Эволюция понятия ребенок с проблемами в развитии

Дети с проблемами в развитии – кто они?

Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. По медицинским диагнозам, физическим или интеллектуальным возможностям эти дети отличаются от нормально развивающихся сверстников, но пору детства они проживают наравне со всеми. Точнее, должны проживать наравне со всеми.

Долгие годы пытливый ум исследователей, педагогов-практиков, как, впрочем, и требования государства, и запросы родителей, концентрировались на задаче исправления особого ребёнка, доведения его до нормы. Отсюда и шокирующая терминология минувших лет – ненормальный, аномальный, дефективный!

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов, в  ходе такого образования они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. 

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик.

Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями:

 Психологические особенности детей с нарушениями речи

Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

ЗПР

     Задержка психического развития (ЗПР) — одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.

      Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития.

Клара Самойловна Лебединская выделяет  четыре основных варианта ЗПР по этиопатогенетическому принципу:

— конституционального происхождения;

— соматогенного происхождения;

— психогенного происхождения;

— церебрально-органического генеза.

Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений.

ЗПР конституционального происхождения наблюдается у детей с психическим инфантилизмом. В современной психиатрии термин психический инфантилизм означает личностную незрелость.

Эмоциональная сфера детей с психическим инфантилизмом как бы находится на более ранней ступени развития. У детей относительно сформированы психические процессы, но замедлен темп их становления. Наблюдается недоразвитие мотивации учебной деятельности, личностная незрелость. У таких детей нарушена динамика умственной работоспособности. Снижен объем памяти  и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности.

Соматогенная форме ЗПР. При соматогенной форме так же наблюдается психическая незрелость, но причинами чаще всего являются длительные хронические заболевания, которые в значительной степени тормозят развитие активных форм деятельности и способствует формированию таких личностных особенностей как боязливость, робость, неуверенность в своих силах. У них наблюдается неустойчивое внимание, снижение объема памяти,  нарушение динамики мыслительной деятельности.

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка.  Ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у безнадзорных детей и детей-сирот, способствует снижению волевых компонентов личности и  развитию импульсивности. У многих детей наблюдается выраженное снижение познавательной активности, что негативно  отражается на интеллектуальной  продуктивности.

 ЗПР церебрально-органического генеза

Наиболее часто встречается в детском возрасте и отличается большей выраженностью нарушений высших корковых функций в сравнении с другими формами ЗПР.  Причина данной формы – органическое поражение цнс на ранних этапах онтогенеза.   Интеллектуальная недостаточность в данной группе связана главным образом с нарушениями интеллектуальной деятельности. У большинства детей  наблюдается замедленный темп созревания психических функций. В эту группу входят дети, у которых наблюдается частичное (парциальное) недоразвитие отдельных психических функций.

Интеллектуальная недостаточность (Умственная отсталость).

Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети.

Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением  когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

Читайте также:  Аэлита центр развития ребенка абакан

Мы рассмотрим умственную отсталость по степени выраженности интеллектуального дефекта:

— легкая умственная отсталость;

-умеренная умственная отсталость;

— тяжелая умственная отсталость;

— глубокая умственная отсталость.

Легкая умственная отсталость. Это дети, которые приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, большинство из них пользуются речью в повседневных целях. Но у них ограничен словарный запас, неточное употребление значений слов. Восприятие недостаточно развито, вследствие чего ребенок получает неправильное представление об окружающем мире. Произвольное внимание нецеленаправленное. Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом. Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточность воспроизведения. Эмоции недостаточно дифференцированы и неадекватны. Дети овладевают практическими  и домашними навыками.

Умеренная умственная отсталость – характеризуется несформированными познавательными процессами. Мышление конкретное,  непоследовательное. Медленно развиваются понимание и использование речи, она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден. Грубо нарушено внимание, они с трудом привлекается. Освоенные знания они применяют с трудом, зачастую механически, как заученные штампы.

При тяжелой умственной отсталости мышление ригидное, лишено способности к обобщению. Дети с трудом осваивают некоторые навыки самообслуживания, могут самостоятельно передвигаться, выделять людей, которые хорошо к ним относятся. Эти дети не могут существовать самостоятельно, они требуют постоянной помощи и поддержки.

Глубокая умственная отсталость. У детей не развито внимание, восприятие и память. Отсутствует способность к элементарным процессам мышления. Большинство детей неподвижны, или резко ограничены в подвижности.

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и относится современными авторами к группе так называемых первазивных расстройств. Формируется этот синдром в своем полном виде к 2,5 — 3 летнему возрасту.

Под термином аутизм понимается «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействие, пассивность и сверхранимость в контактах со средой». Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые месяцы годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на все психическое развитие ребенка.

В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого, искаженного варианта нарушения психического развития.

Согласно разрабатываемой концепции, по уровню эмоциональной регуляции может проявляться в разных формах:

Для детей первой группы характерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности уже в раннем возрасте. Даже близким невозможно добиться от ребенка ответной улыбки, поймать его взгляд, получить ответную реакцию на зов. Главное для такого ребенка — не иметь с миром никаких точек соприкосновения.

Дети 2-й группы исходно более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам аутизм их более «активен». Он проявляется не как отрешенность, а как повышенная избирательность в отношениях с миром. Родители обычно указывают на задержку психического развития таких детей, прежде всего — речи; отмечают повышенную избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение некоторых влечет бурные аффективные реакции. По сравнению с детьми других групп они в наибольшей степени отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипий. У них возможны неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии.

Дети 3-й группы отличает несколько другой способ аутистической защиты от мира — это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Родители, как правило, жалуются не на отставание в развитии, а на повышенную конфликтность детей, отсутствие учета интересов другого. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или разыгрывать один и тот же сюжет. Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер.

У детей 4-й группы аутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступает повышенная ранимость таких детей, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия). Этот ребенок слишком сильно зависит от эмоциональной поддержки взрослых.

Источник

· Психология детей с проблемами в развитии

· Умственная отсталость

· Задержка психического развития

· Психолого-педагогическая диагностика детей с проблемами в развитии

Психология детей с проблемами в развитии возникла как объединение нескольких дисциплин (специальной психологии, дефектологии, коррекционной педагогики) и является следствием гуманизации общества, выделения понятия «дети с особенностями в развитии» или «дети с проблемами в развитии». Это пограничная область знаний, имеющая широкую связь с другими науками, особенно с общей психологией, медициной, педагогикой. Она вбирает в себя достижения гуманитарных и естественных наук (философии, социологии, юриспруденции; биологии, генетики, анатомии, физиологии и др.).

Предмет психологии детей с проблемами в развитии – закономерности атипичного развития, его причины и механизмы, особенности освоения социокультурного опыта людьми с атипиями (отклонениями и нарушениями психического развития), в частности, закономерности спонтанного и направленного познания окружающего мира, приобретения практического опыта, социализации и тех изменений в психике, которые происходят в процессе корректирующего воздействия специалистов.

Психология детей с проблемами в развитии изучает спонтанное и направленное формирование психических новообразований при атипичном развитии и определяет способы управления им в целях эффективной и оптимальной социализации каждого индивидуума с атипией.

Психология детей с проблемами в развитии рассматривает те отклонения, которые вмещаются в рамки

Читайте также:  Раннее развитие ребенка школы волгоград

сурдопсихологии,

олигоф-ренопсихологии,

тифлопсихологии,

логопсихологии

как разделов дефектологии. Поэтому психологию детей с проблемами в развитии определяют как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском или подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы).

Они проявляются в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняют его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

Также психология детей с проблемами в развитии изучает психологические особенности детей со сложными комбинированными расстройствами; с эмоционально-волевыми нарушениями и аутизмом; с двигательными нарушениями; с девиантным поведением, с одаренностью и пр.

Таким образом, психология детей с проблемами в развитии изучает особенности лиц (детей и взрослых) с атипиями (врожденными или приобретенными отклонениями и нарушениями развития) и отношение к ним в обществе на разных этапах его существования.

Атипия – это несоответствие норме, развитие, при котором возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных и регуляторных процессов психики.

Цель психологии детей с проблемами в развитии– изучение индивидуально-типических особенностей детей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры атипий, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни детей с атипиями.

Задачи психологии детей с проблемами в развитии:
1) структурирование науки: установление границ компетентности, уточнение системы понятий, дифференциация и интеграция с другими науками, перспективы развития;

2) исследование психологических механизмов отклонений и нарушений развития, установление закономерностей проявления позитивных и негативных атипий развития, классификация нарушений психического развития;

3) разработка методов выявления нарушений психического развития и определения их структуры;

4) разработка системы помощи лицам разных возрастных категорий с атипией развития;

5) повышение психологической компетентности населения и профессионалов разного профиля, формирование толерантности общественного сознания по отношению к людям с атипией развития.

Понятие нормы и аномальности в психическом развитии ребенка

К аномальным (от греч. anomalos – неправильный)относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития.

Дефект (лат. defectus – недостаток) – нарушение одной из функций. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития.

Дизонтогенез– это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза.

Тип нарушения психического развития определяют параметры дизонтогенеза: время возникновения нарушения, функциональная локализация нарушения, соотношение между первичным и вторичным дефектами, нарушение межфункциональных взаимодействий.

Нормой в психологии и поведении человекаявляется состояние, при котором он может функционировать без ущерба для себя или для третьих лиц, т. е. соответствует критериям психического здоровья:
– осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «я»;
– чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
– критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
– соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
– способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
– способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
– способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств (Елисеев В.В.).

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Слайд 1

Ребенок с проблемами в развитии в общеобразовательной группе Консультация для педагогов ГБОУ Лицей № 1571 Уровень начального дошкольного образования ДО «Веснушки» ул. Героев Панфиловцев д.6стр.2 = ?

Слайд 2

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты учитывают индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и с состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. (раздел 1 п.1.3.)

Слайд 3

Инклюзивное — ( франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Инклюзивное образование

Слайд 4

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся : 1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушениями речи (логопаты); 4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); 5)дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети) 6) дети с задержкой психического развития (ЗПР) 7) дети с нарушением поведения и общения (эмоционально-волевой сферы); 8) дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами ( слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). К детям с ОВЗ не относятся дети, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем обучении или педагогически запущен. Диагноз ставит только врач.

Слайд 5

Отмечаются следующие основные черты детей с задержкой психического развития: повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, психопатоподобное поведение, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Иногда дети трудно поддаются обучению и воспитанию, и главной причиной тому служит особое, в отличие от нормы, состояние психического развития личности, получившее название в дефектологии «задержка психического развития» (ЗПР). У каждого второго хронически неуспевающего ребёнка -ЗПР . Сущность заболевания В общем виде это состояние характеризуется замедленным развитием мышления, памяти, восприятия, внимания, речи, эмоционально-волевого аспекта. Из-за ограничения в психических и познавательных возможностях ребенок не способен успешно выполнить задачи и требования, предъявляемые ему обществом. РЕБЕНОК С ЗПР (задержка психического развития)

Читайте также:  Дошкольное развитие ребенка пермь

Слайд 6

Синдром Дауна Синдром Дауна – это заболевание на уровне генетики, которое вызывается наличием дополнительной хромосомы. Дети родившиеся с синдромом Дауна часто имеют такие заболевания, как порок сердца, близорукость, проблемы с речью и слухом . Следует отметить, что детей с синдромом Дауна можно научить многому, они могут хорошо разговаривать, писать, читать, рисовать, и даже играть на музыкальных инструментах . Главное более внимательно отнестись к ребенку.

Слайд 7

Для определения диагноза аутизм необходимо присутствие характерной триады: трудности с социальными коммуникациями, трудности с социальным воображением, трудности с социальным взаимодействием. Аутизм у детей можно увидеть в поведении ребенка уже в первый год жизни. У ребенка отсутствует привязанность к родителям. Он не плачет, если родители куда-либо уходят, не улыбается им, не смотрит в глаза. Наблюдается задержка в развитии ребенка. Ребенок агрессивен или равнодушен к другим детям, он не стремится к общим играм. Любит играть с одной игрушкой, отвергая остальные. Малыш может неадекватно реагировать на различные раздражители, на которые здоровый ребенок просто не обращает внимания (различные звуки, свет и т. д. ) Он может испытывать из-за них панический страх. Дети не могут отличить живые предметы от неживых. Развитие аутизма связывают с генами, однако сама генетика этого процесса сложна и не совсем понятна на сегодняшний день. Аутизм

Слайд 8

НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК Признаки агрессивности: по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непред­сказуем. по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чув­ствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм. Причины: Нарушения эмоционально-волевой сферы: неумение ребенка управлять своим поведением; недостаточное усвоение ребенком общественных норм по­ведения , общения. Неблагополучная семейная обстановка: отчуждение , постоянные ссоры, стрессы; нет единства требований к ребенку; ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования; физические (особенно жестокие) наказания; асоциальное поведение родителей; плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруд­нения ; т рудности обучения .

Слайд 9

ЧТО МОЖЕТ ПЕДАГОГ Общие направления стратегии работы с агрессивными детьми состоят в следующем: 1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме 2. Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания 3. Отработка навыков общения 4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям )

Слайд 10

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК Тест на гиперактивность Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать — может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) — скорее исключение Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице «, но сам редко провоцирует скандал.

Слайд 11

Причины неусидчивости ребенка : расстройства слуха или зрения, заболевание щитовидной железы, недостаточные умственные способности, скука, депрессия тревога интоксикация и побочные действия некоторых лекарст­венных препаратов насильственные действия на сексуальной почве психические заболевания и др. Причиной неусидчивости могут также являться расстрой­ства, которые называются гиперактивностью вследствие дефи­цита внимания. Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания. Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания при­близительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у де­вочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.

Слайд 12

ЧТО МОЖЕТ ПЕДАГОГ

Слайд 13

ЧТО МОЖЕТ ПЕДАГОГ ИГРЫ С ПЕДАГОГАМИ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ: 1. ЧЕРНЫЙ – БЕЛЫЙ НЕ НОСИ, ДА И НЕТ НЕ ГОВОРИ» 2. «МУХА» 3. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

Слайд 14

ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК 1. Постоянное беспокойство 2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо. 3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи). 4. Раздражительность 5. Нарушения сна

Слайд 15

ЧТО МОЖЕТ ПЕДАГОГ Чаще обращайтесь к ребенку по имени Хвалите ребенка даже за незначительный успех Спрашивайте ребенка в середине занятия Избегайте заданий на ограниченное время, особенно зада­ний с необходимостью выбирать правильный ответ из несколь­ких приведенных Сравнивайте результаты ребенка только с его собствен­ными результатами (неделю, месяц назад ) Предъявляйте адекватные возможностям ребенка требо­вания Используйте на занятиях визуальную поддержку Снижайте количество замечаний Наказывая ребенка, не унижайте его Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его одногруппников Постепенно приобщайте ребенка к новым заданиям По возможности объясняйте новый материал на знако­мых примерах Избегайте длинных нотаций Обратите внимание на ваш стиль преподавания (автори­тарный стиль может усилить тревожность ребенка )

Слайд 16

СИТУАЦИЯ УСПЕХА

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник