Этапы речевого развития ребенка презентация

Этапы речевого развития ребенка презентация thumbnail

Слайд 1

ЭТАПЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Автор: учитель – логопед Дысина Наталия Борисовна ГБОУ д/с №399 МОСКВА 2012г.

Слайд 2

Б.М. Гриншпун предложил выделить в развитии детской речи 5 периодов: доречевой – 1 год жизни ребёнка (с 3 до 6 месяцев и с 6 до 12 месяцев) 1 – 1,5 г. 1,5 – 2 г. 2 – 3 г. 3 – 5 лет 6 — 7 лет

Слайд 3

Доречевой период 1 месяц Ребёнок внимательно смотрит в лицо наклонившегося над ним человека. Кричит, когда голоден, когда хочет спать, когда у него болит живот или промокли пелёнки. 2 месяца Ребёнок улыбается в ответ на ласковое обращение к нему. Когда он спокоен, то издает несколько гнусавые гортанные звуки.

Слайд 4

Доречевой период 3 месяца Хорошо заметен так называемый «комплекс оживления». Когда к ребёнку обращаются, он улыбается, оживляется и начинает беспорядочно двигать руками и ногами. При этом он может издавать протяжные, гортанные звуки, гласные и звукосочетания.

Слайд 5

Доречевой период 3 — 6 месяцев Ребёнок громко хохочет, если с ним играют, и плачет со слезами, когда чем-то обижен или недоволен – что является одним из показателей нормального нервно – психического развития. В этом же возрасте (3 месяца) появляется гуление — мягкая голосоподача, отражающая физиологический комфорт ребёнка.

Слайд 6

Доречевой период Ребёнок издаёт звуки, напоминающие сочетания гласных («а», «э», «ы») и согласных («г», «х»). Например: «гы», «эга». Гуление – есть у всех детей; может запаздывать, проявляться по-разному. Тренирует дыхание, артикуляцию (правильное положение органов речи).

Слайд 7

Доречевой период 5 месяцев Ребёнок начинает петь — длительно тянет звуки, похожие на гласные, причём их высота и громкость меняются на протяжении звучания. Услышав человеческий голос или другой звук, поворачивает голову и смотрит в ту сторону. Повод для обращения к оториноларингологу: ребёнок не реагирует на звучащие игрушки, не поворачивается на голос. А также, если ребёнок перестал гулить, но не начинает лепетать.

Слайд 8

Доречевой период 6-8месяцев Появляется лепет — многократное повторение «цепочек» слогов. Ребёнок несколько раз повторяет один и тот же слог, например: «ба-ба-ба», «ля-ля-ля». Лепет не у всех детей; может запаздывать. Тренирует голос, дыхание, артикуляцию; подготавливает механизм слогообразования. В этом же возрасте ребёнок охотно по просьбе взрослых играет с ними в ладушки-ладушки.

Слайд 9

Понимание речи. Дети больше реагируют на общую ритмико-мелодическую структуру слова, фразы, на интонацию, а не на смысл.

Слайд 10

10 месяцев Ребёнок начинает проявлять стеснительность при общении с незнакомыми людьми. Он подражает звукам речи, которые произносят взрослые, и отзывается на своё имя.

Слайд 11

1 год Ребёнок, прощаясь, машет ручкой «пока-пока». Правильно реагирует на вопрос: «Где мама?»; «Где папа?». На требования «дай!», «покажи!» либо выполняет, либо качает головой в знак отрицания. Произносит множество бессмысленных последовательностей из разных слогов: «тя-бя-ти», «ма-ти-тя» и т. д. По интонации эти последовательности похожи на речь взрослых. Сознательно употребляет первые короткие слова («мама», «папа», «дядя», «дай» и т. д.)

Слайд 12

Важные диагностические параметры речевого развития ребёнка к 1 году жизни: — первоочерёдное усвоение основных аспектов человеческой коммуникации /глаза в глаза, ритуалы приветствия и прощания/, хорошее понимание обращённой речи, завершение лепетной стадии и появление первых слов, сформированность базовых навыков глотания и жевания.

Слайд 13

1 год – 1,5 года Понимание речи – на бытовом уровне, простые инструкции. Словарь – 8-12 слов (общеупотребительные, звукоподражания). Звукопроизношение – гласные, П-Б, Т-Д. Поведение не регулируется речью взрослых.

Слайд 14

1,5 – 2 года Понимание речи – удерживают в памяти и выполняют двухступенчатые инструкции. Активно стремятся к речевому контакту со взрослым, обращаются с просьбами. Формируется интонационная сторона речи /интонация требования, вопроса/. Словарь – до 200 слов.

Слайд 15

1,5 – 2 года Активно используются изобразительные, указательные жесты . Слоговая структура – 2-3х сложные слова. Звукопроизношение – В-Ф, ЛЬ, К, Г, Х. /тенденция к смягчению/ К 2 годам появляется фраза . Поведение не регулируется речью взрослого.

Слайд 16

2 — 3 года Активность в речи и познавательной деятельности. Любимое слово: «Почему?» Чем лучше умственное развитие ребёнка, тем больше преобладает в его речи познавательная сторона, тем больше вопросов он задаёт и тем внимательнее выслушивает ответы на них. Чем раньше ребёнок задал вопрос «почему?», тем полноценнее его умственное развитие, чем позже — тем явственнее задержка. Если трёхгодовалый ребёнок ещё не задает этого вопроса, то родители должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребёнка.

Слайд 17

2 — 3 года Словарь – до 1000 слов. Звукопроизношение – появляются свистящие звуки ([С], [С’],[З], [З’], [Ц]). Осваиваются основные грамматические категории. Не понимают и не конструируют сложноподчинённые предложения. «Расцвет» конструктивной речевой деятельности – неологизмы /показатель нормального речевого развития/.

Слайд 18

2 – 3 года Речь ситуативная . Активно развивается самокоммуникация, эгоцентрическая речь /показатель нормального речевого развития/. Большой интерес к детским текстам: стихи, сказки. Хорошо запоминают. Поведение хорошо регулируется речью взрослого.

Слайд 19

3 – 5 лет Заканчивается формирование фонетико- фонематической стороны. Хорошо развита лексико-грамматическая сторона. Пользуются и сложноподчинёнными предложениями. Активное становление монолога /описание, повествование/.

Слайд 20

3 – 5 лет Эгоцентрическая речь свёртывается во внутренний план. Интерес и понимание слов с обобщающим, абстрактным значением. Формируется чувство языковой нормы. Сформированы предпосылки к овладению чтением.

Слайд 21

Чем обширнее словарный запас у ребёнка, тем лучше он понимает окружающее. Основная роль на этом этапе психоречевого развития принадлежит семье. Чем богаче словарный запас и эмоциональность речи родителей, тем богаче будет словарный запас ребёнка и тем глубже и полнее он будет познавать окружающий его мир.

Слайд 22

Звукопроизношение С 3 до 4 лет появляются шипящие звуки ([Ш], [Ж],[Ч], [Щ]). С 4 до 5 лет появляются сонорные звуки ([Л], [Р], [Р’]). Если многие звуки произносятся неправильно («каша во рту» — дизартрия), то между тремя и четырьмя годами необходима консультация логопеда и занятия по выработке правильного произношения.

Слайд 23

К шести годам ребёнок должен овладеть развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Он легко пересказывает прочитанные ему рассказы и сказки, составляет рассказы не только по серии картинок, но и по сюжетной картинке. С 7 лет начинается школьный период развития речи ребёнка. К 17 годам он овладеет письменной речью и постигнет всё богатство родного языка в целом. 6 -7 лет

Слайд 24

Закономерности развития речи в норме Наиболее интенсивно развивается импрессивная речь по отношению к экспрессивной. Структурные компоненты языка развиваются неравномерно (лексико-грамматическая сторона раньше, фонетико-фонематическая позже).

Слайд 25

Становление фонематического слуха у детей в норме (по Н.Х. Швачкину) 1. Период дофонемного развития речи — до 11 месяцев /понимание речи строится не на восприятии специфических языковых средств – фонем, а на улавливании общей ритмико — мелодической структуры слова, фразы/

Слайд 26

2. Период фонемного развития речи – с 11 месяцев до 1 года 10 месяцев 1 стадия. Различение гласных различение А от других гласных; различение И – У, Э – О, И – О, Э – У; различение И – Э, У – О. 2 стадия. Различение согласных — различение наличия согласных /крот-рот/;

Слайд 27

различение сонорных и артикулируемых шумных: М – Б, Р – Д, Н – Г, Й – В; различение твёрдых и мягких согласных: Н- НЬ, М – МЬ, Б – БЬ, Д – ДЬ; различение носовых и ротовых соноров: М – Л, М – Р, Н – Л, Н – Р, Н – Й, М – Й; различение носовых соноров: М – Н; различение плавных ротовых соноров: Р – Л;

Слайд 28

различение соноров и неартикулируемых шумных: М – З, Л – Х, Н – Ж; различение губных и язычных: Б – Д, В – З, Ф – Х, В – Ж; различение взрывных и щелевых: Б – В, Д – З, К – Х, Д – Ж; различение переднеязычных и заднеязычных: Д – Г, С – Х, Ш – Х;

Слайд 29

различение глухих и звонких согласных: П – Б, Т – Д, К – Г, Ф – В, С – З, Ш – Ж; различение шипящих и свистящих: Ж – З, Ш – С; — различение плавных ротовых соноров и Й: Р – Й, Л – Й.

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Презентация размещена на www.nsportal.ru

Слайд 31

Использованные источники: презентация Свининой Н.А.; Нищева Н.В. Если ребёнок плохо говорит. — СПб.: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2011.

Источник

Выполнила: Ибрагимова Гелия Рафиковна, воспитатель дошкольных групп при МАОУ...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Выполнила: Ибрагимова Гелия Рафиковна, воспитатель дошкольных групп при МАОУ

Описание слайда:

Выполнила: Ибрагимова Гелия Рафиковна, воспитатель дошкольных групп при МАОУ «Токаевская СОШ» 18 октября 2018 года

2 слайд

Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процес

Описание слайда:

Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения. Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения.

3 слайд

Этапы развития речи ребенка Первый этап – предречевой (возраст: от рождения д

Описание слайда:

Этапы развития речи ребенка Первый этап – предречевой (возраст: от рождения до 6-ти месяцев) Второй этап – образование звуков, становление активной речи (возраст: от 6-ти месяцев до 3-х лет) Третий этап – дошкольный, обогащение словарного фонда (возраст: от 3-х до7-ми лет) Четвертый этап – школьный, продолжение обогащения словарного запаса (возраст: от 7-ми до 17-ти лет)

4 слайд

Первый этап – предречевой (возраст: от рождения до 6-ти месяцев) На этом этап

Описание слайда:

Первый этап – предречевой (возраст: от рождения до 6-ти месяцев) На этом этапе происходит подготовка ребенка к овладению речью. Первые голосовые реакции появляются с рождения — это крик и плач. Они активно развивают дыхательный, голосовой и артикуляционный отделы речевого аппарата.

5 слайд

Второй этап – образование звуков, становление активной речи (возраст: от 6-ти

Описание слайда:

Второй этап – образование звуков, становление активной речи (возраст: от 6-ти месяцев до 3-х лет) Начиная с 6-ти месяцев, ребенок может по подражанию произносить отдельные слоги, связывать определенные звукосочетания с конкретными предметами или действиями. С 10-ти месяцев появляется реакция именно на слова, а не на интонацию или ситуацию. К концу первого года у большинства детей появляются первые слова или устойчивые звукосочетания.

6 слайд

Третий этап – дошкольный, обогащение словарного фонда (возраст: от 3-х до7-ми

Описание слайда:

Третий этап – дошкольный, обогащение словарного фонда (возраст: от 3-х до7-ми лет) На данном этапе продолжает накапливаться словарный запас, параллельно с ним идет активное развитие грамматического строя речи. У ребенка появляется навык слухового контроля над речью, но у большинства детей отмечаются дефекты произношения шипящих, свистящих звуков, сонорных – Л и Р. К 4-м годам ребенок пользуется простыми распространенными предложениями, к 5-ти появляются сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, навыки пересказа.

7 слайд

Четвертый этап – школьный, продолжение обогащения словарного запаса (возраст:

Описание слайда:

Четвертый этап – школьный, продолжение обогащения словарного запаса (возраст: от 7-ми до 17-ти лет) На данном этапе дети сознательно усваивают речь, грамматические правила построения предложений, у них происходит целенаправленная перестройка от восприятия и различения звуков речи до осознанного практического использования всех языковых средств. Ведущая роль при обучении в школе отводится письменной речи.

8 слайд

Правильное и своевременное речевое развитие позволяет детям полноценно усваи

Описание слайда:

Правильное и своевременное речевое развитие позволяет детям полноценно усваивать новые понятия, определения, активно расширять запас знаний и представлений об окружающем мире. Это является основным условием успешного обучения, ведь именно через речь развивается отвлеченное мышление, с помощью слов мы выражаем свои мысли.

9 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Выберите книгу со скидкой:

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Этапы речевого развития ребенка презентация

Курс повышения квалификации

Этапы речевого развития ребенка презентация

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Этапы речевого развития ребенка презентация

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения. Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-703036

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Этапы речевого развития ребенка презентация

Описание слайда:

Этапы развития речи у ребенка
Выполнила работу студентка
1 курса 3 группы Жарких Юлия

Слайд 2
Этапы речевого развития ребенка презентация

Описание слайда:

Выделяются следующие этапы развития речи у детей:

Слайд 3
Этапы речевого развития ребенка презентация

Описание слайда:

Через 2 недели малыш начинает реагировать на голос, а к концу первого месяца жизни поворачивает головку в сторону говорящего, следит за ним глазками; реагирует на интонацию (ласковая – оживляется, резкая – плачет).
Через 2 недели малыш начинает реагировать на голос, а к концу первого месяца жизни поворачивает головку в сторону говорящего, следит за ним глазками; реагирует на интонацию (ласковая – оживляется, резкая – плачет).

Слайд 4
Этапы речевого развития ребенка презентация

Описание слайда:

В 2 -3 месяца появляются звуки («э-э-э», «а-а-а», «о-о-о»), гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).
В 2 -3 месяца появляются звуки («э-э-э», «а-а-а», «о-о-о»), гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).
К 3-4 месяцам превращение отдельных звуков в целые перетекания одного звука в другой — «о-о-а-а-у-у».
В 4-5 месяцев малыш слышит окружающие звуки, видит у окружающих его людей артикуляционные движения губ и пытается подражать. Взрослые наблюдают появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу». Многократное повторение приводит к усвоению и закреплению двигательного навыка.

Слайд 5
Этапы речевого развития ребенка презентация

Описание слайда:

С 5-6 месяцев путём подражания ребёнок произносит отдельные слоги (совершенствуется случайный лепет), появляются попытки имитации слышимых звуков, налаживается своеобразный диалог с окружающими людьми.
К 7-8 месяцам родители должны заметить у ребёнка частое повторение лепета, малыш начинает понимать смысл некоторых слов, появляются смысловые паузы (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого). Малышом используется лепет в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их повторение без осознания значения (как — будто эхо).

Слайд 6
Этапы речевого развития ребенка презентация

Описание слайда:

В 9-10 месяцев возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма — ма», у малыша усложняется лепет. Он внимательно вслушивается в речь взрослых, у него происходит расширение пассивного словарного запаса, произносятся новые слоги – «ав», «на».
К 11-12 месяцам увеличивается количество облегченных слов, смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений). Малыш начинает понимать более 20 слов, произносит 5-10 облегченных слов, у него усовершенствуется подражание. Подражая взрослым, малыш начинает использовать элементы звучащей речи в виде: фонемы, разнообразного тона, темпа, ритма, мелодики, интонации. Во втором полугодии жизни ребёнок воспринимает определённые звуко — сочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай и т.д.).

Слайд 7
Этапы речевого развития ребенка презентация

Описание слайда:

Второй этап – преддошкольный (от 2 лет до 3 лет), происходит становление активной речи малыша. Ребёнок внимательно смотрит на артикуляцию взрослого, слушает говорящего и пытается повторить услышанные им слова, самостоятельно проговаривает их в искажённом виде. Первые слова или звукосочетания ребёнка одновременно могут означать и предмет, и просьбу, и чувства. Понять малыша можно только в ситуации. Такую речь называют ситуативная.

Слайд 8
Этапы речевого развития ребенка презентация

Описание слайда:

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). В этот период развивается навык слухового контроля за собственным произношением звуков, т.е. формируется фонематическое восприятие. Увеличивается словарный запас и к 4 – 6 годам он достигает 3000 – 4000. С 3 до 4 лет ребёнок начинает пользоваться простыми предложениями, после 4 лет появляются сложные предложения, а с 5 лет ребёнок свободно использует в своей речи сложносочиненные и сложноподчинённые предложения; высказывания напоминают короткий рассказ, появляется желание пересказать (рассказать) сказку, поделиться своими впечатлениями, т.е. формируется и совершенствуется связная устная речь.

Слайд 9
Этапы речевого развития ребенка презентация

Слайд 10
Этапы речевого развития ребенка презентация

Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный Email!

Email

Источник

Слайд 1

Основные этапы развития детской речи Учитель-логопед ГБОУ №432 Бочкарева Е.А.

Слайд 2

Этапы развития детской речи

Слайд 3

Этапы развития детской речи Этапы имеют относительный порядок появления, зависящий от созревания тех или иных биологических предпосылок языковой способности (Л. С. Выготский, О. Е. Громова, А. Н. Гвоздев, А . А. Леонтьев, А. Р. Лурия , и др.).

Слайд 4

1. Доречевой этап Сразу после рождения у ребенка появляются первые голосовые реакции – крик и плач , как рефлекторные реакции. В первые три месяца жизни закладываются основы протознакового поведения ребенка и основы « протоязыка » (жесты, мимика, неречевые звуки, манипуляции). Протоязык является базисом для формирования языка интеллекта.

Слайд 5

1. Доречевой этап Гуление возникает в 2-3 месяца как составляющая «комплекса оживления» при общении со взрослым и при восприятии игровых предметов. В 3 месяца у ребенка появляются звуки, произносимые интонировано, протяжно, и эмоционально-выразительные голосовые реакции (смех и плач). С 4 месяцев ребенок начинает выражать свои функциональные состояния длительным гулением . К 5 месяцам в гулении появляется различная интонация, малыш прислушивается к самому себе во время вскрикивания и лепета и самоподражает .

Слайд 6

1. Доречевой этап Лепет появляется после 5 месяцев. Для развития лепета большое значение имеет состояние речевых движений и уровень развития слухового восприятия. Формируется физиологический механизм слогообразования – появление « протосогласного » (губного или небного) и « протогласного », распадения потока речи на слоговые кванты ( ма , па, ба, ва ).

Слайд 7

1. Доречевой этап Псевдослово появляется в 7 месяцев . Это замкнутая последовательность слогов, объединенная акцентуацией, мелодикой и единством уклада артикуляционных органов . Первые слова, предметно отнесенные, появляются после 8 месяцев . К 9 месяцам пассивный словарь ребенка содержит несколько коротких высказываний. В 10-11 месяцев ребенок постепенно начинает выделять в словах интонационное и фонемное содержание.

Слайд 8

1. Доречевой этап К 10-12 месяцам созревает артикуляционный праксис , что позволяет ребенку целенаправленно произносить речевые звуки. Постепенно он усваивает интонацию, ритм и мелодику речи. В этот период фонетическое развитие приостанавливается на 3-4 месяца. Словарь резко увеличивается. Появляются первые обобщения. Появляется языковой знак. Ребенок « означивает » окружающий мир, звуковым сочетанием обозначает предмет. Речь становится словесной.

Слайд 9

2. Этап первичного усвоения языка К году ребенок четко произносит первые слова, типа: мама, папа, баба, дядя и т. п. и понимает до 30 лепетных слов (обиходную речь, некоторые словесные одноступенчатые инструкции). Между 1г. 3 мес. и 1г. 6 мес. рост словаря замедляется. Ребенок осваивает слоговую структуру и интонационно-ритмическую сторону языка. С 1г. 6 мес. до 2 лет происходит бурный рост словаря, связанный с интенсивным развитием предметной деятельности и овладением слоговой структурой слов. К 2 годам ребенок располагает 250-300 словами.

Слайд 10

3. Этап усвоения грамматики В 2 года – 2г. 2 мес. выделяется период физиологического аграмматизма , когда ребенок использует предложения без грамматического оформления. В речи детей 2г. 3 мес. – 3 лет появляются служебные слова. Дети учатся строить предложения из 3-4 слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах. В период с 3 до 7 лет отмечается значительный рост словарного запаса – до 4000 слов (по данным Е. А. Аркина). У детей растет опыт речевого общения, формируется чувство языка.

Слайд 11

Этапы развития детской речи Полноценное развитие речи должны обеспечить взрослые с самого раннего детства. «Ведущее средство развития речи детей раннего возраста – повседневное общение с ребенком и искреннее желание общаться» (Е.И. Тихеева). Полноценное общение со взрослым обеспечивает ребенку эмоциональную устойчивость, способствует интеллектуальному и речевому развитию, благотворно влияет на развитие его самосознания и личностного становления в целом.

Слайд 12

Этапы развития детской речи Таким образом, исследования, посвященные изучению детской речи, позволяют констатировать, что процесс овладения речью – это длительный и сложный период. Интенсивному формированию устной речи способствует речевое и предметно-практическое общение детей со взрослыми, активное участие детей в этом процессе – подражание образцам, которые предоставляет взрослый, оперирование словами и словоизменение, самостоятельное образование слов.

Слайд 13

Литература: Гвоздев , А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во AПН РСФСР, 1961. – 471 с . Громова , О. Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения: ИКП РАО. – М., 2003. – 234 с . Журба , Л. Т., Мастюкова , Е. М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М.: Медицина, 1981. – 270 с . Исенина , Е. И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986. – 163 с . Леонтьев , А. А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 1999. — 287 с . Леонтьев , А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с . Лямина , Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с . Мастюкова , Е. М, Ипполитова , М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Книга для логопеда. – М.: Просвеще-ние , 1985. – 192 с . Негневицкая , Е. И., Шахнарович , А. М. Язык и дети. – М.: Наука, 1981. – 111 с . Швачкuн Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия AПН РСФСР. – 1948. – Вып . 13. – с. 101-

Источник