Качества личности ребенка 5 лет

Качества личности ребенка 5 лет thumbnail

Многие родители думают, что рассказывать малышу или дошкольнику о каких-то ценностях преждевременно. Но их мнение ошибочно. Далее описываются те качества, которые к пяти годам должен иметь каждый малыш, а также описаны простые и эффективные способы, которые помогут родителям поспособствовать этому.

Качество 1: честность – помогите детям найти способ сказать правду.

Лучший способ поощрить правдивость вашего ребенка – это самому быть правдивым. Обратите внимание на следующую историю. Однажды Ирина решила ограничить время совместных игр ее трехлетнего сына Коли и его друга Саши. В последние несколько дней ребята часто ссорились, и мама пришла к выводу, что им необходимо отдохнуть друг от друга. Поэтому, когда мама Саши пригласила их в гости, Ирина сказала ей, что Коля заболел.

Услышав это, сын спросил: «Мама, разве я болен?». Опешив от испуганного взгляда малыша, Ирина сказала ему, что просто не хотела обидеть маму Саши и поэтому выдумала эту историю о его болезни. Затем Ирина пустилась в пространные объяснения всевозможных различий между существующими видами лжи, и Коля запутался. Все, что он понял, это то, что лукавить нормально, и люди делают это довольно часто.

Ребенок внимателен к высказываниям родителей, поэтому очень важно избегать любого обмана, даже, казалось бы, самого безобидного. (Никогда, например, не говорите что-то вроде: «Давай не скажем папе, что мы ели вечером конфеты».) Пусть ребенок слышит, что вы правдивы с другими взрослыми. Было бы лучше, если бы Ирина сказала: «Сегодня не самый удачный день для совместных игр. Я обеспокоена тем, что на прошлой неделе мальчики устроили настоящую потасовку. Я думаю, им нужно сделать перерыв в общении».

Есть еще один способ привить честность: не реагируйте слишком остро, если ваш ребенок вас обманывает. Лучше помогите ему найти способ рассказать правду. Когда мать четырехлетней Даши однажды вошла в гостиную, то увидела, что горшок с ее большим цветком перевернут и сломано несколько веток. Она сразу поняла, что случилось: она видела раньше, как Даша играет со своими куклами в «лазание по деревьям». Она говорила дочери, что цветок ни в коем случае трогать нельзя. Но когда мама потребовала объяснений, Даша с виноватым видом обвинила во всем собаку.

Дашина мама отреагировала здраво: она прервала рассказ своего ребенка и сказала: «Дашенька, я обещаю, что не буду кричать. Подумай минуту, а затем расскажи мне, что произошло на самом деле». Через некоторое время ребенок сознался в своем проступке. В качестве воспитательного следствия Даша помогла навести порядок в комнате и лишилась возможности смотреть телевизор после обеда, но ее мама не преминула подчеркнуть, как сильно она оценила честность дочери. При этом, она преподала ребенку важный урок: даже если быть честным не всегда легко или удобно, если сказать правду, то почувствуешь себя гораздо лучше.

Качество 2: справедливость – настаивайте на том, чтобы дети заглаживали свою вину.

На недавней семейной встрече Миша и Лена, четырехлетние двоюродные брат и сестра, строили замки из деревянных кубиков. Вдруг Лена взяла и опрокинула замок Миши, и мальчик заплакал. Увидев это, отец Лены упрекнул дочь и заставил ее принести свои извинения. Лена послушно сказала: «Извини».

Тогда отец отвел ее в сторону и спросил: «Зачем ты разрушила замок брата?». Она ответила, что замок Миши был больше, чем ее, и она разозлилась. Папа сказал, что хотя это не оправдывает уничтожение замка, он может понять ее чувства. Затем он отправил ее обратно играть.

Реакция отца была похожа на реакцию многих психологически подкованных родителей: он хотел, чтобы его дочь распознала, выразила свои чувства и поняла причину своего поведения. Это нормально, но этого не достаточно. Для того чтобы помочь детям усвоить смысл истинной справедливости, родители должны помогать детям принимать некоторые меры для исправления содеянного. Например, папа Лены мог бы дополнительно предложить ей помочь Мише восстановить замок или принести ему печенье в качестве извинения.

Сказать «Я прошу прощения» ребенку довольно просто, что позволяет ему легко отделаться, не размышляя над случившимся. Но если вы заставите малыша делом загладить свою вину, вы отправите ему куда более сильный посыл. Если вы знаете, что ваш ребенок поступил по отношению к кому-то плохо, помогите ему придумать, как компенсировать ущерб от своего поступка. Например, он может дать приятелю, чью игрушку сломал, поиграть одной из своих машинок. Или, после того как целый день дразнил сестренку, он может нарисовать для нее картину. Поощряя вашего ребенка делать подобные жесты, вы подчеркиваете важность справедливого отношения к людям, и в один прекрасный день это очень поможет ребенку в сложном мире отношений со сверстниками.

Качество 3: целеустремленность – поощряйте детей принимать вызовы. Пятилетний Дима показал своей матери рисунок, который нарисовал своими новыми карандашами. «Рисунок очень яркий и красочный, – сказала она. – Молодец!». Ребенок побежал к себе в комнату и нарисовал второй рисунок, чтобы принести своей маме и услышать похвалу, а потом еще и еще.

«Каждый следующий рисунок небрежнее предыдущего, – сказала мама. – Я не знаю, что сказать…». В данном случае, хороший ответ, скорее, был бы таким: «Что ж, Дима, этот рисунок выполнен не так старательно, как тот предыдущий. Ты старался так же сильно? Может, нужно было приложить больше усердия?».

Читайте также:  Диарея ребенок 5 лет

Целеустремленность это качество, которое можно развивать у детей уже в очень раннем возрасте. Самый простой способ сделать это – отказаться от чрезмерной похвалы и честно оценить труд детей в мягкой, поддерживающей форме.

Еще один хороший способ развить целеустремленность, настойчивость и упорство – поощрять детей делать то, что не так-то легко дается, а также хвалить за проявленную инициативу. Например, если ваш сын стеснителен, воодушевите его подойти к детям на площадке, даже если ему страшно и он при этом будет нервничать. Если ваша дочь вспыльчива, научите ее сдерживаться (например, считая до десяти или сделав глубокий вдох). А когда они справляются с трудными заданиями, непременно поздравляйте их с этим. Ребенок, который слышит: «Молодец, я знаю, как тебе было тяжело!», горд признанием своего успеха и настроен еще более решительно.

Качество 4: уважение — научите детей задумываться о том, что чувствуют другие люди.

Анна была разочарована, потому что ее дочери в возрасте 3 и 4-х лет хныкали и дрались при каждом походе в продуктовый магазин: «В какой-то момент я сказала им, что мы должны сесть и подумать, как сходить в магазин так, чтобы все, включая меня, не были в итоге расстроены».

Мама попросила девочек предложить свои варианты того, как сделать поход в магазин лучше, спокойнее и радостнее. Четырехлетняя девочка предложила брать из дома легкие закуски, чтобы потом в магазине не спорить из-за печенья. Трехлетняя сестричка предположила, что если во время похода в магазин, она будет тихонько напевать песенку, то обязательно почувствует себя счастливой.

Девочки запомнили свои обещания, и следующий поход в супермаркет прошел гораздо более гладко. Выходя из магазина, младшая сестра спросила: «Мамочка, ты не грустная?». Мать заверила ее, что она чувствует себя просто отлично, и заметила, как приятно, когда никто не ссорится.

Действительно ли эти маленькие упражнения на решение проблем помогают ребенку понять значение такой ценности, как уважение чувств другого человека и сочувствие ему? Однозначно да. Со временем даже маленький ребенок видит, что слова или действия могут помочь другому человеку улыбнуться или почувствовать себя лучше. Когда ты добр к человеку, он отвечает тебе взаимностью. Обратная связь поощряет сочувствие.

Качество 5: любовь – щедро дарите свою любовь и нежность. Родители, как правило, думают, что дети естественно и щедро выражают свои чувства. Это верно, но чтобы чувства не угасали, они должны быть взаимными. Нужно понимать, что в течение обычного напряженного и суматошного рабочего дня ребенок вряд ли имеет возможность слышать «Я люблю тебя».

Пусть ребенок видит вашу любовь и привязанность к близким людям. В присутствии детей обнимите и поцелуйте вашего супруга. Поговорите с ними о том, как сильно вы любите и цените их бабушек и дедушек, теть, дядь, двоюродных братьев и сестер.

И, конечно, ежедневно выражайте ребенку свою любовь и привязанность. Делайте это самым неожиданным способом: положите записочку с теплыми словами в школьный пакет с едой. Прикрепите сердечко на зеркало в ванной, чтобы, когда малыш чистит зубы, он мог смотреть на него. Обнимите ребенка просто так, без всякой причины. Не позволяйте рутине вытеснять любовь. Пусть она присутствует в каждом вашем дне!

Можно смело утверждать, что чем больше вы будете говорить вашему ребенку «Я тебя люблю», тем больше он будет говорить вам «Я люблю тебя» в ответ. Чем больше будет объятий и поцелуев, тем больше будет любви и нежности в вашем доме. И когда наши дети смогут свободно выражать свою любовь к нам, значит, нам удалось привить им самое ценное качество в жизни.

Источник

От автора: Возраст ребенка это мир, который меняется каждый год.

Особенности развития ребенка 5-6 лет

Этот период жизни ребенка принято называть старший дошкольный возраст. В это время ваш ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе.

Развитие личности ребенка 5-6 лет.

Самым главным новшеством в развитии личности ребенка 5-6 лет можно считать появление произвольности, то есть способность самостоятельно регулировать свое поведение. Дети не отвлекаясь на более интересные дела, могут доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

Происходят существенные изменения в представлении ребенка о самом себе, о своем Я. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо представляет какими качествами он обладает и начинают появляться представления какими качествами ребенок хочет обладать, каким бы он хотел стать. То есть дети начинают понимать категории желательных и нежелательных чертах и особенностях. Но поскольку этот процесс только начинается, ребенок не имеет отдельно взятого представления о том, каким он должен быть, поэтому он обычно хочет быть похожим на героев сказок, фильмов или знакомых людей. Эта важное новообразование в личности ребенка является началом появления учебной мотивации. То есть, учиться ребенка побуждает не столько интерес к дисциплинам, сколько желание  видеть себя «умным», «знающим», «умеющим», особенно по сравнению со сверстниками.

Читайте также:  Спазмы у ребенка 5 лет

К 5-6 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в обучении.

Именно в этом возрасте сверстник приобретает очень серьезное значение для ребенка. Оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Происходит разделение детей на более заметных и «ярких», которые пользуются симпатией у сверстников, и менее заметных, не пользующихся популярностью в детской среде. При оценке поступков сверстников дети часто категоричны и требовательны, при этом в отношении собствен­ного поведения, как правило,  более снисходительны и недостаточно объективны. Формирование социального статуса ребенка и его личной самооценки во многом зависит от оценки окружающих его взрослых и в первую очередь родителей.. 

К 5-6 годам ребенок приобретает понимание  системы первичной половой идентичности, то есть он отчетливо представляет качества, которыми обладают мужчина и женщина,  особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии. И как следствие, при выборе в общении  сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки — на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Расширяется интеллектуальный кругозор детей. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Дети активно интересуются окружающим  социальным и природным миром, необычными событиями и фактами. При этом ребенок пытается самостоятельно осмыслить и объяснить получен­ную информацию. К 5 годам детей можно назвать «маленькими философами», которые ежедневно самостоятельно делают маленькие «открытия». А также дети с большим интересом готовы слушать истории из жизни родителей, бабушек и дедушек.

Начинает проявляться избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Так, предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным, то есть темы разговоров вращаются не только про настоящее (здесь и сейчас), но и о том,  что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Это становится возможным благодаря: интенсивному развитию речи и наличию произвольности в действиях, то есть дети могут без помощи взрослого налаживать общение и организовывать игру. В игре со сверстниками важное значение принимает  совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения непонимания во время игры дети пытаются объяснить партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При этом часто согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.  В этом возрасте дети уже самостоятельно способны создать игровое пространство, выстроить сюжет и ход игры, распределить роли. 

При этом взрослый по-прежнему остается самым важным и авторитетным человеком для ребенка. Интерес к общению с взрослым не ослабева­ет. Дети активно стараются  привлечь к себе внимание взрослых, во­влечь в разговор, поделиться  своими новыми  знаниями, впечат­лениями, суждениями. И только равноправное общение с взрослым может поднять мнение ребенка о себе и  помочь  почувствовать свое важность и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

Развитие психических процессов  в 5-6 лет.

Восприятие.

Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов окружающего мира, при этом происходит систематизация этих представлений. В восприятии цвета появляется различение оттенков. В различении величины объектов ребенок 5-6 лет способен выстроить по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.

Внимание.

Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению  и переключению. То есть, ребенок способен  выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности. Следовательно, у ребенка возникает очень важное образование как произвольное внимание. Объем внимания в 5 лет составляет в среднем 5-6 объектов, к 6-ти годам 6-7.

Память.

К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти. То есть ребенок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух также 5-6- объектов.

Мышление.

В этот период развития ребенка совершенствуется образное мышление.  Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и представления о цикличности изменений.

Важным в развитии мышления 5-6 летнего ребенка становится способность к обобщению, которое является основой развития словесно-логического мышления, то есть способности рассуждать, анализировать и делать выводы на основе заданных параметров. То есть, например, при формировании групп предметов, ребенок способен учесть уже два признака.

Дети этого возраста способны дать адекватное причинное объяснение чему-либо при условии, что это происходило в их жизненном опыте, то есть ребенок слышал или видел описываемое.

Читайте также:  Ребенок 5 лет не внимателен

Понятие  времени  ещё не совершенно, поэтому у ребенка наблюдается  не точная ориентация во временах года, днях недели, при этом лучше запоминаются  названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны эмоционально окрашенные события.

Воображение.

Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребенок увлечен. Такое развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно развернутые и последовательные истории. Но такие способности ребенок приобретает только при условии постоянной активизации этих процессов: разговоры на заданную тему, сочинение собственных сказок.

Речь.

Речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Особенно это касается звуков. Дети уже способны правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается и фонематический слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки), увеличивается интонационная выразительность речи, например, при чтении стихов, в играх, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети уже используют практически все части речи и активно занимаются словотворчеством.  Лексический состав речи становится более широким, активно используются синонимы и антонимы.  Речь становится связной. Дети способны пересказывать по картинке, описывая не только центральные события, но и второстепенные детали.

Настольные игры для нескольких игроков (лабиринты, квесты и т.д.)

Обязательно чтение литературы с подробным рассмотрением персонажей и их качеств, ситуации – причина и следствие с точки зрения моральных норм. Возможно, придумывать свой конец историй, сочинять сказку на заданную тему. Также можно вводит в круг чтения и познавательную литературу: детские энциклопедии.

Продолжаем развивать мелкую моторику:

  • Конструкторы: «лего» с мелкими деталями, деревянные, металлические (моделирование).
  • Работа с ножницами (аппликации), раскраски (желательно карандашами)

Любые формы ролевых игр: куклы и машины, дома и фермы и пр.

Можно поиграть в профессии знакомые ребенку и уточнить кто и что делает.

Подвижные игры продолжают развивать координацию, ориентацию в пространстве и крупную моторику.

Компьютерные игры не более 10-15 минут в день.

Физиологические особенности ребенка 4-5 лет.

Этот возраст физиологи называют «периодом первого вытяжения», так ребенок за год может вырасти на 5-7 см. Рост ребенка в 5 лет в среднем 106.0-107.0 а масса тела 17.0-18.0 кг. В течение года  в месяц прибавка в  весе составит 200 г, а роста – 0.5 см.

Также характерно неравномерность роста отдельных частей тела. И в этом периоде жизни ребенка, отмечается увеличение длинны конечностей, ширины таза и плеч как у мальчиков, так и у девочек. При этом есть половые различия: грудная клетка у девочек увеличивается более интенсивно, чем у мальчиков.

Костный скелет продолжает изменяться. Поскольку рост головного мозга еще не закончен, кости черепа еще сохраняют хрящевые зоны. Окружность головы  к 6 годам в среднем составляет 50 см. Поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет более 90% размеров поверхности мозга взрослого человека.

Носовая перегородка также еще не окостенела. Это необходимо учитывать при проведении подвижных игр.

Позвоночник ребенка 5-6 лет очень чувствителен к деформирующим факторам, так как скелетная мускулатура еще слаба в области связок и сухожилий. Поэтому при избыточной массе тела ребенка, а также при несбалансированных физических нагрузках возможно нарушение осанки, развивается плоскостопие и вздутый или отвислый живот (возможно появление грыжи).

Однако крупные мышцы к 6 годам развиты хорошо, поэтому спортивные упражнения даются им легко. А вот мелкая моторика еще не достаточно сформирована.

Дыхательная система ребенка еще сильно отличается от взрослой: она гораздо уже. И поэтому нарушение температурного режима в помещении, а также отсутствие баланса влажности может привести к распространению респираторных заболеваний.

По сравнению с новорожденным сердце ребенка увеличилось в 4 раза. Средняя частота сердцебиения составляет 92-95 ударов в минуту.

В этом возрасте совершенствуются основные процессы нервной системы: возбуждение и самое главное торможение, которое позволяет ребенку произвольно контролировать поведение и мыслительные процессы. Но поскольку эти процессы все-таки еще не совершенны, ребенок может с отсрочкой по времени реагировать на экстренную просьбу (отпрыгнуть, оттолкнуться и т.д.).

Также в этом возрасте четко прослеживаются так называемые «динамические стереотипы», то есть ребенок может негативно реагировать на смену привычного уклада жизни. Для совершенствования этих нервных процессов рекомендуется создавать частично измененную на время обстановку при проведении подвижных игр, походы в гости и на общественные мероприятия.

  1. Юлия Гиппенрейтер,  «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».
  2. Ирина Млодик , «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»
  3. Людмила Петрановская,  «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
  4. Мария Осорина,  «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
  5. 5.     Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии» 
  6. Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя…»
  7.     Адель Фабер, Элейн Мазлиш, «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»
  8.  Росс Грин, «Взрывной ребенок».
  9.  Джон грей, «Дети с небес»
  10.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых».

Источник