Юнг о развитии ребенка

Юнг о развитии ребенка thumbnail

Развитие ребенка и психология

В отличие от психоаналитической теории с ее фокусом на этиологии и влиянии инфантильной травмы на последующее психосексуальное развитие, теоретическая позиция Юнга вывела его из области детства как единственной базы для психологического изучения. Юнг рассматривал психологическое развитие как явление, свойственное человеку на протяжении всей его жизни, а не как задачу, заканчивающуюся в конце пубертатного периода. Поэтому Юнг написал мало о детском развитии и о психологии ребенка по сравнению с огромным и непреходящим интересом к детскому периоду во фрейдистских кругах. Статьи, посвященные развитию ребенка и детской психологии, собраны в 17-м томе собрания его сочинений и на русском языке опубликованы в сборнике работ Юнга под названием «Конфликты детской души». Они были написаны в основном в ответ на приглашения, обращенные к Юнгу как знаменитому психологу своего времени, высказаться на разных учительских съездах и конференциях по различным вопросам, связанным с его психологической теорией (в частности, о возможностях ее применения в образовании и воспитании). В силу этого данные работы Юнга понятны, доступны (чего нельзя сказать о многих других его трудах), поскольку они писались главным образом для широкой аудитории, интересовавшейся применением психологического знания в образовании и воспитании.

В комплексе идей Юнга, связанных с детской психологией и психологией развития, доминирует следующая мысль: нормальный ребенок психологически изначально пребывает в состоянии бессознательности. В процессе его развития из океана бессознательного, подобно островам, возникают разнообразные изолированные моменты сознания; такие острова сознания постепенно становятся все больше и больше до тех пор, пока Эго-комплекс окончательно не кристаллизуется и не даст возможность более или менее устойчиво осознавать себя и других. Хотя Юнг и признавал разнообразные психические расстройства, поражающие детей на разных этапах их развития вследствие наследственной предрасположенности к ним, он тем не менее видел, что многие из этих расстройств возникают прежде всего в результате впитывания ребенком бессознательных конфликтов из вытесненного или отвергнутого бессознательного материала своих родителей. Поэтому Юнг считал необходимым строить аналитические отношения с родителями больного ребенка, а не ограничиваться лечением одного только ребенка, и его клинические отчеты по работе с детьми как раз и отражают мнение о том, что причины детских психических расстройств следует искать в бессознательном окружающих ребенка взрослых.

В бессознательном детском состоянии, которое Юнг считал нормальным явлением, он видел образ коллективного или расового бессознательного. Его теория о том, что индивидуальное человеческое бытие кратко воспроизводит в своем индивидуальном психологическом развитии те стадии, которые пережил в своем развитии весь человеческий вид как целое, оказывается, таким образом, применимой к детям. Бессознательное состояние, в котором изначально пребывают все дети, позволяет им получать доступ к коллективному бессознательному всего человечества тем же самым образом, каким взрослые постепенно утрачивают его, развивая собственное Эго. Так же как коллективное бессознательное предшествует коллективному сознанию, индивидуальное бессознательное предшествует индивидуальному сознанию. Поэтому Юнг рассматривал многие символы в детских снах и играх как непосредственное выражение материала коллективного бессознательного и считал этот разделяемый всеми психический опыт крайне важным и ценным в повышении качества нашего знания.

Некоторые из последователей Юнга успешно провели дальнейшую психотерапевтическую разработку его идей как в отношении детей, так и в отношении взрослых. В частности, следует отметить исследования в области техники так называемой «игры в песочек», где осуществляется аналитическая работа с символами коллективного бессознательного, столь заметного в психологии детей. На русский язык переведена книга Ленора Штейнхарда «Юнгианская песочная психотерапия». В книге Джона Аллана «Ландшафт детской души» содержится обзор классической юнгианской литературы, касающейся психологии и развития ребенка.

Литература

Аллан Д. Ландшафт детской души. — Минск, 1997.

Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. — СПб., 2001.

Юнг К. Г. Психические конфликты у ребенка // Юнг К. Г. Конфликты детской души. — М., 1995. С. 5–40.

Юнг К. Г. Вклад в психологию молвы // Юнг К. Г. Критика психоанализа. — СПб., 2000. С. 273–286.

Читайте также:  Понятие звуковой культуры речи ее значение для развития речи ребенка

Юнг К. Г. Теория психоанализа // Юнг К. Г. Критика психоанализа. — СПб., 2000. С. 146–171.

Юнг К. Г. Аналитическая психология и воспитание // Юнг К. Г. Конфликты детской души. — М., 1995. С. 69–150.

Юнг К. Г. Развитие ребенка и воспитание // Юнг К. Г. Конфликты детской души. — М., 1995. С. 51–68.

Юнг К. Г. Одаренный ребенок // Юнг К. Г. Конфликты детской души.-М., 1995. С. 151–164.

Юнг К. Г. Значение бессознательного в индивидуальном образовании // Юнг К. Г. Конфликты детской души.—М., 1995. С. 165–184.

Юнг К. Г. Развитие личности // Юнг К. Г. Конфликты детской души. — М., 1995. С. 185–208.

Юнг К. Г. Значение отца в судьбе индивида // Юнг К. Г. Избранные труды по аналитической психологии. Т. 1.—Цюрих, 1939. С. 277–293.

Юнг К. Г. Психологические аспекты архетипа матери // Юнг К. Г.

Структура психики и процесс индивидуации. — М., 1996. С. 30–50.

Kalff D. M. Sandplay: A Psychotherapeutic Approach to the Psyche.—

Boston, 1980.WickesF. G. The Inner World of Childhood.-1988.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

1.2. Игра и ее влияние на развитие ребенка 5–7 лет
До знакомства с играми-заданиями остановимся сначала на том, что такое игра для ребенка, почему именно в ней происходит его психическое развитие и почему именно в игре можно и нужно как формировать предпосылки к школьному

5.6 Психология ребенка
Психологическое общество нельзя считать детищем одного только англоязычного мира. В континентальной Европе ситуация во многом от него отличалась: во-первых, здесь существовало разнообразие культурных и национальных традиций; во-вторых, в XX в.

1. Психическое развитие ребенка младенческого возраста
1. Врожденные формы психики и поведения.2. Развитие познавательной сферы.3. Личностные новообразования младенчества.1. Ребенок появляется на свет беспомощным, имеющим лишь очень ограниченный набор безусловных

3. Эмоциональное развитие грудного ребенка
Чтобы понять эмоции ребенка в период грудного кормления, надо избегать ошибочного представления о ребенке как «гомункулусе», которое выражается в вопросе: «Как бы я со своим психическим аппаратом себя чувствовал на месте

Развитие сознания ребенка
Путь индивидуального развития человека представляет собой развертывающуюся в узких рамках немногих лет историю замечательнейших превращений, какие может себе представить человеческая мысль. <…>Основным содержанием психического развития

Развитие мышления ребенка
Изучение истории умственного развития ребенка представляет, несомненно, большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Недаром

Развитие письменной речи у ребенка
Весьма существенным приобретением в речевом развитии ребенка является овладение им письменной речью. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности. Эти

Развитие игр ребенка
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития — в детстве — она приобретает особое значение.В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой

Развитие логического вывода у ребенка
Овладение операцией логического вывода проходит ряд последовательных ступеней, которые отчетливо можно наблюдать в процессе развития ребенка.Мы уже указывали, что к началу дошкольного возраста как предметная отнесенность, так и

ЛЕКЦИЯ № 14. Развитие речи ребенка
Одним из главных умений, которым необходимо овладеть ребенку при познании речи, – это умение комбинировать слова. Многие исследователи, например, Кольцова, Рыбников, Гвоздев, Люблинский, отмечают как характерный этап развития детской

А. Психология архетипа ребенка

1. Архетип как состояние прошлого
Теперь, что касается психологии нашего мотива, то я должен заметить, что всякое высказывание об архетипе, выходящее за пределы чисто феноменального, неизбежно подпадает под уже ранее изложенную критику.

5.4. Речь ребенка и развитие его мышления
Начнем с общего замечания: современные воззрения на ДР не имеют в качестве точки опоры какую–либо одну теорию развития мышления. Конечно, большинство работ о ДР в той или иной мере учитывает идеи Жана Пиаже, основателя так

Развитие ребёнка
Развитие ребёнка с точки зрения строения ума идёт по двум направлениям. Самое главное, чем занят ум в детстве: он грузит в себя, как сейчас принято говорить, информацию: образы и образцы поведения. На них он будет опираться всю последующую жизнь.Что

Читайте также:  Сопровождения ребенка с нарушениями развития

Источник

К. Г. Юнг — швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии. Его основным интересом была индивидуация, т.е. реализация личностью собственного пути в процессе жизни. В этом контексте внутренний ребенок во взрослом и анализ детского прошлого имел второстепенное значение. Однако Юнг затрагивал в своих работах тему ребенка, переплетение переживаний детей и их родителей, исследовал архетип ребенка.

До того, как детский анализ сформировался в отдельное направление, в аналитической среде преобладала точка зрения, согласно которой ребенок до определенного возраста является в большей степени бессознательным. Исходя из этого одной из важнейших функций родителей, особенно матери, была защита ребенка от подавляющей силы бессознательного, пока его Эго не окрепнет в достаточной степени. Принято считать, что Юнг в своих работах не касался психоанализа детей и даже высказывался о том, что аналитический процесс не полезен для ребенка. Однако это не совсем так. Юнг действительно рекомендовал ограничиться анализом родителей в случае трудностей у детей. Но за этим замечанием несложно разглядеть идею о встроенность ребенка в семейную систему. Он писал: «У детей своеобразная психология. Как его тело в эмбриональный период представляет собой часть материнского тела, так и его психика в течение многих лет является частью духовной атмосферы родителей. Это объясняет, почему многие детские неврозы — это по сути своей скорее симптомы духовного состояния родителей, нежели собственное заболевание ребенка. Психика детей лишь отчасти принадлежит им самим — по большей части она все еще зависит от психики родителей»[1].

Дети, в свою очередь, также влияют на родителей уже своим появлением на свет, собственным характером и особенностями развития. Положение о взаимовлиянии членов семьи друг на друга не получило у Юнга дальнейшего развития, но обозначило необходимость рассматривать симптом ребенка как симптом семьи в целом. К. Г. Юнг выдвинул ряд идей относительно особенностей детской психики. Эти идеи были развиты и значительно доработаны его главными последователями в области детского психоанализа — Э. Нойманном и М. Фордхамом. Парадоксальным образом во многом расходящиеся точки зрения обоих авторов на развитие родились из желания заполнить лакуны в теории Юнга. Позже мы рассмотрим основные идеи каждого из подходов, но сначала обратимся к положениям самого Юнга относительно развития психики в раннем возрасте.

С точки зрения аналитической психологии психика имеет следующую структуру: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Последнее представляет собой вместилище знаний и переживаний, опыт, накопленный человечеством за всю его историю, а также источник ресурсов и возможностей исцеления. Это богатство человеческого опыта хранится в психике в виде первообразов — архетипов. Слой личного бессознательного увеличивается с течением жизни человека. Он содержит неразвившиеся желания и влечения, подавленные эмоции и переживания, а также воспоминания обо всем, что происходило в индивидуальном опыте. Эго, в свою очередь, — это комплекс, отвечающий за сознание, центр сознательной сферы. Эго постепенно формируется из островков психического опыта младенца в целостную структуру, которая связана с центральным архетипом коллективного бессознательного — Самостью. Самость является архетипом целостности, она несет в себе инстинктивные корни психики. Именно в этой части души заложены потенциал и ресурс каждой личности. Она говорит на языке образов и символов, который должно слышать Эго. Сновидения, сказки и истории, рисование, лепка, свободный танец и другие виды творчества — это способ оставаться в контакте с Самостью, даже когда сознание занято насущными проблемами и их решением. «Интуиция составляет основную форму реализации Самости. Реализация Эго осуществляется с помощью логических и дедуктивных процессов мышления»[2].

К. Г. Юнг утверждал, что в каждом человеке от рождения заложено нечто уникальное и неповторимое. Появляясь на свет, ребенок уже несет в себе зерно индивидуальности и постепенно раскрывает его, взрослея. Этот процесс реализации собственного уникального потенциала, движения к внутренней целостности, осуществляемый в психике человека в течение жизни, называется индивидуацией. Применительно к ребенку можно говорить об индивидуации как о дифференциации, т.е. выделении из коллективного психического, об осознании собственного я, об освобождении от давления общественного мнения и семейных ожиданий.

Читайте также:  Выдача истории развития ребенка

В работах Юнга идея изначальной индивидуальности ребенка существует параллельно с идеей его тотальной бессознательности от рождения. Па первый взгляд, это противоречие, однако оно отражает разные стороны психики младенца и показывает значимость семейного окружения для развития: «Ребенок, отдельный человек, должен установить определенные отношения с родителями, чтобы выжить, а они, в свою очередь, должны приспособиться к его индивидуальности».

Первостепенной по значимости фигурой для ребенка является мать. В свое время, постулируя особенную важность отношений ребенка и матери, Юнг был новатором. Он выделил несколько принципиальных моментов, окрашивающих детско-материнские отношения. Во-первых, кормление как инстинкт. Юнг подчеркивал особую значимость процессов кормления ребенка в первые годы жизни. В отличие от Фрейда, он настаивал на том, что эта область не связана с сексуальностью, а скорее соотносится с природными процессами роста и развития.

Во-вторых, потребность ребенка в отделении от матери, которая реализуется через борьбу. В процессе роста и развития ребенку становятся доступными и понятными все больше взрослых вещей и ситуаций, но при этом не менее привлекательна бессознательность слитости с матерью. Это обусловлено двойственностью человеческой природы: с одной стороны, в человеке заложены импульсы для роста, развития, отделения и индивидуации, а с другой — существует потребность в возвращении к истокам для обретения сил и нахождения ресурсов. Ребенку приходится преодолевать внутренние регрессивные силы, чтобы реализовать собственный потенциал. Отделение подразумевает также переход на новую стадию развития, когда необходимо разрабатывать новые способы действия, потому что прежде эффективные модели уже не дают желаемого результата. Ситуация осложняется, если имеет место неготовность матери предоставить ребенку больше свободы и самостоятельности, использование его в качестве стабилизатора собственного неустойчивого психологического состояния, а также для поддержания баланса в отношениях с супругом.

Безусловно, можно сделать вывод о том, что борьба в процессе отделения от матери осуществляется ребенком не только на внутреннем, но и на внешнем уровне. Для того чтобы отделение состоялось, ребенку необходимо вначале в полной мере прочувствовать слитость с матерью, прожить период «примитивной идентичности». Юнг вводит это понятие как сходство, основанное на первоначальной физической неразделенное™ матери и ребенка. Младенец еще совсем недавно был частью тела матери. Эта бессознательная идентичность сохраняется в течение некоторого времени после его появления на свет и фактического отделения.

Отношение матери и ребенка в период примитивной идентичности Юнг описывает как мистическое соучастие. Этот термин он позаимствовал у французского философа и антрополога Л. Леви-Брюля. Participation mystique, или мистическое соучастие, характеризуется особой связью матери и младенца, которая не ограничивается физической беспомощностью последнего. В таком виде отношений ребенок расценивается в большей степени как объект, а мать — как субъект. Особое чувствование друг друга оживляет их связь. При этом мать и ребенок становятся неразличимыми с точки зрения Эго субъекта.

Нельзя не отметить, что специфика детско-материнских отношений представлена в работах Юнга гораздо обширнее, чем отношения ребенка с отцом. При этом Юнг говорит об отце как о безусловно значимой фигуре, представляющей ценности, отличные от материнских. Еще до рождения ребенка отец поддерживает беременную жену, а позднее помогает ей осуществлять заботу о ребенке. Но это происходит иначе, чем у матери: у отца другой тембр голоса, манера держать на руках; мать некоторым образом меняется в его присутствии. Все это способствует внутренней дифференциации ребенка, усложнению картины мира, которая изначально опирается на взаимодействие с матерью. Но дело не только в том, что отец — другой человек для ребенка. Он олицетворяет духовный принцип в противоположность инстинктивному, вводит рациональное.

Источник