Как найти общий язык со своим ребенком 4 года
Небольшие технические трудности. В ближайшее время мы появимся в сети и сайт станет чуточку лучше
Конфликты с ребенком неизбежно возникают в любой семье. Психологи говорят, что самые частые причины таких конфликтов — нарушение границ ребенка, которые он начинает осознавать примерно с 3 лет. Малыш активно сопротивляется указаниям родителей. Такое отстаивание независимости может продолжаться и в 3, и в 7, и в 9 лет, принимая при этом разные формы. Как находить с ребенком общий язык?
Критику никто не любит. Вспомните свои ощущения при жесткой критике или запретах. Тогда вы почувствуете, какая волна возмущения поднимается в ребенке.
Раздражение и обида, которые испытывает малыш, мешают ему пойти на контакт, а тем более сделать то, что от него хотят. Учитесь смягчать, хоть иногда это очень сложно. Критика плюс похвала — и вот результат уже совершенно другой!
2. Предлагаем выбор
Соблюдать режим или выполнять домашние обязанности, конечно, надо. И нередко сопротивление вызывает не сам факт, что это нужно сделать, а безапелляционный тон. Предложите выбор, только не слишком обширный: делайте скидку на возраст.
Возможность выбрать и принять решение очень повышает самооценку, а у вас в руках все же остается контроль за поведением малыша.
3. Не отвлекаем от важных дел
Такое простое правило родителям часто оказывается сложно выполнить. Просто потому, что большинство дел ребенка кажутся нам неважными. Собираешь Lego? Ну и что, ведь это просто игра, а маме нужно поговорить с тобой прямо сейчас.
Разговариваешь с подругой? Все равно болтаете о ерунде, а бабушка хочет показать тебе, как печь блины.
Не нужно обесценивать действия ребенка и считать свои намного важнее. Уважайте его личное пространство. Представьте, как бы на его месте отреагировал взрослый?
А вот спросить малыша, может ли он отложить дело, — отличное решение.
4. Умеем отступить от правил
Когда взрослый играет с ребенком, часто в его сознании уже давно «сложены» все правила игр. Заставляя малыша выполнять правила, мы думаем, что это хороший воспитательный момент, ведь во взрослой жизни есть много «надо», с которыми необходимо смириться.
А как же креатив, инициатива, фантазия? Взрослому они пригодятся намного больше скучных рамок. Позвольте ребенку придумать свои правила, назовите игру по-другому. Вдруг новая игра окажется намного веселее и ярче привычной? А если нет — это прекрасная иллюстрация к тому, что новое не обязательно бывает лучше, но пробовать все-таки стоит.
5. Не навязываем помощь
Какое тут может быть терпение, когда ребенок так долго копается или ошибается? Хочется просто взять и сделать вместо него!
«Включайте дзен» и не навязывайте свою помощь без крайней необходимости. Хотите, чтобы малыш рос самостоятельным? Имейте терпение не помогать, пока он не попросит. «Дай я сделаю вместо тебя!» не приносит ничего хорошего и убивает инициативу. Позвольте ему совершать свои ошибки.
И даже если ребенок попросил о помощи, оцените, насколько выполнение этого действия уже подвластно ему, и предложите попробовать еще раз.
6. Просим совета
Когда с тобой советуются — это очень приятно, это значит, что твоим мнением дорожат. Просьбы о совете особенно эффективны с младшими школьниками: в этом возрасте они жаждут принимать на себя больше ответственности.
Задавайте прямые вопросы, помогайте принимать решения, это позволит малышу чувствовать себя серьезным человеком, а вы покажете ему, что между близкими людьми очень важно доверие.
7. Переживаем не за ребенка, а вместе с ним
Когда ребенок рассказывает о своих проблемах, нам жаль его и хочется тут же буквально вложить ему в голову все правильные действия. «Я же говорила!» — вырывается против воли. Мама начинает нервничать, переживать, эмоционально давать советы и раздавать оценки — все это может только оттолкнуть ребенка.
Не заходите с позиции «сверху вниз», но и не обесценивайте переживания ребенка. Будьте рядом. Хочет плакать? Пусть поплачет. Дайте малышу понять, что его чувства важны, спокойно проговорите ситуацию и то, как можно из нее выйти.
8. Обсуждаем гипотетические ситуации
Обсуждение гипотетических ситуаций о другом ребенке и родителях или обсуждение фильмов и книг — довольно действенный прием, если вы хотите, чтобы ребенок что-то осознал. Но залог успеха — это спокойная обстановка и желание ребенка что-либо обсуждать.
«Ваня стал часто драться. Как ты думаешь, почему он дерется? А родители могут ему помочь?»
Важный момент: при обсуждении воображаемых ситуаций не нужно возвращать ребенка в «реальность» вопросами типа «А тебе знакома такая ситуация?» Не думайте, что ребенок не поймет вашей уловки. Если ситуация ему близка, он задумается о ней и без вашей наводки, а также услышит все, что вы хотите до него донести.
Перевод же ситуации на ребенка разрушит всю «магию».
9. Не забываем о чувстве юмора
Кто научит ребенка, что юмор помогает справляться со сложными ситуациями и разряжать обстановку, кроме родителей?
Веселые пародии, говорящие игрушки и предметы, умение просто посмеяться вместе за просмотром мультфильма — все это очень важно для хорошей атмосферы в семье. Показывая свои актерские способности и фантазию, вы учите этому ребенка. К тому же многие дела решаются быстрее не с помощью требований, а с помощью юмора.
Но будьте осторожны — дети очень остро реагируют на сарказм и злое подшучивание.
Близки ли вам эти советы психологов? Какие приемы вы используете в общении с ребенком?
Источник
Конфликты с ребенком неизбежно возникают в любой семье. Психологи говорят, что самые частые причины таких конфликтов — нарушение границ ребенка, которые он начинает осознавать примерно с 3 лет. Малыш активно сопротивляется указаниям родителей. Такое отстаивание независимости может продолжаться и в 3, и в 7, и в 9 лет, принимая при этом разные формы. Как находить с ребенком общий язык?
Мы в AdMe.ru решили разобраться, как, прививая ребенку необходимые правила поведения, обойти острые углы и показать ему, что он важен.
1. Находим плюсы
Критику никто не любит. Вспомните свои ощущения при жесткой критике или запретах. Тогда вы почувствуете, какая волна возмущения поднимается в ребенке.
Раздражение и обида, которые испытывает малыш, мешают ему пойти на контакт, а тем более сделать то, что от него хотят. Учитесь смягчать, хоть иногда это очень сложно. Критика плюс похвала — и вот результат уже совершенно другой!
2. Предлагаем выбор
Соблюдать режим или выполнять домашние обязанности, конечно, надо. И нередко сопротивление вызывает не сам факт, что это нужно сделать, а безапелляционный тон. Предложите выбор, только не слишком обширный: делайте скидку на возраст.
Возможность выбрать и принять решение очень повышает самооценку, а у вас в руках все же остается контроль за поведением малыша.
3. Не отвлекаем от важных дел
Такое простое правило родителям часто оказывается сложно выполнить. Просто потому, что большинство дел ребенка кажутся нам неважными. Собираешь Lego? Ну и что, ведь это просто игра, а маме нужно поговорить с тобой прямо сейчас.
Разговариваешь с подругой? Все равно болтаете о ерунде, а бабушка хочет показать тебе, как печь блины.
Не нужно обесценивать действия ребенка и считать свои намного важнее. Уважайте его личное пространство. Представьте, как бы на его месте отреагировал взрослый?
А вот спросить малыша, может ли он отложить дело, — отличное решение.
4. Умеем отступить от правил
Когда взрослый играет с ребенком, часто в его сознании уже давно «сложены» все правила игр. Заставляя малыша выполнять правила, мы думаем, что это хороший воспитательный момент, ведь во взрослой жизни есть много «надо», с которыми необходимо смириться.
А как же креатив, инициатива, фантазия? Взрослому они пригодятся намного больше скучных рамок. Позвольте ребенку придумать свои правила, назовите игру по-другому. Вдруг новая игра окажется намного веселее и ярче привычной? А если нет — это прекрасная иллюстрация к тому, что новое не обязательно бывает лучше, но пробовать все-таки стоит.
5. Не навязываем помощь
Какое тут может быть терпение, когда ребенок так долго копается или ошибается? Хочется просто взять и сделать вместо него!
«Включайте дзен» и не навязывайте свою помощь без крайней необходимости. Хотите, чтобы малыш рос самостоятельным? Имейте терпение не помогать, пока он не попросит. «Дай я сделаю вместо тебя!» не приносит ничего хорошего и убивает инициативу. Позвольте ему совершать свои ошибки.
И даже если ребенок попросил о помощи, оцените, насколько выполнение этого действия уже подвластно ему, и предложите попробовать еще раз.
6. Просим совета
Когда с тобой советуются — это очень приятно, это значит, что твоим мнением дорожат. Просьбы о совете особенно эффективны с младшими школьниками: в этом возрасте они жаждут принимать на себя больше ответственности.
Задавайте прямые вопросы, помогайте принимать решения, это позволит малышу чувствовать себя серьезным человеком, а вы покажете ему, что между близкими людьми очень важно доверие.
7. Переживаем не за ребенка, а вместе с ним
Когда ребенок рассказывает о своих проблемах, нам жаль его и хочется тут же буквально вложить ему в голову все правильные действия. «Я же говорила!» — вырывается против воли. Мама начинает нервничать, переживать, эмоционально давать советы и раздавать оценки — все это может только оттолкнуть ребенка.
Не заходите с позиции «сверху вниз», но и не обесценивайте переживания ребенка. Будьте рядом. Хочет плакать? Пусть поплачет. Дайте малышу понять, что его чувства важны, спокойно проговорите ситуацию и то, как можно из нее выйти.
8. Обсуждаем гипотетические ситуации
Обсуждение гипотетических ситуаций о другом ребенке и родителях или обсуждение фильмов и книг — довольно действенный прием, если вы хотите, чтобы ребенок что-то осознал. Но залог успеха — это спокойная обстановка и желание ребенка что-либо обсуждать.
«Ваня стал часто драться. Как ты думаешь, почему он дерется? А родители могут ему помочь?»
Важный момент: при обсуждении воображаемых ситуаций не нужно возвращать ребенка в «реальность» вопросами типа «А тебе знакома такая ситуация?» Не думайте, что ребенок не поймет вашей уловки. Если ситуация ему близка, он задумается о ней и без вашей наводки, а также услышит все, что вы хотите до него донести.
Перевод же ситуации на ребенка разрушит всю «магию».
9. Не забываем о чувстве юмора
Кто научит ребенка, что юмор помогает справляться со сложными ситуациями и разряжать обстановку, кроме родителей?
Веселые пародии, говорящие игрушки и предметы, умение просто посмеяться вместе за просмотром мультфильма — все это очень важно для хорошей атмосферы в семье. Показывая свои актерские способности и фантазию, вы учите этому ребенка. К тому же многие дела решаются быстрее не с помощью требований, а с помощью юмора.
Но будьте осторожны — дети очень остро реагируют на сарказм и злое подшучивание.
Близки ли вам эти советы психологов? Какие приемы вы используете в общении с ребенком?
Иллюстратор Ekaterina Gandrabura
специально для
AdMe.ru
Источник
Один из самых распространенных вопросов, который задают родители: как найти общий язык с ребенком?
У детей много впечатлений, от исторического теста до футбольных баталий и новейшей компьютерной игры. Родители могут быть далеко не на первом месте, в их списке приоритетов. Не говоря уже о том, что когда мозг ребенка перестраивается в шесть лет, а затем в двенадцать, они могут чувствовать себя подавленными и раздраженными.
Конечно, родители, которые спрашивают, как заставить своего ребенка слушаться, на самом деле не говорят о послушании. Они говорят о том, как заставить своего ребенка делать то, что они хотят!
1. Не начинайте говорить, пока у вас не будет внимания вашего ребенка.
Завладейте вниманием ребенка, прежде чем начать говорить. Это означает, что вы не можете отдавать приказы из другой комнаты и ожидать, что они будут выполнены.
Вместо этого подойдите ближе. Спускайтесь на уровень вашего ребенка и слегка прикасайтесь к нему. Наблюдайте за тем, что он делает, и войдите в эмоциональный контакт, комментируя происходящее: «Ого, посмотрите на этот поезд!» Исследование мозга показало, что, когда мы чувствуем связь с другим человеком, мы более открыты для его влияния, поэтому вы облегчаете ему возможность слушать вас. Но вы не манипулируете, вы признаете уважение к тому, что для него важно.
Подождите, пока он не поднимает голову. Посмотри ему в глаза. Тогда начните говорить. Если он не поднимает глаз, убедитесь, что вы привлекли его внимание, спросив: «Могу я тебе кое-что сказать?» Когда он поднимает взгляд, начинайте говорить.
(Не удивляйтесь, когда ваш ребенок начнет использовать эту технику, чтобы привлечь ваше внимание, прежде чем он скажет вам что-то. И если вы хотите, чтобы он продолжал слушать, вам нужно будет выслушать!)
2. Не повторяйтесь.
Если вы спросили один раз и не получили ответа, не повторяйтесь. У вас нет внимания вашего ребенка. Вернитесь к первому шагу выше.
3. Используйте меньше слов.
Большинство из нас разбавляют свое послание и теряют внимание ребенка, используя слишком много слов. Используйте как можно меньше слов, когда вы даете указания.
4. Посмотрите на это с его точки зрения.
Если бы вы были заняты чем-то, что вам нравилось делать, и ваш партнер приказал вам прекратить это делать и заняться чем-то другим, что не было для вас приоритетом, как бы вы себя чувствовали? Можете ли вы настроить свой партнер? Ваш ребенок не должен разделять ваши приоритеты, он просто должен учитывать ваши потребности. И вам не нужно делиться его приоритетами, но это очень поможет, если вы сможете признать, сколько он хочет продолжать делать то, что он делает.
«Я знаю, что трудно перестать играть, дорогая. И теперь мне нужно, чтобы ты…»
5. Вовлекайте в сотрудничество.
Никто не хочет слушать кого-то, кто дает приказы; на самом деле, это всегда стимулирует сопротивление. Подумайте о том, что вы чувствуете, когда кто-то приказывает вам. Вместо этого, сохраняйте доброжелательный тон. По возможности, дайте выбор.
«Сейчас время купания, милая. Ты хочешь пойти сейчас или через пять минут? Хорошо, пять минут тебе хватит? Если вам действительно нужно сделать это СЕЙЧАС, сформулируйте это как команду, но сохраняйте тепло и сочувствие: «Мы договорились пойти домой через пять минут, и это было пять минут назад. Я знаю, ты хотел бы остаться на улице и играть все ночь. Когда ты вырастешь, я уверен, ты будешь играть всю ночь, каждую ночь! Теперь пришло время идти. Пойдем. «
6. Сохраняйте спокойствие.
Когда мы расстраиваемся, дети чувствуют себя небезопасно и начинают противостоять нам или убегают. В своих попытках защитить себя или дать отпор, они становятся менее восприимчивыми и перестают вас слышать. Если вам надо — посадить всех в машину, не тратьте время и силы на лекцию о том, почему они не послушали вас, когда вы первый раз попросили. Это просто расстроит всех, включая вас. Сделайте глубокий вдох, помогите ей найти ее туфлю и помогите ему надеть его рюкзак. Как только вы окажетесь в машине, вы можете попросить их помочь вам найти способ вовремя выйти из дома.
7. Слушайте.
Если вы смотрите в экран смартфона, пока ваш ребенок рассказывает о своем дне, вы будете примером для подражания, в вашей семье. Если вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок слушал вас, прекратите то, что вы делаете, и слушайте. Это займет всего лишь несколько минут. Начните с детства, и он все еще будет готов поговорить с вами, когда он будет подростком. Вы будете очень рады, полученному результату.
8. Следите за пониманием.
Большую часть времени, когда дети не «слушают», они просто не настроились на нас. Но если ваш ребенок постоянно кажется неспособным воспринимать ваши сообщения, у него может быть слуховое расстройство. Проконсультируйтесь с вашим педиатром для направления к специалисту.
9. Сократите ваши указания до того, что действительно не подлежит обсуждению.
Если бы вы работали на кого-то, кто постоянно выдавал вам приказы, вы бы хотели сотрудничать? Вы ведь не хотите, чтобы каждое взаимодействие с вашим ребенком было в тягость для него? Так что проявляйте любовь и доброжелательность и минимизируйте общение в приказном тоне.
Подписывайтесь, ставьте лайк. Всего доброго!
Источник
— Чегой-то мне хочется…сам не знаю чаво…
— РемнЯЯЯ!!!
(Из мфильма «Домовёнок Кузя)
Маленькие дети подобны домашним животным: мы заботимся о них, до поры не требуя проявления разумности. Ребёнок инстинктивен, и мы готовы его таким принять. Но рано или поздно, всякий родитель начинает настаивать на том, чтобы дитё стремилось проявлять осознанность и училось ответственности.Ибо надо, хотя и не хочется… Вот тут-то нам и требуется умение конструктивно воздействовать на подрастающий разум. От примитивных форм дрессировки мы должны перейти к более сложным приёмам обучения.
Проблема отцовства
Проблема отцовства – не в том, чтобы его установить, а в том, чтобы оно было. Ибо папаша в современной семье – дело не обязательное. Что, в прочем, ставит под сомнение правомочным употребление самого термина «семья». Мамаши и бабушки, при всей своей заботливости, имеют один существенный, но неискоренимый недостаток в обращении с малышами – сюсюканье. Оно начинается с первого дня появления ребёнка на свет и продолжается всю последующую жизнь. Ибо такова природа женщины. Сюсюканье – это разговор не на равных. Однажды наступает момент, когда малыш просто перестаёт серьёзно воспринимать того, кто не умеет серьёзно с ним общаться. Не научившись разговаривать с ребёнком как со взрослым – нельзя достучаться до его юных лобных долей. Но вот обладают этой способностью, как правило, отцы. Именно поэтому бывает одного слова папаши достаточно там, где были бесполезны полчаса утомительных увещеваний со стороны мамок и нянек. Слово отца весомее, ибо отношение к нему другое: папа не растирает сопли, он ведёт разговор на равных.
Спокойствие, только спокойствие…
Думаю, многие наблюдали неприятную картину, когда в общественном месте какая-нибудь вышедшая из медитативного состояния тётка начинает громогласно (а порой и непристойно) воспитывать бедное дитя, заливающееся горькими слезами. Детские капризы с топаньем ногами – естественный эмоциональный ответ на эмоциональное поведение родителей. Инстинкт подражания учит ребёнка перенимать формы поведения своих мам и пап. Если семейные скандалы с криками и угрозами – дело обыденное, то и отпрыск будет использовать данные приёмы в попытке оказать психологическое давление на взрослых. Учитесь спокойствию, и воспитаете уравновешенного ребёнка.
Прямое действие
Про то, что «бить детей ремнём по попе запрещает Красный Крест» знают уже все. Но на практике часто особо рьяный папаша считает своим долгом устроить взбучку «дерзкому мальчишке», отказывающемуся внимать родительским мольбам. Это даже может восприниматься, как некий акт мужества: вот, мол, я какой суровый отец, не даю распускаться фулигану. Однако всё должно быть к месту. И ремень в том числе. Часто ребёнок действительно не понимает, за что ему влетело, а возмездие в виде шлепка или порки порой является следствием неумения втолковать ребёнку суть проблемы. Умственное бессилие и отсутствие самоконтроля в итоге выливаются в «акцию прямого действия», что отнюдь не способствует взаимопониманию между поколениями. Рукоприкладство со стороны отца или матери часто – не необходимость, а следствие духовной слабости и желания решить проблему самым тупым способом.
Ремень может быть оправдан лишь в одном случае – когда в порыве хулиганского энтузиазма, ошалелое дитя, прекрасно осознавая деструктивность своих действий, осуществляет «лобовую атаку» на авторитет родителей. Однако применять «спецсредства» тоже нужно уметь без лишних эмоций.
Отсутствие пряника – это уже кнут.
Все мы дети, дети природы. И она, наша Мать, проявляет истинную мудрость в воспитании своих заблудших творений. Она не ругается с нами, а лишь молча создаёт условия, которым мы вынуждены соответствовать. Мы можем выть от своего несогласия с её политикой, но всё равно подчинимся, ибо деваться нам некуда. Это мудро и справедливо. И достойно того, чтобы быть принятым на вооружение внимательными родителями.
Апеллируйте к голосу разума, объясняйте и приучайте думать, но никогда не спорьте. Спор – демонстрация бессилия. Сильный и старший создаёт условия для младших и слабых. Они примут эти условия, если поймут, что эти правила и законы – им во благо. Однако, любой закон будет игнорирован, если будет возможность его игнорирования. И это – тоже закон.
Родители определяют образ жизни своего ребёнка и имеют возможности создавать условия. И лучше, чтобы эти условия опирались на силу поощрения, и лишь в исключительных случаях – наказания. Пряник всегда выиграет у кнута, ибо оставляет осадок удовлетворения.
Забота и внимание – фундамент интеллекта.
Есть результаты любопытных исследований, подтверждающих факт важности родительской опеки. Как вы думаете, что в большей степени способствует развитию интеллекта у детей? Возможность посещения развивающих кружков? Разнообразие видов активности ребёнка? Общение сверстников? Да. Но это – не главное. Главное – заботливые и внимательные родители, плотно и глубоко общающиеся со своими детьми, открывающие им мир и его тайны. Родители становятся проводниками ребёнка в разворачивающуюся перед его глазами Вселенную. И именно от них зависит, что он увидит в этом мире, и как к этому отнесётся.
Рудияр
Мой блог ВК
Статьи по теме:
Меч руса, или что мы передадим своим детям
Ожирение: куда мы откармливаем своих детей?
Деньги за оценки, или как вырастить в пробирке дебила
Источник