Как наблюдать за развитием своего ребенка дома

Наблюдение — основа всех естественных наук и грамотное применение его в воспитании выведет вас на новый уровень родительства. Это инструмент, который помогает получить честную информацию о ребёнке и о том, что с ним происходит в данный момент.

В Монтессори-методе мы часто говорим о наблюдении, ведь на нём основана вся методика. Доктор Мария Монтессори много наблюдала сама и рекомендовала своим ученикам-педагогам наблюдать как можно больше. Наблюдение помогает понять ребёнка, увидеть его потребности, и главное — разглядеть его возможности.

Наблюдение важно в любом возрасте ребёнка. Дети до 3 лет не говорят и мы не можем получить от них обратную связь. Дети после 3 лет во многом действуют неосознанно и поэтому не могут отрефлексировать и рассказать нам о своих мотивах и потребностях.

Наблюдая за ребёнком, мы можем понять, что на самом деле происходит. Почему он плачет, что радует и расстраивает его, что для него интересно, что сложно, а что легко, как он справляется с трудностями, как находит решения для новых задач, что он уже может или почти может, что уже очень хочет делать сам.

Фото из нашего Монтессори-центра «Отрада»

Техника наблюдения за ребёнком

Мама зачастую проводит с ребёнком целый день. Но являясь постоянным участником событий, она пропускает много удивительного. Попробуйте отстраниться и понаблюдать за ребёнком как бы со стороны.

Начните с малого — 15 минут в день. Возьмите бумагу и ручку (или планшет), примите удобное положение в стороне от ребёнка и наслаждайтесь удивительным зрелищем — деятельностью маленького творца.

С уважением отнеситесь к любой деятельности ребёнка, даже если вам абсолютно непонятно, зачем он делает это. Мы прерываем деятельность ребёнка только в том случае, если его действия становятся опасными для него, других людей или предметов.

Для качественного наблюдения необходимо:

  • Быть сконцентрированным на наблюдении. Быть мыслями здесь и сейчас: например, не думать, что бы приготовить на ужин.
  • Контролировать эмоции. Дети часто делают что-то очаровательное, что может вызвать ваш смех. Сдерживайте эмоции, так и как ваш смех может отвлечь ребёнка.
  • Вести себя тихо и постараться не встречаться с ребёнком глазами. Если встретились, то дайте сдержанную обратную связь — улыбнитесь или кивните. Это, конечно, может стать для малыша призывом бросить своё занятие и пойти к вам. Если это произошло, можно сказать: «Ты можешь поиграть, а сейчас я занята — я пишу».
  • Не интерпретировать увиденное. Не пытайтесь интерпретировать происходящее. Записывайте только то, что вы действительно видите, а не то, что вы думаете. Например: «13:42 — пошёл в книжный уголок, взял книгу про гусеницу, перелистывает страницы, на каждой задерживается по 2—3 секунды, что-то бормочет. 13:58 — поставил книгу на место, пошёл на кухню».
  • Уважать ребёнка. Это можно понимать по-разному, но главное — понимать и уважать весь потенциал этого творца, за проявлением которого у вас есть возможность наблюдать.
  • Сдерживать свой импульс помочь. В нас заложен инстинкт помощи ребёнку. И особенно сложно быть объективным и сдерживать импульс помочь, когда вы наблюдаете именно за своим ребёнком. Но помогая ребёнку без реальной на то необходимости, вы лишаете его возможности узнать что-то новое, научиться чему-то новому. Кроме того, когда ребёнок ощущает ваше присутствие, вовлечённость, готовность в каждую минуту прийти на помощь, он уже не действует свободно. И так теряется весь смысл наблюдения.

Попробуйте понаблюдать за ребёнком хотя бы раз, и вы можете узнать и обнаружить много удивительных особенностей, навыков, о которых вы даже не подозревали. Автор — Ольга Пичурина, руководитель Монтессори-центра «Отрада» и Монтессори-педагог AMI 0—3

Ещё по теме:За чем мы можем наблюдать каждый день

Источник

Магда Гербер известна во всем мире как автор «Книги для тех, кто воспитывает, наблюдая» (Resources for Infant Educarers). В ней основательница метода говорит, что «нужно наблюдать, когда воспитываешь ребенка, и воспитывать, когда наблюдаешь».

Mетод «Воспитывай, наблюдая» подразумевает, что основа длительных отношений – уважение. Этот подход помогает понять родителям, что действительно необходимо малышу, и учит их давать именно то, в чем он нуждается.

Основу метода составляют семь принципов, которые помогают мамам и папам увереннее решать проблемы, возникающие на пути родительства.

Базовое доверие к ребенку – инициативному, стремящемуся к исследованию и способному учиться самостоятельно.

«Ребенок учится все время. Чем меньше мы вмешиваемся в естественный процесс познания, тем больше замечаем, как много нового ребенок узнаёт каждую минуту».

Если вы верите в способности своего ребенка, вы можете расслабиться, поскольку убеждены: он даст знать, когда ему понадобится ваша помощь, и вам не нужно подталкивать или наставлять его, чтобы он мог полноценно, радостно и успешно развиваться. Доверие такого рода со временем увеличивается, потому что, наблюдая за малышом, вы лучше его узнаёте, начинаете понимать, что означает его поведение, и замечать, чем он интересуется. Все дети от природы любопытны и внутренне мотивированы к познанию окружающего мира. Они не нуждаются в наших инструкциях или поучениях. Дайте ребенку возможность самостоятельно исследовать разные предметы и предоставьте ему столько времени, сколько нужно, чтобы он мог делать это в своем темпе. Возможно, иногда вы будете чувствовать раздражение или вам захочется его поторопить, однако лучше довериться индивидуальному темпу развития вашего малыша: это пойдет на пользу и вам, и ему.

1. Окружающая ребенка среда – физически безопасная, познавательно насыщенная, эмоционально поддерживающая.

«В противоположность тому, что думают многие, комната для игр – это безопасное помещение, где дети свободно двигаются и исследуют разные предметы в дружеской, знакомой обстановке».

Безопасное помещение считается таковым, если вы можете уйти из него (будь то дом или комната) на довольно долгое время и по возвращении найти своего ребенка голодным, расстроенным, в мокром памперсе, но без каких либо травм. Безопасная игровая зона позволяет вам полностью расслабиться, ведь вам не нужно постоянно быть на страже безопасности малыша. Она также дает возможность ребенку хорошенько изучить территорию, где он играет, не опасаясь услышать: «Не трогай это. Не забирайся туда». Обеспечьте безопасность помещения, где играет ребенок, – отдельной комнаты или игровой зоны. Уберите предметы, которые могут представлять опасность. Попробуйте взглянуть на это место глазами ребенка. Опуститесь на четвереньки и немного поползайте. Надежно ли полки прибиты к стене? Закрыты ли розетки? Может ли ребенок забраться на софу, а потом упасть назад на спину? Если да, то малышу небезопасно находиться здесь в одиночестве. Оборудуйте безопасную игровую зону, и это будет удобно и для вас, и для ребенка: малыш будет иметь возможность свободно ее исследовать, а вы – расслабиться.

Читайте также:  Таблица развития ребенка по месяцам до года рост вес мальчиков

2. Наличие времени для непрерывной игры.

«Чем меньше мы прерываем ребенка, тем легче ребенок развивает свой объем внимания».

Все дети умеют играть. Их не нужно этому учить. Игра – естественное для них занятие, и позвольте им самостоятельно начинать ее. В безопасной игровой зоне дети могут весело играть сами. Когда им предоставляется возможность самостоятельно исследовать предметы и пространство вокруг, экспериментировать, они открывают свои способности и узнают то, что их интересует. Играя, малыш не просто вертит в руках предмет, – он исследует его, выясняет, из чего тот состоит и что с ним можно сделать, что из этого получится, что будет, если по нему ударить. Дайте ребенку решить самому, хочет ли он играть (может быть, он предпочтет лежать на спине и наблюдать за тем, как пылинки вспыхивают в солнечном свете), и если да, то когда, во что, как именно и как долго он хочет играть. Ежедневное выделение ребенку времени для непрерывной игры позволяет сохранить большой объем внимания, с которым многие дети рождаются. Это также позволяет развить способность концентрироваться, уверенность в себе и умение решать проблемы.

3. Свобода изучать других детей и взаимодействовать с ними.

«Многие ограничивают взаимодействие между детьми (например, взаимные прикосновения), опасаясь, что малыши могут ударить или поцарапать друг друга, однако на курсах обучения методу «Воспитывай наблюдая» преподаватели содействуют такому общению, внимательно наблюдая за детьми, чтобы знать, когда нужно вмешаться, а когда – нет».

Часто дети бывают в восторге от других детей. Вашему малышу очень полезно иметь возможность играть и изучать разные вещи вместе с маленькой постоянной группой детей его уровня развития в сопровождении внимательного взрослого, который находится рядом и обеспечивает эмоциональную поддержку и безопасность. Общаясь со сверстниками, ребенок узнаёт что нибудь новое о себе и других. Иногда, возможно, он захочет посидеть у вас на коленях и понаблюдать за другими детьми. В рамках данного метода это оценивается так: если малыш хочет оставаться с родителем на протяжении всего полуторачасового занятия – все в порядке. Готовность ребенка зависит от его темперамента и уровня развития.

4. Вовлечение малыша во все действия по уходу за ним позволяет ему стать активным участником, а не пассивным объектом заботы о нем.

«Время, когда родители всецело принадлежат своему ребенку, вписано в их планы самой природой: это то время, когда они обычно заботятся о малыше. Подумайте об этой рутинной заботе как об особенном периоде, когда можно осуществить “дозаправку” отношений между вами особой близостью и любовью».

Уход за ребенком – это не только выполнение конкретной задачи вроде смены памперса, мытья или кормления. Это ваша возможность насладиться особенной близостью с ребенком, выстроить отношения между вами. Это дела, которые вы делаете вместе с ребенком, а не просто для него или по отношению к нему. Даже грудничок может поучаствовать вместе с вами в уходе за собой, если вы дадите ему такую возможность. С самого рождения, меняя памперс, просите малыша: «Подними, пожалуйста, попу» и мягко дотрагивайтесь до его попы. Если вместе с этим вы приподнимете его попу, он начнет понимать значение вашей просьбы и выполнит ее, как только сможет. Уход за детьми предоставляет также большие возможности для обучения языку и позволяет малышу делать что то вместе с вами и радоваться этому. Поэтому расслабьтесь, наберитесь терпения и наслаждайтесь минутами близости.

5. Чуткое наблюдение за малышом, которое помогает понять его нужды.

«Чем больше мы делаем, тем более мы заняты и тем менее внимательны».

Наблюдая за ребенком, вы будете лучше его понимать и ценить все, что он делает и чему учится. Бутылочка молока или кормление грудью всегда помогут его успокоить. Но если причина не в том, что он голоден или хочет спать? Успокойтесь и немного подождите, понаблюдайте за ребенком, прежде чем вмешаться. Это поможет вам помочь ему именно в том, в чем ему нужно. Возможно, вы думаете: «Я глаз с него не спущу!» Однако наблюдать – совсем не то же самое, что просто смотреть на детей. Для этого нужно успокоиться, сделать паузу, потерпеть и постараться взглянуть на ребенка свежим взглядом, как будто вы видите его впервые. Потребуется практика, потому что зачастую мы видим только то, что ожидаем увидеть. Спокойно наблюдая за детьми, лежащими в кроватке, сидящими на руках у родителей или играющими на полу, вы больше узнаёте о них, замечаете множество деталей и начинаете больше дорожить всем, что они делают.

6. Последовательность и четкое определение границ и правил для поддержания дисциплины.

«Цель, к которой нужно стремиться, устанавливая правила и поддерживая дисциплину, – воспитать детей, которых мы не просто любим, но в обществе которых мы любим находиться».

Установление четких правил и ограничений и последовательное их соблюдение помогут детям чувствовать себя в безопасности, потому что они будут знать, чего от них ждут. Если вы не хотите, чтобы ребенок прыгал по дивану, скажите ему об этом и предложите альтернативу – другое место, где он мог бы прыгать. Иногда нам нужно повторять какое то правило снова и снова, пока ребенок его не усвоит и не станет следовать ему по доброй воле. Ключ ко всему – терпение. Конечно, авторитарные родители наверняка хотят получить желаемый результат как можно быстрее. Но какой ценой – за счет испорченных отношений с ребенком, путем давления на малыша? Не нужно наказывать или отчитывать ребенка, который постоянно проверяет границы, – это неразумно.

Метод «Воспитывай наблюдая» Дебора Соломон описала в своей книге «Малышу виднее. Cекреты спокойных родителей». Хотя такой метод используется по отношению к детям в возрасте до двух лет, основные принципы можно применять и с более взрослым ребенком. Специальной подготовки не требуется.

Читайте также:  Перечень занятий для развития ребенка

По материалам открытых источников

Источник

В предыдущей статье мы писали, как «нормы» развития могут навредить развитию ребёнка и почему куда больше пользы приносит естественное развитие. В этой статье расскажем, по каким признакам родители могут определить интерес ребёнка к освоению актуальных для него навыков.

Фото Ольги Горевой

Активный интерес

Когда открывается очередное окно возможностей, у ребёнка возникает непреодолимая тяга к какой-то деятельности или каким-то предметам в среде.

Например, малыш готовится читать. Он везде ищет буквы, обращает внимание на вывески в магазинах, ищет заглавные буквы в книгах, задаёт вопросы вроде «А это какая буква?», просит назвать каждую букву. Вы едете с ребёнком в машине, и он обращает ваше внимание на то, что написано на дорожных указателях или витринах магазинов.

Многократные повторения

Ребёнок повторяет одну и ту же деятельность раз за разом. При этом он повторяет её с огромным энтузиазмом, энергией, усердием.

Например, когда ребёнок учится вставать. Он держится за какой-то предмет в комнате, подтягивается, встаёт, снова падает, при этом может удариться, заплакать, но потом какая-то неведомая сила заставляет его снова и снова вставать. Так он учится стоять, а затем и ходить.

Продолжительность

Деятельность продолжительная, но не приводит ребёнка к усталости и скуке. Мы не видим у него апатии в процессе деятельности. Наоборот, активность ребёнка возрастает, она становится всё более и более настойчивой — он может заниматься чем-то часами.

Например, дети 5—6 лет очень много рисуют, некоторые создают в год около 1000 рисунков. Причём рисуют они каждый день и по многу часов. Таким образом дошкольник неосознанно готовит руку к письму.

Недовольство, если отвлекают

Если в момент деятельности ребёнка прерывают или препятствуют его деятельности, то он проявляет крайнее недовольство. Когда он увлечён и кто-то его позвал, или предложил прекратить эту деятельность, малыш испытывает стресс и может его проявить через агрессию, истерики.

Ребёнок не чувствует удовлетворения от процесса завершения работы и того, что он получил какой-то результат и в этот момент, поэтому в процессе прерывания он может вести себя совершенно неадекватно.

Радость

Явные удовольствие и радость, которые появляются у ребёнка после выполнения деятельности. Несмотря на длительное занятие с каким-то предметом, на увлечённое занятие, на которое он может потратить несколько часов, в конце ребёнок абсолютно не испытывает усталости, а сияет от радости. Часто он может принести вам результат своей деятельности, чтобы показать.

Лёгкость освоения

Ребёнок очень легко усваивает новые умения, получает знания и навыки. Ни в какой другой отрезок времени это так быстро и легко не произойдёт.

Так, если ребёнок учится ходить, то он осваивает этот навык очень быстро, за 2—3 месяца. Сначала он ползает, а затем встаёт, а затем он делает шаги с опорой и потом начинает ходить самостоятельно.

Апатия после

После удовлетворения той или иной потребности развития, у ребёнка возникает полное равнодушие к тому, что его ещё так недавно привлекало. У ребёнка наблюдается апатия, падение мотивации к той деятельности, которая до этого вызывала у него возбуждение и интерес.

Например, около 1,5—2 лет у ребёнка возникает период максимального усилия. Ребёнку хочется носить тяжести, причём носить их перед собой. Природа предусмотрела этот период для того, чтобы эти тяжести научили ребёнка балансировать в пространстве во время ходьбы. И ребёнок хватает предметы, которые взрослым кажутся тяжёлыми, близкими к весу ребёнка, и с радостью и лёгкостью несёт эти предметы.

Как только этот период проходит, и ребёнок начинает ходить уверенно, его тело приобретает в пространстве чёткое вертикальное положение, интерес к переносу тяжестей резко пропадает. И уже если вы предложите ему принести что-то тяжёлое, то он уже скорей всего от этого откажется.

Чтобы увидеть благоприятные возможности для развития малыша, достаточно просто наблюдать за ним. Мы писали об этом несколько статей:Как наблюдать за ребёнком, чтобы действительно что-то увидеть

Изменения в развитии ребёнка, за которыми мы можем наблюдать каждый день

Примеры наблюдения за детьми от 1 до 2 лет

Источник

Консультация для педагогов: Наблюдение за детьми

Наблюдения за ребенком позволяет определить моменты, вызывающие озабоченность. Помогают педагогам определить необходимость в немедленном вмешательстве в случаях, когда ребёнок испытывает постоянные трудности в чём-либо. Их диапазон может простираться от проблем со слухом до необходимости в дополнительном внимании, обращении к специалистам. Они способствуют умению найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации. Наблюдения позволяют педагогам научиться определять, какого рода поведения можно ожидать от ребёнка при определённых условиях и какими средствами лучше всего избежать негативных реакций, последствий. По средствам наблюдений можно получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка. Кроме этого они позволяет согласовать мнения различных взрослых, которые видят одного и того же ребёнка по-разному.Наблюдение даёт разнообразную информацию для понимания сильных сторон, особенностей, нужд и потребностей детей, характера, взаимоотношений с другими людьми. Получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка, подтвердить выдвигаемые гипотезы или опровергнуть их. Весьма часто взрослые (не только родители и педагоги) выражают обеспокоенность тем, что ребёнок не желает «заниматься важными делами», предпочитает занятиям игру. Наблюдение за действиями ребёнка в игре позволяют увидеть проявление учебных навыков, присвоенных ребёнком знаний. Получить обратную связь об эффективности(или неэффективности) собственных педагогических действий, профессиональную, объективную и достоверную картину успехов ребёнка в учёбе, основанную на включении в процесс наблюдения и оценки всех членов команды

Наблюдение является основой для оценки ситуации в развитии ребёнка, которая должна:

— Сосредотачиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах. Способствовать успеху детей и оптимизировать процесс развития.

— Подчёркивать важность позитивной динамики в развитии.

— Быть постоянным компонентом процесса обучения, являться источником информации, подсказкой, чему и как обучать.

— Быть мгновенной, сосредоточенной на всех областях развития (социально-эмоциональной, физической, познавательно-речевой, художественно-эстетической).

— Включать активный обмен мнениями между всеми членами команды (педагогами, родителями, а по возможности и, и детьми.

— Быть абсолютно понятной родителям.

— Своевременно выявлять действительные потребности детей, которым необходима дополнительная помощь.

— Обеспечивать руководителям понимание того, как продвигаются в развитии отдельные дети и группы в целом.

Читайте также:  Развитие ребенка в первые три месяца беременности

— Обеспечивать сопоставимость достижений детей, занимающихся по разным образовательным программам.

Дополнительные эффекты наблюдения:

Наблюдение – это:

— проверка и воспитание своей объективности и проницательности,

— вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование сообщества,

— формирование у ребёнка навыка самоанализа и самооценки,

— формирование в образовательном учреждении культуры организации обучения на основе системной и систематической оценки достижений каждого ребёнка.

Результаты наблюдений заносятся в дневник. Задача педагога заключается в том, чтобы как можно меньше времени тратить собственно на описание, и в том, чтобы внесённая информация была достоверной и полезной. Поэтому мы предлагаем форму дневника, в которой педагог только отвечает на готовые вопросы.

Дневник наблюдений за ребенком

Педагоги___ Группа___

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ возраст___

Таблица

Дни недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Дата наблюдения

Настроение утром,в течение дня

С кем и во что играл

Взаимоотношения ребенка с детьми

Конфликты

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

Как ел

Как засыпал

Проблемы для обсуждения, предложения коллегам

ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА

Из приведенного ниже списка выберите часто наблюдаемые у ребенка нарушения поведения и впишите в дневник наблюдений.

Агрессивность Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; толкает сверстника, ударяет встречных; кусается, плюется.

Скрытая: щипает других, говорит обидные слова, когда не слышат взрослые.

Вербальная: ругается, говорит обидные слова, нецензурные слова.

В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.

В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.

Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.

Направленная на себя: щипает себя; просит, чтобы ударили еще раз.

Вспыльчивость: В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть.

В речи: может неожиданно грубо ответить, выразиться нецензурно.

Негативизм: В физических действиях: делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру.

Отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.

Вербальный: говорит часто «не хочу», «не буду», «нет».

Демонстративность: В движениях: отворачивается спиной; утрирует движения на занятиях.

Как состояние на собственное состояние и поведением: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость): Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре.

В мимике: недовольное выражение лица; плачет.

Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса.

Конфликтность Активная или реактивная: сам провоцирует конфликты; отвечает конфликтном на конфликтные действия других.

Вследствие эгоцентризма: не учитывает желания и интересы сверстников.

Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений.

Вследствие трудности переключения: не уступает игрушки.

Эмоциональная отгороженность: Как центробежные тенденции: когда все дети вмести, стремиться уединиться.

Как эмоциональная поглощенность: входит в помещение и сразу идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих.

Особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.

Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.

Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику.

Дурашливость: Реакция на замечание: реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка.

В физических действиях и мимике: дурачится, передразнивает движения.

Нерешительность: В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.

Проявление в речи: использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.

В физических действиях: боится прыгнуть с высоты.

Реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной.

Страхи: Конкретные: страх пылесоса, страх собаки, страх темноты, страх от порывов ветра.

Реакция на новизну: боится входить в новое помещение.

Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному.

Тревога: В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.

В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.

В движении: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит

Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями; стремиться быть поближе к взрослым.

Скованность: В движениях: двигается скованно.

В речи: запинается в речи.

Реакция на новизну: неловок в новой ситуации.

Заторможенность: В познавательной активности: не знает, чем заняться.

В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам

В речи: говорит слишком тихо; медленно.

Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.

Эгоцентричность: Как отношение к себе: считает, что все конфеты, все игрушки для него.

Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желание детям.

В речи: часто использует местоимение «я».

Избегает умственных усилий: В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики; не слушает сказку.

На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания(на сравнение, обобщение, действия по образцу).

Дефицит внимания: Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятиях.

Содержание помощи ребенку: приходиться словесно повторять задание несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия.

В речи: переспрашивает условия выполнения задания.

Двигательная расторможенность (гиперактивность): Особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия.

Как избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); действует раньше условленного сигнала.

Длительность содержания гиперактивности: встает на первой половине занятия.

Длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается после шумной игры.

Речевая расторможенность: Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса.

Темп речи: убыстрен, речь взахлеб.

В социальных отношениях: переговаривается на занятиях, не смотря на замечания взрослого.

Непонимание сложных словесных инструкций: Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого.

Непонимание простых словесных инструкций: Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.

Застреваемость: В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы.

Во взаимоотношениях и в речи: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу.

На чувствах и эмоциях: застревает на обиде.

Как трудность переключения: с трудом переключается на другой вид деятельности.

Работоспособность (умственная): Быстро устает от задания, требующего умственной активности; устает, когда читают книгу; устает на первой части организационного занятия.

Работоспособность (физическая): Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой части занятия; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности.

Источник