Этапы творческого развития ребенка

Этапы творческого развития ребенка thumbnail

Назаренко Ю. А,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 46»

(г. Бийск)

Условия и этапы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

Личность дошкольника складывается из многих качеств, важное место среди которых занимают творческие способности. Творческие способности – это индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Анализ психолого — педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. По мнению ученых О.М. Дьяченко, К. Торренс, В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимают особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней проявляются разные стороны развития личности дошкольника. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном периоде.

        Современное, быстро прогрессирующее общество, требует от человека инновационных и оригинальных идей — это подвижность, гибкость мышления, быстрая адаптация и ориентация к новым условиям, а так же творческий подход к решению любой проблемы. Творческая деятельность развивает дошкольника как личность, помогает ему усваивать нравственные и моральные нормы. «Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволяют развить эти способности вовремя». (О. Белобрыкина)

        Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования предполагает, что в процессе личностного становления ребенок постепенно приобретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность, как способность не только поддерживать свои отношения со средой, но и создавать новые. Условия реализации программы предполагают обеспечение полноценного развития личности дошкольников во всех образовательных областях. Художественно – эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру, а также реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

        Важную роль в развитии творческих способностей играет художественно – продуктивная деятельность, так как наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей. Наиболее эффективное для этого средство, считается любая изобразительная деятельность. Она способствует разностороннему развитию личности ребенка, углубленному представлению об окружающем нас мире, приобретению новых знаний о предметах и явлениях, о художественных возможностях изобразительного искусства.

Условия успешного развития творческих способностей дошкольников.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, были выделены пять основных условий успешного развития творчества.

           Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами и материалами и т. д..

        Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

        Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

        Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что это пойдет ребенку на пользу.

           Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.

Этапы развития творческих способностей дошкольников.

Помимо этого в творческой деятельности ребенка следует выделить три основных этапа, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное же решение должен принимать сам дошкольник). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер носит его замысел. И наоборот, чем старше дети и чем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает замысел.

Читайте также:  Центр развития ребенка мальвина

Второй этап – процесс создания детьми изображения. Даже если тему называет педагог, это не лишает ребенка возможности творить, а только помогает направить его воображение (если взрослый не регламентирует изобразительное решение). Значительно большие возможности появляются, когда изображение создается по замыслу ребенка. Педагог задает лишь направление выбора темы, содержание будущего «шедевра». На этом этапе ребенок должен овладеть способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для любой изобразительной деятельности.

Третий этап – анализ результатов – связан с двумя предыдущими, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданных детьми работ должны осуществляться при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат деятельности. По окончании занятия все рисунки, поделки выставляются на специальном стенде. Каждый ребенок сможет посмотреть работы товарищей, понять разнообразие решений, увидеть свое произведение среди других, сравнить. Дети смогут выбрать изображения, которые им больше всего понравились, и обосновать свой выбор.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого будут решаться ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Литература:

  1. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – 2-е издание, испр. и доп.»: Мозаика-Синтез; Москва; 2008.
  2.  Художественное творчество и ребенок. Монография. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., «Педагогика», 1972
  3.  Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96с.

Источник

Этапы и факторы развития творческих способностей дошкольников

Раскрытие способностей у детей и правильное их развитие является главной педагогической задачей, которую необходимо решаться с учетом возрастных особенностей ребенка, его психического развития, условий воспитания и иных факторов.

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству принесет тогда свои плоды, когда обучение рисованию будет осуществляться воспитателем планомерно и систематически. В противном случае изобразительные способности ребенка останутся в первоначальном состоянии и никакого развития происходить не будет.

Формирование творческих способностей, несомненно, зависит от воспитания внимания, умения видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их, выделять главное. Необходимо взять в расчет возраст ребенка и, затем только, искать замысловатость сюжетного построения.

Кроме того, необходимо учитывать, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это, прежде всего, обуславливается не только от воспитания, но и от общего развития ребенка. Педагог обязан об этом помнить, т.к. индивидуальный подход к ребенку — одно из важнейших условий благополучного воспитания и обучения [Яковлева 2010: 243].

Несмотря на то, какими способностями владеет ребенок и в каком возрасте они проявятся, выделяются четыре основных этапа, которые он будет проходить на пути от своих способностей к таланту.

1. Итак, первый этап — игровой.

На этом этапе родители должны быть не только учителями, наставниками для своих детей, но они примером для подражания. На основании этого, ребенок лишь непрерывно «играет» со своими способностями, используя при этом разные виды занятий и увлечений.

На этом этапе дети могут интересоваться абсолютно всем, или напротив, что-то одно, но это увлечение может угаснуть при столкновении с первыми собственными сложностями. Поэтому обязательно девиз родителей на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие и рассудительность».

2. Следующий, второй этап – этап индивидуальный.

Этот этап, проходит в школьные годы ребенка, хотя есть дети, способности которых склонны проявляться и в дошкольном периоде.

На этом этапе развития большую роль играют семейные традиции.

Значительное большинство детей школьного возраста посещают какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Его успехи являются огромной наградой для учителей. В этот период взрослые ежедневно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант и даже порой подчиняются всей семьей распорядку юного творческого дарования, то есть родители практически очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

3. Представим третий этап – этап роста.

К этому периоду времени ребенку уже необходим более профессиональный педагог. Родители занимают подчинительную позицию, теперь их роль сводится к моральной и материальной поддержке. Именно на этом этапе развития творческих способностей ребенку необходимы творческие конкурсы, концерты, фестивали, соревнования и т.д. Это все необходимо для достижения наивысших результатов и видимых успехов. Родители теперь выступают в основном в роли почетных зрителей.

Читайте также:  Матрица возрастного развития ребенка младшего школьного возраста

4. Следующий этап – этап мастерства.

На этом этапе ребенок, если он к тому времени действительно стал талантлив, опережает своих ровесников в избранной сфере. Наставникам и родителям творческих детей необходимо быть очень осмотрительными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни» [Яцкова 2012: 173].

Формирование мотивов изобразительной деятельности является одной из важных задач в реализации обучения, а так же формирование процесса восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения внимательно рассматривать предметы, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину.

Для развития художественного творчества необходимы определённые условия:

а) ощущение художественных образов искусства;

б) определенные знания, умения в области разных видов художественной деятельности и искусстве;

в) творческие задания, направленные на развитие у детей способностей создавать новые образы, используя при этом различные средства и виды искусства;

г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);

д) для занятий художественной деятельностью необходима материально обогащенная среда.

В процессе развития художественно творческих способностей необходимо помнить, что изобразительное искусство владеет своим языком, благодаря которому художник выражает свои чувства, мысли. Посредством стиля искусства, художник отражает жизнь во всем её многообразии. Изобразительный язык, присущий каждому виду искусства, не является чем-то внешним по отношению к специфике художественного образа. Будучи материальной формой выражения, он представляет одну из существенно — важных сторон образной специфики творчества.

Стиль изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное развитие художественного восприятия. Детей дошкольного возраста необходимо информировать о некоторых особенностях стиля изобразительного искусства. Поэтому, именно с младшего дошкольного возраста, педагогу необходимо поставить задачи – развивать у детей эмоциональную отзывчивости на произведения искусства, формировать внимание и наблюдательность на то, как художник рассказывает об окружающей действительности и направлять внимание на средства образной выразительности.

Знание основ искусства дает возможность рассмотреть уровень эстетического воспитания детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Однако нельзя механически перенести особенности языка изобразительного искусства, характерные для работ профессионалов, в деятельность ребенка [Кудина 2017: 32].

Теперь рассмотрим средства выразительности, специфические для каждого вида изобразительного искусства.

Среди видов искусства различают изобразительные (живопись, графика, скульптура) и неизобразительные (музыка, архитектура), хотя это деление условно. И все же разграничение искусств является определяющим в классификации развития искусств, так как опирается на преобразование предмета отображения.

Изобразительные искусства обращаются к действительности как источнику формирования мира человека. Поэтому основой является изображение отдельных предметов мира. Мысли и чувства передаются в них только опосредованно: по выражению глаз, мимике, жестикуляции, по облику людей можно узнать об их чувствах и переживаниях.

В процессе развития искусства изобразительные и неизобразительные виды взаимно питают и обогащают друг друга. Например, живопись отличается воздействием на большое творческое использование цвета для усиления выразительного эмоционального начала. А в рисунке – тенденция к характерным линиям является контрастом от темного к светлому.

Обучая детей восприятию произведений искусства, мы тем самым делаем выразительнее процесс их изобразительной деятельности. К примеру, характерным средством живописи является цвет, благодаря которому можно передать все многообразие окружающего мира (богатство цветовых оттенков, эмоциональное воздействие цвета). В то же время в картине имеет свое значение композиция, ритм цветовых пятен, рисунок. Художник может пользоваться всеми этими средствами, усиливая или ослабляя их воздействие на зрителя.

Цвет в рисунке – наиболее яркое из средств, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства (Е.А. Флёрина, Н.П. Сакулина, В.С. Мухина). Тем самым придает их рисункам выразительность, свежесть, яркость материалов, праздничность. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи), способствует формированию образности в их творчестве. «Поэтому при формировании художественно-образного начала главным является внимание, направленное на цвет, как выразительное средство, с помощью которого можно передать свое настроение и отношение к изображаемому» [Флерина 2009:78].

Так, к примеру, в первой младшей группе при рисовании узора для веселых матрешек или бабочек можно использовать чистые цвета красок, обращая внимание детей на сочетание фона и цвета яркого пятна: именно благодаря этому происходит формирование образного восприятия. На каждом занятии по рисованию или аппликации этот способ должен быть главным.

В старшей и подготовительной группах, у детей происходит формирование, более дифференцированно по отношению к реализации цвета, как к средству передачи своего настроения и воспитателю это необходимо учитывать.

Читайте также:  Центр развития ребенка гольяново

Формирование цвета имеет место, как в предметном, так и в сюжетном рисовании детей. Для того чтобы, передать значимое настроение веселого праздника «Новый год» дети смогли бы только в том случае, если бы они при рисовании елки использовали бы яркую цветовую палитру. В каждом рисунке можно увидеть сочетание контрастных ярких, насыщенных цветов, способных создать праздничный колорит в целом.

Рассмотрим другое выразительное средство, такое как характер линии и контура, с помощью которых при передаче движения в рисунке является наиболее специфическим. Характер линий у взрослого художника определяется уровнем его мастерства и способностью обобщения. Чаще всего рисунок бывает лаконичным и имеет вид наброска. Рисунки так же могут быть штриховые и цветные.

По сравнению живописью графика более скупа, лаконична и условна, потому что в нашем представлении рисование это всегда чудо. Как писал известный художник А. Кокорин – «У художника лист белой бумаги, карандаш или тушь. Оперируя только черным и белым, он, как волшебник на этом простом листе бумаги и создает свой мир красоты». Действительно, в рисунке цвет не играет такой роли, как в живописи, так как рисунок может быть выполнен графическими материалами: карандашом или углем. Однако выполненная именно акварелью, гуашью, работа бывает очень живописной и красочной.

При ознакомлении детей с другим видом изобразительного искусства – скульптурой, все внимание фиксируется на характере изображения персонажа. Освоение разных способов изображения скульптуры дает наглядную информацию об изображении человека, животного.

Специфика восприятия художественного образа в скульптуре, дает возможность обогащения работ по лепке под влиянием рассматривания скульптуры малых форм показана в исследованиях Н.А. Курочкиной, Н.Б. Халезовой, Г.М. Вишневой [Курочкина 2017: 64].

Хочется отметить, что художественное восприятие формируется у детей в старшем дошкольном возрасте, тогда, когда дети могут самостоятельно передавать скульптурный образ, давать оценку, высказывать свои суждения о нем.

Приемы формирования художественного восприятия различны: педагог может использовать беседы об искусстве, методы скульптуры, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, а так же узнают разные по художественной выразительности образы.

Обучая «маленьких художников», педагог учит рассматривать произведения разных техник и видов изобразительного искусства, тем самым постепенно приобщая их к красоте. Тогда как с другой стороны, это оказывает влияние на способы своеобразной выразительности, которыми дети способны передавать свои впечатления об окружающей действительности в рисунке или лепке.

При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, а так же экспериментировать, находить свои способы передачи образа в рисунке, лепке, или же аппликации. Это не мешает ребенку первоначально освоить некоторые способы и приемы рисования, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы). При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, навязывания определенных способов. Ребенок вправе выбрать свой вариант, тем самым он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание независимых условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.

Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет разных возможность полнее и выбора ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном ре творчестве ребенка [Шайдурова 2008: 127].

Таким образом, сделаем выводы:

На первом этапе ребенок так, скажем, тянется за своими родителями.

На втором этапе, уже наставник начинает играть все более значимую роль в развитии и формировании способностей ребенка.

На третьем этапе родители уже имеют дело с более или менее сформированной личностью. Впрочем, несмотря на все нарастающую роль квалифицированного педагога в росте и формировании таланта ребенка, значение родителей на организации всех этапах неимоверно огромно.

Фундаментом залога успеха педагогов – рост его профессионального мастерства. А главной задачей родителей является воспитание у ребенка умение жить, которое необходимо выполнять всем, независимо от его дарований.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности — организация интересной интегрированной содержательной жизни ребенка: организация ежедневных наблюдении за некоторыми явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет личностных особенностей ребенка, бережное отношение к структуре, процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания.

Источник