К кому обратиться за помощью в развитии речи у ребенка

Речь начинает формироваться у детей задолго до появления первых слов. Исследователи детской речи устанавливают значительные периоды в жизни ребенка (приблизительно с 0 до 14-16 месяцев), которые носит название доречевого и предречевого периодов. Они чрезвычайно важны для дальнейшего собственного речевого и языкового развития ребенка, так как именно в это время формируются все его основные психологические и психические процессы.

О проблемах задержки речевого развития у детей рассказывает руководитель логопедической консультативно-диагностической службы образовательного комплекса ГБОУ СОШ №875 г. Москвы, логопед Остеополиклиник, миофункциональный терапевт, возрастной психолог, кандидат психологических наук Тисовская Юлия Александровна (Юлия Александровна окончила МГПУ им. Ленина, 20 лет работает с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи).

Речь – высшая психическая функция, поэтому важен период и внутриутробного развития ребёнка. Зачастую, перинатальную патологию развития диагностируют слишком поздно (после 3-х лет), когда становятся очевидными последствия этих нарушений. Доречевой и Предречевой периоды – показатели того, как будет развиваться речь.

Необходимо обратиться к логопеду если:

  • была задержка внутриутробного развития
  • гипоксия
  • долгое нахождение в реанимации
  • питание через зонд в первые дни или месяцы жизни
  • КЦГ (краниоцеребральная гипотермия) при рождении
  • нарушения зрения
  • нарушения слуха
  • генетические синдромы
  • повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия)
  • родовая травма

Признаки и симптомы, которые в комплексе должны насторожить и обратить на себя внимание, но при этом следует учитывать, что при наличии только 1 — 2 симптомов можно говорить лишь о характере малыша и его особенностях, а не нарушениях в развитии.

В возрасте от 0 до 1.5 лет

  • к трем месяцам НЕ появился «комплекс оживления» — эмоциональная реакция ребенка на взрослого (ребенок, увидев мать, радостно повизгивает, перебирает ножками, вскидывает ручки, издает голосовые реакции)
  • гуление (мягкая голосоподача) появилось НЕ в 2-3 месяца, а позже; периоды гуления редки, звуки тихие, однообразные, дыхание быстро истощаемое, есть охриплость голоса
  • переход к лепету (многократному повтору цепочек слогов) произошел позже срока (в норме период лепета продолжается от 5-6 до 12 месяцев); • к концу первого года жизни НЕ появились общеупотребительные слова («мама», «папа», «баба», «дай» и т.п.)
  • в возрасте 7-8 месяцев и позже НЕ понимает значения отдельных слов (мама, папа, названия окружающих бытовых предметов, игрушек и т.п.), НЕ понимает смысла простых просьб («Дай маме ручку», «Покажи носик, глазки» и др.)
  • ребенок НЕ подражает действиям взрослых (с игрушками, бытовыми предметами), НЕ повторяет за взрослыми отдельные слова
  • у ребенка с трудом формируются базовые навыки жевания и глотания. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока
  • Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

В возрасте от 1.5 до 2.5 лет

  • ребенок активно реагирует на звук включенного телевизора, но абсолютно не реагирует на обращенную речь
  • не отзывается на свое имя
  • отсутствует указательный жест (не показывает пальчиком)
  • нет моторной имитации (не повторяет за родителями движения)
  • нет артикуляционной имитации, звукоподражания, не обращается к родным, либо повторяет за вами или героями мультфильмов, но не использует эти слова при общении (эхолалии)
  • на слух не воспринимает ваши вопросы, отвечает правильно только ориентируясь на вашу артикуляцию (следит за губами и вашим произношением)
  • не выполняет элементарных инструкций (принеси мяч, дай, на и т.п.)
  • отводит взгляд и не следит за эмоциями взрослого
  • делает то, что может сам, вашей рукой (например, берет мамину руку и ею открывает дверь, берет кружку, включает телевизор, выключает свет)
  • страх новых помещений, изменения маршрута прогулки, новых лиц (истерика, если вы решили пойти по другой улице)
  • стереотипный и повторяющий характер игры (может каждый день очень долго открывать и закрывать дверцы, стучать по определенным предметам, пока вы не прервете его, выстраивание предметов в ряд)
  • стереотипные и повторяющиеся моторные движения (тряска или хлопки руками или пальцами, либо сложные телодвижения). Например, при сильном возбуждении (радость, огорчение) начинает махать ручками, как крылышками, очень часто ходит на цыпочках
  • не выражает заинтересованность при виде детей, не обращает на них внимание и не играет
  • в 2 года ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова
  • в 2 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)

В возрасте от 2.5 до 3 лет и старше

  • говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем
  • ребенок «тарахтит», говорит слишком быстро или крайне медленно, глотает окончания слов, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет
  • говорит в основном фразами из мультиков и книжек, не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии
  • зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
  • постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

К сожалению, большинство родителей часто не обращают должного внимания на данные симптомы и лишь трудности в общении, возникающие в дальнейшем, и несоответствие возрастным нормам развития 2.5 — 3.5 лет, заставляют их обратить внимание на проблемы в развитии ребенка.

Читайте также:  Сенсомоторный уровень развития ребенка

Почему-то многие специалисты в поликлиниках до сих пор отправляют мам с детьми ждать 3 лет и не выставляют никаких конкретных диагнозов, когда в свою очередь мамы жалуются, что ребенок в 1.5 — 2 года не говорит, плохо понимает обращенную речь, не отзывается на имя, не показывает пальчиком, не смотрит в глаза, не выполняет элементарных инструкций, не интересуется игрушками? Три года считается оптимальным возрастом, когда примерно у всех деток сформирован словарный запас, есть понимание себя в этом мире. До этого возраста кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее.

Но почему, зная о таких сложных диагнозах, как ранний детский аутизм, сенсорная и моторная алалия, расстройства аутического спектра, задержки речевого и психического развития, сенсорная тугоухость, важно осуществлять профилактику и коррекцию этих нарушений – следовательно, визит к логопеду в первые годы жизни ребенка является необходимым мероприятием.

Важно использовать своевременный комплексный подход в коррекции нарушения речи и понимания обращенной речи, который направлен на речевую деятельность, на невербальные высшие психические функции и эмоционально-личностную сторону развития детей на самых первых этапах возникновения проблемы.

ОБСЛЕДОВАНИЕ

Что делать, если вы обнаружили у ребенка особенности поведения, которые мы рассмотрели, в виде отсутствия речи, зрительного контакта, указательного жеста, понимания обращенной речи, совместной деятельности, реакции на свое имя и т.д.?

Мы делаем второй Шаг: Проводим обследование.

Детский невролог и ЭЭГ

Обратитесь к детскому неврологу, для многих лучший вариант — это специалист неврологического отделения детской больницы или специализированного центра. Если вас отправляют «ждать до 3 лет», ищите другого врача, который назначит пройти дневное или ночное ЭЭГ (ночное исследование позволяет исключить эпилептическую и судорожную готовность, которая может не проявляться в виде приступов, но тормозить развитие малыша), и порекомендует обратиться к сурдологу, пройти КСВП и аудиометрию.

Помните — диагнозов много и то, что может помочь при алалии, может навредить при сенсоневральной тугоухости или аутизме, а значит подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным.

Сурдолог

Даже небольшое снижение слуха ребенка может негативно сказаться на развитии речи. Нарушения слуха могут быть как временными, так и стойкими.

Бывают случаи, когда одно из ушек слышит плохо, снижена общая слышимость или ребенок не может различать определенные частоты — громкие и тихие слышит, а средние нет. Из-за этого ребенок воспринимает окружающие звуки, как будто находится под водой. При этом он может абсолютно верно реагировать на включение телевизора и полностью игнорировать вашу речь. Также, иногда потеря слуха происходит уже после того, как малыш научился говорить.

У ребенка с незамеченной потерей слуха не сможет правильно развиваться речь, языковые навыки и познавательные способности, появятся признаки задержки психического и речевого развития. Задержка может оказаться необратимой, и ребенок будет нуждаться в обучении в специализированной школе. В медицинской практике известны случаи, когда при врожденной тугоухости ребенку ставился диагноз умственной отсталости.

Во многих роддомах применяется отоакустическая эмиссия, которая дает информацию о том, работают ли волосковые клетки, участвующие в передаче звука. Но положительный результат этого исследования еще не дает 100% гарантии, что у ребенка все в порядке со слухом, ведь для передачи звука требуется работа нескольких звеньев.

Может понадобиться компьютерная аудиометрия — КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы) — это исследование реакции ствола головного мозга и слухового нерва на звуки. КСВП используется для диагностики слуховых нарушений как детей, так и взрослых, но особое значение они имеют у детей, особенно доречевого возраста. Производится с помощью датчиков, прикрепляемых к голове. Позволяет определить не только наличие/отсутствие патологических отклонений, но и место их локализации. В большинстве регионов проводится во время сна малыша.

Основные рекомендации дефектолога для детей от года до 2 лет:

  • формирование и развитие понимания обращенной речи (говорите четко, используйте ситуации, побуждающие к простым действиям: подать, принести, посмотреть и т.д.)
  • формирование и развитие зрительной памяти и концентрации внимания (наличие телевизора и, как следствие, постоянный шумовой фон и пассивное получение информации мешают развитию речи)
  • формирование и развитие мышления (тренировка навыка получения информации из книг (аудиосказок) и стимулирование сюжетно-ролевых игр. То есть читать, читать и читать, не смотря на то, что ваш ребенок закрывает книгу и не сидит на месте)
  • формирование и развитие речевых навыков (активно используйте ситуации, побуждающие к произношению простых слов: на, да, нет и т.д.)
  • развитие коммуникативного общения (общение со сверстниками)

Источник

Нарушениями речевого и психоречевого развития у детей и взрослых занимаются разные специалисты – психологи, нейропсихологи, логопеды-дефектологи. Из этой статьи Вы узнаете, к кому из них следует обращаться в том или ином случае.

Кто такой нейропсихолог?

Объект изучения нейропсихологии – это взаимосвязь мозга и психических процессов, то есть, какие именно отделы мозга отвечают за правильную речь, хорошую память, ясное мышление, концентрацию внимания, адекватное поведение, устойчивость к сильным эмоциональным потрясениям и т. д.

Только нейропсихолог может достоверно определить, соответствует ли психическое развитие малыша возрастным нормам, вовремя увидеть патологию даже в раннем возрасте. Помощь нейропсихолога необходима детям с СДВГ, задержкой речевого развития, аутическими расстройствами и логоневрозами. Как правило, специалист работает с детьми от 4 лет и старше.

Читайте также: Ребенок неуверен в себе. Как помочь ему?

Мы советуем вам показать ребенка нейропсихологу, если:

  • ему сложно сосредоточиться на одном занятии, он быстро устает и теряет интерес;
  • практически не запоминает стихи, не может вспомнить, куда только что положил вещи и игрушки;
  • испытывает трудности при рисовании, лепке, собирании мозаики, не умеет самостоятельно застегивать одежду и обувь;
  • делает все слишком медленно, или, наоборот, его поведению свойственна импульсивность, чрезмерная активность;
  • путает право и лево, нарисованная им человеческая фигура имеет неправильные пропорции;
  • с трудом учится писать, читать и считать, занятия с логопедом не дают желаемых результатов;
  • до поступления в школу ребенок делал определенные успехи в учебе, но сейчас приносит только плохие оценки.
Читайте также:  Первый год жизни ребенка познавательно речевое развитие

Также необходимо посетить нейропсихолога, если ребенок имеет диагноз ОНР, ЗПР и ЗПРР, перенес тяжелую вирусную инфекцию, затронувшую структуры мозга, черепно-мозговую травму при родах или падении, или же подобные «странности» в поведении появились после сильного эмоционального потрясения.

Прием у нейропсихолога проходит следующим образом: специалист знакомится с ребенком и расспрашивает родителей, что их беспокоит в его поведении и развитии, просматривает его рисунки и тетради. Затем ребенку предлагается несколько диагностических заданий в игровой форме. Они составлены таким образом, чтобы объективно оценить состояние памяти, функций восприятия и анализа, речи, мышления, воображения и т. д.

По результатам обследования нейропсихолог расскажет Вам:

  • каковы сильные и слабые стороны ребенка;
  • какие есть задатки и что нуждается в дополнительной стимуляции;
  • готов ли он к обучению в школе, – какая деятельность у него – ведущая на данный момент;
  • сумеет ли он правильно выстроить отношения в детском коллективе и т. д.

Кроме того, специалист подбирает специальные коррекционные познавательные и двигательные упражнения. Полное письменное заключение нейропсихолога родители получают в течение следующих нескольких дней.

Зачем психолог нужен ребенку?

Часто среди родителей бытует предубеждение, что детский психолог – тот же психиатр, но на самом деле, это далеко не так. Такой специалист – не врач, но он незаменим, когда малыш попадает в стрессовую ситуацию или переживает возрастной кризис. Он оказывает ребенку психологическую помощь посредством игровой методики, дает ему возможность выразить эмоции, переживания знакомым путем.

Маленький человечек не всегда находит в себе силы признаться родителям в своих чувствах – он боится их огорчить, вызвать недовольство или, хуже того, гнев, особенно, если ситуация связана с разводом или смертью одного из родителей или близких родственников, насилием.

Подобрать ключик к детской душе сможет только специалист.

Почему нельзя пренебрегать помощью детского психолога? Невысказанные переживания со временем могут вылиться в серьезные неврозы, которые окажут негативное влияние на всю дальнейшую жизнь маленького человека.

Когда нужно прийти на консультацию к детскому психологу?

  • Всегда покладистый, неконфликтный ребенок вдруг устраивает «праздник непослушания», закатывает истерики и скандалы на ровном месте.
  • Боится оставаться один в темной комнате.
  • Боится людей, не умеет постоять за себя, сильно стесняется.
  • Для его поведения характерны необъяснимые вспышки агрессии, он вымещает злость на игрушках, животных, может ударить родителей.
  • Если он попал в экстремальную ситуацию: насилие, смерть родственника или питомца, развод, переезд, смена коллектива, травля со стороны сверстников, тяжелая болезнь. Внешне он может не проявлять беспокойство, но в душе у него бушует ураган.
  • Плохие оценки, нежелание идти в школу, вызывающее поведение, часто связаны не с ленью и невоспитанностью, а с более серьезными причинами, которые обнаружит психолог и подскажет, как их устранить. Запишите ребенка сразу же, как заметили тревожные признаки, и он будет благодарен Вам за поддержку.
  • Гиперактивный. Если у ребенка есть диагноз СДВГ, то психолог поможет ему определить свои главные стремления и направить лишнюю энергию в правильное русло. Также регулярно посещать специалиста стоит, если у ребенка выявлены аутизм, ММД, ЗПР.

Кстати, помощь детского психолога необходима не только малышу, но и молодым родителям. Специалист подскажет, как правильно общаться с ребенком, понять истинные причины его «странных» поступков, выстроить доверительные отношения.

Что за специалист логопед-дефектолог?

В современном понимании разница между логопедом и логопедом-дефектологом заключается в том, что первый работает со здоровыми детьми, у которых есть нарушения речи, а второй занимается с детьми, у которых, помимо речевых проблем, есть еще нарушения психического развития, нарушения слуха, зрения или интеллекта.

Кроме логопедов-дефектологов с детьми также работают сурдопедагоги (глухие и слабослышащие дети), тифлопедагоги (слабовидящие дети), олигофренопедагоги (дети, у которых диагностирована умственная отсталость).

Логопеды-дефектологи помогают детям с психическими и неврологическими заболеваниями, повышенным внутричерепным давлением, гидроцефалией, ДЦП, аутизмом, расстройствами сенсорной обработки, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, серьезными речевыми нарушениями и т. д.

Читайте также: 10 способов улучшения дикции для детей, подростков и взрослых

Логопед-дефектолог ведет работу в нескольких направлениях:

  • развитие памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия, то есть познавательной деятельности малыша;
  • коррекция имеющихся проблем и приближение к возрастной норме;
  • гармоничное развитие речи ребенка.

Мы советуем прийти на консультацию к логопеду-дефектологу, если:

  • в шесть месяцев малыш не лепечет и не гулит;
  • в 1,5-2 года в его речи нет простейших слов вроде «мама», «дай», «баба»;
  • в 2-3 года ребенок знает всего несколько слов, не может построить элементарную фразу или предложение;
  • в 4-5 лет в речи слова не согласованы по числу, роду, нет глаголов;
  • в 5-6 лет малыш имеет серьезные проблемы с артикуляцией большинства звуков;
  • говорит слишком медленно или быстро, речь невнятная, понять малыша может только мама;
  • ребенок с трудом осваивает чтение и письмо.

Крайне важно не упустить время и начать коррекцию нарушению, как только Вы их заметили у ребенка. Если у Вас возникли малейшие подозрения, что малыш отстает от своих сверстников в развитии, сразу же запишитесь на консультацию к специалисту.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка ниже

Источник: https://karkusha.su/neyropsiholog-psiholog-i-logoped-defektolog-k-komu-obratitsya/

Источник

11.07.2017

Статья

Если после осмотра логопедом, психологом или неврологом в медицинской карточке малыша появилась непонятное сокращение «ЗРР» (задержка речевого развития), то мама и сама теряет дар речи. Откуда такое? К кому обратиться за помощью? Разберёмся в этой проблеме и расскажем, как проводить профилактику нарушений развития речи

Если задержку речевого развития у ребёнка уже выявили, родители часто впадают в две крайности: либо отрицают проблему, либо кидаются решить её буквально за месяц

Почему родители не хотят соглашаться с врачами? Многие не могут распознать особенности развития своего ребёнка, но их сразу увидит специалист. Родители представляют, что и другие дети тоже плохо разговаривают, и их малыш ничем не хуже. Кажется, что придёт время, и он тоже будет болтать быстрее других сверстников. Но нерешённая речевая проблема двух-трёх лет может перерасти в более сложный вариант перед школой или создавать трудности уже в обучении. Ребёнку даже могут отказать в поступлении в желаемую школу.

Но и записывать малыша сразу же в несколько групп раннего развития и покупать десяток развивающих игрушек тоже не стоит. Проблемы речевого развития часто решаются намного проще, если сами родители интенсивно подключатся к их решению.

Для начала мама должна быть уверенна, что у ребёнка нет других особенностей здоровья: не снижен слух, отсутствуют двигательно-моторные нарушения или постоянное психо-эмоциональное напряжение. Врачи отоларинголог, невролог и психолог помогут с выяснением и устранением таких проблем. Можно ещё раз пройти того специалиста, который поставил вам ЗРР. На приём приходите, когда малыш хорошо отдохнул, спокоен и весел. Спрашивайте у врача: по каким признакам был поставлен диагноз, как помочь ребёнку, куда можно обратиться в вашем городе.

Часто врачи назначают медикаментозное лечение — не стоит этого бояться, оно может быть эффективным. Кроме того, специалист обязательно посоветует вам лично заниматься с ребёнком. А как? Что раньше происходило не так? Родители стараются сделать для малыша максимум: правильно кормят, красиво одевают, следят за режимом, сами читают книги о  воспитании и при этом часто не замечают, что их крохе не хватает общения. «О чём можно поговорить с грудничком, если он всё равно ничего не понимает?» – думают взрослые. Ошибка многих современных родителей в том, что они не видят личности в своём малыше с момента его рождения. А психологи говорят обратное: уже с рождения ребёнок готов воспринимать и впитывать информацию, понимает обращённую к нему речь.

Представьте, что ваш ребёнок – это инопланетянин, и человечество поставило перед вами важную миссию – научить его говорить. Он разумный, развитый индивид, но ничего на нашей планете не видел. Вы должны рассказать о каждом предмете и явлении: для чего предназначено, откуда взялось, какого цвета, формы и т.д. Не бойтесь переборщить и говорить постоянно, как попугай – именно это и нужно вашему крохе.

Многие психологи так же могут посоветовать убрать большинство игрушек из дома. Оставьте только самые любимые и полезные: куклы для ролевых игр, книги для пересказа сказок по картинкам, карточки с названиями животных, предметы для развития мелкой моторики

Мелкая моторика напрямую связана с памятью, вниманием, зрением и восприятием. Для каждого возраста важно выполнять определённые упражнения. Наиболее распространённые и интересные для детей игры: ладушки, массаж ладошек, разрывание бумаги, перелистывание страниц, нанизывание бусинок на верёвочку или леску, перебирание круп, завинчивание крышек, собирание мозаик и пазлов, рисование, лепка, игры в песке, вырезание, аппликации и другие.

Упражнения для занятий с песком ищите в нашей статье «Песочная терапия».

Занимайтесь каждый день, и вы заметите, как движение малыша становятся более ловкими и скоординированными. А за моторикой подтянется и речь. Побыстрее откажитесь от пустышки, чтобы рот был свободен для разговора. Любой специалист посоветует рассказывать и разучивать с ребёнком простые стихотворения. Любые занятия в доме или на улице можно сопровождать весёлыми стишками или считалочками.

При умывании можно говорить:

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.

С нами уже более 30 000 подписчиков!

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

При одевании:

Га-га-га, га-га-га,
Вот колготки на ногах!
Ва-ва-ва, ва-ва-ва,
Влезли руки в рукава.

Очень полезно распевать с малышом детские песенки. Главное, чтобы слова были простые, понятные, а мелодия – приятная. Можно записать самые любимые песни на телефон и включать на улице или в машине. Но важно, чтобы родители тоже подпевали, объясняли значения слов, улыбались, были в хорошем расположении духа.

Позитивный настрой действительно очень важен. Чаще хвалите ребёнка за новое произнесённое слово, не жалейте объятий, поглаживайте по голове, целуйте, держите за руку. Кажется, что это всё мелочи, но из них создаётся эмоциональное единение ребёнка с родителями. Малыш становится уверенным, активным, хочет познавать окружающий мир и становится более общительным.

Советы эксперта по проблемам развития речи у ребёнка читайте в статье «Речь как основа совершенства: 10 вопросов к логопеду-дефектологу»

Эта статья может быть интересна твоим друзьям? Поделись ссылкой в своих соцсетях:

Быстрая регистрация

Получите 5% скидку на первый заказ!

Источник