Как я берегу природу ребенку 5 лет

Часто становится грустно, когда проходишь мимо выброшенных на дорогу оберток от конфет, бутылок на улице. Еще хуже, когда взрослые люди без зазрения совести выбрасывают мусор в подъезде.

Находясь в лесу или на пляже, такие люди ведут себя не лучше. Горы мусора, погибающие животные и птицы…

Почему так происходит? Потому что любовь к природе нужно прививать с детства. Детей нужно научить беречь окружающий мир, понимать важность каждого дерева и ценность каждой жизни.

Расскажу о семи увлечениях, воспитывающих в детях любовь к природе.

Путешествуйте и открывайте мир вместе

Собирайте рюкзачки на каждого члена семьи и отправляйтесь в походы. Короткие или длительные — решать Вам, но они значительно расширяют горизонт познания ребенка, знакомят с реальной природой и с теми ужасами, которые творит человек в ней.

Всегда захватывайте с собой большой мешок для мусора и перчатки: научите ребенка не оставаться равнодушным к местам, где он отдыхает и гуляет.

Находим удивительное в мелочах

Каждая прогулка может стать настоящим приключением в любое время года:

  • Рассказывайте ребенку о погоде, почему идет дождь, как образуются снежинки.
  • Рассматривайте цветы, травинки, наблюдайте за муравейником.
  • Кормите голубей пшеном, слушайте пение птиц.
  • Сравнивайте деревья: высокие, низкие, пышные или колючие.

Если погода не позволяет выйти на прогулку, можно посмотреть в окошко и понаблюдать за кошками, собаками, птицами. Напоминайте малышу, как прекрасен и удивителен наш мир.

Организуем экскурсии в заповедники

Советую при наличии такой возможности приходить с ребенком на экскурсии в заповедники. Здесь настоящие защитники животных и растений увлекательно расскажут много интересного о своих подопечных, покажут все в действии в реальной природе, научат, как правильно заботиться о природе и животных.

Не пропускайте и экскурсии в ботанический сад. Здесь еще дополнительно проводят увлекательные мастер-классы, на которых тоже знакомят с флорой и фауной Вашего региона.

Выходим на субботник

Любое время года позволяет не просто выйти на прогулку, но и принести пользу природе. Помните: главный пример для ребенка — его родители. Пока участие в субботниках не станет традицией для них, для ребенка субботники тоже будут пустым звуком.

Ребенка не стоит просить убирать стекла или грязные урны, но вот приобщить его к уборке бумаг и пластика на территории школы или в близлежащем парке, пляже даже нужно.

Чтобы субботник был в радость, превратите его в маленький праздник: веселая музыка, парочка бодрящих конкурсов, чай из термоса с бутербродами. Отличное настроение обеспечено!

Играем в экологические игры

Таких игр очень много. Расскажу о нашей любимой — “Микропоход”. Задача детей — вооружившись лупой пройти вдоль шнура, длиной 1-1,5 метра.

Ребенок выбирает сам, где будет лежать его шнурок, и медленно, сантиметр за сантиметром, проходит маршрут, разглядывая травинки, камешки, жучков.

Развивайте фантазию ребенка. Попросите рассказать, что он видит, как выглядит мир под увеличительным стеклом.

Будет просто чудесно, если в конце такого дня Вы включите ребенку документальный фильм на эту тему: таковых — очень красивых и познавательных — на данный момент очень много.

Участвуем в проектах, конкурсах и олимпиадах

Современная школьная программа во многих школах включает обязательное выполнение ежегодных проектов на выбираемую школьником тему. По сути, с начальной школы идет подготовка ребенка к защите научной работы в ВУЗе. И первое время дети чаще выбирают проекты на темы о природе — наиболее близкие им, наблюдаемые.

Помогайте своим детям выбирать темы, чтобы им было интересно вести такие проекты. Подсказывайте, как проводить опыты и фиксировать результаты. Это позволит им постепенно выработать привычку самостоятельно изучать природу и ее проблемы, искать варианты их решения, правильно доносить до широкой публики эти проблемы и решения.

Кроме проектов, среди детей любого возраста часто проводятся конкурсы, затрагивающие проблемы экологии. Таких много и в школьной программе, и на различных кружках, и просто в сети Интернет.

Причем участие в таких конкурсах открывает бесплатно двери в детские лагеря, позволяет получить полезные подарки, возможность обучаться на интересных курсах бесплатно, дополнительные плюсы при поступлении в другие учебные заведения, в том числе в ВУЗы.

Предложите ребенку участвовать в олимпиаде, конференции или писать рефераты на интересующую его биолого-экологическую тему, когда подвернется такая возможность. Объясните ему значимость таких работ

Можно нарисовать рисунок о правильном поведении в лесу, придумать стихотворение о защите краснокнижных животных. Главное, объяснить ребенку, что в таком мероприятии важна не победа, а участие и любовь к окружающему миру.

Смотрим познавательные передачи, читаем книги о животных и растениях

Начинать читать вместе с ребенком нужно как можно раньше. В зависимости от возраста малыша, подберите соответствующую литературу: стихи, рассказы, повести о растениях и животных, природных явлениях.

Для деток помладше лучше выбрать книги с яркими иллюстрациями и крупным шрифтом. Это могут быть и книги с наклейками, и книги-сюрпризы. Выбирайте литературу вместе.

Наилучший эффект дает совмещение чтения и играми в настольные или подвижные игры той же тематики.

Не забывайте и об энциклопедиях. В них малыш сможет найти ответы на все интересующие его вопросы. Даже взрослым будет интересно почитать такую книгу!

Вместо заключения

Будьте примером для своих детей, путешествуйте вместе, изучайте окружающий мир. Помогите ребенку понять, как важно бережное отношение к природе, расскажите о последствиях человеческой безответственности, а лучше — покажите: наглядное воспринимается и принимает ближе к сердцу. Благо, подробных фильмов об этом достаточно.

???? Поделитесь с читателями канала, как Вы приучаете ребенка к заботе о природе? Что пробовали, но безуспешно, а что действенно? Напишите в комментариях к статье ????????

✏️ Подписывайтесь на наш канал — вместе мы сделаем его полезнее для всех.

???? Ставьте лайки — чтобы другие тоже узнали что-то новое для себя.

????‍????‍????‍????Делитесь постами со своими друзьями.

Возможно, Вам будут полезны и другие наши статьи:

???? Прыгать по лужам — весело! Всего 3 вещи — и проблем со здоровьем и стиркой нет!

???? Обучение в радость: развиваем внимание, память и эрудицию

???? ТОП 6 полезных ресурсов для увлекательно-разностороннего развития ребенка

Источник

Катастрофическое ухудшение экологии – одна из самых актуальных проблем в современном мире, решать которую предстоит нашим детям. Бережное отношение к природе возникает, когда дети наблюдают за ней, учатся видеть её красоту, умеют ухаживать за растениями и животными. На этой основе и формируется любовь детей к природе и родному краю.

Отношение ребенка к миру природы во многом зависит от того, насколько бережно его родители относятся к растениям и животным. С маленькими детьми всегда много гуляют, и это самое время для того, чтобы объяснять малышам, что мы являемся частью природы, поэтому обязаны ее любить и охранять – недопустимо относиться к ней потребительски.

Я в весеннем лесу…

В период смены времени года особенно осознаешь, насколько прекрасна наша природа, сколько положительных эмоций она нам дарит! Любой человек радуется весне с её нежными клейкими листочками, первыми цветочками и ярким солнышком!

Природа – мощный фактор развития, источник вдохновения, гармонии. Она обладает и существенным рекреационным потенциалом, позволяя восстанавливать жизненную энергию и душевный покой. Хорошо, если ребенок научится черпать силы и эмоционально отдыхать на природе, чтобы, став взрослым, не прибегать к химическим веществам или не уходить в виртуальную реальность.

Природа настолько сложна и многогранна, а ее законы столь интересны, что для пытливого ума создается широкое поле для развития.

Неприятно и горько смотреть, как из израненных деревьев течет сок и как среди пробивающейся травы валяется мусор, как дети разоряют птичьи гнезда, ломают деревья, издеваются над животными.

Как воспитать в детях любовь к природе

Мы живем в век цифровых технологий, виртуальной реальности, неиссякаемого потока информации, которые невидимым полем окружают наших детей. Природе во всем этом отведено очень скромное место. Педагоги отмечают, что многие дети не могут на картинке отличить гуся от утки, им трудно представить, что хлеб, который они кушают, готовят из зерна, выросшего в полях, им нелегко сопереживать раненому животному, потому что в игре у персонажей бывает по нескольку жизней. Трудно воспитать любовь к природе, если ребенок знакомится с ней только через страницы учебника или монитор компьютера.

Чтобы почувствовать красоту природы, тоже нужна практика. У леса, поля, луга, озера своя особая красота. Здесь не нужна спешка, нужно остановиться и приглядеться к тому, что окружает. Увидели в парке упавшую шишку? Прекрасно! Поясните, зачем она нужна, почему шишки есть не на всех деревьях, сравните разные шишки. Увидели дятла? Замечательно! Остановитесь и посмотрите, как ловко он работает. Скажите ребенку, что это настоящий санитар леса. Дышит он одной ноздрей – левой. А через правую у него проходит длинный язык.

Мало пробудить в ребенке чувство прекрасного, важно учить оказывать посильную помощь природе. Например, во время прогулки в парке неплохо обратить внимание на малочисленность кормушек для птиц и сделать свою. Или же посадить на клумбе перед домом несколько цветов и ухаживать за ними. Полезно участие в субботниках. Несколько таких проб, и желание оставлять после себя мусор сойдет на нет.

Чтобы понять природу, нужно ее исследовать. Например, собрать гербарий или посадить деревце, а потом следить, как оно будет расти. Собирайте коллекции минералов, изучайте созвездия, учитесь определять род и вид растений или следы животных.

Домашние животные и растения – это связующее звено между миром человека и дикой природой. Уход за ними – прекрасный опыт взаимодействия с ней, доступный каждому.

Самое важное в формировании бережного отношения к природе – это систематичность и последовательность. Разовые акции не спасут ситуацию.

Можно сколько угодно говорить о необходимости беречь природу. Но если родители сами не следуют тому, о чем говорят, то эффекта не будет. Вы учите ребенка, собирая грибы, оставлять грибницу, а уходя с пикника, заливать костер? Будьте добры и сами следовать этому правилу. Хотите, чтобы ребенок убирал за собой мусор? Не оставляйте его и вы.

Самым лучшим учителем выступает не назидательный тон родителей, а атмосфера любви к природе, сложившаяся в семье.

Автор: Маргарита Логвинова

Источник

Юлия Макарычева
Занятие по экологии «Я природу берегу!»

Конспект НОД «Я природе помогу, мусор весь я уберу»

в средней группе (4-5 лет).

Цель: Формирование у детей экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Задачи:

— Закрепить знания детей об основных правилах поведения в лесу, правилах безопасности при осуществлении трудовой деятельности в природе.

— Пробудить у детей познавательный интерес через знакомство с возможностью использования знакомого детям предмета — магнитав предложенной ситуации (показать возможность использования магнита, как безопасного средства трудовой деятельности-возможность собрать мелкие металлические предметы).

— Развивать наглядно-образное мышление, воображение.

— Создать условия для успешного продуктивного взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками.

— Развивать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы сверстников, самостоятельно принимать окончательное решение (предмет действительно необходим, либо не является в данной ситуации необходимым).

— Вызвать у детей эмоциональный отклик на совместный положительный результат, полученный в ходе коллективной деятельности.

Материалы: значки на тему «Правила поведения в лесу», тряпочки, магнит, перчатки, пакеты для сбора «мусора», мелкие металлические детали, элементы «мусора» (коробки от сока, баночки от йогурта, обёрточная бумага, и др., фонограмма «Пение птиц».

Ход занятия:

В: Ребята, я сегодня когда шла в детский сад встретила зайчика. Он сидел и плакал. Я спросила, что случилось, оказывается в лесу после лета такой беспорядок, на поляне много мусора, все звери, птицы покинули лес. Я пообещала зайчику, что мы ему поможем.

-Да, ребята, что-то случилось серьезное. Кто-то сильно нарушил правила поведения в лесу.

-А вы знаете правила поведения в лесу?

Д: Да, знаем.

В: Вспомним их? (воспитатель по очереди показывает значки «Чего нельзя делать в лесу», дети проговаривают изученные на предыдущих занятиях базовые правила).

Д: В лесу нельзя рвать цветы, ягоды, нельзя разорять гнезда птиц, нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др.

В: Молодцы вы хорошо знаете правила поведения в лесу.

— Давайте, поможем зверятам и птичкам в лесу?

Ответы детей

В: А сможете, ведь в лесу много мусора?

Ответы детей

В: А как мы будем помогать?

Д: Мы соберём весь мусор и вынесем из леса.

В: Правильно ребята, мусор представляет для зверят большую опасность, его необходимо собрать и вынести из леса как можно быстрее. Не будем терять ни минуты!Мусор бывает разный: крупный (бумага, банки, бутылки) и очень мелким, который не заметен, но очень вредит не только людям, но и лесным жителям.

На полу стоит большой рюкзак: тряпки, грабли, пылесос, пакет, перчатки, магнит.

В: Ребята, как вы считаете какие предметы нам пригодятся.

Дети предлагают свои вариант. Принимается каждый вариант. Для каждого названного предмета идёт один алгоритм рассуждений:

— Давайте подумаем, как мы будем использовать предмет? Действительно ли он необходим.

Когда выбор доходит до магнита, воспитатель предлагает детям посмотреть как он притягивает к себе мелкие железные детали. Воспитатель предлагает дощечку с мелкими железными деталями (кнопки, гайки, гвозди пр.). Подносит магнит к тарелочке с металлическими предметами.

В:Ребята, что произошло?

Д: (ответы детей)

В: -Ребята, с помощью магнита, можно собрать мелкие железные предметы не только дома, но и в лесу.

-Магнит – это важный предмет для сбора мелкого мусора?

В: Ребята, вы как думаете магнит необходим для сбора мусора?

Д: (ответы детей).

В: Вот и все, необходимые предметы мы собрали, отправляемся в лес для того что бы помочь зверятам и птичкам.

Мы с друзьями (ходьба на месте)

Солнечным погожим днем

Мы с друзьями в лес идем

Мы с собой несем рюкзак

Собираем мусор в такт, (наклоны вперед)

А вокруг полно всего, и бутылок и газет,

Мы набрали весь пакет! (наклоны вправо, влево)

Здесь отличные места!

Мусорить нигде нельзя.

В: Ребята, вот мы и убрали весь мусор.

В: Как стало чисто, какие вы молодцы!

Включается фонограмма — пение птиц.

В: Послушайте и птички вернулись в лес, обрадовались и запели. Присядем, полюбуемся и немного отдохнём.

-Ребята, получилось у нас помочь зверятам и птичкам?

Д: ответы детей (да, мы все убрали)

В: А как вы считаете, почему мы так быстро все убрали?

Д: (ответы: Мы взяли с собой важные предметы, дружно работали, старались, собрали весь мусор)

В: Что нового вы узнали?

Д: ребята рассказывают перечисляя предметы и обсуждают свои выводы (пылесос не работает в лесу, магнит можно использовать для сбора мелких железных предметов)

В: Ребята, у магнита есть ещё несколько секретов. Например, с помощью магнита можно показывать фокусы, это очень легко и интересно. Когда мы вернёмся в детский сад, я вам покажу несколько фокусов с магнитом.

В: Зверятам и птичкам, ребята, мы помогли?

Д: Да!

В: Пакеты с мусором забираем с собой. Отправляемся в детский сад!

Вместе по лесу идем

Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг (Ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг (Протягивая — руки в стороны).

Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковер.

И направо и налево (наклониться и коснуться левой ступни левой рукой).

К небу руки протянули, Позвоночник растянули.

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся).

В: Вот и наша группа. Понравилось вам помогать лесным жителям?

Д:высказывают свою точку зрения (ориентировочно: Да)

В: Я с вами согласна ребята, помогать — делать добро очень приятно!

Далее НОД переходит в совместную деятельность педагога с детьми:

Педагог извлекает из рюкзачка магниты, раздаёт детям. Показывает «чудеса с магнитом» — магнит удерживает предметы через тонкую дощечку (лист бумаги); передвигая магнит под дощечкой (листом бумаги) двигается и предмет; два магнита отталкиваются друг от друга.

Самостоятельная деятельность детей:

Дети играют с магнитами пробуя собрать мелкие железные предметы, повторить фокусы, свободно перемещаясь по группе. По мере угасания интереса к деятельности, педагог предлагает вернуть все магниты в уголок экспериментирования, обещает в дальнейшем рассказать ещё несколько секретов магнита.

Конспект НОД

«Я природе помогу, мусор весь я уберу»

в средней группе (4-5 лет).

Разработала Макарычева Ю. Н.

Источник

Инна Кускова
«Берегите природу!» Конспект занятия для детей 4–5 лет

Тема: «Берегите природу

Возраст детей:4-5 лет

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное»

«Физическое развитие»

Задачи:

1.Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.

2.Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.

3.Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.

Методы и приёмы:

-практические:

— наглядные: рассматривание картинок грибов, птиц, животных, знаки береги природу;

— словесные: загадка, беседа о лесе.

Материалы и оборудование: экологические знаки, аудиозаписи «Звуки леса», картинки грибов, картинки животных и птиц леса, деревья

Детская деятельность

Двигательная:дыхательная гимнастика

Игровая: игровая ситуация

Коммуникативная: беседа о животных и птицах

Восприятие (художественной литературы и фольклора): рассказывание, обсуждение.

Музыкальная деятельность: слушание звука леса.

Ребята, к нам сегодня пришли гости,давайте поприветствуем их:

Игра «Здравствуйте!»

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!

Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!

Здравствуйте, гости! Здравствуйте!

Вот мы подарили гостям частичку здоровья!

Дети повторяют движения за воспитателем.

Ребята,отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Что такое лес? Какие деревья растут в лесу? Какие животные живут в лесу?

Дети слушают вопросы и отвечают на них

Дети, смотрите, кто к нам прилетел. Кто же это?

Сорока: «Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда! Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда! Помогите! Помогите!»

Какая беда может случиться в лесу? Ребята, а чем мы с вами можем помочь лесу? Что мы можем сделать?

Отвечают на вопросы воспитателя

Дети слушают сороку

Давайте с вами отправимся в лес.

А на чём можно добраться до леса?

Сегодня мы отправимся в лес на автобусе.

Занимайте свои места!

На автобусе, на машине

Воспитатель и дети отправляются в лес, чтобы выяснить, что там случилось

Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво в лесу!

Ребята, какой воздух в лесу?

Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе? Почему?

Отвечают на вопросы.

Потому что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.

Воспитатель и дети слушают звуки леса

Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!

Дыхательная гимнастика

Воздух свежий мы вдыхаем

Руки к солнцу поднимаем

Выдохнули, опустили

И ещё раз повторили.

Выполняют дыхательную гимнастику

Дети и воспитатель вместе выполняют дыхательную гимнастику

Лесовичок:- Кто пожаловал в лес?

Это мы дети из детского садика, пришлю сюда, чтобы помочь лесу.

Лесовичок: — Да как же вы можете помочь лесу, если вы еще маленькие?

Старичок-Лесовичок, наши ребята большие и умные. И они хорошо справятся с любым заданием. Ты проверь их и убедишься в этом сам.

Лесовичок: -Сейчас я их проверю.

Лесовичок: Какое сейчас время года? Расставьте эти картинки в нужной последовательности, начиная с того времени года, которое идет сейчас.

Отвечают лесовичку

Вдруг из-за ёлки выглядывает

Старичок – лесовичок.

Игра «Времена года»

Лесовичок: теперь я убедился, что вы уже большие и многое знаете! Надеюсь, вы сможете помочь лесу и его обитателям.

Идите по этой тропинке и попадете на полянку. Счастливого пути!

Дети расставляют правильно картинки, и Лесовичок пропускает в лес.

Дети идут и выходят на полянку, на которой ничего не растет

Ребята на этой полянке росли когда-то красивые цветы. Что произошло с ней? Почему она так выглядит? Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она стала красивой?

Давайте посадим на ней цветы.

Игра «Собери цветок»

Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесу? Давайте поставим знак.

Ребята, посмотрите, на нашу красивую полянку прилетели бабочки. Давайте подуем на них и посмотрим, как красиво они кружатся над нашей полянкой! Отвечают на вопросы.

Смотрят на бабочек

Ребенок подходит к столу и выбирает нужный знак

Ребята, посмотрите, сколько грибов растет в лесу. Какие грибы можно собирать? Как следует собирать грибы? А какие грибы собирать нельзя? Почему? Ребята, а почему нельзя топтать и ломать ядовитые грибы? Какой знак мы можем здесь поставить? Отвечают на вопросы.

Ребенок подходит к столу и выбирает знак.

Дети рассматривают картинки с грибами.

А какие деревья растут в лесу? Зачем нужны деревья?

Игра на внимание «Птицы»

Зачем птицы строят гнезда? Какое правило, мы знаем про птиц? Береза, дуб, клён, тополь.

Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.

Отвечают на вопросы

Ребёнок выбирает знак и объясняет его, что он обозначает.

Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? Что мы сделали? Как хорошо в лесу, но нам пора возвращаться в группу!

Лесовичок: -Молодцы, ребята! Вы настоящие защитники природы! Надеюсь, благодаря вам, люди будут бережно относиться к природе. А на память я дарю вам этот плакат, который расскажет людям, что нужно беречь природу и заботиться о ней. Повесьте его в детском саду!

Спасибо, Лесовичок! До свидания! Ребята, встаньте в круг и закройте глаза. Раз, два, три –повернись и в группе окажись.

Вот мы и в группе.

-Ребята, вам понравилось путешествие?

-Какие правила поведения в лесу вы знаете? Давайте об этом расскажем.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,и друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!

Встают в круг, повторяют слова.

Итоговое мероприятие:Выставка детского творчества: рисунки — «Берегите природу.Беседа: «Земля – наш общий дом».

Источник