Эмоциональное развитие ребенка в театрализованной деятельности

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
(2013/14 учебный год)

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии

Название работы: Эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность

Автор: Смирнова Наталья Сергеевна                    МДОУ №39 «Кораблик» г.Усть-Кут

Усть-Кут

2014г.

Актуальность

   Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса   его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

  Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течение  многих  часов находится в одном и том же помещении и с одним и тем же распорядком дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращает их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких «старичков». И их спасение во многом зависит от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость.

   Улыбка  ребенка не просто говорит о позитивной эмоции. Улыбка воздействует  на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность.  Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для  организации совместной деятельности детей.  

   Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных  навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир  умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.  Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно — от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

— в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

— развиваются психические процессы:   внимание,    память,    восприятие, воображение,   стимулируются   мыслительные операции;

— происходит   развитие   различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;

— активизируются  и  совершенствуются  словарный  запас,   грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;

— совершенствуются моторика,  координация,    плавность,    переключаемость, целенаправленность движений;

— развивается эмоционально-волевая сфера;

— происходит коррекция поведения;

— развивается чувство коллективизма,   ответственности   друг   за   друга, формируется опыт нравственного поведения;

— стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

— участие в театрализованных играх доставляет   детям   радость,   вызывает активный интерес, увлекает их.

Цели и задачи  театрализованной деятельности

   Целью театрально-творческой деятельности является формирование художественно-эстетического вкуса детей, развитие творческих способностей, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. 

   Исходя из цели, можно определить задачи развития детей в театрализованной деятельности:

— приобщать детей к театральной культуре, познакомить их с устройством театра, театральными жанрами, разными видами кукольных театров;

— вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;

— побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.п.);

— постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, обучать детей   согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру), выполнять движения и действия соответственно логике действия персонажей и с учетом места действия, произносить небольшие   предложения   и   фразы   от  лица  какого-нибудь персонажа;

— развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность преодолевать сценическое волнение, свободно и естественно  держаться при выступлении на сцене;

— способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и     интересы  естественно  вплетались  в  содержание театрализованной деятельности;

— сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать     детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного художественного образа;

— побуждать детей к разыгрыванию темы или сюжета в форме двигательной импровизации, развивать двигательное воображение;

— обеспечивать взаимосвязь театрализованной и других видов эстетической деятельности.  

Для достижения цели и решения задач театрально-творческой деятельности необходимо выполнение определенных условий.

Во-первых, театрально-творческой деятельность требует тщательного  планирования, что обеспечивает координацию всех действий коллектива, интегрирование различных видов деятельности и форм работы с детьми.  При    

этом, планирование должно быть удобным, конкретным и не отнимать много времени.

Во-вторых, продуманная организация работы, которая помогает выбрать основные направления, формы и методы работы, рационально использовать потенциал, а также способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д.

В-третьих, занятия по театрально-творческой деятельности должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.

В-четвертых, театрализованная  деятельность   должна быть представлена достаточно широко и включать в себя разыгрывание сказок, сценок, театрализованные игры и игры-драматизации, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни, просмотр и разыгрывание кукольных спектаклей, а также упражнения, направленные на развитие различных качеств дошкольников.

В-пятых, нельзя забывать о том, что предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

«Эмоциональное развитие детей через театральную деятельность»

Опыт работы

     Дети среднего возраста, обычно еще скованно ведут себя в детском саду. Они неуверенны в себе  , стеснительны.  Раскрыться им, стать более эмоциональными и уверенными позволяет театральная деятельность  — деятельность, по сути своей синтетическая, которая  естественным  образом  объединяет практически все виды художественного творчества, все виды человеческой активности.  Именно здесь открывается  большая  возможность  у воспитателя реализовать любое содержание.         Но для этого  нужно уметь выстраивать «архитектуру» разнообразных вариантов занятий, бесед, экскурсий, наблюдений, развлечений таким образом, чтобы все эти «кирпичики» обеспечивали гармоничность и устойчивость всего здания, то есть обеспечивали бы «качество образования». Пространство  

Читайте также:  Центры дошкольного развития ребенка ижевск

«архитектурного» строения трехмерное, объемное, и в нем нужно выделить эти основные «несущие» стороны:

— вертикальное направление – обеспечение преемственности содержания работы с детьми от предыдущей возрастной ступени к настоящей и последующей;

— горизонтальное направление – обеспечение взаимосвязи между содержанием работы разных педагогов (воспитателя, музыкального руководителя, логопеда и др.) и внутренних связей в различных видах деятельности), то есть обеспечение интеграции;

— третья составляющая – развитие внутренних, психических процессов у детей, в соответствии с индивидуальными и возрастными возможностями каждого ребенка (при условии обеспечения личностно-ориентированного, индивидуального подхода).

 Чем сложнее организация работы, тем более тщательного и продуманного планирования она требует.

При планировании театральной деятельности требуются  наблюдения за детьми, их восприятие окружающего мира, их    общение друг с другом .  И здесь сразу становится видно:

— не перегружены ли дети (не часто ли проводятся праздники);

— как распределить материал таким образом, чтобы он естественно и постепенно осваивался детьми (от простого к сложному);

— как включить во взаимодействие всех педагогов, работающих с детьми;

— как активизировать родителей и т. д.

       И все же самая объективная оценка в динамике  развития- это сравнение начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего    периода. Прослеживая данную ситуацию,  можно  сделать вывод, что даже самый стеснительный ребенок, при правильном  индивидуальном подходе к нему,  начинает проявлять самостоятельность и развиваться в творческом направлении,  показывая хорошие коммуникативные навыки в общении.

 Можно выделить  несколько этапов характеристики детей:

  • эмоциональные дети (легко вступают в контакт со взрослыми, умеют импровизировать);
  • нераскрытые творческие способности у детей( стремятся к общению, затрудняются в импровизации каких-то игр, но легко справляются с другими);
  • скованные  и стеснительные дети( малообщительные, не могут выразить свои эмоции и чувства, не хотят  участвовать  в спектаклях).

Для  развития более глубокого  эмоционального общения требуется индивидуальный и подгрупповой подход:

  1. в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время;
  2. в виде занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т. д.);
  3. как специальные занятия в рамках занятий по родному языку и   ознакомлению с окружающим миром.

      Во всех формах театрализованной деятельности  должны участвовать  небольшие подгруппы детей, что позволяет   осуществлять индивидуальный   подход к ребенку, причем каждый раз подгруппы надо  формировать   по-разному — в зависимости от содержания занятий.

В средней группе  главная  задача : развитие эмоциональности у детей.

Для этого  можно  использовать :

  • Различные игры для снятия мышечного напряжения:

1.Русские народные игры: «Пень-колода», «Волна», «Капуста».

           2.Психологические игры: « Поздоровайся по-разному», «Найди себе  дружка», « Постройся по цвету».

  • Игры превращения:
  1. « Деревянные и тряпичные куклы»
  2. «Цветочек»
  3. «Маятник»
  4. « Паровозики»
  • Игры для развития интонационной выразительности:
  1. Прочитать стих с различной интонацией (удивительно, насмешливо, недоумевая)

Кумушка, послушай!

Вправду, кроме шуток,

Открывают школу

Для утят малюток.

                                                     Л. Фурмина.

            2. « Попроси игрушку» (вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т.д.)

            3. «Исполни сценку» : из сказки «три медведя», чтоб дети догадались, кто из медведей говорит.    

  • Игры для развития воображения:  
  1. « Вы художники»( рисуем руками, руки- это кисти, слушаем «нарисованную» природу; вдыхаем запах, «нарисованного»поля)
  2. « Прогулка во фруктовом саду» (ходим под музыку, пытаемся достать яблоки, отдыхаем)
  3. « Придумай историю»  (дети продолжают истории, которые начал рассказывать воспитатель. Например: «По небу плыла огромная туча……)
  4. « Разговор предметов»  ( о чем может думать карандаш, стол, стул, ведро ит.д.)
  • Игры на развитие пластической выразительности:
  1. «Пройди по камешкам через ручей»
  1. «Поймай бабочку или муху»

           3.«Как гуляют три медведя»                                                                                               4.« Подкрадись к спящему зверю»

  • Игры-драматизации:

1. «Самолет»

2. « Умываемся»

3. «Мишка»

4. « Кошки-мышки»

Игры пластические:

1.Ритмическая гимнастика: «Шла коза по лесу…», « Я на скрипочке играю….», « Лыжи весело берем…»

     Также необходима помощь родителей в создании театральной среды в группе:  костюмы для театральных постановок, различные атрибуты,  афиши и билеты  для спектаклей, помощь в подготовке зала к  празднику или постановке спектакля.

           Первую театральную постановку лучше провести в октябре- ноябре. Она поможет выявить  «скрытые» таланты у многих детей.

Вторую постановку можно провести весной, в марте- апреле.

Здесь желательно не только участие отдельных подгрупп детей, но и всей группы  в целом. Это поможет раскрыться всем детям в группе.

Кроме театральных постановок, в саду еще проходят различные праздники и тематические развлечения.

Все эти мероприятия  помогут ребенку стать  более эмоциональным, отзывчивым, умеющим слушать другого, и не бояться выражать свои мысли.

Дети старшего  возраста, требуют таких же тщательных наблюдений. В этом возрасте можно развить у детей  эмоциональную речь.

 Здесь можно определить развитие речи детей   по следующим направлениям:

  • дети с выразительной речью (имеют большой словарный запас, легко обыгрывают небольшие импровизации, с выражением рассказывают стихи);
  • дети с мало выразительной речью (имеют словарный запас, соответствующий возрастным нормам, но им тяжело найти слова для импровизаций, для сценок и постановок в мини-театре);
  • дети с невыразительной речью ( имеют низкий словарный запас, невыразительно читают стихи, не могут правильно сформулировать мысль).

В работе  с детьми по развитию речи  можно использовать :

  • Пальчиковый игротренинг
  1. «Утречко»
  2.  «На блины»
  3. « Солдаты»
  • Пальчиковую гимнастику:
  1. « Дружные пальчики»
  2. « Коза»
  3. « Наши алые цветки..»
  4. « Мы капусту рубим…» и др.
  • Мы учились проговаривать скороговорки:
  1. «Вез корабль карамель…»
  2. « Жук, над лужею жужжа…»
  3. « Утром, присев на зеленом пригорке…» и многие другие.
  • Игра « Подскажи словечко»:
  1. « Я у бабушки Полины…»
  2. « Важен он как господин…»
  3.  « Погляди на молодцов…» и т.д.
  • Музыкальные игры:
Читайте также:  Картинки на развития внимания и памяти ребенка 2 лет

Цель этой игры: побуждать детей сочинять свой ответ, импровизируя мелодию.

  1. Музыкальный диалог. Например:

Два цыпленка под веревкой

Машут крыльями неловко:

— Ах, какой большой червяк!

Не достать его никак!

(Предполагаемый ответ:  « Это не червяк»)

  1. Развитие песенного творчества.

Например: пропеть свои имя, фамилию, адрес, имя мамы ит.д.

  1. Музыкальная импровизация.

Например : повторить ритм на различных музыкальных инструментах.

  • Артикуляционная гимнастика:
  1. Упражнения для губ, для языка
  2. « Одуванчик»
  3. Упражнения на произношение гласных и согласных.  Например:

Уп, уп, уп- мама варит суп.

Ры, ры, ры- вышли из норы.

  • Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных:
  1. Вокальные упражнения
  2.  «Свечка»(на развитие дыхания)
  3. « Аукаемся»( на развитие силы и полетности голоса)
  4. Закрепление умения выразительности исполнения песен.

      Кроме развития речи и ее выразительности, нужно   продолжать  развивать  эмоциональные  чувства  детей.  Занятия  актерским мастерством  (выразительно отвечать и показывать жестами различные этюды и мини-сценки), сценические  движения (танцы, умение двигаться на сцене, правильно сопровождать текст

жестами). Рассказы  об истории возникновения театров, актеров, костюмов,    создание различных театральных проектов

     В различных программах по театральному мастерству, рекомендуется производить показ не более двух больших спектаклей в год. Так как это требует большой предварительной работы и от детей и от взрослых.

  В старшем возрасте можно провести показ двух больших спектаклей, и кукольные спектакли для малышей сада.

    Благодаря различным пальчиковым играм, скороговоркам, кинезиологическим упражнениям, ритмопластике  речь детей к концу старшего возраста приобретает правильность и эмоциональную насыщенность.

     В подготовительном возрасте , для закрепления полученного результата      

можно продолжить  театрализованные представления, упражнения по  

развитию речи и артистизма у детей.

      Для этого можно проводить небольшие игровые занятия  и беседы по закреплению театрального мастерства:

  • Этика и этикет.
  • Кукловождение.
  • Техника речи.
  • Актерское мастерство.
  • Развитие музыкальных и вокальных данных у детей.
  • Сценическое  движение,  ритмические разминки.

  В этом возрасте можно провести три спектакля  разной тематики и сложности.                      

  Различные  тематические праздники и развлечения помогут окончательно закрепить полученный результат.

      Очень хорошо в развитии эмоциональности помогают выступления детей не

 только в детском саду, но и на различных концертах и конкурсах города.

     Развивая эмоциональную сферу детей через театральную деятельность, мы развиваем  речь, фантазию, воображение, умение общаться с другими людьми свободно, что поможет им в будущем легко адаптироваться в школе, а потом и во взрослой жизни.

     Ведь как сказал  А. Сухомлинский : « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Ну а наше призвание их этому научить.

Источник

Лариса Никитина
Развитие эмоций в театрализованной деятельности  (из опыта работы)

Развитие эмоций в театрализованной деятельности

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего, ребенка.

Как отмечали Г. Остер и П. Экман, человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. Поэтому многие ученые считают главным каналом выражения и опознания эмоций – лицевую экспрессию. Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические средства. Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются двигательные акты – эмоциональные действия (подпрыгивание при радости, закрывания лица руками при стыде, плаче и т. д.)

Особую роль хотелось бы обратить на театрализованную деятельность в создании положительного эмоционального фона.

Театральная деятельность- это самый распространенный вид детского творчества. Она близко и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятие театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявление любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявление общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе,трудолюбия,что способствуют формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка, изобретательность, способность к импровизации. Занятие театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередований функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умение, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхание и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенные, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Именно поэтому для своей работы я выбрала тему: «Развитие эмоций в театрализованной деятельности». Поставила перед собой цели и задачи.

Цель: поиск путей социально – эмоционального развития детей и создание благоприятной психологической атмосферы и использование театрально-художественной деятельности для развития эмоциональной сферы детей.

Задачи:

• формировать умения детей создавать нужные эмоции;

• знакомить детей с видами театра;

• обеспечить поэтапное освоение детьми видов творчества;

• совершенствовать артистические навыки детей;

формировать умения регулировать свои эмоциональные состояния;

• формировать умения регулировать свои эмоциональные состояния;

работать с детьми над речью, интонацией;

• пробуждать способность живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

Читайте также:  Приложение ребенок и его развитие

Работу над темой я начала с изучения литературы по данной теме и подбора комплекса игр, этюдов, упражнений для развития эмоциональной сферы детей ясельной группы. Наблюдая за детьми, я обратила внимания на то, как малыши внимательно и с интересом смотрели на показываемые мной потешки, стишки, сказки, с помощью театра игрушек, театра картинок, театра петрушек и с удовольствием повторяли за увиденным.

Мне кажется, благодаря таким игровым действиям наши ребята начали говорить, так как театральная деятельность является наиболее эффективным и доступным средством для понимания ребенка.

В этом же возрасте знакомила детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.

Начинала с пальчиковой гимнастики. Обычно это инсценировка, каких то сказок, исполняемых при помощи пальцев. Ведь все происходящее в сказке или стихотворении дети показывали руками, например, придумывая как сложить ладошки «домиком» или показать бегущего человека.

Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжета пока не могут. Для этого проводились такие игра как «Наседка и цыплята», разыгрывали с ними сценки по литературным произведениям А. Барто «Игрушки», потешки «Идет коза рогатая», «Расти коса до пояса», «Ладушки» и др.

Потешки развивают мелкую моторику и эмоциональному развитию малыша, побуждая его к повторению действий. Также раздавала детям игрушки, предметы для повторений по образцу.

С детьми 1 младшей группы участвовали в открытом занятии — развлечении «Сюрприз для пчелки», где дети перевоплощались разных лесных зверей. Очень эмоционально передал образ медведя Никита Михеев, кокетливо изобразила лису Катя К., хорошо передали характер зайцев Аня Т., Полина К, Матвей Р.

Дети очень любят играть в хоровые игры, такие как «Зайка серенький сидит»,»Зайцы и лиса», «Мишка» и др. Я заметила, что детям очень нравится передавать повадки животных. Стала хвалить и поощрять тех, кто показывал образ животного по своему и с фантазией, при этом имитировали голоса животных (как ревет медведь, как кричит ворона,воробушки, как пыхтит ежик,проигрывали сценки из народных сказок, песенок, сказок(«Репка»,»Курочка ряба», «Теремок»).

Огромную роль в моей работе играют сюрпризные моменты, при помощи которых детям весело и радостно. Сюрпризом могут быть сказочные герои, игрушка, игра и т. д.

Чтобы систематизировать всю работу, я составила перспективный план театрализованной деятельности младших дошкольников. Занятие проводились один раз в неделю.

Любое занятие я начинаю с пальчиковой или дыхательной гимнастики. Такое начало занятий помогает детям сконцентрировать свое внимание, настроиться на тему занятий. Затем начинаем активизировать мышцы языка, губ, подготавливать артикуляционный аппарат детей, выполняя такие упражнения как «Чистим зубки», «Дудочка», «Заборчик». Шутки, потешки, небольшие стишки, чистоговорки, скороговорки помогают сделать занятие увлекательным, разнообразным. такой матерьял и использовался на каждом занятии.

Работая на темой, я решила сначала подобрать комплекс игр, этюдов, упражнений для развития эмоциональной сферы.

Большую роль во всей этой работе сыграли пиктограммы, с помощью которых дети учились передавать то или иное эмоциональное настроение.

Предлагала детям перед зеркалом друг другу показать радость, удивление, страх. Особенно эмоциональны оказались Никита Михеев, Полина Кудрявцева, Полина Протасова, Катя Кушакова, Матвей Рыбаков, .Андрей Голомидов, Аня Торопова.

Предлагала детям произнести с разной интонацией саамы привычные слова: «Возьми», «принеси», «помоги», «здравствуйте» (приветливо, просящее, требовательно).

Также произносили слова в грустной, веселой, удивленной, сердитой и радостной интонацией.

Особенно нравится детям упражнения для развитиявыразительной мимики:

1. Соленый чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Тепло — холодно.

6Мне грустно.

7. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.

8. Обиделись.

Материалом для сценического воплощения так же служат сказки. Их значение в развитии эмоций в театрализованной деятельности велико.

Для более глубокого осмысления сказочного материала обсуждаем сказку по вопросам. Рассматриваем иллюстрации в различных книгах, уделяя особое внимание анализу эмоциональных состояний героев

В группе мы совместно со вторым воспитателем и с родителями создали театральный уголок, где собраны разнообразные виды кукол. Так же здесь есть плоскостной театр, пальчиковый театр, театр из конусных игрушек, театр для фланелеграфа, настольный театр, куклы би-ба-бо. Также имеется театр масок с изображением персонажей. Есть различные виды декораций – дома, деревья, ширмы напольные, настольные. В задумках есть сделать варежковый театр эмоций, театр с использованием одноразовых ложек, театр с использованием форм от киндеров сюрпризов. Дети очень любят сказки. В основном на роль соглашались одни и те же.

Дети в группе все разные: кто – то общительный, кто – то застенчивый, агрессивны, гиперактивны. Для детей с различными особенностями я подбирала разные роли, сюжеты.

Так гиперактивным детям я предлагала роли, требующие усидчивости, умения держать себя (роль репки). Валерия Соколова застенчивый ребенок в группе, поэтому долга не хотела брать на себя какую-либо роль.Тогда я нашла выход: ребенок, стал с места предлагать какой либо текст. Агрессивным детям старалась избегать давать роли злых недобрых персонажей.

Так, дети начали включаться в театральные игры. Занимаясь с детьми я старалась вызвать положительные эмоции, побуждаю детей общаться с куклой, внимательно ее рассмотреть, поиграть, погладить игрушку. Детям очень нравится имитировать движения животных. Богаче и выразительнее стала речь детей, они стали эмоциональнее отзывчивее, раскрепощенные.

В свободное время, особенно по вечерам, дети могут взять любой из видов театральных реквизитов и поиграть сюжет из сказки или самим сочиняют сюжет, т. е занимаются самотворчеством.

Анализ результатов педагогической диагностики показал положительную динамику.

Работу по театрализованной деятельности буду проводить и дальше. Хочется познакомить детей не только с русскими народными сказками, доступные по возрасту, но и сказками других народов, и инсценировать их. Развивающую среду по театрализованной деятельности буду обобщать и дальше, привлекая родителей.

В заключении хочется сказать, что только в тесном сотрудничестве педагогов и родителей мы сможем добиться того, что наши дети будут радоваться и переживать с любимыми героями произведений, сопереживать друзьям и родным, сочувствовать животным и окружающему миру. Ведь театр научит многому: импровизировать игры, ситуации; развивать внимание, память, фантазию, воображение, образное мышление, действовать с воображаемыми игрушками, предметами. С помощью театрализованной деятельности ребенок растет и развивается.

Источник