Эмоциональное и физическое развитие ребенка понятие

Эмоциональное и физическое развитие ребенка понятие thumbnail

Растущий ребенок

В момент зачатия образуется одна полноценная клетка, содержащая переданную, или «унаследованную», от каждого из родителей генетическую информацию, которая определяет не только пол будущего ребенка, но также многие его специфические признаки. Особые гены отвечают за физические особенности, такие, как рост, телосложение и строение кожи, а также скорость развития ребенка. Поэтому ребенок, чьи родители относительно поздно начали ходить, говорить или страдали задержкой полового созревания, вероятнее всего, будет развиваться таким же образом. Физиологические особенности также предопределяются генетически — ребенок может унаследовать восприимчивость к определенным заболеваниям. Однако влияние наследуемых физиологических особенностей можно ослабить. Так, если ребенок восприимчив к воспалению среднего уха, то всякий раз при появлении первых симптомов следует незамедлительно начинать лечение, которое может предотвратить необратимые повреждения. Наследуются также хорошие или плохие зубы; родители могут принять меры для предохранения зубов ребенка, в частности, приучив его пользоваться зубной пастой с добавками фтористых соединений.

Растущий организм нуждается как в питательных веществах, так и в физических упражнениях. Ребенок, который весел, получает полноценное питание, регулярно участвует в подвижных играх или спортивных состязаниях, будет нормально развиваться и получит основу для долгого крепкого здоровья.

Эмоциональное развитие

С рождения у ребенка появляются индивидуальные потребности, которые в грудном возрасте выражаются в том, что младенцы по-разному едят и спят. В своих практических и эмоциональных запросах грудной ребенок всецело зависит от родителей. Постепенно, по мере того как дети становятся более самостоятельными и у них появляются друзья, эта зависимость уменьшается.

Среда, в которой растет и воспитывается ребенок, играет существенную роль в его развитии. Ребенок обычно относительно легко приспосабливается к изменению потребностей и запросов (например, в школе), если дома его окружают любовь и спокойствие.

По мере развития у ребенка определенных навыков его личность начинает заявлять о себе. Так, в возрасте от 1 до 3 лет, когда дети начинают пользоваться вновь приобретенными навыками, они часто становятся «трудными».

Некоторые дети, называемые гиперактивными, постоянно физически и эмоционально беспокойны — подобный тип поведения является крайним проявлением нормального развития. Такие дети требуют большого терпения и понимания, а иногда и помощи врача.

За годы пребывания в детском саду и школе окружающая каждого ребенка среда расширяется, по мере того как у него начинают складываться новые взаимоотношения, помимо существующих в семье. Подростковый возраст — период наиболее активного эмоционального развития. Развитие половых признаков, которое означает переход от детства к юности, сопровождается усилением гормональной активности, воздействующей на все чувства подростков. Именно этот период является для подростка временем экспериментирования (например, он обычно впервые пробует курить, употреблять алкоголь и вступать в половые отношения).

Изменение пропорций и внешних признаков

В развитии ребенка существуют два возрастных «скачка»: один в течение первого года жизни, другой — в период полового созревания. После первого года темп роста постепенно замедляется и достигает своей низшей точки непосредственно перед началом полового созревания.

При рождении вертикальный размер головы младенца составляет почти четвертую часть длины тела, а ее ширина такая же, как и плеч. На ножки приходится менее половины длины тела. Эти пропорции постепенно меняются, и к юношескому возрасту голова составляет 1/8, а ноги — 1/2 часть общей длины тела.

До начала полового созревания мальчики и девочки имеют в среднем одинаковый рост и телосложение. Однако во время полового развития различия между мальчиками и девочками становятся заметными. Мальчики в среднем выше — их рост увеличивается на 28 см, а у девочек — на 20 см. Изменения начинаются с ног и переходят на туловище, которое растет быстрее. Увеличивается мышечная масса, особенно у мальчиков, у которых заметно шире грудная клетка, плечи и руки. У детей обоего пола лоб становится более выступающим, а нижняя челюсть и подбородок удлиняются, так что они утрачивают свой «пухленький» вид. В подростковый период диаметр головы увеличивается, а череп утолщается на 15%. У девочек-подростков расширяется таз и откладывается жир на бедрах, развиваются молочные железы, (что обычно служит первым признаком полового созревания).

Организм постоянно растет и изменяется в течение первых восемнадцати лет жизни. В это время он подвергается радикальным переменам; изменяются длина и масса теле, его пропорции и формы. Черты лица постепенно становятся болев определенными. Масса тела младенца при рождении составляет 5% от массы тела молодого человека. Только за первый год жизни масса тела ребенка утраивается Ко второму году темпы роста замедли ют си — теперь младенец весит всего в четыре реза больше, чем при рождении. К 10 годам ребенок достигает 50% от массы тела молодого человека. Начиная с грудного до подросткового возраста, длина ног меняется от 3/8 до 1/2 длины тела, а голова — от 1/4 до 1/8.

Изменение пропорций и внешних признаков ребенка

Читайте другие статьи в разделе Ваш ребенок

Для получения дополнительных сведений используйте поиск информации по всем разделам медицины

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №79 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Подготовила: инструктор по

физической культуре

Трифонова Елена

Саранск, 2015-2016 учебный год

Так проблема эмоционального благополучия в контексте физического и психического здоровья встала перед нами наиболее остро и актуальность обеспечения эмоционального благополучия для нашего учреждения в разы возросла.

Что же включает в себя эмоциональное благополучие ребенка?

Это, прежде всего, преобладание положительного эмоционального фона в настроении; положительная самооценка, открытость в общении, уверенность в собственных силах и действиях, нормативный уровень тревожности и проявления страхов, а также оптимальный уровень активности и работоспособности.

Читайте также:  Развитие ребенка и этапы детства

Если мы обратимся к базовым понятиям нашей сегодняшней темы: физическое и психическое здоровье, физическое развитие и эмоциональное благополучие, то мы увидим, что они составляют единый комплекс для полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

Рассмотрим взаимосвязь этих важнейших на сегодняшний день показателей качества дошкольного образования. Представим их как модель взаимосвязи в виде часового механизма, ведь если убрать одну шестеренку часы останавливаются, так и в развитии ребенка все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы

– уберем здоровье, уберем и развитые физические качества (ребенок не будет при этом таким ловким и активным) и соответственно эмоциональное состояние не будет столь радужным т. к. ребенок будет гораздо реже испытывать ситуацию успеха;

— уберем развитие физических качеств, страдает здоровье, а вслед за ним эмоциональное благополучие;

И, наконец, не будет эмоционального благополучия есть риск развития психосоматических заболеваний, т. е страдает здоровье, часто эмоциональное неблагополучие является причиной отказа от деятельности в связи с чем в первую очередь будет страдать развитие физических качеств.

Примеры взаимосвязи можно приводить бесконечно, я думаю каждый из нас в своем жизненном опыте сталкивался с различными состояниями, как отрицательной, так и положительной направленности – и с одной стороны проживание как положительных, так и отрицательных эмоций является неотъемлемой частью развития, с другой же стороны интенсивность переживаний не должна превышать тот предел, при котором проявляются вредоносные влияния для здоровья и развития.

Психика ребенка хрупкая и неустойчивая, ребенок дошкольного возраста не обладает такими волевыми усилиями, самоконтролем и стрессоустойчивостью, и чаще всего систематичное пребывание в негативном эмоциональном состоянии приводит к невротизации, отказу от деятельности, общему ухудшению самочувствия и явному снижению активности.

Эмоциональное же благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт ребенка в ДОУ.

Резюмируя вышесказанное, мы можем прийти к выводу о том, что эмоциональное благополучие вносит значительный вклад в физическое развитие ребенка в виде мотивации на физическую активность и преодоление трудностей.

Обеспечение эмоционального благополучия как части социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, достигается за счет непосредственного общения с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям (п. 3.2.5. ФГОС).

В связи с важностью обеспечения эмоционального благополучия для более гармоничного физического развития также необходимо работать в системе взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса т. к. состояние ребенка зависит от многих факторов – это и отношение со сверстниками, с воспитателем, но самым значительным является семья.

В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, закладываются основы личности, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей.

Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако многие исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.

По мнению родителей, наиболее предпочитаемыми детьми видами деятельности во время пребывания дома являются подвижные игры (50%), занятия рисованием и лепкой (30%), пешие прогулки вместе с родителями (27%), прослушивание рассказов, сказок (26%), просмотр детских телевизионных передач (26%), конструирование (17%). Занятиям физическими упражнениями с родителями отводится лишь восьмое место (12%, что не вызывает оптимизма).

Опрос в форме беседы 100 детей в возрасте 4-7 лет показал, что наиболее предпочитаемым видом их деятельности во время пребывания дома является просмотр детских телепередач (видео). Установленный факт констатирует дефицит двигательной активности дошкольников во время их пребывания в домашних условиях, что служит одним из факторов, обусловливающих недостаточный уровень здоровья детей.

Часть родителей (37%) имеет возможность уделять внимание укреплению здоровья своего ребенка, по крайне мере, несколько раз в неделю, 28% — только в выходные дни, 27% — ежедневно, 4% — во время отпуска и лишь 4% респондентов указали, что вообще не имеют такой возможности. Основными причинами, мешающими родителям уделять внимание здоровью детей, являются: дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости (51%, отсутствие специальных знаний и умений (32%); 23% респондентов считают, что их ребенок и так достаточно здоров, 21% — указывают на недостаточный уровень материальной обеспеченности, 15% — признались в собственной инертности, лишь 6% родителей отметили, что не видят в этом смысла.

В такой ситуации, увеличить степень активности родителей возможно лишь при условии непрерывного организованного взаимодействия ДОУ и семьи.

Успешное решение задач воспитания и соблюдения прав ребенка возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.

Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Семья вскармливает и физически развивает ребенка; обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребенку социально-компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создает уникальную (не воспроизводимую никаким другим социальным институтом) атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное ее развитие.

Читайте также:  Влияние группы на развитие ребенка

Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Без помощи со стороны семьи оздоровительная работа, организуемая в образовательном учреждении, не может быть успешной. Проблема состоит в нахождении победительных стимулов, заставляющих родителей по-иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей.

Для решения этой проблемы необходимо дать родителям полное представление о динамике развития и состоянии здоровья каждого конкретного ребенка. Только на этой основе возможна консолидация усилий семьи и образовательного учреждения и выработка общей стратегии в воспитании у ребенка потребности к здоровому образу жизни.

Работа с родителями занимает особую важную роль, часто именно дисгармоничные отношения в семье являются первопричиной эмоционального неблагополучия.

Рассмотрим алгоритм решения проблемы во взаимодействии: педагог замечает признаки эмоционального неблагополучия в поведении ребенка (отказ, пассивность, сниженный фон настроения), сообщает об этом педагогу-психологу, педагог-психолог связывается с родителями, получает дополнительную информацию и согласие на проведение психологической диагностики и дальнейшую психологическую коррекцию, далее формируется взаимодействие ребенок-психолог и психолог-ребенок-педагог и психолог-ребенок-родитель.

Коррекция эмоционального неблагополучия использует представленные коррекционные здоровьесберегающие технологии:

— арт-терапия

— сказкотерапия

— песочная терапия

— психогимнастика

— музыкотерапия

Остановимся подробнее на применении оборудовании сенсорной комнаты, которое применяется для снятия психоэмоционального напряжения и обеспечения эмоционального благополучия ребенка в ДОУ.

Темная сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.

В темной сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Здесь с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми.

Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.

Темная сенсорная комната, направлено на релаксацию или активизацию психической деятельности детей или взрослых.

Мягкая среда сенсорной комнаты обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому все изделия мягкой обстановки выполнены в спокойных тонах.

Работа в сенсорной комнате идеально сочетается со сказкотерапией. При этом ребенок без всякого принуждения попадает в сказочный мир, где он учится приемам саморасслабления м снятия психомышечного напряжения т. о. осуществляется переход от отрицательной фазы развития к положительной.

Сенсорная комната – это именно та среда, которая дает возможность погрузить ребенка в удивительный мир спокойствия и самообладания, которая привлекает, способна удивить, заинтересовать современного маленького человека, дарит радость и ощущение праздника.

Для вовлечения родителей в совместную с педагогами деятельность по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни мы использовали разные формы взаимодействия. Встречи-консультации с родителями на темы: «Вся семья вместе», «Чего хотят дети», «От чего зависит здоровье детей?», «Поступки людей глазами детей».

Совместные игры с родителями и детьми: «Веселые старты», «Вместе весело играть», «Здорово быть здоровыми», «Мы играем с мамой, мы играем с папой».

Для эмоционального сплочения родителей с детьми, развития умений взаимодействия родителей и детей, укрепления связей родителей и педагогов использовались совместные физкультурные занятия, проведение гимнастики «Гимнастика вместе с мамой и папой», совместные прогулки воспитателя с родителями «Мы гуляем».

Детство – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. В дошкольном возрасте закладываются основы элементарной культуры здоровья, происходит становление здоровьесберегающей компетентности. Поэтому в этот период особенно важно определить пути развития интереса детей к укреплению своего здоровья, разработать педагогическую технологию приобщения дошкольников к здоровому образу жизни

Источник

МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»

Подготовила: 

инструктор по ФК

Лотоцкая Н.В.

2016г.

Что же включает в себя эмоциональное благополучие ребенка?

Это, прежде всего, преобладание положительного эмоционального фона в настроении; положительная самооценка, открытость в общении, уверенность в собственных силах и действиях, отсутствие страха, а также оптимальный уровень активности и работоспособности.

Если мы обратимся к базовым понятиям: физическое и психическое здоровье, физическое развитие и эмоциональное благополучие, то мы увидим, что они составляют единый комплекс для полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

Рассмотрим взаимосвязь этих важнейших на сегодняшний день показателей качества дошкольного образования. Представим их как модель взаимосвязи в виде часового механизма, ведь если убрать одну шестеренку часы останавливаются, так и в развитии ребенка все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы

– уберем здоровье, ребенок не будет таким ловким и активным в силу своей нетрудоспособности и соответственно эмоциональное состояние не будет столь радужным т. к. ребенок будет гораздо реже испытывать ситуацию успеха;

— уберем развитие физических качеств, страдает здоровье, а вслед за ним эмоциональное благополучие;

— уберем эмоциональное благополучие, есть риск развития психосоматических заболеваний, т. е. страдает здоровье, ведь часто эмоциональное неблагополучие является причиной отказа от деятельности в связи с чем будет страдать развитие физических качеств.

Примеры взаимосвязи можно приводить бесконечно, я думаю каждый из нас в своем жизненном опыте сталкивался с различными состояниями, как отрицательной, так и положительной направленности – и с одной стороны проживание как положительных, так и отрицательных эмоций является неотъемлемой частью развития, с другой же стороны интенсивность переживаний не должна превышать тот предел, при котором проявляются вредоносные влияния для здоровья и развития.

Читайте также:  Прс для развития ребенка

Психика ребенка хрупкая и неустойчивая, ребенок дошкольного возраста не обладает такими волевыми усилиями, самоконтролем и стрессоустойчивостью, и чаще всего систематичное пребывание в негативном эмоциональном состоянии приводит к невротизации, отказу от деятельности, общему ухудшению самочувствия и явному снижению активности.

Эмоциональное же благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт ребенка.

Можно прийти к выводу, что эмоциональное благополучие вносит значительный вклад в физическое развитие ребенка в виде мотивации на физическую активность и преодоление трудностей.

Обеспечение эмоционального благополучия как части социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, достигается за счет непосредственного общения с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям (п. 3.2.5. ФГОС).

В связи с важностью обеспечения эмоционального благополучия необходимо работать в системе взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса т. к. состояние ребенка зависит от многих факторов – это и отношение со сверстниками, с воспитателем, но самым значительным является семья.

В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, закладываются основы личности, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей.

Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако можно констатировать явную недостаточную активность родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.

Основными причинами, мешающими родителям уделять внимание здоровью детей, являются: дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости, отсутствие специальных знаний и умений, недостаточный уровень материальной обеспеченности, собственная инертность, отсутствие в этом смысла.

В такой ситуации, увеличить степень активности родителей возможно лишь при условии непрерывного организованного взаимодействия ДОУ и семьи.

Успешное решение задач воспитания и соблюдения прав ребенка возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Семья – важнейший институт общества, в котором происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.

Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Семья вскармливает и физически развивает ребенка; обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребенку социально-компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создает уникальную (не воспроизводимую никаким другим социальным институтом) атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное ее развитие.

Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Без помощи со стороны семьи оздоровительная работа, организуемая в образовательном учреждении, не может быть успешной. Проблема состоит в нахождении стимулов, заставляющих родителей по-иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей.

Для решения этой проблемы необходимо дать родителям полное представление о динамике развития и состоянии здоровья каждого конкретного ребенка. Только на этой основе возможна консолидация усилий семьи и образовательного учреждения и выработка общей стратегии в воспитании у ребенка потребности к здоровому образу жизни.

Работа с родителями занимает особую важную роль, часто именно дисгармоничные отношения в семье являются первопричиной эмоционального неблагополучия.

Рассмотрим алгоритм решения проблемы во взаимодействии: педагог замечает признаки эмоционального неблагополучия в поведении ребенка (отказ, пассивность, сниженный фон настроения), сообщает об этом педагогу-психологу, педагог-психолог связывается с родителями, получает дополнительную информацию и согласие на проведение психологической диагностики и дальнейшую психологическую коррекцию, далее формируется взаимодействие ребенок-психолог и психолог-ребенок-педагог и психолог-ребенок-родитель.

Коррекция эмоционального неблагополучия использует представленные коррекционные здоровьесберегающие технологии:

— арт-терапия

— сказкотерапия

— фототерапия

— песочная терапия

— психогимнастика

— музыкотерапия

Сенсорная комната – это именно та среда, которая дает возможность погрузить ребенка в удивительный мир спокойствия и самообладания, которая привлекает, способна удивить, заинтересовать современного маленького человека, дарит радость и ощущение праздника.

Для вовлечения родителей в совместную с педагогами деятельность по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни можно использовать разные формы взаимодействия. Проведение занятий в родительском клубе «Здоровая семья»: это консультации с родителями на интересующие родителей темы, совместные игры с родителями и детьми: «Веселые старты», «Вместе весело играть», «Здорово быть здоровыми», «Мой папа –самый лучший друг» и т.д.

Для эмоционального сплочения родителей с детьми, развития умений взаимодействия родителей и детей, укрепления связей родителей и педагогов можно использовать совместные физкультурные занятия, проведение гимнастики «Гимнастика вместе с мамой и папой».

Детство – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. В дошкольном возрасте закладываются основы элементарной культуры здоровья, происходит становление здоровьесберегающей компетентности. Поэтому в этот период особенно важно определить пути развития интереса детей к укреплению своего здоровья, разработать педагогическую технологию приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Источник