Эмоциональное развитие ребенка в период дошкольного детства
Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.
С самого рождения
Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.
Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.
С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.
Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.
Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.
Для чего нужно развивать эмоции ребенка?
Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?
Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.
Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.
В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.
Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.
Особенности детских эмоций
Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.
В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.
- Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
- Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
- Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
- Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.
Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.
- До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.
- С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).
Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 – 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, – проявите понимание.
Что влияет на развитие детских эмоций?
Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.
Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:
- интерес к окружающему миру;
- интерес к игре;
- сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
- самоутверждение, самолюбие и др.
Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.
В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.
Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.
Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.
Что помогает развивать эмоциональную сферу?
Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.
Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.
Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.
Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.
Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.
Полезные игры
Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.
- Художник.
Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.
- Кто куда?
Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.
- Крошка Енот.
Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.
Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.
Источник
Эмоции — это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для человека.
Чувства — более эмоциональные длительные состояния и их человек испытывает по отношению к какому либо объекту.
Различия между Э и Ч. Э — не предметны, связаны с представлениями о переживании, возникают без причины, ситуативны, кратковременны. Ч — предметны, связаны с представлением о предмете, мотивированы, социальны, устойчивы.
Эмоции отражаются в 3 сферах: псих-е переживания, физиологические изменения (покраснение кожи), мимика-пантомима.
Функции:
1. Отражательная — выражает в обобщенной оценке событий, позволяет определить полезность или вредность действующих на него ситуаций
2. побудительная или стимулирующая — побуждает эмоции к действию
3. подкрепляющая — они участвуют в процессе обучения
4. переключательная — проявляется при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность
5. приспособительная — быстро приспособится к окружающей среде.
6. коммуникативная — в общении мимика, пантомима.
7. Сигнальная — эмоции сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности человека.
8. регуляторная — регулирует состояние человека. + (положит.) повышает жизнедеятельность человека, — (отрицат) снижает жизнедеятельность человека.
Классификация эмоций по Дадонову делит все эмоции на две группы:
1. Низшие и высшие
Низшие — связаны с удовлетворением биологических потребностей.
Высшие — связаны с удовлетворением социальных потребностей и их называют чувствами. Выделяют 3 вида высших чувств:
1. Моральные или нравственные (долг, ответственность, сопереживании сочувствие).
2. Эстетические гармонии, прекрасного, безобразного).
3. Интеллектуальные (любознательность, радость открытия, познания, юмора).
2. Положительные и отрицательные. Кроме них есть еще и амбивалентные (противоречивые: любовь — ненависть).
3. Эмоции подразделяются на стенические (повышают активность личности) и астенические (подавляют деятельность).
4. Все эмоции Дадонов делит на: чувства — более длительные эмоциональные состояния (долга, ответственности, любви) и эмоции — кратковременные.
Запорожец, Неверович выделили 4 направления развития Э у дошкольников:1 — изменение содержания Э, появляется высшее чувство-сопереживание, сочувствие; глубокие, устойчивые.2.меняется место Э в структуре деятельности. 3. развивается интеллект. 4.происходит изменение внешних проявлений (сдерживает эмоциональные реакции).
Лебединский, Никольская выделили 4 уровня регулирования базальной системы:
1 уровень — палевого реагирования. Э этого уровня являются врожденными у ребенка, поэтому они связаны с наиболее примитивными, пассивными формами психической адаптации, связаны с общими ощущениями комфорт или дискомфорта, нестойки, не вербализируются (т.е. не можем описать), не осознаются, и не могут быть оценены, играют роль как бы расслабления. Человек, переключаясь на этот уровень Э, достигает состояния удовлетворения, расслабления.
2 уровень: физиологических стереотипов. Начинают формироваться с 1дня жизни, участвуют в разработке приспособительных, пищевых, оборонительных реакций. Э.этого уровня не»могут» и не «любят» ждать, тесно связаны с сенсорными ощущениями, обладают стойкой аффективной памятью, служат необходимым фоном поведения человека, могут либо активизировать либо блокировать деятельность взрослого человека.
3 уровень: экспансии. Механизм этого уровня начинается складываться очень рано, во втором полугодии первого года жизни. Э этого уровня связаны с преодолением каких-либо препятствий барьеров при достижении желаемого, начинают формироваться и доминировать стенические и астенические эмоции, которые лежат в основе формирования притязаний ребенка, самооценки
4 уровень: уровень эмоционального контроля, основной функцией которого является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми путем понимания формирования каких-то правил поведения. От эмоций этого уровня зависит формирование всех нравственных категорий, поэтому их называют саморегулирующим
К. Изард выделил базовые эмоции:
— Интерес-это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности, который носит непроизвольный ситуативный характер, при условии внешнего контроля переходящий во внутреннюю потребность.
— Радость — одна из первых эмоций формирующихся в младенчестве и проявляющаяся в комплексе оживления, способствует установлению контакта, не поддается контролю, волевой регуляции.
— Удивление — кратковременная эмоция. являющаяся переходным моментом, появляется на 4-5месяце жизни. Выстраивает такие связи: удивление — радость — интерес; удивление — стыд — страх. Занимает доминирующее место в раннем и дошкольном детстве, лежит в основе познавательной активности.
— Горе, страдание, печаль — ребенок способен демонстрировать в первые недели жизни, на фоне физиологической неудовлетворенности. В дошкольном возрасте проявляется как моторная заторможенность, беспокойство в ответ на минимальный стресс.
— Отвращение — появляется к полугоду, когда ребенка начинают докармливать. если пища имеет привкус.
— Гнев — распознается очень рано, возникает во втором полугодии, активизируется в кризисе третьего года жизни.
— Презрение — начинает формироваться с 4-х лет, начинают формироваться конкурентные отношения с друзьями, особенно если больше уделяют внимания им.
— Страх, тревога — есть общий эмоцио-й компонент в виде чувства воления, беспокойства. Страх — аффективное отражение в сознании конкретной угрозы бывают возрастные, невротические, фатические. Тревога — эмоц-е ощущение предстоящей угрозы может быть как + так и — появляется на 1-ом году жизни.
С 2х лет страх отсутствия матери, темноты, мифических героев;
К 4-м годам у девочек и 5-ти у мальчиков появляется страх одиночества, врачей уколов. От 5-ти до 7 лет страх экзотических животных и т.д.
— Стыд — период от 3х до 5ти лет. Связано с проявлением кризиса 3х лет, когда идет подавление инициативы и самостоятельности ребенка, может формироваться чувство вины.
Развитие чувств в дв определяется 3-мя категориями: интеллектуальной, морально-нравственной и познавательной. Исслед-я Леонтьева, Божович, Немирович утверждают наличие тесной связи эмоций с развитием нравственных мотивов. Нравственные мотивы это определение нравственной сформированности. Этот процесс формируется благодаря механизму, который называется интериоризацией. Первоначальное удовлетворение органических потребностей, которые сопровождают простые эмоции с возрастом сменяются процессами усвоения материальных и духовных ценностей, которые и становятся содержанием внутренних побуждений ребенка, т.е. социальными мотивами.
В исследованиях Немирович изучался процесс формирования у детей дв простейших социальных мотивов деятельности, заключавшихся в стремлении ребенка сделать что-то полезное не только для себя, но и для других людей, т.е. формировалась просоциальная активность направленная на интересы других людей, на основе изучения дежурства детей.
Изменения эмоц-го состояния происходит за счет изменения регулирующей функции эмоции(эмоциональная коррекция поведения). Если первоначально эмоциональная коррекция поведения носит запаздывающий характер, то к старшему дв она начинает носить опережающий характер, происходит формирование функции — антиципации (предвосхищения). Это становится возможным благодаря функционированию особой системы, в которой органически сочетаются собственно аффективные и собственно познавательные процессы, т.е. происходит интеллектуализация эмоций и становится предвосхищающими. Этот механизм в возрастной динамике ребенка был описан Л.С. Выготским, и именно этот механизм он считал основным новообразованием кризиса 7го года жизни. Формирование нравственных высших эмоций можно проследить при формировании эмпатии (высшего чувства, не являющегося врожденным). Возникает оно на основе чувства симпатии к ближайшему взрослому, на основе регулируемых фактов ситуативно-личностного общения, На ее основе возникает синтония или эмоциональное зарождение, бессознательное присвоение эмоции близкого человека. Регулировать эмоции на уровне синтония невозможно. В дв на основе синтонии оформляется способность к сопереживанию или эмпатии, включающая в себя 2 познавательных компонента и 1 эмоциональный: это способность выделить и назвать чувства и второе -способность принять чужую точку зрения. И третий компонент собственно эмоциональная прочувственность.
Источник