Этапы развития доизобразительной деятельности ребенка

Этапы развития доизобразительной деятельности ребенка thumbnail
Лекции.Орг

Психологи и педагоги выделяют два этапа в детском раз­витии: доизобразительный и изобразительный. В каждом из них изобразительная деятельность проходит ряд стадий. Зна­ние особенностей каждой из них поможет правильно оце­нить детский рисунок.

Доизобразительный этап начинается на втором году жиз­ни ребенка и заканчивается к 3 годам или несколько позже. Общим для него является то, что рисунки детей не передают ничего конкретного, их трудно соотнести с реальностью.

Первая стадия — стадия экспери­ментирования средствами изодеятельности (до 1,5 лет) – манипулятивная и предметно-орудийная деятельность (стучит, мнет, жует, разбирает, мажет, рвет, грызет, заворачивает карандаш в бумагу, накрывает бумагой голову).

Вторая стадия доизобразительного этапа — эксперимен­тирование со штрихом и пятном (ее называют также ста­дией лишенных смысла штрихов или стадией марания). Основана на подражании действиям взрослых. Малыш неожиданно замечает след на бумаге. Он радуется и стремится повторить действия. Вначале ребенок наносит на бумагу (предпочтение отдается книгам, журна­лам, газетам) или другую плоскость (обои, стол, пол) точки, штрихи, линии случайной формы, лишенные всякого смысла, никак не связанные между собой и не организованные на листе. У ребенка появляется представление о свойстве мате­риала и цели действия с ним — стремление получить след.

Третья стадия доизобразительного этапа — стадия каракуль. Начиная с хаотично расположенных на бумаге линий, штрихов и точек, отражающих только двига­тельную активность и подражание действиям взрослых, ре­бенок, благодаря «открытию» следа как результата своих дей­ствий, старается изображать «пучки» бесформенных линий.

В завершение Доизобразительной стадии должна появиться способность за­мыкать округлую или угловатую линию саму на себя, в результате чего на бумаге могут получиться формы, приблизи­тельно похожие на окружность, овал или угловато-округ­ленную фигуру, которая локализует на листе некоторое осо­бое пространство, обозначающее что-то такое, что ребенок может назвать домом, садом, солнышком.., т.е. чем-то реаль­ным.

Изобразительный этап начинается со стадии бесформен­ных изображений или стадии ассоциативных каракуль (от 2,5 до 4 лет). На рисунках те же каракули, среди которых с трудом обнаруживаются попытки нарисовать что-то реаль­ное. Раздельно нарисованные короткими прямыми или ок­руглыми штрихами, совершенно самостоятельными, не при­мыкающими друг к другу и не связанными в единое целое части чего-либо (человека, животного, машины и т.д.), они не столько изображают, сколько что-то обозначают.

Вторая стадия — стадия схем (от 3 до 6 лет, частично продолжаясь до 7—8 лет (па­раллельно с последующими стадиями)).

Внутри этой стадии развитие навыков рисования детей проходит ряд ступеней: от очень упрощенных схем, где изображаются лишь некото­рые части объектов, неопределенные по форме, до постепен­ного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями. У детей появляется способность дори­совывать штрихи до образа. Особый интерес на этой стадии развития вызывают у ребенка различные техники. Дети как бы снова возвраща­ются к стадии экспериментирования.

Первым узнаваемым изображением на рисунках детей в этой стадии чаще всего оказывается человек. Сначала он со­стоит из двух частей: головы (точнее, лица) с глазами-точка­ми и ртом-черточкой, внизу опирающейся на кривые линии-подпорки, обозначающие ноги. Это — «головоног» или «человечек-огуречик». В нижней части «огуречка», в жи­вотике, иногда можно увидеть «рыбку» или «яблоко» или что-то другое, что съел этот человечек.

На следующей ступени стадии схем изображение человека дополняется некоторыми другими частями тела. Голова и ту­ловище рисуются раздельно, но соединяются не шеей, а стано­вятся друг на друга или к голове присоединяются линии (палки), обозначающие руки или кружки-ладошки. Линейно нарисованный (кроме головы) «человечек-скелетик» обычно не имеет одежды.

Самый характерный признак стадии схем — раздельное рисование каждой части любого объекта, не только человека, но и животного, птицы, строения, машины и т.п.

Третья стадия правдоподобных изображений у большинства детей начинается с 5—6 лет и продолжается до 13—14лет.

Она характеризуется последовательным отказом от схем, обознача­ющих объекты окружающего мира, и переходом к собственно изображениям — попыткам передать наблюдения и впечатле­ния в образах, где зрительный фактор преобладает над сенсор­ным.

Изображения людей становятся более пропорциональными, как правило, за счет изменения размера головы, которая раньше изображалась чрезмерно большой..Появляется округлость плеч и других частей тела. Черты лица, изображаемого и в фас, и в профиль, рисуются тщательнее, выглядят разнообразнее и чаще передают характерные особенности конкретного человека или типичный образ литературного персонажа. Волосы на голове у людей все чаще выглядят по-разному, а у персонажей жен­ского пола появляются прически. При изображении рук и ног чаще показаны локтевые и коленные сгибы. Чаще чело­век изображается в движении (бежит, прыгает, падает, что-то держит или бросает).

К 4—5 годам выделяются два типа рисовальщиков: предпочитающие рисовать отдельные предметы (у них преимущественно развивается способность изображения) и склонные к развертыванию сюжета, пове­ствования (у них изображение дополняется речью и носит игровой характер).

Четвертая стадия изобразительного этапа — стадия пра­вильных (реалистических) изображений. Точность изображения соответствует графической грамоте. Этим критериям отвечают рисунки не­большой части детей и подростков, обучающихся в специ­альных художественных школах (в 10—11 лет или 13—14 лет).

Дети в стадии правильных изображений спо­собны тщательно вырисовывать детали, делать наброски изоб­ражаемого объекта.

Рисунки детей стадии обобщенного рисунка теряют свою привлекательность. Они как будто бы снова становятся не­умелыми каракулями детей первой стадии.

Вывод: Едва ли можно соотнести каждую из стадий, о которых шла речь, со строго определенным возрастом ребенка. Игра­ют роль и обучение и способности. Следует заметить, что дети, не прошедшие полнос­тью все стадии развития детского рисунка в дошкольном возрасте, испытывают значительные затруднения при обуче­нии письму.

Читайте также:  Формы и условия развития ребенка в семье

Дата добавления: 2017-03-11; просмотров: 4255 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

 «Становление изобразительной деятельности

в дошкольном возрасте»

Изобразительная деятельность – это деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.

Это сложная синтетическая деятельность, в которой обнаруживается формирующаяся личность ребенка и которая оказывает существенное влияние на формирование личности. В рисунках детей выражаются и их двигательный опыт и представления об окружающем мире, отражающие особенности детского восприятия и мышления, отношение ребенка к изображаемому, эмоциональные впечатления, вызываемые у него предметами и событиями.

Изобразительная деятельность ребенка изучается с разных сторон. Основные исследования сосредоточены главным образом на возрастной эволюции детского рисунка.

Выделяют два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

  1. Доизобразительный этап

          1-я стадия – это стадия каракулей (ОТ 1,5 ДО 2 ЛЕТ).

Ребенок начинает замечать, что от того, что он «чиркат» на бумаге карандашом появляются следы и начинает получать от этого удовольствие.  Первые каракули – обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. Примерно через полгода малыш начинает следить за тем, ЧТО он рисует. Для взрослого разницы не видно, но для ребенка — это большой шаг в умении контролировать свои движения.

      2-я стадия: стадия последующей интерпретации (от 2 до 3 лет)

     Она мало отличается от предыдущей по качеству изображения. На этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам, по-прежнему состоящим из каракулей «Это — папа» или «Я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Появление таких названий-рассказов в рисунках говорит о том, что малыш добрался до еще одного важного качественного изменения в мышлении. Он начинает связывать окружающий мир с тем, что у него получилось на бумаге!

Как же можно помочь ребенку на данном этапе? Просто рисуйте вместе с детьми, и вам будет легче найти общий язык со своим чадом.

  1. Чаще предлагайте ребенку порисовать. Для рисования лучше выбирать листы бумаги большого размера (можно предложить обратную сторону старых обоев), но следите, чтобы не пострадали новые.
  2. Рисовать лучше  красками. При правильном руководстве рисование красками развивает чувство цвета, позволяет ребенку выразить собственное эмоциональное состояние, а так же ими легче и интересней работать, чем с карандашом.
  3. Если рисунок ребенка ограничивается бессмысленными каракулями, то начать обучение рисованию нужно  с узнавания в них знакомых предметов. Помогите ребенку. Если он нарисовал какую-либо округлую форму, подскажите: «Это мяч». Еще лучше не утверждать, а спросить: «Это у тебя мяч, да?» (или «Что это? Яблоко?»). Через некоторое время ребенок, случайно нарисовав аналогичную фигуру, уже сам будет называть ее мячом или яблоком.
  4. Так же следует чаще рассматривать с ребенком детские книги, разные предметы. Учить ребенка воспринимать форму  рассматриваемого объекта. В этом  поможет обведение контура предмета пальцем.
  5. Ребенок всё познаёт в игре, поэтому на данном этапе можно использовать следующие игровые моменты: 

» Зажги огоньки в окнах». Взрослый рисует карандашом дом с большими окнами и предлагает ребенку «зажечь свет в окошках», закрасив их желтой краской.
«Следы на дорожке». Взрослый рисует «дорожку» (две параллельные линии) и говорит: » По этой дорожке прошел человек. Давай нарисуем какие остались следы». Ребенок рисует «следы», прикладывая кисть боковой поверхностью к бумаге.

  1. Уже на этом этапе ребенка следует учить держать карандаш
  2.  И еще, важно, чтобы малыш осознавал, что родителям очень нравятся его рисунки. Всегда нужно просить малыша рассказать, что он нарисовал, но ни при каких обстоятельствах не говорить, что, слон совсем не походит на слона и т.д. Удачные произведения следует оформлять и развешивать на стенах.

II. Изобразительный этап

1-я стадия: рисунки с примитивной  изобразительностью (3-4 года)

 В возрасте 3 лет дети начинают рисовать отдельные формы: линия, спираль, круг и т.п. Рисунки упрощены, что на них изображено можно угадать, но если вы спросите у самого художника, то в момент рисования это будет «зайчик убегает от волка», а через два дня «это мы с папой гуляем на улице» (забыл, что изображал). Но ребенок уже хочет изобразить что-то конкретное, хотя желаемое от действительного может очень сильно отличаться.

В 4 года дети способны уже объединять отдельные формы в сочетания, знаменуя начало стадии предметного рисунка.

Первым рисунком обычно бывает человеческая фигура.

Рисунок фигуры человека у 3-летнего ребенка представляет собой круг или овал (голова), к которому непосредственно присоединяются ноги. Постепенно к фигуре «головоногого» человека добавляются глаза, черточка, обозначающая рот или нос. К 4 годам между головой и ногами появляется еще один овал или прямоугольник — туловище. В этом же возрасте дети начинают рисовать элементы одежды.

Читайте также:  Лучшая методика по развитию памяти у ребенка

2-я стадия: стадия предметного рисования (4-5 лет)

В этом возрасте появляются схематичные детские рисунки. Сюжет и тему можно уже угадать по самому рисунку. Ребенок начинает стремиться нарисовать предметы с его физическими свойствами, объединяя их по смыслу.

Если говорить об изображении фигуры человека, то в 5 лет руки и ноги человечка дети начинают рисовать уже двойными линиями, а не палочками, как было до этого. Появляются ступни на ногах и пальцы на руках. К 6 годам количество деталей на рисунке еще более возрастает — дети часто рисуют уши, волосы, шею, иногда шляпку на голове.

3-я стадия: стадия синтетического способа изображения (6-7 лет).

Эта стадия характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. Одновременно обогащаются темы рисунков (интересные сюжеты с животными и людьми, пейзажи и т.д.)

Т.е. дети переходят от аналитического способа рисования к синтетическому.

При аналитическом способе рисования дети конструируют фигуру человека из отдельных частей, пририсовывая к ней, то одну деталь, то другую. При синтетическом способе фигура человека замысливается и изображается как единое целое: учитываются точные пропорции фигуры. Переход на синтетический способ рисования свидетельствует о развитии символического мышления ребенка, его способности изображать на рисунке то, что он видит в реальности.

На что же следует обратить внимание на этом этапе, чтобы детские рисунки были разнообразными, интересными и насыщенными?

  1. Путь к настоящему рисунку лежит не через усвоение стандартных приемов изображения, а через обследование изображаемого объекта. Продолжайте наблюдать, выделяя у предметов уже не только форму, но характерные особенности.
  2. При совместном рисовании чаще задавайте ребенку вопрос: А что еще есть у него (нее) есть? Постепенное обогащение исходного схематического изображения, побуждаемое вопросом («А что еще у него (нее) есть?»), побуждает ребенка дорисовывать необходимые детали.
  3. Для развития воображения можно использовать следующую игру: Взрослый рисует на листе любую геометрическую фигуру (лучше начать с круга) и предлагает ребенку с помощью дорисовывания деталей превратить в какой-нибудь  предмет. При «опредмечивании» ребенок в незавершенной фигуре усматривает определенный объект и в соответствии с этим дорисовывает ее.
  4. На этом этапе дети должны самостоятельно и широко экспериментировать с материалом. У дошкольника изобразительные материалы своей фактурой, цветом, доступностью для манипулирования вызывают массу положительных эмоций и желание действовать. Поэтому для рисования хорошо бы использовать разнообразные материалы (гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, мелки, ручки и т.д.)
  5. Если с точки зрения родителя рисунок может быть «неправильным», «некрасивым» не спешите поправлять нарисованное и учить ребенка как следовало нарисовать. Наберитесь терпения и дайте волю воображению ребенка. Т.к. творческое, художественное воспитание для дошкольника  не в отработке навыков «правильного» рисования, а в «полете мысли и фантазии».

В завершении хотелось бы вспомнить слова Нины Павловны Сакулиной известного педагога в области художественного воспитания дошкольников:

« Дети, конечно, не делаются художниками оттого, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который приложат к любой области труда».

Источник

В исследовании Ю.А.Полуянова «выделены следующие периоды развития изобразительной деятельности, охватывающие весь период детства: доизобразительный период (или стадия «каракулей»), и изобразительный период: стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображений» [23, с. 24].

Доизобразительный период — это период «каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5-2 лет, длится вплоть до 3-3,5 лет. Этот этап продолжителен и неоднороден. Некоторые авторы делят его, в свою очередь, на более мелкие стадии: подражание движениям взрослых; разглядывание каракулей; рисование линий; повторяющиеся каракули; орнамент (овладение первичной формой); появление изображения [21].

В.В. Зеньковский описывает эту стадию свежующим образом: «различают стадию «марания», стадию ритмических каракулей, ассоциативную стадию.

На первой стадии в течение долгого времени рисунок как бы остается без изменений. Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш.

Исследователями детского рисунка отмечено, что вслед за первыми примитивными линиями, по мере того как движения ребенка становятся более точными, у него появляется возможность разнообразить изображаемые линии. Он сосредоточивает на них внимание, многократно их повторяет и рассматривает, при этом начинает предпочитать одни каракули другим. Он делает все новые и новые попытки, стремясь повторить полученные линии.

Такое рисование вместе с тем упражняет руку, ведет к большей плавности и легкости движения, а в дальнейшем — к подчинению этого движения некой ритмике. Каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся ритмичными — возникает стадия ритмических каракулей.

Третья и последняя стадия доизобразительного периода рисования возникает тогда, когда образ предмета непроизвольно возникает из каракулей и подсказан только воображением ребенка. То есть ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, — называет его. Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» — ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. Это может быть и солнышко, и мама, и яблоко

Читайте также:  Органическое поражение мозга задержка развития ребенка

То есть появляется ассоциация между изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка (возникает так называемая ассоциативная стадия). Важно, что «ассоциативный» рисунок часто мало чем отличается от ритмических каракулей по качеству и характеру изображения. Новое в нем — это отношение к нему самого ребенка.

Этот путь — от начальных штрихов до первых изображений, занявший у первобытного человека десятки тысяч лет, у ребенка имеет очень короткий отрезок: в 3-3,5 года он переходит к следующему периоду — изобразительному. Его началом условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел» (то есть произвольная интенция, целеполагание, начало целенаправленной деятельности) нарисовать что-либо. И лишь затем производится сам рисунок.

Первый этап изобразительного периода составляют рисунки с примитивной выразительностью (3-5 лет). Ребенок пытается через линию выразить эмоции и движения (например, прыгание девочки изображено в виде зигзагообразной линии). Эти рисунки, по словам исследователей, «мимичны», а не «графичны». Правда, дети через некоторое время забывают, что изображали (для них зигзаг может ассоциироваться, например, с забором).

Таким образом, первые каракули ребенка относятся не к области изображения, а скорее к области представления. На данном этапе развития детского рисунка еще недостаточна связь между выразительной и изобразительной функциями [3, с. 57-59].

По мнению В.С. Мухиной, «переход ребенка от доизобразительного периода к изображению включает две вполне четко различающиеся фазы: вначале возникает узнавание предмета в случайном сочетании линий, затем — намеренное изображение» [22, с.113]. После 3,5 лет можно уже говорить о возникновении схематичного изображения.

Пытаясь изобразить что-то конкретное, ребенок раннего возраста рисует сочетание линий (графический образ), которое в его прошлом опыте связывалось с тем или иным предметом. Но первые попытки изображения разных предметов чаще всего представляют собой замкнутые закругленные линии и являются лишь обозначением предмета без сходства с ним, что не может удовлетворить окружающих людей.

Часто ребенок не может вспомнить, что за предмет он нарисовал. Поэтому ему приходится рисовать лишь те предметы, которые имеют сходство с освоенными графическими навыками. При этом ребенок продолжает искать новые графические образы и в то же время может категорически отказываться изображать те предметы, для которых у него графических образов нет. В этот период ребенок рисует только несколько конкретных предметов.

В целом детей среднего дошкольного возраста можно разделить на две группы: тех, кто предпочитает рисовать отдельные предметы, — «визуализаторы» (у них преимущественно развивается способность изображения) и тех, кто склонен к развертыванию сюжета, повествования, — «коммуникаторы» (у них изображение сюжета в рисунке дополняется речью и приобретает игровой характер)

На следующем (втором) этапе изобразительного периода (6-7 лет) детские рисунки становятся еще более схематичными. Ребенок различает движение, эмоции и мимику. Объекты, которые он изображает, имеют ярко выраженные характерные черты. Интересно, что маленькие дети способны узнавать изображения, сделанные сверстниками.

Наблюдая за детским рисованием, можно отметить, что ребенок рисует схематические изображения предмета часто по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о данном предмете. Например, когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он рисует у всадника обе ноги. Или, изображая человека в профиль, он делает на рисунке два глаза. Если ребенок хочет нарисовать одетого человека, он изображает его сначала обнаженным, потом дорисовывает одежду так, что все тело просвечивает через одежду, а в кармане виден кошелек и в нем даже монеты (тут работает закон прозрачности детского рисунка).

В дальнейшем, по мере развития рисунка (на своего рода третьем этапе), в детских работах появляется чувство формы и линии. Ребенок испытывает потребность не только перечислять конкретные признаки описываемого предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей [19].

Рисунки еще имеют вид схемы, и в то же время появляются первые задатки изображения, похожего на действительность.

Относительно рисунков по наблюдению не существует единого мнения среди авторов, занимающихся детским рисунком. Так, с точки зрения В.С. Мухиной, рисование с натуры возникает под влиянием специального воздействия взрослого, и создаваемые в процессе обучения условия побуждают детей совершенствовать графические образы, вносить в них новые элементы, показывающие характерные черты изображаемых предметов. К. Бюллер считал, что такое рисование отражает художественную одаренность ребенка.

Последний этап изобразительного периода — это правдоподобные изображения. Здесь происходит постепенный отказ от схемы и предпринимаются первые попытки воспроизвести действительный вид предметов. Фигуры становятся все более пропорциональными и детализированными. Расширяется тематика рисунков.

На стадии правдоподобных изображений детский рисунок в значительной мере теряет свою «детскость», а именно те специфические особенности, которые свойственны именно детскому рисунку. По Г. Кершенштейнеру (1924), этот этап характеризуется тем, что рисунок имеет вид силуэта или контуров без передачи перспективы, пластичности предмета. Без помощи извне, по его мнению, лишь немногие дети собственными силами идут далее этого этапа [11].

Таким образом, развитие изобразительной деятельности, включает 2 этапа: доизобразительный период (или стадия «каракулей»), и изобразительный период: (стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображен).

Источник