Качество образования как условие развития личности ребенка

Качество образования как условие развития личности ребенка thumbnail

Воспитание конкурентоспособной личности как условие повышения качества образования.

«В современных социально-экономических условиях жизни нашего общества, главной задачей образования является воспитание и обучение конкурентоспособного человека и гражданина…»

В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества.

Качество начального образования определяется сегодня не уровнем полученных знаний, а компетентностью в различных сферах жизнедеятельности, устойчивой мотивацией к обучению в течение всей жизни, профессиональному и личностному росту.

В образовательном пространстве сложились два основных подхода к определению качества с позиций результата.

-Первый выявляет и оценивает академические достижения учащихся. Он близок к традиционному отметочному. При таком подходе индикатором качества образования выступает степень достижения определенного уровня в академической сфере, а ведущей технологией является тестирование. Недостатки данного подхода очевидны, и ориентация единственно на него при оценке качества непродуктивна.

-Второй подход связан с новыми ориентирами и целями развития образования. В его рамках идет поиск технологий, которые позволили бы оценить творческое, эмоциональное, социальное развитие учащихся, изменения сферы потребностей, отношение к миру, поведение. Это менее формальный подход. Естественно, что он труднее подвергается унификации и требует более значимых затрат.

Новый подход связан не с результатом, а с содержанием образования, с тем, насколько оно обеспечивает выработку ключевых и базовых компетенций.

Закон Об образовании в Российской Федерации в ч.2 ст.29 определяет понятие «качество образования» В соответствии с подходом используемым в законе качество образования в школе определяется как соотношение цели и результата, выражающееся в совокупности характеристик, которые отражают:

— уровень достигнутых количественных и качественных результатов,

— уровень организации и осуществления учебно-воспитательного процесса,

— условия, в которых он протекает.

Качество образования содержит в себе три составляющих: качество условий, качество результата и качество процесса в том числе — системы управления.

Особое значение повышение качества образования имеет в начальной школе, которая закладывает основы функциональной грамотности обучающихся, вооружает их основными умениями и навыками общения и учебного труда, приобщает к отечественной и мировой культуре, создавая тем самым базу для последующего формирования КСЛ.

Основные направления образовательной политики нашей страны и новый социальный заказ общества школе отражены в «Концепции модернизации российского образования на период до 2013 года». В ней отмечается, что выпускники школ должны быть высоко образованными, нравственными, предприимчивыми людьми, способными к сотрудничеству, обладающими мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны. Создание условий для развития таких личностных характеристик позволит школе повысить качество подготовки учащихся к самостоятельной жизни и уровень их конкурентоспособности..

Воспитание конкурентоспособной личности является одной из главных задач школы. Причем под конкурентоспособностью понимается социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (учебе, профессиональной и в непрофессиональной деятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.

Формирование конкурентоспособной личности школьника в поликультурной среде будет эффективным, если:

  • школа является конкурентоспособным образовательным учреждением;

  • разработана и апробирована педагогическая технология формирования конкурентоспособной личности;

  • для организации жизнедеятельности учащихся создан комплекс педагогических условий, включающий образовательно развивающие, организационно-педагогические и социально психологические; поликультурная среда школы выступает воспитательным пространством для проявления социально-активных качеств личности.

Конкурентоспособная личность — это личность, обладающая такими интегральными характеристиками, как направленность, компетентность, гибкость (интеллектуальная, эмоциональная и поведенческая), позволяющие ей добиться успеха в деятельности, общении и самосознании.

Конкурентоспособность личности есть интеграция качеств и свойств личности, позволяющих ей реализовать себя в условиях конкуренции и достигать успеха в решении профессиональных и жизненных задач. Ведущим качеством конкурентоспособной личности является способность к творческому саморазвитию.

Творческое саморазвитие конкурентоспособности личности — процесс самосовершенствования личностных характеристик, позволяющих достигать успеха в условиях конкуренции. Ведущими принципами творческого саморазвития личности являются: принцип самопознания; принцип непрерывности творческого саморазвития; принцип самоуправления, включающий в себя целеполагание и планирование, самоорганизацию, самоконтроль и прогнозирование результатов; принцип индивидуализации творческого саморазвития; принцип оптимизма.

Читайте также:  Лучшие книги для развития ребенка

В решении проблемы воспитания конкурентоспособной личности особая роль отводится образовательным школам.

Так как воспитывать конкурентоспособною личность возможно только в конкурентоспособном образовательном учреждении, то в условиях рыночной экономики высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров является также важнейшим фактором, определяющим уровень образовательного учреждения.

В соответствии с Законом «Об образовании в РФ», основными направлениями Концепции Модернизации образования, Уставом ОУ перед начальной школой ставились следующие задачи:

  • Повышение качества обобразования через внедрение инновационных педагогических технологий.

  • Совершенствование управления образовательным процессом с использованием информационно — коммуникативных технологий через внедрение системы мониторинга качества знаний обучающихся и инновационной деятельности педагогов.

  • Организация внеурочной деятельности школьников в рамках ФГОС.

  • Реализация модели сопровождения одарѐнных и талантливых обучающихся, способствующая личностному, творческому и социальному развитию.

В связи с этим, основным направлением работы начальной школы в текущем году являлось продолжение работы по формированию конкурентоспособной личности через применение современных педагогических технологий, современный урок, отвечающий требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, а также внеурочную деятельность обучающихся .

Основными формами работы по формированию конкурентоспособной личности в школе являются современные педагогические технологии, способствующие формированию конкурентоспособной личности:

Технология проблемного обучения привлекает новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

Технология исследовательской работы позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

Здоровьесберегающие технологии. Задача НШ сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.

Здоровьесберегающие технологии применяются как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Комплексное использование здоровье сберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

Технология обучения в сотрудничестве (групповая работа) играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методика групповой работы ведется уже с первых дней обучения ребенка в школе. На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища.

ИКТ технологии открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории.

Технологии личностно-ориентированного образования

В личностно-ориентированном образовании на первое место выходит признание самобытности и уникальности каждого ученика. Личность включается в образовательный процесс как субъект, как активный его участник, ответственный за результаты. В основе такого обучения лежит личностно — деятельностный подход, выражающий основной принцип гуманизации образования, и требующий качественно нового взаимодействия между участниками образовательного процесса.

В новых федеральных государственных стандартах образования большое внимание уделяется внеурочной деятельности учащихся. В нашей школе внеурочной деятельности по предметам отводится значительное место, так как мы твёрдо убеждены, что это способствует формированию устойчивой осознанной мотивации к процессу обучения.

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.

Таким образом, нам нужна не конкурентоспособная личность вообще, а личность, чья конкурентоспособность была достигнута цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы.

Читайте также:  Развитие речи ребенка в семье консультация логопеда

Всё вышесказанное, несомненно, является составляющими единой системы работы над повышением качества образования. Но залогом успеха, в первую очередь, является позитивный настрой на учебный процесс всех участников образовательных отношений: учащихся, родителей и педагогов. И мы стараемся этот настрой поддерживать.

Современная начальная школа– это институт, соответствующий целям опережающего развития, обеспечивающий изучение не только достижений прошлого, но и технологий будущего Задача учителя – помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Источник

Оценка развития личности ребёнка как основа управления качеством          образования в начальной школе

Самсонова О.Н. руководитель кафедры начальных классов МОУ СОШ № 35

   Сегодня школа вся и во всём изменяется, обновляется и перестраивается Новая социально-экономическая ситуация предъявила к ней и новые требования. «Развивающемуся обществу, — подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… , прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью…способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание». 

          Может ли школьник рассчитывать, что он таким и станет, окончив общеобразовательную школу, ведь он приступает к учебной деятельности? Да… если очень захочет, будет знать, как это сделать и образовательное пространство будет этому способствовать. Но, переступая порог школы, ребенок сначала об этом просто не думает, а когда станет перед выбором, зачастую осознает, что и знания есть, и желание есть, но найти свою дорогу во взрослой жизни, стать нужным и полезным, состояться как профессионалу ему не так-то просто. Такой разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности обессмысливает сам процесс учения. Это стало одной из причин разработки ФГОС второго поколения.     

  Изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли универсальные учебные действия: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их пополнения и обновления. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Поэтому диагностико-технологическое управление качеством образования включает обязательное планирование мониторинга качества знаний, т.к. контроль и диагностика знаний и умений учащихся — обязательное условие результативного учебного процесса.

           Успех реализации новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знания, как было раньше, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».                                             

                   В системе общего образования начальному этапу обучения отводится особая роль: именно на этой ступени закладывается фундамент знаний об окружающей деятельности, развивается учебно-познавательный интерес, формируются универсальные учебные действия, которые впоследствии становятся основой непрерывного образования личности.

Основная задача начального общего образования – развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного отношения к себе и к окружающим.                            

Читайте также:  Аффективное развитие аутичного ребенка

Решение   этих задач возможно, если исходить из их гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.

Сразу же, в первые дни обучения   каждый учитель исследует и составляет диагностическую карту первоклассника, опираясь на психологическое тестирование (входную диагностику), с целью зафиксировать начальный результат. Определив уровень интеллектуального развития школьника, можно в какой-то мере прогнозировать то, каковы будут его  успехи в обучении, скорректировать образовательный процесс.

Систематическая   диагностика («Лист личных достижений») помогает проследить траекторию изменения интеллектуального развития ребёнка, чётко увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижения запланированным результатам, то есть определить каково качество образования.

      В ходе работы по данному вопросу нами выработан алгоритм действия учителя при оценке качества образования в процессе  развития личности ребёнка , его  познавательных и созидательных способностей,  формирования  целостной системы  универсальных учебных действий.

  • Определение способностей и возможностей каждого учащегося
  • Определение критериев обученности  
  • Уточнение цели диагностики.
  • Определение темы, содержания, форм, методов диагностики.
  • Подготовка текстов контрольных работ, срезов знаний, тестов.
  • Определение сроков проведения  диагностирования.
  • Осуществление анализа, оценки, обобщения, систематизации полученных данных.
  • Ознакомление ученика и родителей с результатами диагностики
  • Коррекция   учебного  процесса   в соответствии с полученными результатами

В зависимости от текущих целей учитель может оценить результаты учебной деятельности каждого ученика или класса( «Сад успеха»), определить относительное место учащегося в классе, выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями, что позволяет оценить эффективность работы педагога с конкретным ребёнком, своевременно проводить коррекцию успешного обучения, для обеспечения равных возможностей получения качественного начального общего образования.

        Педагогическая поддержка индивидуальности ребёнка выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Специально организованная система сочетания индивидуальной деятельности с работой в малых группах, продуманная система заданий разного уровня трудности позволяет обеспечить условия, при которых обучение идёт впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учёта уровня его актуального развития. То , что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью, в малой группе.

Качество образования подразумевает не только анализ качества знаний, но и сформированость у ученика устойчивой мотивации познания, развитие различных сторон его жизни.

         Безусловную ценность для формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности представляет портфолио  ученика («Портфель достижений») .Основные цели и задачи ведения порфолио:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

.
       Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, обучить приёмам рефлексивной самооценки.(«Волшебная линеечка», «Знаковая оценка», «Баллирование»…)          Проникновение в проблему ребенка позволит учителю увидеть ее с позиции самого ребенка. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Ученик сам понимает цель, выбирает способы решения и сам оценивает результат. Всё это в комплексе создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений , компетенций, видов и способов деятельности.

   Известный физик Ландау дал такое определение образованию: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто», А что остается у человека после того, как все выученное в школе забыто? У него остаются привычки, убеждения, навыки и умения.

Источник