Этапы развития движения ребенка

Двигательное развитие детей  играет огромную роль в психическом становлении личности ребенка.

Здоровый малыш любознателен, активен и всегда стремится двигаться. Это стремление сохраняется в ребенке довольно долго, в то время как взрослые, будто сговорившись, стараются всячески ограничить его двигательную активность: «Не вертись!», «Сиди спокойно!», «Хватит крутиться!»… Эти слова ребенок слышит дома, в детском саду, в школе… А как ему сидеть спокойно, если движение – непременное условие для развития, в том числе физического, психического, умственного? Движение заложено в человеке самой природой.

Развитие движений у детей – «Как у всех» или «по-своему»?

Медики нередко встречают у родителей неадекватную оценку двигательных способностей их детей. Например, малыш в 9 месяцев еще не умеет сидеть, а мама совершенно спокойно заявляет: ничего страшного, мол, у соседки тоже сын еще не сидит, хотя такого же возраста. Или наоборот: трехмесячный ребенок уже может стоять, придерживаясь за спинку кроватки, и родители просто тают от восхищения: какой развитой малыш! Попробуем выяснить, насколько это нормально и правильно – запоздалое или слишком раннее двигательное развитие младенца.

И в первом, и во втором описанных случаях ситуация требует немедленного реагирования. Чтобы это понять, давайте рассмотрим этапы развития движения малыша до года.

Медики признают четыре периода:

1-3 месяца – ребенок умеет держать головку.
3-6 месяцев – ребенок может сидеть.
6-9 месяцев – ребенок научился стоять, держась ручками за кроватку или другую опору.
9-12 месяцев – ребенок может ходить без опоры.

Эти цифры не придуманы в кабинетах – они взяты из жизни: именно в такой последовательности развивается каждое здоровое человеческое дитя на протяжении тысячелетий.

Если рассмотреть последовательность освоения новых движений, они будут выглядеть примерно так:

– Ребенок проходит родовые пути.
– Лежит на спинке.
– Учится поворачиваться с боку на бок и на животик.
– Ползает по-пластунски.
– Поднимает ручки, опирается на них.
– Поднимает головку, осматривает пространство вокруг.
– Учится сидеть.
– Ползает уже на четвереньках.
– Самостоятельно встает, придерживаясь за опору.
– Начинает ходить – сначала держась за руку взрослого, чуть позже – самостоятельно.

Если малыш последовательно проходит все перечисленные стадии, значит, двигательное развитие младенца проходит правильно, тем самым запуская важнейшие механизмы и позволяя малышу воспринимать окружающее пространство без искажений. Каждый период предваряется подготовкой группы мышц к этой деятельности, и если ребенок стоит в три месяца – это значит, что он испытывает огромную нагрузку, к которой еще не готов. Здоровью этого ребенка угрожает серьезная опасность, которую не осознают родители, радуясь «раннему развитию» своего чада. Не меньшей опасности подвергается здоровье ребенка, который, достигнув 9 месяцев, еще не научился сидеть – любой врач вам скажет, что, вероятнее всего, такому малышу угрожает ДЦП или другая тяжелая патология.

Так что, уважаемые родители, никогда не смотрите, «как у других», и не успокаивайте себя этим – малейшее отклонение в двигательной активности ребенка в ту или иную сторону должны вас насторожить и лучше обратиться за помощью к специалисту.

Наиболее часто задаваемые вопросы по теме «Двигательное развитие детей»

Что значит выражение «повышенный тонус»?

В первые три месяца жизни ребенку свойственен повышенный тонус, или физиологический гипертонус. Его ручки прижаты к телу, согнуты в локтях, кулачки крепко сжаты, ножки тоже согнуты. Так задумано природой и состояние это необходимо для того, чтобы поддержать форму тела ребенка. Со временем оно пройдет, на смену придут произвольные движения, которые малыш будет постепенно осваивать – удержание головки, перевороты с боку на бок и на живот, опора на руки… Если вы замечаете, что, переодевая малыша, не можете прижать его бедра к столу – значит, мышечный тонус повышен по сравнению с нормой, а это является тревожным сигналом. Повышенный тонус в некоторых случаях может помешать правильному и своевременному развитию головного мозга. Родителям необходимо срочно обратиться к неврологу, а иногда и к ортопеду. У малыша, которому больше 3 месяцев, может наблюдаться как симметрично, так и асимметрично повышенный тонус. В первом случае вы заметите отставание в навыках движения. Об асимметричном гипертонусе расскажут такие симптомы, как скошенный на одну сторону или облысевший с одной стороны затылочек, головку такой ребенок чаще поворачивает в одну сторону, игрушку хватает только одной ручкой и следит за ней лишь с одной стороны – справа или слева. Своевременное обращение к специалистам поможет исправить ситуацию.

Если ребенок начал ходить раньше сверстников – например, в 8 месяцев – это хорошо или плохо?

В том случае, если ребенок перед этим вовремя начал держать голову, период ползания занял 3-4 недели, ножки у него достаточно сильные и он сам встает, а при падении группируется и редко ударяется – это нормально. Если же ребенок, пропустив фазу ползания, сразу начинает ходить или требует, чтобы его водили за ручку, при падении не умеет группироваться и все время ударяется лбом или затылком, ему тяжело самостоятельно вставать с пола – необходима консультация невролога. Есть вероятность, что малыш нуждается в курсе лечебного массажа и специальных физических упражнений. Если вы будете и дальше водить его за ручку и позволять ему самостоятельно ходить – вы добьетесь только нарушения координации движений. Упражнения, рекомендованные специалистом, помогут ребенку укрепить брюшной пресс и научат группироваться.

Нормально ли, если ребенок продолжает ползать и после года, а вставать не хочет?

Не нужно волноваться. Даже если ваш ребенок начнет ходить к полутора годам – это нормально, если он успешно ползает. При этом важно убедиться, что у малыша достаточно сильные ножки, спина, ягодицы, нормальная координация – а определить это может только врач.

Должен ли ребенок сам начать вставать или лучше ему помочь?

Читайте также:  Влияние семьи на развитие личности ребенка дипломная работа

Малыш сам решает, когда ему пора вставать. Если у него появляется желание встать – значит, его ножки и спинка достаточно окрепли, чтобы выдержать вес тела. Если вы чувствуете, что ребенок уже должен вставать, но он этого не делает – возможно, вы чрезмерно опекаете его, приносите все «на блюдечке», лишая малыша стимула к движению.

Когда можно сажать ребенка?

Многие родители стремятся как можно раньше посадить ребенка, подперев его подушками или привязав в детском стульчике. Этого делать не следует до тех пор, пока ребенок не научится садиться самостоятельно. В противном случае можно спровоцировать искривление позвоночника.

Развитие движений у детей – сфера очень важная и тонкая, необходимо тщательно наблюдать за ребенком, чтобы убедиться в том, что все этапы проходят последовательно.

Источник

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/10/14/09/53/happiness-987394_960_720.jpg

Весь возраст от 0 до 3 лет ребенка стоит на важных пяти столбах.

Какие же? Давайте поговорим подробнее.

1. Развитие речи

2. Развитие движения

3. Порядок

4. Самостоятельность и независимость

5. Реальность

Движения — это единственный способ чему-то научиться, а также, ничто другое не развивает так интеллект ребенка, как движение. Конечно, не само движение влияет на развитие мыслей и интеллекта, а те механизмы, которые запускаются во время движения, потому что, во время движения мы запускаем три участка мозга, которые занимают огромное количество в нашей черепной коробке.

Это мозжечок, центральный столб и базальная ганглия.

Можете себе представить, сколько задействуется нейронных связей, когда ребенок двигается?

А эти все нейронные связи потом формируют психические процессы у ребенка, которые в будущем понадобятся ему в школе и в садике. Это память, мышление, воображение, речь, вестибулярный аппарат и т.д.

Хочется сделать небольшой акцент на то, что мешает ребенку двигаться!

Это ходунки. Ни в коем случае, не ставим ребенка в ходунки, потому что атрофируются тазобедренные суставы, мышцы, продольные мышцы ног, правильно не работают пятки, стопа неправильно стоит и неправильно отталкивается от пола.

В следствии, ребенок может косолапить, не удерживать свое тело, не понимать, как его нести, как переступают ноги, для того, чтобы удержать этот центр.

То есть у ребенка эта информация не формируется. Конечно, прекрасно понимаю родителей, которые используют ходунки, но для одного ребенка это может быть нормально, а для другого критично.

Следующий момент, это высокие кроватки, в которых спят детки, и они не могут вылезти оттуда самостоятельно.

Они не чувствуют заземленность, не могут ползать по всему пространству, чтобы когда захотеть приползти поспать.

https://www.detskijmagazin.ru/wa-data/public/shop/products/02/12/11202/images/39900/39900.1000.jpg

Коляски. Если ребенок уже ходит, вам нужно много ходить, много путешествовать, много прогуливаться.

Давайте ребенку рюкзачок, чтобы он положил туда свои вещи, самое минимальное, не нужно нагружать огромное количество, важно, чтобы он понимал, что несет сам свои вещи. Это всё помогает формировать его движения.

Может быть, вы замечали много раз, когда ребенок начинает ходить, он бросает вашу руку и не идет за руку, но это не потому что он вас не любит или не хочет вашего внимания, просто он понял свою самостоятельно в этом, что он может уже сам пройтись, он уже испытывает свое тело, хочет бежать, лететь, ходить, прыгать, а вам нужно в этом помочь ребенку.

Вожжи. Получается мы постоянно страхуем ребенка, ребенок знает о том, что его страхуют и соответственно он отказывается экспериментировать и делать лишние движения. Более того, он намеренно где-то пассивно себя ведет, потому что знает, что его подержат и подстрахуют.

Он все чувствует интуитивно, и мы сами на практике показываем ему это, что, если у тебя не будет получаться, мама сразу тебя поймает. Но, к сожалению, в жизни так не бывает.

В жизни будут и падения, и подъемы, ему нужно падать и вставать самостоятельно, учиться на своих ошибках.

И ещё один негативный момент, который есть почти в жизни каждого ребенка — это подгузник.

Конечно, может быть куча гневных комментариев на эту тему, но действительно, он деформирует форму бедра, правильный изгиб ног. Ребенок не ощущает своих частей тела. Альтернатива этому – тренировочные трусики, они не такие плотные, не тяжелые и совсем не доставляют неудобств ребенку.

А теперь, хотелось бы сделать акцент на том, что же действительно поможет развивать свое движение. Назову несколько пунктов, а вы сможете выбрать несколько для себя.

1. Кровать на полу. Так они будут хорошо формировать границы своего тела.

2. Мобиль, который мы подвешиваем над ребенком в кроватке. Ребенок развивает движение глаз, развивает движение руки, когда он пытается дотянуться до мобиля, когда пытается натянуть мобиль на себя, сделать движение ножкой, чтобы почувствовать контакт с этой игрушкой.

3. Монтессори мячик такане. Он действительно играет огромную роль в развитии движения. Его можно вешать уже с двух месячного возраста.

4. Гимнастика. Дети это очень любят, особенно вместе с родителями.

5. Беговелы. Отличный способ развить мышцы ног ребенка, а также его вестибулярный аппарат.

6. Комната для активных движений. Старайтесь создать самые комфортные и безопасные условия для своего ребенка, чтобы он чувствовал себя защищенным.

Давайте ребенку возможность много времени проводить на площадке, создавайте новые игры, не забывайте о том, что простые и недорогие игрушки для активного отдыха и развития помогут правильно развиваться.

Помните, что для ребенка приземляться на две ноги достаточно сложно, сначала он будет прыгать с одной ноги на другую и только потом он сможет приземляться на обе ноги.

Поэтому, создавайте такие условия, где у ребенка будет много возможности двигаться.

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/11/08/05/08/adult-1807500_960_720.jpg

Источник

Последовательное прохождение младенцем всех ступеней двигательного развития вносит крайне важный вклад в благополучие во взрослой жизни. И в наших силах помочь малышу расти здоровым и счастливым.

Читайте также:  Чем нужно заниматься с ребенком в 2 месяца для развития

Паттерн — термин, который я буду использовать в этой статье, — это закономерная регулярность, встречающаяся в природе, предсказуемо повторяющийся шаблон, образец.

Паттерны двигательного развития — это 8 основных типов движения, на прохождение которых человек запрограммирован природой и, постепенно осваивая которые, он выстраивает важнейшие связи в центральной нервной системе. Эти связи в мозге отвечают за регуляцию поведения, внимания, движения глаз, необходимые для успешного освоения чтения, развитие двигательно-чувствительной сферы и многое другое.

Младенцы, растущие в среде, стимулирующей движение, проходят эти ступени естественным образом, начиная лежа на полу, и заканчивая стоя на ногах. Однако и для взрослых движение, основанное на Двигательных паттернах развития, может быть весьма обогащающим — это великолепная разминка для тела и ума, которую нередко продвинутые преподаватели используют в работе со студентами или в танцевальных классах. Прохождение через эти движения — способ реорганизации мозга, что помогает регулировать поведение, лучше учиться и общаться. Как разминку, Двигательные паттерны используют перед выступлениями, занятиями, после долгой однообразной деятельности (работы за компьютером, например) — для восстановления, перестройки и питания мозга кислородом, для сбалансирования настроения. Я также опираюсь на эти паттерны, работая как со здоровыми детками, так и с имеющими нарушения развития.

Если какой-либо из паттернов пропущен или сформирован недостаточно по какой-то причине — родовая травма, болезнь, факторы среды (такие как игнорирование или насилие со стороны заботящегося о ребенке, что случается нередко в домах ребенка), повреждения мозга, недостаток времени, проведенного на полу и лежа на животике — может возникнуть пробел в неврологическом развитии. А это может вести, в свою очередь, к нарушениям неврологических функций, связанных с трудностями в учебе, поведении, трудностями с памятью, сном, речью, координацией движений и другим трудностям, нарушающим нормальное развитие в детстве.

Хорошая новость в том, что регулярное, по возможности, ежедневное использование ДПР как развивающей и коррекционной гимнастики может повлиять на наши познавательные процессы, переструктурируя центральную нервную систему как для подросших уже детей, так и для взрослых.

Так как же родители могут поддержать разворачивание этой природной программы формирования здорового, физически и эмоционально крепкого малыша? И чему могут нас, взрослых, научить наши младенцы?

Есть 8 двигательных паттернов, среди которых:

Дыхательный

Тактильный

Центр-периферия

«Голова-хвост»

Низ-верх

Стороны тела

Диагонали

Вестибулярный

В этой и следующей статьях я бы хотела познакомить вас с ними поближе. Начнем с самой простой, базовой вещи, с дыхания.

Дыхание — первое движение, с которым новорожденный входит в этот мир. Дыхание дает нам энергию, жизненно необходимый кислород. В норме у младенцев нет проблем с тем, чтобы дышать эффективно, если только нет какого-либо нарушения, генетического или внутриутробного. Обращали ли вы внимание, как легко и свободно двигается животик малыша, когда он дышит? Именно спокойное, глубокое «дыхание животом», при котором диафрагма опускается достаточно низко, позволяет впустить столько воздуха, сколько нужно телу для нормального функционирования. Во взрослом возрасте мы часто утрачиваем эту способность и дышим поверхностно и несвободно в результате стрессов, приобретенных и удерживаемых постоянно мышечных напряжений, привычек к телесным зажимам. В результате страдает общее самочувствие, уровень жизненной энергии.

Посмотрите на своего малыша внимательно и попробуйте, присоединяясь к его дыханию, учиться у него: расширяться и сжиматься, наполняться и сдуваться, расти и уменьшаться, позволить воздуху проникать к каждой клеточке нашего тела. Быть живым и дышать полной грудью, наслаждаясь вместе с вашим ребенком этой прекрасной силе жизненности.

Тактильные ощущения.

Замечали ли вы когда-нибудь, наблюдая за малышами, как они учатся чему-то новому? Да-да, все тащат в рот. А еще стараются все потрогать пальчиками, схватить, ущипнуть, потянуть, сжать и, конечно, укусить и попробовать на вкус. Часто объектом оказывается мамино лицо, но не только оно — весь мир предстает перед младенцем не только в картинках, но и через тактильные ощущения, дающие массу материала для познания.

Почему?

Первое, с чем мы встречаемся при рождении, — это тактильные ощущения: тепло, холод, касание мамы. Малыши, чтобы понять что-то (суть вещей, если хотите), должны поместить это в рот. Обучение через кожу очень важно для развития мозга. Многообразие ощущений отражает для младенца (и для взрослого, кстати, тоже) качественное многообразие окружающего мира.

Как этот паттерн может быть полезен взрослым? Одно из популярнейших сейчас во всем мире философских и оздоровительных течений, mindfulness, во многом опирается на работу с ощущениями. Внимательное слушание сигналов своего тела, внешних и внутренних, в этой школе рассматривается как основа для присутствия в настоящем моменте (в противоположность витанию в облаках или изнурительному хождению по кругу с какой-либо мыслью или неразрешенной ситуацией), как база для включенности в реальность и, в конечном счете, для большей удовлетворенности своей жизнью.

Работа с тактильными ощущениями может как успокаивать, так и пробуждать. Многие психологи используют такого рода техники для регуляции уровня стресса, для обнаружения ресурсного состояния, в работе с управлением гневом.

Что мама может делать вместе со своим малышом?

Двигаться, танцевать и играть, вместе и порой самостоятельно. Почему маме стоит этим всем заниматься, даже самостоятельно? Потому что трудно поспорить с фактом, что, если счастлива мама, то и малышу будет хорошо. И наверняка каждый из нас видел не раз, как бывает наоборот — измотанная, недовольная жизнью мама и вечно несчастный, требующий и плачущий малыш… Смею утверждать, что, только заботясь о себе, физически и эмоционально, мама может быть «достаточно хорошей мамой» (термин английского психолога Дональда Винникота, классика психологии раннего детства). Любая физическая активность дает нам не только силу, но и приносит так называемую «мышечную радость», вызванную выделением гормонов эндорфина и серотонина.  А также вызывает общий подъем настроения. Так отчего бы не потанцевать?

Читайте также:  Нормативное развитие и аномальное ребенка это

Почему вместе? Потому что через любую совместную деятельность происходит развитие и укрепление привязанности как основы для здоровых, крепких и позитивных, поддерживающих и развивающих детско-родительских отношений. Что, в свою очередь, ведет к формированию здоровой психики малыша (а затем школьника и подростка). Возвращаясь к танцам, совместным играм и тактильным ощущениям, хочу сказать: что бы вы ни делали, все будет хорошо: это может быть массаж для малыша, самомассаж, совместные валяния, перекатывания, мутузенье (термин из моего детства, литературность не могу гарантировать, к сожалению) и бесконечные объятья.

Массаж для малыша, включающий все части тела, особо тщательным и детальным может быть в области ладошек и пальчиков, поскольку связь рецепторов этих зон с отделами головного мозга, отвечающими за познавательные процессы — факт давно  и многим известный и научно подтвержденный.

Пробуждая себя или играя с малышом, попробуйте разные способы прикосновений: сжать, шлепнуть, почесать, постучать, легко коснуться. Попробуйте начать с сильных, ощутимых прикосновений и закончить легкими, почти неосязаемыми. Активируйте все тело, от макушки до кончиков пальцев на ногах, переднюю и заднюю поверхности.

Нервная система малыша в первый год жизни развивается невероятными темпами. Ее развитие проявляется в том, как двигается ребенок и, в свою очередь, движение оказывает огромное влияние на формирование нервной системы.

Согласно исследованиям, то, как малыш двигается в первый год жизни, определяет его функционирование в дальнейшем. В частности, такое убеждение разделяют в широко распространенной в мире школе Body-Mind Centering — интегративном подходе, который имеет дело с движением, телом и сознанием как целостными и взаимосвязанными процессами.

Как уже упоминалось ранее, двигательные возможности развиваются последовательно, ступень за ступенью. В Body-Mind Centering подходе уверены, что в случае пропуска одного из этапов каждый следующий двигательный паттерн не формируется должным образом, что ведет к слабости мышц, отвечающих, в конечном счете, за вертикальное положение корпуса и полноценное прямохождение.  То есть важно, чтобы малыш хотя бы в какой-то степени прошел через все этапы двигательного развития.

Итак, давайте посмотрим, что именно происходит в этот важный для малыша год.

От рождения до 3 месяцев малыш научается уверенно держать голову, именно здесь берет свое начало первый паттерн — отталкивание (push). Впоследствии малыш идет дальше и отталкивается ручками и всем корпусом от пола. Можно сказать, что это первое «нет» малыша по отношению к окружению, первая попытка отделиться, осознать себя как отдельную личность.

Примерно с 3 до 5 месяцев появляется следующий паттерн — подтягивание (Pull). Это первое «да» малыша включению окружающих предметов и явлений в свой мир. Младенец пытается дотянуться до того, что ему интересно, и притянуть к себе. Также здесь начинают проявляться движения от центра к периферии и разделение «верх – низ» — включение конечностей, отвечающее за направленное движение «к чему-то» и «от чего-то». Эти двигательные паттерны связаны с естественной познавательной потребностью, любопытством по отношению к окружению.

Малыш все больше начинает замечать мир вокруг, и любознательность его растет. В возрасте примерно 5 месяцев малыш поднимает голову, следуя за макушкой и копчиком (а это паттерн «голова-хвост», роднящий человеческое существо с рыбами, рептилиями и дающий потрясающие новые возможности для познания мира). Теперь он может видеть мир уже как взрослый, лежа на животике и опираясь ручками. А порой может даже летать, лежа на животе. Большой вклад в улучшение работы мозга вносит время, проведенное малышом на животике, на гладкой, не покрытой ковром поверхности. Это стимулирует как фронтальные, так и затылочные доли коры головного мозга.

С 5 до 8 месяцев активно развивается гомолатеральный  двигательный паттерн или «лево-право». Это так называемый стиль ящерицы: одновременное движение одной стороной тела, рукой и ногой. Можно было бы это назвать и иноходью, пусть пока не столь элегантной.  Движение этого типа стимулирует ребенка оторвать тело от земли, развивает необыкновенную силу и улучшает баланс.

Возраст 7-11 месяцев прекрасен для таких экспериментов, как подтягивание коленей к животу, выгибания, раскачивание на коленях, выталкивания по направлению вперед. Дети тренируют свой баланс, сидя, кто-то пробует даже сидеть на корточках. Критически важное для выстраивания межполушарных связей в головном мозге ползание на коленях тоже появляется в этом возрасте.  Некоторые малыши уже могут какое-то время стоять самостоятельно на ножках и даже пробуют ходить «по-медвежьи». Продолжается практика координации лево-право.

К 12 месяцам (безусловно, с возможной индивидуальной погрешностью в пару месяцев) наступает время ходить. Это пока еще не взрослая походка — малыш учится координировать противоположные руки и ноги, выстраивать необходимые диагонали в теле и совершенствует равновесие. В умении ходить объединяются все более ранние движения — как вырастает здание из кирпичей — и, безусловно, малыш горд и счастлив, демонстрируя этот сложный многоуровневый навык.

Какой практический вывод можем извлечь мы, родители, из всего вышесказанного? То, что, формируя здоровое тело, мы очень способствуем становлению здорового духа в нем — а именно устойчивой, гибкой и адаптивной нервной системы и широкому набору способов реагирования на окружающий мир. Все это, в конечном счете, — важные составляющие психического здоровья.

В силах каждого родителя создать безопасную среду для свободного и естественного движения: поменьше автомобильных кресел, сидения в подушках, стульчиках, побольше чистого пола с игрушками, небольших препятствий, горок, мячей, возни и объятий, массажа, гимнастики и просто совместного движения и веселья.

Наслаждайтесь младенчеством вашего ребенка, оно прекрасно и так недолго длится….

Укрепляйте здоровую привязанность  с малышом и будьте счастливы!

https://virastaika.ca/
А если статья вам была полезной – не забудьте лайкнуть.

Подписывайтесь на канал, впереди будет еще много интересного.

Источник