Как дисциплинировать ребенка 4 года

Как дисциплинировать ребенка 4 года thumbnail

Дисциплина направлена на обучение ребенка различать допустимые и недопустимые формы поведения, хотя они могут быть субъективными. Идея в том, чтобы научить ребенка соблюдать моральный кодекс поведения и вести здоровую и счастливую жизнь без ущерба для себя и других людей. В данной статье мы обсуждаем различные формы дисциплины, учитывая возраст ребенка.

В возрасте от трех до пяти

Дети в возрасте от трех лет могут понимать и следовать инструкциям. Они также могут установить связь между своими действиями и результатом. Это также возраст, когда они любят то, что они делают, это делает необходимым научить их границам. Вот несколько действенных способов дисциплинировать ребенка, не наказывая его.

1. Позитивная дисциплина

Как говорится в названии, позитивная дисциплина внимание ребёнка фокусирует на том, что правильно, а не том, что неправильно. Идея состоит в том, чтобы сместить внимание от негативного к позитивному, просто подчеркнув только то, что необходимо сделать. Это отлично работает с младшими детьми.

2. Руководство ребенка

Маленькие дети не знают, что правильно, а что неправильно. Они должны быть научены поведению для взаимодействия с социумом, как говорить с новыми людьми или гостями дома, какие манеры и навыки общения существуют. Так что будьте чётки и давайте им простые инструкции, чтобы они могли понять и следовать им. Направляйте ребенка на различие между тем, что приемлемо, а что нет.

И лучший способ сделать это – быть образцом для подражания. Делайте то, что правильно, и ведите себя так, как хотите, чтобы ребенок действовал. Это значит и самому говорить «извините, спасибо» и «пожалуйста», а не только требовать это от ребёнка. Это также возраст, когда они могут научиться говорить «я злюсь» или «я голоден», и даже «я люблю тебя».

Дисциплина на основе награды

3. Дисциплина на основе награды

Ограничения работают лучше всего, когда дети еще слишком маленькие, чтобы понять логику и объяснения. Использования наказания является распространенным способом ограничения, когда ребёнок ведёт себя определенным образом. Когда вы используете наказание, вы фокусируетесь на отрицательном.

Дисциплина, основанная на награде, фокусируется на позитиве, или на том, что ребенок должен сделать. Однако награды должны выдаваться аккуратно, чтобы они не становились взятками. Когда вы поощряете ребенка за каждую мелочь и каждый раз, он перестаёт быть мотивирован, чтобы делать правильные вещи, когда нет награды.

Один из способов предотвратить это, научить ребенка, что награда не всегда будет ощутима и материальна. Это может быть слово или похвала или даже то, как ребенок чувствует себя. Например, хорошее чувство счастья – это награда, когда они помогают кому-то (например, брату или даже родителю).

4. Периоды охлаждения

Дисциплина упрямого ребенка, который привык впадать в истерики, чтобы получить всё, что он желает, не является легкой задачей. Дети, которые бьются в истерике или кричат, как правило, испытывают ярость и разочарование и выпускают это в виде истерики. Выговор или попытка заставить их сделать правильно, может превратить взаимодействие в борьбу за власть и сделать только хуже.

Когда ребенок отказывается делать так, как его просили или бросается в истерику, дайте ему время остыть. В период остывания ребенок может сидеть в комфорте в своей комнате, среди любимых игрушек.

Как только ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему он не должен вести себя подобным образом.

В возрасте от шести до восьми

В этом возрасте дети считают, что их родители имеют в виду то, что они говорят. Так что если вы говорите с ними о последствиях их плохого поведения, убедитесь, что вы сможете исполнить всё, что вы сказали. Не следует угрожать детям огромными, непрактичными наказаниями, которые вы, возможно, даже и не сможете осуществить.

5. Установка правил и границ

Дети работают лучше, когда они имеют надлежащую структуру. Создайте четко определенные границы, чтобы получить эффективные результаты. Соблюдайте простые и понятные правила и последствия. Тем не менее, не переусердствуйте с правилами. Слишком много правил и ограничений может подавить ребенка и оставить его в замешательстве. Можно иметь несколько правил и руководствоваться ими.

6. Научите их естественным и логическим последствиям

Эффективным способом дисциплинирования ребенка является использование последствий, которые работают, если они происходят естественно и могут быть объяснены ребенку логически. Не выдумывайте последствия для своего удобства, ведь дети умны и могут это выяснить раньше, чем вы это осознаете.

Естественные последствия могут быть, как ребенок чувствует себя о чем-то. Например, если ребенок потерял игрушку из-за невнимательности или если игрушка сломалась из-за того, что она была оставлена на улице в холодное или жаркое время, не стоит немедленно заменять игрушку. Позвольте ему справиться с горечью от потери игрушки, лучше дать ребенку понять важность ухода за вещами.

Читайте также:  Панадол ребенок 4 года

Как правило, логическое последствие непосредственно связано с плохим поведением, которое не должно повторяться и которое необходимо исправить.

Например, если ребенок не выполняет домашнее задание, он не может смотреть телевизор или пойти гулять с друзьями. Если он оставит игрушки на улице после игры, ему не разрешат играть с ними в течение недели (или пары дней).

Бережная дисциплина (перенаправление)

7. Бережная дисциплина (перенаправление)

Бережная дисциплина деликатная техника, которая направляет ребенка от проблем и предоставляет альтернативы. Например, если ребенок хочет играть с дорогим гаджетом, таким как ваш мобильный телефон, аккуратно перенаправьте со словами «Тебе нравится играть с мобильным телефоном? Давай пойдем, поиграем с твоим игрушечным телефоном». Это словесное перенаправление.

Если ребенок идет к опасному объекту или месту, вы можете аккуратно подтолкнуть его к более безопасному месту через физическое перенаправление. Не дёргать или шлепать, а просто нежное, любящее прикосновение с словесным перенаправление, такое как «Это место выглядит лучше для игры», вы должны сделать так, чтобы помочь и защитить ребенка от повреждений.

8. Тренировка эмоций

Дети действуют через истерики и другие неприемлемые поведения, такие как удар, укус или крик, когда они не в состоянии словесно выразить свои эмоции. Этот метод дисциплины фокусируется на обучении ребенка выявлять и выражать свои эмоции словами, а не действовать на их основе. Идея состоит в том, чтобы рассказать детям, что нормально выражать свои эмоции словами.

Когда ребенок начинает кидаться или бить вас, спокойно скажите ему: «Я знаю, что тебя злит, что придётся потратить много времени на домашнюю работу по математике. Как насчет того, чтобы раскрасить несколько картинок и через некоторое время постараться решить имеющиеся задачи по математике?»

Коучинг эмоций имеет пять шагов:

  • Знание своих собственных эмоций.
  • Сопереживать с ребенком, общаться с ним.
  • Слушать ребенка.
  • Название эмоций: вы можете создать словесный список чувств и эмоций или сделать плакат эмоций лица.
  • Находить способы, чтобы разбираться с тем, что вызывает эти эмоции.

В возрасте от девяти до двенадцати

Естественные и логические последствия могут быть использованы для воспитания детей этого возраста. Кроме них, вы можете попробовать следующие методы дисциплины.

9. Причина и следствие: помочь им учиться на своих ошибках

Последствия должны быть значимы и соответствовать их возрасту. Например, если ребенок отказывается ложиться спать вовремя, позвольте ему поступить, как он желает. На следующий день, когда он будет чувствовать себя ворчливым, раздражительным и сонным, вы можете объяснить, что он так чувствует себя, потому что предыдущей ночью не лёг спать вовремя.

Здесь, вы просто используете естественные последствия, чтобы помочь ребёнку учиться на своих ошибках.

10. Обеспечить альтернативой

Когда вы просто говорите «нет», ребенок, как правило, становится упрямым. Никакие логические рассуждения не будут работать, когда ребенок пытается выразить свою независимость с помощью своих действий. Не настаивайте на чем-то одном, придумайте альтернативы и это поможет им сотрудничать с вами.

Когда вы даете ребенку выбор, у него не будет возможности сказать «нет!». Тем не менее, дайте ребенку только два простых варианта, таких, что всё, что он выбирает, будет правильный выбор.

Например, когда ребенок устраивает истерику в магазине из-за газировки, вы можете сказать: «Я принесу тебе яблочный сок или апельсиновый сок» И теперь ему ясно, что только эти два варианта у него есть. Если он отказывается и скандалит, не теряйте своего спокойствия и непоколебимости. Просто спокойно повторяйте варианты, пока ваш ребенок не сдастся и не выберет один из них.

В возрасте от тринадцати и старше

Подростка убедить нелегко. Логические и естественные последствия могут работать в определенной степени и не всегда. Вы можете попробовать использовать эти методы дисциплины.

11. Обсуждение или мозговой штурм, чтобы придумать решения

Подростки не любят, когда им говорят, что делать и как себя вести. К ним любят относиться как к взрослым, хотя и не относятся. Так, когда ваш подросток имеет поведенческую проблему или дисциплинарный вопрос, не давайте им инструкции к действию и не угрожайте им ультиматумами. Не смотрите на них как на проблему.

Сделайте их частью решения, обсуждая с ними проблемы и придумывая решения для проблемы. Таким образом, они будут чувствовать себя более ответственными, и не будут против вашего предложения.

12. Лишить привилегий

Когда ваш подросток нарушает правила, одним из последствий может стать потеря привилегий. Например, если ребенок нарушает комендантский час и приходит домой поздно, запрещаются прогулки в течение всей следующей недели. Или вы лишаете его мобильного телефона на определенное время.

Привилегия, которую вы забираете, должна быть связана с плохим поведением, так что ребенок будет думать о последствии перед повторением поведения.

Читайте также:  Каникулы с ребенком 4 года

13. Ведение переговоров

Другой способ дисциплинировать подростков – это переговоры. Как упоминалось ранее, подростки любят осуществлять свою независимость, делая свой собственный выбор. При возникновении конфликта интересов между вами и вашим ребенком ведите переговоры о заключении соглашения. Когда дети участвуют в достижении соглашения, они с большей вероятностью будут их соблюдать.

Суть в том, что вы не можете дисциплинировать ребенка, если сами не соблюдаете правила. Не важно, сколько вашему ребенку лет – три или шестнадцать, он всегда будет искать у вас вдохновения, идей и поддержку. Для достижения наилучших результатов будьте больше, чем просто хорошим дисциплинированным взрослым. Будьте хорошим примером для подражания своему ребенку, так что они не смогут использовать ваше поведение, в качестве своих ошибок.

Если у Вас имеются вопросы об эффективном взаимодействии детей и родителей или иная тема, которую Вам хочется обсудить с психологом, я буду рада помочь. Связаться со мной Вы можете одним из способов, предложенных на странице с моими контактами.

Источник

Будучи трехлетним мальчишкой, Никита больше всего любил играть с мячом и со своей четырехлетней сестрой Лизой. Но во что бы дети не решили играть, каждый раз все заканчивалось одинаково: заплаканная Лиза бежала к маме и рассказывала, что Никитушка в очередной раз ударил ее кулаком. Нахмуренная мама встревала в детский конфликт, отчитывала взъерошенного Никиту и заставляла его извиниться перед сестрой. Потом она ставила детей перед собой, просила их обнять друга и улыбнуться. Если Никита отказывался, то его отправляли в угол подумать над своим поведением.

«Больше всего я хотела научить своего малыша дисциплине. Я уже устала получать постоянные жалобы от других родителей на то, что мой сын швыряется песком в других детей. Иногда у меня опускались руки и я готова была расплакаться», – вспоминает мама Никиты и Лизы. «Изо всех сил старалась научить своего сына слушаться, чтобы он играл с другими ребятами на площадке мирно и красиво, чтобы нас не боялись приглашать на детские праздники и дни рождения его сверстников».

Но что именно значит это мистическое понятие – «дисциплинировать» малыша? Кто-то до сих пор считает, что воспитать послушного ребенка можно одним единственным способом – кнутом и розгой. И при каждом неповиновении, ребенка следует хорошенько выпороть, чтобы «другой раз неповадно было». Но чем дальше ученые исследуют детскую психологию, чем дольше наблюдают за становлением характера у малышей, тем меньше поддержки встречает такой подход у медицинского сообщества.

Сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что дисциплина в воспитании – это, прежде всего, установление определенных и четких правил, призванных уберечь вашего малыша от агрессивного (укусы или удары), опасного (выбегание на дорогу) или неуважительного (бросание пищи на пол) поведения. Но дисциплинировать маленького ребенка, для которого ново и интересно все – от букашки до луны – не так просто, как может показаться. И чтобы научиться этому, психологи советуют следовать нескольким простым правилам.

1. Ищите компромиссы между детскими желаниями и взрослыми запретами

Некоторые привычки малышей имеют временный характер и им просто нужно дать возможность перерасти.

«Если всегда говорить ребенку «нет, этого нельзя делать», малыш будет ассоциировать вас с запретом, закроется и будет делать все то же самое, но уже в тайне. Зачем ему очередной раз что-то спрашивать, если заранее известно, что вы откажете», – рассуждает доктор Пирсон, автор «The Discipline Miracle». Определите важные границы, которые преходить нельзя, но в остальном дайте ребенку свободу действия, даже если вам не понравиться его выбор. Некоторые привычки малышей имеют временный характер и им просто нужно дать возможность перерасти. Например, если ребенок хочет носить одежду только фиолетового цвета – позвольте ему. Закройте глаза на допустимые мелочи, чтобы оставить малышу свободу для самовыражения.

Этот же подход используйте, если хотите приучить вашего малыша к порядку. Не нужно останавливать ребенка каждый раз, когда он бросил на пол игрушку. Предложите ребенку вместе с вами перед сном обойти комнату и сложить все игрушки, разбросанные за день, в комод. Сделайте это вашим ежедневным ритуалом перед сном. И не забудьте похвалить малыша (это обязательно!), когда он, таки, навел порядок.

2. Старайтесь оградить ребенка от предметов-провокаторов

Некоторые малыши ведут себя неуправляемо, когда они голодны, утомлены или долгое время находились в запертом пространстве.

Некоторые выходки малыша можно вполне предотвратить. Если ваш ребенок любит хватать коробочки с полок в супермаркете, возьмите с собой в магазин игрушку, которая отвлечет внимание малыша, пока вы закупаете продукты. Если малыш играет с рулоном туалетной бумаги, разворачивая его и растягивая за собой по всей квартире, – спрячьте или поставьте рулон в недоступное для ребенка место.  Если ваша маленькая дочь или сын любят рисовать на обоях, наклейте на стену ватман. Разрешите детям рисовать на стене, но только в специально отведенном месте. Но если и это не поможет – спрячьте фломастеры.

Читайте также:  Ребенок 4 года появились родинки

Такие нехитрые трюки помогут, во-первых, оградить малютку от соблазнов, которые ему трудно контролировать, но в которых так сложно себе отказать. А во-вторых, минимально ограничат волю ребенка, не создавая для него дополнительных ограничений.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему рожать с мужем можно и нужно: преимущества парных родов

Кроме того, как утверждает Харви Карп, доктор медицины и автор книги «Самый счастливый малыш», некоторые малыши ведут себя неуправляемо, когда они голодны, утомлены или долгое время находились в запертом пространстве. Поэтому, прежде чем громоздить запреты и наказывать малыша за провинности, удостоверьтесь, что он хорошо поел, хорошо выспался (минимум 10 часов ночного сна) и играл на свежем воздухе (что помогает не только насытить клетки кислородом и получить витамин Д, но и сжечь накопившуюся в молодом организме энергию).

3. Будьте последовательны в своих наставлениях

Если однажды вы сказали сыну, что кусаться нельзя, продолжайте повторять это каждый раз, когда он нарушит запрет. Чтобы в голове ребенка не путались вопросы, почему вчера еще было нельзя кусаться, а сегодня уже можно.

Послушание и дисциплина – это не что-то само собой разумеющееся. Правила поведения и хорошего тона должны воспитываться в ребенке с самых ранних лет. Как малышу узнать, что можно делать, а чего нельзя, если вы ему об этом не скажете? Как маленькому Никите понять, что обижать сестру, отбирать игрушки у других ребят – это плохо, а убирать за собой игрушки – это хорошо, если мама и папа не объяснят ему этих простых вещей. Да, вероятно некоторые истины Никитушка уяснит не с первого раза. Но поэтому и важно родителям уметь сохранять терпение и последовательность в любых ситуациях.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Папин вклад: какую роль отец играет в воспитании ребенка и чем чревато его отсутствие

Если после третьего предупреждения «Нельзя!» малыш продолжает кусаться, найдите в себе терпение объяснить ребенку в очередной раз, что так делать нельзя и (очень важно!) почему так делать нельзя. Неподдельный интерес и детское любопытство исследовать окружающий мир наощупь и на вкус могут будоражить воображение юного исследователя. И тот факт, что ребенок не слушается вовсе не означает, что он неуправляем или своеволен. Таким образом маленький карапуз знакомиться с этим миром, о котором ему известно гораздо меньше, чем нам – взрослым.

Самое главное в таком подходе выдержать последовательность. Если однажды вы сказали сыну, что кусаться нельзя, продолжайте повторять это каждый раз, когда он нарушит запрет. Чтобы в голове ребенка не путались вопросы, почему вчера еще было нельзя кусаться, а сегодня уже можно. Только благодаря последовательности в действиях и терпению в сознании малыша будут формироваться представления об элементарных правилах поведения.

4. Держите свои эмоции под контролем – не повышайте голос

Когда вы повышаете голос, малыш запомнит ваши эмоции, мимику, движения, выражение лица, жесты, но не содержание ваших словоизлияний.

Не будет откровением для молодых родителей, что повышать голос на ребенка не следует. Крик несет в себе только устрашающую функцию, но никак не воспитательную. Когда вы повышаете голос, малыш запомнит ваши эмоции, мимику, движения, выражение лица, жесты, но не содержание ваших словоизлияний. Для ребенка ваши эмоции будут своего рода развлечением. Вероятно, в следующий раз он и будет избегать нарушать запреты, но не из-за того, что он понял их значение. А от того, что будет опасаться вашей реакции. Все эти страхи, в конечном итоге, осядут где-то в подсознании и могут найти выражение в самых неожиданных формах. Чей-то малыш начнет грызть ногти, кто-то постоянно будет теребить пальцами колпачок от ручки, а кто-то будет мочиться в постель до школьного возраста.

Чтобы избежать детских травм и уберечь своего малыша – контролируйте свои эмоции.

Мозг ребенка – это чистый лист. Ему еще не известны нормы морали и правила этикета, запреты и табу, условные обозначение и понятия об обязательствах. Он не знает, что такое хорошо и что такое плохо, и как работает волшебное слово. Все это малышу только предстоит освоить и понять. И как ребенок постепенно учиться держать головку, переворачиваться, сидеть, стоять без поддержки и, наконец, ходить, точно так же учиться он дисциплине и послушанию. На это тоже необходимо время и практика. И самое главное, чтобы у родителей, хватило терпения и мудрости поддержать своего малыша на этом нелегком пути.

Будьте своему ребенку лучшим другом!

Больше интересных статей наwww.muliersite.ru

Источник