Интенсивное развитие грудного ребенка

Интенсивное развитие грудного ребенка thumbnail

Первый год жизни ребенка называют грудным возрастом. Это связано с тем, что на протяжении данного времени ребенок обычно находится на грудном вскармливании. Кроме того, первый год – время стремительного роста и физического развития малыша.развитие грудного малыша Только за первые шесть месяцев кроха удваивает свой вес, а за год увеличивается в полтора раза!

Именно поэтому развитие грудного ребенка требует предельного внимания со стороны родителей и специалистов. И если последние досконально знакомы с нормами и отклонениями в развитии, то первые чаще имеют мало информации по данному вопросу. Попробуем это исправить. Каждой маме следует знать, как должен развиваться ее ребенок!

Физическое развитие грудничка

Грудной младенец имеет особенно интенсивный обмен веществ. Данная активность способствует высокому темпу физического развития малыша. Это притом, что у грудничков сформировались еще не все системы, принимающие участие в обмене веществ. К ним относятся нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная и пищеварительная системы.

В связи с этим маленькие дети нуждаются в развитие грудного малышаоптимальном уходе, учитывающем их физиологические возможности. Новорожденные плохо защищены от инфекций, так как у них еще не выработался иммунитет к инфекционным заболеваниям. Необходимо оберегать детей грудного возраста от контактов с больными и регулярно делать им профилактические прививки.

За год ребенок не только увеличивается в росте и весе, но и начинает говорить, ходить, обзаводится зубами, переходит на новую пищу. Все это отражается на психике малыша. Чтобы все процессы прошли беспроблемно, необходимо правильно организовать внешнюю среду, взаимоотношения с близкими людьми, а также уход.

Улучшить обменразвитие грудного малыша веществ может калорийное питание. Однако пищеварительная система грудничка не отличается зрелостью, а ферментный аппарат – активностью, что еще раз подтверждает необходимость кормления грудью.

Пищеварительный аппарат вследствие своего несовершенства становится слабым местом детского организма, способствуя регулярным расстройствам пищеварения и стула, которые могут появиться даже после малейших нарушений вскармливания, а также из-за простого ОРЗ или аллергии на ряд продуктов.

Развитие рефлексов

Жизнедеятельность новорожденного малыша осуществляется посредством безусловных рефлексов, а грудничка – условных рефлексов. Самыми первыми вырабатываются рефлексы на звуки и изменение пространственного положения, позже – тактильные и зрительные. Спустя небольшой промежуток времени ребенок начинает поворачивать головку, а потом всем телом тянуться к источнику звука или новому предмету.

Условно-рефлекторные связи напрямую связаны с функциональным созреванием коры головного мозга, а нервная развитие грудного малышадеятельность – с факторами внешней среды, преимущественно с поведением родителей. То есть нервная система малыша развивается тем быстрее, чем больше внимания от родителей получает ребенок. Маме и папе рекомендуется не только разговаривать с крошкой, а еще петь песни, держать его на руках, ходить по помещению, выполнять гимнастику и массажик, играть в пальчиковые игры и погремушками.

Общение – самый мощный стимул для развития малыша. Известно, что дети из домов ребенка, лишенные эмоционального контакта с родными, развиваются хуже сверстников, живущих в семьях.

Развитие грудничка в первые месяцы жизни

В течение первых месяцев после рождения наблюдается прогрессирующее созревание центральной и периферической нервной системы малыша. Быстро развивается и растет скелетная мускулатура, вместе с тем увеличивается и двигательная активность ребенка, что приводит к ускоренному физическому и умственному развитию.

В этом возрасте развитие грудного малышаребенка нельзя ограничивать в движении, которое непосредственно влияет на развитие. Тугое пеленание – это один из главных ограничителей, как, впрочем, и тесная одежда.

Грудничок нуждается в движении, являющемся проявлением его жизнедеятельности и развития. Всего несколько месяцев отделяет малыша от хаотичных и неосознанных движений до поддерживающих определенную позу и обеспечивающих передвижение в пространстве.

Первый день рождения большинство деток отмечают, твердо стоя на ногах. На то, как быстро и уверенно кроха встанет на ножки, большое влияние имеет деятельность коры головного мозга, связанная с общением с людьми. Так что, дорогие родители, старайтесь общаться с малюткой как можно больше и того же требуйте от бабушек и дедушек. Причем общение не должно строиться на сюсюканье. Ваш сын или дочь – это настоящий человек, пусть и маленький. Разговаривайте с ним соответствующим образом!

Головной мозг развитие грудного малышановорожденного очень мал, но вот его кровоснабжение достаточно велико, и именно оно обеспечивает быстрый рост мозговой ткани, регулярно насыщая ее кислородом. В течение первого года жизни вес мозга увеличивается более чем в два раза. При этом в мозговой ткани содержится много жидкости, чего не стоит бояться, а стоит, наоборот, успокоиться, поняв, что склонность к судорожным состояниям связана именно с этим фактом.

В 2-3 месяца новорожденный может рассматривать игрушки, следить за яркими движущимися предметами, поднимать грудь и голову, лежа на животе, моргать при быстром приближении предмета, имитировать мимику взрослых, самостоятельно поворачиваться на бок и переворачиваться со спины на живот и обратно, улыбаться.

Развитие ребенка в 4-5 месяцев

С четырех месяцев ребенок может недолго сидеть без посторонней помощи, легко переворачиваться и хорошо держать голову. Висящие над головой игрушки он уже не просто рассматривает, а хватает ручками и тянет к себе, ощупывая, стуча, пробуя на вкус.развитие грудного малыша Также у малыша начинает развиваться речь – пока с громких «разговоров» в виде несвязного лепета, который постепенно перейдет в слоги, а со временем и в слова.

К пяти месяцам кроха начинает различать синий, зеленый и красный цвета. Чадо начинает пробовать самостоятельно садиться, а также стоять при помощи родителей. Движения рук и ног становятся все более координированными. Малыш перестает промахиваться, начинает долго держать в руках игрушки, подражать звукам и певуче гулить.

Развитие малыша в 6-8 месяцев

С полугода ребенок самостоятельно сидит, поднимается на локтях, ползает, ест из ложки, берет пищу губами. С восьми месяцев у малышаразвитие грудного малыша появляется желание ходить, что он регулярно пробует делать. Именно поэтому родителям следует быть очень внимательными, чтобы кроха ненароком не упал и не ушибся.

Читайте также:  Социальное общение ребенка как важнейшее условие развития речи

В это же время ребенок радует родителей ладушками, которые «были у бабушки», активно повторяет любые другие движения руками. Кроха самостоятельно ест хлеб, печенье, пьет из бутылочки или поилки.

Ребенок в 9-12 месяцев

В 9-10 месяцев многие детки уже не просто уверенно стоят на ногах, но и начинают ходить. Сначала со взрослыми и при помощи всяческих приспособлений, а потом и самостоятельно. Кроме того, малышам нравится выполнять ритмичные приседания, удерживаясь за диван, журнальный столик или стул.

Обогащаетсяразвитие грудного малыша мимика, жестикуляция ребенка, повышается стремление во всем копировать окружающих. Игры приобретают смысл, показывая наличие развивающегося интеллекта. У малыша появляется желание в игровой форме решать трудные ситуации и задачи, например складывать кубики в сортер, вкладывать стержень в кольца от пирамидки.

В год дети прекрасно ходят, держат чашку и начинают говорить первые слова. К этому времени самое сложное остается позади, а интересное – впереди. Родителям годовалого малыша предстоит узнать и научиться очень многому и приятному. Чего мы им и желаем!

Источник

Грудной ребёнок.

Период грудного возраста продолжается до одного года.
Это период дальнейшего бурного роста и развития организма ребенка.
За год длина тела ребенка увеличивается в среднем на 25 см, к 4-5-му месяцу его вес удваивается, а к году — утраивается и достигает в среднем 10-11 кг.
Очень быстро развиваются двигательная и психическая сферы ребенка:
вначале он начинает сидеть, стоять, узнавать близких, а к году уже ходит, начинает говорить первые слова и из маленького беспомощного существа превращается в человечка, еще не совсем совершенного, но со своими чувствами, переживаниями и заботами.
В этом периоде все органы и системы организма ребенка все более развиваются, однако в функциональном отношении довольно несовершенны и имеют свои особенности. 
Как и у новорожденных, кожные покровы нежные, легко ранимые и требуют тщательного ухода.
В первые 3-4 месяца функция потовых желез недостаточная, что ухудшает теплорегуляцию, и при смене температуры ребенок может легко перегреваться или переохлаждаться. В первое полугодие быстро нарастает, особенно на лице, подкожный жировой слой.
В грудном возрасте начинается постепенное отложение солей кальция в костях; кости становятся более твердыми. В области хрящей появляются так называемые точки окостенения.
Большой родничок закрывается не позже чем к 1-1,5 годам.
К 3-4 месяцам постепенно уплотняются швы между костями черепа.
При неправильном уходе за ребенком, недостаточном пребывании его на свежем воздухе процессы формирования скелета нарушаются, что может привести к появлению у ребенка рахита и других заболеваний.
К концу первого полугодия (6-8 месяцев) начинают прорезываться зубы, причем вначале появляются нижние центральные резцы, затем верхние — вначале центральные,   затем  боковые, к концу года прорезываются и нижние боковые резцы.
К концу года ребенок должен иметь 8 зубов.
Прорезывание зубов — нормальное явление и само по себе никаких заболеваний вызвать не может, но у некоторых детей может сопровождаться беспокойством, недомоганием, бессонницей, небольшим повышением температуры, появлением жидкого стула.
При появлении этих симптомов необходимо обратиться к врачу.
Мышечная система развита еще недостаточно, однако по мере того как ребенок начинает сидеть, вставать, ходить, она все больше совершенствуется, мышцы становятся более сильными, выносливыми.
Сгибание мышц перестает быть преобладающим к 3-4 месяцам, в связи с этим характерная поза новорожденного с согнутыми руками и ногами постепенно меняется. Наиболее правильно и гармонично мышечная система развивается при систематических занятиях   ребенка   физкультурой.
По сравнению с новорожденными в этом возрасте дыхательная мускулатура более развита и грудная клетка активно участвует в дыхании. Увеличивается емкость легких.
Дыхание становится более глубоким, его частота постепенно урежается и к году достигает 30-35 в 1 минуту.
Легкие в этом возрасте несут большую нагрузку, слизистая оболочка дыхательных путей нежная, поэтому при плохом уходе за ребенком легко возникают заболевания органов дыхания.
Сердечно-сосудистая система все более развивается и совершенствуется, нарастает вес сердца.
Особенности строения сердца и сосудов облегчают циркуляцию крови. Частота пульса постепенно уменьшается, а артериальное давление с возрастом увеличивается.
На первом году жизни органы пищеварения продолжают развиваться.
К 4-6 мес. увеличивается количество слюны, больше вырабатывается пищеварительных соков, желчи.
С 3-4-го месяца ребенку начинают постепенно вводить в питание, помимо молока, необходимые ему продукты растительного и животного происхождения строго по возрасту, то есть по мере совершенствования желудочно-кишечного тракта.
Количество опорожнений кишечника постепенно уменьшается и к году составляет 1-2 раза в сутки.
Органы пищеварения несут нагрузку большую, чем у взрослых (на  1 кг веса ребенку требуется пищи в 2 раза больше, чем взрослому).
При неправильном вскармливании в этом возрасте легко развиваются желудочно-кишечные заболевания и различные нарушения обмена веществ.
Мочеполовая система продолжает также развиваться.
Увеличивается объем мочевого пузыря, его стенки становятся более эластичными. Число мочеиспусканий к концу года уменьшается  до  15-16 раз в сутки.
Развитие нервной системы ребенка на первом году жизни происходит очень быстро.
К концу первого года вес мозга увеличивается в 2,5 раза.
Происходит развитие органов чувств, движения ребенка становятся все более сложными, появляются положительные и отрицательные эмоции, начинает развиваться речь.
Периферические нервы (отходят от головного и спинного мозга) к концу года покрываются миелиновой оболочкой, которая служит своего рода изолятором — на различные раздражения ребенок начинает реагировать не хаотичными движениями, а целенаправленными.
Появляются и развиваются все новые условные рефлексы, которые вырабатываются в процессе жизни ребенка. Так, горизонтальное положение ребенка на руках, запах молока заставляют его крутить головой, искать грудь.
В возрасте 1 месяца ребенок начинает фиксировать взгляд на предмете, при появлении чувства голода — плакать, сосать пальцы.
При близости материнской груди оживляется — поворачивает голову, открывает рот, производит сосательные и глотательные движения. Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается поднять ее.
При прикосновении к подошвам в положении ребенка на животе он отталкивается ногами и пытается ползти.
Если его поддерживать под мышки, он опирается ногами.
При пеленании размахивает руками и ногами, поворачивает голову, улыбается. В этом возрасте дети спят около 20 часов в сутки.
В возрасте 2 месяца ребенок обычно хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении 1-1,5 минуты, лежа на животе, приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении.
Ребенок уже хорошо следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы, при появлении яркого предмета или достаточно громкого звука перестает сосать.
Исчезает рефлекс ползания при прикосновении к подошвам.
В ответ на обращение к нему ребенок реагирует более определенно и разнообразно — улыбается в ответ на улыбку, при разговоре с ним «гулит» или издает неопределенные звуки, активно реагирует на пеленание. Предметы охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.
В возрасте 3 месяца ребенок свободно удерживает голову в вертикальном положении в течение 5-6 минут.
Он хорошо улавливает направление звука, поворачивается в его сторону и активно следит за движущимся предметом.
Появляется четкая зрительная реакция на кормление — при близости груди матери, бутылочки с молоком или ложки ребенок открывает рот, тянется к груди или в сторону предмета.
Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти, переворачивается со спины на бок.
Движения рук становятся более свободными и целесообразными — ребенок тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку.
Любит, если с ним играют взрослые, улыбается, начинает узнавать мать и кричит, если с ним перестают заниматься.
В возрасте 4 месяца ребенок свободно переворачивается со спины на живот, лежа на животе приподнимается и следит за движущимся предметом. Может сидеть при поддержке.
Начинает совершенно определенно реагировать на знакомые и незнакомые лица. Играет с висящими над кроваткой игрушками, берет в руки, ощупывает, тянет в рот. Когда приподнимается, то опирается только на ладони.
Постоянно гулит, появляются мелодичные звуки, во время игры не только улыбается, но и смеется. В этом возрасте ребенок уже различает некоторые цвета.
В возрасте 5 месяцев ребенок хорошо знает мать, не идет на руки к чужим. Хорошо различает тон голоса, с которым к нему обратились.
Движения его становятся все более уверенными, он крепко берет игрушки и подолгу удерживает их в руках.
При поддержке или опоре садится, но удерживать прямо спину еще не может. Поддерживаемый под  мышки,  стоит  ровно  на  ножках.
В возрасте 6 месяцев самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки. Переворачивается с живота на спину, при поддержке за руки или за грудь встает и делает попытки переступать ногами.
Пытается ползать на четвереньках.
Свободно играет с игрушками — перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую погремушку.
При виде пищи открывает рот, может  есть  из  ложки.
Начинает произносить первые слоги.
В возрасте 9 месяцев ребенок может выполнять довольно сложные движения — перебирает кубики, собирает мелкие предметы, выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши ручкой, до свидания» и так далее.
Ищет упавший или спрятанный предмет, отыскивает предметы, находящиеся в разных местах. Пытается стоять без опоры, держась за предметы или руку, ходит.
Садится из вертикального   положения.
В возрасте 10 месяцев сам поднимается и стоит без опоры.
Может ходить, держась лишь за одну руку, за стулом или за коляской.
Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Очень хорошо подражает движениям взрослых.
Выполняет простые требования, просьбы. Начинает произносить простые слова, окружающие предметы и животных называет отдельными слогами.
В возрасте 11-12 месяцев ребенок хорошо ориентируется в пространстве — встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку, в конце первого года делает первые шаги без поддержки.
Ребенок знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела и так далее.
Понимает запрещения и выполняет многие требования.
Произносит отдельные короткие слова и знает их. Словарный запас ребенка этого возраста около 10 слов.
Спит он 14-16 часов в сутки.
По материалам  «Популярная медицинская энциклопедия».
Здоровья Вам и вашему ребёнку!

Читайте также:  Рекомендации для развития самооценки ребенка

Источник

Для ответственных и добросовестных родителей правильное развитие новорожденного ребенка является самой важной задачей, ведь родители не должны быть сторонними наблюдателями в становлении и воспитании нового человечка. Поэтому они желают знать все о существующих этапах и нормах развития грудного ребенка по месяцам – от рождения до года. Именно эту информацию вы найдете в нашей статье.

Первый месяц жизни

Сразу после рождения рост детей составляет 50-52 см, а вес – от 3 до 4 кг. Но уже в течение первого месяца жизни эти показатели значительно увеличиваются. Причем растет малыш преимущественно во сне, а спит он 70% от всего времени. И хотя у мамы вроде как остается достаточно времени на адаптацию к новым условиям жизни, она все равно проходит нелегко. Первый месяц самый сложный именно для мамочки. Пока родительница привыкает к материнству, ребенок привыкает к новой обстановке.

В первые четыре недели кроха учится удерживать головку, фокусировать свой ребенок в 1 месяц развитиевзгляд, издавать гласные звуки и прислушиваться к жизни вокруг себя, особенно к разговорам родителей.

Педиатры считают, что самый важный процесс первого месяца – это налаживание эмоционального контакта между матерью и ребенком. Этому способствует прикладывание ребенка к материнской груди в первые два часа его жизни. Так зарождается самая удивительная связь в мире, которая позволяет женщине чувствовать своего малыша даже на расстоянии.

В возрасте от рождения до одного месяца карапуз ест каждые два часа, спит по 20 часов в сутки и общается с окружающим миром посредством плача. 80% деток страдают коликами и газиками, доставляющими дискомфорт и боль. При этом кроха выгибает спинку, сучит ножками и кричит.

Два месяца

В это время у ребенка начинается «период оживления». Он уже умеет не только смотреть на лицо взрослого, но и различать отображенные на нем эмоции. Развитие ребенка к двум месяцам радует более уверенной поддержкой головы, желанием общаться и играть, переворачиванием с бока на спину, гулением и напеванием гласных. Также младенец легко успокаивается на руках и когда сосет пустышку, следит взглядом за приближающимися и удаляющимися предметами, реагирует на маму, подходящую ребенок в 2 месяца развитиек его кроватке, оживлением, которое сопровождается взмахами ручек и ножек, улыбкой и мелодичными «напевами».

Читайте также:  Значение деятельности в развитии ребенка

На втором месяце ребенок прибавляет 700-1000 грамм и вырастает в среднем на 3 сантиметра. В это время важно доброжелательно общаться с малышом, не пугать его резкими звуками и окриками. Уже можно читать сказки, ведь два месяца дети начинают воспринимать информацию. Можете смело закладывать первые кирпичики будущих знаний!

Три месяца

С трех месяцев малыш уверенно держит головку, опирается на предплечья, интересуется яркими игрушками, разговаривает с самим собой, кроме гласных, издает еще и некоторые согласные звуки, самостоятельно высовывает изо рта пустышку, поворачивается со спины на бок. Он становится любопытен и любознателен, узнает развитие ребенка в 3 месяцаблизких, улыбается и гулит во время общения, искренне смеется, распознает источники света и звука, и т.д.

Развитие грудного ребенка не стоит на месте и с каждым днем радует родителей чем-то новым и интересным. Прибавка в весе составляет около 750 грамм, а в росте – 3-4 сантиметра. Кроме всего названного, именно в три месяца родители могут услышать от ребенка его первое «агу». А еще крошка станет меньше спать и дольше бодрствовать. При этом ночной сон будет длинней дневного.

Четыре месяца

С четвертого месяца развитие малыша радует:

  • уверенной поддержкой головы;
  • реакцией и оборачиванием на звук;
  • в позиции на животе упором на руки и полным их выпрямлением;ребенок в 4 месяца развитие и питание
  • самостоятельным подтягиванием игрушки, которую малыш не только хватает ручками и рассматривает, но и пробует на вкус;
  • переворачиванием со спины на живот;
  • попытками сесть;
  • ползанием на животе;
  • поддерживанием груди или бутылочки во время кормления;
  • переходом от лепета на слоги;
  • фокусированием на движущихся объектах;
  • разглядыванием собственного отражения в зеркале;
  • реакцией на музыку;
  • желанием общаться только с мамой.

В росте малыш прибавляет 2-3 сантиметра, а в весе около 700 грамм. Следует напомнить, что это всего лишь нормы, от которых каждый ребенок может отличаться, ведь все мы индивидуальны.

Пять-шесть месяцев

За пятый и шестой месяцы развитие ребенка делает еще несколько важных шагов вперед. Это:

  • умение сидеть;
  • попытки встать на ноги при помощи опоры;развитие ребенка в 5 месяцев комаровский
  • четкое определение своих и чужих;
  • появление первых зубок;
  • произнесение отдельных слогов «ма-ма», «па-па»;
  • введение прикорма;
  • умение есть с ложки и пить из кружки при помощи взрослых;
  • играть в игры «Ку-ку», «Ладушки», «Сорока».

За два месяца малыш вырастает на 5-6 сантиметров и поправляется на 1500 грамм. Пришло время начать занятия по методике Глена Домана, которая подразумевает многогранное раннее развитие ребенка.

Семь-девять месяцев

Чем радует развитие ребенка к семи-девяти месяцам? Следующими достижениями:

  • самостоятельным перекатыванием с живота на бок;
  • уверенным сидением;ребенок 8 9 месяцев развитие и питание
  • умением различать и просить те или иные предметы;
  • желанием учиться ходить при поддержке взрослых, приставными шагами;
  • совершенствованием хватательных рефлексов;
  • копированием поведения взрослых;
  • манипулированием взрослыми при помощи крика и плача;
  • появлением первых осознанных слов;
  • запоминанием мест предметов;
  • ползанием, преимущественно задом.

Рацион детей становится более разнообразным. В него включается творог и мясо. Первый необходим для пополнения запасов кальция, требующегося для роста зубов, а второе – для наращивания мышечной массы.

За три месяца ребенок вырастает на 6-7 сантиметров и поправляется на 1800-2000 грамм. При этом наблюдается развитие эмоций, которые становятся все более многогранными.

Десять-двенадцать месяцев

С девятого месяца ребенок начинает подражать животным и взрослым, играет с игрушками, развитие ребенка в 11 12 месяцевперелистывает страницы книг, понимает слово «нельзя», ползает, встает, передвигается без поддержки, активно участвует в процессе питания, купания и одевания.

Развитие ребенка в этом возрасте настолько шагнуло вперед, что его уже невозможно отличить от человечка, которого меньше года назад принесли из роддома. С каждым днем движения малыша становятся все совершеннее, слоги и слова – четче, а связь с окружающим миром – теснее.

За три месяца чадо вырастает всего на 3-4 сантиметра, а в весе набирает около килограмма. Отныне малыш будет менее интенсивно набирать сантиметры и граммы, зато начнется стремительное развитие интеллектуальных задатков и способностей, которым и следует уделять внимание. Для этого существует множество методик, большинство из которых начинают работу с детками в возрасте от полугода-года.

Но пока родители доберутся до этих самых систем, хотелось бы вернуться к помесячному развитию крохи, дабы напомнить, что все указанные выше показатели условны. То есть если ваш младенец набирает или растет быстрее/медленнее, больше/меньше, это не значит, что его показатели не соответствуют нормам. Он является индивидуальностью, которая не обязана быть такой же, как все. Ваш карапуз уникален, как и каждый человек на земле. Помните это и любите его за это, а также просто за то, что это ваша плоть и кровь.

Источник