Эстетическое развитие ребенка рекомендации

Эстетическое развитие ребенка рекомендации thumbnail

Забавникова Кристина Михаил-Вольфганговна

Рекомендации родителям по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

  • Знакомьте детей с разными видами искусства путем созерцания картин в музеях, просмотра репродукций в компьютерном режиме, журналах, книгах, поездках;
  • Упражняйте в определении жанра живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, сказочный, бытовой, анималистический;
  • Предоставляйте возможность самостоятельно изображать предметы, животных, деревья, транспорт, людей и т.п.;
  • Поддерживайте желание рисовать, лепить, заниматься апликацией, конструировать, передавать свои впечатления в изображениях;
  • Взвешенно относитесь к выбору материалов изображения, побуждайте к основам рукоделия: вышивка, бисероплетение, вязание и т.п.;
  • Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу;
  • Предоставляйте ребенку возможность слушать совершенные по форме, доступные для понимания сольные и хоровые произведения;
  • Поддерживайте желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, передавать свои впечатления;
  • Взвешенно относитесь к выбору ребенком музыкальных произведений для прослушивания, предлагайте ему не только легкую, ритмичную взрослую музыку, но и классическую и детскую;
  • Упражняйте дошкольников в определении жанра музыкального произведения, названии инструмента, на котором он выполняется;
  • Используйте музыку в аудио — и видеозаписях;
  • Организуйте просмотр доступных детям по содержанию оперных и балетных спектаклей, посещение концертов, музеев;
  • Научите ребенка различать «музыку природы» — пение птиц, звуки различных насекомых, шелест листьев и волн воды и т.д., сравнивать естественную музыку с созданными людьми мелодиями, находить в них общее и отличное;
  • Используйте высокохудожественную музыку с яркими образами, разными настроениями, под которую ребенок может по-разному воспроизводить ходьбу, бег, прыжки, движения танца и т.д.;
  • Развивайте вокальные данные дошкольника, его музыкальные и актерские способности, — упражняйте ребенка в умении петь громко, легко, правильно интонируя мелодию;
  • Вызывайте у дошкольника возвышенное, радостное самочувствие от пения;
  • Учите восприимчивости к эмоциональной реакции на музыкальное произведение;
  • Привлекайте ребенка к совместному пению;
  • Способствуйте возникновению желания придумывать несложные мелодии;
  • Привлекайте к театрально-игровой деятельности;
  • Создайте театр дома: разыгрывайте элементарные жизненные ситуации с игрушками, инсценируйте знакомые литературные произведения, сказки, рассказы, стихи;
  • Обращайте внимание ребенка на осмысление содержания художественных произведений, особенности характеров и поведения разных персонажей;
  • Учите овладевать средствами эмоциональной выразительности, выражать чувства мимикой, жестами, интонацией, словами; упражняйте ребенка в этом направлении;
  • Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу, одобряйте удачное исполнение роли;
  • Посещайте вместе с детьми театры (кукольный, драматический, юного зрителя и др.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

Как научить рисовать ребенка

Довольно таки сложная тема ведь многие желают видеть в своем чаде вундеркиндов во всем.

Вспомните старую добрую песенку «Солнце вокруг, небо вокруг — это рисунок мальчишки…» Вспомнили? А ведь прежде чем научился это мальчишка рисовать, у него были каракули и кракозябры. Ни чего не дается с первого раза. Да к тому же если мама подарит ребенку карандаши фломастеры, краски и мелки, то это тоже не научит его рисовать.

Главное что бы научился малыш рисовать это участие, терпение родителей. Ведь поначалу его «рисунки» будут похожи на простые штрихи. Больше терпения будет у того члена семьи кто уже умеет рисовать — художник. Ведь они понимают (сами через это проходили) как тяжело и трудоемкий труд – рисование.

Для рисования понадобится

  • Карандаши,
  • Фломастеры.
  • Краски.
  • Мелки.
  • Альбом или доска для рисования (Мольберт).

Целью рисования является

  • Терпение
  • Усидчивость
  • Концентрация
  • Цель рисунка (его законченность)
  • Интерес
  • Желание создавать

Не стоит наседать сразу на малыша, даже если вы уже несколько дней учите, его рисовать и у него начинает что — то получатся. Если «запрыгнете» на него, то навсегда оттолкнете его от рисования. Малыша надо направлять и пытаться дать ему цель — что он «должен» рисовать.

«Малыш, а давай нарисуем маму? Папу? Какими ты их видишь? А может, лучше дом нарисуем? Не получается? Не страшно я тебе помогу»

И не важно, что первый рисунок вы нарисуете сами, а ребенок будет лишь смотреть. Возможно, он сам проявит инициативу и будет просить листочек и пытаться повторить за вами. Не толкайте его и не говорите что-то плохое. Но и хвалить за каракули тоже не стоит.

Чаще берите его маленькую ручку и направляйте ее в нужном направлении. С начала вам будет трудно ее двигать, но со временем он будет легко ее «отдавать» на ваше пользование.

Для начала можете нарисовать колобков, домики, невзрачных человечков, кружочки, квадратики, полоски, личики, галочки в виде чаек все, что малыш захочет нарисовать. Все его творческие рисунки, какие бы они не были не красивыми и страшными, храните. Или заведите папочку. Для малыша это своего рода стимул показать вам, что — то новое и увлекательно.

Цель начальных уроков рисования правильное держание кисти карандаша фломастера и владение этим предметов на плоскости — бумага на столе. Вспомните себя в детстве, когда вы впервые рисовали, как это было тяжело. Как воспитательница помогала вам держать карандаш, и управляла вашей рукой, вырисовывая картинки на бумаге.

Как вы сидели зачарованные этим процессом. Ведь многие после такого просили не раз воспитательницу или родителей порисовать еще раз. Это было, желание ваше научится владеть карандашом и рисовать ваши образы из головы. Что бы поделится, этим с близкими людьми. Невероятно, но многие сейчас вспоминают именно себя.

Более во взрослом возрасте малышу можно купить детский специальный мольберт для его творений. Где его неудачи легко исправить или удалить. Так же есть специальные рисовалки — игрушки, что одним взмахом удаляется рисунок. Так же есть специальные обои позволяющие рисовать без ущерба для них.

Последнее время технологии так же далеко зашли и разрешают рисовать маленьким художникам на телевизорах, холодильниках, плитах, столах. И все это специальными карандашами, маркерами, и без ущерба для техники и мебели. Удобно? Да! Вы больше не волнуетесь об обоях, что надо будет менять или о технике, что нужно будет отмывать или долго очищать от художеств. Тратить, свои нервы на крики дома. Так же для рисования мелками в детской комнате можно повесить доску и положить губку.

Старайтесь пока он в юном возрасте развить все его способности, в том числе и рисование. Ведь в школе так же есть этот предмет и чем лучше вы его подготовите, тем ему же лучше будет.

Вообще рисунки детей часто подвергаются анализу детских психологов. Так, к примеру, если рисунок – каракуля сосредоточен в середине листа, то можно оценить следующее. Малыш соответствует своему возрасту, к примеру, до года. И скорее всего малыш старается познать, что- то новое.

Читайте также:  Значимость дополнительного образования для развития ребенка

Ближе к четырем годам детки пытаются нарисовать, что -то уже смысловое – домики, квадратики прямые линии.

Очень часто родители не задаются такими мыслями как рисование и ребенок не то чтобы, не знает, просто не интересуется этим вообще. «Лежат себе карандаши и фломастеры ну и пусть что мне с ними делать то» И, приводя в садик, малыш рисует очень странные картинки. Родители беспокоятся. Но здесь уже их упущение, вовремя не показали прелесть каракуль.

Ведь до года можно просто дать карандаш и бумагу и проследить за ним, что станет малыш делать. Не трогая его, будет ли он интересоваться этим вообще. Если же ребенок все таки начинает что то «рисовать», даже если это простые каракули, черточки, то значит есть с чем работать. Если же эти карандаши и фломастеры так и остаются не тронутыми то, скорее всего на кроху не стоит давить в этом плане. Но не так что бы вообще не давать ему рисовать, делать это ненавязчиво и по мере желания, даже если он нарисует одну черту и все бросит, пойдет играть со своими любимыми игрушками.

Малыш став старше и уже старающийся рисовать машинки цветочки листочки цветы для мамы просто радоваться будет, если ему помимо рисования показать музей картин. Возможно, это станет для него отправной точкой в этом плане. Конечно же, он не станет рисовать картины сразу, но даст ему толчок в этом направлении. Что он может рисовать лучше и стремится к лучшему.

Что важно для юного художника

  1. Пример, чей то или родительский (если они художники.)
  2. Помощь родителей и их поддержка
  3. Условия для его творчества (все необходимые предметы для рисования)

Помните, что в ребенке надо развивать все качества равномерно, чтобы не было дисбаланса. Став старше, и поняв для себя, что ему важнее можно уже конкретно направлять в нужное русло. Даже если его желание будет рисование, то уже в начальной школе сможете отдать его на уроки рисования или в школу рисования. Для лучшего развития его способностей. Но не тащите туда силой кроху, если его таланты не велики, но хороши.

Вы, мама и папа, ваша задача не забросить творчество ребенка, помочь ему во всем, что он просит, не наседать и не кричать за его провалы и неудачи. Вы можете показать ребенку искусство рисования во всех его проявлениях. Только желание малыша может стать для него целью двигаться в направлении художника в серьезном проявлении.

Источник

Рекомендации родителям по

художественно-эстетическому воспитанию.

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творческие создавать продукты ручного творчества. Знакомство с красотой в жизни и искусстве, не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию ума и фантазии.

Знакомьте детей с разными видами искусства путем созерцания картин в музеях, просмотра репродукций в компьютерном режиме, журналах, книгах, поездках;

Упражняйте в определении жанра живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, сказочный, бытовой, анималистический;

Предоставляйте возможность самостоятельно изображать предметы, животных, деревья, транспорт, людей и т.п.;

Поддерживайте желание рисовать, лепить, заниматься аппликацией, конструировать, передавать свои впечатления в изображениях;

Взвешенно относитесь к выбору материалов изображения, побуждайте к основам рукоделия: вышивка, бисероплетение, вязание и т.п.;

Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу;

Предоставляйте ребенку возможность слушать совершенные по форме, доступные для понимания сольные и хоровые произведения;

Поддерживайте желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, передавать свои впечатления;

Взвешенно относитесь к выбору ребенком музыкальных произведений для прослушивания, предлагайте ему не только легкую, ритмичную взрослую музыку, но и классическую и детскую;

Упражняйте дошкольников в определении жанра музыкального произведения, названии инструмента, на котором он выполняется;

Используйте музыку в аудио — и видеозаписях;

Организуйте просмотр доступных детям по содержанию оперных и балетных спектаклей, посещение концертов, музеев;

Научите ребенка различать «музыку природы» — пение птиц, звуки различных насекомых, шелест листьев и волн воды и т.д., сравнивать естественную музыку с созданными людьми мелодиями, находить в них общее и отличное;

Используйте высокохудожественную музыку с яркими образами, разными настроениями, под которую ребенок может по-разному воспроизводить ходьбу, бег, прыжки, движения танца и т.д.;

Развивайте вокальные данные дошкольника, его музыкальные и актерские способности, — упражняйте ребенка в умении петь громко, легко, правильно интонируя мелодию;

Вызывайте у дошкольника возвышенное, радостное самочувствие от пения;

Учите восприимчивости к эмоциональной реакции на музыкальное произведение;

Привлекайте ребенка к совместному пению;

Способствуйте возникновению желания придумывать несложные мелодии;

Привлекайте к театрально-игровой деятельности;

Создайте театр дома: разыгрывайте элементарные жизненные ситуации с игрушками, инсценируйте знакомые литературные произведения, сказки, рассказы, стихи;

Обращайте внимание ребенка на осмысление содержания художественных произведений, особенности характеров и поведения разных персонажей;

Учите овладевать средствами эмоциональной выразительности, выражать чувства мимикой, жестами, интонацией, словами; упражняйте ребенка в этом направлении;

Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу, одобряйте удачное исполнение роли;

Посещайте вместе с детьми театры (кукольный, драматический, юного зрителя и др.).

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

 Эстетическое воспитание рассматривается, как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности.

Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок, и он не может не оказывать большого влияния на развитие способностей ребенка, его мировоззрение.

В современном детском саду созданы условия для развития гармоничной личности ребёнка, огромную часть чего занимает эстетическое воспитание. В нашем детском саду осуществляется художественно-эстетическое развитие на занятиях рисования, при чтении литературы в группе, через творческую деятельность на занятиях по лепке и аппликации.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка занятия

Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.

Несмотря на то, что сегодня, как правило, наибольшее внимание в воспитании ребенка отводят его умственному развитию и всестороннему образованию, мало кто станет утверждать, что эстетическое воспитание не так уж и важно. Более того, именно эстетическое воспитание способно сформировать личность, открыть ребенку огромный интересный мир, сформировать эстетический вкус и развить способности.

Эстетическое воспитание плодотворно лишь в том случае, если развитая в детстве потребность созерцать и самому создавать прекрасное с годами будет укрепляться и совершенствоваться. Общение с искусством, красотой сделают ребенка добрым и чутким к людям, непримиримым к грубости, подлости, невежеству, если красота пробудит в нем желание создавать и утверждать в жизни добро и справедливость.

Источник

В современной педагогике и воспитании детей особую важность имеет эстетическое воспитание дошкольников, призванное создать все предпосылки для формирования развитой и гармоничной личности. Без него ребенок будет не в состоянии оценить прекрасное, получать подлинное наслаждение, слушая классическую музыку или созерцая картину, а тем более будет не способен создать что-то свое. Он станет духовно бедным, скучным, не сумеет разобраться в своих эмоциях, ведь при прикосновении к прекрасному что-то внутри него отзовется, но он не сможет понять, что именно. Вот почему родителям следует включить этот важнейший аспект в свою тактику воспитания, не перекладывая всю ответственность на сотрудников ДОУ – роль семьи в формировании личности очень велика. Для детей различных возрастов могут применяться самые разные методы и использоваться многообразные средства.

Что это такое?

Слово «эстетика» имеет древнегреческое происхождение и означает «чувственное восприятие». А эстетическое воспитание – это развитие в ребенке способности к восприятию, пониманию, анализу прекрасного как в искусстве, так и в повседневной жизни, а также стремления создавать собственные произведения.

Отметим, что слова «прекрасное» и «красивое» не синонимичны, поскольку второе касается прежде всего формы, внешнего выражения, в то время как прекрасное можно находить даже в самых обыденных вещах, оно включает в себя гармонию, духовность, возвышенность.

Воспитывать в малыше стремление замечать прелесть окружающего мира, любовь к произведениям искусства следует постоянно и целенаправленно с первых месяцев его жизни. Важно не сосредотачиваться на развитии художественно-музыкального восприятия, а поставить своей целью формирование гармоничной личности.

Кроме своего прямого назначения, эстетическое воспитание детей позволяет сформировать у них:

  • мышление;
  • воображение;
  • память;
  • систему интересов;
  • восприятие;
  • нравственные качества;
  • активное отношение к жизни.

И, конечно, ребенок учится познавать искусство, стремиться создавать собственные произведения.

Дома

С самого раннего детства дети имеют определенную тягу к красоте, их привлекают ярко оформленные игрушки, блестящие и разноцветные предметы. Малыши получают настоящее удовольствие, прослушивая музыку или стишки, сказки, которые читает им мама. Эти импульсы, пока неосознанные, постепенно становятся сознательными, но лишь в том случае, если родители помогут крохе сформировать гармоничный вкус, творческие и художественные способности, эстетические представления. Только так можно будет добиться того, что личность ребенка будет развитой, а он сам – счастливым.

В детском саду

В ДОУ также колоссальное значение имеет работа по воспитанию стремления к прекрасному. Для этого должны быть созданы необходимые условия, проводиться определенные формы занятий – создание поделок, рисование, лепка, прослушивание доступных детям классических художественных произведений и беседа по прослушанному. Поэтому эстетическое воспитание дошкольников – задача, одновременно стоящая перед родителями и воспитателями.

Цель, задачи

Целью данного направления в воспитании является формирование в человеке эстетической культуры, которая слагается из следующих аспектов:

  • Восприятие. Это умение замечать различные формы проявления прекрасного, в том числе в природе, труде, быту.
  • Чувства. Умение эмоционально оценивать гармонию и совершенство.
  • Потребности. Желание получать эстетическое наслаждение, созерцать произведения искусства, красоты природы.
  • Вкусы. Умение проводить оценку. Анализ объектов реального мира с эстетической позиции.
  • Идеалы. Индивидуальные представления о том, что в природе, людях, искусстве является совершенным и гармоничным.

Цель эстетического воспитания конкретизируется в ряде задач:

  1. Развитие в ребенке умения видеть прекрасное и ценить его.
  2. Формирование гармоничной личности.
  3. Развитие художественного вкуса.
  4. Формирование эстетического идеала, стремления самому стать прекрасным не только внешне, но и внутренне, в поступках, мыслях, делах.
  5. Стимулирование творческих способностей и стремления к их развитию.

В результате воспитания ребенок должен понимать, что такое гармония, совершенство, уметь сопереживать, отличаться эмоциональной отзывчивостью, воображением.

Средства

Рассмотрим те средства, которые родители могут использовать, чтобы приобщить малыша к миру прекрасного. Их довольно много:

  • изобразительное искусство (скульптура, живопись);
  • драматургия;
  • архитектура;
  • литература;
  • музыка;
  • телевидение;
  • природа;
  • СМИ.

Поскольку научить ребенка замечать и ценить красоту весьма непросто, следует использовать все доступные средства.

Оформление комнаты

Для самых маленьких важно создать гармоничную обстановку в помещении:

  1. Устроить в комнате малыша гармонию и уют.
  2. Предпочтительно использовать светлые тона в оформлении.
  3. Пространство должно не только эргономичным, но продуманным.

В комнате следует красиво расставить игрушки, повесить интересные репродукции, обязательно соблюдать чистоту и порядок. Помогут добиться поставленной цели и цветущие растения, размещенные в гармоничной композиции, и оформленный аквариум с рыбками. Все элементы декора должны сочетаться между собой, образуя единый ансамбль.

Для детей младшего дошкольного возраста можно выбрать картину с изображением животного, знакомого сказочного персонажа, «вкусный» натюрморт. Более старшим малышам по вкусу придется пейзаж, поэтому лучше использовать репродукции Саврасова, Серова, Шишкина, Левитана. Чтобы ребенок не утратил интерес, картины следует периодически менять, при этом рассказывая ребенку информацию о самой работе и ее авторе.

Кроме того, детскую можно оформить и предметами народного промысла, дымковскими игрушками, поделками «под хохлому». Конечно, расставлять на столе юного проказника дорогие коллекционные предметы не стоит, но что-то недорогое из керамики может стать достойным украшением.

Природа

Родителям с раннего возраста нужно внушать ребенку, что деревья и цветы, закат и рассвет, облака на небе и волны в реке – это красиво, нужно научить наслаждаться этой прелестью. Для этого следует знакомить малышей с доступными им произведениями о природе, проводить время на свежем воздухе, беседовать, отвечать на вопросы, показывать собственный пример.

Читайте также:  Роль физкультуры в развитии ребенка консультация для родителей

Искусство

Для эстетического воспитания детей можно использовать очень многое. Так, в любом городе есть красивые улицы, архитектурные постройки, музеи, проводятся выставки. Дошкольники с удовольствием узнают что-то новое, посещая подобные места. Гуляя по городу, можно познакомить ребенка с основными достопримечательностями, уделив внимание их изысканности, гармоничности.

Если в городе нет музеев, познакомить малыша с произведениями искусства помогут репродукции, виртуальные экскурсии, посмотреть которые можно через интернет. Необходимо включать для крох выдающиеся музыкальные произведения, беседовать по прослушанному, узнавать, какие мысли и эмоции вызвала музыка Бетховена или Моцарта, Чайковского и Рахманинова.

И, конечно, не стоит забывать о литературных произведениях. Дошкольники могут понять сказки Пушкина, особенно если рассмотреть с ними качественные цветные иллюстрации. Также следует познакомить их со стихами Маршака, Барто, рассказами Пришвина и Жидкова.

Родителям важно помнить – не каждый малыш станет художником или музыкантом, но уметь чувствовать прекрасное, получать от этого особое удовольствие должен любой. Поэтому следует не просто просить малыша что-то нарисовать или сделать поделку, аппликацию, но и обращать внимание на уже созданные объекты духовной ценности.

Труд

Выполняя задачи эстетического воспитания малышей, следует познакомить их и с пользой трудовой деятельности, рассказать о том, что существует большое количество профессий, каждая из которых важна.

Методы

К методам эстетического воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • личный пример родителей и воспитателей.
  • беседы;
  • занятия, проводимые в детском саду, а потом – в школе;
  • дополнительные занятия в кружках и секциях по интересам;
  • посещение выставок и музеев.

Наиболее действенным методом считается первый, личный пример, включающий как внешний облик, так и особенности поведения, моральные установки. Глядя на родителей и воспитателей, которые понимают прекрасное, получают удовольствие от его созерцания, ребенок сам захочет стать таким же. Только таким образом можно сформировать идеал, который в дальнейшем ляжет в основу художественного сознания малыша.

По способу передачи информации методы можно разделить на 2 группы:

  • Наглядные. Показывание ребенку произведения искусства, народного промысла.
  • Словесные. Рассказ о том или ином художнике, картине, объяснение, что именно хотел выразить автор в своем произведении.

Важны обе группы. Первая позволяет получить представление, вторая – разобраться в собственных ощущениях. В любом случае необходимо ориентироваться на возрастные особенности и подбирать материал, понятный крохе.

Принципы

Рассмотрим основные принципы эстетического воспитания дошкольников:

  • Оно должно проводиться в теснейшей взаимосвязи с образовательной и воспитательной работой.
  • Следует использовать различные формы и методы художественной деятельности.
  • К каждому малышу нужно использовать индивидуальный подход, все дети разные. То, что нравится одному, может вызывать скуку у другого.
  • Работа должна вестись целенаправленно. При этом не стоит выделять какое-то специальное время для эстетического развития крохи, оно должно проводиться постоянно.

Нужно ориентироваться на общие ценности, воспитывать в ребенке любовь и уважение к национальной культуре, традициями.

Специфика воспитания в семье

Мы уже отметили, что не стоит полагаться исключительно на ДОУ, доверив воспитателям эстетическое развитие крохи. Родителям также важно приложить к этому определенные усилия. Обратим внимание на следующие моменты:

  • Родители должны всегда аккуратно и опрятно выглядеть, вести себя уважительно по отношению друг к другу, поскольку очень многое ребенок берет именно от них.
  • Важно читать малышу хорошую литературу, сказки и стишки, обязательно побеседовать по содержанию прочитанного. Эта форма работы также способствует и обогащению словарного запаса малыша.
  • Вместе с ребенком можно порисовать, сделать аппликацию или поделку. Чтобы малышу не стало скучно, можно использовать различные художественные техники, рисовать гуашью, акварелью, цветными мелками, фломастерами.
  • Значение имеет и эстетика быта. Если в квартире грязно и не убрано, ни о каком стремлении к совершенству не может быть и речи. Поэтому нужно со вкусом и любовью оформить детскую комнату.
  • Формирование музыкального вкуса начинается с прослушивания потешек, колыбельных, детских песенок.

Особую важность имеют беседы, которые помогут ребенку получить ответы на возникающие у него вопросы, научиться отличать прекрасное от отвратительного, возвышенное и гармоничное от низменного и хаотичного.

Обозначим важнейшие условия для развития детского творчества:

  • Непринужденная обстановка. Не стоит давить на малыша и заставлять его рисовать или лепить, это только уничтожит у него стремление к созданию собственных произведений.
  • Активное использование игровых форм работы.
  • Похвала должна звучать постоянно, ребенку важно понимать, что мама довольна им, гордится его стараниями. А ругать не следует, в отдельных случаях можно слегка пожурить.

Только в этом случае можно будет добиться положительных результатов – стремления к собственным занятиям творчеством и уважение к чужим произведениям.

Мероприятия в библиотеках

В наше время библиотеки незаслуженно забыты и не пользуются особой популярностью. А меж тем, именно здесь нередко проводятся довольно интересные мероприятия, направленные на формирование и развитие у малышей художественного вкуса. Дополнительное их преимущество – посещение на бесплатной основе. Отметим, что подобные мероприятия будут интересны детям постарше – старшим дошкольникам и младшим школьникам.

Посещение библиотечных вечеров встреч и презентаций научит ребенка любить книги, уважительно относится к печатному слову, посещение тематических выставок позволит определиться с собственными интересами. А проводимые литературные и поэтические вечера познакомят с творчеством поэтов и писателей.

Советы и рекомендации для родителей

Важно проводить эстетическое воспитание малыша всеми доступными средствами, создав для него гармоничную обстановку, предоставив возможность самостоятельно заниматься художественным творчеством в выбранном направлении. Родителям нужно беседовать с крохой, давать ответы на все возникающие у него вопросы. А занятия с воспитателем помогут сформировать вкус.

При выборе форм работы следует ориентироваться на возраст малыша:

  • Посещение театра допустимо с 1,5 лет, в репертуаре кукольных театров есть небольшие по продолжительности постановки, которые не успеют утомить кроху.
  • Беседовать о картинах, музыкальных произведениях, рассказывать об их авторах можно с 3–4 лет, дети уже многое понимают и обязательно будут с интересом слушать и задавать вопросы.
  • В 4–5 лет можно посетить выставку, в том числе библиотечную.
  • В 5–6 лет – сходить в филармонию или на балет.

Давать ребенку возможность творить – еще один прием эстетического воспитания, причем вид деятельности он может выбрать по своему вкусу. Кому-то по душе рисование картин на песке, а другому – сочинение коротких поздравительных стишков маме или папе. Родителям следует не ограничивать творческие порывы, а дать ребенку свободу выбора и воплощения собственного замысла.

Не стоит недооценивать важность эстетического воспитания дошкольников, оно поможет духовно обогатить личность ребенка, сделать его развитым, богатым, умеющим тонко чувствовать и получать эстетическое удовольствие.

Источник