Как подтолкнуть ребенка к речи в 2 года

«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.

Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.

У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.

С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.

Моя мама — педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых — то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов — мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.

Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:

????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.

????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.

????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения

????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы

????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.

????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.

????Игры на развитие мелкой моторики.

????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.

И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:

  • Режим радио «Что вижу, то пою» — нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
  • Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
  • До определенного времени упрощать некоторые слова: машина — би-би, котик — мяу, собака — ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
  • Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
  • К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.

И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.

Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.

И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.

Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.

К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.

Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).

Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.

В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок — молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.

Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.

Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.

Читайте также:  Чем промывать глаза ребенку 2 года

А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:

  • Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
  • О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
  • Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.

Мой вывод один — пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.

По теме:

Статья с примерами подражательных потешек

Обзор книги «Без паники! Мой ребенок не говорит»

Источник

По стопам Людмилы: https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/1706761

 Решила изложить некоторые СВОИ мысли на тему стимуляции речевого развития, если вдруг такой опыт будет кому-то полезен, буду рада. Всевозможных критиков «да ты чо заморачиваешься ващеее», «совсем обалдели ребенка мучать, готовить к егэ, торопить развитие» и пр с фактами про неговоривших гениев — просьба время не тратить на чтение и комментарии 😉

Итак, в чем была задача и какие мы опробовали решения.

Когда в полтора года большинство сверстников моей дочери уже предпринимали попытки выражаться вербально, у нее в лексиконе было лишь около 5 слов и несколько десятков жестов. Объясняется жестами, молчит, как партизан, и ей вполне комфортно. Все знакомые и незнакомые фыркали и кидали камни в мой огород, мол, и занимаюсь я с ребенком мало и плохо, и «ну ты б ей хоть книжку почитала!..», и прочее вплоть до весьма обидного «с такой матерью ребенку будет очень сложно жить/расти/общаться, а всему причина — Вы!»

 А я с ней 98% времени один на один, и рот не закрывается, и говорю, говорю, говорю, и книжки читаю, и мелкая моторика уже переразвита, и на море свозили, впечатления и встряска — будь здоров. Без толку.

 НЕ СРАБОТАЛИ самые популярные методы:

— комментирование всех действий; 

— чтение книг;

— «я тебя не понимаю, скажи словами!» 

— игры со звукоподражанием (мяу-мяу и ав-ав); 

— развитие мелкой моторики.

Ниже опишу то, что на мой взгляд внесло наибольший вклад в магический «пинок», вследствие которого ребенок начал интересоваться речью, говорить, повторять и сочинять, склонять и спрягать, т.е. осознал смысл наличия речи и связь между миром и звуками. Все добровольно, без насилия, заставляний, приставаний и даже без регулярных или систематизированных занятий.  

1. Развитие мимики, артикуляции и дыхания. Ребенок же не сразу, как родился, может встать на ноги или схватить погремушку, так? Он сперва учится владеть своим телом, изучает возможности рук и ног, тренируется. Так и с языком и губами, их надо осознать и овладеть ими. Другими словами: учимся дуть и корчим рожи!

А. Дуть. На вертушки, на ниточки или дождик, на вату, воздушные шарики,пену в ванне, перья и листья, на свечки. В дудки, свистки и свистульки, флейту Пана, трубочки и трубы. В полые предметы типа бутылок, полых шариков с дырками и др. Пузыри: и выдувать из кольца, и через трубочку дуть в тарелку с мыльной пеной, чтоб была целая гора пузырей (осторожно!!! Любители поильников и соков с трубочками, не разобравшись в задании, могут напиться мыла!). Высший пилотаж: надуть воздушный шарик. Моя принцесса научилась дуть легко и рано, в полгода, но в 11 м нас настиг насморк, и она научилась сморкаться. Все, дуть — никак, только носом! Это, я считаю,было крупной проблемой, пока мы все не перепробовали, и девица не стала пытаться дуть ртом.

Читайте также:  Ребенок 1 2 года занятия

Б. Дурачимся, как можем, кривляемся. Улыбаемся широко, скалимся, имитируем с гипертрофированной артикуляцией (и выпученными глазами, чтоб смешнее было) а, и, о, э, у, ы. Язык показываем, широкий, узкий, трубочкой, облизывая губы, достаем языком до носа, прячем его за щеками. Надуваем щеки, целуемся, фыркаем и шушушукаем как ежики, цокаем, щелкаем и т.д.. Это простые игры, их не надо готовить, они эмоциональны и воспринимаются на ура большинством карапузов. Если повторяет — чудесно, нет — ищем ту физиономию, которая вдохновит. Чем спонтаннее и разнообразнее, тем более яркая реакция у младенца.

2. Антиагитация.Метод изобрелся мною как итог размышлений: «Говорю, говорю, говорю… А она нет! А зачем ей говорить, если я говорю?!» Дала возможность ребенку высказаться. Обычный режим «рот не закрывается» на один день, раз в неделю, замещается режимом «кратко и по делу». Никаких лишних комментариев, уговоров, сказок и прибауток. Только то, что важно и нужно: «Ешь кашу», «Не лезь на горку», «Возьми», «Надевай штаны», «Провода не трогать» и т.п. Не объясняем, почему не трогаем, не описываем вкусовых свойств каши и не играем в прятки со штанами. Без злобы, конечно. Читать можно, но без пояснений и комментариев, только текст и желательно покороче. В итоге у ребенка создается информационный вакуум, он чувствует, что чего-то не хватает, и пытается своим лепетом восполнить столь привычное и недостающее для комфортного восприятия мира «Деточка моя милая, не лезь на горку, дорогая, там высоко, ты не не хочешь упасть? А у мамы спина болит, я не смогу тебя там удержать +еще на страницу». Осторожно только, надо быть на чеку, потому что привыкшие к убалтыванию малыши могут не осознавать реальной опасности без ваших увещиваний, так что расшибленные колени или разбитый нос могут появиться, увы. 

Особого опыта использования метода у меня, правда, нет, мы его применили лишь трижды. Каждый раз: плюс 2-3 слова за день, тогда как простые дни приносили по 2 слова за неделю максимум. Т.е. именно на антиагитационные дни эффект имелся. Но есть и просто вероятность совпадения.

3. Мультфильмы. Как ни стыдно признавать, да, мультики. Простые, советские, с внятной озвучкой и трогательными героями. Яркие впечатления от скачущих зверушек имеют сильную эмоциональную составляющую, а особо выделяющиеся моменты врезаются в речь карапуза. 

4. Витамины. Для речи нужно не только желание, но и физические процессы в мозгу (и не только). А как им развиваться, если материалов нету?.. Особенно это касается малоежек, плохоежек, неедяк и прочих консерваторов. Если детеныш соглашается вкушать лишь макароны, микроэлементов ему может и не доставать… А значит, посещаем врача и спрашиваем про витамины. Разумная профилактика авитаминоза не навредит, а вот скачок в развитии подготовить может.

5. Психологический комфорт. Звучит немного нелепо, особенно если ваш материнский инстинкт здравствует и активничает (в отличие от моего ;))) ). Тем не менее известно, что дети чувствуют состояние матери, и если проблема у нее есть — усталость, невроз, ссора с мужем, затаенная обида, неуверенность в возможностях ребенка (особенно если читаете ленту развития и постоянно сравниваете своего ребенка с другими) и т.д. — это может тормозить развитие.

На своем опыте: была проблема, покопалась, поплакала, осознала… Через 2 дня дочь внезапно начала выдавать по 5 слов в день!.. Может и совпадение, но в любом случае, разогнать своих тараканов (или хотя бы рассадить по полочкам) не помешает 😉

 6. Помогаем из лепета лепить слова. Многие дети выдают массу звуков, слогов и почти-похожих-на-китайские слов. У взрослых больше опыта и богаче словарный запас, так подключайте ассоциации и помогайте из абракадабры вычленить нужное! Приведу пример, чтоб было понятнее. Ребенок любит слог «бу»: «бубабабу»полдня голосит он. Предложите ему БУУУУлку. Не хлеб, не батон, не нарезной или хлебушек, плюшечку или саечку, а именно бубубулку. Здесь главное, чтоб малыш понял, что он САМ может сказать БУ и тем самым ОБОЗНАЧИТЬ предмет, это важное открытие. Подбирайте слова, похожие на удобные для ребенка слоги. И пусть первое время баранка побудет бубликом, а маленький шарик — бусинкой. Расширять лексикон и искать отличия можно потом, когда усвоится однозначность связи между предметами и словами.

Но тем, кто лепечет осознанно, т.е. одной и той же бибабу стабильно обозначает один и тот же предмет, хоть и неясной этимологии это обозначение, такой метод уже НЕ нужен, это пройденный этап и только запутает ребенка при чрезмерном употреблении. 

А вообще в итоге приходит мысль, что всему свое время. И если в генах заложено ребенку начать говорить в 3 года, хоть оперу в трех лицах ему пой — не поможет, а если гены согласны на 1г3м, то хоть совсем не занимайся — все равно нахватает слов на улице =)

 В общем, любите своих детей и радуйтесь их успехам!  

P.S.: что имеем сейчас — активный словарь размером ок 190 слов (я не псих, просто я люблю считать и красивые цифры, да, считала специально, и да, записывала все слова в дневнике, да, горжусь каждым словом ;))) ), ежедневные добавки по 4-6 слов, что сейчас увеличивается в арифметической прогрессии (вчера было уже +9), склонения и спряжения, притяжения. Вот теперь можно покупать альбомы для развития речи, играть в логопедические игры, «ставить» звуки и заниматься другим «шлифованием» умений

Читайте также:  Кофта крючком ребенку 2 года

Источник

13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Способ 2 — расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

Источник: https://karkusha.su/13-sposobov-nauchit-rebenka-govorit-v-2-3-goda/

Источник