Этапы речевого развития ребенка гвоздев

Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)

Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда

Период

Подпериод, возраст

Развитие предложения (фразы)

Усвоение речи

Слоговая структура слов

Усвоение звуковой стороны речи

Объем и типы предложений

Грамматический строй

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Местоимения, наречия

Служебные части речи

Звуки

Стечения согласных

Предложения из аморфных слов-корней

Однословные, 1 год 8 мес.

Отдельные слова (около 27 слов)

Нет

Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)

Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)

Нет

Нет

Нет

В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)

А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь

Нет

Из двух корней, 1 год 8 мес

Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)

Нет

Несклоняемые

Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»

Нет

Нет

Нет

Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается

Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный

Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк

Усвоение грамматической структуры предложения

Первые формы слов, 1 год 10 мес. — 2 года

Рост предложения до 3-4 слов

Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.

Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы

Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.

Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.

Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)

Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не

В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах

Твердые согласные н, т, д

Большинство стечений согласных замещаются одним звуком

Усвоение флексной системы языка, 2 года — 2 года 6 мес.

Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами

Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы

Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)

Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род

23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.

Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.

Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда

В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки

Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков

Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно

Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года

Развитие сложного предложения

Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода

Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности

Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение

Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия

Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений

Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.

Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах

Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц

Заканчивается усвоение стечения согласных

3—4 года

Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений

Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы

>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»

Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок

Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных

Усваиваются сравнительные степени наречий

Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы

Звуковая сторона речи усвоена полностью

4 года — 6 лет

Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который

Практически усваиваются все частные грамматические формы

Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах

Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм

Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах

Употребляется одно деепричастие сидя

Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях

Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении

Источник

Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда

ПериодПодпериод, возрастРазвитие предложения (фразы)Усвоение речиСлоговая структура словУсвоение звуковой стороны речиОбъем и типы предложенийГрамматический стройСуществительныеГлаголыПрилагательныеМестоимения, наречияСлужебные части речиЗвукиСтечения согласныхПредложения из аморфных слов-корнейОднословные, 1 год 8 мес.Отдельные слова (около 27 слов)НетНесколько названий лиц, предметов (около 22 слов)Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)НетНетНетВ слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сьНетИз двух корней, 1 год 8 месОбъединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)НетНесклоняемыеНеспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»НетНетНетВоспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускаетсяХь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласныйПоявляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цькУсвоение грамматической структуры предложенияПервые формы слов, 1 год 10 мес. — 2 годаРост предложения до 3-4 словСогласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксыПервые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, неВ трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словахТвердые согласные н, т, дБольшинство стечений согласных замещаются одним звукомУсвоение флексной системы языка, 2 года — 2 года 6 мес.Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзамиУпотребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксыУсваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когдаВ многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставкиТвердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуковСтечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильноУсвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 годаРазвитие сложного предложенияПоявляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория родаУсвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежностиУсваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешениеСогласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастияОтмечается смешение рода у притяжательных местоименийПравильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словахУсваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый цЗаканчивается усвоение стечения согласных3—4 годаДальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложенийРазличаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставокНарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательныхУсваиваются сравнительные степени наречийПредлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица быЗвуковая сторона речи усвоена полностью4 года — 6 летДети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом которыйПрактически усваиваются все частные грамматические формыОкончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежахНарушается чередование в глагольных основах при создании новых формОвладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежахУпотребляется одно деепричастие сидяПредлоги употребляются в самых разнообразных значенияхЗвуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении

Источник

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Исследователи выделяют 3 этапа в развитии детской речи:

1. Доречевой этап (первый год жизни) – периоды гуления и лепета.

2. Этап первичного освоения языка (дограмматический; второй год жизни).

3. Этап усвоения грамматики (третий год жизни).

Этапы имеют относительный порядок появления, зависящий от созревания тех или иных биологических предпосылок языковой способности (Л. С. Выготский, О. Е. Громова, А. Н. Гвоздев, Н. С. Жукова, И. А. Зимняя, Е. И. Исенина, Н. И. Лепская, М. И. Лисина, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. Д. Салахова, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович, Н. Х. Швачкин и др.).

1. Доречевой этап.

Сразу после рождения у ребенка появляются первые голосовые реакции – крик и плач, как рефлекторные реакции. Крик сопровождается коротким вдохом и удлиненным выдохом, продолжительностью 1-2 секунды. К голосовым реакциям также относят кашель, чихание, звуки при сосании и зевании. Временами дети в конце первого месяца издают отдельные гортанные звуки, средние между «а» и «э». В первые три месяца жизни закладываются основы протознакового поведения ребенка и основы «протоязыка» (жесты, мимика, неречевые звуки, манипуляции). Невербальные протознаки составляют основу речевой деятельности ребенка первые два года его жизни. Протоязык является базисом для формирования языка интеллекта (универсального предметного кода) (Е. И. Исенина, Н. И. Жинкин).

На втором месяце жизни появляется гуканье, радостное повизгивание. На попытки взрослого вступить в контакт с младенцем, ребенок отвечает тихими, протяжными звуками типа «гу-у», или короткими типа «кх». В конце второго месяца жизни ребенка появляются дифференциация крика в зависимости от вызывающей его причины, интонации гнева и протеста.

Гуление возникает в 2-3 месяца как составляющая «комплекса оживления» при общении со взрослым и при восприятии игровых предметов. Звуки гуления – согласные, имеющие гортанно-глоточно-заднеязычное происхождение и обычно палатализованные: «ги», «ге», «эге», «агу». В это время продолжается тренировка артикуляционного, дыхательного и слухового аппаратов. Речевые звуки в этот период лишены своих важных особенностей – коррелированности, локализованности по артикуляции, константности (по артикуляции), релевантности (соотнесения артикуляции с определенным языком). В 3 месяца у ребенка появляются звуки, произносимые интонировано, протяжно, и эмоционально-выразительные голосовые реакции (смех и плач). Е. И. Исенина отмечает, что накапливаемый малышом коммуникативно-познавательный опыт, эмоциональное отношение матери к его поведенческим реакциям усложняют мотивационную сферу ребенка. С 4 месяцев ребенок начинает выражать свои функциональные состояния длительным гулением. К 5 месяцам в гулении появляется различная интонация, малыш прислушивается к самому себе во время вскрикивания и лепета и самоподражает (А. Д. Салахова, 1973).

Лепет появляется после 5 месяцев. Для развития лепета большое значение имеет состояние речевых движений и уровень развития слухового восприятия. Особенности речевых звуков постепенно начинают проявляться. Формируется физиологический механизм слогообразования – появление «протосогласного» (губного или небного) и «протогласного», распадения потока речи на слоговые кванты (ма, па, ба, ва). Фонетические характеристики первых лепетных сегментов отличаются нестабильностью: вокализации могут произноситься ребенком с различной длительностью, громкостью, последний сегмент серии может заменяться (ма-ма-ма-ба). Лепетные сегменты произносятся ребенком эхолалически (он воспроизводит внешние слуховые раздражения, похожие на его собственные звуки). По мере автоматизации лепета начинает развиваться синтагматическая организация речи (появляется ритмический рисунок речи).

Псевдослово появляется в 7 месяцев. Это замкнутая последовательность слогов, объединенная акцентуацией, мелодикой и единством уклада артикуляционных органов. Псевдослово не имеет предметной отнесенности и служит для выражения потребности или отношения. В этот период у звуков появляется константность. Благодаря развитию когнитивной сферы, коммуникативных функций и слухового восприятия ребенок с 8 месяцев начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых. Он узнает голоса окружающих близких людей, реагирует на свое имя, активно прислушивается к речи взрослых и наблюдает за их артикуляцией (А. Д. Салахова, 1973; М. И. Лисина, 1985; Е. И. Исенина, 1986).

Первые слова, предметно отнесенные, появляются после 8 месяцев. В это время дети понимают отдельные слова в знакомых сочетаниях, по просьбе взрослого находят взглядом предмет, неоднократно показываемый и называемый. К 9 месяцам пассивный словарь ребенка содержит несколько коротких высказываний, которые употребляют взрослые в знакомом ему контексте (Н. Х. Швачкин, 1948). В 10-11 месяцев ребенок постепенно начинает выделять в словах интонационное и фонемное содержание. К 10-12 месяцам созревает артикуляционный праксис, что позволяет ребенку целенаправленно произносить речевые звуки. Постепенно он усваивает интонацию, ритм и мелодику речи. В этот период фонетическое развитие приостанавливается на 3-4 месяца. Благодаря систематическому и эмоциональному речевому выделению взрослыми различных объектов ребенок усваивает звуковые образы предметов и, подражая, начинает произносить лепетные цепочки (А. А. Леонтьев, 1999). Словарь резко увеличивается. Появляются первые обобщения (по схеме Л. С. Выготского они соответствуют синкретическому сцеплению предметов по случайным признакам). Появляется языковой знак. Ребенок «означивает» окружающий мир, звуковым сочетанием обозначает предмет. Речь становится словесной.

2. Этап первичного усвоения языка.

К году ребенок четко произносит первые слова, типа: мама, папа, баба, дядя и т. п. и понимает до 30 лепетных слов (обиходную речь, некоторые словесные одноступенчатые инструкции). Первые слова характеризуются полисемантизмом – одно и то же звукосочетание может выражать разные значения. Развивается синтагматическая фонетика – воспроизведение общего облика слова, его унификация. Артикуляции уже соотносятся со звуками определенного языка, но ребенок испытывает трудности при точной передаче звукового состава слов, поэтому стремиться к воспроизведению ритмико-слоговых и интонационных характеристик словесного материала. Постепенно на основе практических действий с предметами ребенок переходит от многозначности слов к первым функциональным обобщениям.

Между 1г. 3 мес. и 1г. 6 мес. рост словаря замедляется. Ребенок осваивает слоговую структуру и интонационно-ритмическую сторону языка. Появляется парадигматическая фонетика – звуки перестают уподобляться, ребенок начинает использовать различные артикуляции для более точного отождествления слов. Новые слова усваиваются путем уподобления их готовой фонетической модели. Происходит усвоение однословных предложений. Каждое слово на этой стадии равнозначно по смыслу целому предложению. Первые слова-предложения аморфны и связаны с конкретной ситуацией и отражают лишь некоторые ведущие признаки предметов. Ситуативная речь эмоциональна, дополняется жестами и мимикой.

С 1г. 6 мес. до 2 лет происходит бурный рост словаря, связанный с интенсивным развитием предметной деятельности и овладением слоговой структурой слов. Ребенок пытается произносить двух- и трехсложные слова (сначала произносит ударный слог, затем появляется первый предударный, а потом – безударные слоги) (А. Н. Гвоздев, Н. Х. Швачкин). Происходит усвоение предложений из нескольких последовательных слов-корней, не связанных грамматической связью. При нормальном развитии речи, грамматически правильно построенные фразы возникают при наличии у ребенка 50-80 слов. Первые двучленные предложения простые, неполные (отсутствуют либо подлежащее, либо сказуемое). В этот период в речи ребенка появляются глаголы, связанные с действием и выражением требований. К 2 годам ребенок располагает 250-300 словами.

3. Этап усвоения грамматики.

В 2 года – 2г. 2 мес. выделяется период физиологического аграмматизма, когда ребенок использует предложения без грамматического оформления. Затем он выделяет в слове отдельные морфемы и образует слова по аналогии, возникает словотворчество. Ребенок пользуется двухсловными и осваивает трех- и четырехсловные предложения. Развивается описательная форма речи – ребенок рассказывает обо всем, что воспринимает: предметы и люди, признаки предметов, действия, услышанные сказки, стихи. Ребенок выражает свои желания, требования, переживания.

В речи детей 2г. 3 мес. – 3 лет появляются служебные слова. Дети учатся строить предложения из 3-4 слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах. В это время происходит качественный скачек в развитии речи. Речь ребенка используется для сопровождения действий, включается в игру; развивается способность разговаривать с персонажем. Дети начинают общаться друг с другом. Дети любят разговаривать со взрослыми, слушать, наблюдать, принимать участие в деятельности взрослых. Появляются слова с обобщающим значением – развивается обобщающая функция речи. Дети начинают понимать рассказы о событиях, знакомых им по прошлому опыту (без показа). Во втором полугодии третьего года жизни дети уже способны понимать смысл рассказов взрослого о событиях и явлениях, не бывших в их личном опыте, но состоящих из знакомых элементов. К трем годам формируется способность давать комплексные ответы (движение, действие, слово). Речь ребенка приобретает черты связности. Поведение начинает подчиняться словесной инструкции взрослого.

В период с 3 до 7 лет отмечается значительный рост словарного запаса – до 4000 слов (по данным Е. А. Аркина). У детей растет опыт речевого общения, формируется чувство языка. Закрепляются грамматические навыки. Совершенствуется произношение. Дети активно усваивают конструкции предложений, развиваются связные высказывания. К концу дошкольного возраста фразовая речь у детей в основном сформирована.

Известно, что умение пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. Серьезные речевые недостатки негативно отражаются на умственном развитии ребенка, приводят к вторичному отставанию в интеллектуальном развитии.

Полноценное развитие речи должны обеспечить взрослые с самого раннего детства. «Ведущее средство развития речи детей раннего возраста – повседневное общение с ребенком и искреннее желание общаться» (Е.И. Тихеева). Полноценное общение со взрослым обеспечивает ребенку эмоциональную устойчивость, способствует интеллектуальному и речевому развитию, благотворно влияет на развитие его самосознания и личностного становления в целом. Для нормального развития речи ребенка также необходимы: взаимодействие со взрослыми во всех доступных ребенку сферах и видах деятельности, общение со сверстниками и другими детьми, специальные игры и упражнения по развитию речи, которые обеспечат взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития, разнообразие и содержательность образовательного материала (игрушки, книги, картинки и др.).

Таким образом, исследования, посвященные изучению детской речи, позволяют констатировать, что процесс овладения речью – это длительный и сложный период. Интенсивному формированию устной речи способствует речевое и предметно-практическое общение детей со взрослыми, активное участие детей в этом процессе – подражание образцам, которые предоставляет взрослый, оперирование словами и словоизменение, самостоятельное образование слов. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной взаимосвязи со всей психикой ребенка, с различными психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах. Речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, и чем богаче этот опыт, тем лучше происходит усвоение речи, что в свою очередь способствует более полному познанию мира.

Список литературы:

1. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение; Учебный лист, 1996. – 158 с.
2. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во AПН РСФСР, 1961. – 471 с.
3. Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения: Дис. … канд. пед. наук / ИКП РАО. – М., 2003. – 234 с.
4. Деmская речь: проблемы и наблюдения: Межвуз. сб. науч. тр. / Ле¬нинградский государственный педагогический ин-т им. А. И. Герцена. – М., 1989. – 159 с.
5. Журба, Л. Т., Мастюкова, Е. М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М.: Медицина, 1981. – 270 с.
6. Исенина, Е. И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986. – 163 с.
7. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 1999. — 287 с.
8. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.
9. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / Научно-исследовательский ин-т общей и педагогической психологии; Академия педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
10. Лямина, Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
11. Мастюкова, Е. М, Ипполитова, М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Книга для логопеда. – М.: Просвеще-ние, 1985. – 192 с.
12. Негневицкая, Е. И., Шахнарович, А. М. Язык и дети. – М.: Наука, 1981. – 111 с.
13. Швачкuн Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия AПН РСФСР. – 1948. – Вып. 13. – с. 101-132.

Источник