Как поддержать ребенка 4 года

Миссия родителя — поддерживать ребенка. Это значит очень многое, на самом деле. Не всегда это легко и просто, как кажется на первый взгляд. Поддержка очень важна маленькому человечку (да что там — и вам важна тоже, и вашему супругу!) — ничто так не мотивирует и не вселяет уверенность в собственных силах, как поощряющая улыбка родителей. Вот пять способов, которыми вы можете поддерживать и поощрять ребенка в его начинаниях вне зависимости, сколько ему лет…

1|| Делайте вместе

Помните эти трогательные предновогодние рекламки, в которых дети просят у Деда Мороза не телефон или поездку в Диснейленд, а час свободного времени для мамы, чтобы она могла пообщаться с ребенком, не отвлекаясь на рабочие звонки? Действительно, проведенное вместе время невероятно ценно для ребенка. Но что значит проведенное вместе? Можно сидеть на диване и смотреть как сын играет в лего на полу. Вы же вместе! Или можно выйти во двор, чтобы дочка покаталась на велосипеде, а вы вот он, рядом во дворе, громко кричите «осторожно, милая!». Или подбадривать с бортика бассейна: «давай, греби, молодец!». Все эти случаи разве не запомнятся, не останутся в детском сердце, чтобы греть его в неуютные взрослые дни? Наверняка останутся, но более важными они станут, если вы будете не просто «быть вместе», а делать что-то вместе. Спуститесь с дивана и вместе постройте городок из лего. Возьмите свой старый велосипед и покатайтесь по двору вместе с ребенком. Прыгните в бассейн и плывите рядом, показывая, если нужно, правильные гребки. Контекст ситуации, конечно, тоже важен. Ребенок может любить играть в лего сам с собой, и на велосипеде предпочитает кататься с друзьями, а в бассейн не стоит прыгать во время юниорских соревнований… Но если вспоминать свое раннее детство, мы всегда ярко помним моменты, когда папа или мама делали что-то вместе с нами — аппликации, пластилиновых медведей, одежду для кукол. Вряд ли они были в восторге от этих занятий, но своим участием поддерживали наши интересы.

2|| Следите за своими словами в адрес ребенка!

Вот здесь мы даже поставили восклицательный знак. Представьте, что вы на тонком льду. И от каждого вашего шага зависит ваше будущее. Так и от каждого вашего слова зависит самооценка и вера в себя вашего ребенка. Раздражение, усталость, занятость — все это может заставить вас сказать в сердцах обидные вещи. Что-то вроде «Да отстань ты от меня со своими глупостями!», «Неужели трудно сразу хорошо сделать?», «Опять эти оригами, весь дом ими уже завален!», «Что ж ты такой трусишка!», «Зачем я тебе только ролики покупала — все равно кататься не умеешь!» и все в таком духе… Подобные фразы обесценивают чувства, интересы и старания ребенка, слышать такое от ровесников не так обидно, как от родителей. Часто такими словами мы отбиваем желание у детей что-то делать, к чему-то стремиться и поселяем в их сердцах неуверенность в себе.

Пожалуйста, не позволяйте стрессу вмешиваться в ваши прекрасные отношения с ребенком. Ваши слова поддержки могут быть трамплином для хорошего старта. Никто больше не имеет такого могущественного влияния на вашего ребенка, как вы! Поэтому не позволяйте вашим словам жалить как ядовитая змея. Даже если объективно (по-вашему), трудно похвалить за результат, хвалите за старания, за терпение, за выбранные цвета, за идею, за фантазию… Даже если ребенок сам понимает, что у него что-то не получилось, переключите его внимание на хорошее, на усилия и стремление, приободрите. Да, сегодня не день успеха, но и не день отказа от мечты.

3|| Обнимайте ребенка

Объятия — такой простой, но такой важный знак поддержки. Они ничего вам не стоят, а для ребенка значат целый мир: ведь в ваших объятиях и любовь, и забота, и защита от тревог, поражений и страха. Через объятия вы словно передаете собственную силу и уверенность своему ребенку, объятиями можно сказать то, что даже словами трудно выразить. Дети любят обниматься, потому что понимают ценность этих моментов… Говорят, в день достаточно восьми объятий для нормального психического развития ребенка. Но зачем подсчитывать — просто обнимайтесь почаще. И особенно в момент поддержки.

4|| Пусть ребенок «подслушивает», как вы его кому-то хвалите

Подслушивать, конечно, нехорошо, и ваш умница-ребенок прекрасно это знает. Но вы сами «виноваты»: «случайно» приоткрыли дверь на кухню, пока рассказывали бабушке по телефону, как вы гордитесь своим «золотцем»; похвалили ребенка мужу, пришедшему с работы, под самой дверью детской; на прогулке встретили одногруппницу и попросили ребенка покачаться на качелях, а сами даже голос не понизили, когда рассказывали о его успехах. Слушать о себе похвальные речи со стороны — очень приятно. А особенно маленькому человечку. И если в какой-то момент ребенок мог усомниться в искренности и честности ваших поддерживающих слов, сказанных наедине, то в публичных ситуациях сомнения пропадают — «мама и правда думает, что я великолепно рисую и быстрее нее считаю в уме!». Круто же!

Читайте также:  Артрит коленного сустава у ребенка 4 года

5|| Особые подарки

Особые — не значит дорогие, иногда они вообще ничего не будут стоить. Особые — значит, замечают увлечения, мечты и устремления ребенка. Покупая ребенку такие особые подарочки, вы словно подтверждаете, что то, чем он занимается или то, что он любит, очень важно. И вы даже понимаете, насколько! Например, ваш ребенок увлекся кубиком-рубика. И вряд ли он ждет от вас поддержки в своем увлечении, даже пару раз хотел научить вас его собирать, а вы рраз — и подарили ему глянцевый кубик-двушку или отложили все дела и поехали на другой конец города покупать силиконовую смазку для кубика. Или дочка мечтает стать балериной, а балетной школы в вашем городе нет. Мечта, скорее всего, постепенно сама растает, но прежде чем это произойдет, вы можете купить дочке балетную пачку — пусть намечтается и побудет домашней балериной. Если ребенок хочет стать писателем, присматривайте ему книжки, развивающие писательское мастерство, рассказывайте истории о том, как у какого-то писателя долго не получалось напечатать книгу, но он не сдавался и стал знаменитым. Вносите в семейный календарь встречи с писателями в вашем городе и посещайте их вдвоем с ребенком. Подбадривайте задавать на встречах вопросы, задавайте сами, если ребенок стесняется…

Особый подарок может быть ободряющим талисманом. Например, ребенок боится что-то делать в первый раз. Например, идти в новый класс. Подарите ему «волшебную» мягкую игрушку — пусть она забирает тревогу и шепчет на ушко «у тебя все получится, и все будет хорошо», пока мамы нет рядом…

Редакция «Дети дома. Дети в школе»

Источник

Мария Никитина
Консультация для родителей «Чем занять ребенка дома в возрасте 4–5 лет»

Чем занять ребенка дома в возрасте 4-5 лет

Чем занять ребенка в 4 года. К сожалению, иногда бывают моменты, когда мы, родители, очень заняты дома. Это могут быть домашние дела или работа дома. А дети всегда хотят развлечений, на то они и дети. Поэтому поделюсь опытом, чем я занимаю своего ребенка, когда я занята. Я уже писала статью про то, чем отвлечь ребенка в 2-3 года. Теперь расскажу про возраст 4-5 лет.

Этот квест заставит вас выживать

Сразу скажу, что просмотр мультиков и игры на планшете – я не считаю занятием ребенка, хотя признаю, что иногда это очень помогает.

Чем занять детей дома?

Дети в четыре года, особенно девочки, часто рисуют. Поэтому иногда достаточно дать ребенку альбом и много-много карандашей, красок и фломастеров. Если ребенок не очень любит рисовать, то можно предложить ему краски, толстую кисточку и дать большой кусок старых обоев. От такого масштаба не откажется ни один ребенок.

Дайте ребенку дырокол или степлер и пару старых журналов, он с удовольствием будет проделывать дырочки. Лучше ребенка в таком случае посадить не далеко от себя, чтобы он вам занавески не продырявил, пока вы заняты.

Вырезать ножницами. Можно дать старый журнал или те же обои. Дети с удовольствием нарежут вам горы мусора. В 4 года многие могут уже вырезать геометрические фигуры — покажите как вырезать треугольник, круг и квадрат. Пусть попробуют повторить из цветной бумаги, а потом совместно можно сделать аппликации.

У меня еще из моего детства остались трафареты букв, цифр и геометрических фигур. Помните, ими раньше подписывали стенгазеты. Сейчас они меня хорошо выручают. Их можно обводить и раскрашивать. Если у вас нет таких, можно скачать из интернета буквы, фигуры, животных — вырезать их на картоне и трафарет готов.

Лепка из пластилина. Если ребенок не хочет лепить один из пластилина, я скручиваю ему много колбасок разных цветов, даю ему пластиковый ножик для пластилина и он нарезает кусочки. Хотя в принципе в возрасте 4-5 лет дети с удовольствием лепят из пластилина.

Игра с прищепками больше подходит для детей 2-3 лет. Но можно разнообразить эту игру. Натягивайте веревку не высоко от пола, дайте ребенку какие ни будь небольшие тряпочки и пусть он развешивает белье.

Можно обрисовывать свои руки и ноги. Однажды дала своему ребенку чистый блокнот и показала, как обрисовать свою руку. Полчаса ребенка не было видно…потом он мне принес блокнот, в нем все листы были с обрисованными руками.

Рисование через копирку. Раньше были копирки и не было ксерокса. Так вот я у мамы нашла такую копирку. Показала ребенку как ей пользоваться, восторга не было предела.

Так как дошкольникам очень важно развивать мелкую моторику, то очень много занятий у меня связано с рисованием. Обрисовываем деньги. Кладете монету под бумагу и закрашиваете ее карандашом. Получаются бумажные деньги.

Читайте также:  Витамины ребенку 4 года для поднятия иммунитета

Домик из подушек и одеял, внутри можно положить фонарик.

У нас есть кинетический песок, он тоже выручает в случаях повышенной занятости родителей.

В магазинах продаются детские наклейки, купите пачку и покажите как клеить в альбом или блокнот. Но обычно дети не ограничиваются только блокнотом, поэтому есть вероятность, что наклейки окажутся на зеркалах, шкафах и обоях.

Клеить скотчем. Дайте маленький скотч и покажите как пользоваться. Я разрешала ребенку развешивать свои рисунки на скотче на двери.

Точить карандаши обычной точилкой.

Раскраски. Скачиваю из интернета те, что ребенок выберет сам и даю раскрашивать.

Лабиринты. Также распечатываю лабиринты из интернета.

Рисование по точкам. Отлично подойдет для тех, кто плохо рисует, соединяя точки получается рисунок.

У меня есть старый телефон, но в рабочем состоянии. Ребенок любит фотографировать или снимать себя на видео на фронтальную камеру. Это занятие надолго его увлекает. Он записывает как он читает стихи, поет песни, снимает репортажи — очень забавно. Недавно научила еще и удалять фотографии, которые он наснимал, чтобы место в телефоне не заполнялось.

Можно заранее подготовить аппликацию и дать ребенку альбом и клей. Лучше давать клей-карандаш, либо ПВА, но налить в отдельную баночку и дать кисточку.

Копилка с монетами. Монеты можно загружать в копилку или в грузовик.

Коробочка с разными пуговицами. Нужно только предложить, а дети сами придумают как поиграть с этим.

Если у вас есть моток старой пряжи, дайте его ребенку.Нитки вы уже в ряд ли соберете :, зато тишина на полчаса вам обеспечена.

Лупа. Покажите, как ей разглядывать предметы.

Мозаика. Иногда ребенок может заняться мозаикой надолго, а иногда и на 2 минуты не хватает. Но если у вас ее нет лучше приобрести, иногда действительно выручает.

Источник

Занять своего малыша чем-то интересным и полезным – значит не только обеспечить ему необходимые условия для полноценного развития, но и создать атмосферу любви, взаимопонимания и доверия между ним и родителями. Четырехлетки – это уже вполне самостоятельные, любознательные маленькие личности со своими интересами и потребностями. Поскольку на улице малыши не могут проводить все свое время (а порой для этого и возможности нет), возникает естественный вопрос: чем заняться с ребенком 4 лет дома?

Чему важно уделить внимание?

Первое, что приходит в голову многим родителям, – усадить малыша перед телевизором, компьютером, дать ему планшет или телефон: интересные мультики или игры способны надолго увлечь ребенка. Но при этом следует помнить, что время такого досуга должно быть очень и очень ограниченным, иначе вреда для ребенка будет намного больше, чем пользы.

Чтобы не навредить малышу, а сделать его досуг продуктивным, важно учитывать его возрастные и индивидуальные способности и потребности.

  • Больше всего четырехлетки любят игровой вид деятельности. Именно в игру должны трансформироваться любые занятия по развитию важных сфер жизни ребенка.
  • Малышу требуется физическая активность для правильного формирования и укрепления мышц, сухожилий, костей, сердечно-сосудистой системы.
  • Ему нужна возможность для активного познавания окружающего мира, его законов.
  • Большое значение имеют занятия по развитию речи, обогащению активного словаря ребенка.
  • Необходимо совершенствовать бытовые навыки.
  • Игра должна воспитывать у ребенка культуру поведения, общения.
  • Необходимо задействовать воображение юного естествоиспытателя.
  • Актуальна любая творческая деятельность. Она развивает логику, моторику, фантазию.
  • Ребенок стремится активно общаться с другими детьми своего возраста, поэтому такая возможность для его жизненного опыта должна быть обеспечена. Прежде всего – посредством сюжетно-ролевых игр.
  • В игровой форме малыш должен принимать посильное участие в повседневных делах родителей.

Исходя из этого, занятия ребенка должны быть весьма разнообразными. Далее приведены конкретные примеры того, чем можно заняться с ребенком 4 лет дома.

Активное движение

Понятно, что играть в футбол или прыгать в длину в квартире с ребенком вряд ли получится, но существует немало занятий, способствующих физической активности малыша:

  • «Детскотека». То есть игровая, детская дискотека со смешными, подражательными движениями, пантомимами. Если в гостях другие детки, можно устроить состязание. Еще больше заинтересовать юных танцоров может перспектива приза победителю.
  • Игры с воздушными шарами. Вариантов может быть много: кто больше удержит шаров, кто быстрее лопнет, кто дольше продержит шарик в воздухе…
  • Игры с мячами, фитболом. Их можно бросать, догонять, ловить, скакать на них или придумать еще что-то.
  • Прятки. Прятаться могут как дети или взрослые, так и выбранные ими предметы.
  • Детский кегельбан или баскетбол. Много места они обычно не требуют, а азарт ребенка пробуждают.
  • Эстафеты между столами, подушками, стульями, натянутыми между ними веревками и т. д.

Проводя такие игры, следите за безопасностью: чтобы дети не спотыкались, не скользили по коврам, не сбили мячом что-то ценное, не поранились случайно разбитыми стеклянными предметами, зона таких игр должна быть безопасной.

Творчество и мелкая моторика

Существует множество примеров того, как заниматься развитием мелкой моторики ребенка. Немалую часть таких занятий составляет творчество. Например, конструирование, работа с мозаикой или пазлами, лепка из разных материалов, разнообразные способы аппликаций с применением вырезания ножницами, всевозможные виды рукоделия.

Читайте также:  Бали с ребенком 4 года

Особое место занимают вариации на тему рисования. Можно предложить малышу:

  • рисовать разными принадлежностями (карандашами, фломастерами, красками, мелками);
  • обводить фигуры по трафарету и раскрашивать;
  • обводить контуры собственной ладошки или ступни;
  • класть монетку под лист бумаги и закрашивать поверх простым карандашом;
  • раскрашивать картинки в раскрасках;
  • проходить нарисованные лабиринты, отыскивая нужный путь карандашом или фломастером;
  • рисовать, соединяя точки.

Игры для юных исследователей

Естественный интерес ребенка необходимо всячески поддерживать. Существуют разные способы не просто развлечь юного исследователя, но и расширить его жизненный опыт, кругозор, попутно развивая и мелкую моторику, логику, любознательность:

  • Работа с кинетическим песком (по нему можно рисовать, лепить из него куличики или просто рассматривать, как он «течет» по пальцам).
  • Скотч для малыша – предмет поистине волшебный. Если ему показать, как это работает, велика вероятность, что на скотч будет прилеплено все, что попало в детские ручки.
  • Дырокол, особенно если он фигурный, также заворожит ребенка надолго. Можно дырявить старые журналы, цветную бумагу или листы, которые малыш закрасил сам разными цветами. Можно придумать и веселые забавы с полученным конфетти.
  • Лупа. Еще одна «волшебная палочка». Удивляться тому, как предметы, попавшие под лупу, превращаются в большие, карапуз перестанет очень нескоро.
  • Моток ненужной пряжи может стать лабиринтом, паутиной и кто знает, чем еще, в ручках маленького естествоиспытателя.
  • Вода, налитая в таз и «сдобренная» пенкой, а также дополненная мочалками, игрушками, губками, – также прекрасный плацдарм для детских исследований. То же самое можно сказать о баночке с мыльными пузырями.
  • Бизиборд, сделанный руками папы, может покорить сердце не только мальчика, но и маленькой леди.
  • Старый фотоаппарат или старый телефон с действующей фотокамерой в любом малыше пробудит желание стать фотографом.

Любые предметы обихода, которые заинтересовали ребенка, становятся объектом его исследований. Поэтому желательно, чтобы в поле зрения крохи попадали безопасные вещи.

Будьте для своего непоседы компаньоном в играх: помогайте, подсказывайте, соревнуйтесь, предлагайте, показывайте пример, интересуйтесь. Это создает теплые, доверительные отношения, делает вас в глазах ребенка лучшим другом.

Речь и социализация

Эти два понятия неразделимы: речь необходима для общения в социуме, а социум, в свою очередь – неотъемлемый фактор развития речи. Если учесть, что самый первый социум для малыша – его семья, то именно ей отводится здесь главная роль.

Что способствует развитию речевых навыков ребенка? Все, что создает ситуации говорения:

  • совместное с ребенком чтение книжек, обсуждение прочитанного;
  • составление рассказов по картинкам;
  • разучивание стихов;
  • пение детских песенок;
  • сочинение собственных сказок;
  • игры с домашним кукольным театром;
  • различные речевые игры (что на что похоже, правда или нет, у кого это есть, кто лишний и т. д.).

Кроме этого, развитию речи и социализации способствуют сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Для этого в игровом арсенале ребенка должны быть тематические наборы («Больница», «Кухня», «Магазин» и др.). Для таких игр можно соорудить домик из одеял, покрывал, стульев (или купить готовую палатку).

Когда мама занята

Чем занять ребенка, когда маме нужно делать обычную домашнюю работу и она не может уделить внимание игре? Если проявить немного смекалки, то можно придумать немало дел, которыми кроха сможет позаниматься сам, при этом не просто не отвлекая маму, но и чувствуя себя ее незаменимым помощником:

  • приобщать его к готовке: попросить помыть овощи или фрукты, размешать салат в миске, выложить колбасу на бутерброды;
  • пусть поможет сервировать стол: разложит ложки, салфетки, хлеб, поставит солонку;
  • когда мама работает с тестом, небольшой его кусочек может стать прекрасным материалом для юного скульптора;
  • во время уборки маленькому помощнику можно поручить, например, рассортировать белье для стирки, вытереть пыль с низких полочек, рассортировать игрушки в детской: разложить по надлежащим коробкам кубики, карандаши, детали конструктора, книжки, полить цветы на подоконниках;
  • можно предложить ребенку повозиться с продуктами (горохом, фасолью, макаронами) – пусть рассортирует их или выложит картинку;
  • почувствовать себя взрослым малыш может, если ему предложить «приготовить» что-то из настоящих продуктов, во «взрослой» посуде;
  • можно попросить малыша сделать для мамы бусы (пусть нанизывает на веревочку бублики, большие бусины или цепляет прищепки).

Чтобы найти для своего чада интересное и полезное дело, не обязательно постоянно играть с ним вместе, усаживать за гаджеты или придумывать что-то немыслимое. Немного фантазии и терпения взрослых – и вопрос будет решен с пользой для обеих сторон.

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Источник