Эмоциональное здоровье ребенка как основа физического развития

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №79 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Подготовила: инструктор по

физической культуре

Трифонова Елена

Саранск, 2015-2016 учебный год

Так проблема эмоционального благополучия в контексте физического и психического здоровья встала перед нами наиболее остро и актуальность обеспечения эмоционального благополучия для нашего учреждения в разы возросла.

Что же включает в себя эмоциональное благополучие ребенка?

Это, прежде всего, преобладание положительного эмоционального фона в настроении; положительная самооценка, открытость в общении, уверенность в собственных силах и действиях, нормативный уровень тревожности и проявления страхов, а также оптимальный уровень активности и работоспособности.

Если мы обратимся к базовым понятиям нашей сегодняшней темы: физическое и психическое здоровье, физическое развитие и эмоциональное благополучие, то мы увидим, что они составляют единый комплекс для полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

Рассмотрим взаимосвязь этих важнейших на сегодняшний день показателей качества дошкольного образования. Представим их как модель взаимосвязи в виде часового механизма, ведь если убрать одну шестеренку часы останавливаются, так и в развитии ребенка все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы

– уберем здоровье, уберем и развитые физические качества (ребенок не будет при этом таким ловким и активным) и соответственно эмоциональное состояние не будет столь радужным т. к. ребенок будет гораздо реже испытывать ситуацию успеха;

— уберем развитие физических качеств, страдает здоровье, а вслед за ним эмоциональное благополучие;

И, наконец, не будет эмоционального благополучия есть риск развития психосоматических заболеваний, т. е страдает здоровье, часто эмоциональное неблагополучие является причиной отказа от деятельности в связи с чем в первую очередь будет страдать развитие физических качеств.

Примеры взаимосвязи можно приводить бесконечно, я думаю каждый из нас в своем жизненном опыте сталкивался с различными состояниями, как отрицательной, так и положительной направленности – и с одной стороны проживание как положительных, так и отрицательных эмоций является неотъемлемой частью развития, с другой же стороны интенсивность переживаний не должна превышать тот предел, при котором проявляются вредоносные влияния для здоровья и развития.

Психика ребенка хрупкая и неустойчивая, ребенок дошкольного возраста не обладает такими волевыми усилиями, самоконтролем и стрессоустойчивостью, и чаще всего систематичное пребывание в негативном эмоциональном состоянии приводит к невротизации, отказу от деятельности, общему ухудшению самочувствия и явному снижению активности.

Эмоциональное же благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт ребенка в ДОУ.

Резюмируя вышесказанное, мы можем прийти к выводу о том, что эмоциональное благополучие вносит значительный вклад в физическое развитие ребенка в виде мотивации на физическую активность и преодоление трудностей.

Обеспечение эмоционального благополучия как части социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, достигается за счет непосредственного общения с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям (п. 3.2.5. ФГОС).

В связи с важностью обеспечения эмоционального благополучия для более гармоничного физического развития также необходимо работать в системе взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса т. к. состояние ребенка зависит от многих факторов – это и отношение со сверстниками, с воспитателем, но самым значительным является семья.

В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, закладываются основы личности, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей.

Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако многие исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.

По мнению родителей, наиболее предпочитаемыми детьми видами деятельности во время пребывания дома являются подвижные игры (50%), занятия рисованием и лепкой (30%), пешие прогулки вместе с родителями (27%), прослушивание рассказов, сказок (26%), просмотр детских телевизионных передач (26%), конструирование (17%). Занятиям физическими упражнениями с родителями отводится лишь восьмое место (12%, что не вызывает оптимизма).

Опрос в форме беседы 100 детей в возрасте 4-7 лет показал, что наиболее предпочитаемым видом их деятельности во время пребывания дома является просмотр детских телепередач (видео). Установленный факт констатирует дефицит двигательной активности дошкольников во время их пребывания в домашних условиях, что служит одним из факторов, обусловливающих недостаточный уровень здоровья детей.

Читайте также:  Развитие самосознания ребенка в дошкольном детстве

Часть родителей (37%) имеет возможность уделять внимание укреплению здоровья своего ребенка, по крайне мере, несколько раз в неделю, 28% — только в выходные дни, 27% — ежедневно, 4% — во время отпуска и лишь 4% респондентов указали, что вообще не имеют такой возможности. Основными причинами, мешающими родителям уделять внимание здоровью детей, являются: дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости (51%, отсутствие специальных знаний и умений (32%); 23% респондентов считают, что их ребенок и так достаточно здоров, 21% — указывают на недостаточный уровень материальной обеспеченности, 15% — признались в собственной инертности, лишь 6% родителей отметили, что не видят в этом смысла.

В такой ситуации, увеличить степень активности родителей возможно лишь при условии непрерывного организованного взаимодействия ДОУ и семьи.

Успешное решение задач воспитания и соблюдения прав ребенка возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.

Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Семья вскармливает и физически развивает ребенка; обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребенку социально-компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создает уникальную (не воспроизводимую никаким другим социальным институтом) атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное ее развитие.

Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Без помощи со стороны семьи оздоровительная работа, организуемая в образовательном учреждении, не может быть успешной. Проблема состоит в нахождении победительных стимулов, заставляющих родителей по-иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей.

Для решения этой проблемы необходимо дать родителям полное представление о динамике развития и состоянии здоровья каждого конкретного ребенка. Только на этой основе возможна консолидация усилий семьи и образовательного учреждения и выработка общей стратегии в воспитании у ребенка потребности к здоровому образу жизни.

Работа с родителями занимает особую важную роль, часто именно дисгармоничные отношения в семье являются первопричиной эмоционального неблагополучия.

Рассмотрим алгоритм решения проблемы во взаимодействии: педагог замечает признаки эмоционального неблагополучия в поведении ребенка (отказ, пассивность, сниженный фон настроения), сообщает об этом педагогу-психологу, педагог-психолог связывается с родителями, получает дополнительную информацию и согласие на проведение психологической диагностики и дальнейшую психологическую коррекцию, далее формируется взаимодействие ребенок-психолог и психолог-ребенок-педагог и психолог-ребенок-родитель.

Коррекция эмоционального неблагополучия использует представленные коррекционные здоровьесберегающие технологии:

— арт-терапия

— сказкотерапия

— песочная терапия

— психогимнастика

— музыкотерапия

Остановимся подробнее на применении оборудовании сенсорной комнаты, которое применяется для снятия психоэмоционального напряжения и обеспечения эмоционального благополучия ребенка в ДОУ.

Темная сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.

В темной сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Здесь с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми.

Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.

Темная сенсорная комната, направлено на релаксацию или активизацию психической деятельности детей или взрослых.

Мягкая среда сенсорной комнаты обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому все изделия мягкой обстановки выполнены в спокойных тонах.

Работа в сенсорной комнате идеально сочетается со сказкотерапией. При этом ребенок без всякого принуждения попадает в сказочный мир, где он учится приемам саморасслабления м снятия психомышечного напряжения т. о. осуществляется переход от отрицательной фазы развития к положительной.

Читайте также:  Развитие годовалого ребенка и игры с ними

Сенсорная комната – это именно та среда, которая дает возможность погрузить ребенка в удивительный мир спокойствия и самообладания, которая привлекает, способна удивить, заинтересовать современного маленького человека, дарит радость и ощущение праздника.

Для вовлечения родителей в совместную с педагогами деятельность по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни мы использовали разные формы взаимодействия. Встречи-консультации с родителями на темы: «Вся семья вместе», «Чего хотят дети», «От чего зависит здоровье детей?», «Поступки людей глазами детей».

Совместные игры с родителями и детьми: «Веселые старты», «Вместе весело играть», «Здорово быть здоровыми», «Мы играем с мамой, мы играем с папой».

Для эмоционального сплочения родителей с детьми, развития умений взаимодействия родителей и детей, укрепления связей родителей и педагогов использовались совместные физкультурные занятия, проведение гимнастики «Гимнастика вместе с мамой и папой», совместные прогулки воспитателя с родителями «Мы гуляем».

Детство – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. В дошкольном возрасте закладываются основы элементарной культуры здоровья, происходит становление здоровьесберегающей компетентности. Поэтому в этот период особенно важно определить пути развития интереса детей к укреплению своего здоровья, разработать педагогическую технологию приобщения дошкольников к здоровому образу жизни

Источник

МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»

Подготовила: 

инструктор по ФК

Лотоцкая Н.В.

2016г.

Что же включает в себя эмоциональное благополучие ребенка?

Это, прежде всего, преобладание положительного эмоционального фона в настроении; положительная самооценка, открытость в общении, уверенность в собственных силах и действиях, отсутствие страха, а также оптимальный уровень активности и работоспособности.

Если мы обратимся к базовым понятиям: физическое и психическое здоровье, физическое развитие и эмоциональное благополучие, то мы увидим, что они составляют единый комплекс для полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

Рассмотрим взаимосвязь этих важнейших на сегодняшний день показателей качества дошкольного образования. Представим их как модель взаимосвязи в виде часового механизма, ведь если убрать одну шестеренку часы останавливаются, так и в развитии ребенка все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы

– уберем здоровье, ребенок не будет таким ловким и активным в силу своей нетрудоспособности и соответственно эмоциональное состояние не будет столь радужным т. к. ребенок будет гораздо реже испытывать ситуацию успеха;

— уберем развитие физических качеств, страдает здоровье, а вслед за ним эмоциональное благополучие;

— уберем эмоциональное благополучие, есть риск развития психосоматических заболеваний, т. е. страдает здоровье, ведь часто эмоциональное неблагополучие является причиной отказа от деятельности в связи с чем будет страдать развитие физических качеств.

Примеры взаимосвязи можно приводить бесконечно, я думаю каждый из нас в своем жизненном опыте сталкивался с различными состояниями, как отрицательной, так и положительной направленности – и с одной стороны проживание как положительных, так и отрицательных эмоций является неотъемлемой частью развития, с другой же стороны интенсивность переживаний не должна превышать тот предел, при котором проявляются вредоносные влияния для здоровья и развития.

Психика ребенка хрупкая и неустойчивая, ребенок дошкольного возраста не обладает такими волевыми усилиями, самоконтролем и стрессоустойчивостью, и чаще всего систематичное пребывание в негативном эмоциональном состоянии приводит к невротизации, отказу от деятельности, общему ухудшению самочувствия и явному снижению активности.

Эмоциональное же благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт ребенка.

Можно прийти к выводу, что эмоциональное благополучие вносит значительный вклад в физическое развитие ребенка в виде мотивации на физическую активность и преодоление трудностей.

Обеспечение эмоционального благополучия как части социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, достигается за счет непосредственного общения с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям (п. 3.2.5. ФГОС).

В связи с важностью обеспечения эмоционального благополучия необходимо работать в системе взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса т. к. состояние ребенка зависит от многих факторов – это и отношение со сверстниками, с воспитателем, но самым значительным является семья.

В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, закладываются основы личности, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей.

Читайте также:  Конспект занятия для ребенка с нарушением зрения на развитие восприятия

Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако можно констатировать явную недостаточную активность родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.

Основными причинами, мешающими родителям уделять внимание здоровью детей, являются: дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости, отсутствие специальных знаний и умений, недостаточный уровень материальной обеспеченности, собственная инертность, отсутствие в этом смысла.

В такой ситуации, увеличить степень активности родителей возможно лишь при условии непрерывного организованного взаимодействия ДОУ и семьи.

Успешное решение задач воспитания и соблюдения прав ребенка возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Семья – важнейший институт общества, в котором происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.

Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Семья вскармливает и физически развивает ребенка; обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребенку социально-компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создает уникальную (не воспроизводимую никаким другим социальным институтом) атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное ее развитие.

Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Без помощи со стороны семьи оздоровительная работа, организуемая в образовательном учреждении, не может быть успешной. Проблема состоит в нахождении стимулов, заставляющих родителей по-иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей.

Для решения этой проблемы необходимо дать родителям полное представление о динамике развития и состоянии здоровья каждого конкретного ребенка. Только на этой основе возможна консолидация усилий семьи и образовательного учреждения и выработка общей стратегии в воспитании у ребенка потребности к здоровому образу жизни.

Работа с родителями занимает особую важную роль, часто именно дисгармоничные отношения в семье являются первопричиной эмоционального неблагополучия.

Рассмотрим алгоритм решения проблемы во взаимодействии: педагог замечает признаки эмоционального неблагополучия в поведении ребенка (отказ, пассивность, сниженный фон настроения), сообщает об этом педагогу-психологу, педагог-психолог связывается с родителями, получает дополнительную информацию и согласие на проведение психологической диагностики и дальнейшую психологическую коррекцию, далее формируется взаимодействие ребенок-психолог и психолог-ребенок-педагог и психолог-ребенок-родитель.

Коррекция эмоционального неблагополучия использует представленные коррекционные здоровьесберегающие технологии:

— арт-терапия

— сказкотерапия

— фототерапия

— песочная терапия

— психогимнастика

— музыкотерапия

Сенсорная комната – это именно та среда, которая дает возможность погрузить ребенка в удивительный мир спокойствия и самообладания, которая привлекает, способна удивить, заинтересовать современного маленького человека, дарит радость и ощущение праздника.

Для вовлечения родителей в совместную с педагогами деятельность по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни можно использовать разные формы взаимодействия. Проведение занятий в родительском клубе «Здоровая семья»: это консультации с родителями на интересующие родителей темы, совместные игры с родителями и детьми: «Веселые старты», «Вместе весело играть», «Здорово быть здоровыми», «Мой папа –самый лучший друг» и т.д.

Для эмоционального сплочения родителей с детьми, развития умений взаимодействия родителей и детей, укрепления связей родителей и педагогов можно использовать совместные физкультурные занятия, проведение гимнастики «Гимнастика вместе с мамой и папой».

Детство – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. В дошкольном возрасте закладываются основы элементарной культуры здоровья, происходит становление здоровьесберегающей компетентности. Поэтому в этот период особенно важно определить пути развития интереса детей к укреплению своего здоровья, разработать педагогическую технологию приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Источник