Как не сойти с ума с ребенком 5 лет

Как не сойти с ума с ребенком 5 лет thumbnail

08.11.2019 15:46

Кризис 5 лет у ребенка — это неизбежность, которую нужно принять, чтобы вы и ваша кроха прошли данный этап с минимальными эмоциональными потерями. Как говорил Н. Макиавелли: «Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне». Борьба действительно предстоит нешуточная, ведь еще вчера послушный малыш с ангельским характером может внезапно стать маленьким неуправляемым монстром, вьющим из вас веревки. Вот только бороться мы будем не с детьми, а с детскими, но такими серьезными проблемами, страхами, растерянностью — неизменными спутниками развития.

Содержание статьи:

  1. Малыш становится взрослым, или с чего начинается кризис 5 лет у ребенка?
  2. Как проявляется кризис 5 лет у детей? Изменение поведения и другие симптомы.
  3. Как «лечить» кризис детского возраста 5 лет? Советы родителям.
  4. Развитие как способ преодоления кризиса.

Малыш становится взрослым, или с чего начинается кризис 5 лет у ребенка?

Чаще всего кризис пяти лет начинается из-за диссонанса между желаниями ребенка и его возможностями. Например:

  • Кризис самостоятельности.

Малыш хочет быть, как мама и папа, пытается все делать сам, но у него плохо получается. Просто потому, что он еще мал, не может делать все, что умеют взрослые. Разочарование побуждает злость, которая тут же обрушивается на окружающих.

  • Кризис общения.

В 5 лет ребенок достаточно хорошо владеет речью, испытывает потребность к общению. Но далеко не всегда дети реализуют данную потребность, так как недостаточно развиты навыки коммуникации. Еще один повод внутреннего недовольства.

  • Эмоциональный кризис.

Гамма эмоций ребенка 5 лет становится намного богаче. Проблема в том, что управлять ими, сдерживать, правильно выражать свои чувства малыш еще не научился. Он не умеет делиться переживаниями, поэтому чувствует себя одиноким, несчастным.

  • Трудности самоидентификации.

Ребенок накапливает осознанный опыт взаимодействия с окружающим миром, узнает много нового о себе, людях, отношениях, обществе. Одни вещи открываются ему с новой стороны, а другие остаются непонятными. Столкновение с реальностью формирует у малыша собственный взгляд на вещи, и он либо замыкается, переваривает изменения внутри, либо громко и бурно протестует.

  • Трудности в попытке реализовать себя.

Именно в 5 лет, когда активно развивается мозг, проявляются детские таланты, появляются первые увлечения. Часто дети быстро перегорают, так как им не хватает способностей, знаний, усидчивости, других качеств, чтобы добиться успеха в интересном деле.

Все эти причины можно объединить в одну — неумение использовать свой огромный потенциал. Единственный правильный способ помочь ребенку — быть терпеливыми, учить, развивать способности, поощрять новые интересы.

Как проявляется кризис 5 лет у детей? Изменение поведения и другие симптомы

Чем раньше вы обнаружите проблему, тем проще будет ее решить, поэтому психологи советуют родителям пятилетних малышей быть особенно внимательными к таким проявлениям кризиса:

  • отстраненность, скрытность;
  • непослушание, протест, действие наперекор просьбам родителей, даже если такие поступки имеют неприятные последствия для самого ребенка;
  • появление неуверенности, страха перед неизвестным;
  • беспричинные приступы агрессии, грубость в отношении близких и посторонних людей любого возраста;
  • капризы, плаксивость, истерики;
  • непреодолимое упрямство в попытках отстоять свое мнение;
  • заявки на личную независимость, самостоятельность, взрослость;
  • попытки диктовать свои условия всем членам семьи, основанные на уверенности, что власть — прерогатива взрослых, а «я уже тоже большой и могу командовать»;
  • появление чрезмерной, неестественной активности, которая быстро истощает малыша морально и физически;
  • шутовское, вызывающее поведение;
  • постоянная неудовлетворенность всем, что окружает ребенка, в том числе людьми;
  • выдумывание неправдивых историй с попыткой выдать их за правду.

Кризис пяти лет у всех детей протекает с разной интенсивностью, длится разное время. Все зависит от индивидуальных особенностей вашего чада. Один ребенок переживает свою внутреннюю борьбу так тихо, что родители даже не замечают перемен. Другой заставит своих маму и папу испытать все прелести кризиса, который пройдет так же быстро, как и начался. А у третьего трудности самоопределения могут в цикличной форме тянуться несколько месяцев, а то и год.

Как «лечить» кризис детского возраста 5 лет? Советы родителям

Самостоятельно, без вашей помощи малышу никак не справиться с навалившимся на него бременем адаптации к внутренним переменам. Следуя советам психолога, вы можете избежать множества острых углов, но главное — поможете крохе взрослеть позитивно.

Как вести себя с ребенком во время кризиса 5 лет?

  1. Соблюдайте спокойствие всегда, проявляйте терпение даже (особенно) во время истерик, приступов агрессии, грубости. Не ругайте ребенка, дождитесь, пока он успокоится. Затем постарайтесь выяснить причину агрессивного поведения, доступно объясните, почему нельзя так себя вести, как по-другому можно решать проблемы.
  2. Проявляйте внимание, будьте чуткими к детским переживаниям, отзывчивыми к детским просьбам. Постарайтесь больше времени проводить вместе, найти общее увлечение, играть в настольные игры, гулять, разговаривать.
  3. Поощряйте детское желание что-то делать самостоятельно. Чтобы ребенок почувствовал свою значимость, поверил в себя, давайте ему поручения. После обязательно хвалите, благодарите за помощь.
  4. Не вмешивайтесь, избегайте критики, если у ребенка что-то плохо получается. Помогать можно только, когда дошкольник сам попросил о помощи. Если же вы видите, что, потерпев неудачу, малыш готов все бросить, можно предложить свою поддержку, с помощью подсказок помочь ребенку самому завершить начатое дело.
  5. Хвалите за достигнутые успехи, радуйтесь каждому новому достижению своего чада. Похвала, признание родителей для него много значат, хоть он и ведет себя часто наперекор вам.
  6. Прислушивайтесь к словам, проявляйте уважение к желаниям ребенка. Для 5-летних малышей важно иметь определенную свободу выбора. Так они чувствуют, что с ними считаются, и учатся спокойно, уверенно принимать самостоятельные решения.
  7. Не обижайте детей словами, пренебрежительной интонацией, тем более действием. Детские обиды могут навсегда разрушить доверие между вами, а став взрослым, малыш будет так же жесток с окружающими.
  8. Не акцентируйте внимание на детской лжи, если малыш часто фантазирует. Вместо этого предложите вместе заняться сочинительством рассказов. Это отличное развлечение, которое развивает детское мышление, дает выход детским фантазиям.
  9. Спрашивайте ребенка, о чем он мечтает, чему хочет научиться. Помогайте реализовать детские интересы, поддерживая, создавая условия для развития ребенка.
  10. Не пытайтесь посвятить себя целиком воспитанию дошкольника. Чрезмерная опека только усугубит ситуацию. Находите время для саморазвития, для собственных увлечений, отдыха. Имея положительный пример перед глазами, малыш получит больше пользы, а кризис пройдет быстрее.
Читайте также:  Рассказать ребенку 5 лет о войне

Развитие как способ преодоления кризиса

Несмотря на все проблемы кризиса, пять лет — самый благоприятный период для интеллектуального, творческого развития дошкольников. Именно в этом возрасте на фоне эмоционального формирования ребенка, преобразования мышления и стремления к самостоятельности можно направить детскую энергию в созидательное русло. Если вы найдете для малыша интересное занятие, оно может стать одновременно серьезным долговременным увлечением и способом самовыражения.

Такое полезно-интересное занятие для дошкольников 5-7 лет вы найдете в Школе ментальной арифметики Соробан®. На курсах быстрого счета дети:

  • развиваются интеллектуально — становятся внимательными, наблюдательными, рассудительными, тренируют память, логику, учатся мыслить образно, обрабатывать информацию, справляться с большими умственными нагрузками;
  • развиваются социально — получают опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками (осваивают принципы командной работы, общения, совместных игр, соперничества);
  • приобретают ценные волевые качества — упорство, уверенность, целеустремленность;
  • становятся самостоятельными в учебе;
  • приобретают стимул к самообразованию;
  • растут как личности.

Когда ребенок чувствует себя нужным, любимым, ощущает родительскую поддержку, если он имеет увлечение, которое нравится и помогает реализовать таланты, в его жизни не остается места тревогам и злости. Наоборот, такой малыш доверяет мирозданию, а потому легче преодолевает трудности возраста, учебные проблемы, преграды в общении.

Источник

Как не сойти с ума с ребенком 5 лет

​Как вырастить ребенка здоровым и спокойным, чтобы при этом самой остаться счастливой и не сильно замотанной? Все, у кого есть дети, думаю, прекрасно понимают, что это не так просто. Воспитание детей раннего возраста — это сложный, но при этом интересный процесс.

Помню, когда дочка была ещё маленькой, я наконец-то нашла время для себя и вырвалась из дома с подругами. Пожаловалась им, что у меня нет никаких прав, только обязанности. Я должна все убрать, я должна сварить, я должна обстирать, я должна уложить, я должна раздеть, одеть, подать, отодвинуть, вытереть и т.д.

— Ну не переживай, есть анекдот. Устали от ребенка? Только первые 65 лет тяжело, а потом привыкните. Аахаххаха.

Милые мамы, не волнуйтесь. Этот период проходит очень быстро. После трех лет ребенок с каждым днем становится все самостоятельнее, и к пяти годам я уже была почти свободной. Сейчас я расскажу вам, как облегчить себе эти первые пять лет, чтобы быть не просто мамой, а мамой счастливой.

Забудьте об идеальном порядке. Маленький ребенок делает беспорядок кругом. Это нормально, так что пусть вас не беспокоит небольшой кавардак. Как только ребенок подрастет, у вас снова будет идеально чисто, а нервы целы. Я пришла к своей подруге, у которой тоже маленький сын. Она спокойно убирала в шкафу. Никакого крика в доме, никто не висит на ней. Сын сидит на коврике в углу и рвет газетки, наводя бардак.

— Слушай, посмотри, что он у тебя наделал?

— Да, я специально дала ему газетки. Ему нравится их рвать, при этом я выигрываю минут 30 для своих дел.

Что значит для замученной мамы 30 минут? Да это целая вечность! Да это просто подарок! Конечно, теперь и моя дочь будет рвать газетки, сразу же решила я.

Читайте также:  Ребенку 5 лет капризничает и плачет

Моя дочь в период от 0 до 1,5 лет с меня просто не слазила. Даже в туалет я ходила с ней на руках. Дать ей газету я не осмелилась, т.к. она не просто рвала бумагу, но и брала в рот. Поэтому, я купила пачку самой дешевой писчей бумаги и давала ей рвать. Она изрывала ее в мелкие клочки с таким удовольствием, что совершенно забывала обо мне. При этом оказалось, что такое занятие очень полезно для мелкой моторики. Ребенок рвет бумажки, развивает ручки, а вы свободны, можете быстро сварить обед, или немного отдохнуть.

Постепенно газетки (бумага) надоели. Но если вы последите за ребенком, то найдете другие интересные занятия.

Потом дочке стало интересно плескаться в воде. Чтобы сделать что-то срочное на кухне, я брала резиновый коврик, усаживала ее в уголке кухни, наливала ей в таз теплой воды, давала игрушки, и она болтыхала там ручками, расплескивала воду. В общем, была занята необходимое для меня время. Потом мне оставалось только быстро все убрать и протереть пол.

Когда дочери было 1,8 года, мы приехали в гости к моей сестре. Дочь изрисовала кожаное кресло, полированный стол и исцарапала пульт. Моя сестра была злая, как никогда. Детей у нее не было и о воспитании детей раннего возраста у неё были совершенно другие представления, мягко скажем, далекие от реальности. Она была твердо уверена, что ее дети играли бы в углу с игрушками и не портили бы вещи — это заблуждение всех молодых мам. Им кажется, что красивые игрушки необходимы детям и дети не в состоянии от них оторваться. Забудьте об этом до 4 лет. До этого возраста (может и позже даже) детям интересно все то, чем играют папа и мама. Наша дочь расколотила 3 телефона (хотя у нее было несколько игрушечных красивых телефонов), пока мы не додумались поставить аппарат на пол, чтобы она могла в любой момент поговорить по телефону.

Все что берет мама или папа, тут же нужно ребенку. Детская посуда валяется, зато мамина кастрюля такая интересная. — Посадите ребенка рядом с собой за столик и дайте настоящую кастрюлю и ложку. Пусть варит, пока вы варите. Я давала также крупные (которые нельзя засунуть с ухо и в нос) макароны, фасоль и давала ей воды. Она мешала их в кастрюле — варила. Конечно, дочка «портила» продукты, но это небольшая плата за ваш покой.

Уберите подальше от глаз ребенка те вещи, которыми дорожите. То, что можно разбить, оцарапать, сломать. Остальное пусть будет для него игрушками. Пульт, телефон, посуда — это все ребенку интересно.

После 2-х лет, когда ребенок уже становится немного самостоятельным, пользуйтесь различными комнатами для детей. Например, в больших магазинах есть специальные уголки, где воспитатель проследит за вашим ребенком, займет его игрой. А вы сможете отдохнуть и сделать покупки. У нас в городе есть также детские центры, где на пару часов вас освободит педагог.

Ходите на детские площадки, играя друг с другом, дети тоже отвлекаются от родителей, это прекрасный отдых для вас. К тому же, если на площадке есть мама, которой вы доверяете, она может проследить за ребенком, и вы сходите в магазин. У нас во дворе была такая мама с дочерью, ровесницей нашей. Мы по очереди оставались с детьми. Для удобства на таких прогулках можно использовать легкие прогулочные детские коляски трости.

Какие ещё нюансы необходимо знать про воспитание детей маленького возраста, так это то, что маленькие дети не умеют концентрироваться. Например, вы говорите: «Надень носки», — и продолжаете делать свои дела. Как только вы отворачиваетесь, ребенок тут же забывает то, о чем вы просили.

Однажды я так сказала раз 5, результат остался прежним. Сначала я подумала, что это бунт. Что она намеренно не хочет надевать носки. Но дочь у меня послушная и я поняла, что причина в другом. В том, что она не может сконцентрироваться.

Чтобы добиться результата, я стала делать так, беру сама носки, подхожу к ней, подаю и говорю: «Надень носки». Она их сразу при мне надевает — и вопрос решен.

Помогайте ребенку, постепенно с развитием ребенка появится и концентрация. И тогда уже будет достаточно слов.

Как–то пришла ко мне подруга, у которой двое детей-погодок. Старший — сын, младше моей дочери на год. Подруга рассказала, что когда впервые поехала к родителям, она увидела своих детей со стороны. Сначала я этого понять не могла, потому что до того момента я свою дочь со стороны не видела. У меня все время было ощущение, что она на мне висит и составляет часть меня. При этом самую тяжелую часть.

Читайте также:  У ребенка 5 лет на голове корка как

Потом мы поехали в гости к моей тете, там же была моя двоюродная сестра. И дочь забыла про меня начисто, спала с тетей, ходила везде с тетей. Я была свободна и при этом могла наблюдать за ребенком как бы издалека. Очень познавательно, совершенно не те ощущения, когда ребенок полностью с нами.

С моментом взросления ребенок начинает отдаляться от мамы, вдруг осознает, что мир большой и ему все интересно. Появляются периоды своеобразного кризиса, когда ребенок совершенно отказывается что-либо слушать. Поделать ничего нельзя. Надо просто переждать этот период. Это пройдет совершенно безвозвратно. У нас это началось после 1,5 лет (или чуть раньше). Дочь стала убегать. На улице она срывалась и неслась от меня прочь. Мне приходилось бежать за ней, чтобы она не выскочила на дорогу. Это очень утомляет. Никакие слова, никакие уговоры не действуют. Только вышли на улицу, все, она понеслась. Рекомендации типа: «Спрячьтесь и ребенок испугается», на мою дочь не подействовали. Я спряталась за дерево и смотрю за ней. Дочь оборачивается — меня нигде нет. Она как ни в чем не бывало преспокойно несется дальше. Нет — и не надо.

А когда мы были в московском аэропорту, ей было 1 год и 10 месяцев. Только увидев эти просторы, она начала убегать от меня. У меня 2 чемодана и сумка, бегать за ней трудно. Ловлю ее, кричу на нее. Она хохочет, вырывается — и вперед. У меня какие мысли? Вдруг кто её украдет, или она потеряется, ведь еще не умеет говорить даже. От страха начинаю буквально сходить с ума, думаю, мамы меня поймут. В конце концов, окончательно озверев, хватаю ее за шиворот, поддаю по заднице, и тащу на паспортный контроль. Она орет, вырывается. Тетенька за стойкой паспортного контроля просмотрев весь спектакль, делает совершенно конкретные выводы. Проверив все мои документы, взяла дочь за ручку и спокойно так спрашивает:

— Девочка, где твоя мама? (Дочь показывает на меня пальцем). — Ясно, это все-таки мама.

Реакция этой женщины заставила меня задуматься о том, как мне упростить задачу себе и перенести этот период спокойно? Не пугать окружающих, и в первую очередь ребенка?

Вот методы, которые мне помогли преодолеть этот период:

1. В магазинах есть специальные тележки, я усаживала дочку в тележку и спокойно делала покупки. Так и ей интересно было, и выскочить никак.

2. На вокзале и в аэропорту тоже есть тележки. Я складывала на них чемоданы, сверху усаживала дочь и катала её, пока не приходила пора сесть в поезд или самолет. В следующей статье я напишу о путешествиях с маленьким ребенком. Моя дочь с 5 месяцев раз в год путешествует со мной, и у меня скопился определенный опыт.

3. Дома мы стали ходить в закрытые дворы, где нет машин и можно совершенно спокойно убежать от мамы и снова к ней вернуться. Это намного дальше от дома, зато там я могла расслабиться и спокойно посидеть на лавочке. Постепенно этот период прошел, я уже даже забыла, что такое было.

И в завершение хочу немного осветить вопрос о детских театральных представлениях и о всяких общественных мероприятиях. Дети устают. В зависимости от возраста, их терпения хватает от 20 до 40 минут максимум. Поэтому, ведя ребенка на спектакль, будьте готовы уйти через 20 минут домой. Ребенок устает, начинает вскакивать, крутиться, представление его уже не занимает. Не портите нервы ни себе, ни ребенку, ни соседям. Уходите. До 5 лет мы ходили на все представления на чуть-чуть. Дочка начинала сразу хотеть: «в туалет, пить, тяжело сидеть, либо неинтересно». Любым способом надо было заставить маму уйти.

Только в 6 лет она смогла досмотреть цирковое представление и не устать. А с 7 я отправляю ее одну смотреть мультфильм в кинотеатре, сама жду ее у входа.

Делайте все, чтобы вам было хорошо. Используйте любую возможность, чтобы облегчить свой родительский труд и период воспитания детей раннего возраста. Тогда вы будете довольной, и вам даже в голову не придет обвинить ребенка в причиненных вам неприятностях. Мать не раба ребенка, ребенок и не хочет, чтобы мать была его рабой. Нашим детям нужны счастливые и отдохнувшие мамы! Так что задайте себе вопрос о том, как вырастить ребенка и не устать, и ответ обязательно придет.

Источник