Как грудное вскармливание влияет на развитие ребенка
«…Речь – источник всего того субъективного, что проникает в объективную систему языка, – она канал, по которому человеческая практика входит в язык».
(В.А. Звегинцев, 1970).
Понятие «речь» можно определить, как «способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка»; как «один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива» [1]. Речь каждого человека индивидуальна, также, как и его речевое развитие. Для того чтобы понять, как влияет грудное вскармливание ребёнка на его речевое развитие, необходимо остановиться более подробно на основных моментах.
Какую пользу приносит грудное вскармливание для младенца?
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «грудное вскармливание является наилучшим способом питания младенцев. Грудное молоко является оптимальной пищей для новорожденных, содержащие питательные элементы, необходимые для здорового развития детей, и антитела, помогающие защитить малышей от распространённых детских болезней» [2].
Как грудное вскармливание может помочь удовлетворить потребность ребёнка раннего возраста в эмоционально положительном общении с мамой?
Существуют определенные нормы развития детской речи и факторы, влияющие на её формирование, такие как: биологические и социальные. Если рассматривать более подробно социальные факторы, то здесь необходимо особенно выделить потребность ребёнка раннего возраста в эмоционально положительном общении с мамой. Эту потребность возможно удовлетворить, практикуя продолжительное грудное вскармливание.
Грудное вскармливание помогает поддерживать с мамой эмоциональную связь, чувства любви и защищенности, а также способствует налаживанию общения. Каждый раз, когда мама берёт своего малыша для кормления она контактирует с ним, разговаривает и ждёт ответной реакции, что способствует речевому развитию, так как речь развивается по подражанию и ребёнок уже сейчас все «впитывает».
Успешное и продолжительное грудное вскармливание способно дать хороший «толчок» для отношений матери и ребёнка, а также для взаимодействия ребёнка и окружающего мира.
Какая связь между продолжительным грудным вскармливание (3 года и более) и развитием речи?
Существует мнение о том, продолжительное грудное вскармливание (более 3х лет) может привести к нарушению речи (приводит к формированию неправильного «межзубного» произношения), давайте остановимся здесь более подробно и узнаем, какие движения происходят при грудном вскармливании у малыша во рту (в момент прикладывания, сосания и глотания).
По исследованиям проведенным компанией «Pigeon» [3] в сам момент прикладывания к груди положения органов артикуляции, следующие (рисунок №1): верхняя и нижняя губы вытягиваются, чтобы захватить сосок и ареолу; губы плотно обхватывают ареолу, тем самым предотвращая вытекание молока и попадание воздуха в рот ребенка; кончик языка держится неподвижно над нижней десной.
В процессе кормления (в момент сосания) у ребёнка во рту происходят перистальтические движения (волнообразные движения), которые взрослый человек не может воспроизвести и положение органов артикуляции, будет следующие: при неподвижности языка колеблется только одна его поверхность; начало движения приходится на кончик языка, который надавливает на сосок, находящийся у твердого нёба, а заканчивается движение тем, что корень языка соприкасается с мягким нёбом; волнообразные движения повторяются с интервалом в 0,8 секунд; перистальтические движения позволяют сжимать и растягивать сосок, и, тем самым, извлекать молоко из груди матери [3].
При глотании ведущая роль принадлежит языку и молоко сразу поступает в пищевод. Кроме волнообразных перистальтических движений языка, было доказано компанией «Pigeon», с помощью ультразвука, что кончик языка поднимается, чтобы протолкнуть молоко вниз в кишечник при глотании [3].
Таким образом, правильный захват груди приводит к задействованию мышцы губ и языка, а, следовательно, в дальнейшем ребёнок сможет быстрее научится вытягивать губы «трубочкой» – данное движение необходимо для артикуляции многих звуков. «Движения языка в процессе сосания повторяются с интервалом приблизительно 0,8 секунд 800 – 1000 раз за одно кормление. Ни один взрослый не сможет повторить одно и то же движение языком 800 раз подряд с такой скоростью (по данным компании «Pigeon»)» [3]! В процессе глотания задействуется кончик языка, развитие которого тоже немало важно для формирования правильного произношения в дальнейшем. Следовательно, можно сказать, что чем дольше кормится ребёнок, тем больше происходит развитие мышц артикуляционного аппарата. Грудное вскармливание ребёнка помогает задействовать те мышцы речевого аппарата (щёки, губы, язык, мягкое нёбо), развитие которых необходимо для физиологического акта говорения.
Какие исследования были проведены в данной области?
Вышеупомянутая компания «Pigeon» первая с помощью ультразвука смогла определить 3 ключевых фактора, обеспечивающих процесс сосания (положение органов артикуляции) [3].
По исследованиям «логопеда-дефектолога Г. М. Новиковой, обследовавшей 936 детей 5—7 лет, при длительности сосания груди более 6 месяцев нарушения речи выявляются только у 14,5 % детей. В основном это физиологические замены звуков [ш], [ж], [л], сравнительно легко устранимые. В группе детей с коротким периодом сосания сложные нарушения речи наблюдались в 80% случаев» [4].
Дети, «…которых кормили грудью до 12 месяцев, имеют лучший словарный запас в возрасте 3 лет» – к такому выводу пришли профессор Мэнди Б. Белфорт и её коллеги из Подразделения Неонатальной Медицины в Детской Больнице Бостона и Медицинской Школы Гарварда в Бостоне, штат Массачусетс (2013 год, журнал «JAMA Pediatrics») [5].
Что можно сказать о сосание соски с точки зрения логопедии? Какое влияние оказывает грудное вскармливание на формирование челюстно-лицевого аппарата? Какие исследования были проведены в данной области?
«Соской» называют «любой имитирующий сосок предмет, предназначенный для удовлетворения сосательного рефлекса или кормления, временный заменитель маминой груди» [6].
В норме формирование мышц рта у детей происходит приблизительно до 3,5 лет, и потребность в сосании сохраняется в среднем до 3-4 лет, что является подтверждением необходимости грудного вскармливания до этого возраста (до самоотлучения ребёнка). Соска способна серьёзно деформировать мышцы рта. Она способна вызывать неправильное формирование прикуса, что в свою очередь может привести к логопедическим проблемам и многим другим. Регулярное применение пустышки вызывает значительное искривление зубов. У детей данной возрастной категории продолжается формирование нёба, а вместе с ним формируется расположение зубов. Когда происходит регулярное соприкосновение пустышки с небом, это очень часто вызывает образование высокого узкого неба. Язык является очень сильной мышцей, которая помогает правильному развитию неба, а если оно узкое, то это мешает правильно произносить слова и затрудняет глотание слюны. Постоянное использование соски может стать причиной того, что ребёнок поздно начнет разговаривать, а его речь будет недостаточно развитой. Ребёнок может подумать, что ему удобнее указывать на нужные вещи и общаться жестами, потому что он привык не раскрывать рта из-за соски. В настоящее время не доказано, что существует прямая связь между сосанием соски и задержкой в развитии речи, но в то же время, есть риск косвенного влияния на неё. Поэтому многие логопеды и стоматологи рекомендуют как можно раньше начинать отучать ребёнка от сосания пустышки, а лучше обходить без неё.
Были проведены исследования в области изучения формирования челюстно-лицевого аппарата. По данным F. Bertrand (1968), обследовавшего 1200 детей в Африке, где практикуется кормление грудью до 3х и 4х лет, нормальное формирование зубочелюстной системы имело 99,6% детей, и только у 0,3% выявлено нарушение (прогнатический прикус) [4].
У 27% европейских детей встречается недоразвитие нижней челюсти, а прогнатический прикус в 3% от всех обследованных [4].
B серии работ F. Broad (1972, 1975) констатируется, что у детей 5 и 6 лет, естественно вскормленных, все характеристики воспроизведения тональности и чистоты звуков были значительно выше, чем у детей, которые находились на искусственном скармливании [4].
Таким образом, как уже было написано выше, можно сказать, что грудное вскармливание помогает задействовать те мышцы речевого аппарата (щёки, губы, язык, мягкое нёбо), развитие которых необходимо для физиологического акта говорения. Только при нормально сформированных функциях речевого аппарата, полноценном слухе, а также при условии достаточного общения со взрослыми (полноценное речевое окружение) возможно правильное развитие речи.
О.А. Мальгина, учитель-логопед,
аспирант кафедры общей педагогики и
современных образовательных технологий,
ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт».
Список использованной литературы.
Источник
Грудное вскармливание, это бесценный дар природы, позволяющий ребенку развиваться правильно. Содержание полезных веществ в женском молоке настолько велико и так тщательно сбалансировано, что его можно назвать настоящим чудом, даже в наш современный век.
Воздержание от него неизбежно ведет к увеличению риска заболеваемости и ухудшению общего состояния здоровья населения. Обычно, чтобы ребенок как можно скорее избавился от хронического заболевания, родители прилаживают все усилия: посещают врачей, корректируют рацион, выполняют назначенные процедуры и вводят витамины. Грудное вскармливание, к сожалению, не всегда включено в этот список. Между тем, это просто питание, а профилактика множества заболеваний и первый шаг к повышению здоровья и умственных способностей поколения. Ученые неоднократно доказывали его полезное влияние на развитие, сегодня мы познакомим вас с исследованиями, открывающими влияние маминого молока на здоровье.
Грудное вскармливание и здоровье дыхательной системы
Вероятность респираторных заболеваний в первый год жизни сокращается на 72%, если малыш находился на естественном питании не меньше 100 дней. Малыши, которых кормили грудью меньше, подвержены риску развития пневмонии в 4 раза больше, чем крохи, находящиеся на материнском молоке более полгода. Угроза возникновения бронхита при кормлении дольше 4-х месяцев уменьшается на 74%, а риск серьезных простудных заболеваний — на 63% .
Здоровье пищеварительной системы
Снижается возможность желудочно-кишечных инфекций на 64%, защитный эффект сохраняется в течение 60 дней после отлучения от груди. Уменьшается вероятность некротизирующего воспаления кишечника на 77% у недоношенных крох.
Профилактика синдрома внезапной детской смерти
Уменьшается вероятность СВДС на 36%. Установлено, что если 90% младенцев в мире будут находиться на исключительно грудном вскармливании первые полгода жизни, это снизит общий уровень детской смертности во всех странах на 13%.
Аллергические реакции
Грудное вскармливание на протяжении 3-4 месяцев снижает заболеваемость клинической астмой, атопическим дерматитом и экземой на 27% среди населения с низким уровнем риска и до 42% у младенцев с генетической расположенностью.
Глютеновая болезнь
Существует прямая связь между материнским молоком и воздействием глютена на организм. Шанс проявления глютеновой болезни (целиакия) снижается на 52%, если женщина кормила грудью и одновременно вводила в прикорм продукты содержащие глютен.
Лишний вес
Индекс ожирения и здоровье среди подростков ниже на 15-30% если в детстве они находились на грудном вскармливании, по сравнению с теми людьми, кто вырос на искусственной смеси. Каждые 30 дней кормления снижает вероятность ожирения на 4%.
Диабет
Новорожденные, которых кормят не меньше 3-х месяцев, имеют на 30% больше шансов избежать диабета первого типа, благодаря отсутствию белка коровьего молока в первом питании.
Детская лейкемия и лимфома
Кормление в течении полугода и дольше предотвращает появление острого лимфоцитарного лейкоза на 20% и острого миелоидного лейкоза на 15%/ Кормление грудью меньше полугода уменьшает эти показатели до 12 и 10%.
Здоровье нервной системы
Замечены неврологические различия между детьми на грудном вскармливании и искусственной смеси. Ученые во время исследования учитывали факт социального влияния, домашней обстановки и экономического статуса. Исследование показало, что дети, находящиеся на грудном вскармливании дольше трех месяцев впоследствии получают более высокие баллы по IQ-тестам и показывают лучшую успеваемость в школьных учреждениях.
Нейродеструктивные значения для недоношенных детей:
- защищает незрелый организм от воздействия внешних факторов
- снижается риск неврологических проблем и гипертонии
- улучшается поглощение продуктов вводимых зондом или энтерально
- способствует увеличению белого вещества головного мозга
- снижается распространенность ретинопатии новорожденных
- уменьшается риск метаболического синдрома
Польза для здоровья женщины
Не исключаются и преимущества для матери — нормализуется кровяное давление, снижается риск развития диабета и сердечнососудистых заболеваний. Лактация длительностью 12 месяцев уменьшает вероятность появления рака молочной железы и яичников на 28%.
Также была подсчитана экономическая выгода, если более 90% матерей США будут кормить своих детей исключительно грудью в течение первых шести месяцев жизни, то экономия достигнет 13 миллионов долларов. В России подобное исследование не проводилось, но преимущества для здоровья и положительное влияние на экономику очевидны.
Источник
Дважды мама, сертифицированный слингоконсультант, член АКЕВ, переводчик. Люблю естественность в родительстве, поэтому ношу детей в слинге и кормлю грудью всех в радиусе 100 метров.
Фото: HannaNes/ru.depositphotos.com
Грудное вскармливание не гарантирует малышу получения Нобелевской премии, но обеспечивает его всем необходимым для нормального развития мозга ребёнка. Редакция citymoms.ru совместно с врачом-терапевтом Леготиным Ильёй Олеговичем выяснила, как именно молоко мамы влияет на мозг младенца и может ли смесь заменить грудное молоко.
Уникальный состав грудного молока — норма, на которую «рассчитывает» детский организм в первые годы жизни. Мозг ребёнка с рождения до двух лет увеличивается практически в три раза, и крайне важно, чтобы в этот период малыш получал материнское молоко. Посмотрим, как грудное вскармливание делает детей умнее!
Как грудное вскармливание стимулирует развитие мозга
1. Скорость обработки информации
Умственная и физическая активность зависит от миелинизации: образования вокруг нервных окончаний особого вещества — миелина. Если представить наши нервы, образующие белое вещество мозга, как провода, по которым идёт ток, то миелин можно сравнить с изоляцией. Она улучшает проведение тока и обеспечивает его сохранность. При любом действии мозг активирует сразу несколько своих участков, которые связываются друг с другом через пучки «проводов» — белого вещества. И чем плотнее и качественнее миелиновое покрытие, чем больше белого вещества, тем эффективнее работает мозг.
Учёные университета Брауна (одного из самых престижных университетов США) доказали, что у детей на исключительно грудном вскармливании в среднем на 20–30% больше белого вещества, чем у детей на искусственном вскармливании. Исследование проводилось в 2013 г. и охватило 133 ребёнка в возрасте от 10 месяцев до 4 лет с одинаковым социально-экономическим положением.
Кроме того, исследователи обнаружили более высокие темпы роста мозга у малышей, которые находились на грудном вскармливании больше года. Особенно это было заметно в областях мозга, отвечающих за движения [1].
2. Рост и развитие головного мозга
Жирные кислоты (липиды) — основные питательные вещества для роста и развития мозга. Ребёнок получает их из грудного молока. Когда материнское молоко недоступно, организм «готовит» их самостоятельно. При этом получить жирные кислоты из молока быстрее, чем синтезировать, а перебои в поставках липидов могут привести к нарушениям структуры и работы головного мозга, ухудшению нервно-психического здоровья [2].
Эксперимент, проведённый в 2016 г. кафедрой психологии и нейронауки университета Северной Каролины (США), показал, что способность шестимесячных младенцев распознавать и запоминать информацию напрямую зависит от уровня жирных кислот в материнском молоке [4].
Интересное по теме: «Развитие речи и грудное вскармливание».
3. Концентрация внимания, способность запоминать
Для нормального развития мозга ребёнку необходимо много холестерина. Его достаточно в грудном молоке, мало в коровьем и практически нет в адаптированных смесях. Исследования показали, что у грудничков уровень холестерина в крови выше, чем у детей на искусственном вскармливании, а к трём годам показатели выравниваются. Такое резкое изменение уровня холестерина связано с бурным развитием мозга в первые два года, когда формируется способность удерживать внимание и запоминать события. Кроме того, от холестерина зависят здоровье сосудов мозга, умственная деятельность и объём серого вещества (главной составляющей центральной нервной системы) [3].
4. Энергия для головного мозга
Молоко мамы сладкое, но не потому, что младенцы — сладкоежки. Молочный сахар (лактоза) очень важен, он обеспечивает энергией быстрорастущий мозг малыша.
5. Развитие через общение
Чтобы мозг развивался, ему нужна работа, новый опыт, впечатления. Здесь всё обстоит точно так же, как и с мышцами, с той лишь разницей, что мозг не просто растёт, но и усложняется: в нём увеличивается количество нейронных связей. Грудное вскармливание — это частое общение с мамой, близкий контакт, который активизирует мозг ребёнка, помогая ему расти и развиваться.
Таким образом, грудное вскармливание даёт всё необходимое для нормального развития младенца. Причём положительное действие грудного молока продолжается и после отлучения, когда ребёнок идёт в детский сад или школу.
Вот пять примеров долгосрочного влияния ГВ на развитие мозга ребёнка
1. Психосоциальное развитие
В 2014 году в США были опубликованы результаты исследования, в ходе которого учёные наблюдали за развитием шестилетних детей, предварительно разделив их по продолжительности грудного вскармливания. Оказалось, что чем дольше ребёнок был на ГВ, тем меньше у него отмечалось эмоциональных трудностей, отклонений в поведении, проблем в общении со сверстниками, случаев гиперактивности, других сложностей [4].
Интересное по теме: «Длительное кормление грудью — польза или вред?».
2. Когнитивное развитие (развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, воображение и логика)
Корейские учёные наблюдали 697 детей с рождения и до трёх лет. Исследователи оценивали, как влияет продолжительность ГВ на индекс психического развития по Бэйли (MDI). Оказалось, что у детей, которые находились на грудном вскармливании не менее 9 месяцев, познавательные способности были развиты лучше [5].
Другое исследование, проведённое в 2016 г. в Южной Африке, выявило связь между грудным вскармливанием и когнитивным развитием детей (мальчиков), а также то, что бывшие груднички испытывали меньше поведенческих расстройств в начальной школе.
3. Социально-эмоциональное развитие
Национальный исследовательский центр Египта наблюдал 322 пары «мама-ребёнок». Оказалось, что исключительно грудное вскармливание в течение первого полугодия жизни малыша положительно влияет на его психическое здоровье и социально-эмоциональное развитие [7].
4. Крупная моторика
Учёные Австралии изучили взаимосвязь между продолжительностью грудного вскармливания и развитием крупной моторики (ходьба, бег, наклоны и так далее) 10, 14 и 17-летних детей. Исследователи оценили развитие крупной моторики почти у трёх тысяч детей в трёх возрастах, до 17 лет включительно. Оказалось, что кормление грудью в течение минимум 6 месяцев положительно сказывается на двигательных навыках.
5. Интеллект
Семилетнее исследование, завершившееся в 2016 г. в Мельбурне (Австралия), доказало взаимосвязь между грудным вскармливанием и высоким уровнем интеллекта у детей. В течение 7 лет учёные наблюдали 180 недоношенных младенцев. Они подсчитали объём грудного молока, который получали младенцы в первые месяцы жизни, а также измерили объём мозга каждого ребёнка с помощью МРТ. В возрасте 7 лет детей протестировали на зрительное восприятие, рабочую память, интеллект. По результатам исследования учёные выяснили, что продолжительность грудного вскармливания положительно влияла на все показатели. Дети, дольше получавшие материнское молоко, имели больший объём серого вещества и лучшие результаты тестов [9].
Это лишь некоторые доказательства того, что малыши на грудном вскармливании развиваются лучше. Мы не говорим о том, что грудное молоко дарит ребёнку суперспособности. Но никакие аналоги материнского молока не могут дать малышу всех веществ, необходимых для нормального развития. Организм компенсирует их недостаток, но не так быстро и полно, как хотелось бы. И новейшие научные исследования указывают на большую разницу между развитием детей на естественном и искусственном вскармливании.
Источники:
1. Publication: Sean C.L. Deoni, et al., «Breastfeeding and early white matter development: A cross-sectional study» NeuroImage, 2013; DOI: 10.1016/j.neuroimage.2013.05.090.
2. Long-chain polyunsaturated fatty acid supplementation in infants born at term. 2001 г.
3. Variation of the cholesterol content in breast milk during 10 days collection at early stages of lactation. 2012 г.
4. Breastfeeding and later psychosocial development of children at 6 years of age. 2014 г.
5. Synergistic Effects of Human Milk Nutrients in the Support of Infant Recognition Memory: An Observational Study. 2015 г.
6. Effect of Breastfeeding Duration on Cognitive Development in Infants: 3-Year Follow-up Study. 2016 г.
7. Exclusive Breastfeeding and Cognition, Executive Function, and Behavioural Disorders in Primary School-Aged Children in Rural South Africa: A Cohort Analysis. 2016 г.
8. Early Life Predictors of Socio-Emotional Development in a Sample of Egyptian Infants. 2016 г.
9. Breastfeeding and motor development: A longitudinal cohort study. 2017 г.
10. Breast Milk Feeding, Brain Development, and Neurocognitive Outcomes: A 7-Year Longitudinal Study in Infants Born at Less Than 30 Weeks’ Gestation. 2016 г.
Источник