мере. Будьте готовы встретить такое же сопротивление, когда вы станете собираться вернуться домой с прогулки.

Заключение

Если ваш ребенок капризничает в год постоянно, — это совершенно нормально. Развивается его нервная система, он учится управлять эмоциями и выражать свои чувства. Пока ему это удается с трудом, но по мере взросления чадо станет более уравновешенным. А пока нужно набраться терпения и постараться поддержать ребенка в этот нелегкий для него период. Будьте ласковыми, нежными, чаще обнимайте и целуйте ребеночка, уверяйте в своей любви. Капризы и слезы – чаще всего это просто признак эмоциональной незрелости, чем какой-то болезни.

Ольга Самойлова, www.rasteniya-lecarstvennie.ru

Прочтите еще и добавьте в закладки (Ctrl+D):

  • Ребенок не хочет ходить в садик и плачет, что делать, советы психолога
  • Ребенок плачет и отказывается от грудного молока, что делать?
  • Ребенок отказывается от еды в 4 месяца, причины и лечение
  • Ребенку год, а устраивает истерики — что делать?
  • Грудной ребенок плохо спит ночью, часто просыпается — что делать?
  • Истерика у ребенка 3 лет, что делать, что советует Комаровский?
  • Ребенок и в 3 и в 4 года часто психует и капризничает
  • Ребенок плохо спит ночью, плачет во сне
  • Навыки ребенка в 2 месяца жизни, развитие
  • Почему плачет грудной ребенок во сне ночью и в других случаях?

Источник

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: «младенческий» — с рождения до одного года, «раннее детство» — от года до трех, и «дошкольное детство» — от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис — это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно — через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали «кризисами развития».

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он — взрослый, мы — разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку — нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, — это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название «кризиса».

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному «графику», потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого «приступа».

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые «требуют» внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать «на зуб». Но вдруг со стороны родителей раздается «нельзя». Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят — не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс — стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра «разборкой» новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок — это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Источник

Ваш маленький ребенок плачет, а Вы не понимаете почему и не знаете, что делать? Тогда советуем прочитать данную статью, которая расскажет Вам, уважаемые родители, очень много о плаче малыша…

Новорожденный малыш еще не умеет разговаривать и не может рассказать, как он себя чувствует, чего хочет. Порой нужно время, чтобы понять кроху, освоиться в новой роли родителя и научиться чувствовать, что же делать, когда он безутешно плачет (а иногда пронзительно кричит). Сохранять хладнокровие и не паниковать, когда ребенок (такой любимый, родной, долгожданный) заходится от крика, почти невозможно. “Я могу вынести что угодно, только не этот плач, он разрывает мне сердце, я чувствую себя абсолютно беспомощным” – говорят многие родители. “Дать ребенку накричаться и уснуть” – варварский совет, к тому же совершенно бессмысленный, потому что ребенок никогда не плачет без причины.

Спокойствие совершенно необходимо, если вы хотите определить, почему ребенок плачет, и как его успокоить. Когда у моей первой дочери впервые начался приступ колик, кажется, я перепробовала все на свете, наконец, совершенно обезумевшая и обессилевшая бросилась к соседке, чтобы попросить ее подержать малышку, пока я буду звонить в скорую (хотя я была уверена, что это простые колики, она так долго плакала, что здравый смысл и уверенность меня покинули). Неожиданно на “спокойных” руках дочка перестала плакать и задремала. Этот способ помогал мне много раз, когда я понимала, что усталость, раздражение и беспокойство передаются ребенку и делала паузу. Требуется некоторое время, чтобы успокоиться и вернуть “способность трезво рассуждать”, а иногда и придумать, что еще можно предпринять. Передав ребенка в чьи-то спокойные и надежные руки, лучше всего на несколько минут выйти из комнаты, чтобы не слышать плач. И подумать.

О чем же нужно подумать, если ребенок плачет?

Во-первых, подумайте о том, что вы не одиноки, все дети плачут. Больше или меньше, подолгу по ночам, понемногу по вечерам, если их что-то беспокоит, если они скучают и т. д. До тех пор, пока единственный способ “выражения” для них – это плач. Разнообразием обертонов и интенсивности они выражают свои потребности. Когда вы научитесь сохранять спокойствие и немного изучите своего ребенка, вы сможете понимать этот “язык”.

Иногда успокоиться помогает звонок маме, опытной подруге или знакомому доктору, которые поддержат вас советом или просто утешат.

Во-вторых, вы должны исключить “острые” причины плача (травмы, затруднение дыхания и т. п.). Как правило, серьезные заболевания сопровождаются и другими симптомами. Понаблюдайте за ребенком, если у него поднялась температура, он отказывается от груди, слишком вял или наоборот, активен, у него появились высыпания на коже, появилось покраснение вокруг пупочной ранки, напряжен родничок в состоянии покоя и т. п., или просто что-то подсказывает вам, что с ребенком что-то не так, не медлите – обратитесь к врачу. Даже если видимых причин нет, а ребенок ПРОНЗИТЕЛЬНО кричит или визжит без умолку, позвоните и опишите ситуацию (например, 03), к вам обязательно приедут или дадут рекомендации.

В-третьих, попытайтесь определить, чем вызван плач вашего ребенка (не считая “острых” и, Слава Богу, редких, случаев). Например, американский педиатр Т. Берри Бразелтон описывает шесть типов плача у новорожденного: плач, вызванный болью, голодом, скукой, коликами, дискомфортом, расслабляющий плач на исходе дня.
Если не можете понять причину плача сразу, исключайте их поочередно: покормите малыша (даже если он недавно ел, возможно, он наглотался воздуха вместо молока, слишком быстро уснул и не наелся), поменяйте подгузник (памперс), переоденьте и т. д.

Очень полезно вести дневник, записывать туда важные моменты, которые происходят с малышом, в том числе, что именно лучше всего его успокаивает. Кроме того, если вам кажется, что он слишком много плачет, записывайте, сколько минут, в какое время, он плакал, что его утешило. Потом, проанализировав, Вам будет легче убедить себя, что он плачет не “все дни (или ночи) напролет”, а лишь иногда “по делу” или если у него что-то болит. Фиксируйте также, что именно вы ели, чтобы понять, какие продукты вызывают у него аллергию или дискомфорт в животе.

Старайтесь высыпаться (ложитесь с ребенком спать днем, возможно, не один раз), чтобы быть спокойной и внимательной, когда он плачет. Усталость и раздражение мешает быстро ориентироваться.

Наиболее распространенные, самые “назойливые” на первом году жизни причины плача: зубы и живот.

Живот – самая больная тема для новорожденного, ведь кишечник у него еще очень незрелый. Ребенок поджимает ножки, животик напряжен или вздут, возможно, у него колики. Обычно колики начинаются на второй-третьей неделе жизни ребенка, к шести неделям достигают пика, могут продолжаться до третьего-четвертого месяца. Приступы, как правило, случаются в одно и то же время суток, их трудно четко диагностировать, заболеванием их не считают. Возможно также, у малыша скопилось много газов в кишечнике, и именно это причиняет ему боль.

Чем вы можете помочь? “Сделать гимнастику” – ножки к животу, придержать их, затем выпрямить. Сделать массаж – не слишком надавливая, помассировать животик, обязательно по часовой стрелке (по направлению самого кишечника). Приложить к животу что-то теплое, например, проглаженную утюгом пеленку, можно просто прижать ребенка животиком к своему теплому телу (положить его на грудь или на живот). Очень хорошо помогает газоотводная трубка. Желательно, чтобы она была соответствующего размера (для новорожденного), с гладким краем.(Однажды мы по ошибке “постирали” трубку вместе с пеленкой, она стала от этого намного мягче). Кончик нужно смазать маслом или вазелином и аккуратно ввести в отверстие прямой кишки (можно подвигать немного), процедуру повторить. Газоотводную трубку мы использовали вплоть до 6 месяцев, если нужно было освободить кишечник при подозрении, что малышке переполненный живот мешает расслабиться и заснуть.

Против “газиков” можно давать ребенку укропную воду, детский чай с фенхелем, эспумизан или плантекс. Если вы кормите грудью, исключите из своего рациона капусту и виноград.
Ощущение дискомфорта в деснах может начаться задолго до самого прорезывания зубов. Так что к трем месяцам запаситесь специальным детским гелем для режущихся зубов, колечками, которые можно предварительно охлаждать в холодильнике. Можно почесать малышу десна своим пальцем (чистым, разумеется). Для этой цели можно приобрести специальный напальчник с пупырышками. Хорошо помогает сухарик (сушка), некоторым детям нравится соленый огурец (конечно, когда ребенок уже сам сможет держать их и мусолить). Моя старшая дочь очень любила зубную щетку (видимо, жесткой щетиной она массировала себе зудящие десна).

Что еще может причинять ребенку боль или дискомфорт:

• Он мокрый;

• У него смялась пеленка;

• У него холодная постель;

• У него опрелость;

• У него молочница;

• Ему жарко или холодно;

• Ему не нравится какая-то одежда (трет, жмет, задевает и т. п.), возможно, неудобная застежка;

• Он себя поцарапал (возможно, даже повредил роговицу, если царапнул глаз);

• Волосяной жгут (вокруг пальчика туго обмотался чей-то волос);

• Его беспокоит свет или шум;

• У него насморк (если это затрудняет сосание, носик нужно обязательно освободить, затем закапать сосудосуживающие капли для младенцев, чтобы малыш смог спокойно поесть);

• Он перевозбудился (слишком насыщенный день, гости и пр.), какие-то чаи, еда или алкоголь в вашем меню тоже могут действовать возбуждающе;

• Ему одиноко или скучно;

Чем вы можете успокоить ребенка?

Дать ребенку грудь (или пустышку);

Положить к себе голеньким на живот;

Носить его на руках, в слинге или кенгурушке;

Спеть ему колыбельную;

Взять к себе в постель;

Положить к левой груди, чтобы он услышал биение вашего сердца;

Приложить к другой груди (у многих младенцев, как ни странно, есть “любимая грудь”);

Взять его вертикально;

Поставить красивую музыку, например, дети любят Моцарта, Шуберта, Вивальди. Фольклорное пение без аккомпанемента или оперные арии зачаровывают некоторых новорожденных – им нравятся поющие голоса; уважают малыши джаз (например, Гершвин), а вальсы успокаивают;

Включить фен, пылесос или другой шумящий, вибрирующий предмет;

Покачаться с ним в кресле-качалке;

Выйти в другую комнату или на улицу;

Искупать ребенка в теплой воде;

Многие дети хорошо успокаиваются или засыпают в машине, вы можете прокатить его на машине;

Показать ему или дать в руку вибрирующую и издающую звуки игрушку;

Завести музыкальную карусель или музыкальную шкатулку;

Покатать его в коляске, покачать в люльке или на качелях;

Предложить ему пососать свой (чисто вымытый) палец;

Почитать ему громко свои любимые стихи, ритмично укачивая;

Предложить бутылочку с водой (ребенок может и не сосать ее, но новый предмет так похожий на грудь, возможно, отвлечет его);

Подуть ему в лицо (на лобик);

Погреметь связкой ключей или другими звенящими и гремящими предметами;

Включить воду (шум воды действует успокаивающе);

Использовать ароматерапию (запах ромашки, мяты или сандала может подействовать успокаивающе);

Сделать массаж (погладить ребенка);

Если говорить о народной традиции, надо сказать, что в старину запрещалось обсуждать проблемы при плачущем, сонном, болеющем ребенке, называть его бедным, несчастным, больным и т. п., ругать. Допускалось лишь пение. Современные психологи объясняют это тем, что в таком “особенном”, “пограничном” состоянии каждое неосторожно произнесенное слово может запечатлеться в подсознании ребенка особенно четко и быть причиной многих проблем, когда он повзрослеет. Будьте осторожны в своих словах и замечаниях во время плача малыша.

Когда ребенок плачет, капризничает, умойте ему лицо прохладной водой (трижды проведя рукой) и вытрите своим подолом (народное средство от сглаза и т. п.), можно прочитать молитву или проговорить: “Как с гуся вода, как с лебедя вода, так с … – худоба”;

Если вы подозреваете, что ребенку скучно, когда он бодрствует:

Разговаривайте с ребенком, комментируйте свои действия, читайте стихи, пойте песенки;

Показывайте игрушки, колокольчики, фигурки и пр. сначала прямо перед глазами малыша на расстоянии 30-60 см., затем перемещайте медленно вправо или влево, побуждая ребенка поворачивать голову или следить за предметом глазами.

То же можно проделывать со звучащими предметами (подойдут бубен, колокольчик, деревянные ложки, шуршащая бумага и т. п.).

Вкладывайте в ручку (поочередно в левую и правую) ребенку разные на ощупь предметы, можно сделать специальные мешочки, заполнить их крупой, песком и пр. или вырезать кусочки разнофактурной ткани, меха.

Делайте “Сороку”, раскрывайте ручку.

Делайте массаж и гимнастику.

Стимулируйте рефлексы новорожденного.

Устройте для него “картинную галерею”, подносите к окну, картинам или предметам на ваших стенах, показывайте изображения предметов на карточках (или слова) по методике Глена Домена) Новорожденным очень нравятся контрастные предметы типа шахматной доски или мишени.

Общайтесь с ребенком с первых минут жизни и вам легче будет понять его потребности.

Источник

Читайте также:  Усыновить ребенка из дома малютки до 1 года