Этапы развития речи ребенка по леонтьеву

А.Н.Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи у детей:

  • 1-й – подготовительный — до одного года;
  • 2-й — преддошкольный этап первоначального овладения язы­ком — до 3 лет;
  • 3-й – дошкольный — до 7 лет;
  • 4-й – школьный – от 7 до 17 лет.

 Остановимся подробно на характеристике этих этапов.

 Итак, первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).

 Почему так называется данный этап? Потому что в это время происходит подготовка к овладению речью. В чем она заключается? С момента рождения у ребенка появляются голосовые реак­ции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков чело­веческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

 Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего — перестает плакать, прислушива­ется, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начи­нает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на лас­ковую — оживляется, на резкую — плачет.

 Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

 С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуля­ционные движения губ и пытается подражать. Многократное повто­рение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

 С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

 В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает посте­пенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику и интонацию.

 Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звуко­сочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воз­действия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образова­нию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

 В возрасте 7 — 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

 С 10 — 11 мес. появляются реакции на сами слова (уже неза­висимо от ситуации и интонации говорящего).

 В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).

 К концу первого года жизни появляются первые слова.

 Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготови­тельный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окру­жающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

 Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папапришел папа; нет папы; папа, подой­ди и т.п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой. может означать

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрос­лого, усвоения знаний, накопления новых слов.

 На протяжении 2-го и 3-го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним сло­вом. Потом — примитивными фразами без согласования (“Мама, пить мамуле Тата” — Мама, дай Тате попить молока). Далее посте­пеннопоявляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

 К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существитель­ных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно пре­восходит произносительные возможности.

 Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты про­изношения свистящих, шипящих, сонорных звуков “р” и “л”, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.

 На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более раз­вивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными сло­вами, формируется фонематическое восприятие.

 В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 лет достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки “леять”, вместо лопатка “копатка” и т.п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о “чувстве языка”. Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

Источник

 Не забудьте отметить в соцсети , если статья оказалась полезной 

 I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).

II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

III период. Дошкольный (3 – 7 лет).

IV период.  Школьный (от 7 до 17 лет).

I период.  Подготовительный (от 0 до 1 года).

Крик новорожденного является его первой голосовой рефлекторной реакцией.

К двум месяцам  первые голосовые реакции ребенка (крик, плач, кряхтение) приобретают коммуникативное значение, появляются отчетливые голосовые модуляции  (радость, повизгивание, хныканье).

     К 3 месяцам у ребенка начинает формироваться слуховое внимание, появляются первые подражательные мимические и голосовые реакции. В этот период у ребенка появляются первые, чаще гортанные согласные звуки. В этих звуках отсутствует напевность, произносятся они тихо, часто с закрытым ртом.

   К концу 3-го мес. у ребенка появляется гуление – напевное произнесение звуков (гласных и гортанных согласных). Гуление возникает спонтанно, но может быть вызвано и по подражанию. 3 – 4,5 месяца считается периодом «истинного гуления»: ребенок начинает гулить в ответ на положительные эмоциональные раздражители. Вне «комплекса оживления», без эмоциональной стимуляции гуление возникает уже с 3,5 мес. (Е.М. Мастюкова).

Гуление – это непроизвольное воспроизведение ребенком звуковых комплексов. Гуление у всех народов мира протекает одинаково. Трудно переоценить значение данного явления для ребенка, т.к. в процессе гуления ребенок тренирует органы речевого аппарата: органы артикуляционного аппарата, дыхания, голосового, слухового  аппарата. Ребенок не только воспроизводит звуковые комплексы, но и все время себя слушает!!!

    После 5-ти месяцев гуление переходит в лепет. С 5 до 12 месяцев считается периодом лепета. Гулить начинают все дети, но, к сожалению, не у всех детей гуление переходит в лепет. Так у детей с нарушенным слухом гуление затухает – нет слухового контроля.

   Лепет — адекватное воспроизведение слогов. Эти слоги соотносятся с предметами, действиями, признаками (ба-ба-ба – бабушка; би-би- машина). Лепет («лепетные» слова) это начало собственной речи ребенка. К 1 году ребенок говорит 5-10; 10-15 «лепетных»  слов (мама, папа, баба, деда, дядя и т.д.) (Аркин, Штерн). По данным Бюллера – от 3 до 45 слов. Понимает больше — до 30 -50слов.

С 3-х мес. Отмечается «глазное общение», фиксация взора, слежение за движущейся игрушкой.

С 3-6 мес. ребенок поворачивает головку в направлении источника звука.

С 7 мес. – узнает голоса окружающих его родных и близких;

В 8-9 – реагирует на свое имя.

После 9 мес. Выполняет элементарные словесные просьбы: «Похлопай в ладоши – ладушки», «Помаши ручкой – до свидания».

На 2-ом году жизни начинается период различения фонем. Наибольшие сдвиги в развитии фонематического восприятия происходят в 1г.7мес. — 1г. 8 мес. Считается, что к 2-м годам первичный ФС у детей оказывается сформированным (показывает игрушку – Мишка-мышка).

Читайте также:  Центр развития ребенка задачи

             II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

Для этого периода характерно появление предложений из отдельных  аморфных слов-корней (1г. 3м.  – 1г.8 м.)однословная фраза (бах).

1г.8м.  — 1г. 10 м. – двухсловная фраза

Баба — ди (Бабушка, иди!).

Кука — бух (Кукла упала!).

Да яба — Дай яблоко.

В это время быстро наращивается предметный и глагольный словарь.

По данным А.Н. Гвоздева, дети имеют в активном запасе:

в 1.8 – 1.9 мес. —  80-100 слов.

в 2 года – 200-400 слов.

к 3 годам – 1000-1100 слов.

Ребенок объединяет эти слова в короткие предложения. В 2- 2.2 мес. выделяют период «физиологического aграмматизма». Ребенок объединяет слова в предложения, без соответствующего  грамматического оформления. Но при нормальном речевом развитии период «физиологического аграмматизма» длится недолго. Дeти сами  начинают правильно употреблять основные грамматические конcтрукции.

     В преддошкольном периоде начинается активное формирование произносительной сторoны речи. Формируются гласные и простые согласные звуки (м, мь, нь, н, д, дь,п,пь,б,бь,т,ть и др.).

К 3 годам дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3-4 и более слoв,  употребляя наиболее простые грамматические конструкции (ед. и мн. ч. Сущ, вин. падеж.). Дети пользуются словами 2-3-х сложной структуры.

Вывод.      Если ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепетных слов (их количество может доходить до 70 и более слов): уто-ухо; аёк – потолок; но – нос; тити- часы; по – пол; тути – туфли; ако-окно и т.д. и никак не объединяют их в предложение, это должно стать настораживающим симптомом для родителей, логопеда. Таких детей необходимо направлять на занятия в логопедические ясли.

     Таким образом, в возрасте 1.5 до 2- х лет происходит переход от паcсивного приобретения слов от окружaющих его людей, к активному расширению словаря ребенка в период использования вопросов, типа «Что это?», «Как это назывaется?»

   В возрасте двух лет они хотят знать, как зовут пробежавшего мимо мальчика, залаявшую где-то вдaлеке собаку. Если взрослые не могут удовлетворить интерес ребёнка, то дети порой сами придумывают имя тому или иному предмету. Это является показа­телем и одновременно следствием развития у маленьких детей болeе высоких степеней обобщения воспринимаемых предметов и явлений окружaющего мира.  

     К двум годам появляются прилагaтельные, чаще всего в форме именительного падежа мужского  или жeнского рода, но без согласования с существительными.

     Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: сoгласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кисю). Однако в речи ребенка имеeтся большое количество аграмматизмов.

     В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это проcтые фразы из двух – трех слов, затем отмeчается расширение структуры предложения до 3-4 слов. Например, «Таня игает кука». Постепенно, к трeм годам, они усложняются. В возрасте 2.3 – 3 лет появляются служебные слова.

III период.  Дошкoльный (3 – 7 лет).   Речевой период.

Это период интенсивного речевого развития, когда у ребенка наблюдается бурный рост словаря, форми­руется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их знaчениями. В это время активный словарь детей достигает 3000-4000 слов. Идет дальнейшее формирование граммaтических категорий, систематизация некоторых грамматических форм. Дети овладевают навыками словоизменения и словообразования. Речь такого ребенка еще ситуативная, первые их высказывания в объеме 2-3 предложений.  

В возрасте 3 лет у детей наблюдается активное фoрмирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи. Выдeляется несколько этапов формирования фонетической стороны речи.  Выделяется 4 этапа:

1 этап (от 3 до 4 лет).

В возрасте от 3-х до 4-х лет выделяется период наличия физиологических недостатков произношения «физиологического косноязычия». Они являются результатом возрастных осoбенностей строения речевого аппарата, когда дети правильно произносить все звуки не могут, но они исчезают самостоятельно без логопедической помощи. Для этого периода характерно:

  • смягченное произношение согласных звуков ;
  • замены свистящих и шипящих звуков на Т-ТЬ, Д-ДЬ.
  • еще не сформированы сонорные звуки Л, Р,РЬ (пропуски, замены) и аффрикаты Ц,Ч=ТЬ (цапля=тяпля, мамочка=мямитька).
  • К,Г,Х = Т и Д (хлеб = тлеб).

 2 этап  ( от 4 до 5лет).

В этом периоде:

  • к 4 годам исчезает смягченное произношение;
  • появляется дифференциация звуков ЛЬ-J;
  • формируются свистящие, появляются шипящие;
  • недифференцированное употребление свистящих и шипящих звуков;

—   еще могут быть несфомированными сонорные звуки; Ц,Ч.

3 этап (от 5 до 6 лет).

В 5 лет дети:

  • уверенно пользуются свистящими и шипящими звуками, аффрикатами;
  • формируются сонорные звуки Р, Рь  и Л и их дифференциация;
  • пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: конфеты, яблоки.).

     К 5-6 годам дети не только правильно произнoсят, но и различают все фонемы родного языка.

 4 этап (от 6 до 7 лет).

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нeт отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка  формируется как полноценное средство общения.   Дети не только правильно произносят, но и различают на cлух все фонемы родного языка. А это свидетельствует о том, что у детей сформирована  готовность к звуковому анализу и синтезу, что является необходимым условием для успешного овладения грамотой.

Дети овладевают умением воспроизводить сло­ва различной слоговой структуры и звуконaполняемости. Возможны отдельные ошибки, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах. При этом достаточно всего один-два раза поправить ребенка, дать образец правильного произнoшения и организовать небольшую «речевую практику» в нормативном произнесении cлова, как ребенок достаточно быстро введет новое слово в свою самостоятельную речь.

В дошкольном периоде процесс усвоения языка про­текает столь динамично, что после трeх лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грам­матически правильно построенных простых предложений, но и некоторых видов сложных предложений; речевые высказывания уже строятся с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот..,. который и т.д.):

Сегодня мы пойдем гулять на участок, потому что на улице тепло и нет дождика.

—Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и серди­тый ветер.

Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контро­лировать собственное произношение и слышать ошибки в рeчи окружающих.

В этот период у детeй формируется «чувство языка» (интуитивное чувствование языковой нормы употребления единиц языкa), что обес­печивает правильное употребление в самостоятельных высказывани­ях всех грамматических категорий и форм слов.

 Как отмечает Т.Б.Филичева, «…Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком – играю с брати­ком; мамой были магазине – с мамой были в магазине; мяч упал и тоя – мяч упал со стола и т.д.), сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуcк – это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нужда­ются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу».

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка  формируется как полноценное средство общения.

Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перeйти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

Читайте также:  Развитие ребенка в полгода мальчик

IV период.  Школьный (от 7 до 17 лет).

   В этот период cовершенствуется связная речь и формируется письменная речь.

Многие исследователи отмечают что, усвоение языка нормально развивающимся ребёнком протека­ет спонтанно, естеcтвенно и без видимых усилий с его стороны. Особенности становления языка и речи у детей связаны с процес­сами физиологического созревания центральной нервной системы и с определённой её пластичностью. Это с одной стороны.

 В свою очередь,  нормальное формирование психофизиологических систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недоcтаточности такой стимуляции (напри­мер, в связи с нарушением слуха) процессы освоения речи задерживаются.

Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается «без усилий», в психологии принято называть критическим периодoм, поскольку за пределами этого периода ребёнок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.

Протя­жённость критического периода разными исследователями определяется по-разному: наиболее часто выделяют два варианта – от рождения и до 9-11 лет или: от двух лет до периода полового созревания.

Необходимо от­метить, что в период от года до 12 лет хорошо «укладывается» динамика основных показателей становления языка и речи – за этот период устраняются «ненормативные» особенности ин­дивидуальной артикуляции, осваивается правильное употребление ан­тонимов, происходит понимание многозначных слов и идиом, имею­щих как конкретный, так и социально-психологический смысл. В этот же возрастной период наблюдаются и отклонения в речевом развитии различной этиологии, в том числе связанные с заиканием.

 Так же для вас может быть интересным:

  1. Критические периоды развития ребёнка.
  2. Развитие ребёнка от 0 до года.

Источник

Ïðîöåññ ôîðìèðîâàíèÿ ðå÷åâîé äåÿòåëüíîñòè â êîíöåïöèè «ðå÷åâîãî îíòîãåíåçà» À.À. Ëåîíòüåâà, åãî ýòàïû: ïîäãîòîâèòåëüíûé, äîøêîëüíûé è äð. Îñâîåíèå àðòèêóëÿöèè çâóêîâ ðå÷è. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ íàâûêà ðå÷åñëóõîâîãî âîñïðèÿòèÿ è ôîíåìàòè÷åñêîãî ñëóõà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè

ÔÃÁÎÓ ÂÏÎ «Ìîñêîâñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ãóìàíèòàðíûé óíèâåðñèòåò èìåíè Ì.À. Øîëîõîâà»

Èíñòèòóò ïñèõîëîãèè, ïåäàãîãèêè è óïðàâëåíèÿ ÷åëîâå÷åñêèìè ðåñóðñàìè

Êàôåäðà ëîãîïåäèè

Ðåôåðàò

Íà òåìó: «Ýòàïû ôîðìèðîâàíèÿ ðå÷åâîé äåÿòåëüíîñòè â îíòîãåíåçå (ïî À.À. Ëåîíòüåâó)»

Ðàáîòó âûïîëíèëà: ñëóøàòåëü ãðóïïû ëîãî-10

Êîâàëåâñêàÿ Ïîëèíà Âàëåðüåâíà

Ïðîâåðèë: äîöåíò, êàíäèäàò ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê

Ãëóõîâ Â.Ï.

Ìîñêâà 2015

 ñâîåé ïñèõîëèíãâèñòè÷åñêîé êîíöåïöèè «ðå÷åâîãî îíòîãåíåçà» À.À. Ëåîíòüåâ îïèðàåòñÿ íà ìåòîäîëîãè÷åñêèå ïîäõîäû âûäàþùèõñÿ ëèíãâèñòîâ è ïñèõîëîãîâ XIX—XX ñòîëåòèÿ — Â. Ãóìáîëüäòà, Ð.Î. ßêîáñîíà, Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, Â.Â. Âèíîãðàäîâà è äð.

Ïðîöåññ ôîðìèðîâàíèÿ ðå÷åâîé äåÿòåëüíîñòè (è ñîîòâåòñòâåííî óñâîåíèÿ ñèñòåìû ðîäíîãî ÿçûêà) â îíòîãåíåçå â êîíöåïöèè «ðå÷åâîãî îíòîãåíåçà» À. À. Ëåîíòüåâà ïîäðàçäåëÿåòñÿ íà ðÿä ïîñëåäîâàòåëüíûõ ïåðèîäîâ èëè «ñòàäèé».

1-é — ïîäãîòîâèòåëüíûé (ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ äî ãîäà);

2-é — ïðåä äîøêîëüíûé (îò ãîäà äî 3 ëåò);

3-é — äîøêîëüíûé (îò 3 äî 7 ëåò);

4-é — øêîëüíûé (îò 7 äî 17 ëåò).

Ïåðâûé ýòàï ôîðìèðîâàíèÿ ðå÷è îõâàòûâàåò ïåðâûå òðè ãîäà æèçíè ðåáåíêà. Ðàçâèòèå äåòñêîé ðå÷è äî òðåõ ëåò â ñâîþ î÷åðåäü (â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðèíÿòûì â ïñèõîëîãèè òðàäèöèîííûì ïîäõîäîì) ïîäðàçäåëÿåòñÿ íà òðè îñíîâíûõ ýòàïà:

1) äîðå÷åâîé ýòàï (ïåðâûé ãîä æèçíè), â êîòîðîì âûäåëÿþòñÿ ïåðèîäû ãóëåíèÿ è ëåïåòà,

2) ýòàï ïåðâè÷íîãî îñâîåíèÿ ÿçûêà (äîãðàììàòè÷åñêèé) — âòîðîé ãîä æèçíè è

3) ýòàï óñâîåíèÿ ãðàììàòèêè (òðåòèé ãîä æèçíè).

À.À. Ëåîíòüåâ óêàçûâàåò, ÷òî âðåìåííûå ðàìêè ýòèõ ýòàïîâ êðàéíå âàðèàòèâíû (îñîáåííî áëèæå ê òðåì ãîäàì); êðîìå òîãî, â ðàçâèòèè äåòñêîé ðå÷è èìååò ìåñòî àêñåëåðàöèÿ — ñäâèã âîçðàñòíûõ õàðàêòåðèñòèê íà áîëåå ðàííèå âîçðàñòíûå ýòàïû îíòîãåíåçà.

ßçûê, ÿâëÿÿñü ñðåäñòâîì îñóùåñòâëåíèÿ ÐÄ, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñèñòåìó ñïåöèàëüíûõ çíàêîâ è ïðàâèë èõ ñî÷åòàíèÿ. Ïîìèìî âíóòðåííåãî ñîäåðæàíèÿ çíàêè ÿçûêà èìåþò è âíåøíþþ ôîðìó — çâóêîâóþ è ïèñüìåííóþ.

Ðåáåíîê íà÷èíàåò îñâîåíèå ÿçûêà ñ îñâîåíèÿ çâóêîâîé ôîðìû âûðàæåíèÿ ÿçûêîâîãî çíàêà.

Îñâîåíèå àðòèêóëÿöèè çâóêîâ ðå÷è — î÷åíü ñëîæíàÿ çàäà÷à, è õîòÿ ðåáåíîê íà÷èíàåò «óïðàæíÿòüñÿ» â ïðîèçíåñåíèè çâóêîâ óæå ñ ïîëóòîðà-äâóõìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà, äëÿ îâëàäåíèÿ ðå÷åïðîèçíîñèòåëüíûìè íàâûêàìè åìó òðåáóåòñÿ òðè-÷åòûðå ãîäà.

Ó âñåõ íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèõñÿ äåòåé ñóùåñòâóåò îïðåäåëåííàÿ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü â îñâîåíèè çâóêîâîé ôîðìû ÿçûêà è â ðàçâèòèè ïðåäðå÷åâûõ ðåàêöèé: ãóëåíèå, «ñâèðåëü», ëåïåò è åãî «óñëîæíåííûé âàðèàíò» — ò.í. ìîäóëèðîâàííûé ëåïåò.

Äëÿ ðåáåíêà ïåðâîãî ãîäà æèçíè «ðå÷åâîé òðåíèíã» â ïðîèçíåñåíèè çâóêîâ — ýòî ñâîåãî ðîäà èãðà, íåïðîèçâîëüíîå äåéñòâèå, êîòîðîå äîñòàâëÿåò ðåáåíêó óäîâîëüñòâèå. Ðåáåíîê óïîðíî, íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ìèíóò, ìîæåò ïîâòîðÿòü îäèí è òîò æå çâóê è òàêèì îáðàçîì óïðàæíÿòüñÿ â åãî àðòèêóëèðîâàíèè.

Ïåðèîä ãóëåíèÿ îòìå÷àåòñÿ ó âñåõ äåòåé. Óæå â 1,5 ìåñÿöà, à çàòåì — â 2—3 ìåñÿöà ðåáåíîê ïðîÿâëÿåò ãîëîñîâûå ðåàêöèè â âîñïðîèçâåäåíèè òàêèõ çâóêîâ, êàê à-à-áì-áì, áëú, ó-ãó, áó è ò.ä. Èìåííî îíè ïîçäíåå ñòàíîâÿòñÿ îñíîâîé äëÿ ñòàíîâëåíèÿ ÷ëåíîðàçäåëüíîé ðå÷è. Ãóëåíèå (ïî ñâîèì ôîíåòè÷åñêèì õàðàêòåðèñòèêàì) ó âñåõ äåòåé íàðîäîâ ìèðà îäèíàêîâî.

 4 ìåñÿöà óñëîæíÿþòñÿ çâóêîâûå ñî÷åòàíèÿ: ïîÿâëÿþòñÿ íîâûå, òèïà ãí-àãí, ëÿ-àëÿ, ðí è ò.ï. Ðåáåíîê â ïðîöåññå ãóëåíèÿ êàê áû èãðàåò ñî ñâîèì àðòèêóëÿöèîííûì àïïàðàòîì, íåñêîëüêî ðàç ïîâòîðÿåò îäèí è òîò æå çâóê, ïîëó÷àÿ ïðè ýòîì óäîâîëüñòâèå.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïðè ïåðâûõ ïðîÿâëåíèÿõ ãóëåíèÿ åãî ðîäèòåëè íà÷èíàþò ðàçãîâàðèâàòü ñ ìëàäåíöåì. Ðåáåíîê ïîäõâàòûâàåò óñëûøàííûå èì çâóêè èç ðå÷è âçðîñëûõ è ïîâòîðÿåò èõ.  ñâîþ î÷åðåäü âçðîñëûé ïîâòîðÿåò çà ðåáåíêîì åãî «ðå÷åâûå» ðåàêöèè. Òàêîå âçàèìíîå ïîäðàæàíèå ñïîñîáñòâóåò áûñòðîìó ðàçâèòèþ âñå áîëåå ñëîæíûõ ïðåäðå÷åâûõ ðåàêöèé ðåáåíêà. Åñòü îäíî âàæíîå óñëîâèå íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ ïðåäðå÷åâûõ ðåàêöèé: ðåáåíîê äîëæåí õîðîøî âèäåòü ëèöî âçðîñëîãî, äîñòóïíûå äëÿ âîñïðèÿòèÿ äâèæåíèÿ îðãàíîâ àðòèêóëÿöèè ðàçãîâàðèâàþùåãî ñ íèì ÷åëîâåêà.

Óæå ê 6 ìåñÿöàì çâóêè, ïðîèçíîñèìûå äåòüìè, íà÷èíàþò íàïîìèíàòü çâóêè èõ ðîäíîãî ÿçûêà.

Ïðè íîðìàëüíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà «ãóëåíèå» â 6-7 ìåñÿöåâ ïîñòåïåííî ïåðåõîäèò â ëåïåò.  ýòî âðåìÿ äåòè ïðîèçíîñÿò ñëîãè òèïà áà-áà, äÿ-äÿ, äå-äà è ò.ä., ñîîòíîñÿ èõ ñ îïðåäåëåííûìè îêðóæàþùèìè ëþäüìè.  ïðîöåññå îáùåíèÿ ñî âçðîñëûìè ðåáåíîê ïîñòåïåííî ïûòàåòñÿ ïîäðàæàòü èíòîíàöèè, òåìïó, ðèòìó, ìåëîäè÷íîñòè, à òàêæå âîñïðîèçâîäèòü ðÿäû ñëîãîâ; ðàñøèðÿåòñÿ îáúåì ëåïåòíûõ ñëîâ, êîòîðûå ðåáåíîê ïûòàåòñÿ ïîâòîðèòü çà âçðîñëûìè.

 8,5—9 ìåñÿöåâ ëåïåò óæå èìååò ìîäóëèðîâàííûé õàðàêòåð ñ ðàçíîîáðàçíûìè èíòîíàöèÿìè. Íî íå ó âñåõ äåòåé ýòîò ïðîöåññ îäíîçíà÷åí: ïðè ñíèæåíèè ñëóõîâîé ôóíêöèè ãóëåíèå «çàòóõàåò», è ýòî íåðåäêî ÿâëÿåòñÿ äèàãíîñòè÷åñêèì ñèìïòîìîì (193, 242 è äð.).

 âîçðàñòå 9-10 ìåñÿöåâ ïðîèñõîäèò êà÷åñòâåííûé ñêà÷îê â ðå÷åâîì ðàçâèòèè ðåáåíêà. Ïîÿâëÿþòñÿ ïåðâûå «íîðìàòèâíûå», ïðåäìåòíî îòíåñåííûå ñëîâà (ñîîòâåòñòâóþùèå ëåêñè÷åñêîé ñèñòåìå äàííîãî ÿçûêà).

 âîçðàñòå 10—12 ìåñÿöåâ ðåáåíîê âñå ñóùåñòâèòåëüíûå (êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ïðàêòè÷åñêè åäèíñòâåííîé ïðåäñòàâëåííîé â «ãðàììàòèêå» ðåáåíêà ÷àñòüþ ðå÷è) óïîòðåáëÿåò â èìåíèòåëüíîì ïàäåæå â åäèíñòâåííîì ÷èñëå. Ïîïûòêè ñâÿçàòü äâà ñëîâà âî ôðàçó (Ìàìà, äàé!) ïîÿâëÿþòñÿ ïîçäíåå (ïðèìåðíî â ïîëòîðà ãîäà). Çàòåì óñâàèâàåòñÿ ïîâåëèòåëüíîå íàêëîíåíèå ãëàãîëîâ (Èäè-èäè! Äàé-äàé!). Òðàäèöèîííî ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî, êîãäà ïîÿâëÿþòñÿ ôîðìû ìíîæåñòâåííîãî ÷èñëà, íà÷èíàåòñÿ îâëàäåíèå ãðàììàòèêîé.  çàâèñèìîñòè îò èíäèâèäóàëüíûõ ðàçëè÷èé â òåìïàõ ïñèõîôèçè÷åñêîãî è ïîçíàâàòåëüíîãî ðàçâèòèÿ, âñå äåòè ïî-ðàçíîìó ïðîäâèãàþòñÿ è â ñâîåì ÿçûêîâîì ðàçâèòèè.

«Ïðèîñòàíîâêà» ôîíåòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â ýòîò ïåðèîä «ðå÷åâîãî îíòîãåíåçà» (íà ñðîê â 3-4 ìåñÿöà) ñâÿçàíà ñî çíà÷èòåëüíûì óâåëè÷åíèåì ÷èñëà ñëîâ àêòèâíîãî ñëîâàðÿ è, ÷òî îñîáåííî âàæíî, ñ ïîÿâëåíèåì ïåðâûõ íàñòîÿùèõ îáîáùåíèé.  ðå÷è ðåáåíêà ïîÿâëÿåòñÿ ÿçûêîâîé çíàê. Ñëîâî íà÷èíàåò âûñòóïàòü êàê ñòðóêòóðíàÿ åäèíèöà ÿçûêà è ðå÷è.

Óñâîåíèå ðåáåíêîì ïîñëåäîâàòåëüíîñòè çâóêîâ â ñëîâå åñòü ðåçóëüòàò âûðàáîòêè ñèñòåìû óñëîâíûõ ñâÿçåé. Ðåáåíîê ïîäðàæàòåëüíûì ïóòåì çàèìñòâóåò îïðåäåëåííûå çâóêîñî÷åòàíèÿ (âàðèàíòû çâóêîïðîèçíåñåíèÿ) èç ðå÷è îêðóæàþùèõ ëþäåé. Ïðè ýòîì, îñâàèâàÿ ÿçûê êàê öåëîñòíóþ ñèñòåìó çíàêîâ, ðåáåíîê îñâàèâàåò çâóêè ñðàçó êàê ôîíåìû. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ðåáåíîê ïîêà íå îáðàùàåò âíèìàíèÿ íà ðàçëè÷íûå âàðèàíòû ïðîèçíåñåíèÿ ôîíåì, îí äîñòàòî÷íî áûñòðî ñõâàòûâàåò ñóùåñòâåííûå ïðèçíàêè çâóêîâ ñâîåãî ÿçûêà. ðå÷åâîé îíòîãåíåç ëåîíòüåâ ôîíåìàòè÷åñêèé

Ñíà÷àëà ðåáåíîê îâëàäåâàåò ÷èñòî âíåøíåé (ò.å. çâóêîâîé) ñòðóêòóðîé çíàêà, êîòîðàÿ âïîñëåäñòâèè, â ïðîöåññå îïåðèðîâàíèÿ çíàêàìè, ïðèâîäèò ðåáåíêà ê ïðàâèëüíîìó ôóíêöèîíàëüíîìó åãî óïîòðåáëåíèþ.  öåëîì æå ãîâîðèòü î ñôîðìèðîâàííîñòè àðòèêóëÿöèîííîãî àïïàðàòà ìîæíî òîëüêî ïðè äîñòèæåíèè ðåáåíêîì 5-6 ëåò.

Читайте также:  Точечный массаж для развития ребенка

 ïåðèîä ïåðâîíà÷àëüíîãî óñâîåíèÿ ÿçûêà ðàñøèðÿåòñÿ îáúåì ëåïåòíûõ è ïîëíîçíà÷íûõ ñëîâ â àêòèâíîì ñëîâàðå ðåáåíêà. Äàííûé ýòàï õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîâûøåííûì âíèìàíèåì ðåáåíêà ê ðå÷è îêðóæàþùèõ, çàìåòíî âîçðàñòàåò åãî ðå÷åâàÿ àêòèâíîñòü. Óïîòðåáëÿåìûå ðåáåíêîì ñëîâà, ÷àùå âñåãî «ìíîãîçíà÷íû», îäíîâðåìåííî îäíèì è òåì æå ñëîâîì èëè ñî÷åòàíèåì ðåáåíîê îáîçíà÷àåò íåñêîëüêî ïîíÿòèé: «áàõ» — óïàë, ëåæèò, ñïîòêíóëñÿ; «äàé» — îòäàé, ïðèíåñè, ïîäàé; «áèáè» — èäåò, ëåæèò, êàòàåòñÿ, ìàøèíà, ñàìîëåò, âåëîñèïåä.

Ïîñëå ïîëóòîðà ëåò íàáëþäàåòñÿ ðîñò àêòèâíîãî ñëîâàðÿ äåòåé, ïîÿâëÿþòñÿ ïåðâûå ïðåäëîæåíèÿ, ñîñòîÿùèå èç öåëûõ ñëîâ è àìîðôíûõ ñëîâ-êîðíåé. Íàïðèìåð: — Ïàïà, äè («Ïàïà, èäè»).

Ïåäàãîãè÷åñêèå íàáëþäåíèÿ ïîêàçûâàþò, ÷òî äåòè íå ñðàçó îâëàäåâàþò ïðàâèëüíûì âîñïðîèçâåäåíèåì çíàêîâ ÿçûêà: îäíè ÿâëåíèÿ ÿçûêà óñâàèâàþòñÿ ðàíüøå, äðóãèå ïîçæå. ×åì ïðîùå ïî çâó÷àíèþ è ñòðóêòóðå ñëîâî, òåì ëåã÷å îíî çàïîìèíàåòñÿ ðåáåíêîì.  ýòîò ïåðèîä îñîáåííî âàæíóþ ðîëü èãðàåò ñîâîêóïíîñòü ñëåäóþùèõ ôàêòîðîâ:

à) èìèòàöèÿ (âîñïðîèçâåäåíèå) ðå÷è îêðóæàþùèõ;

á) ñôîðìèðîâàííîñòü ñëîæíîé ñèñòåìû ôóíêöèîíàëüíûõ (ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèõ) ìåõàíèçìîâ, îáåñïå÷èâàþùèõ îñóùåñòâëåíèå ðå÷è;

â) óñëîâèÿ, â êîòîðûõ âîñïèòûâàåòñÿ ðåáåíîê (ïñèõîëîãè÷åñêàÿ îáñòàíîâêà â ñåìüå, âíèìàòåëüíîå îòíîøåíèå ê ðåáåíêó, ïîëíîöåííîå ðå÷åâîå îêðóæåíèå, äîñòàòî÷íîå îáùåíèå ñ âçðîñëûìè).

Àíàëèçèðóÿ êîëè÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè ðîñòà ëåêñè÷åñêîãî çàïàñà äåòåé â ýòîò ïåðèîä, ìîæíî ïðèâåñòè ñëåäóþùèå äàííûå ïåäàãîãè÷åñêèõ íàáëþäåíèé è ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé: â ïîëòîðà ãîäà îáúåì ñëîâàðíîãî çàïàñà äåòåé ñîñòàâëÿåò 30-50 ñëîâ, ê êîíöó âòîðîãî ãîäà — 80-100 ñëîâ, ê òðåì ãîäàì — ïðèìåðíî 300-400 ñëîâ.

Õàðàêòåðíûì ïîêàçàòåëåì àêòèâíîãî ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ äåòåé íà ýòîì ýòàïå ÿâëÿåòñÿ òàêæå ïîñòåïåííîå óñâîåíèå èìè ãðàììàòè÷åñêèõ êàòåãîðèé.

 ïðåääîøêîëüíûé ïåðèîä ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ ó äåòåé ïðîÿâëÿþòñÿ ðàçíîîáðàçíûå ôîíåòè÷åñêèå íàðóøåíèÿ: ìíîãèå çâóêè ðîäíîãî ÿçûêà îíè ïðîïóñêàþò (íå ïðîèçíîñÿò ñîâñåì), ïåðåñòàâëÿþò, çàìåíÿþò áîëåå ïðîñòûìè ïî àðòèêóëÿöèè. Ýòè íåäîñòàòêè ðå÷è (îïðåäåëÿåìûå ïîíÿòèåì «ôèçèîëîãè÷åñêàÿ äèñëàëèÿ») îáúÿñíÿþòñÿ âîçðàñòíûì íåñîâåðøåíñòâîì àðòèêóëÿöèîííîãî àïïàðàòà, à òàêæå íåäîñòàòî÷íûì óðîâíåì ðàçâèòèÿ ôîíåìàòè÷åñêîãî âîñïðèÿòèÿ (âîñïðèÿòèå è äèôôåðåíöèàöèÿ ôîíåì). Âìåñòå ñ òåì, õàðàêòåðíûì äëÿ ýòîãî ïåðèîäà ÿâëÿåòñÿ äîñòàòî÷íî óâåðåííîå âîñïðîèçâåäåíèå äåòüìè èíòîíàöèîííî-ðèòìè÷åñêèõ, ìåëîäè÷åñêèõ êîíòóðîâ ñëîâ, íàïðèìåð: êàñÿíàâ (êîñìîíàâò), ïèÿìèäêÿ (ïèðàìèäêà), èòàÿ (ãèòàðà), êàìåéêà (ñêàìåéêà) è ò.ï.

Ïåðâûå 3 ãîäà æèçíè — íàèáîëåå áëàãîïðèÿòíûé è èíòåíñèâíûé ïåðèîä â ðàçâèòèè ðå÷è ðåáåíêà. Èìåííî â ýòîò ïåðèîä âñå ôóíêöèè öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, îáåñïå÷èâàþùèå ôîðìèðîâàíèå ñèñòåìû óñëîâíî-ðåôëåêòîðíûõ ñâÿçåé, ëåæàùèõ â îñíîâå ïîñòåïåííî ñêëàäûâàþùèõñÿ ðå÷åâûõ è ÿçûêîâûõ íàâûêîâ, íàèáîëåå ëåãêî ïîääàþòñÿ íàïðàâëåííîìó ïåäàãîãè÷åñêîìó âîçäåéñòâèþ. Åñëè óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ â ýòî âðåìÿ íåáëàãîïðèÿòíû, òî ôîðìèðîâàíèå ðå÷åâîé äåÿòåëüíîñòè ìîæåò çàäåðæèâàòüñÿ èëè äàæå ïðîòåêàòü â «èñêàæåííîì» âèäå.

Ìíîãèå ðîäèòåëè îöåíèâàþò ðå÷åâîå ðàçâèòèå ñâîåãî ðåáåíêà òîëüêî ïî ñòåïåíè ïðàâèëüíîñòè çâóêîïðîèçíîøåíèÿ. Òàêîé ïîäõîä ÿâëÿåòñÿ îøèáî÷íûì, ïîñêîëüêó ïîêàçàòåëåì ñòàíîâëåíèÿ äåòñêîé ðå÷è ÿâëÿåòñÿ ñâîåâðåìåííîå ðàçâèòèå ó ðåáåíêà ñïîñîáíîñòè èñïîëüçîâàòü ñâîé ëåêñè÷åñêèé çàïàñ â ðå÷åâîì îáùåíèè ñ îêðóæàþùèìè, â ðàçíûõ ñòðóêòóðàõ ïðåäëîæåíèé. Óæå ê 2,5—3 ãîäàì äåòè ïîëüçóþòñÿ òðåõ-÷åòûðåõ-ñëîâíûìè ïðåäëîæåíèÿìè, èñïîëüçóÿ ðàçëè÷íûå ãðàììàòè÷åñêèå ôîðìû (èäè — èäåò — èäåì — íå èäó; êóêëà — êóêëå — êóêëó).

Äîøêîëüíûé ýòàï «ðå÷åâîãî îíòîãåíåçà» õàðàêòåðèçóåòñÿ íàèáîëåå èíòåíñèâíûì ðå÷åâûì ðàçâèòèåì äåòåé. Íåðåäêî íàáëþäàåòñÿ êà÷åñòâåííûé ñêà÷îê â ðàñøèðåíèè ñëîâàðíîãî çàïàñà. Ðåáåíîê íà÷èíàåò àêòèâíî ïîëüçîâàòüñÿ âñåìè ÷àñòÿìè ðå÷è; â ñòðóêòóðå ñêëàäûâàþùåéñÿ â ýòîò ïåðèîä ÿçûêîâîé ñïîñîáíîñòè ïîñòåïåííî ôîðìèðóþòñÿ íàâûêè ñëîâîîáðàçîâàíèÿ.

Ïðîöåññ óñâîåíèÿ ÿçûêà ïðîòåêàåò ñòîëü äèíàìè÷íî, ÷òî ïîñëå 3-õ ëåò äåòè ñ õîðîøèì óðîâíåì ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ ñâîáîäíî îáùàþòñÿ íå òîëüêî ïðè ïîìîùè ãðàììàòè÷åñêè ïðàâèëüíî ïîñòðîåííûõ ïðîñòûõ ïðåäëîæåíèé, íî è íåêîòîðûõ âèäîâ ñëîæíûõ ïðåäëîæåíèé; ðå÷åâûå âûñêàçûâàíèÿ óæå ñòðîÿòñÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì ñîþçîâ è ñîþçíûõ ñëîâ (÷òîáû, ïîòîìó ÷òî, åñëè, òîò, êîòîðûé è ò.ä.).

 ýòî âðåìÿ àêòèâíûé ñëîâàðü äåòåé äîñòèãàåò 3-4-õ òûñÿ÷ ñëîâ, ôîðìèðóåòñÿ áîëåå äèôôåðåíöèðîâàííîå óïîòðåáëåíèå ñëîâ â ñîîòâåòñòâèè ñ èõ çíà÷åíèÿìè; äåòè îâëàäåâàþò íàâûêàìè ñëîâîèçìåíåíèÿ è ñëîâîîáðàçîâàíèÿ.

 äîøêîëüíûé ïåðèîä íàáëþäàåòñÿ äîñòàòî÷íî àêòèâíîå ñòàíîâëåíèå ôîíåòè÷åñêîé ñòîðîíû ðå÷è, äåòè îâëàäåâàþò óìåíèåì âîñïðîèçâîäèòü ñëîâà ðàçëè÷íîé ñëîãîâîé ñòðóêòóðû è çâóêîíàïîëíÿåìîñòè. Åñëè è îòìå÷àþòñÿ ïðè ýòîì îòäåëüíûå îøèáêè, òî âñòðå÷àþòñÿ îíè, êàê ïðàâèëî, â íàèáîëåå òðóäíûõ äëÿ âîñïðîèçâåäåíèÿ, ìàëîóïîòðåáèòåëüíûõ èëè íåçíàêîìûõ äåòÿì ñëîâàõ.

Ïðè ýòîì äîñòàòî÷íî âñåãî 1-2 ðàçà ïîïðàâèòü ðåáåíêà, äàòü îáðàçåö ïðàâèëüíîãî ïðîèçíîøåíèÿ, ÷òîáû ðåáåíîê ââåë ýòî íîâîå ñëîâî â ñâîþ ñàìîñòîÿòåëüíóþ ðå÷ü.

Ðàçâèâàþùèéñÿ íàâûê ðå÷åñëóõîâîãî âîñïðèÿòèÿ ïîìîãàåò êîíòðîëèðîâàòü ñîáñòâåííîå ïðîèçíîøåíèå è ñëûøàòü îøèáêè â ðå÷è îêðóæàþùèõ.  ýòîò ïåðèîä ó äåòåé ôîðìèðóåòñÿ «÷óâñòâî ÿçûêà» (èíòóèòèâíîå ÷óâñòâîâàíèå ÿçûêîâîé íîðìû óïîòðåáëåíèÿ çíàêà), ÷òî îáåñïå÷èâàåò ïðàâèëüíîå óïîòðåáëåíèå â ñàìîñòîÿòåëüíûõ âûñêàçûâàíèÿõ âñåõ ãðàììàòè÷åñêèõ êàòåãîðèé è ôîðì ñëîâ. Ïðè÷åì, åñëè â ýòîì âîçðàñòå ðåáåíîê äîïóñêàåò ñòîéêèé àãðàììàòèçì (èãðàþ áàòèêîì — èãðàþ ñ áðàòèêîì; ìàìîé áûëè ìàãàçèíå — ñ ìàìîé áûëè â ìàãàçèíå è ò.ä.), ñîêðàùåíèÿ è ïåðåñòàíîâêè ñëîãîâ è çâóêîâ, óïîäîáëåíèÿ ñëîãîâ, èõ çàìåíû è ïðîïóñê — ýòî ÿâëÿåòñÿ âàæíûì è óáåäèòåëüíûì ñèìïòîìîì, ñâèäåòåëüñòâóþùèì î âûðàæåííîì íåäîðàçâèòèè ðå÷åâîé ôóíêöèè.

Ê êîíöó äîøêîëüíîãî ïåðèîäà ðàçâèòèÿ ðå÷åâîé äåÿòåëüíîñòè äåòè â íîðìå îâëàäåâàþò ðàçâåðíóòîé ôðàçîâîé ðå÷üþ, ôîíåòè÷åñêè, ëåêñè÷åñêè è ãðàììàòè÷åñêè ïðàâèëüíî îôîðìëåííîé. Îòñòóïëåíèÿ îò îðôîýïè÷åñêèõ íîðì óñòíîé ðå÷è (îòäåëüíûå ôîíåòè÷åñêèå è «ãðàììàòè÷åñêèå» îøèáêè) íå èìåþò ñòîéêîãî ôèêñèðîâàííîãî õàðàêòåðà è ïðè ñîîòâåòñòâóþùåé ïåäàãîãè÷åñêîé «êîððåêòèðîâêå» ñî ñòîðîíû âçðîñëûõ äîñòàòî÷íî áûñòðî óñòðàíÿþòñÿ.

Äîñòàòî÷íûé óðîâåíü ðàçâèòèÿ ôîíåìàòè÷åñêîãî ñëóõà ïîçâîëÿåò äåòÿì îâëàäåòü íàâûêàìè çâóêîâîãî àíàëèçà è ñèíòåçà, ÷òî ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìûì óñëîâèåì óñâîåíèÿ ãðàìîòû â ïåðèîä øêîëüíîãî îáó÷åíèÿ.

Àíàëèç ôîðìèðîâàíèÿ ðàçíûõ ñòîðîí ðå÷åâîé äåÿòåëüíîñòè ó äåòåé ñ ïîçèöèé ïñèõîëîãèè è ïñèõîëèíãâèñòèêè èìååò íåïîñðåäñòâåííîå îòíîøåíèå ê ïðîáëåìå ðàçâèòèÿ ñâÿçíîé ðå÷è â ïåðèîä äîøêîëüíîãî äåòñòâà.

Ê ñåìè ãîäàì ðåáåíîê îâëàäåâàåò ðå÷üþ êàê ïîëíîöåííûì ñðåäñòâîì îáùåíèÿ (ïðè óñëîâèè ñîõðàííîñòè ðå÷åâîãî àïïàðàòà, åñëè íåò îòêëîíåíèé â ïñèõè÷åñêîì è èíòåëëåêòóàëüíîì ðàçâèòèè, åñëè ðåáåíîê âîñïèòûâàåòñÿ â óñëîâèÿõ íîðìàëüíîé ðå÷åâîé è ñîöèàëüíîé ñðåäû).

 øêîëüíûé ïåðèîä ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ ïðîäîëæàåòñÿ ñîâåðøåíñòâîâàíèå ñâÿçíîé ðå÷è. Äåòè ñîçíàòåëüíî óñâàèâàþò ãðàììàòè÷åñêèå ïðàâèëà îôîðìëåíèÿ ñâîáîäíûõ âûñêàçûâàíèé, ïîëíîñòüþ îâëàäåâàþò çâóêîâûì àíàëèçîì è ñèíòåçîì. Íà ýòîì ýòàïå ôîðìèðóåòñÿ ïèñüìåííàÿ ðå÷ü.

Ðàçâèòèå ðå÷è ðåáåíêà — ýòî ñëîæíûé, ìíîãîîáðàçíûé è äîñòàòî÷íî äëèòåëüíûé ïðîöåññ. Äåòè íå ñðàçó îâëàäåâàþò ëåêñèêî-ãðàììàòè÷åñêèì ñòðîåì, ñëîâîèçìåíåíèÿìè, ñëîâîîáðàçîâàíèåì, çâóêîïðîèçíîøåíèåì è ñëîãîâîé ñòðóêòóðîé. Îäíè ãðóïïû ÿçûêîâûõ çíàêîâ óñâàèâàþòñÿ ðàíüøå, äðóãèå — çíà÷èòåëüíî ïîçæå. Ïîýòîìó íà ðàçëè÷íûõ ñòàäèÿõ ðàçâèòèÿ äåòñêîé ðå÷è îäíè ýëåìåíòû ÿçûêà îêàçûâàþòñÿ óæå óñâîåííûìè, à äðóãèå — îñâîåíû ëèøü ÷àñòè÷íî. Ïðè ýòîì óñâîåíèå ôîíåòè÷åñêîãî ñòðîÿ ðå÷è òåñíî ñâÿçàíî ñ îáùèì ïîñòóïàòåëüíûì õîäîì ôîðìèðîâàíèÿ ëåêñèêî-ãðàììàòè÷åñêîãî ñòðîÿ ðîäíîãî ÿçûêà.

Êðèòè÷åñêèé ïåðèîä äëÿ îñâîåíèÿ ðåáåíêîì ðå÷åâîé äåÿòåëüíîñòè.

Êàê îòìå÷àþò ìíîãèå èññëåäîâàòåëè, îñâîåíèå ÿçûêà íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèìñÿ ðåáåíêîì ïðîòåêàåò ñïîíòàííî, åñòåñòâåííî è áåç âèäèìûõ óñèëèé ñ åãî ñòîðîíû. Îñîáåííîñòè ñòàíîâëåíèÿ ÿçûêà è ðå÷è ó äåòåé ñâÿçàíû ñ ïðîöåññàìè ôèçèîëîãè÷åñêîãî ñîçðåâàíèÿ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû è ñ îïðåäåëåííîé åå ïëàñòè÷íîñòüþ. Íîðìàëüíîå ôîðìèðîâàíèå ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèõ ñèñòåì, îáåñïå÷èâàþùèõ îñâîåíèå ðå÷è, â ñâîþ î÷åðåäü, òðåáóåò ñâîåâðåìåííîé èõ ñòèìóëÿöèè ðå÷åâûìè ñèãíàëàìè. Ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè òàêîé ñòèìóëÿöèè (íàïðèìåð, â ñâÿçè ñ íàðóøåíèåì ñëóõà) ïðîöåññû îñâîåíèÿ ðå÷è çàäåðæèâàþòñÿ. Âîçðàñòíîé ïåðèîä, íà ïðîòÿæåíèè êîòîðîãî ðå÷ü îñâàèâàåòñÿ «áåç óñèëèé», â ïñèõîëîãèè ïðèíÿòî íàçûâàòü êðèòè÷åñêèì ïåðèîäîì, ïîñêîëüêó çà ïðåäåëàìè ýòîãî ïåðèîäà ðåáåíîê, íå èìåþùèé îïûòà ðå÷åâîãî îáùåíèÿ, ñòàíîâèòñÿ íåñïîñîáíûì ê îáó÷åíèþ. Ïðîòÿæåííîñòü êðèòè÷åñêîãî ïåðèîäà ðàçíûìè èññëåäîâàòåëÿìè îïðåäåëÿåòñÿ ïî-ðàçíîìó: íàèáîëåå ÷àñòî âûäåëÿþò äâà âàðèàíòà — îò ðîæäåíèÿ è äî 9-11 ëåò è îò äâóõ ëåò äî ïåðèîäà ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ. Íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî â ïåðèîä îò 1 ãîäà äî 12 ëåò óñòðàíÿþòñÿ «íåíîðìàòèâíûå» îñîáåííîñòè èíäèâèäóàëüíîé àðòèêóëÿöèè, îñâàèâàåòñÿ ïðàâèëüíîå óïîòðåáëåíèå àíòîíèìîâ, ïðîèñõîäèò ïîíèìàíèå ìíîãîçíà÷íûõ ñëîâ è èäèîì, èìåþùèõ êàê êîíêðåòíûé, òàê è ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèé ñìûñë.  ýòîò æå âîçðàñòíîé ïåðèîä íàáëþäàþòñÿ è îòêëîíåíèÿ â ðå÷åâîì ðàçâèòèè ðàçëè÷íîé ýòèîëîãèè, â òîì ÷èñëå ñâÿçàííûå ñ çàèêàíèåì.

 öåëîì æå,