Как делать массаж ножек ребенку 1 год

Массаж стоп – это механическое и рефлекторное воздействие, которое применяют для лечения или предупреждения ортопедических отклонений. Полезен для детей в любом возрасте. Главное, правильно выбрать технику, проконсультироваться с ортопедом перед началом курса.
Когда необходим?
Массаж применяют как вспомогательное лечебное средство при костных, мышечных, связочных нарушениях. В профилактических целях, если нет противопоказаний, его рекомендуют всем детям. Массаж стоп помогает ребенку при тонусе, косолапости, деформации, плоскостопии, неуверенной или неправильной походке.
Он:
- активизирует развитие костей, мышц, связок;
- улучшает питание тканей, крово-, лимфообращение;
- укрепляет мышцы, связки, повышает их эластичность;
- корректирует мышечный тонус.
Массаж стоп помогает ребенку при хождении на цыпочках, убирает гипертонус мышц. Причина такой походки может быть вызвана нормальными физиологическими особенностями или серьезными неврологическими нарушениями. Поэтому прежде, чем что-либо делать, обратитесь к ортопеду и неврологу, чтобы проверить, все ли в порядке.
Как правильно делать?
Лечебный массаж стоп ребенку, назначенный врачом, лучше доверить опытному специалисту. Вызовите массажиста на дом или идите к нему в поликлинику или медицинский центр.
Для профилактики разных ортопедических нарушений важно, чтобы родители сами каждый день делали ребенку массаж стоп, ног по видео инструкциям в интернете. Воздействие можно оказывать не только руками. Многие малыши с удовольствием ходят по специальным массажным коврикам. По мастер-классам в интернете некоторые мамы делают их сами. Просто пришивают к плотной ткани пуговицы, канат, кусочки поролона и другие детали.
Ножки маленьких детей важно массировать внимательно, бережно, аккуратно. Ведь кости у них гибкие, а мышцы еще недостаточно окрепшие.
Чтобы сеанс прошел хорошо, малыш должен быть расслаблен, сыт, доволен. Делайте процедуру утром или вечером за несколько часов до сна. Если ребенок расстроен, плачет, не выспался или у него что-то болит, лучше отложить на другой раз.
Для профилактики
Если ребенок родился доношенным, то массаж разрешают делать с 2 месяцев. До полугода основной прием – легкие поглаживания ножек в течение нескольких минут. Для плавного скольжения предварительно нанесите на кожу детское масло.
После 6 месяцев при массаже стоп ребенка постепенно усложняйте технику, увеличивайте время, интенсивность.
Добавьте:
- легкое растирание пальцами или ладонью;
- рисование пальцем цифр «7», «8», овалов по всей поверхности ступни, включая подушечку пальцев, пятку;
- вращение в голеностопе по часовой стрелке и против;
- сгибание-разгибание ступни.
Во время сеанса улыбайтесь, разговаривайте с малышом. Развлекайте сказками, стишками, песенками, разговорами, чтобы процедура приносила позитивные эмоции.
После 1 года к массажу стоп ребенка подключайте пальчики на ногах, увеличивайте время до 5 – 10 минут.
Делайте аккуратно, без резких движений:
- пальчики растирайте по отдельности, каждый массируйте по кругу от ногтя к основанию и обратно;
- бережно вращайте, сгибайте, разгибайте каждый пальчик;
- делайте поглаживания от пальцев к голеностопу.
Плоскостопие
Кроме ортопедических стелек, обуви, ЛФК при лечении плоскостопия у детей помогает массаж. Он укрепляет мышцы, связки голени, ступни, улучшает амортизацию, уменьшает утомляемость при ходьбе, правильно распределяет нагрузку.
Рекомендуются следующие приемы:
- растирания, легкие пощипывания тыльной стороны, подошвы от пальцев до голеностопного сустава;
- поочередное сгибание, разгибание двух соседних пальчиков: один пальчик от себя, другой на себя;
- опускание, поднимание всех пальчиков одновременно;
- массирование двумя руками от пальчиков к пятке;
- разминание, растирание основания пальцев, пятки;
- поглаживание, растирание от лодыжек до колена, а затем от колена до бедра.
Как правильно при плоскостопии делать массаж стоп у детей есть на видео в интернете. Но лучше не заниматься самолечением, а доверить это специалисту. Можно попросить массажиста научить вас делать необходимые приемы, проконтролировать первые разы, когда будете их выполнять.
Вальгусная и плосковальгусная деформация стоп у детей
Массаж при лечении вальгусной стопы у ребенка делают вдоль всей поверхности ног, включая нижнюю часть спины, потому что проблема затрагивает позвоночник. Он снимает напряжение в мышцах, уменьшает боли, скованность, расслабляет, помогает правильно распределить нагрузку.
В зависимости от тяжести искривления врач подбирает технику лечебного массажа ног детям при вальгусной установке стоп, длительность, количество сеансов.
Сначала разминают, разогревают мышцы поясницы. Затем переходят к ягодицам, бедрам, коленям, голеням, лодыжкам. В самом конце массируют ступню. На каждой зоне интенсивность движений должна нарастать постепенно до появления красноты.
Как специалисты делают массаж стоп при вальгусной стопе у ребенка, посмотрите на видео в интернете. Перед первым сеансом родителям следует ознакомиться с техникой, чтобы знать, к чему готовить малыша. Делать самостоятельно дома массаж детям при вальгусной деформации стопы по таким видео не рекомендуется. Без опыта есть риск, что в этом случае от него будет больше вреда, чем пользы.
Массаж при варусной стопе у ребенка
Как и при вальгусной деформации его выполняют не только в области стоп. Подключают поясницу, крестец, ягодицы, бедра, голени.
Техника и интенсивность воздействий зависит от тяжести искривления, состояния мышц. Тонкости массажа при варусной деформации стопы у детей знает специалист. При варусе мышцы на наружной поверхности голени, ступни, щиколотки растянуты, а на внутренней – укорочены. Поэтому задача – повысить тонус или сократить мышцы на наружной поверхности голени, расслабить или удлинить на внутренней. Для двух этих зон делают разные по скорости выполнения, интенсивности, силе движения.
Противопоказания
Нельзя проводить процедуру, если у ребенка:
- температура;
- рахит и болезни, при которых повышена ломкость костей;
- нарушена целостность кожи (раны, царапины, порезы);
- воспаление на коже (инфекционная сыпь, аллергия, грибок);
- нарушение функций желудочно-кишечного тракта;
- серьезные болезни почек, печени;
- острая инфекция;
- болезни крови, сердечно-сосудистой, дыхательной систем.
Источник
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА К 1.5-2 ГОДАМ:
— Повышенная двигательная активность, которая сочетается с недостаточно хорошей координацией движений, в связи с чем дети падают.
— Могут одновременно выполнять движения руками и ногами. Но для них это координационно сложно, поэтому чаще всего многие движения они совершают попеременно.
— В возрасте 1,5 лет дети начинают осваивать ступеньки, подниматься и спускаться.
— Ребенок может пройти по относительно узкой дорожке, не нарушая ее границ.
— Ближе к двум годам может относительно далеко бросить мяч, при этом сохраняя свое равновесие.
— К двум годам начинает манипулировать с предметами.
— К 3 годам ребенок может выполнять практически любые активные упражнения по просьбе взрослых.
— К 3 годам уже достаточно развита координация движений, ловкость и чувство равновесия.
Надо предоставить ребенку достаточную свободу движений, это необходимое условие для дальнейшего развития ребенка. Ограничение его подвижности недопустимо.
НЕРВНО_ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
— Активно развивается слуховое, зрительное и тактильное восприятие.
— Развивается понимание речи. Хотя в 1 год дети могут говорить всего 8-10 слов, но считается в пределах нормы, когда ребенок начинает разговаривать только в 3 годам.
— К полутора годам ребенок пытается составлять предложения из 2-3 простых слов.
— К 2 годам к существительным добавляются прилагательные.
— Развитие мелкой моторики пальцев рук способствует также и развитию речи.
— Массаж лица также способствует развитию навыка устной речи.
— Ребенок в этом возрасте хорошо начинает различать предметы по форме.
— Правильно указывает на знакомые предметы.
— Ребенок узнает цвета и может их подобрать по просьбе взрослых.
— Собирает пирамидки, ставит кубики один на другой.
— Может выполнять простые поручения взрослых. Например: «Принеси пожалуйста книжку».
-Ребенок хорошо знает, как его зовут, откликается на свое имя. Реагирует на другие знакомые ему имена и лица.
— У детей с двух лет в игре начинают присутствовать сюжетные линии.
-Дети в этом возрасте начинают фантазировать.
——————————————————————————————
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАССАЖА В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ:
— Общее укрепление организма.
— Укрепление мышц, связочного аппарата, суставов, с акцентом на область спины, живота, ягодиц и нижних конечностей (на мышцах, участвующих в прямохождении).
— Улучшение функций и ритма дыхания. По статистике дети болеют органами дыхания чаще в возрасте от 1 года до 3 лет. Соответственно целью массажа является укрепление дыхательной системы. Дыхательная система одна из основных, которым мы уделяем внимание.
-Профилактика нарушений осанки. Естественные изгибы позвоночника у детей этого возраста уже сформированы, но еще не закреплены.
— Профилактика развития плоскостопия. Как правило, такой диагноз ставится в возрасте около 4 лет. До этого возраста своды стопы еще только формируются. В два года, если ставится диагноз «плоскостопие», это еще не плоскостопие, а только предрасположенность к нему.
— Профилактика деформаций нижних конечностей. Х-, О-образные, плосковальгусные (стопа вовнутрь), плосковарусные (наружу) стопы. Это может быть вследствие рахита, слабости связочного аппарата. Большая масса тела. Нервно-мышечные нарушения.
— Развитие координации, ловкости и чувства равновесия.
——————————————————————————————
МАССАЖ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ:
— После года массаж начинается с больших участков тела, как у взрослых, со спины. Этой последовательности можно и не придерживаться, подходить к ребенку ВСЕГДА индивидуально.
— На конечностях: массаж мы начинаем с ближайшего отдела к периферическим лимфоузлам, сначала – плечо, затем предплечье, кисть, сначала – бедро, затем голень, стопа.
Направление движения не имеет значения, в случаях нормы.
— Используются активно все приемы массажа.
— Количество повторения каждого приема в среднем 3-5 раз, время массажа – 30-40, минут, в отдельных случаях длительность можно увеличить до 45 минут.
-Если ребенок во время массажа засыпает, то гимнастику лучше делать до массажа.
— Выполнять массаж ребенку после года допустимо в любом положении. И лежа, и сидя, и даже – стоя! Спину лучше делать либо лежа, либо сидя.
— Выполняются упражнения не натощак, но после еды должно пройти не менее 1 часа, а лучше – 1,5 часа.
— До еды занятия заканчиваются за час. Максимум – за 30 минут.
—————————————————————————-При массаже ребёнка от одного года до трёх лет особенное внимание уделяется тем частям тела, тем мышцам, которые несут большую нагрузку, связанную с прямохождением. Укрепляются мышцы спины, живота и ног, массаж наилучшим образом подготавливает несовершенный мышечно-связочный аппарат к новым нагрузкам и способствует профилактике нарушения осанки, искривлений ног, плоскостопия. Для улучшения деятельности органов дыхания следует массировать грудную клетку сзади и спереди, желательно делать массаж кистей, каждого пальчика в отдельности, так как Существует тесная связь между развитием тонких движений пальцев и умственным развитием, особенно речью. Массировать ручки можно несколько раз в день, ребёнку полезно играть с мелкими предметами (под контролем взрослых), считать на счётах, играть на пианино и тому подобное, в массаже применяются все приёмы: поглаживание, растирание, разминание, лёгкие ударные приёмы.
1. Массаж спины (особенно тщательно- поясничной области)- поглаживание по всей поверхности 2-3 раза, растирание подушечками пальцев (тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление по всей поверхности спины 2-3 раза, отдельно- граблеобразное растирание по межрёберным промежуткам 1-2 раза), разминание (преимущественно накатывание и сдвигание) 1-2 раза, ударные приёмы (пунктирование или лёгкие похлопывания) по боковым поверхностям грудной клетки, поглаживание.
2. Ягодичная область- поглаживание (круговое или X-образное) 2-3 раза, растирание (поочерёдно каждую ягодицу, другая рука удерживает массируемую область) 2-3 раза каждую, разминание (двумя руками) 2-3 раза, ударные приёмы (лёгкое рубление, похлопывание, пощипывание), поглаживание.
3. Массаж ног проводится поочерёдно: сначала задняя поверхность одной ноги, затем- другой, после этого- передняя поверхность ног- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (задне-наружная поверхность)- поглаживание, 1-2 раза, растирание подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление 2-3 раза, разминание (одной или двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза, голень- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев или кольцевое 1-2 раза, разминание (одной или двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза. Для укрепления коленного сустава проводится поглаживание и растирание (круговое) мыщелков бедра (костных выступов по краям подколенной складки), отдельно поглаживается и растирается ахиллово (пяточное) сухожилие. Внутреннюю и наружную лодыжки следует поглаживать и растирать круговыми движениями, подошва поглаживается и растирается гребнеобразным приёмом, разминается наружный и внутренний край стопы. Передняя поверхность ног- исходное положение Лёжа на спине, под коленями- валик- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев и другие 2-3 раза, разминание (одной или двумя руками), ударные приёмы (лёгкое похлопывание, пунктирование), поглаживание, голень (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев 1-2 раза, разминание (одной рукой, щипцеобразное) 1-2 раза, поглаживание 1-2 раза, стопа- поглаживание 1-2 раза, растирание 2-3 раза (граблеобразное, поперечное), если есть время и желание- хорошо промассировать каждый пальчик. Затем следует ещё раз погладить и растереть внутреннюю и наружную лодыжки, заканчивайте массаж ноги общим поглаживанием, для профилактики плоскостопия можно сразу после массажа стоп дать ребёнку задание удерживать стопами мячик или какую-нибудь округлую игрушку.
4. Массаж живота- поглаживание (круговое, встречное, по косым мышцам) 2-3 раза каждый приём, растирание подушечками пальцев (по ходу часовой стрелки), стимулирующий точечный массаж или пощипывание вокруг пупка, поглаживание (все приёмы).
5. Массаж передней поверхности грудной клетки- поглаживание 2-3 раза, растирание по межрёберным промежуткам (граблеобразно в направлении от грудины в стороны), поглаживание.
Мне н
Источник
Годовалый возраст — это время, когда малыши начинают ходить. Но если ребенок к своему первому юбилею не пошел — нет причин для тревоги. Некоторые детки боятся падений, поскольку у них остались неприятные воспоминания от ушибов. Также на более поздний переход к самостоятельному передвижению влияют генетические факторы, избыточный вес, темперамент, болезни и осложнения при родах, недостаток родительского внимания.
Если годовалый ребенок не ходит, и врач не видит никаких медицинских проблем, то оснований для тревоги нет. Важно принимать во внимание, что первые шаги еще не уверенны, и необходимо убрать с пола посторонние предметы, оградить острые углы, при неизбежных падениях отвлекать ребенка, поощрять его идти дальше, лучше сделать вид, что ничего не случилось, чем постоянно жалеть малыша.
Что умеет ребенок в 1 год?
Также в этом возрасте дети самостоятельно стоят, нагибаются, приседают, ползают, лазают, постигают пространство, стремятся кушать сами, лучше контролируют координацию своих движений, пытаются сохранить равновесие, у них развивается мелкая моторика, они могут брать игрушки обеими руками, выполнять одновременно несколько действий. Динамично развиваются речь и мышление. В этом возрасте необходимо предоставить ребенку максимальную свободу передвижения, не сдерживать его активность.
Для детей 12 месяцев массаж нужен для общего укрепления организма, укрепления суставов, мышц и связок, профилактики нарушений осанки, плоскостопия, деформации нижних конечностей, улучшения работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, развития ловкости, координации и равновесия.
Массажные приемы для годовалого ребенка
С 1 года детский массаж можно выполнять в любом положении, начиная с больших участков тела, обычно со спины. Если малыш не хочет лежать во время стимуляции — можно массировать его сидя и даже стоя. Используются все приемы массажа — поглаживание, растирание, пиление, пощипывание, разминание, вибрация (последнюю, правда, нужно выполнять очень осторожно).
Поглаживание подготавливает организм ребенка к массажу, а также является его завершением, активирует кровообращение, расслабляет мышцы, обладает успокаивающим действием, снимает боль. Растирание улучшает кровоток и питание тканей, благотворно влияет на кожу, подкожные ткани, сухожилия, мышцы и связки. Аналогичным действием обладает и разминание, затрагивающее более глубоко расположенные мышцы, также при разминании активизируется лимфообращение, укрепляется дыхательная система. Вибрация благотворно влияет на нервную систему, имеет эффект обезболивания и улучшает обмен веществ.
Техника массажа ребенка в 1 год
При стимуляции конечностей начинать следует от ближайшего отдела к периферии: от плеча — к предплечью и кисти, от бедра — к голени и стопе. Направление движения не имеет значения. Каждый прием выполняется от 3 до 5 раз, время выполнения массажа — 30-45 минут. Массаж необходимо сочетать с гимнастикой, но если ребенок имеет обыкновение засыпать во время массажа, упражнения лучше делать до массажа. Статья написана для сайта happybabymassage.ru центр детского массажа Счастливый малыш, копировать её запрещено!
Гимнастика для ребенка в 1 год
Перед началом занятий с ребенком помещение необходимо проветрить в течение 15 минут. Гимнастика и массаж начинаются либо через час-полтора после еды, либо до еды, но не менее чем за 30 минут.
Желательно заниматься гимнастикой в утреннее время. К занятиям с малышом можно подключать других детей и всех членов семьи. Гимнастика должна проходить в игровой форме, а также начинаться и заканчиваться любимыми упражнениями ребенка. Каждое упражнение следует повторять по 5-7 раз, новые — 2-3 раза.
Во время гимнастики нужно разрабатывать все группы мышц. В комплекс занятий входят те же упражнения, что и месяцем ранее. Можно добавить ходьбу по узкой дорожке, для предупреждения плоскостопия — по ребристой поверхности, поднимание выпрямленных ног из положения лежа до прямого угла, поднятие корпуса из положения лежа, поочередное поднимание рук, бросание мяча обеими руками, ходьба за каталкой, доставание предметов с высоты, поднимания головы и части тела лежа на спине, выгибание туловища, пролезание под предметами, кувырки.
Регулярные прогулки, купание, по возможности — бассейн, закаливание, воздушные ванны тоже должны быть включены в комплекс оздоровительных мероприятий.
Источник