Как напугать ребенка 5 лет

Как напугать ребенка 5 лет

  • Главная
  • Семья и дети
  • 5 способов правильно… пугать ребенка

5 способов правильно... пугать ребенка

Редкий родитель не пугал своего ребенка бабайкой, полицейским
или чужой тетей, желая добиться результата.

Как напугать ребенка 5 лет

пугатьКаждый из нас, наверное, вспомнит похожие эпизоды из своего детства. И, если говорить честно, эти запугивания работают. Часто они помогают добиться того поведения, которое в данный момент нужно родителю. Другое дело, что работают они недолго и опасны для психологического здоровья малыша.

Запугивая чем-то или кем-то родитель дает понять ребенку, что он – родитель – не главный, не сильный и вообще, заступиться за своего ребенка перед неким бабайкой не сможет. У ребенка в этот момент в голове творится ужас – до определенного времени папа с мамой для него самые сильные люди на свете и могут все. А тут появляется какой-то бабайка и мама спокойно отдаст ему малыша?

Ребенку очень страшно. Кроме разрушенного авторитета родителей, что само по себе болезненно, у него формируется повышенное чувство страха. Да, все дети разные, один не очень испугается, а другой всю жизнь вспоминать будет. В педагогике описаны случаи, когда у детей от страха парализовывало ноги. Зато какой воспитательный эффект!!

Но рано или поздно ребенок поймет, что мама с папой его обманывали. И это еще одно неприятное открытие. Причем неприятно не столько понимание того, что полицейскому он вряд ли нужен, а у злой тети своих детей хватает, как сам факт лжи со стороны родителей. Кроме обиды и разочарования у ребенка закрепляется понимание того, что обманывать можно всех. И своих родителей тоже.

Родители должны понимать, что пугая ребенка за плохое поведение, они расписываются в своем бессилии. Вместо того, чтобы искать способы решения ситуации, чтения соответствующей литературы, попыток разобраться что происходит, они предпочитают решать проблему одним махом, не задумываясь о последствиях для ребенка.

Происходит подмена понятий – в поликлинике нельзя шуметь не потому, что у кого-то голова болит и шум мешает, а потому что доктор отругает. Кашу нужно есть не для того, чтобы быть сильным и здоровым, а потому, что коза забодает, а папу с работы нужно ждать не с радостью, а со страхом, что мама ему все расскажет и ребенок будет наказан.

Но самым страшным для малыша являются угрозы отдать его кому-то за плохое поведение. Для ребенка это означает только две вещи – он плохой и его не любят. А такие установки не способствуют здоровому психологическому развитию малыша.

Возможно, какой-то родитель, читая эти строки, отмахнется: неужели все так серьезно? И простое запугивание каким-то бабайкой может так навредить ребенку? Нет, конечно, оно может навредить гораздо хуже. Вплоть до невроза, энуреза и заикания, гипертрофированного чувства вины, недоверия и враждебности к миру, повышенной тревожности. И это все только из-за того, что именно сейчас, в данный момент малыш не хочет ложиться спать или есть кашу.

Очень трудно отказаться от запугивания как педагогического приема. Да и ребенок должен понимать, что есть что-то в мире, чего нужно бояться. Что же делать?

Олеся Гаранина

педагог-психолог

Самое главное – нельзя пугать перспективой отдать ребенка за действия, связанные с его личностными особенностями. Ну не хочет он есть кашу, не хочет спать, а хочет бегать и прыгать! Учитесь выходить из ситуации по-другому. Не любит одну кашу, варите другую, давайте возможность выбора, заведите 15-ти минутки непослушания и стояния на голове, предложите альтернативу, будьте последовательны, доводите требования до конца, способов много – пробуйте, пытайтесь, ищите.

Чем же пугать можно, а в разумных пределах даже нужно?

Первое: пугать ребенка стоит только теми вещами, которые реально могут навредить – ток в розетке, горячий утюг, машины на дороге и т.п.

Второе: пугать теми людьми, которые действительно могут быть опасны, например, захотеть увести малыша от мамы. Чтобы этого не случилось, беседуйте с ребенком, предостерегайте его, но делайте это не в состоянии вашей истерики, а когда вы оба в спокойном состоянии. Рассказывайте малышу, что делать, если какая-то тетя или дядя или даже незнакомый ребенок захочет угостить его конфеткой и позовет к себе в гости, показать интересный мультик или веселего щенка.

Третье: пугайте перспективой стать похожим на какого-нибудь известного отрицательного героя из мультика или сказки, если ребенок, к примеру, не хочет чистить зубы.

Четвертое: пугайте, не переходя на личность ребенка – машина можете сбить, если не соблюдать правила движения, а не потому, что у тебя глаза на затылке. Собака может укусить, если дразнить ее палкой, но не потому что ты обзывался на маму, в толпе можно потеряться, потому что много народу, а не потому что ты вечно спишь на ходу. Чувствуете разницу?

Пятое: пугайте адекватно. Если ребенок отнимает чужие игрушки, вряд ли за это доктор сделает ему укол от жадности. А вот ребята играть на площадке могут и перестать.

Вам предстоит большой путь и потребуется приложить много усилий, чтобы научиться правильно «пугать» детей. Но цель в данном случае – счастье ребенка – оправдывает эти усилия!

Источник

Продолжаем рубрику вредных советов.

«Если ты сейчас же не успокоишься, тебя вон тот дядя заберет!», «Все! Я ухожу, а ты остаешься здесь один!», «Если будешь капризничать, то сейчас доктор тебе еще один укол сделает».

Скажите, Вам знакомы эти фразы? А Вас запугивали в детстве? Напишите, пожалуйста, в комментариях. Или вы слышали во дворе, или в поликлинике эти и другие похожие фразы от других родителей?

Читайте также:  Увеличенные лимфоузлы у ребенка 5 лет

А встречались ли на вашем пути «доброжелатели» (в автобусе, на детской площадке), которые хотели (из самых благих намерений) успокоить вашего ребенка запугиванием?

И метод «запугивания» приносит свои результаты, не такой хороший, как поджопник/подзатыльники, конечно.
Боясь, что его родители сейчас бросят или отдадут чужому человеку, малыш постарается этого избежать и поскорее выполнить все просьбы взрослого. Магия просто!

Хотите вселить ребенку страх? Недоверие к миру? Недоверие к авторитету родителей (ведь они могут бросить), тревогу перед врачами и милицией? Пугайте детей, как можно чаще!
Используя такие фразы один раз, вы просто подсядите на эту иглу, начнете применять это всегда, когда нет времени и желания искать другие способы воспитания.

Сегодня детей с повышенной тревожностью, страхами, энурезами, тиками и невротическими состояниями, к сожалению много. Как победить, потом эти проблемы? Ох…  На это придется потратить немало времени и сил. И вам, и ребенку. А ведь довести до такого состояния ребенка очень просто.

Подробный разбор этого вопроса смотрите в видео: «Обидчивость у детей. Что делать?»

Примеры из практики.

 1. Девочке три с половиной года. Ходила в детский сад давно и радостно. Но однажды, проснувшись,  рыдала, кричала, извивалась, не хотела одеваться и идти в сад. Начала часто болеть, ночью просыпаться с криками. На второй консультации девочка в игре проигрывает, что воспитатель, если дети себя плохо ведут говорит «я вас сейчас в магазин всех отнесу».

В данной ситуации было выяснено, что такая фразы была сказана воспитателем единожды (это воспитательница так пошутила), и имела такое влияние на ребенка.

Не обязательно пугать ребенка ежедневно, можно это сделать одной неосторожной фразой и надолго.

2.   Ребенку 6 лет. Боится панически темноты и замкнутых пространств. В три года застрял с мамой в лифте и с тех пор не может даже находиться один в закрытой комнате, двери все время должны быть нараспашку.

За несколько встреч с психологом (пару месяцев) тревога начала уходить.

Можно до посинения ждать, когда фобия сама собой рассосется.

3.  Девочке 8 лет. Частые ночные энурезы. Плохо засыпает, тревожно спит, просыпается от плохого сна со слезами на глазах. Страх темноты.

После консультаций с психологом ребенок сказал, что боится, что его заберет Бабай. И, действительно, родители признались, что, когда девочка не слушалась, они несколько раз говорили про Бабайку, но не придали этому значения и, как им показалось, девочка, тоже не поверила в его существование.  

Чтобы достичь наивысшего результата, подождите немного. Страхам нужно настояться для пущего эффекта. Ночные энурезы, могут появиться не сразу. Попробуйте, про Бабайку, рассказывать уверенно и несколько раз. А еще про Бабу-Ягу, которая крадет непослушных детей.

И примеров может быть еще масса!

Конечно, мало кого из нас не запугивали в детстве. И на самом деле, каждый ребенок очень индивидуален и на одну и ту же фразу и историю может отреагировать по-разному. Один — не обратит внимание, а другой — впечатлится так, что обзаведется фобией.

Хотя иногда, запугивать детей все-таки надо. Удивлены?)

Это касается ситуаций, опасных для жизни и здоровья ребенка. Ток в розетке, машины на дороге и т.д. Но тут, скорее не запугивание, а констатация реальных фактов.

Понимаю, что соблазн использовать этот способ в воспитании, даже в обычных ситуациях, очень велик.

И метод запугивания, действительно, дает свои результаты. Но применяя его, помните, о том, к каким последствиям это может привести.

Может, лучше попробовать договориться с ребенком по-другому?

У вас еще остались вопросы по детским страхам?

  • Фобия и возрастной страх — в чем отличия?
  • Фразы-убийцы детской уверенности.
  • Что делать, если ребенок боится?
  • Откуда берутся страхи у детей разного возраста?
  • Какие ошибки совершают большинство родителей, когда ребенок боится?
  • Самый страшный страх — страх смерти? Как с ним бороться?
  • Профилактика детских страхов. Можно ли предотвратить?
  • Как помочь ребенку победить страх в домашних условиях?
  • Могут ли родители заразить ребенка своими страхами?
  • Какое воспитание провоцирует большое количество страхов у ребенка?
  • Как найти баланс между «стой, опасно!» и привитием разумной осторожности в жизни?
  • Могут ли страхи быть нормой?

Эти и другие вопросы подробно разберем на бесплатном онлайн-марафоне «Страхам вход Запрещен!».  Успейте зарегистрироваться, пока есть еще места!

Источник

Чего может испугаться ребёнок?

Маленькие дети слишком эмоциональны и порой чрезмерно сильно реагируют на любые изменения, происходящие в окружающей среде. Это обусловлено преобладанием возбуждающих процессов в коре головного мозга над тормозными. Поэтому даже незначительный внешний раздражитель может спровоцировать не только испуг у ребёнка, но и способен довести его до истерики, причины которой надолго зафиксируются в памяти.

Родители должны чётко знать ситуации, сопряжённые с появлением страха у малыша. Ведь кроху необходимо от них ограждать. В противном случае существует риск развития не только психологических проблем, но и вполне явных патологий нервной системы.

Причины испуга новорождённых и грудных детей

Многие молодые родители считают, что новорождённые не испытывают никаких эмоций и развиваются только на уровне инстинктов: «покушал-поспал-сходил в туалет». Учёными уже давно доказано, что это совершенно неправильная точка зрения. Ребёнок начинает познавать окружающий мир, ещё находясь в утробе матери. Малыш как бы считывает психологическое состояние женщины. Не зря же все пытаются ограждать беременных от неприятных новостей и ситуаций.

Читайте также:  Центры развития ребенка 5 лет

Поэтому такое явление, как испуг у ребёнка грудного возраста нельзя причислить к разряду слишком редких. Наоборот, смена комфортной среды на незнакомую, шумную и яркую вызывает страх, побороть который позволит внимательное отношение со стороны мамы и папы.

Спровоцировать негативную реакцию у малыша могут:

  • резкий громкий звук, мигающий свет (гром, молнии, возгласы в квартире или на улице, сигнализация, взрывы и т.п.);
  • падение;
  • пребывание долгое время в комнате без родителей;
  • жестокое обращение со стороны взрослых;
  • купание.

В принципе, любое новое действие или явление в этот период способно вызвать испуг у новорождённого. С крохотными детьми следует вести себя очень осторожно, чтобы не навредить неустоявшейся психике.

Причины испуга детей дошкольного и младшего школьного возраста

По мере взросления в окружении ребёнка возникает ещё больше факторов, способных вызвать страх и испуг. Начиная с года, малыш всеми силами пытается изучить всё, что находится вблизи него. Происходит становление основных высших психических функций и нарушение этого процесса может сказаться в дальнейшем большими проблемами в интеллектуальной сфере. Родители в этот момент должны оберегать детей от различных отрицательных эмоций и помогать им развиваться в правильном русле.

Вызвать испуг у ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста могут:

  • внезапный шум, особенно возникший во время сна;
  • агрессивное поведение крупных домашних животных или же просто их неудачная попытка поиграть;
  • неизвестные природные явления (молния, сильный ветер, град);
  • семейные конфликты, сопровождающиеся руганью и криками;
  • рукоприкладство со стороны матери или отца;
  • страшные фильмы, мультики, компьютерные игры, игрушки-монстры;
  • драки сверстников.

Как может проявляться испуг?

Испуг у ребёнка признаки имеет как сиюминутные, так и отдалённые, которые в 50-60% случаев становятся стойкими и плохо поддающимися коррекции.

К первым относят:

  • значительное учащение пульса;
  • задержку дыхания на несколько секунд, которая сменяется плачем;
  • расширение зрачков;
  • непроизвольное мочеиспускание или дефекацию;
  • нарушение координации, дезориентацию.

Но чаще всего родители не успевают заметить данные проявления страха у малыша, так как они кратковременны. Обращают внимание на себя продолжительный крик и слёзы. Именно поэтому порой очень трудно определить причину развития испуга, особенно у маленьких детей не способных рассказать о том, что с ними произошло.

Плач во сне

Одним из стойких остаточных симптомов испуга является беспричинный плач, возникающий даже во время дневного или ночного сна. Пережитый страх зачастую трансформируется в кошмары, которые напоминают детям о случившемся, заставляя малыша заново испытывать негативные эмоции. При этом спокойно лежащий ребёнок внезапно начинает вздрагивать, ворочаться, всхлипывать и постанывать, а может и вовсе закричать и впасть в истерику, не открывая глаз.

В большинстве случаев, чтобы успокоить кроху, его необходимо сперва разбудить и показать, где он находится, объяснить, что рядом с ним родители, которые смогут защитить от всего, и лишь после этого укладывать заново.

Вздрагивание

У части детей после ситуации, вызвавшей испуг, может появиться своеобразный нервный тик или слишком резкая реакция на раздражители в виде вздрагивания. Симптомами подобного расстройства становятся: быстрое моргание, непрерывное облизывание губ, складывание их в трубочку, «шмыгание» носом и т.п. Причём больной ребёнок не будет контролировать свои действия, он попросту не замечает эти движения мимических мышц. Если привлечь чем-то внимание малыша, то автоматизмы сразу же прекращаются.

Вздрагивать же всем телом дети могут из-за громких звуков, раздающихся рядом, внезапного появления кого-то в комнате. Иногда доходит до того, что любое движение мамы или папы способно довести кроху до дрожи.

Заикание

На фоне перенесённого страха у ребёнка могут возникнуть проблемы в психомоторном развитии, которые проявятся нарушением процессов формирования речи у годовалых малышей или заиканием, а иногда и полным нежеланием говорить у детей постарше. У таких пациентов наблюдается повторение одного-двух слогов. Осознавая свой дефект, больные нередко замыкаются и не стремятся общаться со сверстниками.

Заикание может быть причиной дизартрии, которая считается симптомом органического поражения головного мозга, а именно стволовых его структур. Поэтому затягивать с консультацией у специалиста нельзя.

Энурез

Энурез – это непроизвольное мочеиспускание. Считать его патологией обычно начинают у детей с четырёх лет, ведь именно в этом возрасте ребёнок может уже полностью контролировать функцию мочевого пузыря.

Но если малыш, ранее самостоятельно просившийся на горшок, внезапно начинает писаться в кровать, то это повод задуматься: не беспокоит ли его что-то?

Недержание мочи обычно имеет не только психологическую подоплёку. То есть не факт, что триггером послужил испуг у ребёнка. Причинами могут быть метаболические заболевания, генетическая предрасположенность, ожирение, патологии прямой кишки и т.д. Выявить истинную этиологию данного состояния и справиться с ней способен лишь квалифицированный специалист после проведённого детального обследования.

Боязнь оставаться одному

Однажды испытав сильный стресс, особенно если пришлось справляться с эмоциями самостоятельно, дети могут подсознательно проассоциировать одиночество с опасностью. Родители же создают у малыша ощущение защищённости, ведь это те люди, которые всегда смогут прийти на помощь. Поэтому нередко проявлением испуга у ребёнка становится боязнь остаться в комнате без мамы или папы.

Это сопровождается криком, плачем, вплоть до истерики, стоит ему остаться самому. Но как только рядом оказывается знакомое лицо, малыш успокаивается и начинает вести себя совершенно обычно, улыбаться и играть.

Проблемы в общении

У детей 4-5 лет и младшего школьного возраста перенесённый испуг может вылиться в нарушение социальной адаптации. Ребёнок погружается в негативные эмоции, длительно находится в состоянии стресса и не желает идти на контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми. Ситуация усугубляется, если на фоне пережитых событий развились заикание, нервный тик или энурез, которые становятся причиной для насмешек.

Читайте также:  Полноценное питание для ребенка 5 лет

Какие малыши чаще пугаются или группы риска

Не нужно думать, что испуг способен нарушить психику у каждого ребёнка. Всё очень индивидуально. У некоторых детей существуют предпосылки для развития вышеперечисленных последствий.

К группе риска относятся:

  • малыши, страдающие различными заболеваниями головного мозга (ДЦП, аномалии и пороки развития, идиопатическая эпилепсия, гипоксически-ишемическая энцефалопатия). Спровоцированная нервная система не способна адекватно справляться с поступающими извне раздражителями и может отреагировать перевозбуждением;
  • дети, столкнувшиеся с жестокостью в семье. Причём не обязательно, чтобы агрессивные действия были направлены в их сторону. Достаточно конфликтов между родителями, которые, общаясь на повышенных тонах, могут прибегнуть к выяснению отношений в драке;
  • ребята, постоянно запугиваемые близкими. Нельзя рассказывать крохе о монстрах, поджидающих его под кроватью, лишь для того, чтобы он не заходил в тёмную комнату. Или стращать малыша злыми собаками, способными покусать. Дети всё очень хорошо понимают, поэтому о возможных опасностях им необходимо говорить как можно более правдиво и адекватно. То есть не пугать бабайкой, а объяснить, что ночью, если не включить свет, есть риск случайно удариться о тумбочку, дверь и т.п.;
  • чрезмерно опекаемые родителями дети. Если ребёнка пытаться ограждать от всего потенциально опасного (огня, горячего утюга, высоты, падений), то, столкнувшись с этим лицом к лицу, он запаникует и испугается. Необходимо демонстрировать и рассказывать малышу назначение предметов, сущность явлений природы, формируя у него представление о том, чего действительно следует остерегаться и почему.

Подходы к лечению испуга

Прежде чем пытаться понять, как вылечить испуг у ребёнка в домашних условиях, необходимо выяснить факторы, которые его спровоцировали, и устранить их влияние на малыша.

В большинстве случаев, исключив действие раздражителя, родители добиваются нормализации состояния у детей. Если это не помогло, стоит незамедлительно обратиться к доктору, пока проблемы с психикой не стали стойкими. Начинают с посещения педиатра, который, выяснив основные признаки патологии, определится с лечением и дальнейшими консультациями смежных специалистов (невролога, психиатра).

Традиционная медицина

Методами доказательной медицины, используемыми в лечении испуга и связанных с ним невротических расстройств, являются:

  • работа с психологом, который сможет научить ребёнка бороться со своими страхами и адекватно реагировать на окружающий мир;
  • занятия с логопедом, направленные на коррекцию речи и устранение заикания;
  • арт-, игро- и сказкотерапия, призванные улучшить социальные навыки малыша и отвлечь его от негативных мыслей;
  • анималотерапия. Общение с братьями нашими меньшими, особенно лошадьми, дельфинами, собаками, благотворно влияет на эмоциональное состояние детей, позволяя тем бороться не только с фобиями, но и с другими психическими расстройствами (аутизм и т.п.);
  • рациональная фармакотерапия. Если не удалось справиться с недугом вышеуказанными способами, то назначается нейропротективные (Пантогам, Цераксон, Глиатилин, Нейроксон, Ноохолин) и седативные (настойка Валерианы, Пиона, Пустырника, чай из Перечной мяты, Персен, Глицин) средства. Первые помогают восстановить нормальные физиологические процессы в клетках мозга и таким образом повлиять на эмоционально-волевую сферу. Вторые обладают непосредственным успокаивающим эффектом.

В случаях, когда испуг спровоцировал развитие тяжёлых патологий (эпилепсия, депрессия), врач может прибегнуть к назначению противосудорожных препаратов (Карбамазепин, Ламотриджин), транквилизаторов (Диазепам) и антидепрессантов (Флуоксетин, Сертралин).

Довольно спорным остаётся вопрос гипнотических вмешательств, которые, как многие считают, являются панацеей от всех болезней. Влияние различного рода внушений на психику до сих пор досконально не изучено. Поэтому не стоит рисковать здоровьем малыша, записывая ему на подкорку непонятную информацию.

Нетрадиционные методы

Пытаясь выяснить, как лечить испуг у ребенка всевозможными заговорами, нашёптываниями, выливанием воска и тому подобными «шаманскими» ритуалами, родители рискуют сильно усугубить психическое расстройство у детей. Подействовать данные методы могут только на особо впечатлительных мам и пап. Маленьким пациентам подобная «терапия» принесёт лишь вред, так как заболевание останется и будет со временем усугубляться.

Профилактика испуга в детском возрасте

Чтобы не бороться с последствиями испуга и не искать причину фобии у ребёнка, лучше постараться предотвратить появление ситуаций, способных вызвать у него негативные эмоции.

Мерами профилактики в данном случае считаются:

  • создание в семье благоприятной атмосферы для роста и развития крохи, что исключает ссоры, рукоприкладства и т.п.;
  • беседы на тему грозных природных явлений (гром, молния), обучение правилам поведения с потенциально опасными предметами (утюг, печка);
  • выстраивание правильных отношений с домашними питомцами и уличными животными;
  • отсутствие запугивания малыша различными монстрами, бабайками и другими несуществующими «страшилами».

В 95% случаев появление испуга у детей — это следствие неправильного воспитания со стороны родителей.

Советы родителям

Мамам и папам, ребёнок которых слишком эмоционален и подвержен различным страхам и переживаниям, не будет лишним соблюдать такие рекомендации:

  • купайте малыша в ванночках с добавлением успокаивающих трав (мята, мелисса), положите в кроватку мешочек, наполненный лавандой, хмелем – будет своеобразная ароматерапия;
  • окружайте детей заботой и вниманием, старайтесь как можно больше с ними общаться и рассказывать обо всём;
  • учите кроху не бояться посторонних людей, животных;
  • идя в незнакомое место, берите с собой любимую игрушку ребёнка. Это поможет ему чувствовать себя даже в непривычной обстановке более уверенно.

Заключение

Несмотря на то, что испуг у ребенка довольно частое явление, справиться с их чрезмерной эмоциональностью без привлечения специалистов иногда бывает непросто. Но здоровая атмосфера в семье, гармоничные отношения между родителями и их желание проводить с детьми как можно больше времени помогут избежать ситуаций, потенциально угрожающих психическому здоровью малышей.

Источник