Эволюция двигательного развития ребенка

Статья расскажет об основных этапах в развитии двигательной активности ребенка.

Движение является неотъемлемой частью полноценной жизни человека. Двигательная активность развивается у малыша от самого его рождения. Ее основные составляющие: крупная и мелкая моторика. Здоровый ребенок любознателен и активен в меру своего возраста, движения не причиняют ему дискомфорт и раздражения.

Если, по каким-то причинам, двигательная активность замедляется, в силах родителей развить ее надлежащим образом. Иногда, замедленное двигательное развитие говорит о серьезных заболеваниях. Поэтому, при наличии отклонений, необходимо обратиться к детскому врачу.

Значение двигательного развития ребенка

Двигательная активность — это основа полноценного развития малыша. невозможно гармоничное эмоциональное и умственное развитие, без активного познавания мира. Растущий организм нуждается в движении и для правильного развития всех органов и систем организма. Как правило, если у ребенка нет отклонений, его двигательная активность полностью соотносится с режимом дня.

Родителям рекомендуется лишь поощрять активность, а в более старшем возрасте позволять ребенку чаще играть в подвижные игры. Такая часть двигательной активности, как мелкая моторика начинает развиваться в дошкольном возрасте.

От того, как ребенок будет ею владеть, зависит его успешное обучение в школе. Поэтому, родители должны чаще играть с детьми в игры, которые развивают мелкую моторику.

Средства развития двигательной активности детей

Средства развития двигательной активности зависят, в первую очередь, от возраста ребенка. Спектр занятий будет отличаться у детей грудного возраста, дошкольников и школьников.

Для грудных детей существуют такие средства развития двигательной активности:

  • не нужно часто пеленать ребенка. Это негативно сказывается не только на его двигательной активности, но и на кровообращении организма в целом.
  • основное средство развития активности в грудном возрасте — собственные движения малыша (врожденные рефлексы)

Средства развития двигательной активности для дошкольников:

  • закаливание (пребывание на свежем воздухе, солнечные ванны и контрастные обливания водой)
  • гимнастика (утренняя, после обеденного сна)
  • подвижные игры
  • активный отдых (участие в кружках, в спортивных мероприятиях и эстафетах)
  • прогулки, походы
  • игры, развивающие мелкую моторику рук (конструкторы, пазлы)

Средства развития двигательной активности для школьников:

  • продолжения применения средств дошкольного возраста (закаливание, гимнастика и подвижные игры)
  • танцы
  • хождение в спортивную секцию

Диагностика двигательного развития детей

Не секрет, что активность ребенка зависит не только от генов, но и от режима дня. Для того, чтобы самостоятельно провести диагностики двигательной активности, нужно сравнить среднестатистические показатели нормальной двигательной активности данного возраста с активностью вашего малыша.

Диагностику рекомендуется проводить в спокойное для малыша время, когда он сыт и не хочет спать. Не нужно впадать в панику, если ребенок не выполняет каких-то действий. положенных в его возрасти.

Темпы развития у всех разные, а показатели усредненные. Однако, если задержка значительна, то это повод пройти диагностику у специалиста.

Показатели двигательного развития ребенка

Существуют стандартные показатели, которые демонстрируют двигательную активность ребенка.

  • Первый месяц жизни малыша сопровождается его минимальным движением. Активность проявляется во время физиологических потребностей. К концу первого месяца намечается расслабление мышц малыша, исчезает поза, характерная для плода
  • На второй месяц, малыш начинает поворачивать голову, хаотично размахивать ногами и руками
  • К концу третьего месяца жизни, движения перестают быть хаотичными. Ребенок может уже лежать на животе и приподнимать туловище. В это время развиваются органы зрения и ребенок с увлечение наблюдает за окружающим миром
  • В 4 — 5 месяцев у ребенка уже довольно развиты мышцы спины, он изгибает туловище, машет руками с игрушкой в руках. Он может уже ложится на бок, самостоятельно переворачиваться со спины на живот. В 5 месяцев ребенок может сжимать предмет всей ладонью
  • К 9 месяцу малыш учится сидеть. Вначале, хватаясь за палочку или пальцы взрослого. Потом, самостоятельно. Дети начинают самостоятельно ползать на животе. Некоторые дети уже могут стоять у опоры при помощи взрослого. Развивается моторика рук. Ребенок может самостоятельно брать предметы, перекладывать их из одной руки в другую
  • Следующий этап — ребенок учится стоять и ходить

После этого, начинается новый этап в двигательном развитии малыша.

Двигательное развитие ребенка до года

Двигательное развитие ребенка до года — важнейший этап на пути к здоровой жизни. В это время, у малыша развиваются мышцы, кости и внутренние органы. Именно в это время закладывается правильная осанка. Родители могут помочь правильному физическому развитию малыша. Для этого есть несколько общепринятых способов:

  • Массаж. Существует множество методик массажа, которые позволяют ребенку развиваться правильно и гармонично. Для каждого возраста существует своя методика, которая отличается набором движений и степенью давления
  • Гимнастика. Также есть несколько видов гимнастики для детей грудного возраста. Проводить ее нужно с осторожностью
  • Игры с малышом, также развивают активность и стимулируют физическое здоровье
Читайте также:  Образовательный маршрут развития ребенка

Развитие двигательной активности ребенка раннего и дошкольного возраста

Если в грудном возрасте, двигательное развитие протекает у всех детей равномерно, то в дошкольном возрасте у различных детей оно может существенно отличатся. Существует три типа двигательной активности ребенка дошкольного возраста:

  • Высокий уровень активности. Дети с таким типом активности, считаются гиперактивными. Преимущественно, они проводят свое время активно двигаясь. Им сложно сосредотачиваться и успокаиваться
  • Средний уровень. Такие дети с удовольствием двигаются и играют в активные игры. Однако, могут некоторое время быть в спокойствии
  • Низкий уровень. Дети с низким уровнем активности с нежеланием играют в подвижные игры, быстро утомляются. Для них характерна пассивность и застенчивость

Двигательное развитие детей с ДЦП

Дети с ДЦП имеют собственную специфику развития двигательной активности:

  • Темпы развития двигательных функций у детей с ДЦП нарушены. В первые месяцы жизни это проявляется в рефлекторных действиях. С возрастом, такие рефлексы, как хватание и толкания должны исчезать. Вместо них, хватание и толкание должны развиваться, как ответные действия на раздражители. У детей с ДЦП рефлексы задерживаются на долго, что не дает формироваться произвольным ответным реакциям
  • Дети с ДЦП значительно позже удается удерживать голову. Период развития такой способности может затянуться до 5 месяцев
  • Сидеть ребенок с ДЦП учится лишь к 2-3 годам
  • Прямостояние и хождение развивается лишь в дошкольном возрасте

Особенности двигательного развития детей с нарушением зрения

Для детей с нарушения зрения, характерны некоторые сложности в развитии двигательной активности. В первую очередь, это связано с неумением ребенка сосредоточится на некоторых деталях.

Может произойти некоторая задержка с возможностью говорить. Но, к 3 — 4 годам она, обычно, активизируется. При разговоре, малыш не может сосредоточенно описать один предмет, резко меняет темы. Плохое зрение, также плохо сказывается на подвижных играх со сверстниками.

В дошкольном возрасте, именно родители должны максимально способствовать двигательной активности малыша с нарушенным зрением. Стимулировать его на активный досуг и подвижные игры.

Причины задержки  и нарушений двигательного развития ребенка

  • Патологии мышечного тонуса
  • Параличи в следствии инфекционных заболеваний и наследственности
  • Наследственные нервно-мышечные болезни
  • Миастения (мышечная слабость)
  • ДЦП

Важнейшим элементом в развитии ребенка, является участие в его жизни любящих родителей.

Видео: Двигательная активность детей

Источник

Последовательное прохождение младенцем всех ступеней двигательного развития вносит крайне важный вклад в благополучие во взрослой жизни. И в наших силах помочь малышу расти здоровым и счастливым.

Паттерн — термин, который я буду использовать в этой статье, — это закономерная регулярность, встречающаяся в природе, предсказуемо повторяющийся шаблон, образец.

Паттерны двигательного развития — это 8 основных типов движения, на прохождение которых человек запрограммирован природой и, постепенно осваивая которые, он выстраивает важнейшие связи в центральной нервной системе. Эти связи в мозге отвечают за регуляцию поведения, внимания, движения глаз, необходимые для успешного освоения чтения, развитие двигательно-чувствительной сферы и многое другое.

Младенцы, растущие в среде, стимулирующей движение, проходят эти ступени естественным образом, начиная лежа на полу, и заканчивая стоя на ногах. Однако и для взрослых движение, основанное на Двигательных паттернах развития, может быть весьма обогащающим — это великолепная разминка для тела и ума, которую нередко продвинутые преподаватели используют в работе со студентами или в танцевальных классах. Прохождение через эти движения — способ реорганизации мозга, что помогает регулировать поведение, лучше учиться и общаться. Как разминку, Двигательные паттерны используют перед выступлениями, занятиями, после долгой однообразной деятельности (работы за компьютером, например) — для восстановления, перестройки и питания мозга кислородом, для сбалансирования настроения. Я также опираюсь на эти паттерны, работая как со здоровыми детками, так и с имеющими нарушения развития.

Если какой-либо из паттернов пропущен или сформирован недостаточно по какой-то причине — родовая травма, болезнь, факторы среды (такие как игнорирование или насилие со стороны заботящегося о ребенке, что случается нередко в домах ребенка), повреждения мозга, недостаток времени, проведенного на полу и лежа на животике — может возникнуть пробел в неврологическом развитии. А это может вести, в свою очередь, к нарушениям неврологических функций, связанных с трудностями в учебе, поведении, трудностями с памятью, сном, речью, координацией движений и другим трудностям, нарушающим нормальное развитие в детстве.

Хорошая новость в том, что регулярное, по возможности, ежедневное использование ДПР как развивающей и коррекционной гимнастики может повлиять на наши познавательные процессы, переструктурируя центральную нервную систему как для подросших уже детей, так и для взрослых.

Так как же родители могут поддержать разворачивание этой природной программы формирования здорового, физически и эмоционально крепкого малыша? И чему могут нас, взрослых, научить наши младенцы?

Читайте также:  Образец индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр

Есть 8 двигательных паттернов, среди которых:

Дыхательный

Тактильный

Центр-периферия

«Голова-хвост»

Низ-верх

Стороны тела

Диагонали

Вестибулярный

В этой и следующей статьях я бы хотела познакомить вас с ними поближе. Начнем с самой простой, базовой вещи, с дыхания.

Дыхание — первое движение, с которым новорожденный входит в этот мир. Дыхание дает нам энергию, жизненно необходимый кислород. В норме у младенцев нет проблем с тем, чтобы дышать эффективно, если только нет какого-либо нарушения, генетического или внутриутробного. Обращали ли вы внимание, как легко и свободно двигается животик малыша, когда он дышит? Именно спокойное, глубокое «дыхание животом», при котором диафрагма опускается достаточно низко, позволяет впустить столько воздуха, сколько нужно телу для нормального функционирования. Во взрослом возрасте мы часто утрачиваем эту способность и дышим поверхностно и несвободно в результате стрессов, приобретенных и удерживаемых постоянно мышечных напряжений, привычек к телесным зажимам. В результате страдает общее самочувствие, уровень жизненной энергии.

Посмотрите на своего малыша внимательно и попробуйте, присоединяясь к его дыханию, учиться у него: расширяться и сжиматься, наполняться и сдуваться, расти и уменьшаться, позволить воздуху проникать к каждой клеточке нашего тела. Быть живым и дышать полной грудью, наслаждаясь вместе с вашим ребенком этой прекрасной силе жизненности.

Тактильные ощущения.

Замечали ли вы когда-нибудь, наблюдая за малышами, как они учатся чему-то новому? Да-да, все тащат в рот. А еще стараются все потрогать пальчиками, схватить, ущипнуть, потянуть, сжать и, конечно, укусить и попробовать на вкус. Часто объектом оказывается мамино лицо, но не только оно — весь мир предстает перед младенцем не только в картинках, но и через тактильные ощущения, дающие массу материала для познания.

Почему?

Первое, с чем мы встречаемся при рождении, — это тактильные ощущения: тепло, холод, касание мамы. Малыши, чтобы понять что-то (суть вещей, если хотите), должны поместить это в рот. Обучение через кожу очень важно для развития мозга. Многообразие ощущений отражает для младенца (и для взрослого, кстати, тоже) качественное многообразие окружающего мира.

Как этот паттерн может быть полезен взрослым? Одно из популярнейших сейчас во всем мире философских и оздоровительных течений, mindfulness, во многом опирается на работу с ощущениями. Внимательное слушание сигналов своего тела, внешних и внутренних, в этой школе рассматривается как основа для присутствия в настоящем моменте (в противоположность витанию в облаках или изнурительному хождению по кругу с какой-либо мыслью или неразрешенной ситуацией), как база для включенности в реальность и, в конечном счете, для большей удовлетворенности своей жизнью.

Работа с тактильными ощущениями может как успокаивать, так и пробуждать. Многие психологи используют такого рода техники для регуляции уровня стресса, для обнаружения ресурсного состояния, в работе с управлением гневом.

Что мама может делать вместе со своим малышом?

Двигаться, танцевать и играть, вместе и порой самостоятельно. Почему маме стоит этим всем заниматься, даже самостоятельно? Потому что трудно поспорить с фактом, что, если счастлива мама, то и малышу будет хорошо. И наверняка каждый из нас видел не раз, как бывает наоборот — измотанная, недовольная жизнью мама и вечно несчастный, требующий и плачущий малыш… Смею утверждать, что, только заботясь о себе, физически и эмоционально, мама может быть «достаточно хорошей мамой» (термин английского психолога Дональда Винникота, классика психологии раннего детства). Любая физическая активность дает нам не только силу, но и приносит так называемую «мышечную радость», вызванную выделением гормонов эндорфина и серотонина.  А также вызывает общий подъем настроения. Так отчего бы не потанцевать?

Почему вместе? Потому что через любую совместную деятельность происходит развитие и укрепление привязанности как основы для здоровых, крепких и позитивных, поддерживающих и развивающих детско-родительских отношений. Что, в свою очередь, ведет к формированию здоровой психики малыша (а затем школьника и подростка). Возвращаясь к танцам, совместным играм и тактильным ощущениям, хочу сказать: что бы вы ни делали, все будет хорошо: это может быть массаж для малыша, самомассаж, совместные валяния, перекатывания, мутузенье (термин из моего детства, литературность не могу гарантировать, к сожалению) и бесконечные объятья.

Массаж для малыша, включающий все части тела, особо тщательным и детальным может быть в области ладошек и пальчиков, поскольку связь рецепторов этих зон с отделами головного мозга, отвечающими за познавательные процессы — факт давно  и многим известный и научно подтвержденный.

Пробуждая себя или играя с малышом, попробуйте разные способы прикосновений: сжать, шлепнуть, почесать, постучать, легко коснуться. Попробуйте начать с сильных, ощутимых прикосновений и закончить легкими, почти неосязаемыми. Активируйте все тело, от макушки до кончиков пальцев на ногах, переднюю и заднюю поверхности.

Читайте также:  Поговорки для развития речи ребенку 3 лет

Нервная система малыша в первый год жизни развивается невероятными темпами. Ее развитие проявляется в том, как двигается ребенок и, в свою очередь, движение оказывает огромное влияние на формирование нервной системы.

Согласно исследованиям, то, как малыш двигается в первый год жизни, определяет его функционирование в дальнейшем. В частности, такое убеждение разделяют в широко распространенной в мире школе Body-Mind Centering — интегративном подходе, который имеет дело с движением, телом и сознанием как целостными и взаимосвязанными процессами.

Как уже упоминалось ранее, двигательные возможности развиваются последовательно, ступень за ступенью. В Body-Mind Centering подходе уверены, что в случае пропуска одного из этапов каждый следующий двигательный паттерн не формируется должным образом, что ведет к слабости мышц, отвечающих, в конечном счете, за вертикальное положение корпуса и полноценное прямохождение.  То есть важно, чтобы малыш хотя бы в какой-то степени прошел через все этапы двигательного развития.

Итак, давайте посмотрим, что именно происходит в этот важный для малыша год.

От рождения до 3 месяцев малыш научается уверенно держать голову, именно здесь берет свое начало первый паттерн — отталкивание (push). Впоследствии малыш идет дальше и отталкивается ручками и всем корпусом от пола. Можно сказать, что это первое «нет» малыша по отношению к окружению, первая попытка отделиться, осознать себя как отдельную личность.

Примерно с 3 до 5 месяцев появляется следующий паттерн — подтягивание (Pull). Это первое «да» малыша включению окружающих предметов и явлений в свой мир. Младенец пытается дотянуться до того, что ему интересно, и притянуть к себе. Также здесь начинают проявляться движения от центра к периферии и разделение «верх – низ» — включение конечностей, отвечающее за направленное движение «к чему-то» и «от чего-то». Эти двигательные паттерны связаны с естественной познавательной потребностью, любопытством по отношению к окружению.

Малыш все больше начинает замечать мир вокруг, и любознательность его растет. В возрасте примерно 5 месяцев малыш поднимает голову, следуя за макушкой и копчиком (а это паттерн «голова-хвост», роднящий человеческое существо с рыбами, рептилиями и дающий потрясающие новые возможности для познания мира). Теперь он может видеть мир уже как взрослый, лежа на животике и опираясь ручками. А порой может даже летать, лежа на животе. Большой вклад в улучшение работы мозга вносит время, проведенное малышом на животике, на гладкой, не покрытой ковром поверхности. Это стимулирует как фронтальные, так и затылочные доли коры головного мозга.

С 5 до 8 месяцев активно развивается гомолатеральный  двигательный паттерн или «лево-право». Это так называемый стиль ящерицы: одновременное движение одной стороной тела, рукой и ногой. Можно было бы это назвать и иноходью, пусть пока не столь элегантной.  Движение этого типа стимулирует ребенка оторвать тело от земли, развивает необыкновенную силу и улучшает баланс.

Возраст 7-11 месяцев прекрасен для таких экспериментов, как подтягивание коленей к животу, выгибания, раскачивание на коленях, выталкивания по направлению вперед. Дети тренируют свой баланс, сидя, кто-то пробует даже сидеть на корточках. Критически важное для выстраивания межполушарных связей в головном мозге ползание на коленях тоже появляется в этом возрасте.  Некоторые малыши уже могут какое-то время стоять самостоятельно на ножках и даже пробуют ходить «по-медвежьи». Продолжается практика координации лево-право.

К 12 месяцам (безусловно, с возможной индивидуальной погрешностью в пару месяцев) наступает время ходить. Это пока еще не взрослая походка — малыш учится координировать противоположные руки и ноги, выстраивать необходимые диагонали в теле и совершенствует равновесие. В умении ходить объединяются все более ранние движения — как вырастает здание из кирпичей — и, безусловно, малыш горд и счастлив, демонстрируя этот сложный многоуровневый навык.

Какой практический вывод можем извлечь мы, родители, из всего вышесказанного? То, что, формируя здоровое тело, мы очень способствуем становлению здорового духа в нем — а именно устойчивой, гибкой и адаптивной нервной системы и широкому набору способов реагирования на окружающий мир. Все это, в конечном счете, — важные составляющие психического здоровья.

В силах каждого родителя создать безопасную среду для свободного и естественного движения: поменьше автомобильных кресел, сидения в подушках, стульчиках, побольше чистого пола с игрушками, небольших препятствий, горок, мячей, возни и объятий, массажа, гимнастики и просто совместного движения и веселья.

Наслаждайтесь младенчеством вашего ребенка, оно прекрасно и так недолго длится….

Укрепляйте здоровую привязанность  с малышом и будьте счастливы!

https://virastaika.ca/
А если статья вам была полезной – не забудьте лайкнуть.

Подписывайтесь на канал, впереди будет еще много интересного.

Источник