Эстетическое воспитание и его влияние на развитие личности ребенка
Людмила Горшкова
Влияние эстетического воспитания на формирование личности ребенка
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда, откладывает в его душе отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – все это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что, формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что, по мнению польского ученого И. Войнара, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.
Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому способу развития «интеллектуальной ориентации», нельзя абсолютизировать гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо просветительском понимании сущности и задач эстетического воспитания, к сведению последнего к художественному образованию, обучению. Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности – это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания.
Эстетическое образование, приобщение детей к сокровищнице мировой культуры и искусства – музыке, живописи, хореографии – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Хореографическое искусство одно из самых древнейших на земле. Еще за несколько тысячелетий до новой эры существовали трудовые, магические, охотничьи, воинственные танцы… Правда, многие из них (как позже игрища и хороводы, а в 16-17 веках даже балеты) представлялись в синтетическом виде, т.е. в союзе со словом и вокалом. Этот факт мы не можем оставить без внимания при составлении учебной программы хореографического образования будущего.
В качестве учебной дисциплины танец занимал большое место в культуре древних греческих городов-государств в 6-3 веках до нашей эры, а позже и в Римской империи. Однако здесь его этико-эстетическое значение стояло на втором месте, а на первом – физическое совершенствование тела.
Наша задача – уравновесить эти составляющие и, кроме того, достичь гармонии между внутренним микрокосмосом отдельного человека и микрокосмом Вселенной. Ведь танец – действенный инструмент пробуждения и активизации тонких энергий жизни. Это внешнее выражение внутреннего духа. Танец и движение присущи Вселенной. В связи с этим предполагается рассмотреть следующие аспекты темы:
1. Воспитание на основе ритма или вернее воспитание ритмически организованного человека.
Ведь в сущности абсолютное чувство ритма существует также, как и абсолютный слух. Ритму можно научить, как учат, скажем, классическому или народно-сценическому танцу, хореографии в стиле «модерн».
В ряде наших школ ритмика номинально предполагается, где чаще заменяется обыкновенной хореографией. Конечно, в основе танца лежит ритм, однако ритмика и хореография не совсем одно и то же. Танцевальные этюды, на мой взгляд, являются лишь одной из составляющих элементов урока ритмики, причем с использованием этой части в финале урока. В целом же урок ритмики должен состоять из следующих компонентов и выстраиваться в последовательности:
— разминка (марши, упражнения на стопы, колени, бедра, поясницу, шею);
— хлопки, притопы с постепенным усложнением ритмической структуры;
— основы дирижирования с последующим «угадыванием»музыкального размера;
— этюды на развитие фантазии учащихся, в основе которых лежит учение А. Дельсарта о выразительном человеке и о естественной его пластике, а также система ритмического воспитания Э. Жака-Далькроза (прежде, чем ученик сядет за инструмент и будет играть ту или иную музыкальную вещь, он должен изобразить, а лучше выразить эту музыку телом);
— хореографические этюды на 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 и пр.
2. Развитие пластических способностей и исправление физических недостатков ребенка.
Опыт показал, что большинство современных детей плохо гнутся (факт преждевременного старения организма), не могут сесть в «шпагат» и пр. Для исправления такой ситуации существует система тренажа английского хореографа Бориса Князева (эмигрант первой волны), состоящая из 30 упражнений, которую я активно использую. Каждое рассчитано на 16 или 32 такта музыкального сопровождения. Большинство упражнений выполняется лежа на спине, а затем – лежа на животе. Следуя этой системе можно:
— достичь правильной подготовки к танцам;
— исправить физические недостатки (полнота, сутулость, искривление позвоночника, рахит, кривые ноги, плоскостопие);
— приобрести упругость, эластичность всего тела, необходимые не только тем, кто собирается стать танцовщиком, но и всем, кто хочет иметь здоровое, правильно сформированное тело.
3. Путь к духовному развитию ребенка через танец, стимулирование жизненной силы, восстановление жизненной энергии, пробуждение творческого начала.
Тело человека создано для движения, которое также естественно и необходимо для жизни, как и дыхание. Как и дыхание, движение дает нам энергию, позволяет выйти за пределы обыденного восприятия. Движение уравновешивает, исцеляет, пробуждает энергию, необходимую для обретения силы, духовного совершенствования, для жизни и даже для смерти.
Танец – это движения тела, которые индивидуальны для каждого из нас. Они характеризуют нас, подчеркивают индивидуальные черты. Движения тела как бы соединяют внешний мир человека с внутренним и служат мостиком между ним и его божественной сущностью. Для того, чтобы движения тела обладали силой, ими нужно научиться управлять. Именно для этого и существует система известнейшего американского исследователя, преподавателя и писателя Теда Эндрю под экстравагантным названием «Магия танца». Это целый каскад отдельных движений, естественных и знакомых, связанных с какими-либо образами и основанных на подражании живой природе. Здесь существует методика, в которой используются свои позиции, ракурсы и позы. Если же чуть пристальней присмотреться к системе, то на занятиях 1-3 года обучения:
— физическими элементами здесь являются шаги или движения и те формы или образы, которые мы принимаем. В большинстве же случаев это подскоки, прыжки, подпрыгивания на одной ноге, бег вприпрыжку и галопом, кружение, шаг и скольжение;
— в основе музыкального сопровождения – классическая музыка (желательно медленная и тихая);
— частая смена ритмов, свобода во всем теле, минимум одежды;
— мелодии должны соответствовать настроению; можно выразить музыку в движении, дать волю фантазии.
Все это вместе – основа участия человека в ритуале танца.
Все эти вышеописанные аспекты темы «Хореографическое искусство в системе дополнительного образования ХХI века» являются обязательными для всех детей и подкрепляются беседами по хореографии, музыке и изобразительному искусству. Это своеобразная первая ступень в системе дополнительного образования.
Дальнейшее же обучение танцу по его видам: классический, народно-сценический, бальный, «модерн», концептуальная хореография является выборочным, т.е. по желанию и способностям учащихся.
Основой для занятий классическим танцем первого года обучения является экзерсис у станка, который включает в себя следующие упражнения:
— полуприседание и полное приседание (plie);
— упражнение на развитие подвижности стопы (battement tandu);
— маленькие броски (battement jetes);
— большие броски (grand battement jetes);
— перегибы и наклоны корпуса (port de bras);
— мягкое и резкое раскрывание ноги (battement developpe);
— собирание ног в прыжке (pas assemble);
— упражнения для рук – первое, второе, третье port de bras.
Наиболее сложной задачей для любого педагога-руководителя является постановочная работа. При создании самостоятельных постановок, новых номеров следует помнить об основных законах построения хореографического произведения. Первостепенное значение имеет музыкальный материал, образное содержание которого балетмейстер должен выразить пластинкой. Грамотно выстроенная драматургия танцевального номера предполагает наличие экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки. Логике драматургии должен соответствовать рисунок танца, его композиция и хореографический текст. Все эти слагаемые, используемые в процессе постановки танцев, в сумме приводят к наиболее точному пластическому выражению хореографического образа, смысла и содержания танца.
Репертуар коллектива соответствует исполнительским возможностям и возрастным особенностям учащихся.
В репертуар коллектива «Очарование» включаются образцы классического наследия, доступные для освоения участниками. Среди них наиболее известны куклы из балета «Щелкунчик», «Музыкальная табакерка» на музыку А. Лядова, «Вальс куклы» из балета «Коппелия», сценка «Красная Шапочка и Волк» из балета «Спящая красавица» и другие концертные номера и фрагменты балетных спектаклей.
Упражнения классического танца являются основным учебно-тренировочным материалом в течение всего периода обучения и делятся на 2 части: у станка и на середине зала. Они дают правильную постановку корпуса, головы, рук и ног. Развивают силу мышц, эластичность связок, подвижность суставов, вырабатывают законченность и форму движения, активно способствуют исправлению отдельных недостатков телосложения.
Специальное место в воспитании пластики актера отводится развитию движения рук. Выразительный свободный жест может быть выработан только упорной тренировкой. Устранение напряженности, развитие свободы и пластичности в движении рук достигается как упражнениями классического танца, так и рядом специальных упражнений и многими движениями народных танцев. Развивая суставы пальцев, кисти, локтя и плеча, эти упражнения одновременно дают возможность изучить положения и позы различных народных танцев. Поэтому рекомендуется, как можно раньше включать в тренировочные задания упражнения для рук, сочетая их с заданиями у станка и на середине.
На уроке народного танца помимо тренировочных упражнений, движений классического экзерсиса изучаются и исполняются элементы народно-сценического экзерсиса у станка и на середине зала. Помимо постановок кадрили, хоровода, перепляса и массовых плясок на разученных элементах, желательно акцентировать внимание участников на изучении самобытных особенностей русского народного танца своей области, района. Созданные на этом материале композиции будут исполняться и выглядеть более органично и художественно, чем всем известные стандартные варианты русских плясок.
Изучение народных танцев, различных по ритму, характеру и стилю исполнения, активно развивает пластику, технику и способствует раскрытию творческой индивидуальности, знакомит с обычаями и культурой различных народов.
Основными движениями народного танца являются танцевальные ходы, «веревочка», «ковырялочка», припадание, «гармошка», «моталочка», подбивка, вращения, «голубцы», «ключ», хлопки и хлопушки, прыжки, трюки.
Изучение историко-бытовых и бальных танцев – это воспитание манеры исполнения танца, умение носить костюм соответствующей эпохи и пользоваться его аксессуарами. К историко-бытовым танцам относятся танцы XVI – XIX веков, поклоны и реверансы различных эпох и современные бальные танцы. Изучение историко-бытовых танцев должно сопровождаться беседой об эпохе, стиле, танцевальной культуре, знакомством с иконографическим материалом изучаемого времени. Для постановки в детских коллективах предлагаются танцы менуэт, гавот, полонез, мазурка, вальс.
Источник
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.А.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.А.Мелик-Пашаев Б.М. Е. Неменский, В.А.Сухомлинский, Е.М.Торошилова В.Н.Шацкая и другие. В трудах этих авторов имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. В книге «Ребенок в мире творчества» под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: «Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве» [Н. Варкки, 2003, 53].
Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [И.Д.Запорожец, 1985, 43]. В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.
Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Существует различные определений понятия «художественно-эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, — развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества. Своеобразное понимание сущности художественно-эстетического воспитания обусловливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.
В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» видит цель художественно-эстетического воспитания Л.А.Григорович [Л.А. Григорович, 1997, 39]. Б.М.Неменский придерживается той же точки зрения. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания» [Б.М. Неменский, 1987, 67].
Главное — воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно- эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования художественно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности [Б.Т. Лихачев, 1998, 42]. Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Как ведется работа по формированию и воспитанию творческой
личности в нашей школе.
Что такое вообще воспитание?
Нам представляется, что это «питание» души и сердца ребенка всем самым возвышенны , благородным и прекрасным — «питание» Красотой.
Сегодня эстетическое воспитание выходит за рамки чисто образовательных задач.
Что же мы можем сделать? Одним махом, раз и навсегда ничего сделать невозможно. Нужны каждодневные и повсеместные действия. Они должны быть глубоко продуманы и прочувствованы. Прежде всего это касается самых маленьких членов общества.
Конечно, сегодня среднестатистический родитель, в бурном потоке современной жизни, больше ориентирован на получении моментального результата. К сожалению, почти никто не готов к долгому, медленному, подчас очень трудному и кропотливому труду по освоению какого-либо музыкального инструмента. Конечно, мы проводим работу и с родителями , объясняя им , что невозможен сиюминутный результат, стараясь заинтересовать процессом обучения и детей , и родителей . Культура — это не только образование. Это сложная сумма поведения, это сумма выработанных привычек, в основе которых положены эстетические и этические вкусы и нормы. Ведь нельзя нашу жизнь строить только на удовлетворении своих инстинктов. А того, кто не руководит своими инстинктами,- его нельзя назвать культурным человеком.
Сейчас в школе мы наблюдаем очевидное омоложение контингента. Становится нормой — 4-5-летние ученики. Для таких детей есть отделение раннего эстетического развития, где проводятся занятия изобразительной деятельностью, ритмикой, занимательным сольфеджио, фольклором, хоровым пением, английским языком, предлагаем дополнительно занятия на любом музыкальном инструменте. Обучаясь два года на этом отделении, родитель и ребенок уже определяются с выбором отделения, где ребенок продолжит свое обучение в дальнейшем. Для нас это отделение одно из самых ответственных, так как именно на этом этапе закладывается потребность к творческой активности, происходит восприятие красоты, неразрывно связанное с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме — выдохом. Мы помогаем ребенку выразиться («Выдохнуть») в рисунке, в поделке, в игре, в пении.
Конечно, существуют и у нас проблемы. Родители, как правило, приходя к нам, склонны преувеличивать способности любимого «чада», впрочем, как и в детском саду . Для воспитателя или педагога дети все равны и любимы. Дома он очень способный — и поет, и читает стихи, и рисует. А в школе оказывается , что многие дети знают и умеют не меньше , чем он, что стихи он читает невыразительно, торопливо. Рисует он, как и другие дети, неаккуратно, с нарушением пропорций. При определенном соотношении учащихся он скоро убеждается, что он не самый лучший и… сникает. Занятия и выполнение заданий требуют усидчивости и напряжения, а он к этому не приучен. Не все получается сразу, приходится преодолевать трудности, а он это не умеет и скоро устает. И здесь большое, даже решающее значение имеет личность учителя, его чуткость и способность привлечь ребенка к учению, школе, оказать помощь в занятии достойного места среди сверстников. Умело показывая положительные качества ребенка, его успехи в творческом обучении, педагог должен привести его уровень притязаний в соответствие с его возможностями. И именно при таком подходе к обучению мы наблюдаем как происходит «превращение» из маленького, еще ничего неумеющего ребенка, в грамотного , умеющего слушать , слышать , думать, анализировать, а иногда и спорить, ученика. Многие из них становятся лауреатами всевозможных конкурсов и фестивалей. И самая большая награда для нас, когда после участия в каком-либо конкурсе, дети приезжают воодушевленные, а многие из них уже планируют связать свою профессию с музыкой. Сейчас появляется очень много новинок в нотной литературе , много различных методичек , возможности интернета , все это позволяет существенно повысить интерес к процессу обучения , но неизменным остается то , что именно через кропотливый, усердный труд можно достичь результатов.
Для музыкального обучения большие, еще нераскрытые резервы таятся в сочетании индивидуального и коллективного обучения в различного рода ансамблях. Это одна из многообразных форм обучения, способствующая развитию творческих способностей. Комплексная методика творческого развития в сегодняшних условиях настоятельно требует включения в образовательный процесс коллективного музицирования. Именно поэтому мы стараемся ввести в образовательный процесс различные формы коллективного музицирования: ансамбль духовых инструментов, ансамбль струнников и духовиков, оркестр русских народных инструментов, хор ОРЭР, хор, фортепианный ансамбль, предмет аккомпанемента, хореографический ансамбль, ансамбль домристов, и др.
Не секрет, что в основном контингент — это дети со средними музыкально-ритмическими данными, именно поэтому в работе педагоги используют адаптированные образовательные программы. Коротко говоря, есть общее эстетическое развитие, и есть, целенаправленная работа с более одаренными детьми. Хочется рекомендовать всем родителям развивать творческое начало в ребенке, и объяснять им, что эстетическое воспитание необходимо для формирования полноценной личности. А в заключении хочу привести слова знаменитого педагога Карла Орфа: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок — музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов — воспитать в нем творческое начало, творческое мышление».
Источник