Этапы речевого развития ребенка от 0 до 7 лет
В помощь родителям
Полезная информация, советы и рекомендации от логопеда
Учитель – логопед высшей квалификационной категории
Горелова Варвара Ивановна
Этапы речевого развития ребёнка от 0 до 7 лет
Начинать заниматься
развитием речи ребенка надо,
когда ему несколько месяцев от роду,
а не в 3 года и он совсем не говорит.
Уважаемые родители, в этой статье Вы узнаете о столь важном психическом процессе развития, как речь детей от 0 до 7 лет, познакомитесь с причинами возникновения речевых недостатков. Будете иметь чёткое представление о пути последовательного речевого развития детей.
В настоящее время нормы развития речи у ребенка – понятие часто условное. Становление навыка речи может происходить как стандартным, так и совершенно необычным образом. При этом очень важно помнить, что становление речи тесно связано с формированием внимания, памяти, мышления и воображения.
Принято считать 4 этапа в становлении речи детей:
Первый этап – подготовительный (с момента рождения до 1 года). В этот период происходит подготовка к овладению речи. У младенца появляются голосовые реакции в виде крика, плача, они способствуют развитию движений отделов речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного).
Через 2 недели малыш начинает реагировать на голос, а к концу первого месяца жизни поворачивает головку в сторону говорящего, следит за ним глазками; реагирует на интонацию (ласковая – оживляется, резкая – плачет).
В 2 -3 месяца появляются звуки («э-э-э», «а-а-а», «о-о-о»), гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).
К 3-4 месяцам превращение отдельных звуков в целые перетекания одного звука в другой — «о-о-а-а-у-у».
В 4-5 месяцев малыш слышит окружающие звуки, видит у окружающих его людей артикуляционные движения губ и пытается подражать. Взрослые наблюдают появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу». Многократное повторение приводит к усвоению и закреплению двигательного навыка.
С 5-6 месяцев путём подражания ребёнок произносит отдельные слоги (совершенствуется случайный лепет), появляются попытки имитации слышимых звуков, налаживается своеобразный диалог с окружающими людьми.
К 7-8 месяцам родители должны заметить у ребёнка частое повторение лепета, малыш начинает понимать смысл некоторых слов, появляются смысловые паузы (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого). Малышом используется лепет в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их повторение без осознания значения (как — будто эхо).
В 9-10 месяцев возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма — ма», у малыша усложняется лепет. Он внимательно вслушивается в речь взрослых, у него происходит расширение пассивного словарного запаса, произносятся новые слоги – «ав», «на».
К 11-12 месяцам увеличивается количество облегченных слов, смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений). Малыш начинает понимать более 20 слов, произносит 5-10 облегченных слов, у него усовершенствуется подражание. Подражая взрослым, малыш начинает использовать элементы звучащей речи в виде: фонемы, разнообразного тона, темпа, ритма, мелодики, интонации. Во втором полугодии жизни ребёнок воспринимает определённые звуко — сочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай и т.д.).
Становление периодов речи до 1 года жизни у малышей проходит по-разному, например, если малыш болен, страдает от постоянного дискомфорта в животе или, очень много спит, то рамки развития речи сдвигаются. Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Поэтому родители не всегда могут заметить те или иные проявления нормального речевого развития малыша.
А вот на втором году жизни ребенка речевые изменения становятся все более очевидными, и их легче заметить.
Второй этап – преддошкольный (от 2 лет до 3 лет), происходит становление активной речи малыша. Ребёнок внимательно смотрит на артикуляцию взрослого, слушает говорящего и пытается повторить услышанные им слова, самостоятельно проговаривает их в искажённом виде. Первые слова или звукосочетания ребёнка одновременно могут означать и предмет, и просьбу, и чувства. Понять малыша можно только в ситуации. Такую речь называют ситуативная. Например, слово КАША обозначает — ВОТ КАША, ДАЙ КАШУ, ГОРЯЧАЯ КАША; БИ – ВОТ МАШИНА, ХОЧУ МАШИНУ, ЕДУ НА МАШИНЕ, НА САНКАХ и т.д.
С 1,5 лет слово ребёнка приобретает обобщённый характер. В активном словаре идёт накопление всё новых и новых слов, количество которых к 1,6 месяцам составляет 10 – 15 слов. За период второго года жизни словарный запас активно расширяется – 300 слов. Малыш практически овладевает навыками употребления существительных единственного и множественного числа; употребляет глаголы во времени и лице, использует некоторые падежные окончания. К концу 3 года жизни у ребёнка формируется грамматический строй речи; появляются элементы согласования; словарный запас увеличивается до 1000 слов. Одни слова малышом употребляются активно, он знает их значение, предназначение, другие слова он может соотнести с предметом, но не употребляет это слово в речи и оно попадает у ребёнка в пассивный словарь. Задача родителей активизировать такие слова в речи детей.
Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). В этот период развивается навык слухового контроля за собственным произношением звуков, т.е. формируется фонематическое восприятие. Увеличивается словарный запас и к 4 – 6 годам он достигает 3000 – 4000. С 3 до 4 лет ребёнок начинает пользоваться простыми предложениями, после 4 лет появляются сложные предложения, а с 5 лет ребёнок свободно использует в своей речи сложносочиненные и сложноподчинённые предложения; высказывания напоминают короткий рассказ, появляется желание пересказать (рассказать) сказку, поделиться своими впечатлениями, т.е. формируется и совершенствуется связная устная речь.
У ребёнка улучшается фонематическое восприятие: он дифференцирует гласные и согласные звуки; мягкие и твёрдые согласные, шипящие и свистящие; Р и Л. К 5 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребёнок начинает говорить чисто.
Четвёртый этап – школьный (от 7 до 17 лет). Это этап сознательного усвоения речи. Ребёнок в 7 лет полностью овладевает звуко – буквенным анализом; усваивает грамматические правила построения высказывания. Появляется новый вид речи – письменная речь.
Разумеется, представленные этапы не могут иметь строгих и чётких границ. Каждый из них плавно переходит в следующий.
Отмечено, что за последние несколько лет сильно увеличилось число детей с недостатками речи.
Причин возникновения речевых нарушений у детей огромное количество. Об этом важно знать, не только тем родителям, у которых уже есть малыш, но и будущим родителям. Причины речевых недостатков возникают как при неправильном развитии плода во внутриутробном периоде (период от 4 недель до 4 месяцев беременности), так и после рождения малыша.
Увеличилось число патологий беременности; увеличилось число родовых травм; заболеваний матери во время беременности, требующие лечения (от заболеваний сердца до инфекционных заболеваний); аллергий матери; перенесенных ею переливаний крови; травм, полученных матерью во время беременности, падений и ушибов; токсикозов беременности, не зависимо от срока беременности; затяжных или стремительных родов, обвития плода пуповиной; наследственных предрасположенностей, генетических аномалий;
Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, лёгких или тяжёлых наркотических средств во время беременности (от 4 недель до 4 месяцев), способствуют возникновению тяжёлых нарушений речи от 0 до 7 лет.
Как правило, у детей возникают трудности в формировании звукопроизношения, устной и письменной речи у детей школьного возраста. Наблюдается отставание физического, и умственного развития.
Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (инфекционно-вирусные заболевания, травмы головного мозга до 7 лет и др. причины, связанные с хроническими заболеваниями);
Множественные социальные причины; особые психические нагрузки матери в период беременности (семейного или профессионального характера; нагрузки социального характера: экономические и материальные трудности), «двуязычие» в семье; сюсюканье с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющимся в ней неправильным произношением;
Отсутствие или замена эмоционального общения между малышом и близкими людьми;
Неправильная речь взрослых (заикание, нарушение при произношении звуков, быстрый темп речи);
Психические травмы (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье) задерживают развитие речи, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание;
Познакомившись с этим материалом, заботливые родители обратят внимание на развитие речи своих детей, захотят приобрести определённый ресурс знаний, пониманий в вопросах развития речи плохоговорящих или неговорящих детей. Зададутся вопросом — что делать?
Первый совет, изучите все нормативные речевые критерии, соответствующие возрасту ребёнка.
Второй, начните устранение ошибок речи у детей как можно раньше. Проконсультируйтесь со специалистами (логопедами, психологами, дефектологами, психоневрологами, отоларингологами, педиатрами).
Третье, как уже отмечалось, речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых, поэтому искренне советую, разговаривайте, играйте, развивайте своих любимых деток. Знайте, только от Вашей поддержки и Вашего участия зависит успешное будущее детей.
УСПЕХОВ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!
Источник
«Возрастные нормы речевого развития от 0 до 7 лет.
Динамика формирования речи в онтогенезе.
№ | Форма речи | Примерный возраст появления |
1. | Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) | 1-2 мес. |
2. | Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит нараспев звуки, например «а-а-а», «о-о-о», «э-э-э», «аы», «ау», «ыы», «гыы», также согласные «г», «к», «н» и т.п.) | 2-3 мес. |
3. | Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам многократно произносит слоги- ма, па, ба, на, да. В речи использует звуки: «п, б, м, г, к, э, а».Часто от малыша можно услышать звуки, которых не существует в природе и которые невозможно произнести.) | 6 мес. |
4. | Лепетные слова (Ребенок использует в речи 6-10 облегченных слов, состоящих из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.) | 8 мес.-1 год 2 мес. |
5. | Слова-предложения (До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. В соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово-предложение или звукоподражание, которые в зависимости от ситуации могут выражать разные значения). | 1 год 2 мес.- 1 год 6 мес. |
6. | Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова (например: «Мама, дай!»). Словарь ребёнка активно растет: примерно 50-70 слов (1,5 г), 100-300 слов (к 2 г.) большинство из слов – существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения, имена, прилагательные большой и маленький, реже – глаголы, местоимения). | 1 год 6 мес. – 2 года |
7. | Активный рост словаря (увеличивается в 3-4 раза). Общение активное с помощью развернутых фраз (3-4 и более слов), речь аграмматична. Ребенок хорошо понимает обращенную речь и содержание сказок, может отгадать простые загадки, знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, т.е. объектов из его ближайшего окружения, начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество. Ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и ряд согласных звуков: м, мь, н, нь, п, пь, б, бь, ф,фь,в, вь, т, ть, д, дь, к, кь, г, гь, х,хь, й, сь, ль. При этом допустимо, что некоторые согласные звуки произносятся смягченно или заменяются похожими. Нарушена слоговая структура многосложных слов(упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова) | 2 года-3 года |
8. | Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам, использует предлоги, все основные части речи). Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения (Примерный объём словаря детей в это время составляет 1500-2000 слов). Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно. К четырем годам в речи ребенка должны появиться свистящие звуки: С, З и Ц. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей. Появляется словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка). Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки. | 3 года – 4 года |
9. | Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки и достигает 2500-3000 слов. В активной речи ребенка появляются более сложные обобщения. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К пяти годам в речи ребенка должны появиться шипящие звуки: Ш, Ж, Ч и Щ. У части детей могут наблюдаются смешения свистящих и шипящих, Допускается отсутствие сонорных звуков Р, РЬ, Л. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. | 4 года-5 лет |
10. | Качественный скачок в овладении связной речью: ребенок способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность. Ребенок активно пользуется обобщающими словами. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений. К 5, 5 годам должны появиться последние недостающие звуки Р, РЬ, Л. Появляется способность к выделению звука из слова, т.е. формируются навыки звукового анализа слов. | 5 лет-6 лет |
11 | Запас слов расширяется. На седьмом году жизни ребенок свободно общается со взрослыми и сверстниками, может поддержать разговор на любую доступную его возрасту тему. В речи использует синонимы, антонимы, начинает использовать отвлеченные понятия и сложные слова. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их. Формируется культура речевого общения. Ребенок должен освоить звуко-слоговой анализ слов (умение определять количество и последовательность звуков и слогов, место каждого звука в слове), уметь составлять предложения по картинке, на заданную тему, по опорным словам, вычленять предложения из потока речи, вычленять слова из предложения, определять количество слов в нем, называть слова по порядку. Эти умения формируются при специальном обучении и имеют важное значение в овладении чтением и письмом. | 6 лет – 7 лет |
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1. На что обратить внимание:
Признаки благополучного развития речи у ребенка
- Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
- У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
- Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
- Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
- Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
- Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
- Ребенок развивается с задержкой.
- Ребенок перенес тяжелые заболевания.
- У ребенка есть неврологические заболевания.
- Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
- Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью.
- . Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
- Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
2.Как можно помочь малышу в развитии его речи:
• Общаясь с малышом – смотрите ему в глаза, улыбайтесь, ласково разговаривайте с ним, прикасайтесь к нему.
• Повторяйте за малышом его голосовые упражнения, реагируйте на его призывы к общению, угадывайте и озвучиваете его желания: «Ты хочешь кушать?», делайте паузы в разговоре с малышом, предоставляя ему возможность высказаться.
• Старайтесь «перехватывать» протестующие «заявления» вашего малыша, переводя их в мелодию, песенку или в звуковую игру.
• Играйте в забавные, веселые и ритмичные игры, побуждайте малыша повторять за вами: «Скажи «а-гу»», «Вот как кубик упал – бах».
• Чётко и правильно называть разнообразные предметы, действия, явления, характеристики.
• Комментируйте свои действия: «Будем пить», «Идем спать», рассказывайте, что происходит вокруг: «Папа пришел с работы», «На улице идет снег».
• Описывайте чувства малыша и других людей и объясняйте их причину: «Ты сердишься, что мама долго не подходила к тебе» и т.п.
• Старайтесь использовать позитивные установки: «У тебя получится» (вместо: «У тебя не получается?»)
• Рассказывайте малышу потешки, стихи, сказки, читайте книги, пойте песни.
• Будьте с ребенком вежливы – с раннего возраста необходимо наполнять пассивный словарь ребенка словами «пожалуйста», «спасибо», «доброе утро» и др.
• Развивайте мелкую моторику ребенка, которая неразрывно связана с речевой функцией. Делайте массаж пальчиков и ладошек, пальчиковую гимнастику, занимайте ребенка перебиранием и ощупыванием игрушек и различных предметов и т.д.
3. Когда обращаться к логопеду:
В 3 года, заниматься постановкой звуков не целесообразно. Ребенок не усидчив, и как мы знаем некоторые звуки ещё допустимо не произносить.
Если в 4- 4.5 года у ребенка нарушено произношение 1-2 звуков (обычно, Р, Л), то можно подождать до 5- 5.5 лет. Стоит обратить на это внимание и заниматься дома хотя бы артикуляционными упражнениями.
Если в 3-4 года, ребенок говорит предложениями из 1-2 слов, пропускает и заменяет слоги, имеет бедный словарный запас, то тут уже ждать не стоит. Занятия и игры по стимулированию речи, развитие речи и словаря необходимы, а артикуляционные упражнения укрепят, подготовят язык, губы для освоения звукопроизношения дальнейшем.
Таким образом к логопеду можно обращаться:
с 3 лет, если речь отсутствует или на уровне простых слов.
с 4 – 4, 5 лет, если нарушено произношение 7-10 звуков.
с 5 – 5, 5 лет, если в речи нет 1-2 звуков.
Источник