Эмоциональное развитие ребенка с овз для родителей

Эмоциональное развитие ребенка с овз для родителей thumbnail

Родительское собрание на тему:  «Эмоциональное развитие ребенка

с ограниченными возможностями здоровья в семье»

         Сегодня наша встреча будет посвящена рассказу об особенностях эмоционального развития ребенка в семье.

      Постоянно сменяющиеся переживания, каждодневные всплески эмоций — без них невозможно представить жизнь детей дошкольного возраста. Дети дошкольного  возраста очень впечатлительны, открыты для освоения окружающего мира, стремятся к признанию себя среди других людей. Эмоции могут омрачить восприятие окружающего мира, могут окрасить его всеми цветами радуги. И развитие пойдёт разными путями: это может быть яркая, творческая, талантливая личность, или меланхолик с вялыми, неуклюжими движениями.  Поведение человека основано на эмоциях, и они влияют на всю его жизнь.

        У детей с ограниченными возможностями здоровья чаще, чем у здоровых детей наблюдается эмоциональные нарушения: незрелость эмоциональной сферы, эмоциональная тревожность, замкнутость, агрессивность. Эти дети страдают от осознания своей несостоятельности в чем-то, что является нормой для других. С возрастом эти проблемы усугубляются, поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.

     Взрослые часто не задумываются, что развитие ребенка теснейшим образом связаны с особенностями его чувств и переживаний. Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития.

     По мере взросления ребенок испытывает изменения в эмоциональной сфере; меняются взгляды на мир, на отношения с окружающими. Он учится контролировать свои чувства, но при этом эмоциональная сфера качественно не развивается.   Если своевременно не уделять внимания эмоциональному развитию детей, это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Они являются следствием повышенного темпа жизни и эмоциональных перегрузок. При этом следует отметить, что положительные эмоции надежно защищают детей от умственных перегрузок и приносят пользу, как для физического, так и для психического развития.

     Вот почему необходимо ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, дать ему словесное наименование.

        Известно, что малыш рождается с некоторыми уже «готовыми» простейшими эмоциональными реакциями. В основном отрицательными: плач, крик, когда ему жарко, холодно, мокро; испуг в виде вздрагивания,

например, от резких звуков и др. Положительные эмоции поначалу выражены слабо. Обогащение эмоциональных реакций, разнообразие их проявления происходит под воздействием окружающей социальной среды, и главная роль в этой среде принадлежит взрослым. Кто, как не близкие люди — родители, могут взять на себя эту задачу?

     К ведущим психологическим факторам эмоционального развития в раннем возрасте относятся эмоциональное общение взрослых с ребенком и связанные с ним привлекающие его внимание предметы, игрушки, мелодичная музыка, незатейливые игры типа «ладушки», «ку-ку» (взрослый то прячет лицо, то появится перед ребенком вновь). Именно эти факторы наполнят опыт ребенка важными социально-опосредованными эмоциональными проявлениями. Сколько бурной экспрессии у 3—4-месячного малыша вызывает появление близкого взрослого! К сожалению, такого всплеска положительных эмоций не увидишь у малышей, лишенных внимания со стороны взрослых, а главное — эмоционального общения с ними.

      Воздействие родителей на ребенка, независимо от того, преднамеренное оно или непроизвольное (непреднамеренное), всегда очень велико и значимо. И даже если ребенок не стал объектом, а просто свидетелем гнева, резкого проявления недовольства со стороны родственников, это обязательно найдет отражение в эмоциональной окрашенности его действий, поведения. Именно способность к подражанию особенно в сфере выразительных движений, экспрессивных действий может стать причиной закрепления недопустимых способов эмоционального самовыражения в дальнейшем. Вот почему ссоры и выяснения отношений между членами семьи при детях, разговоры в повышенном тоне недопустимы. Следует помнить об этом и не демонстрировать эмоциональных реакций, вхождение которых в эмоциональных опыт малыша явно нежелателен и даже вреден. Важно постоянно задумываться о форме выражения своих чувств и о форме воздействия на ребенка. Эмоциональная жизнь, как свидетельствуют данные психофизиологии, самым тесным образом связана с деятельностью всех органов и систем человека, следовательно, от нее зависит здоровье детей, их самочувствие — нервно-психическое и даже физическое.

      Между родителями и детьми должны быть налажены искренние доверительные отношения. Эмоциональные откровения ребенка, желание выразить свои переживания, сокровенные чувства должны находить поддержку со стороны взрослых. Задача эта весьма непростая. В этом можно убедиться, если понаблюдать за тем, как общаются родители с детьми. Вот лишь два примера.

      «А ты знаешь, — восторженно произносит сын матери, возвращаясь домой из детского сада, — сегодня к нам на участок прилетали снегири, их было восемь. Мы наблюдали за ними с Ольгой Игоревной. Я сейчас покажу

тебе их». Ребенок торопливо начинает разворачивать альбомный лист, на

котором  изображены птицы. Но сталкивается с равнодушием, которое проявляется в словах матери: «Не надо, дома бабушке покажешь».

«Сегодня со мной никто не играл…» — говорит родителям вернувшаяся с прогулки явно расстроенная дочь. И далее начинает подробно рассказывать о том, что ей пришлось пережить, гуляя во дворе. Рассказ девочки прерывает отец: «Хватит всякие глупости говорить, каждый день их слышу. Мой руки и садись есть».

      Очень часто на детские откровения по поводу радостей и неудач, пережитых событий дети слышат слова взрослых: «Потом расскажешь», «Не мешай», «Не ябедничай», «Замолчи, пожалуйста», «Мне это неинтересно». Равнодушно отвечая на детские вопросы, проявляя безразличие к волнующим ребенка сторонам жизни, взрослые прорубают трещину во взаимоотношениях, которые со временем могут перерасти в отчуждение, полное непонимание его внутреннего мира.

      Нужно всегда помнить, что мир взрослых и мир детей — две сильно отличающиеся друг от друга реальности. То, что для родителей кажется несущественным, необязательным, для ребенка наполнено глубоким смыслом. Обычные, порой незаметные вещи, события воспринимаются детьми как загадочные и таинственные. Дети склонны к пристрастному отражению действительности, созданию образов, преувеличивающих особенности предметов, настойчиво требуют справедливого разрешения конфликтных ситуаций. Дети воспринимают мир в своих детских координатах и пропорциях, оценивают его через призму своей системы значений. Не случайно бытует понятие «видеть мир глазами ребенка»: родители обязаны постоянно поддерживать своеобразие видения окружающего мира ребенком. Практическому воплощению этого способствуют совместные обсуждения «злободневных» для дошкольников  проблем, сопереживание их неудачам, оптимистический настрой на преодоление трудностей, искренняя поддержка его успехов и даже маленьких достижений, самообладание в случаях, когда требуется принять срочные меры и т. д.

       Важно систематически организовывать эмоционально-насыщенное общение в условиях семьи, обогащать жизнь детей разнообразными впечатлениями.

       Систематически читайте ребенку произведения художественной литературы: сказки, рассказы, стихотворения. Чтобы правильно выбрать книги для детей, обратитесь за консультацией к воспитателю или учителю. Выразительно прочитанная или рассказанная сказка,  рассказ, стихотворение обогащают детей незабываемыми эмоционально-окрашенными образами, которые в дальнейшем находят отражение в их рисунках,  поделках, играх и др.

      После прочтения художественных произведений побеседуйте о прочитанном. Анализируя тексты, обращайте внимание ребенка на

Читайте также:  Развитие ребенка карточки с английским алфавитом

переживания, внутренний мир персонажей, побуждайте к сопереживанию, выражению отношения к персонажам сказок, рассказов, их поступкам, используя вопросы: «Как ты считаешь? Каково твое мнение? Что ты скажешь по этому поводу?» Можно предложить ребенку вспомнить подобные случаи эмоциональных переживаний из его жизненного опыта.

        Рассказывайте ребенку про свое детство, про свои приключения, которые приходилось переживать,  с красочным описанием звуков, зрительных ощущений, движений, которые сопровождали то или иное событие.

       «Раздвигая рамки» прожитого, обыденного, чаще побуждайте детей к экспрессивному самовыражению, проявлению игрового творчества. Для этого привлекайте их к выполнению имитационных действий.  Например, гуляя по парку, предложите ребенку показать, как падают осенние листья, как перелетает бабочка с цветка на цветок. В домашних условиях предложите показать, как радуется убежавший от кошки мышонок, как танцует веселый медведь и т. п.

      Систематически посещайте музеи, театры, цирковые представления. Обращайте внимание детей на мимику, жесты, интонацию голоса артистов, передающих различные эмоциональные состояния: радости, страха, удивления, злости, обиды, печали, хвастовства и т. д.

     А сейчас каждый из вас самостоятельно выполнит короткое упражнение.

    Родители получают карточки с заданием

     К началу каждой фразы в первом столбике подберите конец-вывод из второго столбика.

     Вы понимаете, что детей учит все, что их окружает. Постарайтесь подобрать, что в ребенке развивается под влиянием окружения.

        

        

                

        А теперь давайте проверим себя:

     — Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

     — Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

     — Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

     — Если ребенка подбадривают – он учится уверенности в себе.

     — Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.

     — Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

    — Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

      Для  полноценного эмоционального развития ребенка необходимо создание эмоционально-благоприятной атмосферы в семье. Основным принципом, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с малышом оказываются безуспешными, является безусловное принятие ребенка. Что это значит? (Ответы родителей). Безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть!

       Дорогие родители! Очень хотелось бы, чтобы этот разговор как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Дети с ограниченными возможностями здоровья  остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка.  Вы все любите своих детей, но умеете ли вы проявлять свою любовь, чтобы ребенок понял, что он любим? Чувствует ли ребенок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения?         Психологами доказано, что потребность в любви и принадлежности, то есть, в нужности другому – одна  из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, что он просто хороший. Постарайтесь ежедневно показывать ребенку, что вы его любите. Обнимайте и целуйте его не менее 4 раз в день (утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).  Помогите своим детям почувствовать себя счастливыми!

Калин О.П., педагог-психолог, муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 1 «Росинка».

Источник

У детей с ограниченными возможностями развитие психики и эмоций идет не так, как обычно. Им заметно тяжелее социализироваться, так что нужно приложить усилия для того, чтобы сделать их частью общества. Наличие дефектов развития еще не делает их менее ценными членами общества. И все же сегодня инвалидность у детей остается острой проблемой.

Самое сложное – развитие детей с овздоказать самим родителям, что их дети способны на многое. Еще одна проблема — рост рождаемости детей с разными видами отклонений. Сегодня врачи, психологи и педагоги могут подобрать правильную развивающую систему. Все они ориентированы на психологическое и эмоциональное развитие и дают детям возможность приспособиться к жизни.

Кто-то из них может посещать развивающие уроки и специальные школы, а для других продуманы сложные методики общения (дети с комплексными дефектами). Для детишек с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) эмоциональное развитие крайне важно. Это путь к преодолению врожденной проблемы.

Важность эмоционального развития

Важность развития психики и эмоций актуальна не только для людей с ограниченными возможностями. Хотя они, конечно, являются в этом смысле наиболее уязвимой группой. Для каждого человека это важный этап развития. Без эмоций невозможно наполнить жизнь красками.

Человек за свои развитие детей с овзпервые годы жизни переживает весь эмоциональный спектр: от безусловной любви к родителям до чувства гнева, агрессии. Важно учить справляться с эмоциями, контролировать их. Для этого необходимо наличие социальных контактов, получение обратной связи от общества.

Развитие эмоций прямо влияет на формирование личности и социального «я» малыша. От родителей зависит возможность реализовать эти потребности. Маленьким детям особенно важно получать эмоциональные отклики: это помогает им познавать окружающий мир и, что самое важное, самих себя. Помочь им — важнейшая задача родителей. Развитие эмоций у ребенка без патологий проходит естественным путем.

Дети с ОВЗ

Сложности начинаются, когда родителям сообщают о патологиях и проблемах развития детей. К сожалению, многие воспринимают даже легкую патологию как приговор. Некоторые врачи подкрепляют страхи родителей, говоря лишь о том, какой это страшный труд – воспитание таких малышей. Действительно, многие дети требуют максимального внимания и особенного ухода. Обеспечивать им возможность нормально развиваться будет непросто, но это вполне возможно.

Дети с ОВЗ нуждаются в особенных методах работы. Их психическое развитие не может развитие детей с овзпроходить по тому же простому пути, как у детишек без патологий. Они лишены одного (или сразу нескольких) видов восприятия мира:

  • слуха;
  • зрения;
  • речи;
  • возможности передвигаться.

Или же у них могут быть выявлены дефекты умственного развития, особенности психики. В любом случае сегодня для таких детей есть множество возможностей. Родителей нужно информировать об этом, а не рассказывать им лишь о сложностях. Детям дается шанс. Благодаря возможности эмоционального и психического развития они получают реальные перспективы для жизни, работы, общения.

Родителям стоит помнить

Очень часто родители опускают руки из-за незначительных дефектов у детей. Частичное снижение слуха или даже глухота на одно ухо еще не означают, что у таких детей не развитие детей с овзможет быть нормальной жизни. Это же относится к частичной потере зрения или серьезным проблемам с речью. Многие их таких дефектов поддаются лечению и могут быть практически на 100% устранены.

Именно отношение родителей к малышу очень часто создает барьер для правильного развития эмоций, психики. Малыша с раннего детства приучают к его ущербности, невозможности вести нормальную жизнь. Но чаще всего это совершенно неправильно. Детей с частично ограниченными возможностями, с потерей зрения, слуха, речи, успешно социализируют, впоследствии они учатся и работают.

Читайте также:  Двигательное развитие ребенка до года по этапам

Нарушения слуха

Нарушение слуха будет влиять в первую очередь на развитие речи. Большинство малышей с такими нарушениями можно сразу выделить в группе других детей. У них действия носят развитие детей с овзситуационный характер с раннего возраста. У малыша нет слуха, а значит, реагировать на многие события он просто не может.

Если ребенок уже родился с полной потерей слуха, то этот дефект не считается особенно влияющим на эмоциональное развитие. Ребенок может видеть, трогать, пробовать на вкус и приучается воспринимать мир именно через эти каналы. Малыш очень открыто и позитивно реагирует на появление матери. Он не может запомнить ее голос, но хорошо ориентируется в мимике и жестах.

К сожалению, восприятие устной речи для этих детишек невозможно. Их собственная речь малоэмоциональна или вообще лишена эмоций. Это еще не значит, что кроха не испытывает радости, грусти, перепадов настроения.

Эмоциональное развитие проходит практически так, как у других детей, просто не может быть отражено в речи. К первому году такие детки начинают показывать, что чувствуют.

Это возможно с помощью жестов, мимики, которые развиты особенно ярко. Малыш испытывает нормальную необходимость делиться переживаниями и позитивными эмоциями.

Главное – с раннего возраста заниматься социализацией и обучением детей. Они общительные, вполне поддаются социализации, у них есть желание играть с другими малышами. Для них разговорная речь теряет свою ценность. Зато во многом они более чувствительны. Для малышей с нарушениями развитие детей с овзслуха, а потом и взрослых людей, существует мир более глубокий. Они крайне внимательны к выражению лица и переменам настроения собеседника.

Обучение языку глухих поможет им открыть для себя новый вид общения. Родителям обязательно нужно как можно больше разговаривать с малышом, общаться, читать ему. По вашему лицу он будет учиться понимать других. Бледность эмоциональных реакций родителей ведет к проблемам восприятия у глухих детей.

Совет родителям

Обязательно развивайте кроху, даже если у него диагностирована полная глухота. Эмоции, впечатления важны для него. Если не нарушено зрение, то большинство развлечений, возможностей развитие детей с овздля обучения ему доступны. С малышом можно ходить в театры, зоопарк и музеи, посещать специальные развивающие кружки. Тут проблем не возникнет.

Общение, взаимодействие, творчество и совместная деятельность очень полезны для развития психики. Нужно показать крохе, что он может вести совершенно нормальную жизнь. Единственная трудность для него — осознание многих эмоциональных реакций. Покажите, научите – задействуйте жесты и мимику.

Нарушения зрения

У детей с ограниченными возможностями в области зрения отмечаются серьезные нарушения эмоциональной сферы. Дело в том, что большинство эмоциональных реакций происходит при содействии зрения. Грудничок может испытывать радость, когда видит лицо мамы, слышит ее развитие детей с овзголос. Голос привязывается к зрительному образу. Очень тяжело развивать психику и эмоциональные реакции детей, которые от рождения лишены возможности видеть. Для них мир существует в другом измерении – ощущения только лишь тактильные, слуховые, вкусовые.

Такие дети очень часто подвержены стрессам, депрессиям. Для человека, который от рождения не видит, основная жизнь — внутренняя. Дети много размышляют, находятся в постоянном диалоге с собой. Это ограничивает их от общения с другими. Тут родителям очень важно следить за взаимодействием ребенка с окружающим миром. Вам придется столкнуться с трудностями в адаптации. Слепой человек нуждается в помощи – оставлять его одного в неизвестном, чужом развитие детей с овзместе нельзя. Малыш должен чувствовать постоянное присутствие знакомого человека рядом.

Эмоциональное развитие нуждается в постоянном стимулировании. Именно с помощью зрения мы учимся общаться. Это понимание мимики, жестов. У слепых детей маскообразное лицо, они не подкрепляют мимикой свой разговор. Даже улыбка им часто незнакома. Обычно у малышей с такими дефектами хорошо развит слух, обоняние, тактильное восприятие. Мозг перестраивается, позволяя ребенку получать как можно больше информации о мире через доступные каналы.

Совет родителям

Слепых детей обязательно нужно развивать. Этим занимаются дефектологи. Сегодня существует много центров обучения и развития для детей со сниженной функцией зрения или полной слепотой. В первую очередь развитие детей с овзони осваивают азбуку слепых (шрифт Брайля). С ее помощью можно читать, писать, общаться. Сегодня большинство музеев оборудованы пояснениями, написанными с помощью азбуки слепых. Это открывает огромные возможности для детей и взрослых. Развитие будет нелегким, но слепота не приговор для ребенка.

Есть возможности учиться, найти работу. Многие люди, страдающие слепотой, стали известными музыкантами, художниками, спортсменами. К счастью, мы живем в то время, когда инвалидам зрения могут обеспечить нормальное течение жизни. Все в первую очередь будет зависеть от отношения родителей к проблеме.

Нарушения речи

Для малышей с нарушениями речи свойственна эмоциональная пассивность, замкнутость. Потерян важнейший механизм выражения своих эмоций. У здорового малыша 26 видов плача, с помощью которых он уже с первых дней общается со своими родителями. Далее идет активное запоминание речи. Это приводит к тому, что малыши начинаютразвитие детей с овз спонтанно разговаривать. Их речь совершенствуется от года к году. Но при серьезных нарушениях или невозможности разговаривать пропадает связь с миром. У малышей с ограниченными возможностями по части речи отмечается сильная закомплексованность.

Кроме того, они становятся эмоционально более ранимыми. Полная сосредоточенность на себе, направление размышлений внутрь себя ведут к изменению личности. Появляется нарциссическая модель поведения – часто родители сами провоцируют такое развитие у своих малышей. Самое важное – помогать им в выражении эмоций. Вместе с речью страдают и эмоциональные проявления. Малыш не может посредством лишь мимики и жестов показать радость, гнев, восторг или печаль.

Чем больше живого общения, тем лучше идет развитие. Нельзя ограничивать детей в контактах. Существуют школы общения, кружки творчества, спортивные организации для тех, у кого пострадала речь.

Пребывание среди людей помогает таким детям лучше приспособиться.

У многих их них пропадают депрессивные состояния, нормализуется мимика и понимание эмоций другого человека. Они могут концентрироваться уже не только на себе.

Есть еще одна важная особенность: такой ребенок не различает эмоции по лицам людей. Малышам показывали фото, на которых человек радуется, гневается, переживает момент удивления и т.д. Большинство (около 70%) детей не отреагировали правильно, не нашли соответствия между мимикой и реальной эмоцией. А среди детей без серьезных нарушений речи проблемы с этим тестом имели только 1-3% испытуемых.

Пострадал опорно-двигательный аппарат

Все зависит от тяжести повреждений и длительности этого состояния. Для детей с врожденными проблемами характерна повышенная возбудимость. Их реакции на раздражители очень сильные. У таких малышей случаются истерики, приступы страха и паники, повышенная веселость. К развитие детей с овзсожалению, часты аффективные состояния гнева. Часто проблемы с ОДА провоцирует задержку в речевом развитии.

Если не заниматься развитием малыша, то это приводит к психологическому инфантилизму. Он вынужденно находится в зависимом состоянии от взрослых. Нет самостоятельности, возможности хоть как-то ухаживать за собой – развивается упадок желаний. Возможностей нет, нет никаких стимулов – жизнь теряет свой смысл. Это часто происходит с детьми, которые находятся в интернатах и специальных детских домах. Эмоциональное развитие полностью останавливается на том уровне, который был получен естественным путем.

Читайте также:  Роль семьи и школы в интеллектуальном развитии ребенка

Совет родителям

Подберите доступную программу обучения. Обязательно вводятся массажи, бассейн. Это дает возможность расширения эмоционального спектра и снижения тревожности. Нужно больше общения, пусть даже с такими же малышами. Они научатся играть, используя доступные игрушки, варианты ситуационной игры.

Обязательно развивайте волю – только так можно избежать проблемы психологического инфантилизма.

Конечно, в случае нарушений ОДА, церебральных нарушений необходимо всю активность согласовывать с врачами и педагогами. К сожалению, часто состояние сильно ограничивает возможности детей. Но все равно остается зрительное, слуховое восприятие. Делайте упор на них.

Умственная отсталость

У детей с ограниченными физическими возможностями бывает больше шансов на успешную социализацию. А умственная отсталость устанавливает естественный порог развития. Конечно, самое важное здесь — тяжесть отклонения. Все чувства, эмоциональные проявления такого ребенка очень развитие детей с овзтяжело определить. Иногда за улыбкой скрывается агрессия.

Если речь идет о снижении интеллекта, то дети с такой проблемой очень часто бывают доверчивыми, открытыми. У них живые реакции, но совершенно не соответствующие возрасту. У других, наоборот, отмечается особая глубина переживаний, может быть отлично развита эмпатия и умение сочувствовать чужой боли. У детей с такими видами расстройств умственной деятельности больше шансов на социальную жизнь. Они посещают специальные школы, там заводят друзей, товарищей по играм. Часто тянутся к обучению, живо интересуются природой, животными, ощущают потребность учиться.

С другой стороны, более серьезная развитие детей с овзотсталость исключает возможность нормального обучения. Такие дети бывают агрессивны. У них на первом месте потребности, желания. Уровень психологического развития остается таким же, как у ребенка 1-1,5 лет. В такой ситуации очень тяжело дифференцировать эмоциональное состояние детей.

Для умственной отсталости характерно неадекватное поведение. Есть потребность в общении, но ребенок не может полностью реализовать ее. Нет критической оценки собственных действий, так как развитие психики находится на том уровне, когда критика еще не возникает. Часто для такого состояния характерно абсолютное безразличие к эмоциям других людей. Малыш (а потом и взрослый человек) не умеет распознавать изменение настроения собеседника.

Совет родителям

Детей с умственной отсталостью необходимо развивать в соответствии с советами психолога и дефектолога. Для них разработаны различные программы, направленные на эмоциональное развитие. К сожалению, самодеятельность родителей без специального образования бывает опасна для ребенка. Они либо без внимания относятся к его агрессивным проявлениям, либо, наоборот, доводят ребенка с потенциалом до беспомощного состояния.

Проблемы психического развития

Отставание в психическом развитии часто ведет к проблемам в развитии эмоций. Их состояние зависит от момента. Возможен резкий переход от радости к слезам. Так, кроха играет, смеется, а буквально через секунду уже ломает игрушки и заливается слезами.

К сожалению, большинство таких состояний не поддается контролю.Врачи предлагают медикаментозную терапию для людей, страдающим расстройствами психического развития.
В отличие от детей с ограниченными физическими развитие детей с овзвозможностями, ментальные проблемы детей не позволяют заниматься с ними привычными методами. Их эмоции можно охарактеризовать как неадекватные. Так, малыш от боли, своей или чужой, может начать громко смеяться. Это сильно мешает социализации, ведь наладить нормальное общение между детьми будет большой проблемой.

Такие состояния характеризуются повышенной возбудимостью. Еще одна проблема эмоционального развития — невозможность строить дружеские связи. Для большинства детей с отставанием психического развития нет понятия «дружба». Они предпочитают игру без других малышей, сами с собой. Часто даже игрушки не используются ими во время игры. Привычные методы получения впечатлений тут не работают.

Родителям нужно искать способы, как заинтересовать малыша. Например, поход в зоопарк или музей не станет для него интересным опытом, не вызовет эмоций. А самый обычный поход в магазин может его удивить и вызвать у ребенка массу вопросов.

Комплексные дефекты и патологии

Особенно сложными в плане эмоционального развития являются комплексные дефекты. У детей с ограниченными возможностями и психическими дефектами отмечается очень слабый эмоциональный фон. Речь идет о детях с такими комбинациями дефектов, как:развитие детей с овз

  • глухота и немота;
  • глухота, слепота и немота;
  • глухота и отклонение в психическом развитии;
  • слепота и ДЦП или другие церебральные нарушения.

У них от природы гораздо меньше возможностей даже для обучения эмоциям. Одновременное отсутствие таких важных параметров, как возможность видеть и слышать, делает развитие очень сложным для человека. К сожалению, для детей с ограниченными возможностями сразу по нескольким параметрам не всегда можно подобрать «язык общения». Их эмоции находятся на стадии раннего развития ребенка (1-1,5 года).

Существует язык общения глухонемых, слепоглухонемых. Но не всегда можно найти учреждение, которое занимается их обучением и социализацией. Эти люди очень часто остаются практически беспомощными всю жизнь.

Такие дети практически не проявляют эмоций. Ярко выражается недовольство, сопротивление. Они громко кричат, могут пытаться инстинктивно ударить. Многие родители отмечают, что не понимают своих детей в таком состоянии. Их внутренняя жизнь не находит выхода через эмоции. Они редко плачут, практически не улыбаются. Улыбка может носить нервный характер. Особенно ярко это выражается, если развитие детей с овзкрошка не может видеть. Ведь зрительное восприятие помогает наладить эмоциональную связь, и если его нет, а попутно отсутствует и слух, то человеческие эмоции «дремлют».

Отклик вызывают самые простые ситуации:

  • голод, жажда;
  • боль;
  • невозможность движения;
  • новая атмосфера (резкое снижение температуры воздуха).

Совет родителям

В этом случае очень помогают занятия в воде. Также будет полезным общение ребенка и животного: малыш может сблизиться с животным и почувствовать взаимопонимание. Необходимо тщательно следить за состоянием здоровья ребенка с ограниченными возможностями. Посещайте терапевта, психиатра. Они могут существенно облегчить коммуникацию с малышом.

Современные возможности детей с ОВЗ

Сегодня существуют не только дефектологические садики и школы. Малышам с разными нарушениями, физическими или психическими, предлагают занятия творчеством, музыкой, спортом. Психологи очень советуют родителям обратить внимание на такие кружки и детские клубы. Все это позитивно влияет на настроение ребенка, дает ему возможность испытать новые эмоции. Педагоги знают, что у малышей с ограниченными возможностям бывают проблемы в общении. Для них проводятся специальные занятия, помогающие знакомиться, дружить, играть вместе.

Еще очень важно получать помощь самим родителям. Они не всегда представляют себе, как общаться со «сложным» малышом и развивать его.

Но слепота, глухота, умственная отсталость не должны пугать родителей, заставляя отказаться от ребенка. Им должны подробно объяснять, что именно сможет малыш и как ему помогать.

Большинство детей с легкой и средней степенями нарушений могут продолжить обучение и получить профессию. Их жизнь будет богата впечатлениями, эмоциями, они могут построить семью, работать. Это самого главное для ребенка — объяснить ему, что он не «второсортный», не «дефектный». У него тоже может быть жизнь, полная интересных моментов. Сегодня все больше способов помощи людям с ограниченными возможностями, средств транспортировки людей с нарушениями зрения, ДЦП. Теперь они могут жить полной жизнью.

Главное – вовремя начать занятия. Эмоциональное развитие влияет на формирование личности, развитие психики, возможность жить по законам общества.

Источник