Эссе влияние семьи на развитие личности ребенка
Статья « Влияние семьи на личность ребенка».
Гармоническое развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и с согласованностью их воспитательных действий. В результате проведенных исследований были сделаны выводы, что около 2/3 нервно больных детей пережили противоречивые воспитательные методы своих родителей.
Специфика детско-родительских отношений в контексте психологии межличностных отношений заключается в том, что они характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя.
Существует также определенная амбивалентность в отношениях родителя и ребенка – с одной стороны родитель должен уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром.
С одной стороны родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой – научить его заботиться о себе самому. Особенностью родительского отношения к ребенку заключается также и в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка
Проведенный анализ литературы по проблеме семейного воспитания и детско – родительских отношений позволяет сформулировать основные теоретические положения:
• особенности личности выступают как результат определенных воздействий и внутренней позиции ребенка.
• на характер отношений влияет социальная активность ребенка.
• в основе семейного воспитания лежат социокультурные факторы.
С точки зрения значения воспитания для формирования личности ребенка рассматриваются два условия:
- отрицательные патогенные воздействия того или иного влияния на личность ребенка (эмоциональное отвержение, гипо — и гиперопека, диктат в воспитании).
- положительные влияния, способствующие развитию и повышению качественного уровня личности (сотрудничество, кооперация, демократизм)
Среди факторов семейного взаимодействия, оказывающих влияние на развитие личности ребенка, выделяются следующие
• особенности воспитания ребенка и отношения к нему родителей,
• стиль общения в семье, структура отдельного коммуникативного акта,
• семейная структура и специфика распределения ролей.
Семья является главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Семейные условия, которые складываются из социального положения, рода занятий, достатка, уровня образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Но кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое ему дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия гораздо превышает все остальное. Ведь оно начинается с младенческого возраста, когда ребенка еще не воспитывают серьезно, когда он еще не может осознавать ни свое социальное положение, ни материальный уровень своей семьи, но когда он уже может воспринимать и ласку, и нежность, и заботу, и теплые слова своих родителей. Фактор отношений между детьми и родителями имеет длительный характер, поэтому он является одним из важнейших по степени влияния на ребенка, а в частности на его жизненные ценности. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире.
Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Эмоциональный климат семьи, в которой растет ребенок, является очень важным фактором для его полноценного развития. Отношение окружающих людей к ребенку порой определяется обстоятельствами, сопутствующими его рождению. Отрицательная позиция в отношении родившегося ребенка ведет к непониманию, недооценке роли матери и отца в жизни человека. Родители должны нести персональную ответственность за судьбу своего ребенка, за его физическое, эмоциональное, социальное и культурное формирование как личности.
Семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья — и первая школа чувств, и среда обитания, и защита в бурном житейском море.
Особенностью семейного воспитания является и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит — различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.
Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально — личностно значимых форм поведения.
По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сикорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.
Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.
Если ребенок окружен постоянной любовью вне зависимости от того, какой он в данный момент — «хороший» или «плохой», то такие проявления родительской любви вызывают ощущение целостности собственного «я». Результатом этого является выраженное чувство принадлежности к семье. Дети осознанно и неосознанно отождествляют себя со своими родителями.
И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи.
В семье очень много факторов риска, способствующих развитию нарушений в поведении детей. Именно здесь зачастую лежат глубинные причины проблем детей. Известно, что они губительны, однако широко распространены в семейном воспитании:
-уделение сил и времени родителей воспитанию детей (либо чрезмерно много, либо очень мало);
-удовлетворение потребностей детей (либо потакание во всем, либо жесткий минимум);
-количество требований, предъявляемых к детям (либо очень много, либо неоправданно мало);
-строгость наказаний (либо попустительство, либо жесткость).
Очень часто отклонения в поведении обусловлены нарушениями в личности самих родителей, характер их взаимоотношений друг с другом. Они могут быть связаны: с проявлением негативных личностных характеристик, неадекватным уровнем притязаний, нарушением общения, воспитательной неуверенностью, боязнью потерять ребенка, неразвитостью родительских чувств, переносом на детей своих собственных нежелательных качеств и т.п.
Дисгармоничная семья – существенный фактор нарушений поведения детей. Обычно в такой семье начинается дебют психических расстройств ребенка. Это приводит к стойкому нарушению поведения детей, уже отягощенных хроническими заболеваниями.
В семье, где детей «закармливают» любовью, окружают чрезмерным почитанием, восхищением. Принимая безграничную любовь и ощущая свою сверхценность вне зависимости от своих действительных качеств, дети в таких семьях становятся себялюбивыми и самовлюбленными, требовательными к другим. Вырастая, они проявляют собственнический характер, постоянно должны самоутверждаться в своей ценности через всевозможные и постоянные знаки любви со стороны окружающих. Чрезмерная родительская любовь неизбежно приводит повзрослевших детей к зависимости, несамостоятельности, незрелости.
Семья, в которой родители проявляют «принципиальную» любовь к детям. Ребенок получает их любовь как награду только тогда, когда родители им довольны. Ценность личности ребенка здесь совсем не принимается во внимание.
Семья, в которой потребности в любви не удовлетворены, дети считают себя лишними, ненужными, никчемными. Эти мучительные детские переживания накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Нарушается правильное представление о самом себе — самооценка, без которой нет соответствующего самоуважения. Замедляется развитие личности в целом. Полное отсутствие любви в детстве имеет исход в виде атрофии чувства любви у взрослого человека.
Родительская любовь, как ничто другое, способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения человека.
Напротив, человек, лишенный любви (и часто — уважения других), чувствует себя неудовлетворенным, недостойным и униженным. Самооценка в этом случае имеет настолько малое значение, что такие люди позволяют себе быть агрессивно-недружелюбными, поскольку могут вызвать у других хоть какое-то «уважение» к себе, своей силе.
Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация личности. Отрицательное влияние на формирование личности детей оказывают такие факторы, как конфликтные отношения в семье и невротические склады у родителей.
Стабильность семейной среды — очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка. Каждое изменение семейной структуры, как, например, появление на свет брата или сестры, разлука с одним из родителей, требует умелого объяснения и воспитательного воздействия. Распад семьи вследствие смерти, развода или раздельного проживания родителей всегда представляет для ребенка потрясение и наносит ему длительную травму.
Источник
- Сочинения
- 11 класс ЕГЭ
- Влияние родителей на становление личности ребенка
Становление личностью — неотъемлемый процесс в жизни любого человека. На формирование личности оказывают влияние различные факторы: школа, окружение, интересы ребёнка. Но самое главное влияние оказывают родители. Именно они закладывают привычки, понятия и мировоззрение ребёнка с ранних лет. В каждой семье свой воспитательной процесс, свои взгляды на жизнь и свои рамки дозволенности. Поэтому та атмосфера, которая присутствует в семье, так или иначе отразится на формировании характера и личности ребёнка. То, что видел ребёнок в семье, отложится в его сознании и повлияет на дальнейшую жизнь, учёбу, работу, отношения.
Если родители снисходительны к детям, беседуют с ними, объясняют все сложности и позволяют иногда ошибаться, то и ребёнок вырастет понимающим и ответственным. А если в семье царит полный хаос и неуважение, никто никого не понимает и не хочет понимать, то и личность ребёнка в такой семье сформируется сложная, проблемная.
Довольно частое наблюдение: различные хулиганы и двоечники, которые прогуливают школу, обычно являются детьми именно из хаотичных семей, возможно, даже асоциальных. Поведение хулиганов довольно ясно, оно отражает отношение родителей к ним самим. В таких семьях родители не сконцентрированы на хорошем воспитании своего чада, они заняты своими делами, скандалами и ссорами. Единственное, что они могут сделать — это отчитать за двойку. Вместо того, чтобы поговорить и выяснить проблему, нанять репетитора или помочь самим.
Отношение родителей также сказывается и на положении детей в школе. Если ребёнка в семье уважают, считаются с его мнением, то и в школе он будет сильной личностью, над которой никто не посмеет издеваться. А если ребёнка часто ругают или отчитывают, не уважают в семье, то есть вероятность, что он станет забитым и стеснительным, над ним будут часто издеваться, зная, что тот не сможет дать сдачу, потому что морально слаб. А слабость может препятствовать дальнейшему счастливому будущему.
Если отец плохо относится к матери, не уважает её и обижает, то и мальчик вырастет с такими установками и будет в будущем обижать женщин. То же правило работает и наоборот.
Моё мнение, что характер и личность ребёнка прямо пропорциональны отношению к нему родителей. И если дети вырастают абсолютно не теми, кем бы их хотели видеть родственники, не нужно обвинять сразу в этом подростков, возможно, упущение было именно со стороны взрослых.
11 класс. ЕГЭ. Итоговое декабрьское
Оно есть! Многие спорят о степени влияния. Ребенок, конечно, не пластилин. Что хотели, то и слепили! Нет, у него свой характер… Но нельзя сказать, что родители никак не влияют на ребенка. Наверное, тут половина – это сам ребенок со своим характером, темпераментом, а другая часть – родительское влияние.
Влияние бывает тоже разным. Есть специальное. То есть родители почитали книги, составили план и начали воспитательный процесс. Тут они могут и сказки с фильмами выбирать, проводить игры и беседы воспитательные, ходить в музеи, «подбирать» друзей… Даже специально устраивать какие-нибудь ситуации, в которых ребенок может проявить себя, сделать выбор, научиться важным вещам. Гарантии, вообще-то, такое воспитание тоже не даёт. В крайнем случае ребенок может поступить так, как нужно, когда знает, что за ним наблюдают – его оценивают.
Есть не специальное. То есть родители поступают так, как «само идёт». Получилась неприятная ситуация, объяснят. Нужно обсудить какой-то вопрос — поговорят. Но главное, что они своим примером просто показывают, как нужно поступать. Остается надеяться, что они поступают хорошо и правильно.
Бывает, что родители влияют плохо. Кто-то может курить и пить, ругаться, лениться… Но мне кажется, что никто себе не ставит себе целью научить ребенка плохому. По крайней мере я надеюсь на это! Но иногда ребенок даже, наоборот, лучше на плохом примере воспитывается. То есть у него оба родителя курят, а он точно не хочет быть, как они.
А ещё я слышал, что часто у родителей разные подходы к воспитанию. Плюс бабушки и дедушки разные тоже со своим подходом. Такая воспитательная «каша»!
Говорят, раньше воспитывали в школе. Были пионеры, октябрята… После сказали, что ребенка в школе учат, а воспитывают – в семье. Но и там не всегда успевают!
Вообще, личность, как говорят, формируется не только из воспитания. Иногда в человеке проявляется то, что пришло от родителей. Он этого никогда не видел, а ведёт себя точно, как его, например, отец в пять лет. И родители сами узнают себя в своих детях… Моя мама тоже вздыхает, что я веду себя иногда точно так, как она в моём возрасте. И она меня за это прощает! Конечно, ведь она знает это ощущение, поэтому ей проще понять меня, дать мне совет.
И по поводу советов! Как раз к своим родителям я и могу подойти – спросить их мнения. Они могут мне подсказать, как лучше поступить. Не факт, что я советом воспользуюсь.
Также читают:
Картинка к сочинению Влияние родителей на становление личности ребенка
Популярные сегодня темы
- Сочинение по творчеству Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин, родился в самом конце 18 века, а точнее 6 июня 1799 года и является одним из ярчайших представителей Российской литературной классики. Будучи поэтом и писателем он внес неоценимый вклад
- Главные герои рассказа Старуха Изергиль (характеристика персонажей Горького)
Замечательная повесть, написанная известнейшим русским писателем Максимом Горьким, называется «Старуха Изергиль». Главные герои данного горьковского творения люди уникальные
- Сочинение рассуждение Глобализация
В наше время инновации идут так быстро, что одна не успевает сменить другую. На данный момент идёт урбанизация и глобализация всего и вся.
- Сочинение на тему Письмо президенту
Здравствуйте, уважаемый мой президент! Меня зовут Костина Елизавета Ивановна, мне 8 лет. Я учусь в школе, дополнительно занимаюсь балетом, плаванием изучаю языки мира
- Образ и характеристика Евгения в поэме Медный всадник Пушкина сочинение
В поэме Александра Сергеевича Пушкина Медный всадник главным героем является Евгений. Герой представляет собой собирательный образ
Источник
Готовые аргументы для сочинения ЕГЭ, в которых подчеркивается:
Проблема роли семьи в формировании личности ребенка
Проблема вляиния родителей на развитие личности человека
Проблема преемственности поколений
Проблема воспитания
Возможные тезисы:
Чаще всего дети вырастают такими же, как и их родители
Именно в семье в личности ребенка закладываются нравственные ценности и жизненные принципы
Дети перенимают от родителей, которые служат для них примером, как положительные, так и отрицательные черты
Д. И. Фонвизин комедия «Недоросль»
Ярким примером влияния родителей на формирование личности ребенка является комедия Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова вкладывала немалые суммы в образование единственного сына. Она любила Митрофанушку всем материнским сердцем и чрезмерно баловала его, жалела и лелеяла без повода, не замечая недостатков сына. Ребенок, понимая свою ценность в глазах матери, пользовался своим положением. Излишняя опека Простаковой привела к тому, что юноша вырос ленивым, эгоистичным и необразованным человеком, неспособным любить даже собственную мать.
(69 слов)
Доказательством того, что дети многое перенимают от родителей, может послужить комедия Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова нанимала учителей для сына, хотя сама была неграмотной. На глазах Митрофанушки она колотила слуг, оскорбляла мужа, проявляла полное неуважение к окружающим и вела себя по-хамски, или же, наоборот, льстила богатым гостям. Неудивительно, что юноша вырос таким же и вел себя грубо даже по отношению к собственной матери. Увидев, как сын отталкивает самого родного человека, Стародум подвел итог: «Вот злонравия достойные плоды!»
(76 слов)
Б. Л. Васильев роман «Не стреляйте в белых лебедей»
Проблема влияния семьи на личность ребенка затрагивается и в романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Егор Полушкин, главный герой, проявлял трепетное и бережное отношение ко всему живому. Его сын Колька перенял от отца любовь к природе. Когда мальчик узнал, что живодер Вовка собирается насмерть замучить щенка, он, не задумываясь, отдал свой спиннинг ради спасения животного, хоть и понимал, что больше ему такого никогда не подарят.
(66 слов)
В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» показывается, как похожи дети на своих родителей. Бурьянов, будучи лесничим, злоупотреблял своим положением. Вырубал лес, обдирал липы, не следил за порядком на вверенной ему территории. Не далеко отца ушел и Вовка, который за деньги провожал туристов туда, где охота и рыбалка были запрещены.
(51 слово)
В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» показано, что дети перенимают от родителей как положительные, так и отрицательные черты. Егор Полушкин любил все живое, и его сын был таким же: писал стихи про бережное отношение к природе, а ради спасения щенка отдал свой новенький спиннинг живодеру. Лесничий Бурьянов, пользовался своим положением, вырубал лес, обдирал липы, что служило не лучшим примером для его сына Вовки. Мальчик рос безжалостным и алчным шантажистом.
(71 слово)
А. С. Пушкин повесть «Капитанская дочка»
Проблема влияние семьи на личность человека затронута и в повести Пушкина «Капитанская дочка». Андрей Гринев уделял большое внимание воспитанию сына, желая, чтобы мальчик стал настоящим мужчиной. Провожая Петрушу на службу, отец дал ему наказ: «Береги платье снову, а честь смолоду». Возможно именно благодаря этому юноша проявлял себя с лучших сторон во время мятежа, демонстрируя отвагу, честность и жажду справедливости.
(59 слов)
Л. Н. Толстой роман «Война и мир»
Ценности семьи передаются от родителей к детям и примером этому может послужить роман Толстого «Война и мир». В семье Ростовых, где нравственные ценности играли далеко не последнюю роль, дети: Николай, Петр и Наташа, — переняли от родителей такие качества, как открытость, честность и доброта. В семье Курагиных, где все решали деньги, Элен и Анатоль выросли такими же корыстными и эгоистичными, как их отец.
(63 слова)
Источник