Качество для физического развития ребенка быстрота

Елена Гунякова
Развитие физических качеств у дошкольников

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования. Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств детей.

ФГОС определяет содержание образовательной области «Физическое развитие»,которое включает приобретение опыта в различных видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений.

Какие физические качества мы выделяем? И где нам может пригодится (понадобится) приобретенный опыт, в каких жизненных ситуациях?

сила Перепрыгнуть через ручей, поднять, сдвинуть что-то тяжелое

ловкость Ходить, не задевая препятствия, катание на велосипеде

выносливость Проходить большие расстояния, выполнять однообразную работу

быстрота Доплыть, добежать до остановки

гибкость Дотянуться до чего-то далеко расположенного

равновесие Катание на лыжах, коньках, пройти по узкой дощечке, бордюру

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что высокий уровень развития физических качеств помогает в различных жизненных ситуациях. Чем выше уровень развития физических качеств, тем успешнее двигательная деятельность ребенка, тем выше его способность к овладению новыми формами движений, тем выше умение целесообразно пользоваться ими в жизни, повышается самоуважение, уверенность в движениях.

Воспитание физических качеств является существенной стороной физического воспитания. Все физические качества являются врожденными, т. е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. Именно в дошкольном возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Воспитание физических качеств в единстве с обучением детей двигательным навыкам оказывает влияние на их совершенствование, оздоровление всего организма, повышение эмоционально-положительного состояния психики; дети проявляют всё большую уверенность в выполнении движений, быстрее усваивают новое, стремятся к большим достижениям, проявляют творческую самостоятельность. Развитие физических качеств проявляется в конкретных действиях,основных движениях: ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, игровых и спортивных занятиях. При выполнении любого упражнения, основного вида движения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции — быстрота; при беге на длинную дистанцию — выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега — сила в сочетании с быстротой. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазанье, при метании предметов. Предлагаю рассмотреть развитие физических качеств у дошкольников.

Ловкость — это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость развивается в основных видах движений (лазание, в общеразвивающих упражнениях с предметами, с оборудованием, в подвижных играх, в спортивных играх. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных, спортивных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнений упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.). При проведении игр-эстафет (бег между предметами, пролезание в обруч и др.). Для определения ловкости выполняется челночный бег на время.

Возраст Средний результат

мальчики Средний результат

девочки

5 лет 12,7 +/- 1,5 13,0 +/- 1,5

6 лет 11,5 +/- 1,1 12,1 +/- 1,0

7 лет 10,5 +/- 1,1 11,0 +/- 1,0

Быстрота — способность человека выполнять движения в наикратчайшее время.

Быстрота развивается в танцевальных движениях, в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью, на скорость (добежать до финиша как можно быстрее, с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый, а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения, выполняемые в процессе организованной образовательной деятельности, в свободной двигательной деятельности,на прогулке: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом нужно использовать индивидуально-дифференцированный подход, учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья. Для определения быстроты дети бегут 30 метров на время.

Возраст Мальчики Девочки

4 года 8,5 9,4

5 лет 8,1 8,5

6лет 7,3 7,8

7 лет 6,5 7,0

Гибкость — способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц.

Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в общеразвивающих на утренней гимнастике, на занятии, побудки после сна. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного). Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например, сделать 2—3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2—3 полуприседания, затем — глубокое приседание. Для определения гибкости ребенок выполняет наклон вниз, стоя на скамейке, либо, сидя на полу, отодвигает кубик от себя.

Возраст Мальчики Девочки

4 года 8 – 10 9 – 12

5 лет 5 – 8 8 – 12

6 лет 7 — 9 6 — 11

Равновесие — способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах (верхолаз и др.).

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранить равновесие. При выполнении упражнений, смене положений центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилия, чтобы восстановить нужное положение тела. Для дошкольников это достаточно сложно.

Равновесие развивается в таких видах движений как ходьба, бег по скамейке, в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.). Для оценки функции равновесия выполняется стойка на одной ноге, другая согнута под углом 90 градусов и отведена в сторону.

Читайте также:  Педагогическое сопровождение ребенка через развитие у него

(Игра «Муравьишки»)

Возраст Мальчики Девочки

6 лет 9 сек 8 сек

7 лет 10 сек 9 сек

Сила — степень напряжения мышц при их сокращении.

Развитие силы мышц может быть достигнуто в общеразвивающих упражнениях с увеличенным весом предметов (набивной мяч, мешочки с песком и др., с использованием преодоления сопротивления партнера (в парных упражнениях, в упражнениях, включающих поднятие собственной массы (прыжки). Эти упражнения используются на утренней гимнастике, на занятиях, в свободной двигательной деятельности, на прогулке. Следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям. Но нужно обязательно учитывать анатомо-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания, большое напряжение организма. Нужно постепенно повышать интенсивность выполняемых упражнений, массу предметов (мешочков с песком и др.). Для определения силы мышц живота дети выполняют подъем туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки скрещены на груди, сесть-лечь. Для определения силы мышц спины дети, лежа на скамейке, удерживают на весу верхнюю часть туловища, ноги зафиксированы. Для определения силы мышц рук и плечевого пояса дети выполняют вис на согнутых руках на перекладине.

(подтягивание по скамейке)

1. Сила мышц живота

Возраст Мальчики Девочки

6 лет 13 -15 14 -16

7 лет 15 -17 16 — 18

3. Сила мышц рук и плечевого пояса

Возраст Мальчики Девочки

6 лет 11, 0 – 17, 0 11,0 – 16, 0

7 лет 13, — 20,0 11, — 17,0

2. Сила мышц спины

Возраст Мальчики Девочки

6 лет 35 34

7 лет 40 39

Выносливость — способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.

Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения,особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах, во время которых упражнения чередуются с отдыхом. Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются. И это также способствует развитию выносливости. Для определения выносливости выполняется степ-тест. Отслеживается частота сердечных сокращений, способность восстановления пульса.

Планируя основные виды движений на занятии, я отмечаю для себя, какое физическое качество сегодня я буду развивать. Какие качества можно развивать в основных видах движений?

ходьба Выносливость, быстрота, равновесие

бег Быстрота, выносливость, ловкость, равновесие

прыжки Сила, ловкость, быстрота, равновесие

метание Ловкость, сила, быстрота, равновесие

лазание Ловкость, гибкость

Для отслеживания результативности нашей деятельности проводим мониторинг развития физических качеств в начале учебного года и в конце. Мы используем диагностикой предложенной Н. В. Полтавцевой, Е. Н. Вавиловой, А. Б. Лагутиным. На основе результатов осеннего мониторинга я планирую свою работу с детьми.

Работа по развитию физических качеств невозможна без сотрудничества инструктора по физической культуре, узких специалистов, педагогов. Во время занятий, на прогулке, в самостоятельных играх я обращаю внимание педагогов на тех детей, у кого вызывает трудности какое-либо движение, прошу их провести индивидуальную работу во время прогулки, свободной деятельности, учитывая индивидуальные особенности ребенка, его возможности, обращая внимание на то, как он переносит нагрузку.

Источник

Федеральное агенство образования Российской Федерации

Российский Государственный Профессионально – педагогический Университет

Социальный институт

Факультет физической культуры

Кафедра физической культуры и Валеологии

Тема : « Развитие быстроты у детей дошкольного возраста»

Контрольная работа по дисциплине

Легкая отлетика.

Исполнитель: Каташук  А.А

Проверил: Гурьев С.В

Екатеринбург 2009

определение быстроты.

Быстрота как двигательное качество — это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.

Основные формы проявления быстроты человека – время  двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») – быстрое   начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»). Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бег, плавание и др.), а не элементарные формы проявления быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека.

Быстрота – это  качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека. Возьмем такой пример. Человек ведет автомобиль, и перед ним неожиданно возникает препятствие, требующее немедленной остановки. В этой ситуации быстрота водителя проявляется в двух формах. Первая – быстрота  двигательной реакции, выражающаяся временем, прошедшим с момента, когда человек увидел препятствие, до начала движения ногой к педали тормоза. Вторая — быстрота движения, то есть скорость, с которой правая стопа переместится с педали акселератора на педаль тормоза и нажмет ее. Между этими формами нет тесной взаимосвязи: человек может обладать очень быстрой реакцией и в то же время сравнительно медленной скоростью движений. И наоборот.

Способность быстро выполнять движения ациклические и циклические, взрывные ускорения в них — одно из самых важнейших качеств спортсмена такого, например, как легкоатлет.

Быстрота движения в первую очередь определяется соответствующей нервной деятельностью, вызывающей напряжение и расслабление мышц, направляющей и координирующей движения. Она в значительной мере зависит от совершенства спортивной техники, силы и эластичности мышц, подвижности в суставах, а в продолжительной работе от выносливости спортсмена.

Встречаются утверждения, что быстрота — качество врожденное, что нельзя, например, стать бегуном на короткие дистанции, если нет соответствующих природных данных. Однако практика подтверждает, что в процессе систематической многолетней тренировки спортсмен может развить качество быстроты в очень большой мере.

Быстрота имеет разные формы проявления. Различают быстроту как способность к быстрым двигательным реакциям на зрительный, звуковой или тактильный раздражитель. Например, быстроту реакции фехтовальщика в ответ на действие противника, быстроту движения со старта бегуна на короткие дистанции. Быстрота выражается также в способности к смене движений по направлению и характеру, прекращению движений. Это та сторона качества быстроты, которая в наибольшей мере проявляется в спортивных играх, скоростном спуске на лыжах, слаломе.

Читайте также:  Что такое диагностика познавательного развития ребенка

Одной из характеристик быстроты является частота движений, играющая большую роль в таких действиях, как, например, спринтерский бег, работа на ключе радиопередатчика, исполнение трели на музыкальном инструменте и т.п. Быстрота проявляется в способности к частоте повторных движений; например, движений баскетболиста, ведущего мяч, движений бегуна на короткие дистанции. Чем меньше масса движущейся части тела, тем большую частоту можно развить ею. Наибольшая частота движений — пальцев и кисти в целом. Наиболее медленны по сравнению с движениями в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах движения туловища. Быстрота частоты движений развивается весьма незначительно.

Для развития частоты движений можно использовать бег на месте с максимальной, естественно, частотой, но с минимальным подниманием стоп от пола.         Это упражнение можно использовать и как соответствующий тест, подсчитывая количество шагов за 10 сек. (удобней подсчитывать касания пола какой-нибудь ногой).

С целью превышения максимальной скорости и частоты движений можно использовать звуковой ритм или соответствующую музыку. Под музыкальное сопровождение с отчетливым ускоряющимся ритмом, рассчитанное на 15-30 сек. передвижения, гораздо легче проявить предельную быстроту и попытаться превысить ее. Так, в эксперименте бег на месте под ускорявшийся танцевальный ритм позволил спортсменам увеличить частоту движений на 5-8 %.

Быстрота проявляется также в способности преодолевать определенное расстояние в наиболее короткий отрезок времени, а также в импульсивности, резкости одиночных или повторных движений. Между указанными формами проявления быстроты имеется связь, но нет прямой зависимости.

Уровень развития быстроты, в конечном итоге, определяет успех в подавляющем большинстве видов спорта. Даже марафонец должен, возможно, быстрее пробежать свою дистанцию, сохраняя высокую «крейсерскую» скорость*. И успех тяжелоатлета зависит от того, с какой скоростью он сумеет выполнить необходимое движение.

Быстрота определяется:

а) путем измерения скорости движения в ответ на определенный сигнал реакциометрами различной конструкции;

б)    по   количеству   движений   за   установленное   время   незагруженной конечностью или туловищем в границах определенной амплитуды;

в)  по времени преодоления установленного короткого расстояния

*    Под    «крейсерской»    скоростью    подразумевается    средняя    скорость прохождения дистанции.

расстояния (например, бега на 20, 30 м);

г)   по скорости выполнения однократного движения в сложном действии, например отталкивания в прыжках, движения плечевого     пояса и руки  в  метаниях,  удара  в  боксе,  начального  движения  бегуна  на короткие дистанции, движений гимнаста и др.

Различают пять основных методов развития быстроты:

1.   Повторный метод, о котором уже говорилось выше. Суть его сводится к выполнению    упражнений    с    околопредельной    или    максимальной скоростью.     Следует     выполнять     задания    в     ответ на сигнал (преимущественно  зрительный)  и  на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек. — 5 мин. В зависимости от характера упражнений и состояния спортсмена).

2.  Сопряженный метод. Например, выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисти, перемещения с отягощением и т.п.

3.  Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы.

4.  Игровой метод.  Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.

5.  Соревновательный   метод.    Выполнение   упражнений   с   предельной быстротой в условиях соревнования.

Особенно рекомендуется последний — соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий. Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений.

Главная задача при воспитании быстроты состоит в том, чтобы спортсмен преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении скоростного характера, чтобы не включать в большом объеме однотипное повторение этого упражнения. Поэтому столь важно, чтобы спортсмены применяли скоростные упражнения возможно чаще в форме состязания или игры. В программу занятий должны входить в значительном объеме такие скоростные упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорением, прыжки в длину и высоту с предельно быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры, предельно быстро выполняемые акробатические        упражнения        и        разнообразные        специальные подготовительные упражнения.

Особо важную роль в тренировке, направленной на развитие быстроты одиночных движений, играет срочная информация о достигнутых результатах. Сопоставление объективных показателей быстроты, частоты движений, времени выполнения позволяет спортсменам улучшать эти параметры и делать правильные выводы об эффективности тренировки.

Для тренировки быстроты реакции, необходимой нам в самых разнообразных жизненных ситуациях, можно предложить множество упражнений. Например, вы вытягиваете вперед руку с выпрямленной в вертикальной плоскости ладонью, а другой человек держит за верхний конец 30-40-сантиметровую линейку таким образом, чтобы ее нижний конец был вровень с ребром вашей ладони (на расстоянии 1-2 см от нее). Затем он неожиданно для вас отпускает линейку, а вы должны как можно быстрее схватить ее (предплечье должно оставаться неподвижным). При этом расстояние, которое линейка успела пролететь, будет характеризовать вашу быстроту реакции.

Развитие быстроты у дошкольников.

Развитие любого физического качества у дошкольников, лучше развивать в процессе игры.

В возрасте 5-6 лет происходит интенсивная морфологическая и функциональная перестройка всех систем организма. Ребенок вырастает за год примерно на 4-6 см, масса увеличивается на 1,5 кг.

У детей 5-6 лет продолжается процесс окостенения скелета. К концу дошкольного возраста скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. В этом возрасте дети уже могут совершать длительные прогулки, долго бегать, прыгать без большого утомления, выполнять более сложные трудовые поручения и физкультурные упражнения. Этому способствует развитие крупной и мелкой мускулатуры.

Последние изменения неразрывно связано с развитием мозга ребенка, с совершенствованием его нервной деятельности и обнаруживается в растущей возможности управлять своими движениями. Старший дошкольник способен различать, с одной стороны, воздействия, поступающие из внешнего мира (сигналы, указания, движения), с другой стороны, реакции на них, например, собственные движения и действия.

Шести семилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые часто наблюдаются у детей трех-пяти лет. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний со стороны взрослого (воспитателя), производят многие из них, могут выполнять ряд движений и более сложных действий в определенной последовательности, контролируя их и изменяя.

Возможность произвольно регулировать свои движения является наиболее существенным показателем физического развития старшего дошкольника.

Все эти изменения обусловлены не только созреванием мозговых структур и механизмов самих по себе, но и тем опытом деятельности, который накапливает ребенок, в том числе и в процессе целенаправленного обучения.

В этом возрасте игра продолжает оказывать свое влияние на детское развитие. Однако к концу дошкольного детства качественно меняется ее содержание и формы (игра все более глубоко отражает взаимоотношения взрослых, не возрастает доля инициативы ребенка, она становится подлинно коллективной, приобретает вариативность и т. д., дети в некоторых случаях начинают отдавать предпочтение играм с правилами, возникают новые игры и др.). У детей развивается способность самооценки, критическое отношение к своим действиям, они уже могут оценить поступок другого человека с позиции общепринятых норм поведения и выразить какое-то суждение о том, что они услышали или увидели, исходя из своих знаний.

Читайте также:  Центр развития ребенка великий новгород

В этом возрасте дети способны на проявление волевых качеств. При этом большую роль играет подражание. Например, если предложить ребенку прыгнуть на какое-то расстояние в обычных условиях, то длина прыжка окажется значительно меньше, чем тогда, когда он выполняет его в состязательно-игровой форме.

В шестилетнем возрасте происходят существенные изменения в развитии двигательных качеств. Дети могут выполнять движения в различном темпе, с разной амплитудой, демонстрируя хорошие скоростно-силовые способности и выносливость. Наиболее эффективно в данном возрасте развивать двигательные качества – быстроту и гибкость. С возрастом у ребенка увеличивается объем двигательных умений. Нужно выбирать игры, богатые новыми движениями, это дает детям возможность творчески участвовать в играх, проявлять инициативу. Именно в силу пластичности нервной системы хорошо усваивается техника оздоровительных движений, их координации. Ребенок учится действовать экономно, проявляя необходимую в конкретных условиях быстроту, гибкость, силу, выносливость, ловкость. Робкие и малоинициативные дети в процессе игр часто становятся смелыми и активными.

Конечно, шестилетние дети еще не обладают достаточной выдержкой, умением быстро бегать, ловко передавать и другими навыками и качествами, необходимыми в командных играх, однако они проявляют к таким играм значительный интерес. И, что не мало важно, именно здесь они могут испытывать чувство ответственности за команду и перед ней, научиться объективно оценивать свои и чужие действия.

Дети этого возраста проявляют интерес не только к процессу игры, но и конечному результату.

В то же время, к числу основных источников психического развития прибавляется учение (его элементарные формы в более ранних возрастах не обладают такой значительностью). У детей зарождается бескорыстный, “теоретический” интерес к новым знаниям и умением – безотносительного к их практической полезности, складываются обобщенные формы к познаниям.

Кроме того, в этом возрасте у детей усиливается учебная мотивация в ходе выполняемых ими двигательных заданий и связанная с ней направленность на усвоение новых знаний и умений, даже если оно происходит в игровой ситуации.

За основу выработки правил взято следующее:

  • не мешайте другим и не допускайте никакой грубости; старайтесь управлять своим поведением, ведите себя дисциплинированно, четко, организованно;
  • чтобы играть не надоедало – предлагайте и вносите в игры новые правила, знайте различные варианты игр;
  • начиная игру, предварительно обсудите весь ее ход; заранее спланированная игра помогает оценить свои силы, развивает чувство взаимопомощи;
  • подготавливая место для игр, нужно проверить все вокруг, чтобы ничто не мешало участникам и не могло нанести им вред;
  • играйте честно, дружно, соблюдая установленные правила;
  • помните о законе всех игр: один – за всех и все – за одного; ставьте интересы команды выше своих;
  • не горячитесь, проявляйте больше выдумки и смекалки;
  • никогда не сердитесь, если в игре вас нечаянно толкнули или наступили на ногу;
  • играйте смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами.

Развитие двигательных качеств одна из важных сторон физического воспитания дошкольника. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные двигательные качества: быстрота, гибкость, выносливость, сила, ловкость. Ученые считают, что при недостаточном развитии двигательных качеств обучение физическим упражнениям затруднено.

В обществе накоплены материалы, раскрывающие формирование двигательных навыков дошкольников, излагающих содержание, методы и средства развития основных движений. Вместе с тем еще не достаточно изучены частные закономерности становления двигательных качеств дошкольников.

Повышение эффективности подвижных игр осуществляется в следующих направлениях:

  • усложнение содержания игр, использование народных игр, разнообразных эстафет;
  • разумное повышение физической нагрузки на организм ребенка в игре;
  • усиление воспитательной роли подвижных игр.

В связи с подготовкой детей к школе была поставлена цель: разработать содержание игр, обеспечивающих наиболее полное развитие двигательных качеств, таких как, быстрота, гибкость, выносливость, сила, ловкость и, что самое главное порядок их распределения в годовом цикле с учетом физиологии старшего дошкольника.

План график распределения игр представлен в приложении.

Игры на развитие быстроты

1. «Ловишка, бери ленту»

Дети становятся в круг. У каждого из них цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит ловишка. По сигналу инструктора : «Лови!» — дети разбегаются по залу. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого – нибудь из них ленточку. Ребенок, лишившийся ленточки, временно отходит в сторону. По сигналу : «Раз, два, три – в круг скорей беги!» — все строятся в круг.  Ловишка подчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра продолжается с новым ловишкой.

Так же развитие быстроты можно представить в виде эстафет.

Эстафеты:

1.Воздушный шар.

1-ый игрок (папа) бежит до стула, на котором лежит воздушный шарик, надувает его до больших размеров ——бежит обратно вместе с шариком, берет ребенка (у ребенка в руках маркер), они вместе бегут до стула, папа садится на стул, а ребенок рисует глазик шарику и один бежит до команды—-передает фломастер и встает в конец колонны.

3-ий бежит рисует второй глаз

4-ый – левое ухо

5-ый- правое ухо

6-ой- ротик

7-ой – волосы

8-ой – носик

9 – ый – веснушки

10-ый добегает до папы забирает его и они вместе бегут до команды.

Побеждает та команда, которая правильно и быстро выполнит все задания.

2.Собери картинку.

1-ый игрок бежит до корзины с кубиками берет кубик и бежит с ним обратно—-передает эстафету следующему игроку. И так пока вся команда не перетаскает кубики. Когда последний игрок добегает до команды, вся команда собирает из кубиков картинку.

Побеждает та команда, которая быстрей соберет картинку.

3.Кузнечик.

Пропрыгать на большом мячике от стойки до стойки.

Папы: на 2-х ногах, а мяч между ног.

Дети: на мячике.

4.Музыканты.

Обежать конус змейкой, присесть, стукнуть молоточком в обруч 1 раз, обратно так же змейкой.

Список литературы:

1. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры: Учеб. пособие для инс-ов физической культуры. М., ФИС, 1982

2. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры – к спорту, М., ФИС, 1985

3. Геллер Е.М. На старт вызывает Спортландия, Мн., Полымя, 1988

4. Детские народные подвижные игры. Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. М., Просвещение, 1995

Источник