Эмоциональный ребенок 4 года

Эмоциональный ребенок 4 года thumbnail

Ася Ракшина
Учим детей управлять своими эмоциями. Кризис 4–5 лет

Учим детей управлять своими эмоциями. Кризис 4-5 лет.

В 4–5 лет дети уже не такие маленькие, но еще и не взрослые. Они многое хотят, но пока не владеют собой настолько, чтобы воплощать желаемое. Они еще не так хорошо управляют своим телом, поступками, поведением, эмоциями, как хотелось бы взрослым. Часто возникают ситуации, когда ребенок знает, как надо себя вести, но сиюминутные порывы уводят его в противоположную сторону. Он потом может раскаиваться и уверять, что так больше не будет (и в этот момент он в этом убежден, но проходит полчаса (значительный отрезок времени для ребенка, и оказывается, что урок до конца не усвоен.

В возрасте 4–5 лет дети учатся понимать как собственные эмоции, так и чувства других людей. По внешнему виду детей, как правило, видно, когда у них плохое настроение, а когда они, наоборот, чувствуют радость, удивление, восторг. Дети выражают эмоции и чувства ярко и непосредственно, хотя сами еще недостаточно хорошо распознают их у других по выражению лиц, движениям. Понятнее всего для детей такие эмоции, как радость, грусть, страх, злость, удивление (так называемые основные эмоции). Когда детей учат различать эмоции людей с помощью картинок или фотографий, они часто путают выражение страха и удивления. Ребенок может не разобраться в нюансах мимики, но, как правило, в жизни дети хорошо «считывают» энергетику яркой эмоции, ее положительную или отрицательную окраску.

В этом возрасте дети уже могут рассказать о своем самочувствии, эмоциональном и физическом. Это помощь воспитателям и родителям в понимании детей, их состояния. Дети могут не только ответить на вопрос взрослого «Как ты себя чувствуешь?», но и сами, когда это надо, обратить их внимание на свое состояние и дать ему название. Дети средней группы должны двигаться вволю. Если такой возможности по какой-то причине нет, накапливается напряжение – и физическое, и психоэмоциональное из-за испытываемого дискомфорта. В таком состоянии дети становятся капризными, эмоционально неуравновешенными, непослушными, словно у них перестают срабатывать «тормоза».

Представьте ребенка, у которого потребность в движениях выше, чем у других в группы. Такого, который своей подвижностью постоянно отвлекает других детей, которого «много». Чем больше его сдерживать, тем больше он будет возбуждаться, а значит, хуже управлять собой и меньше реагировать на обращения педагога.

Достаточная физическая активность может и должна быть специально продумана. Это верный способ профилактики и устранения психоэмоционального утомления. В арсенале игровых средств обязательно должны присутствовать игры – как подвижные, так и спокойные, с помощью которых можно переключить внимание расшалившихся дошкольников, успокоить.

В разных ситуациях ребенок сталкивается со всяческими соблазнами. Увлекательные занятия совершенно естественно вызывают у него интерес и любопытство, а если они ограничиваются правилами, сила эмоций может даже вырасти. Это побуждение бывает настолько ярким, что затмевает представления о нормах поведения и последствиях поступков. Прямо сейчас ребенку хочется делать что-то очень неуместное, запретное, мешающее другим, и это желание настолько завладевает им, что правила поведения становятся неважными. Ребенок может не забывать о них, он просто в данный момент не придает им значения.

Внешние яркие стимулы искренне обезоруживают ребенка, которому пока не по силам бороться с побуждениями. Иначе говоря, разум еще недостаточно контролирует эмоции. Это делает ребенка зависимым, слабым, ранимым, возбудимым. Ребенок пытается отстаивать свою потребность признания, порой это принимает форму капризов, упрямства, истерик. Проявление характера в этом возрасте является показателем кризиса, то есть указывает на то, что процесс взросления ребенка запущен. И так будет продолжаться до тех пор, пока он не станет старше, пока не созреют необходимые психические функции и не сформируются устойчивые связи между ними.

Одна из важных составляющих взросления – это определение собственных границ и правил. Что мне позволено, а что нет? Кто устанавливает правила? Могу ли я их нарушить, смягчить?

Понимание того, что и как надо делать, формируется у детей быстро. Достаточно 2–4 раза сказать, показать и попробовать. Но устойчиво выполнять правило ребенок будет только после многократных повторений. Особенно это касается правил, которые обозначаются словесно, то есть не подкрепляются невыгодными для ребенка последствиями. Так же трудно формируются различные правила, предполагающие ограничения, прекращение 7 действий. Например, «остановись», «не бегай», «успокойся», «заканчивай», «это нельзя» и т. д.

Будет ли ребенок реагировать на воспитателя, зависит от сложившихся правил отношений. Чем последовательнее педагоги будут придерживаться значимых норм, тем легче ребенку будет ими пользоваться и соблюдать.

Чтобы научить детей 4–5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить что можно, что нельзя и что нужно делать. Необходимы упражнения.

В среднем возрасте закладываются способы отношений ребенка с социумом, которые постепенно становятся привычными. Пословица «Посеешь привычку – пожнешь характер» уже действует в полной мере. Время от времени эмоциональные реакции пятилетних напоминают поведение детей младшего возраста. Важно помнить, что это временное явление, а проявление взрослым терпимости позволяет гасить приступы агрессии и бурные негативные эмоции.

Но это не означает, что надо делать все, лишь бы сохранить мир в группе. Любое происшествие – это материал для детского опыта. Ребенок должен понять, что определенные действия приносят вред другим, что он не единственный, у кого есть какие-то потребности, что агрессия в адрес окружающих – не лучший способ получать желаемое. Если ребенок на собственном опыте поймет, как это грустно и обидно, когда дети не берут его в игру из-за жадности или драчливости, то у него будет повод задуматься о последствиях своего поведения. Пусть находит способы мириться, делиться, приносить извинения.

Особенностью эмоционального развития детей в этом возрасте является частота возникновения у них детских страхов.

На пятом году жизни окружающий мир все шире распахивается перед ребенком. При этом недостаток опыта делает ребенка беззащитным перед ним. Недосказанные фразы, эмоции взрослых, склонность к фантазированию заставляют ребенка додумывать то, чего он не знает. Вымысел порождает самые разные страхи, которых к концу пятого года жизни появляется достаточно много.

Есть страхи условно нормальные для данного возраста. Например, боязнь сказочных персонажей, темноты, животных, страх, что он умрет или что умрет мама, папа, бабушка. Страх смерти, как правило, возникает как ответ на размышления детей о неизвестном и недоступном.

Но есть и страхи невротического характера, которые встречаются у чрезмерно опекаемых детей или в семьях с холодным стилем отношений. Излишняя забота или сдержанность родителей мешают малышу проходить эмоциональную закалку, формировать готовность к самым разным чувствам и эмоциям. Ребенок может жаловаться на что-то конкретное (в темноте прячутся чудовища, снятся страшные сны) или в целом проявлять сильную нервозность, уязвимость, угнетение.

Читайте также:  Ребенку 4 года конкурсы

Например, у определенной категории детей сильные страхи возникают после новогодних каникул. Новый год – праздник, насыщенный эмоциями и волшебством. И случается, что у таких детей психика не может сопротивляться эмоциональным перегрузкам, преобразуя напряжение в фантазии, вызывающие страхи и общую тревогу.

Недостаточное развитие эмоциональных и волевых процессов у детей данного возраста может приводить к тому, что их поведение в детском саду и дома сильно различаются.

Бывает, что в детском саду ребенок ведет себя бесшабашно, а дома его поведение изумляет порядком и послушанием. И наоборот: в садике ребенок ничем не выделяется из группы, а дома держит в напряжении всю семью.

Такая ситуация – повод задуматься об эмоциональном самочувствии ребенка, стилях воспитания в семье и детском саду. Причина может быть в различных требованиях к ребенку. В одном месте можно все, в другом необходимо выполнять правила. Или в семье ребенок один и все вертится вокруг него, а в садике таких, как он, еще двадцать человек. Ребенок теряется, замыкается или, наоборот, всячески старается привлечь к себе внимание.

Существуют специальные методы избавления от психоэмоционального напряжения, гнетущих переживаний. Чаще всего для дошкольников переделываются, адаптируются «взрослые» методы и приемы, предполагающие рефлексию, самоконтроль, выполнение команд. Детям 4–5 лет это пока не подходит. Но они уже умеют жить по правилам, следовательно, можно придумать способы, которые позволят детям в социально приемлемой форме проявлять творческую активность и обойтись без обычного контроля.

Эффективным способом коррекции поведения детей является арт-терапия. Например, метод, основанный на воссоздании атмосферы периода раннего рисования (период мараний и каракулей). Это период, когда маленькие дети еще не умели рисовать и изображать что-то конкретное, а только пробовали чиркать, штриховать, мазать. Специально подобранные спонтанные игры и действия с красками, бумагой, водой и песком помогают детям выплеснуть скопившееся напряжение, тревогу, страхи и т. д. Ребенок становится менее тревожным и уязвимым, а отсутствие требований к результатам действий позволяет ему получать удовольствие от своей активности.

Практическое задание: Дайте детям лист формата А3, гуашь, толстую кисть, восковые мелки и предложите выполнить следующие задания.

Задание 1. Нарисуй каляку-маляку (мазками, штриховкой, каракулями).

Задание 2. Давай представим, что ты не умеешь рисовать, просто почиркай. Желательно, чтобы ребенок выполнял эти действия ритмично, размашисто, точечками или длинными, широкими, пересекающимися, заполняющими все пространство листа линиями.

Задание 3. Придумай свой цвет, можешь смешивать любые краски (и темные тоже – коричневую, черную, синюю).

Задание 4. Давай рисовать пальчиками, ладошками. При выполнении этого задания не надо бояться грязи. Она должна быть, это естественно и весело.

Задание 5. Можешь замазать весь этот лист – любым способом, любым цветом, как хочешь!

Используйте в дальнейшем этот лист как фон для другого рисунка или аппликации.

Понаблюдайте за поведением детей до и после выполнения заданий.

Какие изменения в их поведении вы заметили?

А еще можно предложить:

-мять и рвать газетную бумагу;

-кидаться друг в друга мелкими бумажками;

— бомбить бумажными «снежками» крепость из крупного конструктора;

— смешивать песок и воду; строить и рушить песочные замки;

Творите вместе с детьми, поддерживайте и не одергивайте. Дайте детям возможность побыть самими собой, пошалить, поэкспериментировать в творчестве. Такие развлечения не должны быть частыми, это должно быть отдельное законченное событие, чтобы у детей не нарушались привычные стереотипы о правилах жизни в группе.

Планируем образовательную нагрузку

Все, что происходит с ребенком дома, в детском саду, где-то еще – все несет с собой информацию, впечатления, переживания, действия. Дети растут, а значит, растут и их возможности. Что нужно ребенку на данном этапе жизни? Как и чему его нужно учить? В какой форме, как часто?

Эти вопросы больше волнуют родителей. У воспитателя есть руководство к действию – образовательная программа. Но и родители, и педагоги должны хорошо представлять возможности ребенка данного возраста, так как иллюзии по поводу «взрослости» ребенка приводят к педагогическим ошибкам.

Так, родители записывают ребенка во всевозможные кружки и почти каждый день водят на дополнительные занятия после детского сада. Детям кружки очень нравятся. Они только начинаются в их жизни, там ново, интересно, не так, как в детском садике и дома. Однако день ребенка протекает весьма насыщенно, а сам он испытывает физические и эмоциональные перегрузки.

Родителям может казаться, что в детском саду ребенок только играет, гуляет, ест и спит. Но это не совсем так. За день ребенок получает много новой информации, тренирует умения, осваивает правила социальных отношений, общается, учится правильно произносить звуки речи и т. д. Несмотря на то, что образовательная нагрузка ребенка в детском саду рассчитывается в соответствии с санитарными нормами и возрастом детей, она для него ощутима. К вечеру ребенок в любом случае не такой, как утром, он утомлен, хотя внешне это может быть не очень заметно. Если вместо отдыха дома ребенку предлагается дополнительная нагрузка в виде эмоциональных впечатлений, организованной 12 деятельности, выполнения социальных правил, то это может привести к переутомлению и как следствие – к нарушениям в развитии ребенка.

В организации образовательной деятельности педагоги руководствуются следующими нормами СанПиН.

-Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 5-го года жизни – не более 20 минут.

-Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не превышает 40 минут.

-В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку.

-Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

-Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня.

-Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т. п.

-Выполнение домашних заданий дошкольниками не предусмотрено.

Ключевым в определении форм нагрузки являются такие характеристики, как «организованная деятельность» и «выполнение правил», так как они предполагают целенаправленность действий, контроль, сдерживание порывов, а значит, напряжение и нервно-психические затраты. Чрезмерность бьет по нервной системе. На фоне пресыщения могут появиться капризы, упрямство, демонстративное поведение, либо, наоборот, плаксивость, апатичность, тревожность.

Организованные формы деятельности у детей среднего дошкольного возраста не должны доминировать над спонтанными играми.

Для маленького ребенка важнее не количество знаний, а качество эмоций, которые сопровождают их получение. Речь идет о естественном интуитивном впитывании атмосферы отношений, творчества, игры, ритмов, движений.

Читайте также:  Ребенок произносит не все звуки в 4 года

Познание предполагает оценку, соотнесение с эталоном, критерии достижения качества. Творчество, напротив, не подразумевает оценивания и опирается на спонтанную активность. Ритмические формы деятельности (танцы, пение, чтение стихов) придают жизни тонус и обогащают красотой. Человеческие отношения закладывают уверенность в себе через приобщение к обществу других людей. В играх дети учатся радоваться, ссориться, побеждать и проигрывать.

Благодаря подобным формам активности ребенок приобретает новый опыт, который и лежит в основе его развития.

Большим потенциалом для детского развития обладают и события из повседневной жизни детей. Эффективным средством развития ребенка является его участие в детских утренниках. Возьмем, например, танец, которые дети готовят к празднику. Чтоб его выучить и исполнить, ребенку надо вслушаться в мелодию, уловить ритм, запомнить каждое движение и их последовательность, скоординировать действия рук, ног, тела, соотнести ритм мелодии и ритм движений, определить место каждого из движений относительно музыкального материала. Также нужно помнить о своей позиции в зале и относительно других детей, соблюдать правила поведения и общения, сдерживать возможные эмоциональные порывы, получать удовольствие от занятия, реагировать на замечания педагога и т. д. Вообще занятия ритмикой, хореографией, а также пением, рисованием – это прекрасный путь для гармоничного психического развития ребенка 4–5 лет.

Признак нервно-психической перегруженности ребенка. Как правило, в будние дни дошкольников водят в кружки после детского сада. Ребенка заранее утомляет дорога до кружка и обратно, необходимость отходить от привычного ритма.

Бережное отношение к детям, забота – это не только здоровое питание, режим дня, гигиена, новые игрушки, но и необходимость сдерживать педагогические амбиции. Следовать в воспитании рекламе, моде, общественному мнению – значит думать не о конкретном ребенке, а лишь о неких обобщенных тенденциях.

Источник

Эмоциональность (как черта характера) — совсем не плохое качество человека. Все дело в её количестве и качестве. Многие дети от природы очень эмоциональны. Иногда совсем маленький ребенок, если что-то происходит не так, как он хочет, может устроить целый скандал: он плачет, кидает игрушки, падает на пол и орет, что есть мочи. Иногда это притворство, и ребенок, сквозь слезы, наблюдает за тем, что происходит вокруг, готовый остановиться в любой момент, если его желания будут исполнены. Но иногда это настоящая истерика, возникшая на пустом месте от чрезмерной эмоциональности.

Ребенок идет в детский сад, и его эмоциональность начинает играть не последнюю роль в его отношениях с другими детьми. Не поделили игрушку, нечаянно заняли его место за столом, не вовремя посмеялись, задели рукой в раздевалке – эмоциональность ребенка взрывается конфликтом, ссорой, плачем и потасовкой. Если причина для недовольства более серьезная, то и до драки недалеко, причем как у мальчиков, так и у девочек.

Годы идут, эмоциональность начинает различаться по гендерному признаку и из эмоционального ребенка человек превращается в личность со сложным характером.

Девочки бурно обижаются на любой пустяк, выясняют отношения, то обнимаясь, то не разговаривая друг с другом, много спорят по пустякам с родителями и учителями и могут ходить не в настроении целый день.

Мальчики агрессивно и мгновенно отвечают на любые (по их мнению) поползновения в свой адрес словесными угрозами, оскорблениями и пускают в ход кулаки. И те, и другие проявления уже у взрослых называются в совокупности вспыльчивым и неуравновешенным характером.

Разборки в школе

Учитель делает неоднократные замечания двум семиклассникам, мешающим ему вести урок. Потом следует замечание в дневник и двойка в журнал. Мальчишки реагируют на наказание по-разному: один спокойно, а другой нет: он пререкается с учителем, возмущенно выкрикивая с места доказательства его неправомерных действий и все никак не может успокоится. Уже и звонок прозвенел, а он все пытается что-то доказать. С одной стороны – это активная жизненная позиция и смелость, но с другой – повышенная эмоциональность, которая иногда может привести к очень тяжелым последствиям.

Людмила Третьякова в своей книге «Русский сюжет» рассказывает о судьбе внука Александра Сергеевича Пушкина Леонтия:

«Петр Петрович Ланской (второй муж Наталии Николаевны ) определил Леонтия в Пажеский корпус. Однажды, поссорившись с товарищем по корпусу, Леонтий в порыве ярости всадил ему в бок перочинный нож. Решив, что стал убийцей, он покинул корпус и прибежал домой. К несчастью, «дедушки Ланского» не было. В его кабинете Леонтий нашел револьвер и выстрелил себе в грудь. Рана оказалась не смертельной. Леонтия спасли, но извлечь пулю не удалось. С момента этого страшного случая у него начались эпилептические припадки. Разумеется, на Пажеском корпусе пришлось поставить крест. Ланскому, ценой больших усилий и треволнений удалось уладить эту историю и определить Леонтия в Морской корпус, по выходе из которого тот получил звание мичмана и дослужился до капитана 2-го ранга.»

Казалось бы, откуда эмоции, если ты никогда не видел партнера по игре, не представляешь, что он за человек и общаешься с ним в первый и последний раз? Но нет. Некоторые подростки втягиваются в нескончаемые словесные поединки, полные оскорблений и угроз, психуют, кричат во время игры, меняются в лице и не могут оторваться от монитора. При общении в социальных сетях и на форумах, встречая отличную от своей точку зрения, они начинают яростно спорить, посылают множество сообщений без знаков препинания, с опечатками и многочисленными восклицательными и другими знаками, хотя в спокойном состоянии пишут совершенно в ином стиле. Быстро переходят к оскорблениям оппонентов, портят со всеми отношения и часто оказываются выгнанными из сообщества.

«Часто вижу как кто-то злится, волнуется, бесится и т.п. в интернете. В соц сетях, на формах и т.п. Нормально ли то, что у людей возникают эмоции в интернете из-за поведения других людей в текстовом формате?»
Как известно, границы нормальности определить трудно, но повышенная эмоциональность характера обычно хорошо видна даже невооруженным глазом.

Интересно, что дети совершенно четко определяют своих эмоциональных одноклассников, называя их коротко и ясно словом «псих». Игра «доведи психа» пользуется неизменной популярностью, особенно в начальных и средних классах школы. Иногда эмоциональный ребенок понимает, что задевают его именно из-за его смешной эмоциональной реакции, но остановиться не может. Слезы – одна из таких реакций. И если для девочек она позволительна довольно долгое время, большинство мальчиков в школе уже не плачут и не уважают эту «девчачью» черту в товарищах.

«Что делать, не знаю. Моему сыну 9 лет. Он часто плачет по любому поводу. Обижается и плачет. Его доводят, а он в слезы. От этого проблемы. Везде, где он с другими детьми, его дразнят. В их возрасте весело ведь довести ребенка и посмотреть, как он плачет. Ходили к психологу.. Мне сказали, что он эмоционально лабильный…»

Известно, что изменить характер человека очень трудно, если вообще возможно. Но можно попытаться компенсировать чрезмерную эмоциональность характера, развивая у ребёнка чувство самоконтроля, выдержки и умения владеть собой.

Читайте также:  Ребенок 4 года кашляет ночью

Из книги Бориса Акунина «Коронация»:

«В воспитании великих князей и княжон на первом месте стоит вырабатывание самоконтроля и выдержки, умения владеть собой в любых обстоятельствах. С раннего детства их высочеств приучают сидеть на длинных и утомительных парадных обедах, причём нарочно сажают рядом с самыми неумными и несносными гостями. Нужно внимательно слушать, что говорят взрослые, не подавать виду, что их общество скучно или неприятно, смеяться их шуткам, и чем глупее острота, тем искренней должен быть смех. А чего стоит христосование на Пасху с офицерами и нижними чинами подшефных полков. Иной раз приходится совершить лобзание более тысячи раз в течение двух часов! И не дай бог выказать усталость или отвращение. Но Павел Георгиевич всегда был таким живым и непосредственным мальчиком, ему плохо давались упражнения на выдержку, да и теперь, хоть его высочество и достиг совершеннолетия, ему ещё многому следовало научиться.»

1. Зададимся вопросом: насколько эмоциональны мы сами?

До определенного возраста дети обычно копируют своих родителей и трудно ожидать, что ребенок будет вести себя иначе, если вы сами бурно реагируете на все происходящее вокруг вас: на неправильные, по вашему мнению, действия оппозиции на Болотной площади, на непогоду в выходной день, на затянувшееся стояние у кассы супермаркета, на не слишком вежливое обслуживание в кафе и т.д. Если мама смотрит мелодраму и всхлипывает, сопереживая героине, попавшей в трудную ситуацию, то и дочка, вероятно, с легкостью заплачет из-за малейшей неприятности в школе. Если папа чертыхается, психует и ломает инструменты когда у него что-то не получается с ремонтом, т.е. очень большая вероятность того, что и сын запросто швырнет со злости учебник в другой конец класса. Если вы сами часто разговариваете с людьми на повышенных тонах, а ребенок, при этом, стоит с вами рядом, возможно, что он также эмоционально, как и вы, втянется в конфликт с одноклассником, случайно взявшим его карандаш. К сожалению, наша повседневная жизнь без конфликтов не обходится, но во всяком случае, необходимо в присутствии ребенка как-то сдерживать свою эмоциональность и вести себя более достойно.

2. Что хорошо, а что плохо?

Первые понятия «что такое хорошо, а что такое плохо» ребенок получает от вас и принимает их за непреложную истину. Вот и скажем ему, что «психовать» — это плохо, а быть «спокойным» хорошо. Наглядных примеров сколько угодно: герои книжек, мультфильмов, фильмов, ваши собственные друзья, знакомые и, наконец, вы сами. Обсуждайте с ребенком поступки реальных и нереальных персонажей, заостряя его внимание на том, как, с точки зрения эмоциональности, ведут себя разные люди. При этом, очень важно, чтобы вы высказывали свою четкую одобрительную или неодобрительную позицию на эмоциональные реакции героев. У ребенка должно сформироваться четкое представление о том, что выдержка, самоконтроль и владение собой в сложных эмоциональных ситуациях – это круто.

3. Предупрежден – значит вооружен!

Обращайте внимание ребенка на то, к каким последствиям приводит чрезмерная эмоциональность характера. Оценивая чьи-то действия, говорите прямо: разве можно было так психовать? А теперь вот какая неприятность получилась!

4. Контролируйте ситуации эмоционального поведения ребенка при каждом удобном случае.

Если вы на детской площадке видите, как ваш ребенок по собственной вине эмоционально конфликтует с другими детьми, постарайтесь либо его остановить, либо увести с площадки. Эмоции имеют обыкновение разгораться, как костер. К тому же, может возникнуть устойчивая привычка к эмоциональному выяснению отношений, со швырянием игрушек в кого попало и драками. После каждого такого случая четко выражайте свою неодобрительную позицию к его поведению.

Нередкий случай в школе – хамство ребенка учителям. Частая причина этого – не злонамеренное желание ребенка кого-то оскорбить, а простое неумение держать язык за зубами, т.е. сдерживать свои эмоции. Необходимо объяснять ребенку, что в жизни бывают такие моменты, когда нельзя высказывать то, что вертится у тебя на языке, даже если учитель неправ. Конечно, контролировать поведение ребенка в школе «он-лайн» вы не сможете, но разобрать эту ситуацию дома с точки зрения неправильной эмоциональной реакции было бы хорошо.

5. Поощряйте ребенка за каждый случай проявленной им выдержки и спокойного поведения в трудной для него эмоциональной ситуации.

Все с удовольствием ели мороженое, а у него только что горло болело. Но он не ныл, не просил, а спокойно шел рядом с нормальным (а не обиженным) лицом. И хотя очень хотелось, он и вида не показал.

На школьной экскурсии лучшая подруга вдруг встала в пару с другой девочкой. Скорее всего, так случайно получилось, ведь никакой ссоры не было. Раньше бы обиделась смертельно и разругалась на неделю, а в этот раз спокойно дошла до метро одна, без пары. В вагоне метро уже все ехали вместе, и ссора не состоялась.

В третий раз заставили переписывать упражнение. Раньше бы начал психовать и злиться, а в этот раз сдержался и переписал без пререканий.

Таких простых бытовых ситуаций, когда гораздо лучше сдержать эмоции, чем выпустить их наружу, в жизни ребенка бывает очень много. Не стоит заставлять его быть другим человеком и вообще исключать эмоции из своей жизни, но очень полезно прививать ему навыки самоконтроля, которые в дальнейшем помогут избежать многих проблем и бед.

6. Делайте с ребенком специальные упражнения по развитию навыков самоконтроля и для тренировки выдержки.

Если вы считаете, что необходимы специальные усилия для корректировки эмоционального поведения ребенка, можно воспользоваться специальными упражнениями для выработки самоконтроля и тренировки выдержки, которые вы легко сможете найти в интернете.

Если вы считаете, что ваш ребенок чересчур эмоциональный:

  • старайтесь вести себя более сдержанно и спокойно, когда он находится рядом с вами;
  • на разных примерах показывайте ребенку положительное и отрицательное эмоциональное поведение;
  • ребенок должен знать, что чрезмерная эмоциональность чаще всего оборачивается неприятностями;
  • контролируйте эмоциональное поведение ребенка и разбирайте с ним ситуации, свидетелем которых вы не были; — хвалите ребенка за проявленную им выдержку и самоконтроль;
  • делайте с ребенком специальные упражнения для корректировки его эмоционального поведения;

Источник