Этапы логопедического развития ребенка

Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития
Данная система коррекционно-логопедического воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. Это неговорящие дети или дети с «начатками речи».
Коррекционная логопедическая работа строится на основе данных, полученных в результате психолого-медико-педагогического обследования каждого ребенка, а также на основе общих закономерностей развития детей раннего возраста. Диагностика осуществляется группой специалистов: неврологом, педиатром, логопедом, дефектологом.
Взяв за основу поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева) можно выделить следующие цели коррекционного воздействия:
— расширение понимания речи;
— формирование активного словаря.
Исходя из целей возможно определить следующие коррекционно-логопедические задачи:
— активизация подражательной речевой деятельности;
— расширение объема понимания речи;
— обучение построению и использованию в речи повелительного двусловного предложения;
— обучение использованию двусоставного предложения;
— построение предложений из трех-пяти слов.
Вышеперечисленные задачи реализуются на следующих этапах.
Этапы логопедического воздействия:
I этап
Однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
Основные задачи этапа:
1. Расширить объем понимания речи.
2. Вызвать подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений
Развитие понимания речи.
1. Развитие понимания названий предметов и действий той ситуации, в которой ребенок находится (Д/и «Одень куклу», «Строим башню»).
2. Расширение пассивного предметного словаря с помощью предметных картинок.
3. Расширение пассивного глагольного словаря с помощью сюжетных картинок, на которых люди, животные совершают разные действия («Покажи, где мальчик спит, а где собачка бежит»).
4. Обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом (мальчик ест, пьет, сидит, спит, бежит).
5. Обучение быстрой ориентировке детей в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов (субъектов) действий («Покажи, кто спит, кто сидит, а кто бежит»; «Покажи, какой мальчик спит, а какой умывается»).
6. Обучение пониманию вопросов Где? Куда? Откуда? На чем? — для выяснения местонахождения предметов («Покажи, куда Оля положила куклу?»; «Где лежат книги?»).
7. Обучение пониманию вопросов Что? Кого? (у кого?) — для выявления объекта действия («Покажи, что рисует девочка? Кого везет мама? У кого в руках машинка?»).
8. Обучение пониманию вопроса чем? («Покажи, чем рисует девочка?»).
9. Обучение пониманию вопросов, поставленных к сюжетам картинок («Кто катается на санках? А кто на лыжах? Покажи, что у девочки надето на голове, а что на руках?» и т.д.).
10. Выполнение действий в определенной последовательности без предмета («Сядь-встань-попрыгай»).
11. Выполнение действий в определенной последовательности с отобранными предметами (Д/и «Поручение»).
Развитие экспрессивной стороны речи. Активизация речевого подражания.
1. Обучение подражанию действиям с предметами, подражанию движениям рук, ног, головы.
2. Вызывание аморфных слов (подражание крикам, пискам животных и птиц, подражание музыкальным игрушкам, эмоциональные восклицания).
а) Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками:
Колыбельная кукле – А, А, А
Вой ветра – У, У, У
Плач младенца – УА, УА, УА
Заблудились в лесу – АУ, АУ, АУ
б) Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными звуками (четкое утрированное произнесение):
Мычание коровы — МУ, МУ, МУ
Мяуканье кошки – МЯУ, МЯУ, МЯУ
Лай собаки – АВ, АВ, АВ
Кваканье лягушки – КВА, КВА, КВА
Кудахтанье курицы – КО, КО, КО
Гоготанье гусей — ГА, ГА, ГА
Писк мышонка – ПИ, ПИ, ПИ
3. Формирование умения называть игрушки, знакомые предметы.
4. Вызывание двухсловных предложений с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут с названиями игрушек и знакомых предметов.
5. Выражение своих желаний в повелительной форме глагола единственного числа («Дай пить»).
К концу данного этапа обучения:
— дети в пассиве должны соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;
— пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит, действий, которые совершает сам;
— подражание может проявляться в любых рече-звуковых выражениях.
II этап Первые формы слов
Основные задачи этапа:
1. Расширить объем понимания чужой речи
2. Научить детей правильно строить двухсловные предложения типа: обращение + повеление, повеление + название предмета (сущ. в вин. п.).
3. Заучить отдельные обиходные словосочетания.
4. Произносить ударный слог слова.
Развитие понимания речи.
1. Обучение узнаванию предметов по их назначению («Покажи, чем ты нарисуешь домик?»).
2. Обучение узнаванию предметов по их описанию («Он круглый, красный, резиновый, прыгает высоко, катается по полу»).
3. Соотнесение слов один — мало — много с соответствующим количеством предметов; соотнесение слов большой — маленький с величиной предлагаемых предметов.
4. Обучение быстрому переключению с одного действия на другое по словесной инструкции («Шагай — стой»); различению утвердительных и отрицательных приказаний с частицей не («Прыгай — не прыгай»).
5. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени («Таня, встань. — Дети, встаньте. Иди — идите»).
6. Развитие понимания различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -ы (-и) («Возьми шар — возьми шары»).
7. Развитие понимания различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных с окончанием -а(-я) в именительном падеже множественного числа («Покажи, где нарисован дом, а где дома»).
Развитие экспрессивной стороны речи. Формирование первых форм слов.
1. Формирование умения называть имена детей, членов семьи; называть предметы (картинки).
2. Формирование двухсловных предложений типа: вопросительное слово (где) + именительный падеж существительного; указательные слова (это, вот, здесь, там, тут) + именительный падеж существительного («Где киса? — Вот киса»).
3. Обучение детей давать команды (игрушкам, товарищам), употребляя глаголы единственного числа повелительного наклонения («Иди», «Лови»).
4. Формирование умения объединять в одном предложении два слова: обращение + глагол повелительного наклонения 2-го лица единственного числа («Спи, Ляля», «Катя, иди»).
5. Объединение усвоенных слов в предложения: обращение + глагол единственного числа повелительного наклонения + существительное в винительном падеже: «Дай куклу»).
6. Формирование умения грамматически раздельно употреблять форму именительного и винительного падежей одних и тех же слов («Это утка. Дай утку»).
7. Обучение употреблению глаголов спать, гулять, играть, кушать, есть, пить, мыть, рисовать, петь, лепить, прыгать, убирать, а затем соединению из в словосочетания со словами хочу, иди, надо, не надо, можно.
К концу обучения на данном этапе:
— дети должны научиться строить синтаксически и грамматически правильно двухсловные предложения типа повелительное наклонения глагола ед. числа + винительный падеж существительного;
— выражать желания, употребляя наречия можно, надо, не надо + инфинитив отдельных глаголов;
— дети должны усвоить место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру двухсложных слов.
III этап Двусоставное предложение
Основные задачи этапа:
1. Развитие понимания различных грамматических форм слов.
2. Научить детей грамматически правильно строить предложения типа именительный падеж существительного + согласованный глагол 3-го лица настоящего времени.
Развитие понимания речи.
1. Различение существительных, сходных по звучанию, затем различающихся только одним звуком (вагон — газон, бочка — точка).
2. Различение глаголов, близких по звучанию («Кого несут, а кого везут»).
3. Дифференциация глаголов, сходных по семантике (моет — умывается — стирает).
4. Дифференциация возвратных и не возвратных глаголов. Обучение пониманию действий, изображенных на сюжетных картинках (одеваются — одевают).
5. Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам: мужской — женский («Женя упал. — Женя упала»).
6. Обучение определению взаимоотношений действующих лиц по демонстрации действий; по сюжетным картинкам («Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк»).
7. Обучение дифференциации: кто совершает действие один, а кто — совместно с каким-то лицом или предметом (предлоги с, без: «Покажи, кто идет с мамой, а кто идет без мамы»).
8. Обучение пониманию пространственного положения двух предметов, выраженных предлогами на, в, под, из, около, от, за (по демонстрации действий).
9. Дифференциация множественного и единственного числа предложного падежа существительных («Покажи, кто катается на велосипеде, а кто катается на велосипедах»).
10. Различение противоположных по значению прилагательных (большой — маленький).
11. Понимание наречий, выражающих пространственные отношения (впереди — сзади, внизу — вверху, далеко -близко, высоко — низко).
Развитие экспрессивной стороны речи. Формирование двусоставного простого предложения.
Обучение ответам на вопросы, поставленным к несложным сюжетным картинкам:
1. Кто (что) это? Что (он, она) делает? («Это девочка. Она сидит»).
2. Обучение подбору предметов к названным действиям (Стоит кто? Что? Мама, папа, кошка, стул).
3. Формирования умения употреблять возвратную форму глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени {мальчик моется, катается, одевается).
4. Формирование умения называть картинки, на которых одно и то же действие совершается одним или несколькими лицами {Мальчик идет — мальчики идут).
5. Договаривание слов или словосочетаний в разучиваемых стихотворениях.
К концу данного этапа обучения:
— дети должны научиться согласовывать подлежащее и сказуемое в 3-м лице ед.числа и множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения;
— дети должны усвоить воспроизводить ритмико-интонационную структуру двухсложных слов и трехсложных слов;
— дети должны понимать некоторые грамматические формы слов, несложные рассказы.
IV этап Предложения из нескольких слов
Основные задачи этапа:
1. Развитие понимания речи.
2. Научить детей грамматически правильно строить предложения из 3-5 слов.
3. Научить первоначальному самостоятельному словоизменению некоторых существительных и глаголов.
Развитие понимания речи.
Повторение заданий I и II этапов.
Развитие экспрессивной стороны речи. Формирование предложения из нескольких слов.
1. Обучение ответам на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам: Кто (что) это? Что (он, она) делает? («Девочка ловит мяч»).
Обучение составлять предложения типа: «Девочка пишет ручкой».
2. Договаривание слов и словосочетаний в разучиваемых стихах.
3. Заучивание наизусть небольших песенок, потешек, стишков из 2-4 строк с опорой на картинки.
4. Разучивание стихотворений (договаривание концов строк).
5. Обучение предложным конструкциям с предлогом у.
6. Обучение конструкциям с предлогом на, в.
7. Обучение конструкциям с предлогом под.
Таким образом успехи в речевом развитии возможны при выполнении ряда условий: эмоционального контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной деятельности со стороны ребенка. Многое будет зависеть от того, насколько будет грамотно и интересно организованно занятие с детьми.
Предлагаемая система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное речевое развитие ребенка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речи в онтогенезе.
Источник
Статья:
Дорогие родители, вы, конечно, знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Речь формируется постепенно. Шаг за шагом малыш учится говорить: сначала произносить отдельные звуки и простые слова, затем связывать эти слова между собой, строить разные по сложности предложения и только потом — внятно и последовательно излагать свои мысли.
Рассмотрим этапы нормального речевого развития ребенка:
— К 1,5-2 годам в речи крохи должны появиться простые предложения, состоящие из двух, трех слов. в активной речи ребенкапоявляются первые прилагательные: «хороший», «плохой», «большой», «маленький». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси, пахой, басёй, маикий.
— К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б’], [п], [п’], [м], [м’], [т], [т’], [н], [н’], [к], [к’], [г], [г’],
[в], [в’], [ф], [ф’], строит простые распространенные или даже
сложносочиненные предложения с большим количеством грамматических ошибок. Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.
— К 4 годам малыш должен правильно произносит свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’], использовать в речи сложноподчиненные предложения. Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р].
Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.
— К 5 годам малыш должен правильно произносить шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускать в речи грамматических ошибок, должен связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.
— В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок,владеет всеми формами устной речи: диалогической, монологической, контекстной и ситуативной.
В последнее время резко возросло количество дошкольников с
речевыми проблемами. Все больше встречаются дети с тяжелыми речевыми расстройствами. И родители обращаются к логопеду после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к этому возрасту многое бывает упущено, приходится исправлять уже неправильно сложившееся языковое употребление. На что потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Так как период раннего детства является определяющим для становления речи.
Почему это происходит? Практически все родители следят за физическим развитием своих детей. Чего не скажешь о речевом развитии. Каждый ребенок индивидуален, в том числе и в плане речевого развития.
Существуют определенные сроки появления речи (рассмотрены выше). Если у ребенка наблюдается отставание в речевом развитии, это должно служить для родителей «звоночком». Надо внимательно наблюдать за дальнейшим речевым развитием и обращаться за консультацией к специалистам.
Ведь всем известно, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие и развитиепознавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания ребенка, формирование сферы межличностного взаимодействия.
Правильная, красивая, связная речь – залог успешного обучения ребенка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.
Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители,
которые постараются соблюдать следующие правила:
— С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда.
— Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать
правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего
обихода, при этом чаще давайте малышу возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией.
— Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: ваш малыш заговорит только тогда, когда вы захотите его слушать.
— Говорите с ребенком медленно, короткими и доступными фразами, не переходите на «детский язык», не допускайте «ненормативной лексики».
— Уделяйте ребенку больше времени; чаще будьте рядом с малышом, в пределах его досягаемости,берите на руки: телесный контакт жизненно необходим.
— Каждый день читайте малышу; ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас почитать; не
раздражайтесь, если придется много раз читать одну и ту же книжку, которую ребенок особенно полюбил; радуйтесь, что он уже книголюб и имеет собственные пристрастия.
— Не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно.
— Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
— Не сравнивайте своего малыша с другими детьми.
— Помните, само собой ничего не происходит! Обеспечьте своему ребенку необходимые условия для успешного развития.
Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, — необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных речевых расстройств. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка.
Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.
Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:
· очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
· часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
· имеет сильное течение слюны;
· не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
· не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д. ;
· говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»;
· употребляет слова-фрагменты, т. е. такие,в которых сохранены только части слова: «ако» —молоко, «дека» — девочка.
Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду.
Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Уважаемые папы и мамы!
Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия.
Постараемся выделить те профилактические мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей.
Итак:
ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;
критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;
обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта. Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;
большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;
посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
в случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей.
6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.
Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.
У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е.умение:
правильно произносить все звуки языка;
выделять первый и последний звук в слове;
разделять слово на слоги;
определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
придумывать слова на заданный звук;
сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.
Важно выяснить:
насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;
может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.
Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».
Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.
В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник