Как лечат зубы ребенку 1 5 года


К сожалению, детский кариес распространен очень широко. Это самый частый повод для обращения к детскому стоматологу. Неверно и даже опасно полагать, что кариес молочных зубов — проблема незначительная, ведь они все равно со временем сменятся на постоянные. От того, насколько своевременно был вылечен кариес в детстве, зависит здоровье зубов во взрослой жизни.

Кариес способен проявится уже в раннем возрасте. Важно не откладывать лечение даже при незначительной зубной боли: велик риск развития множественного кариеса.

Особенности лечения раннего кариеса…

Причины кариеса у детей

К развитию детского кариеса могут привести многие факторы. Зубки у детей портятся по разным причинам, рассмотрим основные из них.


Недостаточная гигиена.

Детям не очень нравится чистить зубы: они нередко пытаются увильнуть от этого занятия. Родители же далеко не всегда контролируют выполнение этой процедуры. Именно поэтому приучать ребенка чистить зубы нужно с самого раннего возраста. Как только зубки прорезались, их нужно ежедневно очищать. С года можно начинать использовать специальную мягкую резиновую щеточку, с 2-х лет — миниатюрную детскую щетку с мягкой щетиной. С 3-х лет рекомендуется начать учить малыша полоскать рот после каждого приема пищи и понемногу переходить на самостоятельную чистку зубов. Разумеется, с использованием детской щетки и детской зубной пасты, соответствующей возрасту. Нередко дети увиливают от чистки из-за неприятного вкуса пасты, поэтому выбирайте не только качественную, но и приятную на вкус — ягодную, фруктовую, со вкусом конфет или жевательной резинки: благодаря этому дети с радостью будут приниматься за нелюбимое занятие.

Паста не должна содержать фтор — этот элемент полезен для зубов, но вреден при приеме внутрь, а дети в раннем возрасте нередко глотают пасту.


Долгий контакт с соской на бутылочке.

Врачи даже говорят о «бутылочном кариесе», поражающем передние зубы. Он развивается, когда ребенок проводит слишком много времени, зажав в зубах соску на бутылочке с питанием. Не позволяйте малышу засыпать с соской во рту, а при использовании пустышки необходимо вытаскивать ее после того как малыш уснет.


Передача инфекции от родителей.

Да, родители тоже могут быть причиной развития кариеса. Он передается от взрослых детям при смачивании соски собственной слюной, или при кормлении, когда взрослый и ребенок используют одну и ту же ложку. Этого не стоит делать даже в том случае, если все зубы у вас здоровы — гигиенические нормы действуют в отношении родителей и детей так же, как и в отношении любых других людей. Кроме того, взрослым следует следить за состоянием своих зубов — особенно если в доме есть ребенок.


Врожденные особенности.

У некоторых детей от природы слабые зубы — это вызвано генетическими особенностями или неблагоприятными воздействиями во время беременности. Так, если во время вынашивания мама курила или принимала некоторые лекарства, риск кариеса возрастает.


Любовь к сладкому.

Это, пожалуй, самая известная причина развития кариеса. Сахар — отличная питательная среда для бактерий. Если ребенок увлекается карамельками, шансы того, что у него разовьется кариес, гораздо выше. Особенно пагубны в данном случае именно карамельки, жевательные конфеты, ириски — они остаются в полости рта долгое время.

Виды и признаки кариеса

Кариес развивается медленно, и при внимательном регулярном осмотре родители могут обнаружить его на самых ранних стадиях. Чем раньше будут замечены изменения, тем проще будет лечение.


Начальный этап.

На зубах появляются маленькие пятнышки, которые немного отличаются по цвету от остальной эмали. Со временем эти пятна темнеют, приобретая коричневый цвет.


Поверхностный кариес молочных зубов.

На этом этапе разрушение эмали незначительно, однако поврежденный зуб, как правило, уже реагирует на горячее и холодное.


Средний кариес.

Возникновение на месте очага разрушения эмали отверстия — кариозной полости. Ее уже можно заметить невооруженным глазом. При воздействии холодного и горячего появляется сильная боль, область поражения со временем разрастается.


Глубокий кариес.

Последний этап, когда поражена не только эмаль, но и зубная ткань. Без лечения рано или поздно начнется воспаление пульпы и рост кисты.

Особенности лечения кариеса молочных и коренных зубов у детей

Детский врач-стоматолог должен быть не только профессионалом высокого класса. Ему требуются навыки психолога, такт, внимание и предельная аккуратность. От того, каким будет первый опыт общения со стоматологом, зависит здоровье зубов во взрослые годы. Если все прошло хорошо и безболезненно, ребенок не будет бояться дантистов и пропускать регулярные плановые осмотры, когда вырастет.

При лечении кариеса у детей врачи нередко вынуждены отказываться от стандартных методов и применять более мягкие и щадящие способы. Это обусловлено не только необходимостью обеспечить комфорт маленькому пациенту, но и тем фактом, что местная анестезия для детей отличается от анестезии для взрослых — при инъекции вводится намного меньше анестетиков. Поступая так, врачи руководствуются принципом «не навреди».

Безболезненность — это один из основных приоритетов современной детской стоматологии. Лечение кариеса у детей ни в коем случае не должно стать причиной психологической травмы. Поэтому врачи прилагают все усилия для того, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и не нервничал. Как правило, при лечении кариеса малыш не должен проводить в кресле стоматолога более получаса, иначе он утомится, начнет испытывать раздражение и дискомфорт.

Перед инъекцией анестетика врач дополнительно обезболивает место укола спреем или мазью. Сегодня для инъекций используются сверхтонкие иглы, которые практически не вызывают неприятных ощущений.

Бормашина в лечении кариеса у детей используется по минимуму, все, что можно сделать вручную, именно так и делается — даже взрослым непросто переносить громкий неприятный звук техники, а детям он нравится еще меньше.

Кроме того, при пломбировании используются специальные материалы, рассчитанные именно на детские зубки.

Лечение кариеса на начальном этапе заболевания

Если родители заметили кариес на ранних стадиях, лечение будет простым, быстрым и нетравматичным.



Серебрение

Малоинвазивный, безопасный, недорогой и абсолютно безболезненный метод лечения кариеса на ранних стадиях. Серебро обладает антибактериальными свойствами и может значительно приостановить развитие кариеса. Поверхность зубов покрывается раствором серебра с помощью ватного тампона. Следует знать, что у метода есть один существенный недостаток. Серебро придает зубам черный цвет, и белизна эмали уже не восстанавливается — придется ждать, когда молочные зубы сменятся постоянными.

Читайте также:  Показатели развития ребенка 1 год



Реминерализация

Как правило, такую процедуру рекомендуют детям младшего школьного возраста, особенно если фиссуры — желобки на поверхности зуба — у них от природы глубокие или сложной формы. Метод эффективен в самом начале развития кариеса, на стадии возникновения пятна — очага деминерализации. Реминерализация может не только притормозить процесс, но и развернуть его вспять. Процедура предполагает использование особых растворов с кальцием, фтором и фосфором. После их нанесения для более эффективного проникновения химических веществ в эмаль применяют ультразвук, вакуум или электрофорез. Реминерализация проводится курсами.



Озонотерапия

Это один из самых современных методов лечения кариеса у детей. Он абсолютно нетравматичный и полностью безболезненный, не требует анестезии, не портит внешний вид зубов. При озонировании на зуб через маленькую силиконовую чашечку подается озон, который за несколько секунд делает зуб практически стерильным, уничтожив бактерии, вызывающие кариес. Процедура завершается обработкой эмали укрепляющим составом.

Лечение среднего и глубокого кариеса

Если кариес уже разрушил эмаль, вышеописанные методы бессильны — требуется более серьезное вмешательство.



Пломбирование

Для пломбирования детских зубов используются материалы, отличные от материалов, применяемых в лечении зубов у взрослых. Например, не используются силикатные цементы, пластмассы с искусственными смолами, некоторые композиты. Вместо них применяются стеклоиономерные и силикофосфатные цементы, более подходящие для нежных детских зубов. Сегодня существует возможность поставить пломбу с фтором, который будет постепенно переходить в ткань зуба и укреплять его, а также разноцветные пломбы и даже пломбы с блестками — они привносят в лечение некоторый элемент игры и, как правило, очень нравятся детям.



Депофорез

Метод депофореза успешно используется для чистки труднодоступных каналов молочных зубов. При депофорезе врач вводит в полость безопасный для здоровья ребенка раствор гидроксида меди и кальция. Жидкость проникает в зубные каналы и дезинфицирует их. Это очень щадящий метод.



Препарирование

Сегодня чаще применяется препарирование, при котором на зуб воздействует тонкая мощная струя воды, воздуха или специального абразива. Сила струи рассчитана таким образом, чтобы воздействовать только на пораженную ткань, не затрагивая здоровую. После препарирования кариозной полости сцепление пломбы с зубом будет более надежным.

Профилактика кариеса у ребенка

Для малыша любая встреча с доктором — это уже стрессовая ситуация. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют родителям уделять внимание профилактике кариеса и регулярно проверять состояние зубов ребенка. Статистика стоматологических заболеваний среди российских детей поистине катастрофична — у каждого третьего ребенка зубки начинают портиться сразу же после прорезывания. Запущенный кариес у 1-3-летних детей — не редкость. Некоторые родители обвиняют во всем плохую экологию, нехватку витаминов, а то и самого ребенка — дескать, это все оттого, что он так любит конфеты. На самом же деле ответственность целиком и полностью лежит на родителях. Малыш не может определить, что у него развивается кариес, не может записаться к врачу, не знает о правилах профилактики, да и сладости он себе сам купить не может. Именно родители должны следить за тем, чтобы зубы у ребенка были здоровыми.

Правильное питание — важная часть профилактики. Безусловно, следует ограничивать малыша в сладком, прививая ему любовь к ягодам и фруктам, а не к шоколаду и карамели. Следите за тем, чтобы ребенок получал как можно больше твердых продуктов — таких, как сырые овощи. Нашим зубам необходима определенная нагрузка. К тому же при разжевывании происходит удаление остатков пищи с поверхности зубов и обильно выделяется слюна, уничтожающая патогенные микробы. Добавьте в рацион продукты, содержащие кальций (молоко, творог), фосфор (рыба), витамин D (кисломолочные продукты, а также овсянка и картофель), фтор (шпинат, рыба, яблоки, тыква).

С ранних лет приучайте ребенка полоскать рот и чистить зубы, позднее — использовать зубную нить. Не следует наказывать ребенка, если он не хочет пользоваться зубной щеткой, принуждать его силой и стыдить — это лишь сформирует негативное отношение к такой рутинной процедуре. Приучать малыша следить за чистотой зубов нужно в игровой форме, используя яркие щетки и вкусные пасты. Чистка зубов должна быть забавой, удовольствием — и со временем она войдет в привычку.

И помните, ребенок должен посещать стоматолога как минимум раз в полгода — даже самые внимательные родители не всегда могут заметить начинающийся кариес.

Источник

Åñëè ó âàñ åñòü ðåáåíîê, êîòîðûé õîòü ðàç ïåðåíåñ ïðîñòóäó, âû çíàåòå, êàê íåïðèÿòåí êàøåëü. Òðîå èç ÷åòâåðûõ äåòåé, çàáîëåâøèõ ÎÐÂÈ, ñòðàäàþò îò êàøëÿ. Áûâàåò, ÷òî êàøåëü âîçíèêàåò êàê åäèíñòâåííûé ñèìïòîì. Ó 10% äåòåé êàøåëü ñòàíîâèòñÿ õðîíè÷åñêèì, â òîì ÷èñëå ïî ïðè÷èíå àëëåðãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé. Ðîäèòåëè âîëíóþòñÿ, êîãäà äåòè êàøëÿþò. Êàê ïîíÿòü, ÷òî èíôåêöèÿ íå «ñïóñòèëàñü âíèç»? ×åì îáëåã÷èòü ñîñòîÿíèå? Êàê ëå÷èòü, ÷òîáû íå äîïóñòèòü îñëîæíåíèé? Êîãäà îáðàùàòüñÿ ê âðà÷ó ïî ñêîðîé ïîìîùè, à êîãäà â ïëàíîâîì ïîðÿäêå?

×òîáû ðàçîáðàòüñÿ â ýòèõ âîïðîñàõ, íóæíî ïðîÿñíèòü äâå âåùè

1. Êàøåëü – ýòî çàùèòíûé ìåõàíèçì. Ïðèðîäîé çàäóìàíî, ÷òîáû êàøëåâûå äâèæåíèÿ óäàëÿëè èç äûõàòåëüíûõ ïóòåé ìèêðîáîâ, èçáûòîê ñëèçè, èíîðîäíûå òåëà. Òî åñòü êàøëÿòü ïðè áîëåçíè – ýòî íîðìàëüíî.

2. Íåâîçìîæíî âûëå÷èòü êàøåëü, ïîòîìó ÷òî ýòî íå çàáîëåâàíèå, à ñèìïòîì. Íóæíî íàéòè ïðè÷èíó è å¸ óñòðàíÿòü. À êàøåëü ìîæíî òîëüêî îáëåã÷èòü.

Êàøåëü ïðè ÎÐÇ

Ñàìàÿ ÷àñòàÿ ïðè÷èíà êàøëÿ – îñòðûå ðåñïèðàòîðíûå çàáîëåâàíèÿ (ÎÐÇ). Îíè íàçûâàþòñÿ ðåñïèðàòîðíûìè (îò ëàòèíñêîãî respiratorius – äûõàòåëüíûé), ïîòîìó ÷òî ïîðàæàþò äûõàòåëüíûå ïóòè. Ïðè÷åì îäíè ìèêðîîðãàíèçìû õîòÿò æèòü íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå íîñà, äðóãèå â ãëîòêå, òðåòüè – â áðîíõàõ. Ýòî çàâèñèò îò ñòðóêòóðû âîçáóäèòåëåé, ê êàêèì èìåííî òêàíÿì îíè èìåþò ñðîäñòâî. Òàêèì îáðàçîì, ïðè ðàçíûõ èíôåêöèÿõ áóäóò ïîðàæàòüñÿ ðàçíûå îòäåëû äûõàòåëüíûõ ïóòåé. À çíà÷èò è ëå÷åíèå êàøëÿ áóäåò ðàçíîå.

Ïðè áàíàëüíîì ÎÐÇ âèðóñû îñåäàþò â íîñîãëîòêå è âûçûâàþò òàì ìåñòíîå âîñïàëåíèå.

 íîðìå ñëèçèñòûå îáîëî÷êè â äûõàòåëüíûõ ïóòÿõ âëàæíûå. Ïðè áîëåçíè êîëè÷åñòâî ñëèçè óâåëè÷èâàåòñÿ, è îíà ñòàíîâèòñÿ áîëåå âÿçêîé. Ïîýòîìó ïðè ñòåêàíèè ñëèçè èç íîñà ïî çàäíåé ñòåíêå ãëîòêè ðàçäðàæàþòñÿ êàøëåâûå ðåöåïòîðû, è íà÷èíàåòñÿ êàøåëü. Ýòî ÿâëåíèå ïîëó÷èëî íàçâàíèå ïîñòíàçàëüíûé çàò¸ê (îò ëàòèíñêîãî post — ïîñëå, nasus — íîñ). Òàêîé êàøåëü óñèëèâàåòñÿ â ïîëîæåíèè ë¸æà, ìîæåò áûòü íàâÿç÷èâûì, ñóõèì èëè âëàæíûì.  îòîïèòåëüíûé ñåçîí âîçäóõ â êâàðòèðå ñóõîé è òåïëûé.  òàêèõ óñëîâèÿõ ñëèçü ãóñòååò ñèëüíåå.

Читайте также:  Метронидазол для ребенка 1 года

Íåëåêàðñòâåííûå ñïîñîáû îáëåã÷åíèÿ êàøëÿ ïðè ÎÐÇ

— åñëè ïðîâåòðèâàòü êîìíàòó íåñêîëüêî ðàç â äåíü è óñòàíîâèòü óâëàæíèòåëü âîçäóõà, äûøàòü áóäåò ëåã÷å è êàøåëü óìåíüøèòñÿ. Îïòèìàëüíî, ÷òîáû â ñïàëüíå áûëà òåìïåðàòóðà 20-22°Ñ è âëàæíîñòü 50-60%. Áåç óâëàæíèòåëÿ âîçäóõà äîáèòüñÿ íåîáõîäèìîé âëàæíîñòè òðóäíåå: íóæíî íåñêîëüêî ðàç â äåíü ïðîòèðàòü ïîëû âëàæíîé òðÿïêîé, ðàçáðûçãèâàòü âîäó ïóëüâåðèçàòîðîì è ðàçâåøèâàòü íà áàòàðåÿõ ìîêðûå ïîëîòåíöà.

— îáëåã÷àåò ñàìî÷óâñòâèå òàêæå óïîòðåáëåíèå æèäêîñòè, íå ìåíåå 60-70 ìë íà êèëîãðàìì âåñà â ñóòêè. Ïóñòü ðåá¸íîê ïü¸ò âñ¸, ÷òî åìó íðàâèòñÿ: âîäó, êîìïîò, íåêðåïêèé ÷àé, ðàçáàâëåííûé ñîê èëè ìîëîêî.

— ñâåæèå ôðóêòû òîæå ñîäåðæàò áîëüøîå êîëè÷åñòâî âîäû, ïîýòîìó èõ íàäî áðàòü â ðàñ÷¸ò.

— åñëè êàøåëü ìåøàåò ñïàòü, ïîïðîáóéòå ïîëîæèòü ïîä ìàòðàñ ïîäóøêó, ÷òîáû ðåáåíîê ëåæàë â ïðèïîäíÿòîì ïîëîæåíèè. Òàê äûõàòåëüíûå ïóòè î÷èùàþòñÿ îò ñëèçè ëåã÷å.

— åñëè ðåá¸íîê ÷óâñòâóåò ñåáÿ õîðîøî, ïðîãóëêà íà ñâåæåì âîçäóõå ïðèíåñåò áîëüøå ïîëüçû, ÷åì âðåäà. À êóïàíèå äàæå îáëåã÷èò ñàìî÷óâñòâèå, ïîòîìó ÷òî ðåáåíîê â ïðîöåññå äûøèò ïàðîì.

Ïåðå÷èñëåííûõ ìåð áûâàåò äîñòàòî÷íî, ÷òîáû êàøåëü íå íàðóøàë êà÷åñòâî æèçíè. Èíîãäà íå óäà¸òñÿ ñäåëàòü âîçäóõ äîñòàòî÷íî ïðîõëàäíûì è âëàæíûì.  ýòîì ñëó÷àå ïîëîñòü íîñà äîïîëíèòåëüíî îðîøàþò ñîëåâûìè ðàñòâîðàìè, äàæå åñëè ñîïëåé íåò. Ìîæíî èñïîëüçîâàòü ñïåöèàëüíûå ñïðåè èëè êàïëè íà îñíîâå ìîðñêîé âîäû èëè ïðîñòî ôèçèîëîãè÷åñêèé ðàñòâîð õëîðèäà íàòðèÿ. Ìàëûøàì, êîòîðûå íå óìåþò ñìîðêàòüñÿ, î÷èùàþò ïîëîñòü íîñà îò ñëèçè àñïèðàòîðîì èëè ìàëåíüêîé ãðóøåé-ñïðèíöîâêîé.

Ìîæåò ëè èíôåêöèÿ «ñïóñòèòüñÿ âíèç»?

Òàêóþ ôîðìóëèðîâêó ìîæíî óñëûøàòü íå òîëüêî îò ðîäèòåëåé, íî è îò âðà÷åé. Êàæåòñÿ, áóäòî ñîïëè ñòåêàþò â ë¸ãêèå è ìîãóò âûçâàòü âîñïàëåíèå. Íî ýòî íå òàê. Íàø îðãàíèçì óñòðîåí ñëîæíåå. Åñëè âñïîìíèòü êóðñ áèîëîãèè, òî ìåæäó ãëîòêîé è òðàõååé ðàñïîëîæåíà ãîðòàíü. Ýòî ìåñòî õîðîøî âèäíî ñíàðóæè, âûñòóïàþùèé ãîðòàííûé õðÿù íàçûâàþò «êàäûê». Ãîëîñîâûå ñâÿçêè ãîðòàíè íåñóò äâå îñíîâíûå ôóíêöèè: ôîðìèðóþò ãîëîñ è ñòîðîæàò òðàõåþ è áðîíõè îò ïîñòîðîííèõ, çàêðûâàÿ ïðîñâåò, â ñëó÷àå ÷åãî. À â ñàìîé âåðõíåé ÷àñòè ãîðòàíè åñòü åù¸ ñâîåîáðàçíûé êëàïàí – íàäãîðòàííèê. Îí îòêðûò, êîãäà ìû äûøèì, è çàêðûâàåòñÿ ïðè ãëîòàíèè. Ïîýòîìó ñëèçü, êîòîðàÿ òå÷åò èç íîñà ïî çàäíåé ñòåíêå ãëîòêè, ïîïàäàåò â ïèùåâîä è æåëóäîê, à íå â ë¸ãêèå, ò.å. ïðîãëàòûâàåòñÿ.

Åñëè ñëó÷èëñÿ áðîíõèò èëè ïíåâìîíèÿ, íàñìîðê çäåñü íè ïðè ÷¸ì. Ýòî çíà÷èò, ÷òî âèðóñ èëè áàêòåðèÿ ïî ñâîåé ïðèðîäå ëþáÿò æèòü â êëåòêàõ áðîíõîâ è ë¸ãêèõ. Îíè ïîñåëèëèñü òàì íåíàìíîãî ïîçæå íîñà, ïðîñòî äëÿ ðàçâèòèÿ ïîëíîé êàðòèíû çàáîëåâàíèÿ íóæíî áûëî áîëüøå âðåìåíè.

Ëîæíûé êðóï

Äâàäöàòü ëåò íàçàä â øêîëüíîé ïðîãðàììå áûë ðàññêàç Ì. Áóëãàêîâà «Ñòàëüíîå ãîðëî» ïðî äåâî÷êó, çàáîëåâøóþ äèôòåðèåé. Îíà çàäûõàëàñü, ïîòîìó ÷òî ãîðòàíü áûëà çàáèòà ôèáðèíîâûìè ïëåíêàìè. Òàêîå ñîñòîÿíèå íàçûâàåòñÿ èñòèííûé êðóï. Îíî îïàñíî äëÿ æèçíè, áåç ñðî÷íîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ÷åëîâåê ìîæåò çàäîõíóòüñÿ è óìåðåòü. Âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ äèôòåðèè ïîìîãàåò èçáåæàòü ýòèõ îñëîæíåíèé. Íî ìíîãèå âèðóñû âûçûâàþò ïîõîæèé ñèíäðîì – îñèïëîñòü ãîëîñà, ëàþùèé êàøåëü, îäûøêó ñ çàòðóäíåíèåì âäîõà, øóìíîå ñâèñòÿùåå äûõàíèå. Ýòî ëîæíûé êðóï èëè ëàðèíãîñïàçì.

Ëîæíûé îí ïîòîìó, ÷òî â ãîðòàíè íåò ïë¸íîê, êàê ïðè äèôòåðèè, íî åñòü îò¸ê. Ó äåòåé ìëàäøå 5 ëåò áûñòðî ðàçâèâàåòñÿ îò¸ê ïîä ãîëîñîâûìè ñâÿçêàìè, åñëè òàì ïîñåëèëñÿ âèðóñ. Òàêàÿ âîçðàñòíàÿ îñîáåííîñòü äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Ïðè ýòîì ãîëîñîâàÿ ùåëü ñóæàåòñÿ, è ðåá¸íêó òÿæåëî äûøàòü.

Ýòî ñîñòîÿíèå ïóãàåò è ðîäèòåëåé, è ðåá¸íêà. Îáû÷íî êðóï âîçíèêàåò íî÷üþ. Ðåá¸íîê ïðîñûïàåòñÿ, ñàäèòñÿ â ïîñòåëè è òÿæåëî äûøèò. Ãîëîñ îñèïøèé èëè ïîëíîñòüþ ïðîïàäàåò, êàøåëü ñ õàðàêòåðíûì «ëàþùèì» çâóêîì. Äûõàíèå ìîæåò áûòü ñâèñòÿùåå, ñëûøíîå íà ðàññòîÿíèè, ò.ê. âäîõ çàòðóäíåí. Ñîñòîÿíèå äåéñòâèòåëüíî îïàñíîå, ïîýòîìó ïðè òàêèõ ñèìïòîìàõ íóæíî çâîíèòü â «ñêîðóþ». Ïîêà âðà÷è åäóò, îòâëåêèòå è óñïîêîéòå ðåá¸íêà – ëþáèìîé èãðóøêîé, ìóëüòôèëüìîì, êíèæêîé, ÷åì óãîäíî.

Åñëè ïðîâåòðèòü êîìíàòó èëè âûíåñòè ðåáåíêà íà óëèöó, äûøàòü ñòàíåò ëåã÷å. Åùå ìîæíî çàéòè â âàííó è âêëþ÷èòü ãîðÿ÷óþ âîäó, ÷òîáû ïîäûøàòü òåïëûì ïàðîì.

Ïðè¸ì ëåêàðñòâ ëó÷øå îáñóäèòü ñ âðà÷îì. Åñëè ðåáåíîê ïðè ÎÐÂÈ îõðèï, ïîïðîñèòå ïåäèàòðà áûòü íà ñâÿçè.  ñëó÷àå ëàðèíãîñïàçìà îí ïîäñêàæåò, êàê äåéñòâîâàòü.

Ñèíäðîì áðîíõèàëüíîé îáñòðóêöèè

Áðîíõîîáñòðóêöèÿ (îò ëàòèíñêîãî obstruere – çàãîðàæèâàòü, ìåøàòü) – ýòî íàðóøåíèå ïðîõîäèìîñòè áðîíõîâ.

Ïðè÷èíîé ìîæåò áûòü îòåê áðîíõîâ èëè áîëüøîå êîëè÷åñòâî ñëèçè.

Êëþ÷åâóþ ðîëü èãðàþò îñîáåííîñòè äåòñêîãî îðãàíèçìà:

— óçêèé ïðîñâåò áðîíõîâ,

— áûñòðîå íàðàñòàíèå îò¸êà,

— íåñïîñîáíîñòü ýôôåêòèâíî îòêàøëèâàòüñÿ.

Êàøåëü ïðè îáñòðóêöèè ñóõîé, âûäîõ çàòðóäí¸í, äûõàíèå ìîæåò áûòü øóìíûì. Áðîíõèàëüíàÿ îáñòðóêöèÿ – ýòî òîæå ïîâîä äëÿ ñðî÷íîãî îñìîòðà âðà÷à.

Îïàñíûå ïðèçíàêè îäûøêè:

— ó÷àùåíèå äûõàíèÿ,

— âòÿæåíèå ìåæðåáåðíûõ ïðîìåæóòêîâ, íàä- è ïîäêëþ÷è÷íûõ ÿìîê,

— ðàçäóâàíèå êðûëüåâ íîñà,

— áëåäíîñòü èëè ñèíþøíîñòü êîæè íà êîí÷èêàõ ïàëüöåâ è âîêðóã ðòà.

Åñëè ýïèçîä ëàðèíãîñïàçìà èëè áðîíõîîáñòðóêöèè âîçíèê îäíàæäû, îí ìîæåò ïîâòîðÿòüñÿ ïðè ïîñëåäóþùèõ ÎÐÇ. Ïîýòîìó òàêèì ïàöèåíòàì ñòîèò êóïèòü íåáóëàéçåð è îáñóäèòü ñ âðà÷îì ïåðâóþ ïîìîùü íà ñëó÷àé ïîâòîðíûõ ïðèñòóïîâ.

Äâå ñàìûå ðàñïðîñòðàí¸ííûå ïðè÷èíû áðîíõèàëüíîé îáñòðóêöèè: èíôåêöèè è áðîíõèàëüíàÿ àñòìà. Äëÿ ëå÷åíèÿ èñïîëüçóþòñÿ èíãàëÿöèîííûå êîðòèêîñòåðîèäû è áðîíõîëèòèêè, îáÿçàòåëüíî ïîä êîíòðîëåì âðà÷à.

Îñòðûé áðîíõèò è ïíåâìîíèÿ

Íåò íèêàêèõ âèçóàëüíûõ ïðèçíàêîâ, ÷òîáû òî÷íî ïîíÿòü – ó ðåá¸íêà áðîíõèò, ïíåâìîíèÿ èëè îáû÷íîå ÎÐÇ. Ïîýòîìó ïðè êàøëå îáÿçàòåëüíî íóæåí îñìîòð äîêòîðà. Îí ïîñëóøàåò ë¸ãêèå ôîíåíäîñêîïîì, è åñëè áóäóò ñîìíåíèÿ, íàçíà÷èò ðåíòãåí è àíàëèçû.

Ïðèçíàêè, êîãäà íóæíî ñðî÷íî îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó:

— êàøåëü ó äåòåé äî 3-õ ìåñÿöåâ;

Читайте также:  Что может ребенок в 1 год 4 месяца самолет

— âûðàæåííàÿ ñëàáîñòü, ñîíëèâîñòü, ðåá¸íîê íåïðèâû÷íî âÿëûé, íå èãðàåò, ìíîãî ëåæèò;

— îäûøêà, ÷àñòîå è/èëè øóìíîå äûõàíèå, ÷óâñòâî íåõâàòêè âîçäóõà;

— áëåäíîñòü èëè ñèíåâàòûé îòòåíîê êîæè.

Äëÿ ëå÷åíèÿ ïíåâìîíèè îáÿçàòåëüíî íóæåí àíòèáèîòèê. Áðîíõèòû æå áîëåå ÷åì â 70% ñëó÷àåâ âèðóñíûå. Ïîýòîìó àíòèáàêòåðèàëüíûå ïðåïàðàòû âðà÷ äîëæåí íàçíà÷èòü òîëüêî òåì, ó êîãî ïîäòâåðæäåíà áàêòåðèàëüíàÿ ïðèðîäà çàáîëåâàíèÿ.

Âñåì îñòàëüíûì íåîáõîäèìî îáëåã÷àòü êàøåëü, êàê áûëî îïèñàíî âûøå ïðè ÎÐÇ. Äåòÿì ñòàðøå 1 ãîäà ìîæíî äàâàòü ïåðåä ñíîì ëîæêó ì¸äà. Ïîñëå 6 ëåò ðàçðåøàåòñÿ èñïîëüçîâàòü ëåäåíöû.

Äîêàçàíî, ÷òî â ñåìüÿõ, ãäå êóðèò õîòÿ áû îäèí èç ïðîæèâàþùèõ ñ ðåáåíêîì ëþäåé, äåòè áîëåþò áðîíõèòàìè ÷àùå è òÿæåëåå.

Êàøåëü ïðè ðåñïèðàòîðíûõ çàáîëåâàíèÿõ ìîæåò ñîõðàíÿòüñÿ äî òð¸õ-÷åòûð¸õ íåäåëü. Òàêîâû ñðîêè âîññòàíîâëåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Ýòî íîðìà, ïðè óñëîâèè, ÷òî êàøåëü íå ìåøàåò ðåáåíêó åñòü, ñïàòü è èãðàòü. Åñëè æå â òå÷åíèå äâóõ íåäåëü êàøåëü íå óìåíüøàåòñÿ èëè íàîáîðîò óñèëèâàåòñÿ, òî ýòî ïîâîä åù¸ ðàç ïîñåòèòü ïåäèàòðà.

×åì íåëüçÿ ëå÷èòü êàøåëü ó äåòåé?

Ïî÷òè êàæäûé äåíü ÿ ñëûøó âîïðîñû ïðî ìóêîëèòèêè è îòõàðêèâàþùèå. Ýòî òå ìíîãî÷èñëåííûå ñèðîïû è ðàñòâîðû «äëÿ îòõîæäåíèÿ ìîêðîòû», êîòîðûå àêòèâíî ðåêëàìèðóþòñÿ ïî òåëåâèçîðó. Èíîãäà èõ íàçíà÷àþò ñàìè âðà÷è.

Êëèíè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ïðåäïèñûâàþò íå èñïîëüçîâàòü îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà è ìóêîëèòèêè ðóòèííî. Òîëüêî â åäèíè÷íûõ ñëó÷àÿõ, ïðè íàëè÷èè áîëüøîãî êîëè÷åñòâà âÿçêîé ìîêðîòû. À Âñåìèðíàÿ Îðãàíèçàöèÿ Çäðàâîîõðàíåíèÿ è Àìåðèêàíñêàÿ Àêàäåìèÿ Ïåäèàòðèè ïðèçûâàþò îòêàçàòüñÿ îò íèõ ñîâñåì ó äåòåé äî 6 ëåò, ïîòîìó ÷òî ìàëûøè íå ìîãóò ýôôåêòèâíî îòêàøëèâàòü ìîêðîòó.

Ìûøöû ãðóäíîé êëåòêè ó äåòåé ñëàáåå, ÷åì ó âçðîñëûõ. Óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà ìîêðîòû ñêîðåå íàâðåäèò, ÷åì îáëåã÷èò ñîñòîÿíèå. Êðîìå òîãî, ìû óæå âûÿñíèëè, ÷òî íàñòîÿùàÿ ìîêðîòà áûâàåò ðåäêî. Îáû÷íî òà ñëèçü, êîòîðóþ îòêàøëèâàåò ðåá¸íîê — ýòî ñòåêàþùèå â ãîðëî ñîïëè.

Åñëè ó âàñ äîìà åñòü íåáóëàéçåð, è âàì íå äà¸ò ïîêîÿ ìûñëü, ÷òî âû íè÷åì íå ëå÷èòå ðåá¸íêà, äàéòå åìó ïîäûøàòü ôèçèîëîãè÷åñêèì ðàñòâîðîì õëîðèäà íàòðèÿ. Ýòî áóäåò äîïîëíèòåëüíûì óâëàæíåíèåì ñëèçèñòûõ è ìîæåò ïðèíåñòè îáëåã÷åíèå, ëó÷øå, ÷åì êàêèå-ëèáî ïðåïàðàòû.

Ïîäûøàòü ïàðîì íàä ãîðÿ÷åé êàðòîøêîé èëè ëþáûì äðóãèì ãîðÿ÷èì ïàðîì – ïîïóëÿðíûé ñïîñîá ó áàáóøåê. Îïàñåí îæîãîì äûõàòåëüíûõ ïóòåé. ×åì ìëàäøå ðåá¸íîê, òåì ìåíüøå òåìïåðàòóðà, ñïîñîáíàÿ âûçâàòü ïîâðåæäåíèå.

Ãîð÷è÷íèêè è áàíêè – íå èìåþò êëèíè÷åñêîãî ýôôåêòà, îïàñíû îæîãàìè êîæè, ïîýòîìó ó äåòåé ïðèìåíÿòüñÿ íå äîëæíû. Òîæå ñàìîå îòíîñèòñÿ ê ðàñòèðàíèþ ñêèïèäàðîì.

Äðóãèå íàðîäíûå ìåòîäû âðîäå íàñûïàíèÿ ãîð÷èöû â íîñêè, ðàñòèðàíèÿ ãðóäè ñàëîì æèâîòíûõ, óïîòðåáëåíèå ëóêà è ÷åñíîêà – íå èìåþò äîêàçàííîé ýôôåêòèâíîñòè, íî è îñîáîãî âðåäà íå íåñóò, ïðè óñëîâèè îòñóòñòâèÿ àëëåðãèè. Èñïîëüçîâàòü èëè íåò – êàæäûé ðåøàåò ñàì.

Èíîðîäíûå òåëà â äûõàòåëüíûõ ïóòÿõ

Âäûõàíèå ìåëêèõ ïðåäìåòî⠖ ýòî áîëüøàÿ îòäåëüíàÿ òåìà. Ìàëåíüêèå äåòè âñ¸ ïðîáóþò íà çóá, ïîçíàâàÿ ìèð. ß ëèøü êîðîòêî îñòàíîâëþñü íà äâóõ ìîìåíòàõ.

1. Åñëè ðåáåíîê ïîïåðõíóëñÿ, îí ñðàçó æå íà÷íåò ñèëüíî êàøëÿòü. Äëÿ îêàçàíèÿ ïåðâîé ïîìîùè ïîëîæèòå ìàëûøà ê ñåáå íà ïðåäïëå÷üå ëèöîì âíèç, ÷òîáû ãîëîâà áûëà ÷óòü íèæå òóëîâèùà è ëàäîíüþ âòîðîé ðóêè ïîñòó÷èòå ìåæäó ëîïàòîê. Íå íàäî ïåðåâîðà÷èâàòü ðåá¸íêà ââåðõ íîãàìè èëè ñòó÷àòü ïî ñïèíå, åñëè îí ñèäèò. Ïîñìîòðèòå â ñåòè âèäåîðîëèê ñ ïðè¸ìîì Ãåéìëèõà, åñëè ðàíüøå î í¸ì íå ñëûøàëè. Êîãäà-íèáóäü îí ìîæåò ñïàñòè ÷üþ-òî æèçíü. Íî åñëè ýòî ïðèãîäèòñÿ, ãóãëèòü áóäåò óæå ïîçäíî. Ëåçòü â ðîò ðóêàìè, ÷òîáû äîñòàòü èíîðîäíûé ïðåäìåò, – îïàñíî. Ìîæåò ïîëó÷èòüñÿ òàê, ÷òî îí ïðîñêî÷èò åù¸ ãëóáæå.

2. Áûâàåò òàê, ÷òî ìåëêîå èíîðîäíîå òåëî (íàïðèìåð, ñåìå÷êà) ïîïàäàåò â áðîíõ. Åñëè êîðîòêèé ïåðèîä ñèëüíîãî êàøëÿ íèêòî íå çàìåòèò, òî ïîòîì ìîæåò íàñòóïèòü ïåðèîä ìíèìîãî áëàãîïîëó÷èÿ. Êàøåëü âîçîáíîâèòñÿ, êîãäà â çàêóïîðåííîé ÷àñòè ë¸ãêîãî ðàçîâü¸òñÿ âîñïàëåíèå. Ïîñòàíîâêà äèàãíîçà ìîæåò âûçûâàòü ñëîæíîñòè, åñëè íèêòî íå âèäåë êàê ðåá¸íîê âäîõíóë èíîðîäíûé ïðåäìåò. Âî âñåõ ñëó÷àÿõ çàòÿæíîãî êàøëÿ íóæíî èìåòü ýòî â âèäó.

Äðóãèå ïðè÷èíû äëèòåëüíîãî êàøëÿ

Êîêëþø

Åñëè êàøåëü ñïóñòÿ äâå íåäåëè íå óìåíüøàåòñÿ, íåîáõîäèìî ñäàòü àíàëèç íà êîêëþø. Ýòî èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, ïðè êîòîðîì êàøåëü äëèòñÿ 10 íåäåëü. Ñïåöèôè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ êîêëþøà íåò, ïîýòîìó îáëåã÷èòü ñîñòîÿíèå ïðè íåì ïðàêòè÷åñêè íå÷åì. Íàöèîíàëüíûì êàëåíäàð¸ì ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê ïðåäóñìîòðåíà âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ êîêëþøà, â ñîñòàâå âàêöèíû ÀÊÄÑ. Ïðèâèòûå äåòè òîæå ìîãóò çàáîëåòü êîêëþøåì, êàøåëü ïðè ýòîì äëèòåëüíûé, íî íå èçíóðÿþùèé. Íåïðèâèòûå äåòè êàøëÿþò òàê ñèëüíî, ÷òî ìîæåò íà÷àòüñÿ ðâîòà, ïðîèçîéòè êðîâîèçëèÿíèå â áåëî÷íûå îáîëî÷êè ãëàç, ïåðåëîì ð¸áåð èëè îñòàíîâêà äûõàíèÿ. Òÿæ¸ëûå îñëîæíåíèÿ â âèäå ïíåâìîíèè, àòåëåêòàçîâ, äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè òðåáóþò ëå÷åíèÿ â óñëîâèÿõ ðåàíèìàöèè, èíîãäà ñ èñïîëüçîâàíèåì èñêóññòâåííîé âåíòèëÿöèè ë¸ãêèõ.

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà

Ïîâòîðÿþùèåñÿ ýïèçîäû êàøëÿ èëè áðîíõîîáñòðóêöèè ìîãóò áûòü ïðîÿâëåíèåì áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ðèñê âûøå ñðåäè äåòåé ñ àòîïè÷åñêèé äåðìàòèòîì è àëëåðãè÷åñêèì ðèíèòîì. Íàëè÷èå áðîíõèàëüíîé àñòìû ó êîãî-òî èç ðîäñòâåííèêîâ ïîâûøàåò âåðîÿòíîñòü ýòîãî çàáîëåâàíèÿ ó ðåá¸íêà â äâà ðàçà.

Ãàñòðîýçîôàãåàëüíûé ðåôëþêñ (ÃÝÐ)

Äëèòåëüíûé êàøåëü, ïðåèìóùåñòâåííî ïî íî÷àì, áûâàåò ïðè ãàñòðîýçîôàãåàëüíîì ðåôëþêñå (ÃÝÐ). Ýòî ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì ñîäåðæèìîå æåëóäêà çàáðàñûâàåòñÿ â ïèùåâîä. Êèñëîòà æåëóäî÷íîãî ñîêà ñïîñîáíà âûçûâàòü ðåôëåêòîðíûé êàøåëü. Äðóãèìè ñèìïòîìàìè ÃÝÐ ÿâëÿþòñÿ èçæîãà, ñíèæåíèå àïïåòèòà, áîëè â æèâîòå, êàðèåñ. Íî èíîãäà êàøåëü ìîæåò áûòü åäèíñòâåííûì ïðîÿâëåíèåì. Äëÿ ïîñòàíîâêè äèàãíîçà íóæåí îñìîòð ãàñòðîýíòåðîëîãà.

Ïñèõîãåííûé êàøåëü

Ïñèõîãåííûé êàøåëü – òîæå âîçìîæíàÿ ïðè÷èíà äëèòåëüíîãî êàøëÿ. Îäíàêî äëÿ ïîñòàíîâêè äèàãíîçà íàäî èñêëþ÷èòü âñå äðóãèå èíôåêöèîííûå è íåèíôåêöèîííûå ïðè÷èíû. Ïîäîçðåíèå âûçûâàþò ýìîöèîíàëüíûå äåòè, êîòîðûå ïðèâëåêàþò ê ñåáå ìíîãî âíèìàíèÿ, âïå÷àòëèòåëüíûå è ðàíèìûå.

Áîëåå ðåäêèå ïðè÷èíû êàøëÿ

Áîëåå ðåäêèå ïðè÷èíû êàøëÿ – òóáåðêóë¸ç, õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ ëåãêèõ, ñâÿçàííûå ñî ñòðóêòóðíûìè èëè ãåíåòè÷åñêèìè äåôåêòàìè: ìóêîâèñöèäîç, áðîíõîýêòàòè÷åñêàÿ áîëåçíü è äðóãèå.

 êàæäîì ñëó÷àå çàòÿæíîãî êàøëÿ äîëæåí ïîäðîáíî ðàçáèðàòüñÿ âðà÷, èñïîëüçóÿ äîïîëíèòåëüíûå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ: àíàëèçû êðîâè, ìîêðîòû, ðåíòãåí ë¸ãêèõ, òóáåðêóëèíîäèàãíîñòèêà, áðîíõîñêîïèÿ, êîìïüþòåðíàÿ òîìîãðàôèÿ. Ñíà÷àëà ðåá¸íêà îñìàòðèâàåò ïåäèàòð, â ñëîæíûõ è íåïîíÿòíûõ ñëó÷àÿõ êîíñóëüòèðóåò ïóëüìîíîëîã.

Íå ëå÷èòå ñàìîïðîõîäÿùèå áîëåçíè, íå ïóñêàéòå íà ñàìîò¸ê ñåðü¸çíûå çàáîëåâàíèÿ, âîâðåìÿ îáðàùàéòåñü ê âðà÷ó è áóäåò âàì ñ÷àñòüå! Áóäüòå çäîðîâû è áëàãîðàçóìíû!

Èñòî÷íèê: www.vsevrachizdes.ru/blog/kashel-u-detej-pochemu-voznikaet-i-kak-borotsya

Источник