Этическое развитие ребенка это

Этическое развитие ребенка это thumbnail

Анастасия Еременко
Этическое воспитание и развитие дошкольников

Понятие нравственного воспитания

Одной из важных проблем современного общества в осуществлении нравственного воспитанияявляется ответ на вопрос: что такое «нравственность»?

«Нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», — определяет современное толкование нравственности С. И. Ожегов. Итак, «нравственность» — осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств.

Воспитание — навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

«Нравственное воспитание, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимании нравственного воспитанияв истории культуры сложились 4 основные традиции:

— патерналистская (нравственное воспитание как обязательное почитание старших);

— религиозно-церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры);

— просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума);

коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма).

Существует буквальное понимание нравственного воспитания как обучения нравственности,что является не совсем адекватным: обучить нравственности нельзя; нравственное воспитание выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно.

Термин «нравственное воспитание» употребляется также в узком значении — как обучение нормам общественного приличия. В этом случае речь идёт о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до ритуалов почитания богов.

Этико-нравственное становление личности в условиях современного общества

Процесс воспитания представляет собой довольно сложное явление, так же как сложна и многогранна сама жизнь. Но стержнем всего процесса является нравственное воспитание, так как оно формирует основу личности, приобщает ее к вечным, глубинным человеческим ценностям. Каждый растущий человек заново находит ответы на вечные вопросы, приобретает нравственный опыт, этико-нравственные чувства и представления. Опыт этот приобретается, прежде всего, в процессе воспитанияи путем постоянного нравственного выбора: как поступить в данной жизненной ситуации.

Нравственное развитие личности проходит три стадии (Колберг Л.):

— доморальный уровень – ребенок исполняет требования из страха наказания;

— конвенциальный уровень – соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу; соответствовать их требованиям в целях самосохранения (ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка);

— автономный уровень – личность добровольно избирает нравственное поведение, так как имеет твердые убеждения, что жить в обществе надо в соответствии с нормами принятыми этим обществом; свобода выбора ограничивается нравственными рамками и совестью индивидуума (ориентация на универсальный этический принцип).

Современные представления о сути нравственного воспитания подрастающего поколения претерпели существенное изменение в связи со сменой ценностных ориентаций в обществе, под влиянием новых научных концепций, реальных достижений в области воспитания.

Утратили воспитательныйэффект словесные формы нравственного просвещения: длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Им на смену пришел индивидуальный подход, опора на жизненный опыт ребенка. Традиционные методы нравственного воспитания, ориентированные на привитие воспитанникам норм и правил общественного поведения, сегодня действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (педагог, родитель, взрослые, общественное мнение, угроза наказания).

Задачей сегодняшнего дня, в условиях демократического общества, должно стать внутреннее принятие и соблюдение личностью нравственно -этических норм и правил поведения.

Но в эпоху не устоявшихся моральных ценностей сделать это достаточно трудно в связи с отсутствием определенного нравственного идеала в обществе и «расплывчатостью», «размытостью» критериев нравственной воспитанности.

Вся психическая жизнь человека может быть определена границами «норма», «нарушение», «патология». Норма — руководящее начало, правило, образец, стандарты поведения, регламентирующие отношения людей.

Задачи нравственного воспитания

Однако и сегодня перед педагогами (родителями, общественностью и др.) ставятся глобальные задачи нравственного воспитания учащихся.

— формирование нравственного сознания,основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка,

развитие нравственных чувств (гуманизм, совесть, достоинство, долг, ответственность, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие и др. ,

— формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла, защищать добро).

Чем старше становится воспитанник, тем более сложные психологические мотивы контролируют его желания и чувства. Если дошкольнику достаточно знать правила совместного пребывания в группе и дружной игры, то уже у школьников формируются более сложные способы управления своим поведением, основанные на единстве интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Наиболее успешно нравственные нормы формируются в тех условиях, где дети получают возможность вырабатывать способы поведения на основе выбора, без определенной положительной или отрицательной оценки со стороны педагога. Норма достаточно подвижна, но ее продуктивная обобщенность ориентирует воспитанника на выработку собственной позиции, формирует внутренний личностный контроль.

Внутренний контроль является важнейшим показателем сформированности нравственных качеств личности; его действия могут привести к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные собственным опытом правила общественной жизни. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ученика в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной и волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения нравственным представлениям повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Складывающийся опыт отношений к окружающей действительности и к себе зависит от того,что выступает доминантой в структуре личности: чувства или разум на различных этапах возрастного развития, что является первичным при принятии того или иного решения (Н. М. Трофимова).

Читайте также:  Картинки по развитию речи ребенка 4 лет

Утверждение добра и зла в обществе сопряжено с определенными трудностями и внутренними моральными коллизиями: когда личность не может при всем своем желании поступить однозначно добродетельно.

Заключение

В своей работе я рассмотрела сущность, критерии формирования этико-нравственного воспитания. Из рассмотренного материала,я могу сделать выводы:

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть дошкольников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому дошкольное учреждение, а в частности педагог, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное, и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Нахождение в дошкольном учреждении — это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у воспитуемых нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

Нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Список использованной литературы

1. Лаврентьева Н. Б., Нечаева А. В.Педагогическая этика: Учебное пособие.- Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. – 155 с

2. Т. Ф. Пушкина, С. П. Дуванова, Н. М. Трофимова, Трофимова Н. Б. «Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие» Изд-во Питер, 2005

3. «Теория морального развития Колбрега»

4. С. И. жегов Один из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935—1940).

5. Философские взгляды А. И. Герцена

6. 2. Азаров, Ю. Искусство воспитывать / Ю. Азаров, — М.: 1978.

7. И. С. Кон «В ПОИСКАХ СЕБЯ. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ САМОСОЗНАНИЕ» М.: «Политиздат», 1984

Источник

Нравственное воспитание детей: основные этапы и советы родителям

Рейтинг
23

Моральное развитие ребенка не менее важно, чем физическое или психическое, поэтому родители должны привить ребенку моральные ценности с раннего возраста

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Елена, мать 8-летнего Жени, рассказывает, что однажды ее сын принес из школы новую ручку. Он сказал, что нашел ее на полу в классе, и поэтому взял себе. Елена объяснила Жене, что так поступать нельзя и сказала отдать ручку учителю, чтобы он выяснил, кому она принадлежит. Сначала Жене это не понравилось, но, когда Елена объяснила, почему будет правильно отдать ручку ее владельцу, он согласился.

Родители и учителя должны учить ребенка моральным принципам и объяснять ему, какие поступки являются правильными, а какие – нет. Понимание нравственного поведения и умение поступать правильно во многом зависит от окружения, в котором растет ребенок, а также от его эмоциональных, познавательных, физических и социальных навыков.

Рассмотрим основные этапы нравственного развития детей и попытаемся разобраться, как родители могут привить ребенку моральные ценности.

Что такое нравственность

Нравственность – это способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Родители должны привить ребенку эти понятия – это основная цель всего процесса воспитания. Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится с младенчества и на протяжении всей взрослой жизни.

Этапы нравственного развития детей

Нравственное развитие ребенка происходит постепенно, начиная с младенческого возраста до подросткового и старшего возраста. Рассмотрим подробнее основные этапы этого процесса:

1. Младенчество

Младенцы не понимают моральных принципов. Их понимание правильного и неправильного зависит от их чувств и желаний. Проведя 9 месяцев в утробе матери, младенец ожидает, что мать и дальше будет удовлетворять его потребности. От того, удовлетворяются ли эти потребности, зависит то, как младенец понимает правильное и неправильное:

  • чувства голода и одиночества причиняют ребенку дискомфорт, поэтому он считает их неправильными;
  • когда мама заботится о ребенке, обнимает и кормит его, он делает вывод, что это правильно, а если мама не отвечает на его потребности, чувствует страх и делает вывод, что это неправильно.
Читайте также:  Годовалый ребенок развитие речи

2. Раннее детство (2–3 года)

В этом возрасте ребенок начинает понимать, что у других людей тоже есть права и потребности. Однако он еще не осознает разницы между правильным и неправильным. В возрасте 2–3-х лет малыш может чувствовать вину и придерживаться нравственного поведения, основанного на эмпатии. Основываясь на реакции родителей, ребенок понимает необходимость слушаться их, так как:

  • ребенок знает, что забирать игрушки у младшего брата – плохо, потому что за это родители могут его наказать;
  • он не понимает, почему нельзя толкать сверстников, но знает, что будет за это наказан;
  • ребенок обычно придерживается установленных правил, чтобы избежать наказания.

3. Дошкольный возраст (3–5 лет)

В этом возрасте ребенок перенимает семейные ценности. Отметим некоторые закономерности этого процесса:

  • поскольку правила и нормы необходимы для дисциплины в семье, они становятся важными и для ребенка;
  • ребенок ожидает, что родители или другие взрослые возьмут на себя контроль над ситуацией;
  • он понимает роли ребенка и взрослого и ожидает, что взрослые будут его контролировать;
  • он понимает, что поступки влекут за собой последствия;
  • позитивное воспитание позволяет устанавливать связь с ребенком, и он ведет себя хорошо. Если такой связи нет, ребенок будет поступать, исходя из своих чувств, до тех пор, пока его не поймают на плохом поведении.

4. Школьный возраст (710 лет)

С семилетнего возраста дети начинают сомневаться, так ли непогрешимы родители, учителя и другие авторитетные люди. Особенности этого этапа таковы:

  • ребенок четко понимает, что он должен и что не должен делать. Он хочет принимать участие в установлении правил;
  • у ребенка развивается чувство справедливости, он понимает необходимость правил;
  • он понимает, что у детей есть свои права. Он рассматривает правила, исходя из того, подходят они ему или нет.

5. Подростковый возраст (11–16 лет)

По мере того, как ребенок приближается к взрослому возрасту, он начинает развивать свои собственные моральные ценности, анализируя и подвергая сомнению ценности, которые прививают ему родители:

  • подросток расширяет горизонты своих моральных принципов и видит правила как набор социальных ориентиров, приносящих пользу всем;
  • он ценит правила, но обсуждает их;
  • подросток проявляет интерес к тому, что полезно для общества, поскольку в этом возрасте он развивает способность к абстрактному мышлению;
  • он начинает понимать, что его решения влияют и на окружающих людей;
  • подросток хочет, чтобы сверстники его принимали, для этого он может менять свои моральные принципы;
  • таким образом, мнение ребенка меняется от «я делаю так, потому что считаю это правильным» до «я делаю так, потому что так принято в моей семье» и далее – «я делаю так, потому что это правильно».

Нравственное развитие ребенка – более сложный процесс, чем усваивание семейных ценностей. Психологи предлагают различные теории, объясняющие этот процесс.

Теория нравственного развития Жана Пиаже

Швейцарский психолог Жан Пиаже, чьи работы были посвящены детскому развитию, утверждал, что в своем нравственном развитии дети проходят два основных этапа.

Первый этап, который длится до семилетнего возраста, называется гетерономия. На этом этапе моральные принципы навязываются ребенку. После семи лет постепенно начинается новый этап – автономия.

Пиаже отмечал, что нравственное развитие ребенка зависит от его познавательных способностей. Соответственно, он разделял процесс нравственного развития на такие стадии:

Сенсомоторная стадия (до 2-х лет):

  • ребенок понимает мир в соответствии с развитием моторики;
  • он получает новый опыт через физическое взаимодействие: смотрит на объекты, хватает их или кладет в рот;
  • ребенок усваивает «постоянство объектов»: он понимает, что предметы существуют, даже когда он не может их увидеть, услышать или схватить.

Дооперациональная стадия (от 2-х до 7 лет):

  • у ребенка не развита способность к децентрализации, т. е. все его действия исходят из убеждения, что его потребности кто-то должен обеспечить;
  • у него недостаточно развита логика, чтобы проводить умственные операции;
  • мышление ребенка эгоцентрично, т. е. он не способен понять точку зрения другого человека.

На первых двух стадиях ребенок не способен различать то, что принадлежит ему, и то, что принадлежит другим. Следовательно, все его действия направлены на удовлетворение собственных потребностей, поэтому он проявляет беспокойство по этому поводу.

Стадия конкретных операций (7–11 лет):

  • у ребенка не развита способность абстрактно рассуждать;
  • во время этого процесса у ребенка сильно возрастает психическое представление объектов;
  • вследствие развития познавательно-символической сферы ребенок быстро осваивает язык;
  • у ребенка уменьшается эгоцентризм.

Стадия формальных операций (11–12 лет):

  • ребенок начинает рассуждать абстрактно;
  • у ребенка развивается физическое и психическое представление объектов.

На стадиях конкретных и формальных операций ребенок может видеть вещи со стороны. Он понимает важность сотрудничества, взаимности и равенства. В этот период он переходит от гетерономии к автономии.

Теория нравственного развития Лоренса Кольберга

Читайте также:  Развивающая среда в развитии ребенка

Американский психолог Лоренс Кольберг предложил теорию нравственного развития, в соответствии с которой выделил следующие этапы:

  • Этап 1: ориентация на наказание и послушание. Маленькие дети ведут себя правильно, потому что они боятся тех, кто обладает властью, и следуют правилам, чтобы избежать наказания;
  • Этап 2: эгоизм/индивидуализм. Ребенок считает правильными действия, удовлетворяющие его потребности, а иногда и потребности других. Взаимность на этом этапе не связана с привязанностью или справедливостью;
  • Этап 3: хороший мальчик/хорошая девочка. Правильное действие в понимании ребенка – то, которое нравится окружающим и впечатляет их. Ребенка волнует то, какое впечатление он производит на окружающих, с помощью хорошего поведения он ищет одобрения;
  • Этап 4: ориентация на закон и порядок. Правильное поведение означает выполнение своего долга, подчинение социальным нормам себе во благо и уважение к власти;
  • Этап 5: ориентация на социальный контракт. Ребенок признает универсальные принципы, права и социальные нормы. Кроме социально принятых норм, правильные действия основываются на личных ценностях и убеждениях;
  • Этап 6: ориентация на универсальные этические принципы. Правильные действия определяются совестью человека в соответствии с выбранными этическими принципами.

Первый и второй этапы Кольберг называл доконвенциональной моралью, третий и четвертый – конвенциональной, а два последних этапа – постконвенциональной моралью.

Теория нравственного развития Кэрол Гиллиган

Кэрол Гиллиган, ученица Лоренса Кольберга, заметила, что исследование Кольберга касалось только нравственного развития мальчиков и мужчин. Она утверждала, что нравственное и психическое развитие женщин и мужчин отличается. Мужчины рассматривают мораль с точки зрения правил и справедливости, а женщины – с точки зрения заботы и отношений. Кэрол Гиллиган выделяет такие этапы нравственного развития:

  • на доконвенциональной стадии цель ребенка – выживание;
  • затем ребенок обретает чувство ответственности за других;
  • на конвенциональной стадии ребенок развивает самопожертвование;
  • затем ребенок воспринимает себя как личность и теперь пытается вести себя не хорошо, а правильно;
  • на постконвенциональном этапе ребенок понимает необходимость не причинять вреда себе и другим.

Теория нравственного развития Берреса Скиннера

Теория Берреса Скиннера основывается на принципах бихевиоризма:

  • внешний мир имеет решающее значение для формирования нравственности ребенка;
  • главный инструмент нравственного развития – социализация.

Существует несколько теорий о нравственном развитии ребенка. Суть их заключается в том, что на этот процесс влияют родители и окружение ребенка.

Роль родителей в нравственном развитии детей

Дети учатся морали у самых близких им людей. Чтобы помочь в этом ребенку, родители могут предпринять следующие шаги:

  • мотивируйте ребенка действовать в рамках приемлемых норм;
  • определение и признание эмоций на ранних этапах поможет ребенку понять, что вы ему сочувствуете;
  • хвалите ребенка каждый раз, когда он проявляет позитивное поведение и демонстрирует правильное моральное поведение. Так ребенок поймет, чего от него ожидают;
  • ваши дети внимательно наблюдают за вами. Придерживайтесь правил, которым вы учите ребенка, показывайте ему хороший пример.

Кроме того, чтобы стать хорошим примером для подражания для вашего ребенка, вам следует научить его правильным с моральной точки зрения моделям поведения.

Как привить ребенку моральные ценности

Привить ребенку какие-либо моральные ценности непросто. Предлагаем несколько советов по этому поводу:

  • объясните ребенку моральные принципы, которые, по вашему мнению, имеют первостепенное значение;
  • расскажите ребенку, как плохое поведение влияет на других и на него самого. Например: «Если ты говоришь неправду, однажды тебе никто не поверит»;
  • обсудите с ребенком гипотетические ситуации, чтобы он оценил свои мысли и принял решение. Например: «Представь, что над твоим другом издеваются в школе. Как бы ты поступил?»;
  • объясните ребенку, что хорошие поступки имеют хорошие последствия;
  • убедитесь, что вы выполняете свои обязательства и обещания, данные ребенку, и проявляете доброту к нему;
  • подавайте ребенку хороший пример высокоморального поведения;
  • поощряйте занятия, которые учат ребенка нравственности.

Занятия, развивающие нравственность у ребенка

Чтобы проявить в ребенке его лучшие моральные качества, предложите ему поиграть в индивидуальные, групповые и развивающие игры. Игры могут научить детей сотрудничеству и равенству, так как:

  • групповые игры (например, прятки, бег наперегонки и т.д.) учат детей честности и важности следования правилам;
  • через групповые игры дети понимают, что следовать правилам нужно не для того, чтобы избежать наказания, а потому что это правильно и этично;
  • игра в крестики-нолики хорошо подходит для маленьких детей. Играйте в нее с ребенком, чтобы показать, что вы можете быть с ним на равных;
  • эта игра помогает детям понять, что они могут брать на себя ответственность за некоторые свои действия и решения и что не все зависит от других людей.

Нравственное развитие ребенка не менее важно, чем физическое и психическое. Вам не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы объяснить ему моральные нормы. Начинайте с раннего детства и станьте для ребенка хорошим примером. Так ребенок сможет перенять ваши моральные ценности и сделать их неотъемлемой частью своей жизни.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.60 из 5 на основе
5 оценок.

Развитие ребенка
21.05.2018

Источник