Эмоциональное развитие ребенка винарская

Стр. 64

Таблица 2. Нормативные звуковые симптомокомплексы детей раннего возраста в соответствии с потребностно-мотивационными нормативами

Периоды и их фаз Ведущий источник мотивирующих ощущений и образов Психические новообразования ребенка
Потребностно-мотивационная сфера ребенка Операционно-техническая сфера ребенка (звуковые комплексы эмоциональной выразительности)
I
Период младенческих криков (0—2—3 мес.)
I Дискомфортные состояния Оборонительная (защитная) потребность Интенсивные младенческие крики как одно из выражений врожденных программ оборонительного поведения
II Дискомфортные и комфортные состояния, в частности связанная с ними интенсивность аутослуховых комплексов Потребность в эмоциональном взаимодействии с матерью с «заражением» эмоцией той же интенсивности и переживанием аналогичного своего собственного эмоционального состояния Крики сниженной интенсивности — первоначальные звуки коммуникативно-познавательного типа — гукание и гуление
II
Период гуления (2—3 мес— 5—6 мес.)
I Эмоциональном поведение матери, в частности тембр гласных звуков ее речи Потребность в эмоциональном взаимодействии с матерью с «заражением» эмоцией той же качественной специфики и переживанием аналогичного своего собственного эмоциональном состояния. Подражательное гуление с воспроизведением в нем характерных для эмоциональной русской речи вокализаций
II Эмоциональном поведение матери, в частности тембр гласных звуков в слоговых структурах меняющейся звучности Та же потребность повышенной интенсивности Подражательное гуление с воспроизведением в нем характерных для эмоциональной русской речи вокализаций в структуре первоначальных лепетных сегментов меняющейся звучности
III
Период раннего лепета (5—6 мес.— 9—10 мес.)
I Эмоциональное поведение матери и замещающих ее лиц («своих взрослых»), в частности меняющаяся звучность слоговых единиц их речи Потребность в эмоциональное взаимодействии с матерью и замещающими ее лицами («своими взрослыми») с отражением их эмоциональное отношения к себе Подражательный лепет с воспроизведением в нем характерных для русской речи сегментов восходящей звучности
II Эмоциональное поведение матери и «своих взрослых», в частности меняющаяся звучность слоговых ритмических структур их речи Та же потребность повышенной интенсивности Подражательный лепет с воспроизведением в нем сегментов восходящей звучности в структуре целостных псевдослов
IV Период лепетных псевдослов (9—10 мес — 12—14 мес.) I Эмоциональное поведение матери и взрослых вообще, в частности ритмическая структура их речи Потребность в эмоциональное взаимодействии со взрослыми вообще для отражения их эмоциональное отношения к предметным ситуациям и отдельным объектам этих ситуаций Время «рифмованного вздора» с подражательным воспроизведением ребенком характерных для русской речи ритмических структур
II Эмоциональное поведение матери и взрослых вообще, в частности ритмическая структура мелодических единиц их речи Та же потребность повышенной интенсивности Подражательное воспроизведение ритмических структур русской речи в структуре целостных псевдосинтагм
V Период позднего мелодического лепета (12—14 мес— 18—20 мес.) I Эмоциональное поведение окружающих ребенка взрослых и детей, в частности мелодика их речи Потребность в эмоциональное взаимодействии с окружающими взрослыми и детьми для отражения их эмоциональное отношения к взаимосвязям между коммуникантами, коммуникантами и объектами предметных ситуаций, объектами предметных ситуаций между собой Поздний мелодический лепет с подражательным воспроизведением лепетных псевдосинтагм
II Эмоциональное поведение окружающих ребенка взрослых и детей, в частности мелодика структурных частей высказывания Та же потребность повышенной интенсивности Поздний мелодический лепет с подражательным воспроизведением нескольких псевдосинтагм в структуре единого высказывания

Каждый новый период в развитии ребенка, естественно, означает функциональное созревание определенных мозговых структур, от обсуждения природы которых мы в данном пособии воздержимся. Каждая созревающая функциональная подсистема мозга начинает функционировать во вторую фазу уже завершающегося периода на фоне максимально интенсивных для этого периода мотивационных и, следовательно, активационных усилий индивида. Но расцвет соответствующих функциональных подсистем мозга наступает в первой фазе каждого следующего периода, когда социальные воздействия среды приведут к усложнению потребностно-мотивационной сферы ребенка и он сконцентрирует все свои бессознательные адаптивные усилия на операционно-техническом освоении соответствующих коммуникативно-познавательных средств. В таком постоянном опосредовании биологических факторов развития факторами социальными, и наоборот, и раскрывается источник самодвижения процесса детского развития в целом.

Источник

Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать.

Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие —  это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.

Эмоциональное развитие ребенка в семье: почему это важно

Читайте также:  Надо ли водить ребенка в школу раннего развития комаровский

Что вы чувствуете?

Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.

Какие бывают эмоции

Конечно, можно выделить основные эмоции. Но задумайтесь, сколько будет оттенков у каждой из них!

Например, радость. А рядом с ней:

Восторг, воодушевление, гордость, благодарность, надежда, нежность, безмятежность, умиротворение, любовь, восхищение, симпатия, умиление, ликование, предвкушение…

Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?

Как развиваются детские эмоции

Эмоциональное развитие начинается сразу после рождения. Хотя, если быть честными, то еще в утробе матери. Но тогда мы не видим детскую реакцию. Новорожденный ребенок пытается выражать свое отношение к окружающему миру с помощью плача, а чуть позже — улыбки и смеха. 

Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.

Эмоциональное развитие ребенка в семье: почему это важно

В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.

Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны. При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции.

Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу. Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден). Эмоции уже менее импульсивны, а если это не так, то нужно работать над умением их контролировать. В дошкольном возрасте формируются устойчивые высшие чувства.

Почему важно развивать эмоции

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении.

Без чувств или Почему нельзя не замечать эмоций ребенка. Что происходит с человеком, если его эмоций с детства не замечали?

Информатизация современных детей не всегда под контролем. С экрана телевизора потоком льются жестокость и насилие. Простое объяснение терминами «хорошо» или «плохо» не поможет воспитать нравственного человека. Принятие или неприятие должно быть изнутри: из чувств и эмоций.

Нужно помнить, что дети учатся на примере взрослых. Взрослые не управляют эмоциями детей, а постоянно проявляют свои. Если родители живут в негативе и обиде на мир, постоянно демонстрируют гнев, злость, обиду, то их дети будут жить с таким же отношением к жизни. У тревожной испуганной неуверенной матери вырастет такая же дочь. И только счастливые родители научат своего ребенка радоваться жизни.

Читайте также:  Рост и развитие ребенка картинки

Последствия неправильного эмоционального воспитания

Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.

  • Стыд, вина, тревожность

Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.

  • Гиперпослушание (конформность)

Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.

  • Агрессивность

Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.

Правила эмоционального воспитания

Эмоциональное воспитание  ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.

1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.

2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.

3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.

Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.

Источник

Оксана Юсупова, детский и подростковый психолог

Надо ли развивать у детей эмоциональную сферу? Зачем учить чувствовать себя, распознавать свои эмоции, зачем уметь чувствовать других? Самый главный ответ — это для их здоровья.

Как дети начинают подавлять чувства?

Дети до 3 лет очень хорошо умеют чувствовать себя и чувствовать окружающих. С одним человеком ребенок идет на контакт, с другим — нет. Они четко знают, чего они хотят, и переубедить в обратном их бывает очень сложно. Дети этого возраста умеют жить в свое удовольствие.

А с появлением садиков, школы в жизни детей это умение чувствовать себя не развивается, а наоборот, притупляется. Т.е. дети понимают, что какие-то сферы в жизни стоит развивать, а какие-то нет. И, к сожалению, умение чувствовать себя не развивается в рамках образовательной системы.

Но от этого эмоции и чувства ребенок не перестает испытывать. Просто он не разрешает их себе проявлять или даже чувствовать.

Да, дети уже в 4-5 лет могут запрещать себе злиться на кого-либо. И эта злость, которая появилась внутри как нормальная ответная реакция на какое-то неприятное событие, не выходит наружу, не перерабатывается, не осознается. Она блокируется внутри и ощущается ребенком как непонятный дискомфорт.

Представьте, вы надели туфли, которые вам давят, вы ходите, но испытываете дискомфорт. И в таком состоянии вы продолжаете работать, общаться с людьми, со своими любимыми. Но постоянно внутри вас ДИСКОМФОРТ. И, конечно, это отражается на вашем самочувствии, на вашей реакции на события, вы становитесь более раздраженными, срываетесь на собеседников.

Так же и дети, когда испытывают внутренний дискомфорт от непроработанных переживаний и эмоций, неосознанно ведут себя более вспыльчиво, агрессивно или капризно. Они чувствуют, что что-то не так, но не могут понять, в силу своего возраста, что именно с ними происходит и что делать.

Читайте также:  Недоношенный ребенок в 2 года отстает в развитии

Иногда эти эмоции влекут за собой реальное ухудшение здоровья.

Поэтому, прежде чем давать детям кучи лекарств, водить по врачам, иногда лучше сходить на одну консультацию к профессиональному психологу, который сможет увидеть его эмоциональное состояние и помочь без лекарств восстановить здоровье.

Как учить детей чувствовать себя и других?

Давайте вспомним, как маленький ребенок учится говорить, как знакомится с окружающим миром.

Взрослые сначала рассказывают ему про то, что его окружает, какое оно, какие звуки издает, к каким последствиям приводит.

«Это собачка. Она лает. Гав-гав», «Это стол — он твердый», «Это снег — он холодный» и т.д.

Точно так же надо начинать знакомить детей с эмоциями. Показывать их, называть, объяснять, как они ощущается, что его вызывает, что нормально испытывать разные эмоции.

«Мама расстроена», «папа устал», «ты радуешься / грустишь / злишься …»

Конечно, взрослым нужно начинать с себя. Сначала у себя научиться замечать эмоции и чувства, а потом помогать ребенку их отслеживать. Но это в идеале. В реальности — можно развивать эмоциональную сферу вместе с детьми.

Главный момент — мы констатируем эмоции без оценки. Не хорошо или плохо. А называем как факт, как данность, что такая эмоция сейчас возникла.

Это непросто. Не у каждого взрослого получается принимать негативные эмоции как факт и не выражать свое отношение к ним.

Есть волшебная фраза: «Это нормально! Я тоже в такой ситуации…» и продолжаете по обстоятельствам. Она поможет и родителю вспомнить, что появление эмоций в ответ на какое-то событие — это норма. И детям привыкать к тому, что эмоции — это хорошо. Все эмоции — это естественная реакция организма на события во внешнем мире.

Что происходит, когда родители разделяют эмоции на хорошие / плохие и ругают детей за проявление «плохих»? Дети воспринимают это так: «Когда я испытываю плохую эмоцию — я плохой!»

И, как следствие, начинают у себя отрицать проявление негативных эмоций, ругают себя за них, злятся на себя, боятся тоже стать плохими, нелюбимыми и ненужными родителям.

Какие эмоции отрицают дети?

У разных детей разные эмоции попадают в разряд плохих, но чаще всего это: ревность, агрессия, страх. Иногда у мальчиков это забота, любовь.

Но эмоции, если появляются, не исчезают сами собой. Они остаются в теле в виде блоков, с которыми ребенок и идет во взрослую жизнь…

Знакомство с эмоциями, понимание, что испытывать их нормально — это первый и очень важный этап. Здесь нам помогут два несложных упражнения:

1. «Называть эмоции»

Каждый день называйте ребенку свои чувства, эмоции, эмоции других людей, называйте чувства, которые он сейчас испытывает, чувства, эмоции, которые испытывает персонаж мультфильма, фильма.

«Я вижу, ты сейчас злишься. Это нормально. Я тоже иногда злюсь».

«Малыш, я сейчас раздражена (объясните причину). Давай через 30 минут поговорим.»

«Папа радуется», «Бабушка уставшая», «Пес испугался», «Лунтик огорчен» и т.д.

Задавайте ему вопросы:

«Что у тебя сегодня в школе было самого смешного/грустного/странного?»

Уже через несколько дней, вы заметите, как дети станут быстрее находить и называть свои эмоции, будут нормально реагировать на эмоциональные состояния родителей.

2. «Угадай эмоцию»

Играть можно вдвоем, а можно всей семьей, с друзьями.

Сначала один человек показывает без слов эмоцию, а остальные должны угадать, что это.Для детей можно подготовить список эмоций, чувств, состояний, чтобы им было легче показывать.

Начиная развивать эмоциональную сферу в детстве, дети научатся быть более внимательными к себе. Они будут лучше чувствовать других людей — кому доверять, кому нет. А многие поведенческие проблемы будут решаться легче и быстрее.

Еще больше полезных советов для родителей на портале «Психология эффективной жизни».

А после подписки на сайте psy.systems каждый месяц совершенно бесплатно вы будете получать журнал с интересными и актуальными статьями — присоединяйтесь к нашему сообществу умных и активных людей!

Источник