Эмоциональное развитие ребенка литература

Эмоциональное развитие ребенка литература thumbnail

«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, т. е. не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности.

Дошкольный возраст считается наиболее сензитивным к сфере человеческих отношений. В нем происходит бурное развитие самосознание ребенка, он открывает для себя сверстника, вступает с ним в эмоциональные, деловые формы общения.

Подчеркивая значимость эмоционального развития ребенка в ранние периоды жизни, А. В. Запорожец говорил, что истоки высших человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства. В солидарность с ним, Д. Б. Эльконин писал, что если эмоциональное общение своевременно не обеспечено, то все дальнейшее развитие ребенка идет медленно и ненормально. Нарушение нормального взаимодействия с окружающими на ранних стадиях развития ребенка негативно отражается на формировании всех сторон психики, замедляя его темп, влияя на целостность развития.

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.

Можно выделить два основных направления развития эмоциональной сферы дошкольника, каждое из которых представляет собой сложную систему работы. Это:

-обогащение понимания эмоций и чувств;

-воспитание эмоций и чувств.

Цель обогащения понимания эмоций и чувств состоит в том, чтобы имеющиеся у дошкольника (каждой возрастной группы) первичные и неполные знания об эмоциях и чувствах обогатились, стали более полными. В результате этого ребенок лучше будет понимать эмоции и чувства у себя и других людей.

Через какое содержание работы это возможно? Например, с помощью художественной литературы.  

Детская художественная литература – действенная сила нравственного воспитания, и надо уметь целенаправленно ею пользоваться.

Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающая во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля.

Для маленького ребенка каждый день несет с собой открытия, имеющие исключительную важность для формирования его личности: это и общение со взрослыми и детьми, и наблюдения за жизнью взрослых, явлениями природы, и, конечно это информация, которую дети получают из книг.

Произведения искусства не только расширяют его знания о действительности; главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.  

Дети очень любят, когда им читают различные книги.  Но самые любимые книжки для всех детей — это сказки. Очень важно понимать, что такой жанр литературы не является простым развлечением или легким чтением перед сном, хотя, у него есть и такая функция. Сопереживание персонажам художественного произведения, в частности сказки, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление, причем, эти отдельные эмоции в каждом индивидуальном комплексе занимают различное место по значимости, продолжительности, устойчивости. Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

Свою работу я проводила с детьми младшего дошкольного возраста.

В этом возрасте дети еще не умеют читать и являются слушателями, поэтому многое зависит от взрослых, которые не могут и не должны читать текст слишком быстро, скороговоркой или безразличным холодным тоном, без эмоциональных акцентов.

Такие приемы как, творческий кукольный спектакль, игра – беседа с персонажами, игра-драматизация по сюжету сказки, способствует формированию необходимого эмоционального отклика на события сказки и поступки героев.

В процессе работы необходимо соблюдать постепенность, последовательность перехода от одного этапа работы к другому: от чтения к беседе с детьми или приему «нравственной лесенке», далее – к прямому контакту с персонажами (игры-беседы, кукольные спектакли в виде игр, выставки рисунков), к играм – драматизациям.

По мере необходимости допускать  возврат к некоторым методическим приемам для усиления воспитательного момента или коррекции нежелательных эмоциональных реакций (могут повторяться все указанные приемы, особенно игры-беседы с персонажами.)

Сближение сказки и ее героев с жизнью и эмоциональным опытом ребенка обеспечивается объединением в одной игре героев различных сказок и их активным общением с детьми ( прием взаимодействия любимых детьми или хорошо им известных персонажей с персонажами новых произведений. Этот прием эффективен, когда возникают трудности у детей с соответствующим эмоциональном отношениям к героям).

 Усилить сопереживание соответствующим героям сказки и проникновение ребенка в нравственное содержание произведения помогает прием игр-драматизаций. Вся эта система принципов и методических приемом в целом помогает формировать у детей образно – эмоциональное обобщение воспринятого художественного материала.

Далее необходимо научить дошкольников переносить эти чувства и эмоции в реальные ситуации. Для этого требуется:

— научить детей видеть эмоциональное состояние другого (игры-драматизации с повторами определенных сцен и с предложением какому-либо ребенку играть в них сначала одну, а затем тут же – другую роль и т. д.; рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных ситуаций с соответствующим обсуждением; проигрывание коротких сценок, специально нацеленных на это; участие детей в творческих кукольных спектаклях и драматизациях то в качестве исполнителей, то в качестве зрителей);

-создать определенные условия для развития у ребенка способности обнаруживать в жизни, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками ситуации, аналогичные сказочным по своей нравственной сути; учить жалеть, защищать, помогать и т. д.

-обучать детей выбору соответствующего персонажа, которому они смогут подражать в жизненных ситуациях, аналогичных сказочным (различные контакты с персонажами, при которых педагог косвенно – через других персонажей или других детей – одобряет или не одобряет выбор ребенка; пример соответствующего выбора детьми для ого ребенка, у которого этот выбор оказался неправильным.  

Для того , чтобы подготовить детей к любой деятельности , к ее многообразным и многозначным ситуациям, необходимо дать правильные представления о формах взаимоотношений сверстников, вариантах эмоциональных проявлений, способах разрешения сложных ситуаций, средствах выражения нравственных побуждений.

В этом может помочь продуктивная деятельность, которая занимает большое место в жизни детей дошкольного возраста. Это – конструирование и различные виды ручного труда, лепка, аппликация, ручной художественный труд; это – выполнение элементарных трудовых обязанностей и поручений.

Начиная деятельность, дети достаточно активны в развертывании действий, операций для достижения цели. Но ведь, чтобы понять состояние рядом действующего сверстника, нужно не менее активное внимание обратить на его работу. Поэтому необходимо научить ребенка наблюдать за особенностями деятельности сверстника и на этой основе делать вывод о его настроении. Например, мы с детьми учились непосредственно наблюдать за мимикой (выражением глаз, положением губ), особенностями позы, движений, походки и др.

Для этого можно использовать фотографии с ярко выраженными эмоциональными состояниями сверстников (ребенок плачет, смеется и т. д.) После просмотра необходимо с детьми провести беседу:

— Почему девочка плачет? Что сделать, чтобы она улыбнулась? И т. д.

Так как в моей группе находятся младшие дети, я предлагала им  фотографии,  на которых выражены самые основные эмоции: радость, горе, страх, гнев.

 Большую помощь в распознавании эмоций других детей оказали сюжетные картинки, на которых изображены ситуации из жизни детей и взрослых. Опираясь на собственный эмоциональный опыт во взаимоотношениях с окружающими, дети на основе конкретных действий и переживаний персонажей раскрывают социально-нравственный смысл ситуации. После всех просмотров необходимо провести анализ того, что изображено на картинке. Дети не только отвечали на вопросы, а и показывали с помощью выразительных средств какое-либо эмоциональное состояние.

Во время чтения художественной литературы, необходимо привлекать внимание детей к особо выразительным иллюстрациям, хорошо передающим эмоциональные состояния, обращать внимание на особенности движений, мимики, характер  взгляда, улыбки, позы и т. д. Для этого можно  сделать подборку книг с яркими иллюстрациями, которую разместить в книжном уголке в доступном для детей месте.

Так же большое значение для развития эмоциональной сферы ребенка играют дидактические, словесные и подвижные игры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

1. Изард К. Э.  Психология эмоций. С-Пб. «Питер.» 1999

2. Кошелева А. Д.  Эмоциональное развитие дошкольника. Москва. 1985.

3. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр»

4. Ушакова О. С., Гаврош Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой»

5. Шипицына Л. В. «Азбука общения»

Источник

Лариса Васильева
Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка.

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка.

21 век — эпоха расцвета цифровых технологий, поэтому ребёнка с раннего возраста всё больше привлекают яркая картинка, громкий звук, красочная анимация. Всё больше детей могут потреблять информацию только визуально.

Погоня за зрелищностью часто негативно отражается на формировании внутреннего мира ребёнка, особенно его эмоциональной сферы.

Перед родителями и педагогами встают вопросы: как, не перегружая ребёнка зрелищными эффектами, развивать его эмоциональный мир? Как помочь ребёнку понимать свои эмоции, а впоследствии научить контролировать их? Какие эмоции полезны и способствуют самоусовершенствованию личности, а какие вредны и истощают нервную систему?

Приобщение ребёнка к эмоциональной культуре имеет огромное значение. Это будет способствовать формированию эмоционально яркой, нравственно богатой и владеющей своими чувствами личности.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.

О развитии эмоциональной сферы дошкольников написано много книг по психологии и педагогике. Теоритически эта проблема разработана многими исследователями, но с практической точки зрения эмоциональному развитию в детских учреждениях мало уделяется внимания, нет специальных программ. На помощь приходит художественная литература.

Художественная литература несёт в себе огромный развивающийи воспитательный потенциал: приобщает ребёнка к духовному опыту человечества, развивает его эмоциональные возможности. Художественная литература обогащает эмоции детей, вызывая сочувствия герою, сопереживания, радость, восхищение, удовлетворение и др.

Задача детского сада и семьи – выявить потенциал художественной литературы, рекомендованной для развития эмоционального мира ребёнка дошкольного возраста.

Детям предлагается для чтения «Сказка о невоспитанном мышонке» С. Прокофьевой. После чтения – обсуждение.

— Хочется ли тебе улыбнуться после чтения сказки? Почему? Тебе было весело?

• Если бы все на тебя рассердились и не захотели с тобой дружить, чтобы ты стал делать?

Необходимо показать дошкольникам, что хорошее дело всегда связано с чувством радости. Положительные эмоции не должны всегда возбуждать ребёнка. Бывают случаи, когда дошкольнику грустно. Тут на помощь снова приходит книга.

Прочитаем рассказ М. Пришвина «Последние грибы». Разнообразие используемых художественно-выразительных средств обогащает речь ребёнка, а эмоциональное состояние природы перекликается с внутренними переживаниями человека. После прочтения – обсуждение.

• — Какое время года описывается в рассказе? Как ты понял это?

• Как ты думаешь, какие чувства испытал автор, когда нашёл под рыжими листьями грибы? Тебе бывает грустно осенью? Почему?

Ребёнок может испытывать и другие эмоции и чувства. Например, чувство обиды. Часто обида на других ребят, на близких толкает их на необдуманные поступки.

Предлагаем к чтению рассказ А. Соколовского «Тимошкин нос».

После прочтения – обсуждение.

— Кто виновен в том, что мальчик ушиб нос? Что было Тимошке особенно обидно? Прав ли он был, что на всех рассердился?

• Как Тимошка справился с чувством обиды?

Современные дети избалованы: многие их желания сиюминутно удовлетворяются взрослыми, поэтому часто ребёнок чувствует себя центром, вокруг которого всё происходит. Как не хвастаться перед друзьями и взрослыми тем, что не является достижением самого ребёнка?

Обратимся к сказке К. Ушинского «Спор деревьев». После знакомства с ней- обсуждение.

— О чём спорили дуб и яблоня между собой? Кто прав? А ты любишь хвастаться? Важно, чтобы дошкольники учились управлять данным эмоциональным состоянием.

Дети дошкольного возраста часто бывают подвержены чувству страха. Как объясняет А. Берзин, «страх всегда сопровождается непониманием какого-либо явления действительности- либо мы ничего не знаем об этом явлении, либо наше знание о нём противоречит реальности». Дошкольники боятся темноты, незнакомой обстановки, чужих людей. Необходимо, чтобы взрослые помогли ребёнку избавиться от чувства страха. Поможет в этом книга, которая не только может разъяснить многие чувства, но и ликвидировать их негативные последствия.

Детям предлагается для чтения сказка К. Паустовского «Стальное колечко». После чтения – обсуждение.

-Как у Вари появилось колечко? Как оно потерялось? Переживала ли девочка, что не смогла найти колечко? Помогло ли колечко вылечить деда? Как?

Поразмышляйте с детьми о том, как вера в доброе дело помогает человеку преодолеть чувство страха.

Добрые чувства, эмоциональная культура- это средоточие человечности… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств.

Грамотно организованное чтение художественной литературы с дошкольником будет способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка, «воспитанию добрых чувств».

Развитие эмоций будет эффективным, если одновременно развивать интонационную выразительность, эмоциональный отклик на художественное произведение и героев, мимику, пантомимику, жесты и восприятие детьми эмоциональных состояний других людей.

Конечно же, эффективность эмоционального развития зависит от педагогов и родителей. Они вместе должны осознавать важность целенаправленной работы по развитию эмоциональной сферы не только на занятиях, но и в других видах деятельности.

1. Миронова. Н. А. «Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности…». Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка // Дошкольное воспитание. – 2015. — № 3. – С. 53 -60.

2. Интернет-ресурсы

Источник

1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. — СПб.: БХВ- Петербург, 2012. ? 288 с.

2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. ? 2006. ? № 3. ? С. 78 ? 86.

3. Андросова В. Н. Обучение детей восприятию художественной литературы. // Дошкольное воспитание. ? 1986. ? № 2. ? С. 14 ? 20.

4. Базарсадаева Э. Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта. // Вестник бурятского государственного университета. ? 2013. ? № 5. ? С. 24 ? 31.

5. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. — М.: Независимая фирма «Класс», 2006. — 216 с.

6. Вайнер М. Э. Игра и эмоциональное развитие младших школьников. // Начальная школа: плюс — минус. ? 2001. ? № 4. ? С. 12 ? 14.

7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2008. ? №1 ? С. 12 ? 20.

8. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1985. ? 207 с.

9. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. ? 1966. ? № 6. ? С. 62 — 68.

10 .Выготский Л. С. Лекции по педологии. И.: Издательский дом

«Удмуртский университет», 2001 — 304 с.

11 .Выготский Л. С. Психология развития ребенка. ? М.: Смысл, Эксмо, 2005. — 512 с.

12 .Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. ? М.: Педагогика, 1982. ? 401 с. 13.Гиппенрейтер Ю. Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе

переживаем и играем. — М.: АСТ, 2014. — 96 с.

14 .Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. ? 304 с.

15 .Грозина В. А. Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников. // Психологические исследования эмоций. ? 2012. ? № 6. ? С. 85 — 93.

16 .Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии: учебник для бакалавров. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 511 с.

17 .Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка. М.: ACADEMA, 2004. ? 288 с.

18 .Комкова Е. И., Недвецкая Т. М. Идентификация эмоций как показатель эмоционального интеллекта у старших дошкольников. // Инновационные образовательные технологии. ? 2012. ? № 1 (29). ? С. 53 ? 58.

19 .Краткий психологический словарь. / Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский; ред.-сост. Л. А. Карпенко. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с.

20 .Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. ? Ярославль: Академия развития, 1996. ? 208 с.

21 .Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников. // Фундаментальные исследования. ? 2013. ? № 11. ? С. 546 ? 550.

22 .Курышева И. В. Любимая психология «дошкольника»: Методические рекомендации по формированию психологической готовности к школе детей с проявлениями асоциального поведения. — М.: Вентана Граф, 2007. — 137 с.

23 .Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009. ? 320 с.

24 .Лубовский Д. В. Введение в методологические основы психологии. ? Воронеж: МОДЭК, МПСИ, 2007. — 224 с.

25 .Люсин Д. В., Овсянникова В. В. Связь эмоционального интеллекта и личностных черт с настроением. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. ? 2015, Т. 12. ? №3. ? С. 154 ? 164.

26 .Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: Институт психологии РАН, 2004. ? С. 29 ? 36.

27 .Манойлова М. А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся. ? Псков: ПГПИ, 2004. ? 140 с.

28 .Манойлова М. А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов. Псков: ПГПИ, 2004. ? 60 с.

29 .Мухина В. С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Л. А. Венгера. ? М.: Просвещение, 1985. ? 272 с.

30 .Нгуен М. А. Психологические особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников (на примере российских и вьетнамских детей). // Диссер. на соискание уч. степени кандидата психологических наук. — Воронеж, 2008. ? 192 с.

31 .Нгуен М. А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте. // Культурно-историческая психология. — 2007. — №3. — С 46 ? 50.

32 .Нгуен М. А. Развитие эмоционального интеллекта. // Ребенок в детском саду. ? 2007. ? №5. ? С. 80 ? 87.

33 .Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. ? М.: Российское педагогическое агентство, 1996 ? 374 с.

34 .Общая психология. Психология мотивации и эмоций: учебно- методический комплекс для специальности 030301.65 Психология / авторы-составители Н. В. Зоткин, М. Е. Серебрякова. — Самара: Изд-во

«Универс групп», 2007. — 196 с.

35 .Орел Е. А. Опыт разработки теста эмоционального интеллекта ЭмIQ. // В кн.: Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. / Отв. ред.: Д. В. Люсин, Д. Ушаков. М.: Институт психологии РАН, 2009. ? С. 197 ? 208.

36 .Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. / Под ред. Г. А. Урунтаевой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1995. — 291 с.

37 .Практический интеллект. / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж.

Хедланд и др. ? СПб.: Питер, 2002. ? 272 с.

38 .Прусакова О. А., Сергиенко Е. А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста. // Вопросы психологии. ? 2006. ? № 4. ? С. 24 -35.

39 .Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 томах. Под. ред. А. Л. Венгера. Т. 1. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. / Под общ. ред. А. В. Петровского. ? М.: ПЕР СЭ, 2005. ? 176 с.

40 .Романова О. М. Особенности эмоциональной культуры младших школьников. // Интеграция образования. ? 2010. ? № 3. ? С. 89 ? 93.

41 .Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2015. ? 713 с.

42 .Сергиенко Е. А., Ветрова И. И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера — Сэловея — Карузо (MSCEIT V2.0). // Психологические исследования: электрон. науч. журн. ? 2009.

— № 6(8). [Электронный ресурс]. URL: https://psystudy.ru (дата обращения: 14.04.15).

43 .Сидоров С. В. Социально-эмоциональное развитие старших дошкольников. // Мир науки, культуры, образования. ? 2009. ? № 7 (19). ? С. 178 ? 182.

44 .Симбирцева Н. В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте. // Вестник КемГУ. ? 2008. ? № 3. ? С. 54 ? 56.

45 .Скрипченко О. В., Долинская Л. В. Возрастная и педагогическая психология. — Киев: Просвещение, 2001. ? 416 с.

46 .Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. ? СПб.: Питер, 2009. ? 304 с.

47 .Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. ? М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2005. ? 158 с.

48 .Стрелкова Д. В., Бобрышева И. В. Формирование эмоционального интеллекта у младших школьников в образовательном процессе. // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». ? 2012. ? № 3 (17). ? С. 95 ? 98.[Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. ?

URL:https://www.grani.vspu.ru/files/publics/1348486177.pdf (дата обращения: 17.04.16).

49 .Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений. — М.: Академия, 2006. ? 368 с.

50 .Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 ? 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. ? М.: Генезис, 2003. ? 176 с.

51 .Шаграева О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ? М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. ? 368 с.

52 .Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ? М.: Издательский центр «Академия», 2007. ? 384 с.

53 .Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей дет. сада. /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др. / Под ред. А. Д. Кошелевой. ? М.: Просвещение, 1985. ? 176 с.

54 .Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Вопросы психологии. ? 1997. ? № 4. ? С. 20 ? 27.

55 .Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации. ? М.: МПСИ, 1998. ? 304 с.

Источник