Эмоциональное развитие ребенок 3 года

Эмоциональное развитие ребенок 3 года thumbnail

Ксения Лященко
Консультация «Эмоции в жизни ребенка 3-х лет»

Эмоции в жизни ребенка – важная часть жизни каждого человека. Дети, с первых лет жизни, должны правильно различать и реагировать на эмоции окружающих людей, также самим научиться выражать свои эмоции и, в дальнейшем, учиться ими управлять. Все это является гарантией максимально успешного общения и поможет в этом грамотное развитие эмоций и чувств у детей.

Малыш, каким бы взрослым он не был, обязательно должен научиться делиться своими эмоциями, а также распознавать их максимально эффективно. По этой причине качественное развитие общей эмоциональной сферы у малыша является достаточно серьезным аспектом, чем обычное психическое или физическое развитие.

Если ребенок растет, а также развивается в атмосфере доброжелательности и любви, он всегда будет активным и жизнерадостным.

Самое ранее детство является достаточно насыщенным периодом общего эмоционального развития малыша. В течение самых первых трех лет его жизни, малыш переживает два основных моментов. В первую очередь это особый аффективный кризис, а также кризис трехлетнего возраста. Несмотря на это каждый карапуз все продолжает достаточно стремительно строить и познавать прочные отношения со всем окружающим огромным для него миром.

Родители должны знать, что малыши свои негативные эмоции без повода не показывают. Говоря иными словами, если ребенок плачет, то это исключительно по причине определенного дискомфорта – нарушение режима, питания, а также это может быть простой недостаток в общении.

Для детей трех лет жизни характерны переживания, что обычно связаны с той или иной сюжетной стороной его игр. Определенная эмоциональная реакция малыша показывает взрослым то, насколько общий сюжет его игры становится развитым. Для самого ребенка это имеет достаточно большое значение. Как правило, именно с этого возраста у малыша обычно начинается определенное чувство настоящей эстетики. Это проявляется в том, что маленький человек начинает оценивать одежду, ему нравится все привлекательное и яркое, а также вызывающее, что передает некоторое чувство восторга. Именно в три года становится тем самым «почемучкой», в нем просыпается любознательность.

В три года процесс развития эмоций у малышей обычно характеризуется тем, что появляется потребность все больше заниматься утешением своего самолюбия. Таким образом обычно зарождается определенное чувство собственного достоинства у малыша

Ребенок в данном возрасте часто начинает испытывать острую необходимость, желание получать исключительно положительные эмоции, а также похвалу от родителей и иных представителей взрослого мира. Именно это является определенным свидетельством того, что появляются первые зачатки гордости в его жизни.

Есть определенные расстройства и сбои в настроении, которые в обязательном порядке должны насторожить взрослых:

Излишняя эйфория, то есть резкое и постоянно повышенно радужное настроение, причин для которого не отмечается. Малыш в подобном состоянии очень часто нетерпелив, стремится постоянно брать лидирующие позиции, а также отличается импульсивностью.

Если у малыша отмечается такое явление, как дисфория, у него обычно доминирует тоскливое, злобное и угрюмое настроение, которое очень часто сопровождается агрессивностью и некоторым недовольством.

Депрессивное состояние малыша можно заподозрить строго по пассивному поведению, а также по угнетенному эмоциональному фону. Ребенок обычно выглядит сильно подавленным, грустным, то есть несчастливым.

Наличие тревожного симптоматики. По сути, это определенное состояние, которое может проявляться в непрерывном беспокойстве, ребенок совершенно без причины переживает, а также присутствует ярко выраженная непоседливость малыша.

Всем малышам требуется в обязательном порядке нужно научиться отлично понимать все свои эмоции, а также важно эффективно научиться владеть своими чувствами. Достигнуть этого можно посредством простых игр.

Родители могут просто создать уникальную эмоциональную энциклопедию. Достаточно просто найти разные картинки, которые будут иллюстрировать самые разнообразные эмоции. Они вклеиваются в альбом, тем самым создается книга. По сути, это идеальная энциклопедия, посредством которой можно будет познакомить малыша с самыми разными эмоциональными состояниями и настроениями людей. При помощи книги можно не просто рассказывать все, но также наглядные приводить примеры.

Еще одним вариантом игры является предложение актеру, то есть карапузу тренироваться самостоятельно изображать те или иные эмоции. Например, можно попросить ребенка немного нахмуриться, показывая, что он немного расстроен. Стоит рекомендовать ему улыбнуться, как это для него делает солнышко каждое утро. Важно научить малыша злиться, как будто у него забрали его конфету или обожаемую игрушку.

Читайте также:  Важность занятий для развития ребенка

Понятно, что все эмоции человеку дарованы самой природой, он имеет с ними дело с самого рождения. Как правило, уже на первом году своей жизни малыш может ту или иную информацию донести до взрослого именно посредством эмоций, рассказать ему о своем общем настроении и состоянии. Обо всем этом он говорит не словами, но именно эмоциями. Не требуется обращать внимание на ту сторону развития ребенка, которая является отражением личности.

Консультация «Эмоции в жизни ребенка 3-х лет»Эмоциональное развитие ребенок 3 годаЭмоциональное развитие ребенок 3 года

Источник

Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет.

 В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Возраст с 3 до 4 лет — один из важнейших периодов развития, протекающих критически (1-й возрастной криз). В этом возрасте, как и в последующие критические периоды, ребенок становится капризным, ранимым, непослушным, повышенно утомляемым, раздражительным, упрямым, протестующим против власти взрослых, подверженным психогенным срывам. Отмечаются также внутренняя дискомфортность, напряженность, большая чувствительность к депривации (потери, лишение), вызывающей фрустрацию (разочарование, тревога, раздражение, отчаяние). В это время особенно опасно подавлять растущую активность ребенка, способствовать дефициту общения и эмоционального контакта. Последнее может привести к аутизму (замкнутость), речевым расстройствам (задержка развития речи, отказы от общения, речевого контакта). Самым ценным новообразованием этого возраста является желание ребенка сделать что-то самостоятельно. Он начинает говорить: «Я сам». В этом возрасте ребенок может несколько завышать свои возможности и способности (т. е. самооценку), но уже многое он может делать самостоятельно. Ребенок нуждается в общении, ему необходимы одобрение взрослого, появляются новые успехи, желание стать лидером. Взрослые на этом этапе, сами того не желая, могут порождать трудности в воспитании и своими неумелыми действиями тормозить развитие личности ребёнка. Психологи отмечают, что упрямство не возникает в тех случаях, когда между требовательностью и уважением взрослых существует равновесие. Опасно, если кризис затягивается, заходит слишком далеко. В этих случаях упрямство, капризы, негативизм могут перерасти в устойчивую форму поведения, появится строптивость, и избавиться от них будет не так-то легко. Чтобы этого не случилось, родителям следует вовремя изменить своё отношение к ребёнку с учётом возросших его возможностей и стремления к самостоятельности, проявить тактичность. Это помогает смягчить кризис, преодолеть нежелательные формы поведения ребёнка, не дать им закрепиться, перейти в привычку. Стремление ребенка быть таким, как взрослые, может найти наиболее полное выражение только в форме игры. Поэтому кризис 3 лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности. Возрастные нормы психического развития детей 3-4 лет. К 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации «как будто». В 3—4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен воссоздать образы, взятые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него. Память дошкольника 3—4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. К 4 годам дети могут воспринимать: до 7 и более цветов, до 5 и более форм предметов, способны различать предметы по величине, ориентироваться в пространстве, различать эмоциональные состояния. Среди мыслительных операций важнейшими являются: называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко); группировка предметов одного цвета, формы, размера; сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет); координация движений рук и зрения; формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше). Развивается память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов, а также большие отрывки из любимых произведений. В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания: о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое; о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них; о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое; о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д. В возрасте 3-4 года начинают формироваться представления о предметах, от этих представлений зависит изобразительная деятельность ребёнка. Графические образы ещё бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других – рисунки более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Позвольте своему ребёнку рисовать, не отмахивайтесь от него, если он просит карандаши или фломастеры. Рисование связано, по мнению ученых, с развитием речи. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. 3-4 года – это возраст, когда возникает потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Хотя общение со сверстниками порой сводится к тому, что ребёнку нужен товарищ, который смог бы его поддержать в шалости, действовал бы с ним заодно. Детей радует сам процесс действия с игрушками и собственные выдумки, совместные действия: переодевания, подползание, убегание. Дети мало слушают друг друга, чаще стремятся показать себя другому. Часто возникают ссоры из-за игрушек. Важным моментом в воспитании ребенка четвертого года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке — закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком нарисовать увиденных зверей, изобразить действия некоторых из них. Все эти глубокие изменения психики ребёнка происходят не сами по себе, а под определённым влиянием воспитания и обучения. Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты. Родители должны постоянно придумывать ситуации, которые давали бы возможность проявить вашему ребенку ответственность на деле, испытать себя в трудностях. Нельзя забывать, что ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, это процесс, занимающий долгие годы. В этом возрасте проявляются симптомы «кризиса трех лет», когда ребенок, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремится настоять на своем требовании, упорствует в осуществлении своих целей. Отделение себя от взрослого — характерная черта кризиса 3х лет. Кризис 3-х лет Привыкание к новым условиям в дошкольном учреждении совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. В зависимости от особенностей развития ребенка возрастные рамки кризиса могут изменяться: он может начаться и в 2,5 и в 3 — 3,5года. Родители начинают замечать изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах взрослых сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Кризис 3-лет — это первое яркое выражение ребенком своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться многое делать самому. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизм психологической адаптации и гибкого поведения в различных жизненных ситуациях. Кризисы развития — это периоды в жизни, в которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве, ведь личность человека развивается непрерывно. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности. В психологии принято рассматривать кризис 3 лет как целый комплекс определенных признаков, называющийся «Семизвездие симптомов». ♣Первый симптом — ярко выраженное проявление негативизма, стремление делать все наоборот. Ребенок отказывается от прогулки, любимых сладостей, поступая наперекор своим собственным ощущениям и желаниям, отрицая все, чтопредлагает ему взрослый. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требованияодного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Как вы думаете, почему? ♣Второй признак — это упрямство, когда ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Конечно, взрослым трудно найти в таких ситуациях и не с любым желанием ребенка следует соглашаться и выполнять, но не нужно сразу отвергать его. Лучше дать ребенку успокоиться, и уже потом спокойно объяснить свое решение. Иногда бывает трудно отличить упрямство от настойчивости, когда ребенок очень хочет получить какую-либо вещь и упорно добивается, чтобы емудали, а, получив, начинает активно обследовать её, играть с радостью — это проявление настойчивости. А когда желает надеть футболку поверх кофты — это проявление его упрямства. ♣Третий признак стремления к самостоятельности — может проявляться в строптивости. Внешне это проявляется в резком вызывающем недовольстве ребенком взрослыми, всем, что ему предлагают делать. Ребенок отказывается от всего, что он послушно делал раньше. Слово «Нет!» становится основным ответом на любое предложение взрослого. ♣Четвертый признак — своеволие. Ребенок хочет все делать сам, борется за свою самостоятельность. Малыш может по полчаса застегивать пуговицы на кофте или безуспешно пытаться завязать шнурки, вызывая недовольство взрослых. Эта самостоятельность — важное завоевание, которое пока безуспешно, но после кризиса примет нормальные формы. ♣Выделяют пятый признак — бунт против окружающих, или бунтарство. Ребенок в период кризиса может вести себя агрессивно, бросать игрушки в пришедших гостей, на проявление внимания со стороны близкой родственницы ответить — «Уходи, ты плохая». ♣Отмечают шестой признак — обесценивание ценностей. Игрушки, предметы, значимые люди — к ним ребенок меняет отношение: отказывается играть с любимыми игрушками, может называть близких бранными словами. ♣Седьмой признак — деспотичное подавление окружающих. Ребенок стремится добиться удовлетворения любых своих желаний, проявляет ревность, агрессию к младшим и старшим членам семьи, требует постоянного внимания к себе. Отличительной чертой всех этих проявлений является временность и нестабильность изменений в поведении детей. Продолжительность кризисаневелика. Он сменяется периодом эмоциональной стабильности, когда исчезаютнегативные проявления, а развитие выходит на новый уровень. В период кризиса, утверждаясь в своей самостоятельности, ребенок не просто не соглашается со взрослыми, он испытывает их характер и находит слабые места, чтобы воздействовать на них. Малыш может по нескольку раз перепроверять, действительно ли запрещено то, что ему запрещают. Вызывающее поведение ребенка можно рассматривать как некое приглашение, призыв к родителям упорядочить его мир, показать ему своей реакцией, что на самом деле важно, а что нет. Ребенку нужна твердость вашей позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении правил, в их принятии. В связи с тем, что адаптивные возможности детского организма ограничены и в период кризиса ребенок не понимает перемен в своем поведении, помочь ему могут взрослые близкие люди. Как же помочь ребенку благополучно выйти из кризиса? ВОТ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ. •Создавать в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности. • Побольше играйте и разговаривайте с малышом – подобные маневры отвлекут его от капризов. • Относитесь к ребенку, как ко взрослому члену семьи, проявляйте к нему терпимость. •Капризы и истерика требуют зрителей. Не становитесь ими и не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая непослушная девочка!» Ребенок только и ждет этого. •В любой ситуации проявляйте терпимость к ребенку. Не позволяйте выходить из себя. • Не подчеркивайте перед ребенком свое превосходство и силу. Будьте с ним «рядом». Если ребенок впадает в истерику: • Не отменяйте немедленно своих решений. Будьте настойчивы в поведении с ребенком. Если вы сказали «НЕТ», оставайтесь и дальше при этом мнении. • Не сдавайтесь, даже если приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще помогает одно – взять его за руку и увести. • Не берите его на руки, если он этого не хочет. • Не оставляйте ребенка одного. • Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать нет смысла, шлепки еще больше будоражат. • Переключите внимание ребенка: «Ой, какая интересная игрушка у меня!», «А что там делает ворона?» — Подобные приемы заинтригуют и отвлекут ребенка. •Следите за своим эмоциональным состояние

Читайте также:  Перспектива развития для ребенка доу

Источник