Эмоциональный контакт как развитие ребенка

Эмоциональный контакт как развитие ребенка thumbnail

Сразу после рождения новорожденный малыш нуждается в тесном контакте с мамой и папой. Эмоциональная близость сильно влияет на развитие малыша, поэтому нужно держать его на ручках как можно чаще и дольше. На сближение влияет не только контакт при грудном вскармливании, но и «кожа к коже». Рассмотрим в рамках данной публикации все о контакте новорожденного с родителями.

Больше интересного на сайте mommysjoy.ru

Как эмоциональная привязанность мамы и малыша влияет на развитие ребенка

Если между мамой и ребенком есть контакт, привязанность, это очень много значит. Даря малышу любовь, вы учите его относиться к самому себе с достоинством, он будет знать, что достоин любви.

Если есть контакт, то малыш станет с уважением относиться и к своей матери, в будущем возникнет меньше проблем с воспитанием. Чадо вырастет послушным и покладистым в отношении родителей.

Малыш, у которого установлен контакт с родителями, меньше капризничает и плачет. А это значит, что в подростковом возрасте будет меньше проблем: с переходным возрастом, психикой.

А еще такие детки имеют более высокий интеллект. Они проще и лучше учатся, реализуют себя в будущем, достигают большего.

Когда между мамой и младенцем зарождается эмоциональная связь

Мамочка ощущает связь со своим ребенком еще до его рождения. Она разговаривает с ней или с ним, подбирает имя, интересуясь, нравится ли оно малышу. Женщина понимает волшебство моментов, пока в ее чреве зарождается новая жизнь. Она читает ребенку сказки, ставит детские песни, рассказывает о чем-то.

Но, вопреки мнению многих людей, у малыша во время утробного развития еще нет эмоционального контакта и связи с мамой. Она зарождается с момента рождения — с первого прикосновения, улыбки и взгляда.

Рождение малыша создает связь, когда мамочка и ее кроха не могут друг без друга, ощущают друг друга, а при телесном прикосновении успокаиваются.

Общение с новорожденным сразу после рождения

В ряде стран проводили исследования, при которых выявляли необходимость контакта мамы и ее ребенка сразу же после родов. В ходе эксперимента одних малышей уносили сразу для проведения процедур, других же укладывали на мамин животик. И вот какой была реакция женщин и малышей:

  • Те, которых сразу приложили на живот, начинали активно двигаться, искать грудь, высовывать язычок. При прикладывании к груди они начинали сосать молоко. У мамочек же резко повышался уровень гормона окситоцина, который отвечает за удовольствие и привязанность. В свою очередь, данный гормон помогает выработке другого — пролактина, который отвечает за выработку молока.
  • Малыши, которых сразу после родов унесли, при прикладывании к маме вели себя настороженно. Они мало двигались, не хотели брать грудь, плохо сосали молоко. У женщин же окситоцина вырабатывалось в разы меньше, чем у тех, чьи ляльки после рождения оказались рядом сразу.

Зачем после родов нужен контакт мамы и новорожденного

  • Малыш становится более спокойным в последствии, не капризничает и меньше плачет.
  • Температура крохи устанавливается на нормальном уровне, так как идет обмен теплом с мамой.
  • Происходит первый зрительный контакт, он отвечает за эмоциональную привязанность.
  • Поисковый рефлекс зарождается быстрей, новорожденный ищет грудь самостоятельно, быстрее учится правильно сосать.
  • Недоношенные ляльки показывают улучшение всех показателей здоровья.
  • Повышается вероятность продолжительного вскармливания грудным молоком, так как больше вырабатывается гормона пролактина.
  • У ребенка сразу же возникает защитная микрофлора на коже, передаваемая от мамочки при контакте «кожа к коже».

Как наладить контакт мамочки и младенца после рождения

Чтобы установить контакт, и знакомство мамочки с малышом прошло успешно, нужно придерживаться следующих правил:

  • Выбирайте роддом, где практикую совместное нахождение в единой палате мамы и новорожденного.
  • Попросите акушера, чтобы после окончания родов он приложил малыша к животу.
  • Когда ляльку уложили на животик, погладьте ее, посмотрите в глазки, дайте рассмотреть себя.
  • Не давайте грудь самостоятельно, пусть малыш ее найдет сам.
  • Находиться рядом с новорожденным нужно до выписки. Даже если по состоянию здоровья его перевели в ПИТ, постарайтесь быть с крохой как можно дольше (пока врачи не выгонят).
  • С самого момента рождения учитесь ухаживать за своим ребенком самостоятельно, не отдавая его на попечение нянечек. Пеленайте, кормите, убаюкивайте, подмывайте.

Последствия разлуки новорожденного малыша с мамочкой после родов следующие:

  • короткий сон, частый плач;
  • плохое сосание груди;
  • отсутствие лактации у мамочки;
  • стресс у новорожденного и матери;
  • в крови пониженное содержание глюкозы;
  • пониженная температура новорожденного;
  • сильные потери веса малыша.

Как при искусственном вскармливании установить контакт

Во время кормления грудью мама и ее сыночек или дочка проводят в тесном контакте не менее получаса. Малыш и женщина ощущают сердцебиение друг друга, обмениваются теплом и улыбками, взглядами. Грудное вскармливание — это больше, чем обычное удовлетворение физиологических нужд ребенка, это установка связи между мамой и чадом на долгие годы.

Но как быть тем мамочкам, которые не могут кормить своим молочком? Ведь из бутылочки кроха потребляет смесь в течение 10 минут, а для контакта это мало. Более того, женщина может покормить младенца в кроватке, доверить процедуру папе или няне, бабушке.

Чтобы при искусственном вскармливании устанавливать контакт между мамой и новорожденным, следуйте рекомендациям:

  • Кормите ребенка только на руках, тесно прижав к своей коже голым животиком.
  • Не пеленайте, пусть ручки будут свободными, так малыш сможет дотрагиваться до вас.
  • Смотрите при кормлении в глаза, улыбайтесь и поглаживайте его.
  • После кормления не спешите укладывать кроху, посидите с ним, носите на руках по комнате. В это время тихо говорите с ребенком, спойте песню.

Привязанность между мамой и ребенком очень важна. В будущем она поможет улаживать конфликты, понимать друг друга.

Как папе установить контакт с новорожденным

Привязанность между отцом и ребенком не менее важна. Папа дарит совершенно иную любовь, чем мама, он защитник, кормилец, глава семьи, и малыш это должен воспринимать. Осуществить контакт между новорожденным и папой проще, если муж присутствовал при рождении, поддерживал супругу, видел первый вздох малыша, и малыш сразу видел его. Но не каждый мужчина решится пойти на такой шаг, да и не в каждом роддоме имеется таковая возможность.

Как установить связь и тесный контакт между папой и новорожденным:

  • Папа должен заботиться о малыше так же, как имама. Пусть он кормит ребенка из бутылочки, переодевает, купает, убаюкивает, читает сказки, выводит на прогулку.
  • Нужно поддерживать тактильный контакт. папа должен держать малыша на руках, поглаживать его своей большой рукой, давать поспать у себя на руках или животе.
  • Оставляйте малыша с папой наедине, когда никто не будет мешать их общению.

Почему отсутствует материнский инстинкт

Не каждая женщина после родов буквально влюбляется в свое творение. Бывает так, что мамочка даже подойти к крохе не может, не хочет оставаться с ним наедине, не то, чтобы взять на ручки и покормить грудью. Причины этому могут быть в послеродовой депрессии, когда гормоны устраивают в организме настоящую войну. Нельзя перебарывать себя, давить эмоционально. Материнский инстинкт со временем проснется, а пока не делайте хуже себе, через силу направляясь к кроватке. Что делать?

Пусть в это время, пока мамочка отходит от родов и переживает внутреннюю войну, за ребенком ухаживает папа и бабушки. Скорее всего лактация пропадет, потому что женщина будет находиться в депрессии, пролактин не вырабатывается в данном случае. Можно стимулировать выработку молока, используя молокоотсос, организм поймет, что нужно кормить ребенка, и начнет производить молочко.

Если молока так и не появилось, придется кормить ребенка смесями. Но это не так страшно, как могут наговорить бабушки. В современных питательных смесях для новорожденных имеется все необходимое для жизнедеятельности, здоровья и развития ребенка. По статистике, более 30% малышей вскармливаю именно искусственно, и они не отличаются от тех, что кушают грудное молоко матери.

Читайте также:  Творческое развитие ребенка дошкольного возраста

Читайте также по теме: Как наладить грудное вскармливание и повысить лактацию

Источник

Как укрепить эмоциональную связь с ребенком   

Рейтинг
19

Эмоциональная связь детей с родителями – залог их способности строить здоровые отношения в будущем

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Эмоциональная связь между родителями и ребенком – ключ к доверительным и любящим взаимоотношениям. Привязанность ребенка к родителям – это не данность, а длительный процесс. Поэтому однократное проявление любви к ребенку и заботы о нем еще не означает, что ребенок будет привязан к вам. Точно так же и отдельные конфликты с ребенком не означают, что теперь эмоциональная связь с ним нарушена.

Если ребенок сможет сформировать безопасную привязанность к вам, это будет во многом ему полезно. Дети, у которых есть сильная эмоциональная связь с родителями, имеют более высокую самооценку и успеваемость в школе, лучше ладят с людьми и управляют стрессом, чем их сверстники.

Родители могут помочь ребенку развить безопасную привязанность. Для этого нужно придерживаться следующих правил.

Будьте надежной опорой для ребенка

Рядом с вами ребенок должен чувствовать себя в безопасности. Окружите его заботой и дайте почувствовать себя комфортно, когда он болеет или расстроен. Как можно чаще будьте рядом с ребенком, когда ему это необходимо. Чувствуя себя в безопасности, ребенок может самостоятельно исследовать окружающий мир: он знает, что в любой момент вернется к вам и опять почувствует себя под защитой. Поощряйте ребенка пробовать что-то новое. Показывайте, что вы верите в то, что ему по силам справиться с новыми заданиями самостоятельно. Но в то же время будьте рядом, если ребенок почувствует себя некомфортно.

Будьте внимательны к ребенку

Уделяйте время ребенку и взаимодействуйте с ним один на один. Найдите игры и занятия, которыми вы можете заниматься вдвоем с ребенком, испытывая от этого удовольствие. Находите время на то, чтобы выслушать ребенка и поговорить с ним о том, что ему интересно. Дайте ребенку возможность самому выбирать занятия в соответствии с его интересами, не навязывайте при этом свое мнение. Важно не то, сколько времени уделять взаимодействию, – важно показывать свою привязанность к ребенку и уделять ему внимание. Визуальный и тактильный контакт, дружелюбие и улыбка помогут вам укрепить эмоциональную связь с ребенком.

Будьте предсказуемы

Детям нужен распорядок дня, чтобы он чувствовал себя уверенно и безопасно. Привычный распорядок приема пищи, сна и других ежедневных занятий помогает ребенку развить навыки дисциплины и почувствовать себя в безопасности. Когда ребенок знает, что будет происходить дальше, это помогает ему самостоятельно переходить от одного занятия к другому.

Будьте чуткими по отношению к ребенку

Спрашивайте себя: «Что сейчас чувствует ребенок?» или «Как это выглядит в глазах ребенка?». Не думайте, что ребенок видит события так же, как и вы. Не спешите делать за него выводы. Наблюдайте за ребенком – и вы сможете увидеть происходящее его глазами.

Будьте эмоционально открыты

Ребенок должен иметь возможность видеть, как вы выражаете различные эмоции. Когда вы видите его, выражайте радость и улыбайтесь. Когда вы чем-то опечалены, не прячьте от него слез. Ваша эмоциональная открытость поможет ребенку понимать и выражать свои эмоции. Если у него будут возникать различные чувства, он не будет их прятать или притворяться.

Не принимайте поведение ребенка на свой счет

Многим родителям становится больно, когда ребенок отталкивает их, убегает или отказывается обняться. Когда ребенок учится словесно выражать свои эмоции, вы можете услышать от него: «Ты злая!», «Я тебя ненавижу!» или даже «Ты мне больше не мама!». Не воспринимайте эти слова буквально: так ребенок выражает свой страх, злость, разочарование и другие отрицательные эмоции. Он еще не умеет делать это правильно.

Следите, чтобы ваши слова не расходились с действиями

Например, когда вы утром заходите в комнату ребенка, скажите ему: «Доброе утро! Как тебе спалось? Я скучала по тебе, пока ты спал! Ты – самый лучший ребенок во всем мире. Вставай, и давай прогуляемся». Ребенку необходимо установить четкую связь между вашими действиями и вашим голосом.

Покажите ребенку свои ожидания от его поведения

Ведите себя с ребенком так, как будто он поступает именно в соответствии с вашими ожиданиями. Когда вы приходите забирать ребенка из детского сада, а он просто поворачивает голову в вашу сторону, представьте, что он тянется к вам с распростертыми объятиями и улыбается. Улыбнитесь ребенку, протяните к нему руки и скажите: «Привет! Я ждала тебя! Иди ко мне, я тебя обниму!».

Позвольте ребенку проявлять инициативу

Маленькие дети часто чувствуют себя центром Вселенной. На определенном этапе развития ребенка это нормально, более того – ребенку важно прожить этот этап. Это помогает ему развить чувство собственного достоинства и лучше понять себя. Если родители поддерживают ребенка на этом жизненном этапе, они помогают ему стать более самостоятельным. Позволяйте ребенку брать инициативу (а вместе с ней – и ответственность) на себя. Можно даже подыграть ребенку и на некоторое время поменяться ролями: он будет родителем, а вы – ребенком.

Устанавливайте зрительный контакт

Если ребенок не поддерживает зрительный контакт – продолжайте с ним над этим работать, но не принуждайте к этому ребенка. С маленькими детьми можно играть, закрывая глаза ладонями, а затем открывая их. Игры расслабляют ребенка, и от этого он легче привыкает к зрительному контакту с вами.

Относитесь с терпением к капризам и истерикам ребенка

Во время таких проявлений плохого поведения не кричите на ребенка и не уходите от него. Ребенок хочет, чтобы вы были рядом с ним. Его поведение изменится, когда он научится лучше понимать и выражать свои чувства. Реагируйте на его поведение позитивно. Говорите с ребенком: «Мне кажется, ты хочешь к папе», «Хочешь, чтобы я не уходила, а осталась с тобой?». Если вы будете отстраняться от ребенка в такие моменты, вы только усугубите ситуацию. Вместо этого можно мягко установить для ребенка границы: «Я бы хотела, чтобы ты посидел у меня на коленях, но мне нужно тебя видеть, поэтому я буду сидеть рядом». Оставайтесь рядом с ребенком и разговаривайте с ним, пока он не успокоится. Это не означает, что вы идете на поводу у ребенка и поддаетесь на его провокации, – разумеется, за исключением того, что цель ребенка в том, чтобы быть рядом с вами.

Иногда вам действительно нужно будет уйти (например, когда в семье есть младший ребенок и вам нужно присматривать за ним). Ваш старший ребенок со временем поймет это.

Будьте особенно внимательны, если ребенок никогда не впадает в истерики и не демонстрирует плохого поведения. Возможно, он не умеет говорить о своих потребностях и нуждается в вашей помощи, чтобы научиться выражать свои чувства.

Показывайте привязанность к ребенку, даже если не можете всегда быть рядом с ним

Если вы не можете всегда быть рядом с ребенком (например, если вы с супругом разведены и ребенок не живет с вами), это не должно влиять на ваши с ним отношения. Ребенок может быть привязан и к своей новой семье, и к вам. Придумайте особый ритуал, когда вы прощаетесь с ребенком до следующей встречи. Это придаст ребенку уверенности. Он понимает, что вы можете быть расстроены тем, что вам приходится расставаться. Но, если вы покажете, что вы не расстроены, он тоже сохранит спокойствие. По возможности приучайте ребенка проводить больше времени без вас, постепенно увеличивая время между вашими встречами. Однако первое время после развода или переезда проводите много времени с ребенком – это поможет ему привыкнуть к жизненным изменениям. Некоторым детям хорошо помогает, если рядом с ними всегда будут любимая игрушка или предмет, к которому они привыкли.

Читайте также:  Профиль развития и поведения ребенка

Вы не сможете своей любовью испортить ребенка

Чем больше ребенок будет чувствовать себя в безопасности, тем более самостоятельным он станет в будущем. Чем больше заботы и внимания вы проявляете по отношению к ребенку, тем меньше он будет прибегать к плохому поведению, чтобы привлечь ваше внимание. Ваше общение с ребенком станет глубже, а эмоциональная связь между вами – крепче.

Эмоциональная связь ребенка с родителями приносит ему большую пользу по мере его роста и развития. Ваши забота, душевная теплота и предсказуемость в действиях вселят в ребенка уверенность и будут способствовать тому, чтобы он самостоятельно исследовал окружающий мир.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.75 из 5 на основе
4 оценок.

Развитие ребенка
19.03.2018

Источник

ладошкиЕсли выделить главный секрет воспитания, то это будет эмоциональный контакт с ребенком. Без него на системе штрафов и поощрений мало что можно сделать. Все результаты будут очень шаткими и рассчитывать на влияние на подросшего ребенка уже трудно.

Много пишут,  что нужно поддерживать с ребенком эмоциональный контакт, и тогда воспитание пойдет гладко, отношения будут с ребенком хорошие. И все это чистая правда! Вот только само понятие «эмоционального контакта» не вполне ясное. Что в него входит и как его обеспечивать?

На практике я постоянно убеждаюсь, что представление об эмоциональном контакте у людей самые туманные.

Из чего состоит эмоциональный контакт

Эмоциональный контакт – способность свободно выражать и воспринимать весь спектр эмоций, возможность обмениваться эмоциями в общении. Эмоциональный контакт с ребенком требует от вас, прежде всего искренности, аутентичности эмоций. Нельзя, например, скрывать раздражение и быть при этом в эмоциональном контакте с ребенком. Или думать о своем, играя с ребенком и быть с ним в контакте.

С другой стороны эмоциональный контакт предполагает восприятие эмоций ребенка, всех его эмоций, без отвержения отдельных. Так, нельзя убеждать ребенка, чтобы он прекратил дуться по — пустякам и быть при этом в контакте с ребенком.

Стремясь обеспечить эмоциональный контакт, родители предпринимают некие действия. Например, играют с ребенком, занимаются с ним. Однако сам факт проведения времени с ребенком не обеспечивает контакта автоматически. Поведенческий контакт может быть (совместная деятельность: игра, рисование), а эмоционального при этом почти нет.

Рассмотрим два примера нарушения эмоционального контакта при совместной деятельности.

Пример 1.

раздраженная мамаЧетырехлетняя девочка просит маму поиграть с ней в мягкие игрушки. Мама соглашается, потому, что девочка хочет и потому, что правильно проводить время с ребенком, играть. Сама она играть не любит, не умеет и никогда не хочет, но соглашается под давлением девочки или из чувства долга. В игре женщина испытывает скуку и досаду попеременно с чувством вины за то, что она никчемная мать, и играть с ребенком ей неприятно. Все эти чувства живут внутри нее, разумеется, она их дочке не показывает (хотя кое-что девочка все – таки замечает, как минимум скуку). На поверхности женщина вполне дружелюбна, а периодически даже имитирует эмоции удивления или  заинтересованности.

Увы, при всех благих намерениях, при правильных вроде бы действиях мамы эмоционального контакта с ребенком не происходит. Эмоционально контактировать можно только своими натуральными эмоциями, а не поддельными. Настоящие эмоции женщина принести в контакт не может (она ими обидит ребенка), включиться в неинтересную ей деятельность тоже. До эмоций ребенка также дело не доходит, так как женщина сконцентрирована на том, чтобы быть дружелюбной, держать лицо и перерабатывать свои негативные эмоции. Ее сил хватает только на формальное поддержание игры.

Результатом такой игры для матери будет чувство разочарования и недовольство собой, вместо прилива энергии.

Пример 2.

Мама с дочкой 3 лет рисуют карандашами. Тоже мероприятие, призванное укрепить связь с ребенком. Девочка рисует нечто, объявляя, что это елочка. Маме кажется, что дочка совсем не постаралась, даже не взяла зеленый карандаш, что было бы неплохо для этого хвойного дерева. Но, понимая, что девочка маленькая и, очевидно, по — своему старалась, она решает поощрить ребенка и с преувеличенным восторгом восклицает: «О, какая чудная елочка!». Девочка довольна. Мама решает, что хорошо было бы научить ребенка что-то рисовать. Ну, может елочку не получится, но хотя бы колобка, это же просто! Но девочка не проявляет никакого интереса к тому, чтобы научиться рисовать нечто новое  с точки зрения матери осмысленное. Девочку устраивают ее каляки-маляки, она чертит линии и довольна. Мама, как человек все-таки сведущий, понимает умом, что видимо это и нормально в три года – рисовать каракули. (Многие родители это отказываются понимать даже умом). Однако  эмоционально женщине все равно беспокойно, ей кажется, что это недостаточное «развитие», она читала всякие пособия, на которых было написано «ОТ 3 ЛЕТ» и там были простенькие инструкции по рисованию. А дочка никак не желает им следовать.

В этом примере женщина сдержалась, не делала замечаний девочке и восхищалась «ёлочкой». Так же как и в первом случае эмоционального контакта с ребенком не произошло, хотя поведенческий контакт был. Эмоционально контактировать можно только подлинными эмоциями, а они негативные, и женщина справедливо их показывать не хотела.

Поведенческий контакт – это тоже важно. Важно нарабатывать с ребенком навыки совместной деятельности, учиться действовать как команда. Но поведенческий контакт не равен эмоциональному.

Эмоциональный контакт может возникать  и в повседневной жизни без всяких специальных игр и мероприятий. Для него важнее не специально организованная среда, а настрой на человека и способность выражать свои собственные чувства экологично.

Негативные эмоции свои и ребенка также важно воспринимать. Вовсе не нужно тут же их изливать на своего партнера по общению, ребенка в данном случае. Так, конечно, не стоит сообщать ребенку, что вы считаете его рисунки мазней, и это вас сильно бесит. Такая искренность неадекватна и не приведет к процветанию отношений с ребенком. В приведенном примере маме стоило понять свое состояние, понять, что в таком состоянии она мало хорошего приносит в контакт. И вместо того, чтобы винить себя в том, что она нехорошая мама, не принимает ребенка, постараться изменить ситуацию так, чтобы перестать раздражаться, а начать веселиться. НЕ просто СКРЫВАТЬ эмоции, а менять ситуацию в соответствии со своими ощущениями. Например, устроить конкурс каракулей; рисовать злые и добрые каракули (веселые и грустные, смешные и страшные); рисовать каракули рукой дочки, а потом меняться ролями; приклеивать глазки к каракулям дочки, предложить ребенку рисовать каракули левой рукой или даже ногой, угадывать, на что похожи каракули и дополнять их. Трансформируя игру, женщина может сделать ее интереснее для себя и отлично провести время с ребенком. При этом она не игнорирует и не скрывает свои эмоции, а откликаясь на них, старается их заменить более позитивными, такими, которыми с ребенком не грех поделиться (веселье, увлечение, азарт).

Для развития эмоционального контакта с ребенком вам не нужны специальные мероприятия, а нужно:

— способность правильно понимать свои эмоции

— умение выражать свои эмоции корректно и уместно, умение менять свое настроение (отчасти хотя бы)

— внимание к ребенку, его эмоциям, принятие его чувств

— готовность считаться с любым состояние ребенка

Как развить эмоциональный контакт с ребенком

кричит сердце

  1. Учитесь понимать себя. Невозможно установить эмоциональный контакт с кем бы то ни было, если вы не имеете контакта с собой.
  2. Развивайте понимание своего ребенка. Просто наблюдайте за ребенком и пытайтесь сформулировать для себя, что сейчас с ним происходит. Что он чувствует, думает. Иногда сообщайте ребенку, что вы видите и понимаете его внутренний мир (кстати, это отличная возможность проверить ваши догадки). Не ждите кризисных ситуаций, задумывайтесь о внутреннем мире ребенка раньше, чем возникнут проблемы!
Читайте также:  Влияние ритмики на развитие ребенка

Большинство поведенческих проблем строятся на том, что ребенок душевно одинок и не чувствует себя понятым родителями.

Почти все случаи нарушения отношений с ребенком связаны с непониманием или искаженным пониманием внутреннего мира ребенка. Родителям кажется, что им «все понятно» про ребенка в то время, как они даже не приблизились к этому пониманию! Как правило, родители ошибаются в определении внутренних состояний ребенка, и им действительно сложно это сделать. Почитайте письма от родителей (например, ЗДЕСЬ) почти нигде не описан внутренний мир ребенка, только внешние проявления проблемы в поведении. Мы не привыкли смотреть глубже, нам нужно этому учиться. Чаще всего мы видим «картинку» — кто что сказал и сделал и не привыкли смотреть и понимать, что человек переживает. Если вы научитесь это делать (только не придумывать, а видеть реальность), вы сможете выйти на новый уровень общения с людьми.

Динамическая основа эмоционального контакта – способность одновременно считывать свои эмоции и эмоции партнера по общению. Это и есть контакт.

3.Ищите формы общения приятные вам обоим. Одна из самых мощных энергетических составляющих эмоционального контакта – способность одновременно испытывать положительные эмоции.

Одновременное переживание не то же самое, что  и заражение эмоциями, которое часто происходит у родителей и детей. Так, например, если ребенок боится темноты, а вы тревожитесь, почему это он такой пугливый, то вы переживаете похожие эмоции (тревога), но это ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ. От него больше вреда, чем пользы.

А если вы выходите в лес и одновременно восхищаетесь его красотой и непредсказуемостью ландшафта, это как раз ОДНОВРЕМЕННОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ — очень качественное и сближающее состояние. Ищите подобные моменты и создавайте их, укрепляя эмоциональный контакт с ребенком.

4. Найдите те игры, в которые интересно играть и вам, и ребенку. Очень часто слышу от родителей о том, как они мужественно играют в ролевые игры с в садумаленькими детьми, потому, что так надо, так правильно… Даже многие ставят такие цели себе – научиться играть, научиться получать удовольствие от игры. Что-то неуместно серьезное есть в такой формулировке, крайне неестественное. Игра это область спонтанности, нельзя насильно научить себя играть. А главное – это делать и не нужно. Игра является развивающим мероприятием для детей-дошкольников, а для взрослых тетенек и дяденек нет! Если вы не умеете и не хотите играть с ребенком в ролевые игры, не надо мучить себя. Найдите то, что по – настоящему нравится ВАМ и вовлекайте ребенка. Любите ли вы готовить, шить, мастерить что-то, танцевать, петь, сочинять сказки или заниматься спортом – все эти занятия прекрасно разовьют и вашего ребенка. У вас там есть поток энергии и вдохновение, вот именно они то вам и нужны. А разговаривать за кукол, играть в кондуктора и проклинать свою долю не нужно, это не даст никому счастья.

Конечно, не так просто привлечь ребенка и научить вашим занятиям. Но это возможно и именно на это, а не на обучение себя игре нужно потратить время и энергию. Ищите точки соприкосновения с ребенком, подумайте, как упрощать для него задачу, как его учить. Дети развиваются, приобщаясь к вашему миру, а не наоборот.

Для игры лучше обеспечить ребенка компанией сверстников или бабушек (замечено, что они любят и умеют играть как раз в ролевые игры, загадка…). Также ребенок может играть один в этом нет ничего опасного.

5. Проявляйте себя в общении с ребенком аутентично, старайтесь быть искренними с детьми. Дети должны видеть, что вы живые люди, что вы иногда злитесь, боитесь или расстраиваетесь. Одна из наиболее вредных родительских идей – это то, что родители должны быть всегда ровными, дружелюбными, никогда не злиться и прочее. Это и невозможно, и не нужно, детям нужны ваши подлинные эмоции для того, чтобы научиться жить и понимать других людей.

В реализации этого принципа трудно соблюдать золотую середину.  Конечно, не все эмоции должны быть выражены в момент их возникновения. Однако умеренное количество негативных эмоций в общении нужно, просто надо найти форму для их выражения. Так, испытав раздражение не обязательно кричать, но дать понять окружающим, что вы злитесь стоит.

дырка в грудиЕсли же вы заметили, что внутри у вас преимущественно негатив, то нужно решать  этот вопрос, искать помощи. Решать проблему просто на силе воли (не показывать свой негатив окружающим) непродуктивно.

6. Учитесь рассказывать о себе понятным способом и побуждайте к этому ребенка.

Рассказать о своих переживаниях сложно, для этого требуется опыт. Надо уловить ощущение внутри себя, как — то его идентифицировать, связать с имеющимися в запасе словами и образами, сопоставить с ситуацией вокруг вас, событиями. И только тогда вы получите связный рассказ о переживаниях. Для ребенка это огромное напряжение, но и для многих взрослых также это сложный и непонятный процесс.

Воспитывая ребенка, можно развивать навык выражения себя. Вообще под влиянием детей взрослые сильно меняются. Одна мама сказала мне замечательную фразу: «Воспитывая ребенка, я наконец – то стану человеком!»

7. Чаще делитесь радостью. Когда люди начинают заниматься эмоциями, на первый план выходит негатив. Вроде скрывали долго, есть о чем поговорить, к тому же в негативе человеку хочется помощи, хочется «поделиться».

Тренируйтесь в выражении позитива, делайте на это акцент. Расскажите содержательно о своем интересе, радости, сомнениях и прочих позитивных или двойственных состояниях. Сообщению о негативных чувствах не должно быть выделено центральной роли.

Если у родителя с ребенком есть общее насыщенное позитивом эмоциональное поле, то воспитательных проблем почти нет. Трудности да, бывают, но нерешаемых проблем нет. Ребенок бережет ту связь с родителем, те положительные эмоции, которые вы ежедневным трудом создаете. И ради сохранения этой связи он идет на уступки, идет навстречу родителям. Он их слушает и старается, как то соответствовать, потому что они ему дороги, дорога та связь, которая его ежедневно питает.

А если с ребенком пытаться взаимодействовать только по принципу начальник –подчиненный, только управлять им, то ребенку как бы нечего терять, кроме своих оков. Наказания быстро утрачивают свою эффективность, теплой эмоциональной связи нет. И не боится ребенок и грубость сказать, и послать родителей, и в школу не ходить. Он ничего не теряет, нет той теплой связи, которую страшно утратить!

Когда с ребенком трудно, последнее, что хочется делать родителям – восстанавливать эмоциональную связь. А хочется родителям закрутить гайки и показать, кто в доме хозяин. И это самое бессмысленное действие.

Иногда родители, которые многое перепробовали и тяготели к гуманистическим методам, в отчаянии восклицают: «Что же мне его бить начать?!».  Как будто этот дикий шаг решит проблемы и вернет ребенка в русло. Не вернет, только усилит раскол между вами и ребенком.

Восстановление эмоционального контакта — основа выхода из проблемной ситуации. Дети не фигуры на шахматной доске, ими нельзя манипулировать, как вам хочется. В конечном итоге ребенок будет слушаться и уважать вас только если сам того захочет. Заставить слушаться почти невозможно, это иллюзии, предел власти над ребенком наступает очень быстро. Силовые методы действуют до поры до времени, а человеческий подход работает всю жизнь.

© Филоненко Елизавета

Источник