К 1 году ребенок знает слов

К 1 году ребенок знает слов thumbnail

Ошибочно мнение, что речевое развитие малыша начинается с годовалого возраста. Подготавливать ребенка к говорению необходимо уже с рождения. Психологи утверждают, что речевое развитие начинается с перинатального периода, когда малыш находится в животе у мамы. Если будущие родители постоянно разговаривают с будущим ребенком, поют песенки, читают стихи до и после рождения, это является мощным стимулом для раннего развития речи.

Как развивается речь ребенка до года

До года у ребенка появляются первые предпосылки к освоению речи

Осваивать и издавать первые звуки малыш начинает в 3 месяца. Как правило, легче всего даются в этот период звуки н, к, г. Полугодовалый младенец понимает знакомые слова взрослых, реагирует на них, произносит первые слоги: ма, ба. К 8 месяцам речь развивается до более сложных звуков: п, б, м, а, э, к, г. Кроха пытается с помощью взрослых составлять из данных букв слоги: па, ба, ма, гу. Гуление становится первым образцом говорения.

До года у детей больше развита эмоциональная сторона речи. Они следят за губами, лицом взрослых, запоминают каждый звук, его произношение, эмоциональный окрас. Детский лепет появляется к году, когда малыш начинает говорить первые слова: мама, папа, дай, ляля, на, зя (нельзя), ди (иди). Понимает годовалый кроха фразы «нельзя», «иди ко мне», «ползи», «иди», «поцелуй маму».

Возможные нарушения

В годик можно заподозрить нарушение речевого развития. Мнения специалистов расходятся относительно говорения детей от года до 2 лет. Неврологи утверждают, что задержку речевого развития можно установить на втором году жизни ребенка. Для данного возраста характерны патологии:

  • Ринолалия (анатомо-физиологические дефекты речевого аппарата, приводящие к нарушениям звукопроизношения, изменению тембра голоса).
  • Афазия (ребенок теряет возможность говорения).
  • Сенсорная алалия (когда малыш неверно воспринимает на слух речь взрослого).
  • Моторная алалия (не овладение активным словарем из-за нарушения экспрессивной речи).
  • Дизартрия (неправильное произношение звуков из-за органических поражений).
  • Тугоухость (ослабленность слуха, его отсутствие).
  • Задержка речевого развития.
  • Общее недоразвитие речи.

При подозрении на патологию речи необходимо обратиться к специалисту

Последними двумя терминами обозначается зачастую комплекс речевых патологий. ЗРР (задержку речевого развития) часто ставят в возрасте до 3 лет, когда непонятен точный диагноз.

Детские психологи и логопеды советуют родителям не заострять внимание на том, сколько слов в норме должен говорить ребенок к году. Малышам дается 3 года для освоения речи, до данного возраста рано говорить о нарушениях, задержке развития. Он может не разговаривать совсем до 2 лет, к 3 годам начать говорить без остановки. Мальчики по статистике начинают осваивать первые слова позднее девочек. Сказать о возможных нарушениях можно только к 3 годам развития малыша. Показать ребенка неврологу, логопеду стоит, если:

  • к 2 годам он не знает простых слов: мама, папа, баба, дай, мне, нельзя;
  • отсутствует понимание слов начиная с 1 года, когда малыш не реагирует на просьбы и замечания взрослых (нужно исключить тугоухость);
  • кроха внезапно замолчал после того, как появилась активная речь;
  • детский лепет остается до 2 лет;
  • малыш не пытается оформить речь, постоянно тыкает и мычит, чтобы указать на предмет, озвучить просьбу.

Логопеды не советуют расстраиваться, если малыш не освоил простые слова к 1 году жизни, например, такие как мама, папа, баба, деда, дай, на, иди. Возможно, ему по психологическому развитию требуется больше времени, чем сверстникам, для освоения речи. Говорить о логопедических нарушениях речи можно только к 3 годам. Нужно заниматься с крохой, развивать словарный запас.

Как развивать речь ребенка в 1 годик

Игры и игрушки для развития речи у малышей

В один год можно способствовать развитию речи ребенка с помощью специальных упражнений. Проводить их может каждый родитель. Основаны развивающие упражнения на играх, песнях, чтении стихов, сказок.

Игры для развития речи

В процессе любой игры нужно обращать внимание крохи на признаки, особенности предметов, проговаривать их вслух. Следует выбирать игры, где требуется повторять слова за взрослым, пропеть песенку, рассказать стишок, выполнить простое задание.

  • Рисование. Занятие полезно в любом возрасте, тренирует моторику рук, развитие процессов мышления, памяти, внимания. Рисовать можно что угодно, главное, рассказывать детям о нарисованном предмете, из каких частей состоит, каким цветом лучше раскрасить каждый элемент. В процессе игры можно рассказывать забавные стишки, например, когда изображаются животные.
  • Пирамидка. Игра есть у 70% детей, но не каждый родитель правильно играет в нее с ребенком. Собирание пирамидки состоит из нескольких этапов. Сначала родитель показывает пример сбора, проговаривает один признак предмета – цвет: «красное колечко надеваем на желтое, синее на оранжевое и т. д.» После нужно предложить ребенку собрать вместе пирамидку. Следующий этап − сбор пирамидки вместе, проговаривание не только цвета, но и формы, размера предмета – круглый, прямоугольный, треугольный или квадратный, большой, маленький, огромный, средний.
  • Как говорят животные. Игра про зверей нравится всем деткам. Важно не просто проговаривать животных, особенность их речи, но и включать в игру кубики, рисунки, карточки, чтобы ребенок мог одновременно находить нужного зверя или птицу. Игра простая в применении, строится на диалоге с малышом: «Как говорит курочка?». Малыш отвечает: «Ко-ко».
Читайте также:  Виферон свечи для детей дозировка 1 год ребенку

          − «Как говорит коза?»

          − «Бе-бе».

          − «Как говорит лягушка?»

          − «Ква-ква».

Кроха в 1 год не сразу будет произносить все слоги, важно помогать ему. В этом заключается научение говорению.

Советы логопеда

Чтобы малыш раньше освоил процесс говорения, быстрее перешел от лепета к полным понятным словам, необходимо соблюдать ряд правил:

  • Не разговаривать длительное время, копируя речь младенца (ага, угу). Как только малыш начинает осваивать первые слова, следует прекратить детский лепет, говорить правильно.
  • Пустышку следует убрать из обихода после 1 года, максимум − 1,5. Она тормозит речевое развитие, мешает больше говорить, даже детский плач является частью речи.
  • Предлагайте малышу дудеть, надувать мыльные пузыри, играть в свистульки, что стимулирует развитие артикуляционного аппарата.
  • Играть с малышом в игру «обезьянки», когда он должен повторять за родителем различные гримасы: надуть щеки, втянуть губы трубочкой, улыбнуться и т. д.
  • Заниматься больше с ребенком лепкой, рисованием, вырезанием. Пусть малыш клеит, переставляет, двигает, собирает различные предметы. Задача родителя − проговаривать форму, цвет, звуковое сопровождение.
  • Учить детей выражать собственные эмоции с помощью речи, пусть изначально это будут простые слова: эх, да, ага, ух.
  • Читать больше сказок. Лучше выбирать книги с яркими иллюстрациями. Малыша до 2 лет трудно удержать длительное время на одном месте, слушать сказку до конца. Красочные картинки помогут сконцентрировать внимание, слушать чтение взрослого, следить за повествованием.

Ребенок рассматривает книжку с картинками

Речь малыша формируется до 3 лет. До данного возраста дети не обязаны читать вслух стихи, но должны начать говорить обязательно в год. Каждый малыш индивидуален, развитие речи − процесс, постичь который одному дается легче, другому труднее. Важно не терять надежды, заниматься с детьми с рождения до года, активно разговаривать с крохой, читать сказки, играть. Совместная деятельность со взрослым − мощный стимул для развития речевой активности.

Источник

Первый в жизни день рождения — отличный повод для небольшой передышки и подведения итогов. По истечении 12 месяцев мамы и папы стали свидетелями чудесного превращения принесенного из роддома кричащего свертка в самостоятельного человечка, обзаведшегося собственными привычками и характером. За этот период покинувший утробу матери младенец успел освоиться в огромном мире и подготовиться к следующему этапу, связанному с изменением мировоззрения и усовершенствованием навыка ориентирования в окружающей обстановке. До следующего дня рождения ребенок будет сфокусирован на развитии двух важнейших навыков: умении передвигаться и говорить.

фото o-krohe.ru

С каждым годом увеличивается количество родителей, оценивающих физическое здоровье малыша с позиции стабильности развития. Добавившиеся сантиметры и килограммы при этом отходят на второй план. Вследствие этого довольно часто у опекающих отпрыска взрослых возникает вопрос: «Что должен уметь ребенок в 1 год?»

Психологические особенности

Годовалый возраст ассоциируется с периодом активного психологического развития. Ближайшие родственники фиксируют всплеск тяги к исследованию и познанию. Помимо этого, именно в эти дни родители сталкиваются с проявлениями первых психологических кризисов. Объясняются они довольно просто: кроха открывает собственное «Я» и воспринимает себя в качестве отдельного (не связанного с матерью) существа. Ситуация усугубляется тем, что психологические знания преобладают над физическими возможностями.

В некоторых случаях процесс закрепления нового для ребенка навыка может сопровождаться сбоями в поведении, выражающимися в капризности и раздражительности. Случающиеся в данный период истерики должны восприниматься как типичные для годовалого возраста явления. В такие моменты дети особенно остро нуждаются в нежности, ласке и добрых словах. Увеличение количества желаний подталкивает кроху к применению единственного доступного способа их удовлетворения. Ограниченный словарный запас препятствует полноценному общению, из-за чего и возникают определенные трудности.

Двигательные навыки

фото 7lestnic.com

Нетерпеливым родителям, желающим обучить кроху всему и сразу, следует ознакомиться с перечнем того, что должен уметь ребенок в 1 год. Спектр подвластных малышу действий в этот период уже довольно широк. В него вошли:

ходьба с опорой на одну руку (карапуз может держаться за одного из родителей, перила, стену и т.д.);

осуществление первых самостоятельных шагов без поддержки с возможностью преодоления 3-5 метров;

бег (сохраняется необходимость удержания взрослого за руку);

выполнение наклонов, выпрямлений, приседаний (наклонам может сопутствовать упор головы в пол и ожидание реакции от окружающих);

пребывание в стоячем положении без опоры;

подъем приставным шагом на лестницу детской горки (при помощи взрослого);

сползание по наклонной поверхности и влезание на нее;

подползание под препятствие;

подражание знакомым движениям, выполняемым взрослыми или ровесниками (хлопки, стук, встряхивание и т.п.);

вскарабкивание на стулья, кресла, диваны и спускание на пол;

плавание в ванной, сопровождаемое опусканием головы под воду и совершением движений ногами и руками.

Нюансы эмоционально-социального развития

Годовалый карапуз может быть недоволен резким тоном взрослого. Аналогичная реакция наблюдается на слово «нельзя» и неспособность выполнить желаемое действие. Появление незнакомого человека может насторожить малыша и заставить его заплакать, в то время как приход родственника вызовет радость. В возрасте одного года ребенок не должен быть безучастным к играм и заводным игрушкам. Игровая деятельность и снимок близкого человека озаряют лицо крохи улыбкой. Переступившие годовалый порог дети с удовольствием копируют мимику и жесты сверстников и окружающих их взрослых. Вопросительное выражение появляется при попадании в незнакомые ситуации и иных затруднениях. Иллюстрации в книгах вызывают у дошкольника интерес. Песни и музыка могут подтолкнуть малыша к прыжкам, пению или задумчивости.

Читайте также:  Оформление стола на день рождения девочке ребенка 1 год

Бытовые навыки

фото razvitie-krohi.ru

Ребенок, преодолевший годовалый возрастной рубеж, демонстрирует следующие навыки:

распознавания предметов собственного гардероба, предполагающие возможность выбора той или иной вещи;

поднимания ноги или руки при одевании/раздевании (после просьбы взрослого);

пользования чашкой (при ее удерживании руками);

неумелого оперирования ложкой;

откусывания и пережевывания твердой пищи (хлеба, печенья, фруктов и т.д.);

протягивания рук к воде в процессе умывания, по окончании которого малыш пытается вытереться полотенцем;

выражения недовольства при нарушении опрятности (возникновение желания сходить на горшок заставляет кроху издавать характерные звуки).

Речевое развитие

фото onethree.ru

Активный словарный запас зачастую ограничен 8-12 словами. Произнесение облегченных вариантов слов сопровождает ответ на вопрос «Кто это?» Помимо этого, наблюдается правильная словесная реакция на действия и предметы, которые ребенок называет самостоятельно. Особое внимание малыш уделяет подражанию, будь то понятные слова окружающих или знакомые звуки. Кроха старается воспроизвести интонации песенок, изобразить плач или смех и продемонстрировать издаваемые животными крики. В этот период малыши также могут «говорить» по телефону. Кроме того фиксируется стойкий интерес к новым словам. В процессе повторения ребенок стремится к соблюдению ритмических и интонационных особенностей.

Пассивный словарный запас более обширен. Понимание речи способствует существенному расширению возможностей годовалого малыша. Наблюдается подчинение словам «можно» и «нельзя», а также выполнение определенных просьб («открой/закрой», «отнеси», «положи», «отдай» и т.д.). Карапуз охотно возится с игрушками, попутно выполняя пожелания взрослых (катает машинку, пинает ногой мяч, «кормит» игрушку и т.п.). Малыш способен отличить кубик от юлы, мишку от куклы. Ему известны имена родственников, вследствие чего при обращении к присутствующему ребенок смотрит в его сторону. Дошкольник уверенно указывает на интересующую взрослого игрушку и называет известные ему предметы, подкрепляя слова жестами.

Словосочетание «до свидания» ассоциируется у крохи со взмахом руки. Прощальный жест воспроизводится уместно (когда уходит сам малыш либо кто-то другой). При встрече ребенок пожимает руку прибывшего. Один из наиболее умилительных навыков связан с умением посылать воздушные поцелуи. Столь нехитрым образом малыш демонстрирует благосклонность к понравившемуся ему человеку.

Из активных действий, следующих за просьбой родителей, родственников или знакомых, можно отметить игру в «ладушки», разведение рук на слово «нет», воспроизведение движений других людей, «вытирание» носа платком и «вытирание» лица полотенцем. Также малыш может при необходимости прятаться в ходе игры и показывать то, чем заняты в текущий момент присутствующие.

Познавательное развитие

фото VitaMarg.com

Малыши 12 месяцев и старше должны уметь снимать и нанизывать на стержень пирамиды 3-4 кольца, оснащенных широким отверстием. В этом возрасте детям вполне по силам открывание и закрывание крышек, установление одного кубика на другой и т.д. В ходе игры со знакомой куклой (мишкой, зайчиком) ребенок без труда выполняет такие действия, как кормление, причесывание и т.п. Помимо этого фиксируются повторения движений игрового характера, выполняемые сверстниками (похлопывания, поглаживания, пересыпания). Также кроха пытается проследить направление движения катящегося мяча и передвинуть игрушку на колесах. Особый интерес у карапуза вызывают окружающие предметы, позволяющие развить и закрепить полезные в быту навыки. В этот список вошли закрывающиеся/открывающиеся двери, радио и телевизор, предполагающие возможность переключения каналов, а также столы с тумбами, позволяющие выдвигать и задвигать ящики.

Усложняются игры. Маленькие экспериментаторы пытаются разделять предметы на составные части. Неудачные попытки заканчиваются бросанием игрушек на пол. Дети уверены, что после такого действия находящаяся в руках вещь развалится на отдельные кусочки.

Совершенствуются слух и зрение. Малыши начинают различать мелкие предметы и лучше видят вдаль. Что немаловажно, оттачивается способность «объемного» восприятия объектов и оценивания расстояния до них.

Советы родителям

фото o-krohe.ru

Полноценное развитие всех органов чувств невозможно без смены впечатлений. Дети в возрасте одного года предпринимают попытки удержания в руке карандашей и ручек. Рисование может стать одним из наиболее увлекательных для малыша занятий. Именно в этот период обои и подвернувшиеся листы бумаги дошкольник стремится испещрить одному ему понятными каракулями. Преобладающая часть малышей не остается равнодушной к чтению книг и рассматриванию картинок.

Уникальный по степени усвоения материала период должен быть использован с максимальной эффективностью. Родители обязаны поощрять проявления самостоятельности со стороны дошкольника. Карапуз может предпринимать попытки в части перемешивания еды, подметания, мытья посуды и т.д. Его знакомство с окружающим миром распространяется во многие сферы деятельности, будь то разговор по телефону, прослушивание музыки или включение лампочки. Многократно повторяющиеся действия запускают процесс анализа. Таким образом кроха пытается понять принципы работы привычных для взрослых предметов. Отказывать ребенку в столь нехитрых удовольствиях не следует.

Читайте также:  Клебсиелла пневмония в кале у ребенка 1 год причины

Готовый к обучению малыш лучше всего усваивает информацию, подаваемую в игровой форме. В этот период родители могут посвятить время освоению новых разновидностей творчества: аппликации, лепке, рисованию красками и мелками. Совместно проведенные подобным образом часы способствуют развитию мелкой моторики рук. Последняя, в свою очередь, стимулирует развитие речи.

Общение с ребенком должно проходить на понятном языке. Употребление ласкательно-уменьшительных терминов желательно свести к минимуму. Сюсюканье вводит детей в заблуждение, вследствие чего они начинают говорить на так называемом «детском» языке.

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!

Источник

04.08.2015,

 Нормы развития речи, Статьи  

К 1 году ребенок знает слов

Поезд  «Развитие» на всех парах приближается к станции «1 Год». Локомотив-мозг тащит множество вагончиков-умений, вагончиков-знаний, не снижая скорости. Впереди новая жизнь – вербальная или речевая.

Ваш малыш уже в совершенстве овладел доречевым общением – активно использует мимику, простые жесты, лепет. Со временем в общение со взрослым дети начинают добавлять устойчивые звукосочетания, которые обозначают простые действия («ам – ам», «бай – бай», «бух»), игры («ку – ку»), предметы и игрушки («тик – так», « му – му»).  С развитием общения связано и появление первых настоящих слов – призыв, просьба, обращение, указание – «мама», «папа», «дай», «тут».

Что же должен говорить ребенок в 1 год? 

Кто придумал нормы речевого развития? И как понять соответствует ли развитие речи ребенка этим нормам?

rebenok-1-god-1Нормы развития определены на основе масштабных исследований большого количества детей разных возрастов. Принятые в отечественной практике нормы оценки развития, разработанные Э.Л. Фрухт (скачать таблицу норм) предполагают, что в 12 месяцев ребенок произносит 5 – 10 несложных слов и легко подражает слогам. При этом он:

  • понимает названия нескольких предметов, действий, имена, выполняет отдельные просьбы (“найди, принеси, дай маме, положи тут”);
  • понимает слово “нельзя”;
  • по просьбе выполняет игровые действия («покачай куклу», «кати машинку»)

Речь значительного числа современных российских детей не соответствует таким «завышенным» требованиям по различным причинам. В этом возрасте наиболее значимыми могут быть медицинские факторы, действовавшие как в период беременности (интоксикации, гипоксия плода), так и в родовой и послеродовой период (стремительные/затяжные роды, неврологические проблемы).

Затруднять формирование речи могут, в том числе нарушения слуха. Если у Вас есть подозрения на снижение слуха – обратитесь к специалисту незамедлительно.

Причинами задержек речевого развития и возникновения речевых нарушений могут быть не только медицинские, но и социальные и психологические факторы: скупая речевая среда, двуязычие в семье, нарушение эмоционального контакта с матерью, разлука с ней.

Причины задержки речи и речевых нарушений_ИК250

В последние годы часто используются зарубежные  диагностические методики, которые более «лояльны». Так, согласно им, только к  15 – 18 месяцам ребенок может научиться произносить от 4 до 6 слов. К сожалению, такие методики, могут затруднить раннее выявление нарушений в развитии ребенка.

Как адекватно оценить развитие речи  ребенка в 1 год?

Думается, у Вас нет поводов для беспокойства, если малыш:

  • понимает обращенную речь в объеме возрастных требований;
  • свободно использует доречевые формы общения – мимику, жесты; активен в контакте;
  • произносит первые слова – обозначения («ав-ав», «кис – кис»).

Как развивать речь ребенка в 1 год?

rebenok-1-god-2

В первую очередь – в процессе ежедневного общения, ухода за ребенком.

  • Помните, ребенок должен не просто слышать речь взрослых, а слова, которые обращены именно к нему.
  • Не допускайте агрессивного стиля общения, не используйте перегруженные монологи.
  • Говорите доброжелательным тоном, используйте ласковые, мелодичные слова, стихи, потешки, колыбельные и др.
  • Четко проговаривайте все слова; следите, чтобы малыш обращал внимание на движения ваших губ.
  • Говорите так, как будто сообщаете ему что-то важное; дотрагивайтесь до малыша, что бы он приготовился слушать.
  • ”Озвучивайте” действия и называйте  окружающие предметы.
  • Рассматривая предметы, перечисляйте их особенности и характеристики (где у кошки ушки?); подражайте игрушкам, голосам зверей (кто как говорит?).
  • Общаясь с ребенком, давайте ему время подумать, не торопитесь с ответом. Будьте ласковы, внимательны, поощряйте активность малыша.
  • Не говорите малышу “неправильно”. Лучше предложите два варианта : «Да, это собака, «ав-ав».
  • Следите за общим развитием ребенка (играйте в кубики, пирамиды, матрешки; работайте с пластилином и глиной, рисуйте и т.д.).
  • Развивайте слуховое внимание: например, учите его различать музыкальные игрушки, окружающие звуки.
  • Развивайте артикуляционный аппарат: вовремя отучайте от пустышки; следите, чтобы ребенок употреблял твердую пищу и др.
  • Развивайте движения пальцев рук (лепка, пальчиковые игры, массаж), сопровождайте пальчиковые игры чтением стихов, потешек.

Неиссякаемая энергия Вашего ребенка поможет двигаться скоростному поезду «Развитие» вперед и вперед. Теперь в его составе уникальный вагончик – речь – средство общения и мышления. Счастливого пути!

Источник